Недосекина А.Г.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗЕ КАК КОМПЛЕКСНАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА
В статье автор говорит о том, что художественное воспитание выступает прежде всего как средство эстетического воспитания. Достаточно подробно автор описывает средства художественного воспитания (конкурсы, соревнования, поощрения и т. д.). В статье представлен анализ системного подхода применительно к художественному воспитанию и обоснована система данного воспитания в вузе. Данная система складывается из взаимосвязанных между собой подразделений, привлекая студентов к художественной деятельности.
В настоящее время со всей очевидностью встал вопрос о поиске новых путей развития нравственно-эстетической культуры личности студентов, их подготовки к решению задач современной науки и производства, к организаторской и профессиональной деятельности в трудовом коллективе. Повышение эффективности и качества работы по художественному воспитанию в вузах России зависит от многих факторов. Однако наиболее важным, с нашей точки зрения, является комплексный подход, поскольку он характеризуется органическим единством воспитательных усилий, в результате которых формируется духовно богатая и всесторонне развитая личность.
Идея осуществления комплексного подхода к постановке всего дела воспитания в педагогической науке не нова. Суть его заключена в единстве всех направлений воспитательной работы, включая интеллектуальное, нравственное, политическое, экологическое, правовое, эстетическое и др.
Под единством автор понимает, во-первых, взаимное проникновение указанных направлений воспитания друг в друга, осуществление каждого из них через все другие, использование одним видом воспитания средств других видов. Так, эффективными средствами экологического воспитания могут и должны служить изучение материалов, касающихся состояния окружающей среды и всех подзаконных актов, имеющих отношение к ее сохранению, участию в различного рода движениях - «Гринпис» или «Зеленые» и т. д.
Во-вторых, комплексный подход требует единства различных сфер воспитания: семьи, воспитательных и учебных учреждений, трудовых коллективов, общественных организаций, учреждений культуры и т. п. Это единство включает в себя общие цели и требования, преемственность, объединение усилий различных сфер при решении конкретных задач воспитания личности и коллектива.
В-третьих, комплексный подход предполагает единство средств воспитания и образования, просвещения, искусство (во всех видах и жанрах), состязательность и т. д. Применение каждого из таких средств подготавливает использование других средств и обеспечивает их эффективность.
Наконец, необходимо единство методов воспитания: воспитания и самовоспитания, воспитания и просвещения, убеждения и принуждения, поощрения и наказания, индивидуального подхода и массовых форм. Каждое из указанных противопоставлений само по себе является обязательным условием воспитания. При комплексном подходе они взаимодействуют таким образом, что реализуют друг друга. Очевидно, что эти требования комплексного подхода к процессу воспитания являются общими для всех видов воспитания, в том числе и художественного. Так, применительно к системе художественного воспитания комплексный подход конкретизирует, во-первых, единство этого вида воспитания с другими направлениями воспитательной работы. Например, вопросам культуры поведения могут быть посвящены занятия искусствоведческого цикла, подготовка и проведение концертов и клубных мероприятий. Общественная активность, ответственность, участие в самоуправлении воспитываются в самой организации работы по художественному воспитанию. Чувство коллективизма развивается в массовых формах художественной самодеятельности. Физическое воспитание тесно смыкается с занятием хореографией. Поистине безграничные возможности в этом отношении дает сам материал искусства, само содержание произведений искусства, используемых на занятиях по музыке, живописи, кино, театру. Здесь могут найти отражение вопросы политического, экологического, правового, нравственного, трудового и др. видов воспитания. Вся система художественного воспитания в целом ориентирована (помимо собственно художественных задач, которые носят
заведомо ограниченный характер) именно на всестороннее развитие личности.
Художественное воспитание во всех его формах выступает и как средство эстетического воспитания. Здесь помимо эстетической стороны искусства, художественной деятельности, организации работы может быть использован лекционный курс эстетики. Этот курс позволяет будущим специалистам-воспитателям осмыслить содержание и значение эстетических проблем, готовит их самих к комплексному подходу в вопросах воспитания. Сложнее организовать использование других видов воспитания для решения задач художественного и эстетического воспитания. И главная трудность состоит как в недостаточном уровне художественного и эстетического развития тех, кто организует и осуществляет воспитание в этих направлениях, так и в теоретической неразработанности данной проблемы. Пожалуй, только одно физическое воспитание сознательно ставит перед собой художественные и эстетические задачи. Другие же виды воспитания охотно и широко пользуются средствами искусства, но не стремятся к художественному развитию студентов.
Преодолеть эти трудности возможно путем художественного и эстетического просвещения преподавателей и сотрудников вузов. Следует отметить, что для этой работы внутри вузов имеются довольно широкие возможности (например, курсы молодых преподавателей, участие в работе студенческого клуба, художественного совета, работа с активом, в частности, с культоргами, кураторами и др.). Большую помощь в этом отношении могло бы оказать включение курсов мировой художественной культуры (МХК), эстетики и проблем эстетического воспитания в программы институтов и факультетов повышения квалификации вузовских преподавателей. Это во-первых.
Во-вторых, рассматривая художественное воспитание в рамках комплексного подхода, выше было отмечено, что оно требует объединения сфер воспитания. Что же касается их реального объединения в вузе, то это направление используется далеко не полностью. Собственная область художественного воспитания, имеющаяся в вузах, включает в себя лекционные и практические занятия по мировой художественной культуре, культурологии, эстетике, работу студенческого клуба, клубов по интересам и т. д. Она более или менее успешно координирует работу библиотеки, общества книголюбов, некоторых отделений факультетов до-
полнительных и индивидуальных специализаций. А вместе с тем художественные и эстетические элементы должны присутствовать во всех сторонах жизни, быта и деятельности студентов: организации труда и отдыха, оформлении и оборудовании жилых помещений, внешнем виде студентов, в общественно-политической жизни и культуре общения.
К сожалению, дальше всего от художественного и эстетического воспитания оказываются две главные сферы жизни: учебный труд и общественная работа. То, что культурология включена в учебный план вузов, а МХК, эстетика, искусствоведение - в курсы по выбору, явно недостаточно. Большой вклад в художественное и эстетическое развитие студентов может внести содержание общественно-политических, общетеоретических, гуманитарных и технических наук, организация, оборудование и оформление учебных занятий и т. д. Когда же занятия по живописи или эстетике, научная и читательская конференция или концерт проводятся в помещении, эстетически и художественно не оформленном, а тем более в антихудожественных и антиэстетичес-ких условиях, их воспитательные результаты неизбежно снижаются.
Большое значение для художественного воспитания могут иметь вневузовские сферы воспитания. Организация системы художественного воспитания на основе изложенных принципов позволит в большей или меньшей степени контролировать взаимодействия студентов с концертными организациями, театрами, кинотеатрами, досуговыми центрами. Для того чтобы студентов эстетически воспитывали условия, в которых проходит производственная практика, необходимы также значительные совместные усилия вуза и предприятия, прежде всего обоюдное понимание воспитательного значения эстетической организации производства. Воспитанию активной жизненной позиции могло бы содействовать задание по производственной практике, например, дать оценку эстетических условий труда.
В-третьих, в решении проблем комплексного подхода большое значение имеет единство средств: художественное образование и пропаганда, реклама, агитация и соревнование, конкурсы и т. д. Однако особое место принадлежит, безусловно, искусству. Непосредственное общение студентов с мастерами искусства на концертах, спектаклях, использование произведений искусства на учебных занятиях в наибольшей
мере обеспечивают как выполнение художественным воспитанием собственных задач, так и использование художественного воспитания для других воспитательных проблем. Но восприятие студентами произведений искусства должно быть подготовлено. Необходимо добиться, чтобы у студента возникло желание встретиться с серьезным искусством, надо, чтобы он был в состоянии понять и оценить то или иное художественное явление. Отсюда необходимость в лекциях, которые знакомят студентов со спецификой различных видов искусства, особенностями их языка, жанрами. Необходима серьезная, квалифицированная пропаганда видов и жанров искусства, исполнителей и творческих коллективов, разъяснение тех или иных произведений, с которыми студенты встречаются на концертах или спектаклях. Такая пропаганда должна осуществляться через вузовскую газету, ТВ и радио, бюллетени и программки концертов, беседы, предваряющие концерт, и т. д. В пропаганде нуждается не только искусство, но само художественное воспитание. Здесь большую пользу могут принести различного рода дискуссии, «круглый стол», проблемные газетные статьи. Столь же важную роль играют средства и приемы агитации. Привлечение студентов к участию в тех или иных формах художественной деятельности, распространение билетов и абонементов, рассказ о достижениях лучших исполнительских коллективов вуза, реклама, разъяснение элементарных правил поведения в зрительном зале - все эти формы агитации должны постоянно осуществляться силами массового актива системы художественного воспитания.
Из других средств художественного воспитания можно выделить различного рода конкурсы и соревнования. Охватывая огромный круг проблем, используя доступные оценке и измерению показатели, в обстановке гласности, предусматривая меры морального и материального поощрения, конкурсы и соревнования обеспечивают активное участие студентов в работе по художественному воспитанию.
В-четвертых, успех художественного воспитания также зависит и, как было отмечено выше, от единства методов воспитания: воспитания и самовоспитания, воспитания и просвещения и др.
Таким образом, комплексный подход не есть суммирование отдельных, различных по содержанию процессов. Комплексный подход означает органическое взаимовлияние, взаимопроникновение всех видов воспитания.
Вместе с тем здесь нам представляется необходимым сделать одно уточнение. Речь идет об устранении разночтений в понимании «комплексного» и «системного» подходов. Дело в том, что комплексный подход часто называют и системным, так как под ним подразумевается связь ряда элементов, образующих органическое единство или систему. Не вдаваясь в подробности выяснения специфики различия системности и комплексности отметим, что комплексность есть специфическая форма конкретизации системности. Комплексный подход - это путь к построению частей системы и системы в целом, одно из условий ее организации. Идея комплексного подхода с успехом может быть использована при формировании целей и задач, при реализации и принципов воспитания, и содержания, и форм, и методов работы и пр., т. е. является методологической базой построения системы воспитательной работы. Иными словами, комплексный подход, по существу, является практической реализацией системного подхода, а следовательно, вносит определенные нюансы в понимание системы, говорит о характере, объединении компонентов в системе.
Педагогика высшей школы разрабатывает проблемы системы и системного подхода применительно к процессу эстетического и его части - художественного воспитания. Здесь также ведется поиск, предпринимаются попытки создать систему. При этом выделяются основные ее элементы: эстетическое образование (курсы МХК, культурологии, эстетики, спецсеминары по искусству и т. д.), эстетическое воздействие учебного процесса и содержание учебного материала, внеаудиторная работа (факультеты культуры, общественных профессий, дополнительных специализаций, клубы, художественное творчество), организация внутриву-зовской среды. Различные исследователи предпринимают усилия установить значение не только перечисленных выше элементов, но и пытаются интегрировать их в целостную систему. Показательны в этом отношении диссертационные работы И.И. Устиновой и С.А. Баграмян. На материале опыта работы Уфимского государственного аграрного университета и опыта работы Московского государственного инженерно-физического университета эти исследователи пытались представить эстетическое воспитание как систему. При этом Баграмян С.А., обосновывая теоретико-методологические и методические проблемы организации
системы эстетического воспитания, ставит, на наш взгляд, очень существенные и важные вопросы: каковы исходные принципы построения системы эстетического воспитания в вузе, возможно ли ориентироваться на универсальный системообразующий принцип, какие процессы и факторы лежат в основе выделения элементов системы, как они структурно организованы, возможно ли общефилософское определение «система» экстраполировать на рассматриваемую сферу эстетического воспитания?
С.А. Баграмян в своих исходных позициях пытается выяснить, что может выступать элементами системы эстетического воспитания. При этом автор дает анализ тех подходов к выделению элементов системы эстетического воспитания, которые сложились в нашей теоретической литературе. Однако за пределами исследования С.А. Баграмян остается, по существу, ответ на главный вопрос, что является элементами эстетического воспитания в вузе, каким образом осуществляется системообразующая связь тех или иных ее компонентов? Автор главным образом сосредотачивает свое внимание на раскрытии системообразующего принципа системы эстетического воспитания в вузе и утверждает, что в качестве такого выступает принцип эмоциональной направленности. При этом московский исследователь пытается рассматривать систему эстетического воспитания в вузе как бы по вертикали, т. е. стремится выделить эстетический аспект в различных формах учебно-воспитательного процесса с первого по выпускной курс и, таким образом, представить его в виде системы. Такой подход, безусловно, представляет собой научный интерес и вносит определенный вклад в разработку теории системы эстетического воспитания в вузе. В свою очередь нам представляется возможным, учитывая неразработанность проблемы системного подхода к эстетическому воспитанию в целом и непосредственно студенчества, попытаться рассмотреть художественное воспитание в вузе как систему, но несколько в ином аспекте. При этом отметим, что излагаемые ниже принципы, положения и требования к функционированию такой системы были получены в результате теоретического осмысления экспериментальной работы по созданию и внедрению системы художественного воспитания в Магнитогорском государственном университете. На наш взгляд, теоретической моделью построения системы художественного воспитания в МаГУ может выступать следующее (рис. 1).
Поскольку далее речь пойдет о системе художественного воспитания на факультете иностранных языков в МаГУ, то мы будем анализировать его систему, исходя из практики вузовской работы, на основе этой схемы.
Цели и задачи художественного воспитания в вузе направлены, с одной стороны, на всестороннее развитие личности, формирование у нее общественного идеала, глубокой убежденности и истинности нравственных и эстетических принципов жизни. С другой стороны, художественное воспитание в вузе имеет круг собственно своих задач. Это, во-первых, оказание практической помощи студентам в продолжении художественно-эстетического образования, полученного на школьной скамье. Заметим, ни широкая эрудиция в области культуры и искусства, ни безупречное методическое мастерство преподавателей кафедр общественных наук, общеобразовательных и специальных дисциплин не могут обеспечить в должной мере преемственность школы и вуза в формировании нравственно-эстетического облика будущего специалиста. Только замена стихийного самообразования организуемой и контролируемой системой учебных занятий по искусству способна повысить и сделать привычными эстетические потребности, продолжить формирование нравственных норм и принципов.
Во-вторых, одна из задач художественного воспитания - оказать помощь всем студентам в организации их художественного потребления и активной творческой деятельности: посещение выставок, музеев, концертов, театров, в участии в коллективах художественной самодеятельности, развитии способностей и талантов.
В-третьих, развитие общественной активности студентов, в том числе и в деле художественного воспитания и самовоспитания.
В-четвертых, все это неразрывно связано с организацией досуга, что имеет важное значение во всем учебно-воспитательном процессе вуза.
Рисунок 1. Система художественного воспитания в вузе
Перечисленные выше задачи позволяют сформулировать ряд организованных принципов, которые могут быть положены в основу художественного воспитания в вузе. Среди них в первую очередь следует подчеркнуть принцип охвата всего студенческого коллектива, привлечение каждого студента к участию в художественном воспитании.
Другим принципом построения системы должно выступать сочетание массовых (обязательных для всех студентов) форм и видов работы с иллективными (по выбору), кружковыми, добровольными, учитывающими склонности и способности наиболее одаренных и способных юношей и девушек.
Одним из принципов развития системы художественного воспитания является единство теории и практики, как необходимое условие его реализации. Это, по сути дела, один из важнейших моментов решения общей задачи воспитания. В качестве принципа художественного воспитания в вузе выступает положение о единстве и взаимодействии различных направлений воспитательной работы. Не менее важным принципом является опора на самостоятельную активность студентов, широкое участие в художественно-эстетическом воспитании общественных молодежных организаций. Наконец, в качестве принципа системы эстетического воспитания сегодня выдвигается положение о концентрации средств художественного воздействия в стенах вуза. Безусловно, многое в художественном воспитании зависит от конкретных условий, места и времени, должно быть обусловлено теми реальными возможностями, которые связаны с общей спецификой столичного или периферийного вуза. При этом следует учитывать общую атмосферу культурной жизни города, наличие очагов культуры, квалифицированных кадров специалистов и целый ряд других моментов. Тем не менее и в больших городах, располагающих сетью театров, музеев, учебными заведениями художественного профиля, филармонией и т. п., сосредоточение средств художественно-эстетического воздействия в стенах вуза, на наш взгляд, - условие, необходимое для систематического, целенаправленного формирования художественноэстетических убеждений, навыков и потребностей студенчества. Только концентрация, планирование и контроль за художественно-эстетической деятельностью каждого члена коллектива могут обеспечить высокий уровень молодого специалиста, придать сугубо интимному,
индивидуальному акту восприятия произведений искусства глубокое социальное, мировоззренческое звучание, оградить от влияния низкопробных подделок, обнаружить нравственную основу подлинных и мнимых эстетических ценностей.
Содержание художественного воспитания -это очерченный объем работы, реально соответствующий возможностям как воспитателей, так и воспитанников, являющийся основой для формирования развитого и образованного в художественном отношении человека. Содержание художественного воспитания определяется целями и задачами и является их конкретным выражением. В то же время особенности содержания художественного воспитания в МаГУ тесно связаны с теми организационными формами работы, которые осуществляются в вузе.
Основные направления. Таковыми выступают в университете три тесно связанные друг с другом направления: художественное образование, самодеятельное художественное творчество и общение с искусством. В процессе учебно-воспитательной деятельности студентов они тесно переплетаются, и в то же время каждое из них представляет собой достаточно самостоятельное образование.
Организационныге формыи Формы художественного воспитания в вузе не являются чем-то неизменным. По мере развития системы художественного воспитания они подвластны изменению. Одни могут отмирать, и, наоборот, возникают новые. Однако в вузах есть тот обязательный минимум организационных форм работы по эстетическому и художественному воспитанию, который может быть использован во всех высших учебных заведениях. Это всем известные формы работы клубов, факультетов общественных профессий (ФОП), факультативных занятий, курсов по выбору. В МаГУ использование этих традиционных форм работы по художественному воспитанию не ограничивается. В процессе практической работы над совершенствованием системы художественного воспитания были найдены и включены новые организационные формы работы кафедры эстетики, этики и культурологии, факультета индивидуальной специализации (ФИС), кафедр декоративно-прикладного искусства (ДПИ), живописи художественно-графического факультета (ХГФ) и отдела художественной литературы библиотеки университета и др. Системный комплексный подход предусматривает максимальное использование каждой из этих
форм работы при их всемерно расширяющемся разнообразии. Такой подход позволяет сделать эффективным воспитание студента при участии его в различных формах работы и в то же время позволяет организовать дело по душе, учесть индивидуальные склонности, способности и умения. В то же время отбор форм воспитательной работы требует педагогически целесообразного сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм, разумного сочетания словесных форм воздействия с практическими, общественно-полезными.
Взаимодействие со средой. Система художественного воспитания студентов факультета иностранных языков в МаГУ носит открытый характер. Она тесно связана не только с деятельностью внутри вузовских подразделений и направлений учебно-воспитательного процесса, но и имеет постоянные выходы во внешнюю среду, которая, в свою очередь, оказывает большое влияние на становление и утверждение существующей системы.
Организация контактов окружающей среды - явление очень важное и в то же время необычайно трудное. Оно зависит от многих каналов связи с внешней средой. Так, постоянная связь системы художественного воспитания с внешней средой проявляется в различных формах: содружества и совместной работы с творческими организациями и учреждениями культуры города, области, республики, различными учебными заведениями города и т. д. Эта связь зависит как от особенностей системы художественного воспитания в МаГУ, так и от специфических условий каждого учреждения, предприятия, так или иначе принимающего участие в осуществляемой в этом направлении работе.
Управление. Здесь следует обратить внимание на то, что система художественного воспитания студентов факультета иностранных языков в МаГУ без управления немыслима. Будучи одной из составных частей системы художественного воспитания, управление, во-первых, формируется на базе потребностей в организации совместного труда многих лиц, связано с необходимостью поддержания определенного порядка и жизнедеятельности самых
различных социальных ячеек как объединение системного типа.
Во-вторых, управление предполагает, что предвидение, планирование, принятие решений, контроль за выполнением и другие действия, связанные с регулированием совместной человеческой деятельности, становятся особой функцией, осуществление которой возложено на специальную управляющую подсистему.
В-третьих, управление выступает как организованная и институциализированная деятельность, выполняемая соответствующей системой органов и организаций, располагающих арсеналом разнообразных средств, методов, способов целенаправленного воздействия на общественную жизнь.
Эти характерные черты социального управления выступают в качестве основных положений системы управления художественным воспитанием студентов МаГУ.
Система художественного воспитания в вузе и ее структура складываются из взаимосвязанных между собой различных подразделений, в большей или в меньше мере привлекающих студентов к знакомству с искусством и художественно-творческой деятельности. При этом, функционирование системы требует не только ее организации, но и управления, основанного на хорошем знании специфики всех частей системы и их состояния в каждый отдельный момент. Последнее возможно лишь на основе обратной связи, т. е. на основе учета информации каждого элемента системы о своем функционировании. Информация, поступающая из среды, и информация, циркулирующая в системе, определяют поведение как отдельных элементов системы, так и всей системы в целом, обеспечивая ее управляемый характер. Управляемость системы является ее наиболее важным и искомым свойством.
Функционирование управления осуществляется через прямые и обратные связи по обмену информацией между звеньями вышеназванной системы в вузе. От того, насколько точно и верно будет выбрано то или иное управленческое решение, будет зависеть эффективность системы воспитательной работы в области художественного воспитания студентов.