Научная статья на тему 'Эстетическое воспитание в современном вузе: новые подходы'

Эстетическое воспитание в современном вузе: новые подходы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
695
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Видгоф Владимир Михайлович

Статья посвящается 25-летию кафедры этики, эстстики и культурологии Института искусств и культуры ТГУ. Анализируются опыт, проблемы и перспективы применения междисциплинарных стратегий и комплексных технологий в решении проблемы эстетического воспитания в Томском государственном университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers the Results, problems and perspectives of applying interdisciplinary strategies and technologies in teaching at Tomsk State University.

Текст научной работы на тему «Эстетическое воспитание в современном вузе: новые подходы»

Х .Люббе Г В ногу со временем: О сокращении нашего пребывания в настоящем // Вопросы философии. 1994. № 4. С 94-107.

2. Ъвьлюни МП Основания и область применения принципа дополнительности //На пути к новой рациональности Томск Изд-во Том. унта, 2 (И К) С 11-14

3. Чсрнимми // Н На пути к новой рациональности Томск Ивд-воТом. ун-та, 2000. С. 55 -60

4. Нор // Атомная физика и человеческое пошанис М . 1961

Статья представлена кафедрой теории и истории культуры Института искусств и культуры Томского государственного университета, поступила в научную редакцию «Философия» I марта 2ШЧ г

УДК 18 37.01; 378(091)

И. М. ВиОгоф

’ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ:

НОВЫЕ ПОДХОДЫ

Статья посвящастся 25-лстию кл|>сдры этики, эстетики и культурологии Института искусств и культуры ТГУ Анализируют-ся опыт, проблемы и перспективы применения междиецшыипарньгх стратегий и комплексных технологий в решении проблемы эстетического воспитания в Томском государственном университете

Образование в культуре представляет собой многомерную систему, формирующую человека Предмет ее един. С одной стороны, он выражает меру своей самодостаточности и самоценности в формировании и развитии человеческих качеств человека С другой -это сложный, многофакторный и полифункциональ-ный феномен развивающегося социума. Предмет образования определяет и две тенденции в постижении его сущности и стратегии развития мозаичность отдельных подходов и поиск комплексных форм измерения. вплоть до создания единой целостно-синте-зируюшей методологии. Аргументация проблемы как предмета исследования предполагает методологические, теоретические и прикладные установки

Современная наука ставит перед собой масштабную задач) : попытаться на основе принципа системности, ф^зософско-культурологической и деятельностно-аксиологической методологии выйти на реконструкцию такой инвариантной модели образования, которая бы обладала способностью отражать, выражать, продуцировать и репродуцировать становление творческой, гармонически целостной, культурно развитой личности.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. предусмагривает необходимость преодоления фрагментарного отношения к человеку, к миру, в котором он проживает не только как рациональномыслящее. но и как чувствующее, елрадаюшее, любящее, рефлектирующее, оценивающее, интерпретирующее и творчески действующее живое существо

В научном отношении эта задача актуальна потому, что не разработана теория целостности человека (как личности, имеющей свое Лицо, свой Образ) и соответствующая ей методология В практическом - потому, что современное общество, переживающее кризис в своем духовном развитии, мечется в поисках педагогических, психологических, социокультурных и т.п. технологий, которые бы адекватно выражали гуманистические смыслы к_почевы\ ценностей культуры на ближайшую и далекую перспективу На пути к реконструкции такой модели важно предостеречь от двух крайностей, в которые часто впадают теоретики образования.

Во-первых, построение модели образования не должно редуцироваться к теоретическим схемам, лишенным исторической аргументации и практической вери-

фикации. Без исторических и конкретно-практических обобщений осмысления образовательного процесса как целостного, самодостаточного, вечно обновляющегося и саморазвиваюшегося феномена, способного к духов* ному воспроизводству социума в культуре - это за* п я ти с бесперспективное и пустое.

Во-вторых, в переживаемом сегодня «новационном буме» развития образовательного процесса справедливо указывается на абсолютизацию традиционно-нормативных форм в образовании, на необходимость обращения к творчеству как к средству решения возникающих проблем. Однако толкование категории творчества часто не по;іучает достаточно глубокой проработки Креативный путь развития образовательных систем и типов образованности личности всегда был определяющим и всегда присутствовал в становлении образовательных технологий Если бы этого не было, образование не имело бы своей истории, а культура была бы лишена механизма преемсгвенности ценностей.

Очевидно, креативный путь, который сегодня выступает в качестве доминанты без диалектической увязки с нормативным принципом, обречен на пустоцвет новаций В таком виде он не лучше догм и штампов традиционных подходов и потому создает лишь види-мостъ развития. Лучше ориентироваться на тезис Канта, который предлагал не искать новое, а искать вечное Речь здесь идет об ориентации на живую культуру, на превращение всякого результата в условие.

1. Сегодня педагогическая наука и практика стремятся активизировать свои усилия в системном поиске ответов на следующие основные вопросы, взаимодополняющие друг друга:

— как организовать педагогическое пространство, чтобы обрести необходимые условия и оптимальные технологии в деле гуманизации воспитательно-образовательного процесса?

— как научиться сохранять целостную меру образования, функционирующего в рамках единой ангропо-культурологической идеологии и программ сквозного развития всех звеньев воспитательно-образовательной цепочки (семья, детский сад, школа, вуз и т.п.)?

— как такое развитие организовать на основе принятых госстандартов, вариативных форм и неформальных методов восігитания и обучения, избегая пустых новаций, но обре гая навыки грамотного и демократиче-

ского управления образовательным процессом как саморазвивающейся системой?

- как научиться преодолевать синдром авторитаризма и унификации, выходить на творческие формы работы, учитывающие необходимость культурологического принципа воспитывающего обучения?

- как перестроить педагогический тгроцесс, технологию образования, ориенгированную на диалогизацию и эстетизацию (гармонизацию), аттестацию зрелости не только предметных знаний, но и культуры чувств и ценностных ориентаций, умения творчески решать проблемные вопросы, которые ставит перед нами жизнь?

- как организовать взаимодействие органов управления образования и культуры на федеральном и региональном уровнях на основе единых интересов, межведомственных координационных планов и программ?

2. Существенную роль в комплексном процессе гуманитарного развития системы образования предстоит сыграть эстетическому воспитанию, утверждающему гармонию истины, добра и красоты, призванному не только к формированию какой-либо социальной, частной способности (в том числе и вкуса), но и целостного человека как свободной индивидуальности Поэтому эстетическое воспитание универсально, многообразно и разнообразно. Оно пронизывает все сферы жизни и деятельности человека, оптимизируя и обогащая мир его культуры.

По большому счету, любая человеческая деятельность, в том числе и педагогическая, способна обрести гуманистический смысл лишь в том случае, если она свершается в контексте эстетической ориентации, если ее характер и результаты светятся красотой и соизмеряются с ней. Формирование эстетического мышления в системе педагогического общения, как ггравило, связано с искусством как важнейшим фактором воспитания культуры чувств личности. При этом сутью эстетического воспитания, в самой сокровенной его основе, является не сведение его к знаньевым. теоретическим формам эстетического или художественного образования (хотя сама по себе эга задача необходима в определенных масштабах), но углубление и обогащение всего душевно-духовного строя индивида

Какова же практика организации образовательного процесса в свете стоящих перед нами масштабных задач? Обратимся к анализу событий, складывающихся в сфере эстетического воспитания в Томском гос-университете и вузах Томска в 1980-е гг. с тем, чтобы более внимательно оценить, что и как делается сегодня, в условиях развивающегося капитализма.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

При подготовке специалистов высокой профессиональной и духовной культуры в вузах страны в 1980-е гг шел процесс обновления традиционных форм и методов воспитательной работы, осуществлялся выход на интеграционные технологии в гуманитаризации образования. Если говорить об основной тенденции, которая просматривалась в сфере обновления форм нравственно-эстетического воспитания, то обнаруживалось стремление к сокращению реально ощущаемого разрыва между низким уровнем культурной подготовки и все

нарастающим валом идейно-художественной (в том числе и псевдохудожественной) информации, обрушивающейся на личность и требующей от нее соответствующей идентификации.

В практике обучения повсеместно утверждал свою эффективность проблемный метод, усиливалась тенденция общеметодологического осмысления предметов естественно-научного и инженерно-технического профиля, возникала практика чтения разного рода гуманитарных факультат ивов тина: «Введение в специальность», «Основы нрава и вопросы правового воспитания», этики и эстетики и т.п Правда, вводимые новшества в большинстве случаев осуществлялись посредством старых технократических подходов и отражали укоренившиеся в образовании идеологические установки. Из-за нехватки квалифицированных кадров для ведения занятий по этике и эстетике некоторые вузы отказывались от реализации многих гуманитарных проектов и часто становились заложниками формальных услуг, предлагаемых им учреждениями культуры. Так, на протяжении ряда лет Томская филармония выпускала студенческий абонемент Казалось бы, дело важное и нужное Но эффективность подобного рода мероприятий оказалась миниматьной Причины здесь были разные Укажу лишь основные

Во-первых, пресса часто говорила о применении филармонией новых форм массового охвата студентов эстетическим воогитанием средствами искусства Однако практика показывала иное О какой массовости можно было говорить, если из 32 тысяч студе»ггов, обучающихся в вузах Томска, филармонический абонемент был рассчитан всего лишь на 350 мест в концертном зале? Г 1роблема не решалась даже тогда когда одна тема абонементного занятия повторялась еще раз на вузовских площадках. С другой стороны, никто никогда не гаран-тироваг полную заполняемость залов студенческой аудиторией Бывали случаи, когда котгерты 1гроходили в по-лупусгых залах. По при этом не очень-то филармония страдала ибо вузы шигностыо обеспечивали ей финансирование мероприя тий. Более того, часто можно было услышать упреки в адрес вузов за то. что они плохо занимались организацией котроля посещения занятий слушателями.

Такие обвинения мне не совсем понятны. Почему вуз должен нести ответственность за мероприятия, которые проводила филармония? Что. содержание абонементных программ выступало формой социального заказа, идущего от вуза? Отнюдь. Вуз никогда не возражал против приобщения своих студентов к высокому искусству. Более того, понимая важную воспитательную роль этой акции, он стремился всячески помогать филармонии решать вопросы распространения абонементов и финансирования проекта. Но обязать посещать занятия он не мог Становилось очевцд-ным, что ьзаимоотношешгя между вузами и филармонией (как. впрочем, и с другими учреждениями культуры) были порочны. Возникала необходимость серьезной реформации этих отношений в сторону упорядочения и согласования взаимных интересов, преодоления межведомственной офаниченности и амбиций в решении единой задачи нравственно-эстетического образования и воспитания студентов.

МЕЖВУ'ЮВСКАЯ КАФЕДРА ПІ1КТІ И К ТЕТИКИ

В 1978 г. на базе Томского государственного университета была создана межвузовская кафедра этики и эстетики. Ее образование явилось первой в стране попыткой ценгрализации и комплексного решения проблемы нравственно-’эстетического вік питания в пределах города и облает Создание гакой кафедры было вызвано необходимостью имсіь в городе научно-методический и учебный центр этического и эстетического воспитания студенческой молодежи В сфере образования стояла задача объединить ученых вузов города, занимающихся проблемами пики и эстетики, и сконцетрировать их усилия в высококвалифицированном ведении занятий В сфере воспитания задача состояла в разработке научно обоснованных рекомендаций и организационных мероприятий, позволяющих формирован» развитую в нравственном и эстетическом опюшении личность, способствовать координации действий всех, кто їгричастен к нравственно-эстетическому воспитанию студентов

В целом кафедра должна была строить свою деятельность так, чтобы, с одной стороны, отвечать всем традиционным требованиям универсиі'етской кафедры общественных наук (в учебной, методической и общественной работе), с другой сохранить статус межвузовской, способной не только квалифицированно вести курсы этики и эстетики, но также оказывать помощь в создании межвузовской системы нравственно-эстетического воспитания.

Университетский и межвузовский статус кафедры способствовал взаимопроникновению, кооперации и координации действий вузов Томска в решении единой проблемы - нравственно-эстетического воспитания студентов. В результате этого зона влияния университета на другие вузы значительно расширилась. Распространение университетского влияния особенно на технические вузы отражало и их собственные интересы, поскольку способствовало усилению гуманитарной подготовки студентов

Занимаясь нравственно-'эстетическим обучением и воспитанием молодежи, кафедра стремилась прежде всего дать научное обоснование главных принципов нравственно-эстетического воспитания и уже на этой основе разрабатывать методические рекомендации, позволяющие упорядочить и систематизировать накопленный позитивный опыт нравственно-эстетического воспитания томского студенчества, обогащая этот опыт новым содержанием. Этими разработками занимались научный и учебнометодический кафедральные семинары по этике и эстетике. Методологические, теоретические и прикладные аспекты этического и эстетического образования и воспитания, результаты разного рода психологических и социологических исследований, проводимых сотрудниками кафедры, освещались в кафедральных сборниках, монографиях и научных статьях.

Большое влияние на выбор основных форм и исходных методов в этическом и эстетическом образовании и воспитании оказало участие в работе и выступления сотрудников кафедры с научными докладами на научных и научно-практических семинарах и конференциях. Особенно примечателен в этом отношении симпозиум по актуальным проблемам эстетического воспитания сту-

детов, проведенный в Томске в 1980 г. Проблемным советом по эстетике МВ и ССО РСФСР совместно с Томским и Уральским госуниверситетами.

Кафедра оказывала значительную консультационную помощь преподавателям ГПТУ и средних специальных учебных заведений, читающим курсы этики и эстетики; обеспечивала проведение занятий на отделениях этики и эстетики в университете марксизма-ленинизма Томского обкома партии, разрабатывала для этого университета учебно-методические программы.

Для чтения лекционных курсов по этике и эстетике было выделено по 32 часа. Вузы сами определяли, на каком курсе читать эти дисциплины, исходя из учета учебной загруженности студентов. Как правило, этика читалась на первом курсе, а эстетика - начиная со второго и позже ">го скорее отрицательный факт работы межвузовской кафедры, поскольку преподавание исходило не из принципа последовательности изучения философских наук, а из обстоятельств занятости студентов в учебном процессе.

г)тика и эстетика являются философскими науками и должны читаться после философского курса. Переориентировка учебного процесса на такой принцип являлась одной из задач межвузовской кафедры. Существенным моментом преподавания было то, что статус этики и эстетики был обозначен как обязательный с выходом на зачет. Такой подход вполне обоснован, ибо изучение этих дисциплин рассматривалось как более конкретное и глубокое постижение всего цикла общемировоззренческих и философских наук Деятельность межвузовской кафедры этики и эстетики во многом способствовала поиску согласованности и координации усилий в преподавании «пограничных» тем и общих проблем, проведению межкафедральных методологических семинаров с целью выработки единой логики преподавания философских курсов, избежанию необоснованного дублирования и повторов

Отказ от факу льтативов, выход на обязательный статус в преподавании этики и эстетики решил сразу' несколько проблем. Во-первых, изучение этики и эстетики стало фактором, углубляющим постижение общемировоэ-зренческих дисциплин и тем самым расширяющим сферу и качество гуманитарной подготовки студентов; во-вторых, обязательность курсов этики и эстетики способствовала массовому охвату студентов системой этического и эстетического образования. Наконец, это заложило основы перехода от осмысления законов нравственности и красоты к их воплощению в действительности со стороны каждого студента, позволило выйти на упорядочение в преподавании многих тем в системе философских наук.

Была осознана необходимость поиска форм активизации самостоятельной работы студентов во внеучебное время и выработаны некоторые формы решения этой проблемы, как то: олимпиада по этике и эстетике, диспуты, конференции, коллоквиумы, написание рефератов, рецензий, участие в конкурсах по общественным наукам, контрольные работы, тестирование и тд.

Особо следует остановиться на новой форме работы со студентами - организации практики по эстетике. Практикум, посвященный теме «Виды искусства», проводился в рамках учебного процесса Три занятия прак-

тикума были разработаны кафедрой совместно с обществом «Знание» и филармонией. Целью практических занятии было знакомство со спецификой и языком музыки, живописи и театра. Занятия практикума по форме были необычны - разговор об искусстве «средствами» самого искусства. В нем принимали участие искусствоведы, профессиональные художественные коллективы и отдельные артисты.

Практикум пользовался определенной популярностью и способствовал усвоению многих теоретических положений курса, внес новые элементы в систему общения между вузами и \гчреждениями культуры. И все-таки опыт практикума несколько ограничен, ибо в его пределах был возможен только «разовый» контакт с каким-либо видом искусства и носил он «ликбезовский» характер. Однако этот опыт дал толчок для введения более систематизированной и углубленной работы по нравственному и художественно-эстетическому образованию и воспитанию — созданию Городского межвузовского университета искусств.

МЕЖВУЗОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИСКУССТВ

Межвузовский университет искусств (МУИ) по своей сути был новым типом народного университета. Новизна МУИ по отношению к существовавшим формам народных университетов состояла в том, что:

а) он являлся таким общественным учебным заведением, в котором осуществлялось разумное использование наличных художественно-эстетических ценностей, которыми располагал Томск: была предусмотрена координация и централизация усилий всех учреждений, причастных к сфере эстетического воспитания студенчества независимо от их ведомственной принадлежности,

б) он был «привязан» к нуждам учебного процесса в вузах и выступал конкретной формой организации свободного времени студентов Привязанность к учебному процессу выражалась, во-первых, в том, что приобщение к искусств) способствовало постижению не только сложнейших проблем жизни, но и многих истин мировоззренческого, идейного, нравственного и художественно-эстетического характера, преподаваемых в вузовских теоретических курсах; во-вторых (и это вытекает из первого положения), обучение в университете являлось одним из условий получения студентами зачетов по этике и эстетике;

в) были предусмотрены меры, повышающие активность слушателей и прививающие им навыки самостоятельной работы, развивающие из способности и дарования Сюда входило написание реферативных разработок по проблемам этики, эстетики и искусства, проведение конференций, диспутов, бесед за круглым столом, олимпиад по этике и эстетике, участие в пропаганде этических, эстетических и художественных знании по линии вузовских отделений общества «Знание», отделений факультетов общественных профессий (ФОП), оказание помощи и участие в эстетическом и художественном творчестве;

г) ежегодно межвузовский университет искусств охватывал около 12 ООО слушателей, т.е. в системе университета обучались все студенты вузов г. Томска. За десять лет работы МУИ это составило более 120 тыс. человек

Обучение в МУИ было плашмм, плата определялась стоимостью абонемента. Оплачивали обучение вузы.

В целом МУИ отвечал основным требованиям народных университетов. Он был создан при горкоме КПСС. В качестве непосредсгвенных организаторов работы выступали совет ректоров вузов, обком Союза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, горком ВЛКСМ, правление областной ор1анизации общества «Знание», областное управление культуры. Срок обучения в МУИ составлял два года. Занятия проводились в течение шести месяцев, по два раза в месяц.

В составе МУИ действовали четыре факультета: изобразительного искусства, киноискусства, театрального искусства, музыкального искусства. Работа строилась на основе абонементной системы, которая позволяла осуществлять годовое планирование, предусматривать необходимые ор1аниза11ионные меры и управление процессом.

Три подразделения МУИ (координационный центр при горкоме ВЛКСМ, советы МУИ при вузах и художественно-педагогический отдел) осуществляли повседневную работу. Координационный центр решал следующие задачи: распределение абонементов между факультетами МУИ, доведение до с гудентов МУИ информации

о сроках проведения запланированных мероприятий, корректировка профамм абонементов МУИ, реклама обучения МУИ в СМИ.

Вузовский совет МУИ обеспечивал выполнение программ, разработанных правлением МУИ, участие преподавателей университета в их реализации и контроль деятельности отдельных подразделений МУИ и т.д. Совет МУИ включал ректорат, деканов университета, кураторов, членов парткома и профкома и др

В составе художествен но-педагогического отдела МУИ работали заведующий лекторием общества «Знание», председатель научно-методического совета по литературе и искусству общества «Знание», художественный руководитель теагра и заведующий .гитературной частью театра, художественный руководитель филармонии, лекторы, искусегвоведы, деятели литературы и искусства Все они занимались разработкой программ абонементов, рекламой МУИ, кошролем качества содержания и технического обеспечения лекционных курсов, непосредственно участвовали в программах МУИ

Деятельность межвузовского университета искусств во многом способствовала внедрению более разумной сисгемы художественно-:мггетического воспитания сту-дентов, оказывала значительную помощь ВУЗам в реализации их основной цели - подготовки специалистов высокой профессиональной и духовной культуры. Кроме того, в ходе работы МУИ меоду вузами и учреждениями культуры возникли отношения кооперации, солидарности Функционирование межвузовской кафедры этики и эстетики дало существенный опыт в области нравственно-эстетического воспитания молодежи, опыт, который и сегодня сохраняет свою акту альность

В заключение отмечу, что опыт работы МУИ был одобрен и рекомендован для внедрения в практику воспитательной работы вузов страны Минисгерсгвом высшего и среднего специального образования СССР, Министерством культуры СССР и Правлением Всесоюзного общества «Знание».

*+*

Теперь перейдем к событиям современным. Посмотрим, что утрачено и что появилось нового в эстетическом воспитании в томских вузах, и в частности в Томском государственном университете.

ТГУ как высшее учебное заведение является важнейшим звеном в системе непрерывного образования, где прежде все 1\> решаются педагогические задачи подготовки специалистов высокой профессиональной и ду ховной культуры для разных областей жизни страны

Взаимодополнительность профессионального и культурного в целевой ориентации современного вуза настолько очевидна и актуальна, что реализация ее вызвала глобальную гуманитаризацию образования и даже стремления многих вузов обрести статус университета Никто не сомневается в благородности и необходимости подобного рода намерений Однако проблема в друтм - в отсутствии у многих вузов выверенных концептуальных установок и комплексных профамм. Отсюда - господство субъективизма и технократических решений в организации вузовской жизни.

Среди томских университетов ТГУ именуется классическим. Потому, что старейший и потому, что осуществляет подготовку специалистов естественно-научного и гуманитарного профиля на базе фундаментального и широкого методологического образования, наконец, потому, что он находится в постоянном поиске органического синтеза двух линий единого педагогического процесса - теоретико-интеллектуального и эмоционально-культурного.

В этом поиске еще много спонтанного, как. впрочем, и вполне разумного, и даже мудрого. Практика здесь пока опережает теорию, а теория лишь пытается понять интересные наработки практики и робко предложить свои концепты университетского развития. Разве не заслуживает всемерной поддержки организация в структуре классического университета высшего музыкального и художественного образования? Такая интеграция в вузах страны крайне редка и необычна.

Здесь обнаруживается попытка создать дтя томичей благоприятные условия в получении высшего образования не только в сфере наук, но и в сфере искусств. Обычно профессионатьная подготовка в этих сферах осуществляется разными министерствами Министерством образования РФ и Министерством культуры РФ автономно. Притом характер и формы организации учебного процесса в таких вузах настолько несопоставим ы в силу их специфики, что всякая интеграция вызывает настороженность и вопрос: «Нет ли здесь позы и ложного ориг инальничания?». Жизнь показывает - нет Качество выпускников музыкального отделения - отличное, оно не уступает многим консерваториям страны. - такова оценка ведущих специалистов Москвы, Казани и Новосибирска. Более того, становится весьма очевидным, что выпускник музыкального отделения ТГУ в общекультурном развитии выигрывает по отношению к выпускникам консерватории, ибо получает музыкальную профессию в контексте глубокой гуманитарной подготовки, чего лишен выпускник консерватории. В целом опыт подобной интеграции для Томского университета не случаен, ибо он опирается на глубокие традиции развития

хорового самодеятельного искусства, возникновения на его основе профессиональных коллективов, натичия высокопрофессиональных кадров, способных выращивать будущих мастеров искусств.

Однако несмотря на отдельные достижения практики, в организации педагогического процесса ТГУ много неясного, ибо отсутствует четкая рефлексацил смыслов того, что происходит и как развиваться дальше. Отсутствие общей концепции и профаммы развития университета не формирует оптимизма. Повседневность, в которых развертывается жизнь университета в условиях рынка, настолько неопределенна, что порой неясно: де-фадирусм мы или успешно развиваемся?

Если обратить внимание на нравственное и художественно-эстетическое воспитание в университете как важнейшую составляющую общевузовской подготовки, то налицо интуитивные подходы и стихия.

Бурная деятельность кафедры этики и эстетики и созданный ею первый в стране студенческий университет искусств в современных условиях рынка фактически утрачены. I [ремодав ателье кий состав кафедры сократился втрое. Педагогическая нагрузка нравственно-эстетических циклов сохранена лишь на 30 %, остальные 70 % - это чтение курсов по культурологии на разных факультетах университета. Каких-либо средств для развития кафедра вообще лишена. Жизнь самодеятельных коллективов уже несколько лет развивается в традиционном режиме, сохраняя достаточно высокое качество, но не меняясь количественно Организация досуговой деятельности остается на уровне примитива с тиражированием известных штампов шоу-бизнеса. Если резюмировать вышесказанное, то картина складывается достаточно фустная При всей значимости введения профессиональных форм художественного образования и поддержки жизнедеятельности самодеятельных коллективов тысячи и тысячи студентов остаются вне сферы целенаправленного художественно-эстетического образования и воспитания, что создает благоприятную почву для процветания бездуховности и распада личности.

Однако говорить о проблемах и недостатках можно много Сейчас важно другое, ибо мы живем в системе рыночных отношений, которые, влияя на все сферы жизни, требуют от нас правильной ориентации. Сейчас важно фамотно определиться в приоритетах, когда речь идет о соотношении тфавственно-эстетических аспектов духовности и рыночных отношений в культуре.

Современные аналитики и экономисты все больше и больше приходят к мнению, что в условиях развития экономических рыночных отношений в нашем обществе люди постепенно становятся более цивилизованными. Происходит смена приоритетов. В условиях тоталитарных режимов и дикого рынка экономика объявлялась базисом во всех социальных отношениях человека в обществе. В цивилизованных формах общественного развития базисом объявляются нравственные и эстетические ценности, а экономика - одной из важнейших надстроек. Экономика без нравственно-эстетического базиса, по словам Ф. Искандера. это «зверинец с открытыми клетками, что мы видим сегодня у нас» [ИскипОер Ф. Государство и совесть // Школа духовности. М., 1998. № 2 ].

«Сейчас мы ждем великого экономиста, как в свое время народ ждал доброго царя. Экономическая наука на наших глазах превращается в некую мистику, которая якобы спасает страну. Разумеется, нам нужны культурные, талантливые экономисты Но такие люди нужны и в любых областях нашей жизни» [Там же]. «Красота» и «разбуженная совесть» - самые грандиозные источники человеческой энергии и всякого богатства, и они спасут мир. Именно гак рассуждает современный экономист. Если хочешь быть богатым и успешным, научись строить жизнь по законам добра и красоты - вот тезис дня и своеобразный социальный заказ для тех, кто занимается воспитанием и образованием.

Если говорить конкретно, то современная экономика в качестве своего нравственно-эстетического основания называет следующие ценности, гарантирующие нм успешность формирования экономических отношений: доверие, чувство «мы», чувство сопричастности, коллективности и партнерства, профессиональность, компетентность и ответственность за свои действия, личность нравственно воспитанная, относящаяся к труду творчески, умеющая жить по законам гармонии и красоты

Современная тенденция гуманитаризации рынка и явилась мощным фактором объективною процесса гуманитаризации вузов и с каждым годом увеличивающеюся потока поступлений в вуз. Современный вуз должен четко понимать, кто у него заказчик и что ему нужно.

Сегодня у вуза двуединый заказчик — государство и студенчество Задачи у них едины: обеспечить подготовку специалистов высокой профессиональной и духовной культуры Как это будет делать вуз, насколько качественно. - это уже проблема вуза. Конечно, заказчик платит и надеется на качество. Правда, отношение к деньгам заказчика у вуза сложное, ибо, в отличие от советского периода, вуз предоставляет образовательные услуги по линии бюджетного (бесплатного для студента) и внебюджетного (платного для студента) финансирования Как разумно распорядиться этими средствами, чтобы обесне-

Статья поступила а на>чную редакцию «Философия» 9 марта 20(М г

чить качество образования па должном уровне, - вопрос для вуза во многом проблематичный. Решение его во многом зависит от качества концептуальных установок и комплексных профамм отммичации учебно-в ос г питательного процесса.

В связи с вышесказанным можно кратко выразить свое отношение к тому, что необходимо предусмотреть Томскому университету для оптимизации педагогическою процесса

I Осуществить гуманитарно-эстетичекую коррекцию в конце! ггуальных установках деятельности университета в современных условиях.

2. Приступить к разработке и внедрению теоретико-методологических и прикладных аспектов нравственного и художественно-эстетического воспитания в целостной системе общекультурной и профессиональной подготовки студенчества.

3. Разработать комплексную программу по созданию управляемой системы нравственною и эстетического образования и воспитания в вузе.

4. Создать полномоч1гыи общеуниверситетский орган управления программой эстетического развития студентов и педагогов ТГУ.

5. Предусмотреть тщательную проработку юридических аспектов действенности программных установлений.

6. Обеспечить выделение ресурсов (трудовых, финансовых и материальных) для реализации профаммы

В заключение замечу', что создание университетской комплексной программы нравственного и художественно-эстетического воспитания - дело живое, ему нельзя дать закостенеть. Нужно будет постоянно изучать опыт ее реализации, вносить коррективы, совершенствовать, постепенно переходя, к более оптимальным формам работы. Однако успех в реалиизации проекта эстетизации жизни вуза придет только тогда, когда творческая воля отдельных субъектов эстетического воспитания будет органически сопряжена с практикой и политической волей тех. кто заюшается управлением образовательно-воагитательного процесса в современном вузе.

УДК 130

Л,Н. Геи кин

К АНТРОПОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛИЗМА:

СУДЬБЫ ЭТИКИ И ПРОБЛЕМЫ МОРАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ (НОС Т)< ОВРЕМЕННОСТИ

В статье рассматриваются актуальные проблемы кризиса индивидчализма как этической доктрины и моральной (грактики западных обшсств эпохи постмодерна Отмечается важность теорсгичсской критики предпосылок индивидуализма в конггскстс исторического кризиса последнего. Кризис (гипср)индивидуалтма в эпо\\ поегмодерна, его негативные социальные последствия и возможные тти их преодоления рассматриваются в контскстс тсорешческого постмодернизма 3 Ба> мана и комм\ ннтаристской парадиты А Этциони Подчеркивается важность постановки со нио культурных проблем индивилу ализма и выработки стратегий их решения в рамках философии и антропологии интсрсу бъе ктивносгн как основы диску рса этического анализа

Ценности современных западных обществ теоретически и исторически сосредоточены вокруг идей индивидуализма. Антропология свободы, собственности, права, личности, рациональности, истории обнаруживает общий центр тяготения этих культурных архетипов: свободный рациональный собственник* созидающий себя в своем историческом развитии. Так может звучать формула индивидуализма, в которой индивидуальность есть антропологическая формула культур-

ного статуса человека как такового. От Р. Декарта до М Вебера судьба западной цивилизации представляется теоретикам неразрывной с судьбой индивиду- ализма. Поскольку эта категория лишена ценностной нейтральности, она оказывается на перекрестке не только теоретических, но и политико-идеологических дискурсов, что всегда придает дополнительную остроту и актуальность как апологетическим, так и критическим дискуссиям об индивидуализме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.