Научная статья на тему 'Культура как самоосуществление духа (к пятилетию открытия культурологического факультета)'

Культура как самоосуществление духа (к пятилетию открытия культурологического факультета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Юрий Владимирович

Описывается история создания культурологического факультета Томского государственного университета, становления и развития кафедр и научных школ на факультете. Приводятся основные результаты научной и педагогической деятельности факультета за 5 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture as self-vealization of spirit (by the fifth anniversary of the opening of the culturological faculty)

The history of creating the culturological faculty of the Tomsk State University, appearing and developing chairs and scientific schools of the faculty is described. The main results of scientific and pedogogical activities of the faculty during the period of 5 years are given.

Текст научной работы на тему «Культура как самоосуществление духа (к пятилетию открытия культурологического факультета)»

здоровья участников образовательного процесса и подготовку в этой области кадров высшей квалификации. Кафедра участвует в обеспечении работы всех форм повышения квалификации на факультете психологии. Научная деятельность кафедры осуществляется по направлению работы лаборатории психофизиологии нормального и аномального развития и подпрограммы «Психологическое обеспечение развития образования в Сибири» программы «Научное обеспечение развития образования» СО РАО.

Кадровый состав кафедры генетической и клинической психологии: доктор психологических наук профессор ГБ. Зале вс кий (зав. кафедрой), кандидаты психологических наук доценты СЛ. Богомаз, Н.В.Козлова, Т.Г. Бохан, ЕЛ. Рождественская, старший преподаватель П.Ю. Моисеев.

Лаборатория социальной психологии занимается исследованием социально-психологического развития личности специалиста, проблем многоуровневого образования и является базой для осуществления учебно-исследовательских, курсовых и дипломных проектов.

Лаборатория развития образовательных систем разрабатывает бюджетные темы: «Методологические, теоретические и научно-организационные проблемы развития классических университетов на рубеже XX и XXI вв.» (научный руководитель A.C. Ревушкин); «Университетское образование: развитие личности и интеллектуального потенциала нации»; участвует в фанге по федеральной программе Интеграция, развивая идеи об элитарном характере высшего университетского образования и возможности его участия в предоставлении спектра качественных научно-образовательных услуг для удовлетворения разнообразных познавательных потребностей населения. В 1998 г. опубликована монография «Университеты в истории и культуре России». Руководит лабораторией кандидат философских наук ведущий научный сотрудник ТГУ Е.С. Ляхович.

Лаборатория психофизиологии нормального и аномального развития человека занимается исследованием психофизиологии нормального и аномального развития человека, является основой и базой учебно-исследовательских работ студентов, специализирующих-ся в области генетической и клинической психологии.

Психологическая служба ТГУ занимается индивидуальной психологической консультацией и поддержкой, ориентированной на проблемы адаптации и личностного роста студентов университета, сопровождением учебно-воспитательного процесса; разрабатывает и адаптирует активные методы обучения.

Учебно-научно-производственный Центр практической психологии дает возможность получить второе высшее образование по специальностям «Психология» и «Связи с общественностью» в форме вечерного практически ориентированного обучения.

Центр социально-психологического образования развертывает представительства по набору студентов в

Стать* поступила в научную редакцию 27 октября 1998 года.

УДК 008.001,008 001.8; 008:1; 008(091)

основных регионах Сибири на заочное и дистантное обучение по специальностям «Психология» и «Связи с общественностью», а также на курсы переподготовки и повышения квалификации по данным специальностям.

Начальная школа ТГУ с момента основания (1992 г.) старшим преподавателем кафедры педагогики Л.И. Скоро-динской является инициатором различных исследований как в рамках существующих педагогических систем, так и организатором различных инновационных проектов в сфере альтернативного образования. За основу были приняты принципы гуманистической психологии. Для их реализации в школе была создана гибкая учебно-функциональная среда («открытое пространство»), включающая в сферу обучения не только особым образом организованное учебное пространство, но и университетский фон (традиции, музеи, библиотеки и т.д.). В школе создается атмосфера «домашней шхолы», продолжающая традиции Л. Толстого, Януша Кор-чака и др. Школа осуществляет международные проекты по обмену специалистами и научно-методическими разработками в области экологии, психологии, новых педагогических технологий, сотрудничая со школами Беркли, Нового Орлеана (США).

Учебно-научно-производственный Центр «Преображение» занимается психолого-педагогическими проблемами активного ноосферогенеза,разрабатывает методики и технологии раскрытия творческого потенциала и его реализации средствами трансперсональной психологии с опорой на погружение в архетипическое мифологическое пространство. Студия «Образ» работает с детьми, организует выставки детского рисунка. Студия «Лель» организует мифологизацию среды через включение разновозрастных групп в жизненные циклы (природный, деятельный, обрядовый, религиозный, персональный). Театр «Живое слово» занимается реализацией творческого потенциала в сфере звука, слова, движения, создания и демонстрации театра жизни.

Сибирские Центры международной Ассоциации гуманистической психологии (США) и международного Института ноэтических исследований (Великобритания), открытые на базе факультета психологии, осуществляют связь с мировым психологическим сообществом. При их поддержке, а также при поддержке РГНФ, Института «Открытое общество», Академии гуманитарных наук в сентябре 1998 года проведен международный симпозиум «Психологический универсум образования Человека Ноэтического».

Факультет психологии ТГУ поддерживает научные и культурные связи с факультетом образования Шеффилдского университета (Великобритания), Казахстанским государственным университетом, институтом трансперсональной и экзистенциальной психологии (Литва), Токийским университетом «Дайтобунка» (Япония), со школами Беркли, Нового Орлеана (США).

Ю. В. Петров

КУЛЬТУРА КАК САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДУХА (к пятилетию открытия культурологического факультета)

Описывается история создания культурологического факультета Томского государстеенного университета, становления и развития кафедр и научных школ на факультете. Приводятся основные результаты научной и педагогической деятельности факультета за 5 лет.

«Всякая культура (даже материальная) есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу...»

Н. Бердяев

Обращение к культуре, ее востребованность общест- причинами. К числу объективных относится стремление вом диктуется как объективными, так и субъективными общества лучше себя знать, открыть тайну, скрывающую

загадку человека, его происхождение и сущность. Культура есть способ такого постижения человека и общества. «Вопрошая» о себе, своём месте в мире, постигая свой способ бытия, человек необходимо обращается к прошлой и настоящей культуре, в которой объективирована человеческая экзистенция, представлена в различных видах и формах культурной деятельности сущность человека. Познавая культуру, человек в такой же степени познает себя и общество в целом. Особенно остро такие мировоззренческие вопросы встают в переломные эпохи, на рубеже веков, свидетелями чего являемся мы сами. В эти драматические периоды истории как бы спадает завеса с социальной жизни и открывается сама судьба, ожидающая общество и человека. «А ничто не волнует так человека, как судьба его» (H.A. Бердяев).

К объективным причинам следует отнести те социально-политические изменения, которые произошли в последнее время в нашем обществе. В сипу обстоятельств из вузовских учебных программ ушел ряд дисциплин идеологического характера (история КПСС, научный коммунизм) и образовавшийся вакуум не замедлил заполниться новым предметом под названием «культурология». Сегодня практически во всех вузах, средних специальных учебных заведениях, лицеях и школах преподается цикл культурологических дисциплин (исходя из возможностей образовательного учреждения), совсем недавно мы получили государственный стандарт учебного плана по культурологии, что дает возможность поставить процесс преподавания этой дисциплины на общегосударственный уровень. Само же включение культурологии в учебные планы всех факультетов, готовящих специалистов от инженеров до переводчиков с иностранных языков, свидетельствует о восполнении тех лакун, которые существовали в области гуманитарного знания. Вне всякого сомнения культурология является таким предметом, который способен сегодня решать проблемы, связанные с гуманитаризацией системы обучения и воспитания в вузе.

Что касается субъективных причин, то они связаны с особенностями Томского университета - наличием гуманитарных факультетов, общеуниверситетских кафедр и тех научных школ и преподавателей, которые способны к творчеству и могут быть выразителями новых научных идей. Наши гуманитарные факультеты создают в университете особую интеллектуальную и духовную ауру, некий неповторимый микромир, что, как представляется, и обусловило образование новых гуманитарных факультетов в последние годы. Особо хотелось бы сказать об атмосфере философии и метафизики, без которой культурологический факультет в том виде, в каком он пребывает в настоящее время, не смог бы существовать. Несмотря на множество открытых институтов культуры и искусства, факультет по своему духу, учебному плану, перечню предметов, атмосфере, которую нельзя увидеть, но можно почувствовать, в нее окунувшись, остается практически единственным. Даже аналогичные факультеты столичных вузов (Московского и Санкт-Петербургского университетов), ряда крупных учебных заведений страны (Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Ижевска) существенно отличаются от нашего факультета, наряду с прочим, хотя бы отсутствием музыкального отделения, имеющего учебный план консерватории.

Вопрос об открытии культурологического факультета в ректорате обсуждался довольно давно, но на практически все решилось в июне 1994 г. Бывший в те годы ректором профессор М.К. Свиридов принял решение открыть новый факультет на базе существовавшего на филологическом факультете отделения хорового дирижирования и общеуниверситетской (в прошлом межвузовской) кафедры этики и эстетики. На последнем 1993-94 уч. года заседании

Ученого совета было принято решение об открытии факультета и определена его структура: два отделения со специальностями: 020600 - культурология, 051100 - хоровое дирижирование и три кафедры: теории и истории культуры, музыкального искусства, этики и эстетики; две первых кафедры получили статус выпускающих кафедр. Был определен и план приема студентов на первый курс, который с учетом открытой в 1996/97 уч. году третьей специальности 050900 - «инструментальное исполнительство» (класс фортепиано) составляет 35 студентов (20 - по культурологии, 9 - хоровому дирижированию, 6 - фортепиано).

Вспоминаю один факт, связанный с образованием факультета. После долгих сомнений М.К. Свиридов остановился на моей кандидатуре как исполняющего обязанности декана на начальном этапе. Времени на подготовительную работу практически не было, прием документов от абитуриентов всегда начинается в двадцатых числах июня, а вступительные экзамены после 15 июля. Необходимо было определиться по конкурсным экзаменам, отборочной комиссии, учебному и производственному планам, разделить кафедру этики и эстетики на две - дополнительно создать кафедру теории и истории культуры, открыть новую кафедру музыкального искусства и т.д. Решение некоторых вопросов перешло на начало учебного года (открытие кафедр, окончательное составление планов, избрание по конкурсу), решение же других было оперативным (работа отборочной комиссии, прием заявлений абитуриентов, организация экзаменов и т.д.). С этими вопросами, а также с объяснением необходимости открытия нового факультета мне и пришлось идти на кафедру этики и эстетики. Было очевидно, что большого энтузиазма в коллективе мой визит не вызовет, кафедра в прошлом имела статус межвузовской, в период начавшейся «перестройки» она стала общеуниверситетской и - вот - сейчас необходимо было на ее базе открыть факультет, сделав ее факультетским подразделением. Все эти преобразования существенно меняли статус кафедры, характер деятельности преподавателей, объем часов педагогической нагрузки, требовали переквалификации ряда преподавателей.

Остались хорошие воспоминания о работе над состав-ЛСНИ€М учебного плана в каникулярное время. Собрать преподавателей в период отпуска сегодня не представляет труда - благодаря проводимым «реформам» все стали «невыездными». Удалось организовать группу преподавателей-энтузиастов, которые «на одном дыхании» в течение месяца разработали учебный план, легший затем в основу окончательного варианта, утвержденного тремя годами позже учебно-методическим объединением при Российском государственном гуманитарном университете (г. Москва). Это были: проф. В.М. Видгоф, доценты Е.В. Барнашова, А.П. Баронас, Н.Ж. Ветшева (ныне зав. кафедрой романо-германской филологии Филфака), А.И Гавриляк. (ФсФ), ст. преподаватель М.З. Эгштейн

Преподавательский состав отделения культурологии сформировался в стенах родного университета. «Поставщиками» кадров являлись, главным образом, исторический, филологический и философский факультеты. Зав. кафедрой этики и эстетики Э.В. Бурмакин - выпускник филологического факультета ТГУ. За годы работы в университете он стал доктором философских наук, профессором, в течение двадцати лет заведует кафедрой, в настоящее время он заслуженный деятель культуры РФ, член Союза писателей РФ, с 1996 г. - академик Академии социальных наук.

В.М. Видгоф за время работы в университете стал доктором философских наук, профессором, в декабре 1997 г. избран академиком Академии гуманитарных

наук. Научными интересами В.М. Видгофа являются философия культуры, философские проблемы эстетического сознания, философия музыки и искусства, фипо-софско-культурологические проблемы образования.

Л.А. Коробейникова пришла на факультет после философской докторантуры; она выпускница филологического факультета ТГУ. Успешно защитила докторскую диссертацию в Санкт-Петербургском университете в 1994 г. по теме: «Современная культура: альтернативы развития». Сейчас активно работает над проблемами культуры постмодерна, много внимания уделяет учебному процессу, руководит аспирантами.

В составе преподавательского коллектива плодотворно работают опытные педагоги, гармонично сочетающие учебную, воспитательную и научную деятельность. Это доценты Е.В. Барнашова, А.П. Баронас, старшие преподаватели А.Ф. Кошляк, М.З. Этштейн. М.З. Этштейн является зам. декана и уделяет много внимания работе со студентами, организации и планированию учебного процесса. Творчески, с расчетом на индивидуальный подход к студентам преподает доц. Т.А. Титова. В последнее время вокруг нее образовалась инициативная группа студентов и аспирантов. На еженедельных семинарах обсуждаются актуальные проблемы философии, этики, методологии науки; работы трех студентов (Богачева М., Самойленко А., Шурыгина И.), выполненные под руководством Т.А. Титовой, представлены на Всероссийский конкурс студенческих работ.

Над этим сообществом, статус которого можно определить как «ведущие преподаватели», возвышаются наши ветераны - доценты Р.И. Колесникова, Э.Н. Ар-личенкова, А.П. Ощепкова. Р.И. Колесникова до открытия факультета работала на филологическом факультете, с открытием межвузовской кафедры этики и эстетики была избрана доцентом этой кафедры и в настоящее время является преподавателем кафедры теории и истории культуры. Р.И. Колесниковой присущи духовность, утонченность, эмоциональная возвышенность, тактичность и скромность в общении с коллегами - преподавателями и студентами. Она умеет погружать студентов в мир прошлой и настоящей культуры, увлечь их идеями конкретной исторической эпохи и учит понять бытие культуры как раскрывающиеся смыслы в индивидуальном самосознании личности.

В преподавательском коллективе двух кафедр культурологического отделения - и молодые перспективные доценты В.Е. Буденкова и И.Е. Максимова. Второе отделение факультета, состоящее из специальностей «хоровое дирижирование» и «инструментальное исполнительство» (фортепиано), осуществляет свою деятельность на базе кафедры музыкального искусства. Заведует кафедрой В.В. Сотников, выпускник Казанской консерватории. В.В. Сотников на протяжении многих лет активно занимается подготовкой специалистов в области музыкального образования, ведет большую концертную деятельность. Отражением данного факта является награждение В.В. Сотнихова двумя почетными званиями: «Заслуженный работник культуры РФ» и «Заслуженный деятель искусств РФ». В мае 1998 г. ему присвоено ученое звание профессора по кафедре музыкального искусства. Его отличает целеустремленность, большая воля в достижении поставленной цели, высокое профессиональное мастерство и служение миру искусства. Безусловно, В.В. Сотников относится к числу ярких и творческих личностей. Эти качества позволили ему создать коллектив единомышленников - на всем протяжении педагогической деятельности его окружает молодежь, связывающая свое будущее с миром высокого искусства.

Талантливыми, высокоодаренными личностями являются доценты Л.А. Зинченко, В.В. Максимов, старшие преподаватели С.Н. Черепова и С.Н. Чудакова. Будучи опытными преподавателями, вырастившими не одно поколение специалистов, они сохранили в себе тягу к творчеству, исполнительству на сцене перед большой удито-рией, являя собой пример для подражания своим воспитанникам. Их любят и уважают в коллективе университета. Для молодых преподавателей О.Д. Семочкиной, О.Б. Захаровой, Г.А. Родионовой, О.В. Карташовой имеются все необходимые условия для прохождения хорошей школы мастерства как в педагогической, так и в исполнительской деятельности.

В настоящее время коллектив культурологического факультета стоит перед сложной и важной задачей - обретением собственной идентичности, нахождением своего неповторимого облика. В первую очередь имеется в виду научно-исследовательская деятельность, предполагающая разработку глубоких теоретических проблем. Без перманентного поиска, без постоянного открытия истины для себя и научного сообщества немыслима никакая педагогика, нет и не может быть преподавания, соответствующего высоким критериям университетской подготовки специалистов - в противном случае вузовское сообщество будет повторять практику школьного образования. Осуществление поставленной задачи осложняется многими причинами, одна из которых связана с радикальными изменениями, происходящими в нашем обществе. Все гуманитарные науки, в т.ч. философия, являются теоретическим воспроизведением общественной жизни. «Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении» (Гегель). Из этого следует, что не может быть тех же самых гуманитарных наук, когда радикально изменились общественные отношения; не может быть научных школ, механически продолжающих свою деятельность в изменившихся условиях социальной среды. В противном случае - продолжающимся по инерции движением мышления в рамках традиционных школ - мы будем иметь, по словам О. Шпенглера, «труд муравьев».

Отмеченное обстоятельство заставляет коллектив культурологического факультета, взяв из имеющихся гуманитарных научных школ и направлений все лучшее, идти дальше своим путем. На этом поприще уже получены конкретные результаты. Можно определенно сказать, что совместно с преподавателями философского факультета удалось сформировать творческий коллектив, продуктивно работающий в области философской антропологии и философии культуры. Ведутся исследования по воспроизведению адекватного современной эпохе образа философии, который предстает сегодня как философская антропология. Подобное прочтение философии радикально меняет весь круг вопросов: отношение философии и науки, сущность философского дискурса, проблему бытия и существования и т.д. Уже получены конкретные результаты: издана коллективная монография «Философия как учение о человеке» (Томск: Изд-во НТЛ, 1995), этим же издательством в 1997 году опубликован авторский труд «Антропологический образ философии», вышло несколько авторских программ по антропологической философии, одна из которых опубликована в сборнике, выпущенном Государственным комитетом РФ по высшему образованию (Москва, 1996). Культура в современном мире претерпевает существенные изменения: происходит разрушение логоцентризма, отрицание принципа причинности и логики всеобщего, отбрасывание традиционных классических идеалов, окончательных и законченных

схем и образцов. Происходит деконструкция культуры, образ которой задан образом современной философии (постмодерн), которая всегда была рациональным ядром культуры. Исследованию новой духовности, массо-визации и демократизации сознания, характерного для современного человека, посвящены публикации, вышедшие на кафедре теории и истории культуры. Следует назвать работы проф. Л.А. Коробейниковой «Современная культура: альтернативы развития» (Изд-во ТГУ, 1994); «Культурология 20 века: Альтернативные концепции развития культуры» (Изд-во ТГУ, 1995); «Культурология: эволюция сфер современной культуры» (ИПФ, ТПУ, 1997). В работах проводится идея, что культура постмодерна может быть понята в контексте нового мирочувствования; последнее характеризуется иронией и недостатком серьезности. Данное обстоятельство квалифицируется как ее высшая ценность, культура и искусство предстают не как труд, но как развлечение, наслаждение, игра.

Принципиальная новизна подходов в изучении современной культуры, связанная с постижением специфики современного философского дискурса, дает новые результаты в философии культуры. До недавнего времени в отечественной гуманитаристике это направление вообще не было представлено. Как признание достижений культурологического факультета в области философии культуры является приглашение ряда преподавателей на 20-й Всемирный философский конгресс, проходящий в августе 1998 г. в Бостоне (США).

О вполне сформировавшейся научной школе можно говорить в отношении преподавательского коллектива кафедры этики и эстетики. Кафедра была открыта в 1978 г. как межвузовская при Томском государственном университете. ЕС возглавляет профессор Э.В. Бурмакин; под его руководством определено основное направление исследований - эстетическое образование и воспитание в вузе. Разрабатывается концепция проектирования целостной модели культурной подготовки личности в условиях университетского образования. Ставится задача приведения комплекса университетских предметов к необходимой методологической целостности через зтико-эстетические парадигмы; решаются проблемы выявления взаимосвязи и взаимовлияния этики и эстетики с современным гуманитарным и естественнонаучным комплексом знания; осуществляется поиск методологических парадигм этики и эстетики на рубеже веков. Осуществляемые научные исследования предполагают рассмотрение вышеназванных проблем в отношении целого комплекса наук: философии, культурологии, психологии, педагогики и др., что приводит к необходимости тесного сотрудничества кафедры не только с внуфифакультетскими коллективами, но и с другими гуманитарными факультетами университета и вузов региона.

Примечательным является тот факт, что теоретические изыскания, осуществляемые на кафедре, получают практическое воплощение. Преподаватели кафедры провели интересные социологические исследования по нравственным проблемам в сельской семье в районах и городах Томской области. Результаты исследований опубликованы в статьях и получили обобщение в коллективной монографии А.П. Ощепковой и М.З. Эт-штейн «Сибирская семья: особенности развития и формирования нравственной культуры личности». (Томск: Изд-во «Водолей», 1996). Профессор Э.В. Бурмакин на протяжении ряда лет в конкурсном состязании получает фанты РГНФ, что позволяет кафедре регулярно проводить Всероссийские семинары молодых ученых. По итогам работы опубликовано три сборника статей под назва-

нием «Дефиниции культуры». Основная идея семинаров - философский поиск нового образа культуры, выявление ей нравственных и эстетических аспектов.

За годы существования факультета укрепляется его материальная база и ширится область научных исследований. Открыта аспирантура по трем специальностям (теория культуры, философская антропология и философии культуры, философия науки и техники), работает диссертационный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук. Аспиранты работают в русле отмеченных направлений, способствуя дальнейшему развитию сформировавшихся научных школ. Исследуются такие проблемы как: антропологические основания культуры постмодерна, свобода человека в выборе миров как характерная особенность современной культуры, критика классического рационализма в культуре постмодерна, структура бытия эстетического объекта, миф в контексте современной культуры и т.д Эти примеры говорят о том, что на факультете закладываются основания для преемственности как в научных изысканиях, так и в педагогической деятельности. Коллектив преподавателей и студентов вступает в XXI век, что требует готовности к нестандартному мышлению, новому дискурсу, гибким познавательным технологиям, отвечающим духу быстроменяющейся действительности. Вместе с тем за всеми этими вопросами видится человек как субъект жизни, познания, переживания, эмоционального восприятия действительности, как носитель смыслов. Уходящий век, несмотря на професс науки, -принципиальную доступность природы современному человеку благодаря техническим средствам, совершенной методологии и логике научного познания, когда ему одинаково свободно открываются явления как микромира, так и макромира, когда он постигает законы жизни на субклеточном уровне и познает законы образования галактик, находящихся от нас на миллионы световых лет, - останется как век, характеризующийся кризисом науки и подрывом доверия к ней со стороны человеческого сообщества. Научный кризис связан, в первую очередь, с тем, что сам человек на исходе XX века для себя остается загадкой, о себе в научном плане он знает едва ли больше, чем два века назад Поэтому следующий век, если он хочет избежать катастроф и катаклизмов, рожденных неразгаданной тайной человека, должен быть веком человека, веком антропологии, когда бы этот человек был постигнут философией и комплексом наук о культуре.

Что дало открытие культурологического факультета университету? Объективно по своему положению университет является научно-образовательным и культурным центром. Классический университет изначально предстает как ценф культуры, объединяя в себе всю сумму знаний и весь опыт, накопленный человечеством в ходе своей многовековой истории. Знание есть высшая ценность и важнейший компонент культуры. Поэтому открытие культурологического факультета следует рассмафивать как заключительное звено, последнюю точку в славном движении университета к своему 120-летию.

Наш факультет как самостоятельное подразделение занимает особое положение в системе гуманитарных факультетов. Он призван выполнять некое интефирующее начало по отношению к отдельным гуманитарным знаниям, представляющим «частичное» знание о человеке. История, филология, политическая экономия, юриспруденция, как бы ни были важны и необходимы в жизни и практике, не могут сами по себе подняться до осознания культуры как целостного и метафизического понятия, через которое и в котором обществе осознает себя, делает себя предметом мысли и познания. Постигая себя в культуре,

человечество воспроизводит свой образ, являющийся адекватным современному наличному бытию, через культуру оно постигает себя в различные исторические эпохи, когда человеческий разум еще не достиг такого уровня развития, что мог бы рефлектировать на себя.

В последнее время установились тесные связи факультета с родственными учреждениями города: музыкальным училищем, колледжем культуры и искусства, центром планирования карьеры школьников, гуманитарными музеями и школами. Выпускники этих учебных заведений поступают к нам на факультет, предварительно пройдя хорошую профориентационную подготовку. Руководство названных учебных заведений находит формы сотрудничества с факультетом, когда бы можно было говорить о создании системы непрерывной подготовки в рамках объединения «школа-вуз» либо «колледж-вуз». В перспективе видится создание на базе факультета при университете института культуры, в который вошли бы родственные учебные заведения: музыкальное училище, колледж культуры и искусства, педколледж с его музыкальным отделением. Получив в стенах этих образовательных учреждений диплом бакалавра, выпускники могли бы продолжить обучение в университете и получить магистерскую степень.

Центром культуры стало музыкальное отделение факультета. Кафедра музыкального искусства, руководимая профессором В.В. Сотниковым, разработала целую систему эстетического, художественного, культурного воспитания молодежи и сотрудников университета. Подтверждением тому служит и проходящий в университете фестиваль искусств, посвященный 120-летию ТГУ. Фестиваль пропагандирует классическую музыку, произведения великих композиторов и музыкантов Вивальди,

Стать* поступила в научную редакцию 17 мая 1999 г.

УДК 378(091)

Россини, Моцарта, Чайковского, Рахманинова, Мусоргского. Эта деятельность не ограничивается университетскими аудиториями, но распространяется и в городе. Такие замечательные коллективы, как академическая хоровая капелла, ансамбль скрипачей, академический студенческий хор и целый ряд других классических коллектив активно участвуют в концертной деятельности и вносят свой вклад в формирование той культурной и духовной ауры, которая приносит славу Томску как университетскому центру и Сибирским Афинам.

Примечательной чертой факультета как центра культуры является то, что он стал в процессе подготовки музыкантов-дирижеров центром притяжения лучших томских артистов. На факультете работают заслуженные артисты России - С. Зеленкин, В. Максимов, А. Дружинин, солисты областной филармонии В. Рыбин и В. Рын-дин, солисты капеллы Л. Зинченко, С. Черепова и др. Все они вместе со своими учениками участвуют в концертах, проводимых как в университете, так и в городе.

Факультет молод, он только начинает свой жизненный путь. Каким окажется его будущая судьба, сказать трудно, но во многом она будет зависеть не только от состава преподавателей, научных школ и направлений, но и от социально-политических процессов, определяющих образ общества в обозримом будущем, от востребованности культуры. Хочется верить, что выбор, осуществленный руководством университета в июне 1994 г., оказался правильным, верно отразившим тенденции социального переустройства в направлении возрастания роли культуры в судьбах людей. «В жизни общественной духовный примат принадлежит культуре. Не в политике и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества»(Н.Бердяев).

С. К. Гураль

ФАКУЛЬТЕТУ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ - 5 ЛЕТ

Описывается история возникновения факультета иностранных языков Томского государственного университета, задачи, стоящие перед факультетам и их решение в течении 5 лет работы ФИЯ.

В июне 1995 года на Ученом Совете Томского государственного университета было принято решение об открытии факультета иностранных языков. Время становления факультета характеризуются бурными позитивными изменениями в развитии образования. Процессы, происходящие во всем мире, заставляют согласиться с мнением западных лингвистов и дидактов о необходимости серьезнейшей реформы в области изучения неродных языков. Эта необходимость диктуется событиями, которые происходят в последние годы в Европе. Создание Европейского сообщества повлекло за собой образование Совета по культурной кооперации, призванного разрабатывать проекты интенсификации обучения иностранным языкам. Начало работы этого Совета ознаменовалось появлением программы, содержащей перечень унифицированных требований к знанию языков и практические рекомендации по изучению языка как средства коммуникации. Не остались без внимания и социокультурные основы преподавания. Было достигнуто общее мнение о путях международной коммуникации, о взаимной помощи в языковой подготовке, о популяризации лучших достижений в методике преподавания и в создании учебных материалов, об обмене результатами научных исследований и методами профессиональной подготовки. 144

В России эти проблемы нашли свое отражение в программе «Система языкового образования», проект который обсуждался в марте 1995 г. в Москве на международной конференции, организованной Российской Академией образования и Министерством образования РФ. Автор программы академик Леонтьев подчеркнул, что задача школы и вуза - подготовить учащихся к вхождению в общеевропейский культурный контекст, в общеевропейское экономическое пространство. Без знания иностранных языков наши ученики будут не конкурентноспособными на мировом рынке. Представляются уместными и разделы программы «Образование и учитель в современном мире», «Образование -едва ли не единая структура, которая еще работает».

В программе «Система языкового образования» воплощено положение, что изучение иностранного языка на всех уровнях способствует развитию культуры, пониманию культурного наследия страны изучаемого языка. Автор программы уделяет большое внимание взаимосвязи с русским языком как опорой в преподавании иностранных языков, и классическим языкам, в частности, латинскому, что разрушает языковые границы и приводит к сближению культур. И все это сделано на основе российского классического образования и его роли в жизни российского общества. Вспомним строки Писарева из его статьи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.