Научная статья на тему 'Система контроллинга в вузе искусства и культуры'

Система контроллинга в вузе искусства и культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТЬ / КОНТРОЛЛИНГ / ДИАЛОГ / ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ / ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT / PERSONALITY / CONTROLLING / DIALOGUE / EDUCATION OF YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фокина Наталья Николаевна

В работе поднимается проблема художественно-эстетического развития личности с помощью системы контроллинга. Описываются взаимодействие между управлением воспитательной и внеучебной работы и студентами, а также рассматривается диалог как средство ценностно-мотивационного и эмоционального контроллинга в вузе искусства и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROLLING SYSTEM AT THE UNIVERSITY OF ART AND CULTURE

The problem of a person’s artistic and aesthetic development with the help of the controlling system is discussed in this article. The interactions are described between management of educational and extracurricular activities and students. The notion “dialogue” is concerned as a means of value-motivational and emotional controlling at the university of art and culture.

Текст научной работы на тему «Система контроллинга в вузе искусства и культуры»

СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

УДК 378

Н. Н. Фокина

СИСТЕМА КОНТРОЛЛИНГА В ВУЗЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ

В работе поднимается проблема художественно-эстетического развития личности с помощью системы контроллинга. Описываются взаимодействие между управлением воспитательной и внеучебной работы и студентами, а также рассматривается диалог как средство ценностно-мотивационного и эмоционального контроллинга в вузе искусства и культуры.

Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие, личность, контроллинг, диалог, воспитание молодежи

Меняющиеся социальные реалии и идеологические процессы последнего десятилетия ставят перед высшей школой новые задачи в подготовке и воспитании молодых специалистов в области искусства и культуры. Данные условия требуют воспитания современного поколения в духе созидательного, активного труда, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития духовности человека, сохранения его нравственного и физического здоровья.

Студенчество - наиболее интеллектуальная, творчески развитая часть молодежи, поэтому подход к вопросам его воспитания должен быть очень взвешенным. Цели и задачи развития образования и воспитания молодежи определяются рядом государственных документов: Федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», постановление Правительства Российской Федерации «О национальной доктрине образования в Российской Федерации», «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации» «Концепция развития студенческого самоуправления в Российской Федерации» и др. В этих документах поставлена задача воспитания новых поколений специалистов, что обусловлено потребностями развития страны.

В основе традиций российского высшего профессионального образования лежат принципы преемственности, системности, фундаментальности, доступности и др. Особое значение имеют гуманистический характер образования;

приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающему миру, Родине, семье; развитие национальных и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства; демократический государственно-общественный характер управления образованием.

Обратимся в связи с этим к опыту Пермской государственной академии искусства и культуры (ПГАИК), учитывающему задачи вуза, определенные российским законодательством в области образования и Уставом ПГАИК: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием; формирование у студентов гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации; сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества. Реализация этих задач предполагает неукоснительное соблюдение прав и обязанностей студентов. Студенты имеют право участвовать в формировании содержания своего образования, во всех видах научной и творческой работы, в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности вуза, создавать свои общественные организации. Одновременно они обязаны выполнять все требования учебного плана, Устава и Правил внутреннего распорядка ПГАИК.

В академии сформирована и развивается система художественно-эстетического развития,

157

направленная на становление современного высококвалифицированного специалиста, опирающаяся на фундаментальные нравственные ценности. Вузовский коллектив формирует художественно-эстетическую среду и становится для будущих специалистов учебным, творческим, научным, социальным центром. Центральным компонентом художественно-эстетического развития является формирование системы контроллинга.

Эволюция понятия контроллинга в отечественной литературе обусловлена, с одной стороны, различием в понимании в экономической практике развитых стран, с другой - активным развитием отечественной теории и практики. В частности, контроллинг понимается как:

- инструмент управления предприятием и находится на пересечении управленческого учета, контроля и координации [6];

- как некая форма управления (менеджмента) с ориентацией на стратегические цели [5];

- как элемент системы управления предприятием [13];

- как новая концепция управления, призванная обеспечить эффективное функционирование организации в долгосрочной перспективе [5].

Для организации эффективной системы контроллинга следует учитывать три аспекта:

- функциональный (цели, функции, задачи контроллинга),

- организационно-управленческий (формирование организационных структур контроллинга),

- инструментально-методический (совокупность методов, моделей, инструментов, процедур) [3, с. 64].

Формирование системы контроллинга в ПГАИК осуществляется по следующим этапам:

- определение объектов управления, включаемых в систему контроллинга;

- проектирование процесса контроллинга;

- определение функций в процессе его осуществления;

- распределение функций между подразделениями академии;

- разработка и внедрение методик, процедур контроллинга и соответствующего инструментария.

Исходным пунктом формирования системы контроллинга является выбор объекта, управление которым планируется осуществлять для достижения поставленной цели. Объект контроллинга опосредует функциональную область (совокупность взаимосвязанных областей). Следовательно, целостная система контроллинга в вузе может быть представлена совокупностью функционально ориентированных подсистем, охватывающих всю его деятельность.

Формирование системы контроллинга в ПГАИК началось в мае 2013 г. В настоящее время в полной мере используется создание служб контроллинга (определение функциональной и организационной структуры; разработка внутренних нормативных документов и функциональных связей с другими подразделениями) в лице управления воспитательной и внеучебной работы, определен инструментарий (внедрение управленческого учета, создание системы отчетности, формирование системы стратегического планирования календарно-тематического плана, разработка показателей и методик анализа). Однако представленное ниже исследование показало, что уровень художественно-эстетического развития личности студента необходимо формировать.

Таким образом, необходим ежегодный контроллинг студентов всех специальностей и всех курсов, обучающихся в академии, так как именно практическая апробация с последующей корректировкой обеспечит повышение уровня художественно-эстетического развития личности студента творческого вуза.

В 2013 г. управлением воспитательной и внеучебной работы ПГАИК было проведено исследование по изучению уровня художественно-эстетического развития у студентов факультета культурологии и документально информационных коммуникаций, в ходе которого были опрошены студенты 1-го и 4-го курсов, всего 163 студента (факультет культурологии: 1 курс -85 студентов, 4 курс - 39 студентов; факультет документально-информационных коммуникаций: 1 курс - 20 студентов, 4 курс - 19 студентов).

Преимущественно возраст респондентов -17-21. По тендерному признаку отмечено следующее соотношение: 85 % женщин (138 чело-

158

век) и 15 % мужчин (25 человек). Среди опрошенных студентов были выбраны следующие специальности: факультет культурологии («Режиссура театрализованных представлений и праздников», «Менеджмент организации», «Культурология», «Социально-культурная деятельность»); факультет документально-информационных коммуникаций («Прикладная информатика», «Документоведение и архивоведение», «Библиотечно-информационная деятельность»).

Необходимо отметить, что выбор данных факультетов был обусловлен, во-первых, месторасположением факультетов (факультет культурологии: главный учебный корпус - ул. Газеты «Звезда», 18; факультет документально-информационных коммуникаций: второй учебный корпус - ул. Советская, 102а), а во-вторых, количеством обучающихся студентов. Данные факультеты являются ровесниками вуза.

Результаты исследования доказали необходимость ежегодного изучения уровня художественно-эстетического развития студентов ПГАИК и определили необходимые пути для его формирования.

На вопрос «Что, на Ваш взгляд, отличает студента ПГАИК от студентов других вузов города?» из представленных ответов наиболее популярные (повторялись 2 раза и более) - стиль одежды, манеры, креативность, коммуникабельность, культура поведения, свобода суждений, активная жизненная позиция, высокий уровень культурного развития, активное участие в мероприятиях города, умение работать в сфере культуры, особенная любовь к 7-му трамваю, джазовки в сумке, взаимопомощь, доброта, 2 курсовые в год, гордость за вуз. Такие формулировки свидетельствуют, что студенты творческого вуза выделяются из основной массы студентов Перми, они относятся к своей академии с «душой», с любовью. Данное обстоятельство не оставляет равнодушным и профессорско-преподавательский состав.

Далее студентам было необходимо оценить следующие характеристики студентов и преподавателей ПГАИК по 10-балльной шкале.

Полученные результаты (см. прил., табл. 1) свидетельствуют о том, что показатели меняются

в зависимости от факультета и курса, на котором обучаются студенты. Несмотря на это студенты ПГАИК умеют подходить к оценке объективных и субъективных явлений с гуманистической позиции, определяют личностные перспективы и вырабатывают собственную стратегию жизненной программы, выбирают конкретный идеал. Все это помогает студенту внутренне осознать систему тех норм сознания, поведения, деятельности, которые позволяют регулировать направленность жизнедеятельности в соответствии с избранной жизненной программой, принципами и интересами, стремлением отдавать приоритет общественному содержанию в структуре внутреннего долга; ответственно относится к своим обязанностям, своему общественному долгу, призванию и назначению.

В процессе анкетирования было необходимо изучить деловые качества: единство слова и дела; самостоятельность и продуктивность; гармоническое единство в проявлении профессионального мастерства, научно-исследовательские, организаторские способности; активность личности в основных позициях: профессионально-трудовых и нравственно-культурных, а также степень активности и результативности (результаты по данным направлениям см. в прил., табл. 2).

Перечисленные показатели свидетельствуют о развитой личности каждого студента и позволяют определить эффективность художественно-эстетического развития в вузе. Приведенные количественные и качественные данные убеждают нас в том, что художественно-эстетическое развитие личности студента является эффективным, если наряду с учебно-воспитательным процессом оно осуществляется во внеучебное время.

Участие студентов во внеучебной деятельности в академии создает оптимальные условия для раскрытия их творческих способностей, разностороннего развития и самореализации личности, приобретения организаторских навыков, об этом свидетельствуют данные табл. 3 (см. прил.).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что мнения студентов разделились о наиболее эффективных способах повышения общей культуры студента. Несмотря на это практически большинство студентов убеждены, что именно

159

семья и профессорско-преподавательский состав оказывают наибольшее влияние на формирование культуры студента.

Художественно-эстетическое развитие студентов - целенаправленный процесс, представляющий собой неразрывное единство объективных условий и субъективных факторов воспитательного воздействия и взаимодействия участников этого процесса. К проблеме художественно-эстетического развития и воспитания в разное время с разных сторон обращались и деятели искусств, и ученые-педагоги. Задачу совершенствования эстетического воспитания молодого поколения поднимали в своих работах Д. Б. Кабалевский, Б. В. Асафьев (И. Глебов), Б. М. Немен-ский, Э. Б. Абдуллин, Т. Е. Вендрова, Е. Д. Критская, А. Г. Крыганова, Л. М. Предтеченская, Г. С. Тарасов, А. Е. Трушин, Л. В. Школяр (музыка и живопись); Г. И. Беленький; Я. С. Билин-кис, О. Ю Богданова, В. В. Голубков, Л. Я. Гришина, Г. А. Гуковский, Н. А. Дмитриева,

A. М. Докусов, Л. Г. Жабицкая, Н. В. Колокольцев, Н. О. Корст, Г. Н. Кудина, Н. И. Кудря-шев, В. Г. Маранцман, А. А. Мелик-Пашаев, Н. Я. Мещерякова, Н. Д. Молдавская, О. И. Никифорова, З. Н. Новлянская, З. И. Романовская, Н. Н. Светловская, М. А. Снежневская, Т. В. Чир-ковская, В. П. Ягункова, П. М. Якобсон. Фундаментальные идеи, воплощенные в их трудах, звучат современно и сегодня.

Среди диссертационных исследований последних лет по художественно-эстетическому воспитанию и развитию можно выделить работы Д. А. Горбачевой, С. В. Масловской, Л. Э. Муртазиной, М. И. Ридняк, Т. В. Фроловой [2; 9; 11; 14; 16]. В 2010 г. в Челябинске изданы материалы региональной межвузовской научно-практической конференции «Научно-методическое обеспечение деятельности университетского музея искусств в сфере художественно-эстетического образования и воспитания студенчества» [12]. Художественно-эстетическому воспитанию студентов технических вузов посвящены работы Е. Н. Курбан [8] и А. Н. Степанова [15]. Художественно-эстетическому началу и «воспитанию красотой» посвящены работы

B. В. Гетьман, Е. А. Ермолинской, Л. А. Мосу-

новой, Э. Г. Панаиотиди, Т. А. Уваровой, Н. А. Чумаколенко.

Синергетический подход в исследовании системы художественно-эстетического воспитания изучал А. А. Веремьев; проблемы образования и эстетического воспитания в эпоху смены цивилизаций - Н. И. Киященко; научный и педагогический потенциал художественно-эстетического воспитания - О. И. Ермоленко; художественно-эстетическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования -О. М. Богомолова; художественный образ как воспитательное средство народной педагогики -Н. Г. Куприна, Т. Б. Нечаева [1; 4; 7 и др.].

Анализ трудов вышеперечисленных авторов показал, что необходим диалог. Диалог управления воспитательной и внеучебной работой студентов выступает основным средством ценност-но-мотивационного и эмоционального контроллинга, при этом имеются различные сочетания видов диалога на определенных этапах [4, с. 46]. Рассмотрим эти этапы подробнее.

Ознакомительный этап позволяет актуализировать познавательный интерес, мотивы самопознания, чтобы в дальнейшем передать студентам знания, навыки и умения в художественно-эстетической деятельности. На первый план здесь выступает мотивационный диалог - выявление интереса к теме диалога. Критический диалог помогает выяснить смысловые акценты студентов по отношению к обсуждаемой теме. Диалог-самоопределение помогает узнать степень актуализации их познавательного интереса, выражающегося в различных видах художественно-эстетического развития, в разностороннем проявлении себя в различных ситуациях.

Оценочный этап, цель которого развитие личностных рефлексий у студентов, осознание ими личной значимости усвоенных понятий, понимание студентами личностного смысла художественно-эстетического развития. Основными средствами личностно-смыслового мониторинга являются ассоциативный, рефлексивный и смыс-лотворческий диалоги. Ассоциативный диалог создает условия для контроллинга адекватной оценки ценностной ориентации включенности в мир, контроллинга эмоциональной и эмпатиче-

160

ской способности. Рефлексивный диалог способствует осуществлению обратной связи между управлением воспитательной и внеучебной работы и студентами, создавая условия для контроллинга позитивного реагирования на внешнее воздействие. Смыслотворческий диалог - основа контроллинга «смыслов», нахождение «новых» смыслов среди объективно существующих.

Цель преобразующего этапа состоит в актуализации мотивов самореализации на основе ситуации выбора той или иной деятельности. Духовный диалог - условие более глубокого проникновения студентов в смысл присваиваемой ими ценности. Диалог-самореализация в комплексе с деятельностным его проявлением позволяет сделать контроллинг

способности к самостоятельному овладению умениями по присвоению ценности на базе приобретенных студентами теоретических и практических знаний, стремления к саморазвитию и самореализации.

Таким образом, художественно-эстетическое развитие личности студента с помощью системы контроллинга позволяет Управлению воспитательной и внеучебной работы воздействовать на студентов. Чтобы этот процесс не носил стихийного характера, вел к положительному отклику, необходимо увеличивать роль сотрудников Управления воспитательной и внеучебной работы, способных оказать влияние на ценностно ориентационный настрой студентов вуза искусства и культуры.

1. Веремьев, А. А. Синергетический подход в исследовании системы художественно-эстетического воспитания / А. А. Веремьев // Искусство и образование. - 2013. - № 6. - С. 101-113.

2. Горбачева, Д. А. Развитие творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств - будущих специалистов социально-культурной деятельности: аксиологический подход: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.05 / Д. А. Горбачева; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - Москва, 2009. - 43 с.

3. Ермакова, Ж. А. К вопросу о формировании системы контроллинга в корпоративных структурах / Ж. А. Ермакова, М. И. Швейкерт // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. - № 8 (114). - С. 64-69.

4. Киященко, Н. И. Трансформация эстетического воспитания в эпоху глобализации и смены цивилизаций / Н. И. Киященко // Век глобализации. - 2010. - № 2 (6). - С. 127-138.

5. Контроллинг в бизнесе: методологические и практические основы построения контроллинга в организации / А. М. Карминский [и др]. - 2-е изд. - Москва: Финансы и статистика, 2002. - 256 с.: ил.- Библиогр.: с. 244-245.

6. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е. А. Ананькина, С. В. Данилочкин, Н. Г. Да-нилочкина и др.; под ред. Н. Г. Данилочкиной. - Москва: Аудит, ЮНИТИ, 1999. - 297 с.

7. Куприна, Н. Г. Художественный образ как воспитательное средство народной педагогики / Н. Г. Куприна, Т. Б. Нечаева // Образование и наука. - 2009. - № 4. - С. 92-100.

8. Курбан, Е. Н. Опыт формирования общекультурных компетенций студентов технического вуза / Е. Н. Курбан // Высшее образование в России. - 2011. - № 10/11. - С. 84-87.

9. Масловская, С. В. Педагогические условия развития эстетической культуры учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. В. Масловская. - Оренбург, 1999.

10. Муртазина, Л. Э. Развитие эмоционально-ценностной составляющей художественно-эстетического воспитания учащихся / Л. Э. Муртазина // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 2. - С. 42-46.

11. Муртазина, Л. Э. Художественно-эстетическое воспитание студентов вузов культуры и искусств средствами музыкальной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 / Л. Э. Муртазина; Казан. гос. ун-т культуры и искусств. - Казань, 2005. - 22 с.

12. Научно-методическое обеспечение деятельности университетского музея искусств в сфере художественно-эстетического образования и воспитания студенчества: материалы межвуз. науч. конф. / под ред. Н. В. Парфентьевой. - Челябинск, 2010.

13. Пырков С. А. Философия контроллинга как элемент системы управления фирмой / С. А. Рырков // Менеджмент организации: сб. науч. тр. Вып. 2 / под ред. Б. Н. Герасимова. - Самара: МАКУ, ПДЗ, СГАУ, 2008. - С. 68-72.

14. Ридняк, М. И. Развитие художественно-эстетического потенциала студентов в системе профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / М. И. Ридняк. - Москва, 2004.

15. Степанов, А. Н. Общественное значение актуальности эстетического развития личности / А. Н. Степанов // Актуальные проблемы университетского образования: материалы науч.-метод. конф. Самарского государственного технического университета. - Самара, 2003.

16. Фролова, Т. В. Художественно-эстетическое развитие студентов в воспитательной системе университета: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. В. Фролова. - Оренбург, 2006. Сдано 22.05.2014

161

Приложение

Количественные и качественные показатели вариантов ответов студентов

Таблица 1

Факультеты Факультет культурологии Факультет документально-информационных коммуникаций

Курс 1 курс 4 курс 1 курс 4 курс

Варианты ответа/уровни низкий й и н ч е р с высокий низкий й и н ч е р с высокий низкий й и н ч е р с высокий низкий средний высокий

«Оцените следующие характеристики студентов ПГАИК»

Внешний вид 1 24 60 8 19 12 2 9 9 - 4 15

Культура речи 5 35 45 6 20 13 2 11 7 - 3 16

Культура поведения 5 20 60 9 19 11 3 9 8 1 4 14

Степень образованности 6 16 63 3 18 18 1 9 10 - 4 15

«Оцените внешний вид, культуру речи и поведение педагогов ПГАИК»

Внешний вид, культура речи и поведение педагогов 3 7 75 1 11 27 1 2 17 - 4 15

«Оцените, в какой степени студенты ПГАИК (ваши друзья, однокурсники) в целом соответствуют вашему представлению об идеально-культурной личности»

Идеальная личность 10 30 45 5 24 10 1 13 6 - 3 16

«Оцените, насколько культурны студенты ПГАИК в конкретных ситуациях?»

На занятиях в вузе 4 24 57 3 16 20 1 8 11 - 4 15

В профессиональной деятельности 2 25 58 1 16 22 1 5 14 1 2 16

В общении с друзьями 10 36 39 7 24 8 3 9 8 1 4 14

В общении с незнакомыми людьми 2 23 60 4 17 18 2 8 10 - 4 15

В быту (в частности в общежитии) 15 46 24 14 19 6 10 8 2 2 8 9

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Факультеты Факультет культурологии Факультет документально-информационных

коммуникаций

Курс/варианты ответа 1 курс 4 курс 1 курс 4 курс

«По каким критериям вы выбрали учебное заведение?»

Специфика вуза 50 30 10 12

По рекомендации родителей, друзей 12 3 4 5

Проходной балл 15 4 4 2

Удобное географическое расположение 8 2 2 -

«Что, на ваш взгляд, является самым важным показателем культуры студента ПГАИК?»

Внешний вид 6 - - 1

Культура речи 20 3 4 3

Культура поведения (соблюдение правил этикета) 28 15 8 10

Степень образованности 31 21 8 5

Другое - - - -

«Посещаете ли вы мероприятия, организованные вузом? Как часто?»

Да, часто 37 12 2 8

Да, но редко 44 23 15 10

Никогда 4 4 3 1

«Какие мероприятия вы посещаете чаще?»

Академические концерты инструмен- 8 - 2

талистов

Академические концерты оперных исполнителей 2 - 4 2

162

Факультеты Факультет культурологии Факультет документально-информационных коммуникаций

Курс/варианты ответа 1 курс 4 курс 1 курс 4 курс

Тематические концерты, приуроченные к памятным датам 25 8 8 6

Актерско-режиссерские постановки 38 15 3 2

Научно-практические конференции, семинары, мастер-классы 12 16 5 8

Другое КВН, «Студенческая весна» --- Рок-концерты, городские фестивали Факультетские мероприятия

Таблица 3

Факультеты Факультет культурологии Факультет документально-информационных коммуникаций

Курс / варианты ответа 1 курс 4 курс 1 курс 4 курс

«Какие способы повышения общей культуры студента ПГАИК представляются вам наиболее эффективными?» Цифрой 1 отмечен наиболее эффективный способ, цифрой 5 - наименее эффективный

Встречи с интересными и известными людьми 3 (12 студентов) 2 (9 студентов) 5 (3 студента) 2 (2 студента)

Посещение культурных мероприятий (концертов, выставок и т. п.) 1 (18 студентов) 5 (4 студента) 3 (4 студента) 1 (10 студентов)

Курсы лекций по истории культуры 4 (14 студентов) 4 (8 студентов) 4 (3 студента) 4 (1 студент)

Школа этикета или курсы лекций по этике, эстетике, культуре речи 2 (11 студентов) 2 (7 студентов) 1 (5 студентов) 3 (2 студента)

Информирование о главных новостях культуры через вузовские СМИ 5 (30 студентов) - - 5 (4 студента)

Самообразование - 1 (11 студентов) 2 (5 студентов) -

«Кто, на ваш взгляд, оказывает влияние на формирование культуры студента ПГАИК?» Цифрой 1 отмечено существенное влияние, цифрой 7 - наименее существенное

Студенческий актив 5 (10 студентов) 4 (3 студента) 5 (1 студент) 7 (2 студента)

Студенческий профком 6 (7 студентов) 6 (3 студента) 6 (1 студент) 7 (2 студента)

Администрация вуза 4 (5 студентов) 5 (6 студентов) 4 (2 студента) 2 (3 студента)

Педагоги 2 (20 студентов) 3 (4 студента) 3 (2 студента) 1 (6 студентов)

Другие сотрудники вуза (работники столовой, гардероба, вахты) 7 (8 студентов) 6 (3 студента) 7 (1 студент) 4 (1 студент)

Семья 1 (20 студентов) 1 (14 студентов) 1 (9 студентов) 6 (3 студента)

Друзья 3 (15 студентов) 2 (3 студента) 2 (4 студента) 5 (2 студента)

Сами студенты ПГАИК - 4 (3 студента) - -

163

N. N. Fokina

CONTROLLING SYSTEM AT THE UNIVERSITY OF ART AND CULTURE Abstract. The problem of a person's artistic and aesthetic development with the help of the controlling system is discussed in this article. The interactions are described between management of educational and extracurricular activities and students. The notion "dialogue" is concerned as a means of value-motivational and emotional

controlling at the university of art and culture.

Keywords: artistic and aesthetic development, personality, controlling, dialogue, education of youth

References

1. Veremev, A. A. Synergistic approach to the study of artistic and aesthetic education / A. A. Veremev // Iskusstvo i obrazovanie [Art and Education]. - 2013. - № 6. - P. 101-113.

2. Gorbacheva, D. A. Razvitie tvorcheskogo potentsiala studentov vuzov kul'tury i iskusstv - budushchikh spet-sialistov sotsial'no-kul'turnoi deiatel'nosti: aksiologicheskii podkhod [Development of the creative potential of the Universities of Culture and Arts - the future of specialists in social and cultural activities: axiological approach] / D. A. Gorbacheva; Moscow State University of Culture and Arts. - Moscow, 2009. - 43 p.

3. Ermakova, Zh. A. On the formation of a controlling system in corporate structures / Zh. A. Ermakova, M. I. Shveikert // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of the Orenburg State University]. - 2010. - № 8 (114). - P. 64-69.

4. Kiiashchenko, N. I. Transformation of aesthetic education in the era of globalization and change of civilizations / N. I. Kiiashchenko // Vek globalizatsii [Age of globalization]. - 2010. - № 2 (6). - P. 127-138.

5. Kontrolling v biznese: metodologicheskie i prakticheskie osnovy postroeniia kontrollinga v organizatsii [Controlling business: methodological and practical bases for the construction of controlling the organization] / A. M. Karminskii [et al.]. - 2nd ed. - Moscow: Finansy i statistika, 2002. - 256 p.

6. Kontrolling kak instrument upravleniia predpriiatiem [Controlling as a management tool now] / E. A. Anankina, S. V. Danilochkin, N. G. Danilochkina et al.; edited N. G. Danilochkina. - Moscow: Audit: Iuniti, 1999. - 297 p.

7. Kuprina, N. G. Artistic image as educational tool folk pedagogy / N. G. Kuprina, T. B. Nechaeva // Obrazovanie i nauka [The Education and Science]. - 2009. - № 4. - P. 92-100.

8. Kurban E. N. Experience in the formation of common cultural competencies of students of a technical college / E. N. Kurban // Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. - 2011. - № 10/11. - P. 84-87.

9. Maslovskaja, S. V. Pedagogicheskie uslovija razvitija jesteticheskoj kul'tury uchashhihsja [Pedagogical conditions of development of aesthetic culture of students] / S. V. Maslovskaja. - Orenburg, 1999.

10. Murtazina, L. E. Development of emotionally-value component of artistic and aesthetic education of pupils / L. E. Murtazina // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Herald of Kazan State University of Culture and Arts]. - 2012. - № 2. - P. 42-46.

11. Murtazina, L. E. Hudozhestvenno-jesteticheskoe vospitanie studentov vuzov kul'tury i iskusstv sredstvami muzykal'noj dejatel'nosti [Artistic and aesthetic education of university students of culture and the arts by means of musical activity] / L. E. Murtazina; Kazan State University of Culture and Arts. - Kazan, 2005. - 22 p.

12. Nauchno-metodicheskoe obespechenie dejatel'nosti universitetskogo muzeja iskusstv v sfere hudozhestvenno-jesteticheskogo obrazovanija i vospitanija studenchestva [Scientific and methodological support of the University Museum of Art in the field of artistic and aesthetic education and the education of students] / ed. N. V. Parfenteva. - Chelyabinsk, 2010.

13. Pyrkov, S. A. Philosophy of controlling as an element of management of the company / S. A. Ryrkov // Menedzhment organizacii [Management of organization]. Vol. 2 / ed. B. N. Gerasimov. - Samara, 2008. - P. 68-72.

14. Ridniak, M. I. Razvitie hudozhestvenno-jesteticheskogo potenciala studentov v sisteme professional'nogo obrazovanija [The development of artistic and aesthetic potential of students in vocational education] / M. I. Rid-niak. - Moscow, 2004.

15. Stepanov, A. N. Public value relevance of aesthetic personality development / A. N. Stepanov // Aktual'nye problemy universitetskogo obrazovanija [Actual problems of university education]. - Samara, 2003.

16. Frolova, T. V. Hudozhestvenno-jesteticheskoe razvitie studentov v vospitatel'noj sisteme universiteta [Art and aesthetic development of students in the educational system of the University] / T. V. Frolova. - Orenburg, 2006.

Received 22.05.2014

164

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.