В.И. Ревякина, А.К. Коллегов
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ФАКУЛЬТЕТА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ (1960 - 2000-Е ГГ. НА МАТЕРИАЛАХ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Томский государственный педагогический университет
Приоритетной задачей образовательного процесса в педагогическом вузе, несомненно, является формирование профессионально-педагогических компетенций. Традиционно это выражается в приобретении теоретических знаний и умений по предмету и методике его преподавания. Но успешность деятельности педагога, на наш взгляд, зависит всецело от творческого потенциала личности.
Мощным учебно-воспитательным ресурсом по формированию творческой индивидуальности считался и считается ФДП (факультет дополнительных профессий).
Цель нашей статьи - рассмотреть в ретроспективном анализе историю зарождения и развития данной воспитательной структуры вуза.
1960-е гг. в истории СССР определялись как «период построения коммунизма». В октябре 1961 г. XXII съезд КПСС принял третью программу партии, главной составной частью которой был «Моральный кодекс строителя коммунизма». «Формирование нового человека» стало главной задачей культурно-нравственной работы в школе и вузе. Смена идеологической парадигмы усилила роль педагогики как специальной дисциплины. Концепция подготовки педагога-воспитателя, его нравственного облика определила приоритетные направления научной и воспитательно-развивающей работы в вузе. Общеизвестно, что любое учебное заведение той поры функционировало строго по указаниям и предписаниям «сверху». Поэтому вполне закономерно, что в вузах получила расширение деятельность студенческих объединений во внеаудиторное время. Так, в отчете о работе Томского пединститута 1960 г. сообщалось о том, что действовали в течение этого года 18 научных кружков, в которых состояли более 400 студентов. Выпускались стенгазеты факультетов, издавался печатный орган вуза - газета «Советский учитель». Особое внимание, как следует из отчета, уделялось культурно-воспитательной работе студентов. В перечне мероприятий подобного рода за 1960 г. указан как действующий факультет музыкальной культуры. В семи художественных самодеятельных коллективах участвовали более 300 человек. Был создан и пользовался огромной популярностью клуб интересных встреч [1].
Политико-воспитательная работа в соответсвии с идеологическими установками проводилась по плану, составленному деканатами совместно с партийной, комсомольской и профсоюзной организациями факультетов. Из форм воспитательной работы, судя по архивным данным, наиболее эффективными являлись следующие:
1. Работа преподавателей-агитаторов в академических группах (на 1-4-м курсах были преподаватели, на 5-м курсе за политико-воспитательную работу отвечали комсорги).
2. Работа факультетского лектория.
3. Тематические вечера, например, вечер на тему «Специалист рождается в учебе», и вечера отдыха студентов.
4. Художественная самодеятельность студентов.
5. Факультетский агитколлектив.
6. Подшефная работа студентов факультетов в образовательных учреждениях, например биологохимического факультета в подшефном Моряковс-ком детском доме [2].
С 1962 г. начал постоянную работу факультет художественного воспитания, что предопределяло в будущем возникновение ФДП. Институтский хор насчитывал 45 студентов разных факультетов. Одним из первых выступлений драматического коллектива стал спектакль по пьесе Г алича «Походный марш». Всего на факультете в первые годы его существования занималось по 100-150 человек. Этим архивным данным следует безоговорочно доверять, так как в начале своего существования факультет общественных профессий (терминология 60-х гг.) отличался демократическим принципом добровольности. Никаких «зазывалок», характерных для более поздних 80-х гг., типа «будешь ходить на ФОП -получишь зачет», студентам не предлагалось.
Наибольшим успехом зрителей пользовались вокальные группы биологического и физико-математического факультетов, кружок выразительного чтения филологического факультета (факультета русского языка и литературы) под руководством замечательного преподавателя-энтузиаста ФРЯиЛ С.П. Сте-пико.
В развитии самодеятельного и организованного (в рамках факультета) художественного творчества студентов пединститута были и проблемы. Так, хор
временами не имел мужских голосов, что лишало его права в полной мере именоваться хором. Проблемы «с текучестью кадров, особенно мужских, наблюдались и в работе драматического отделения. Финансовые трудности часто не позволяли хореографическому отделению приобрести все необходимые костюмы и специальную обувь. Приходилось совершать чудеса изворотливости, заимствуя костюмы у других творческих коллективов города, перешивая имеющиеся наряды. Оркестр народных инструментов и эстрадный ансамбль не были полностью обеспечены инструментами «удовлетворительного качества», как записано в отчетных документах. В институте не было оборудованной сцены и помещения для хранения инструментов. Но все эти сложности начала 1960-х гг. не отбивали у студенчества желания развивать свои художественные способности и таланты. ТГПИ всегда активно участвовал в смотрах самодеятельности, часто занимая призовые места на областных и межвузовских конкурсах.
История свидетельствует, что в культурной жизни Томского государственного педагогического института 1965-1985 гг. были довольно плодотворными. Время « оттепели» раскрепостило студенческую инициативу, дух шестидесятников в развитии самодеятельности сохранялся и в 1970-е гг. С введением в строй нового учебного корпуса с большим актовым и спортивным залами значительно расширились возможности проведения массовых культурных мероприятий.
Солидный актовый зал стал принимать гостей, среди которых были видные мастера искусства. «Обновил» зал солист Росконцерта Иосиф Кобзон. Тогда он еще не имел звания народного артиста, но уже был признанным молодым певцом. Традицию встреч с интересными людьми заложили два особенно почетных гостя - выпускники педагогического института, известные писатели Юрий Стрех-нин, Виль Липатов и др. [3].
Официальное открытие ФОПа состоялось в 1964/65 уч. г. в составе отделений: дирижерско-хорового, театрального, народных инструментов, художественного чтения, киностудии, хореографического. Общественным деканом факультета был назначен старший преподаватель кафедры русского языка С.П. Степико [4]. Однако неофициально, на общественных началах, на энтузиазме свою работу факультет начал еще ранее в составе одного отделения - музыкально-исторического [5].
В 72 педагогических вузах РСФСР (всего их по РСФСР в 60-х гг. - 83) к 1965 г. были созданы ФОПы, где около 30 тыс. студентов приобрели дополнительные профессии руководителей художественной самодеятельности и лекторов-пропагандистов [6].
Объединение художественных групп и кружков института возглавил в 1960-е гг. Ю.Г. Ельцов - до-
цент факультета русского языка и литературы в форме музыкально-исторического отделения. Это отделение под руководством доцента Ю. Г. Ельцова одним из первых стало практиковать участие студентов в культурно-просветительской лекторской работе. Студенты выезжали с лекциями в районные центры Томской области, что способствовало формированию профессиональных ораторских качеств будущего педагога. Кроме того, студенты изучали теорию, историю музыки и искусства в целом. Основными формами обучения на отделении теории музыки были лекционные и практические занятия (слушание музыки, посещение концертов, проведение музыкально-литературных вечеров), что, в свою очередь, являлось эффективной формой расширения общеобразовательного кругозора и средством эстетического воспитания студентов.
Ассистент кафедры общетехнических дисциплин
Э.И. Коншина (впоследствии залуженный работник культуры РФ) создала хореографическое отделение для студентов пединститута. На занятиях хореографического отделения студенты изучали классический, народно-сценический, историко-бытовой и современный танцы и также элементы актерского мастерства, тем самым приобщались к искусству танца, что в профессии учителя, особенно сельского, до сих пор актуально.
И хореографическое отделение, и отделение художественного слова очень тесно сотрудничали с отделением истории музыки, о чем говорят архивные источники за 1962/63 - 1990/91 уч. гг. Со слушателями этого отделения проводилась работа по совершенствованию техники речи, по декламационному анализу произведений. Кроме общих занятий проводились индивидуальные занятия, связанные с репетиционной работой, направленной на выработку умений и навыков культуры и техники речи. В творческом союзе студенческих объединений с отделением истории музыки в институте, а также в школах города устраивались музыкально-литературные вечера. Овладение навыками выразительного чтения, так необходимыми педагогу, а также методикой организации кружковой работы востребовано и в сегодняшней педагогической деятельности.
С 1989 г. на основании приказа Министерства народного образования РСФСР № 75 от 21.10.1988 г. ФОП был реорганизован в факультет дополнительных профессий (ФДП). Обучение студентов педвуза в рамках ФДП проводилось по пяти направлениям: школа молодого лектора, организаторов культурно-массовой работы, организаторов работы с трудными детьми и подростками, организаторов туристско-экскурсионной работы, организаторов спортивной работы.
Положительным в работе ФДП, как отмечалось в отчете о работе за 1967/68 уч. г., было то, что все
отделения занимались по твердому расписанию, учебный год на факультете начинался с первой декады октября. На всех отделениях были составлены планы работы, которые выполнялись в полном соответствии. На занятиях по специализации (школа молодого лектора, пионерские знания, музейно-историческое, отделение внеклассной работы по иностранному языку, отделение журналистики, драматическое отделение) теория сочеталась с практикой, и был виден качественный результат деятельности отделений. Была установлена тесная связь с областными органами культуры.
Помимо отделения художественного чтения в первые годы работы факультета выделялось театрально-драматическое отделение под руководством артиста Областного театра драмы Н.Ф. Земцова. Успешно работало дирижерско-хоровое отделение, руководимое сначала преподавателем музыкального училища И. А. Рябовой, а затем А.З. Зайцевой. Во второй половине 1970-х гг. хор возглавила выпускница музыкального училища Э.А. Троицкая, одновременно работавшая директором клуба художественной самодеятельности института. В репертуаре коллектива были классические музыкальные произведения из опер Моцарта, Даргомыжского, Верс-товского, Верди, Бородина, Рубинштейна, Римского-Корсакова; популярные в те годы песни советских композиторов и русские народные песни [7].
В этот период активно развивались контакты творческих коллективов института с работниками искусства и художественными коллективами города. Это, безусловно, содействовало обоюдному творческому обогащению коллективов. Можно, например, отметить деловые связи отделения истории музыки факультета общественных профессий с теоретическим отделением музыкального училища, контакты чтецов с областным драмтеатром, нашего хора с хоровой капеллой университета. Интересное содружество было установлено институтской самодеятельностью с народным драматическим театром Дома ученых. Многие артисты этого театра были работниками ТГПИ. Широкую известность в Томске завоевал ведущий артист театра, ветеран этого коллектива доцент Б.В. Казачков. На сцене театра также играли доценты Т.И. Поротова и В.Е. Головчинер, ассистент Н.Я. Кузнецова.
Учебный процесс в те годы проводился по учебным планам и программам, утвержденным Министерством культуры СССР, ЦК ВЛКСМ, Всесоюзным обществом «Знание», Всероссийским советом союза спортивных обществ и организаций и по программам, составленным кафедрами института.
Факультет был укомплектован высококвалифицированным преподавательским составом, многие из которых были совместителями в вузе [8].
В 1970-80-е гг. факультет общественных профессий насчитывал около 20 отделений самого разнообразного профиля работы (идеология, искусство, педагогика, спорт и т.д.).
Большими событиями в культурной жизни не только ФДП, но и в целом института являлись выступления на его сцене видных деятелей искусства. Выступления писателей, певцов, музыкантов-инс-трументалистов, работников кино превращались в большой, непринужденный и столь нужный будущему педагогу разговор об искусстве, о задачах эстетического воспитания. Так, консультантом отделения истории музыки ФОПа был один из крупнейших мастеров оперной сцены Большого театра, большой энтузиаст эстетического воспитания молодежи Народный артист СССР Алексей Иванов. Вот что писал он в томской молодежной газете «Молодой ленинец»: «Искусство рождается в самодеятельности. Хорошо, когда об этом помнят. Вдвойне хорошо, когда это прочно уяснили будущие педагоги. Одной из лучших форм пропаганды музыкальной культуры считаю работу вашего отделения. Сейчас уже ясно, что вы оказываете большое духовное влияние на школьную жизнь, да и не только на нее...» [7].
Согласно отчету о работе ФОПа за 1987/88 уч. г., в политехническом институте проходил межвузовский совет по ФОПу. В нем принимали участие представители обкома ВЛКСМ, деканы ФОПа всех вузов города. На заседании было отмечено, что ФОП ТГПИ взят на заметку как лучший. ЦК ВЛКСМ и Минвуз рекомендовали при разработке новых программ по ФОПу апробацию осуществлять с учетом опыта ТГПИ. Хотя нового положения о работе ФОПа на данный момент еще не существовало, вузам было рекомендовано упорядочить его деятельность, устранить кампанейщину и не считать за ФОП временные творческие объединения, коллективы художественной самодеятельности и спортивные секции. Во исполнение данной рекомендации в ТГПИ были упразднены следующие коллективы: рок-группа, клуб «Кругозор», эстрадная группа, клуб песни «Здравствуй» и факультетские вокальные группы БХФ и ФРЯиЛ, которые занимались в основном тем, что нацеленно готовили избранную группу студентов к разовому смотру художественной самодеятельности.
Действительно, нередко трудно было проследить систематичность работы вышеназванных коллективов, их деятельность имела постоянные нарекания из-за ведомостей, планов и отчетов. А главное - клуб художественной самодеятельности как нестабильная структура не должен был набирать себе участников, соблазняя студентов зачетом по ФОПу (до 1994 г. ФОП был обязательным курсом с зачетом) [9].
Несмотря на отдельные промахи, можно утверждать, что все кружки художественной самодеятельности впоследствии способствовали укреплению структуры в воспитательной системе вуза.
Из документов становится очевидным, что до 1994/95 уч. г. обучение на ФДП являлось обязательным для всех студентов вуза. По окончании обучения (2-4 года в зависимости от специфики отделения) студенты сдавали экзамен. В течение обучения сдавали семестровые зачеты.
С 1995 г. обучение на ФДП было переведено на факультативную основу, что послужило стимулом к более эффективной работе и качественной подготовке студентов.
Факультеты дополнительных профессий существовали в вузах Барнаула, Абакана, Тамбова, Костромы, Калуги, Иркутска, Хабаровска, Тобольска, Орла и других городов. Однако следует отметить тот факт, что, к сожалению, не все факультеты функционируют в настоящее время. Томский государственный педагогический университет - сегодня единственный вуз в городе, где еще функционирует данный факультет, и работа его видна не только в вузе, но и за пределами его.
Современная система воспитания в педагогическом вузе ориентирована на формирование принципиально нового типа ментальности будущего учителя, в которой культура становится определяющим качеством личности. В связи с этим культурологическая направленность обучения и воспитания в вузе по праву становится насущной потребностью современной общественности.
Разработка концепции воспитательной работы в педагогическом вузе преследует две задачи. Первая - общественно значимая - создание условий для формирования учителя, способного успешно и творчески выполнять образовательные и воспитательные функции. Вторая - прикладная - показать обществу, что компетентного учителя-предметника и творческого воспитателя в одном лице можно подготовить в педагогическом учебном заведении в соответствии с квалификационной характеристикой выпускника, установленной государственным стандартом. В этой характеристике выпускника законодательно закреплены требования: являться руководителем воспитательного процесса и самовоспитания учащихся, а воспитательная работа названа одним из главных компонентов профессиональной деятельности специалиста.
Согласно современным тенденциям приходится пересматривать и деятельность ФДП.
На факультете в настоящее время успешно функционируют 11 отделений:
1. Отделение хореографии.
2. Изостудия.
3. Отделение физвоспитания и спорта: туризм, настольный теннис, гиревой спорт, атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика, волейбол, бадминтон, футбол, баскетбол.
4. Отделение флористики.
5. Студия «Сакура». В 2003/04 уч. г. на ФДП открылось новое отделение, необычное по сути и содержанию, где студенты педуниверситета могут окунуться в мир восточных искусств, познать основы икебаны, школы Согэцу, научиться правильно располагать, согласно восточным учениям, предметы искусства.
6. Образовательный процесс библиографического отделения направлен на формирование у студентов навыков работы со спецификой библиотек и работой с литературными источниками. Некоторые студенты, окончившие курс отделения, работают в библиотеке университета параллельно с обучением на базовых факультетах.
7. В 1995 г. при ФДП было открыто отделение конструирования и моделирования.
8. Вокальное отделение.
9. На факультете дополнительных профессий, при музее истории ТГПУ, действует Клуб экскурсоводов.
10. В 2004/05 уч. г. на базе ФДП открылась новая актуальная на сегодняшний день школа-студия «Красота от А до Я». «Основы парикмахерского искусства», «стилист-визажист», «боди-арт, биотатуировка», «театральный грим», «ногтевой дизайн, наращивание ногтей», «наращивание волос и африканские косички» - это основные направления, которыми студенты ТГПУ могут овладеть в процессе обучения.
11. Театральная студия «Амплуа».
Ретроспективный анализ деятельности ФДП
ТГПУ дает право заключить, что более чем за 40 лет на факультете дополнительных профессий обучилось свыше 30 тыс. студентов, многие из которых в настоящее время в качестве творческих педагогов ведут кружки и факультативы в школах, детских клубах. Часть выпускников связала свою судьбу именно со второй профессией, приобретенной благодаря обучению на ФДП, другие стали просто разносторонне развитыми личностями, обладающими творческой индивидуальностью, что в наше сложное, рыночное время следует считать признаком повышенной конкурентоспособности выпускника педагогического вуза.
Литература
1. ГАТО. Ф. 607. Оп. 1. Д. 15. Л. 29.
2. ГАТО. Ф.Р- 566. Оп. 1. Д. 254. Л. 76-78. Отчет о работе ТГПИ за 1963/64 уч. год.
3. Ельцов Ю. Вспоминая былое... // Советский учитель. 1981. № 29 (720).
4. ГАТО. Ф.Р - 566. Оп. 1. Д. 256. Л. 9.
5. Там же. Д. 649. Л. 48, 49.
6. Недо М.П. Преодоление культурного различия между городом и деревней на современном этапе // Культурная революция в СССР (1917-1965 гг.) / Отв. ред. М.П. Ким. М., 1966.
7. Томский педагогический институт 1931-1981 гг.
8. Отчеты о работе ФОПа // Архив ТГПУ. Ф.Р - 566. Оп. 8. Д. 25. Л. 1-12, 18-24.
9. Отчеты о работе ФОПа // Архив ТГПУ. Ф.Р - 566. Оп. 26. Д. 25. Л. 98-105.
Н.И. Кудирмекова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ АЛТАЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В 1920-1930 ГОДАХ
Горно-Алтайский государственный университет
В истории отечественного образования 1920 -1930 гг. известны значительными преобразованиями в сфере просвещения и культуры народов РСФСР - созданием национальной школы, развитием национального учебного книгоиздания, введением всеобщего начального обучения и формированием кадров учительства.
Обеспечение учреждений образования Горного Алтая педагогическими кадрами явилось одной из важнейших проблем организации их деятельности в начале 1920-х гг. Реализация советского законодательства о Единой трудовой школе на родном языке требовала скорейшего пополнения числа педагогов.
Единственной формой подготовки учителей для алтайской национальной школы в начале 1920-х гг. были краткосрочные летние и зимние курсы. В литературных источниках они получили название «красных» в силу революционной окраски времени, событий и конкретной постановки цели «подготовить из недр рабоче-крестьянской массы сознательных и активных красных учителей для новой трудовой школы, которые в то же время будут активными работниками социалистического строительства и сознательными борцами за мировой коммунизм» [1, с. 27].
Летние педагогические курсы 1920 г. проводились в Чемале на базе школы II ступени. Лекции для слушателей - будущих учителей читали получившие в свое время профессиональное образование местные учителя-практики: В.С. Белоусов (география, история), М.С. Серебренникова (русский язык и литература), В.И. Берников (математика), А. В. Анохин (алтаеведение). Заведующим курсами
был назначен И.И. Зяблицкий, преподавателем алтайского языка И.С. Алагызов. В августе 1920 г. в Чемале обучался 41 учитель [2].
В январе 1921 г. началась подготовка алтайских учителей на 4-месячных курсах. Преподавательский корпус составили заведующий районным отделом народного образования А. Б. Струве, учителя Чемальской школы Н.С. Белопашенцева, А.Ф. Бондарева, Ю.Ю. Ирасек, Е.К. Нестерова, С.Т. Поляк.
Учебная программа курсов включала изучение русского и алтайского языков, методики преподавания русского языка, арифметики, истории, естествознания, алтаеведения и рисования. Освоив предметы, слушатели после соответствующих экзаменов и собеседования признавались годными к работе в качестве учителя школы грамоты. На курсах 1921 г. занятия проводились в зависимости от возраста курсантов в старшей и младшей группах дифференцированно. В них обучалось 16 представителей алтайской национальности.
Чемальские курсы явились первым позитивным опытом организации профессиональной педагогической подготовки, хотя количество и качество выпускаемых учителей из числа коренной национальности было небольшим. Практика скороспелой курсовой подготовки учительства для начальной школы получила продолжение весной 1921 г., когда в Гор -но-Алтайском уезде одновременно в трех волостях открылись национальные курсы учителей. Общее количество обучающихся составило уже 60 человек [3, с. 116].
Несмотря на то, что принятая в марте 1921 г. X съездом РКП (б) программа партии в националь-