Научная статья на тему 'Изменения в мотивации музыкальной деятельности студентов творческого вуза'

Изменения в мотивации музыкальной деятельности студентов творческого вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВ / ПОТРЕБНОСТЬ / УРОВНИ МОТИВАЦИИ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MOTIVATION / MUSICAL ACTIVITY / MOTIVE / MUSIC ACTIVITY / LEVELS OF MOTIVATION / ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муртазина Лада Эдуардовна

В работе рассмотрены уровни мотивации к музыкальной деятельности студентов вуза и их изменение в процессе музыкального обучения. Для экспериментальных исследований была сформирована анкета, применены статистические методы оценки весовых коэффициентов вопросов, их ранжирование с помощью коллективных экспертных оценок. На основе статистического анализа даны качественные характеристики студентов творческого вуза с разными уровнями мотивации к музыкальной деятельности. Выявлено увеличение студентов с высоким и низким уровнями мотивации на последних курсах обучения, дано этому объяснение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муртазина Лада Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN MOTIVATION TO MUSICAL ACTIVITIES OF STUDENTS OF A CREATIVE INSTITUTION

The article views levels of motivation for musical activities of university students and their change in musical learning. The questionnaire was formed for the experiments, statistical methods were applied for estimating the weight coefficients of the questions, and their ranking using the collective expert judgment. Qualitative characteristics are given based on statistical analysis of students of a creative institution with different levels of motivation for musical activities. An increase in students with high and low levels of motivation on the latest training courses is given in this explanation.

Текст научной работы на тему «Изменения в мотивации музыкальной деятельности студентов творческого вуза»

4. Лопатина Р. Ф. Проведение конкурсов молодежных проектов в вузе культуры и искусств как один из стимулов развития молодежного предпринимательства в студенческой среде // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. - 2011. - № 17-2. - С. 134-140.

5. Лопатина Р. Ф. Уровневая система формирования у молодежи мотивации к занятию предпринимательством // Мир науки, культуры, образования. - Апрель 2012. - № 2 (33). - С. 69-70.

6. Раздорожный А. А. Управление организацией (предприятием). - М.: Экзамен, 2006. - 637 с.

7. Рубцов В. В. Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования. - М., 1996. - 157 с.

8. Рудич Л. И. Экономическая сущность инновационной и предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере // Вестник КемГУКИ. - 2011. - № 17/2. - С. 210-211.

9. Чепель Т. Л. Методика преподавания психологии. - Новосибирск. - 2008. - 480 с.

Literatura

1. Andreeva S. V Proektirovanie kak tvorcheskij metod // Vestnik KemGUKI. - 2011. - № 17/2. - S. 19-22.

2. Dzhonm Dzh. K. Metody proektirovanija: per. s angl. - 2-e izd., dop. - M.: Mir, 1986.

3. Zybina L. N. Proektnyj metod v aktivnom social’no-psihologicheskom obuchenii [Jelektronnyj resurs]. -

Rezhim dostupa: http://fp. nspu. ru/sites/fp. nspu. ru/files/docs/zybina_prov. pdf

4. Lopatina R. F. Provedenie konkursov molodezhnyh proektov v vuze kul'tury i iskusstv kak odin iz stim-

ulov razvitija molodezhnogo predprinimatel'stva v studencheskoj srede // Vestnik Kemerovskogo gosu-darstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv: zhurnal teoreticheskih i prikladnyh issledovanij. - 2011. -№ 17-2. - S. 134-140.

5. Lopatina R. F. Urovnevaja sistema formirovanija u molodezhi motivacii k zanjatiju predprinimatel'stvom //

Mir nauki, kul'tury, obrazovanija.- Aprel' 2012. - № 2 (33). - S. 69-70.

6. Razdorozhnyj A. A. Upravlenie organizaciej (predprijatiem). - M.: Jekzamen, 2006. - 637 s.

7. Rubcov V. V. Kommunikativno-orientirovochnye obrazovatel'nye sred. Psihologija proektirovanija. - M., 1996. - 157 s.

8. Rudich L. I. Jekonomicheskaja suwnost' innovacionnoj i predprinimatel'skoj dejatel'nosti v social'no-kul'turnoj sfere // Vestnik KemGUKI. - 2011. - № 17/2. - S. 210-211.

9. Chepel' T. L. Metodika prepodavanija psihologii. - Novosibirsk, 2008. - 480 s.

УДК 378 14:78. 071. 2

Л. Э. Муртазина

ИЗМЕНЕНИЯ В МОТИВАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКОГО ВУЗА

В работе рассмотрены уровни мотивации к музыкальной деятельности студентов вуза и их изменение в процессе музыкального обучения. Для экспериментальных исследований была сформирована анкета, применены статистические методы оценки весовых коэффициентов вопросов, их ранжирование с помощью коллективных экспертных оценок. На основе статистического анализа даны качественные характеристики студентов творческого вуза с разными уровнями мотивации к музыкальной деятельности. Выявлено увеличение студентов с высоким и низким уровнями мотивации на последних курсах обучения, дано этому объяснение.

Ключевые слова: мотивация, музыкальная деятельность, мотив, потребность, уровни мотивации, художественно-творческая деятельность.

L. A. Murtazina

CHANGES IN MOTIVATION TO MUSICAL ACTIVITIES OF STUDENTS OF A CREATIVE INSTITUTION

The article views levels of motivation for musical activities of university students and their change in musical learning. The questionnaire was formed for the experiments, statistical methods were applied for estimating the weight coefficients of the questions, and their ranking using the collective expert judgment. Qualitative characteristics are given based on statistical analysis of students of a creative institution with different levels of motivation for musical activities. An increase in students with high and low levels of motivation on the latest training courses is given in this explanation.

Keywords: motivation, musical activity, motive, music activity, levels of motivation, artistic and creative activities.

Успешное обучение студентов в творческом вузе во многом зависит от целей, которые они перед собой ставят и от перспектив, которые они видят для дальнейшего творческого и социального продвижения. Так, Д. К. Кирнарская [3] значимым компонентом музыкального таланта считает мотивацию. Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, которые вызывают активность личности и определяют направленность ее деятельности. Как известно, любая деятельность является полимотиви-рованной, то есть побуждается не одним мотивом, а несколькими, иногда даже многими мотивами. Привлечение как можно большего числа потребностей (актуализация большего числа побуждающих факторов) повышает общий уровень мотивации деятельности и обеспечивает успех личности в этой деятельности. Л. Н. Новикова [8], рассматривая музыкальную деятельность в мотивационном аспекте, пришла к выводу, что музыкальная деятельность есть деятельность художественного общения, характеризующаяся личностно-смысловым, познавательным, ценностным, творческим отношением к ней субъекта. Л. В. Баланчивадзе главными в деятельности музыканта-исполнителя считает мотивы самовыражения и общения (экспрессивная и коммуникативная моти-

вации) [1]. Ряд мотивов музыкальной деятельности являются функциональными [8], поскольку направлены на сам процесс деятельности (также как игра). Д. Н. Узнадзе [9], рассматривая область художественно-творческой деятельности, отмечал, что для нее чувство удовольствия в результате переживания, наслаждения «прекрасным» вызывается не итогом активности, а самим процессом.

Потребность в музыкальной деятельности необходимо рассматривать как основной фактор мотивации успешного обучения и воспитания студентов в творческом вузе. Так, Л. Н. Коган, рассматривая художественную (музыкальную) потребность с функциональной точки зрения, считает ее состоянием, побуждающим к восприятию ценностей искусства [4].

Нами исследовались уровни мотивации музыкальной деятельности студентов вуза и их изменения в процессе музыкального обучения. Исследование охватывало группу студентов в количестве 240 человек, которые обучаются на 1-4 курсах факультета народнохудожественного творчества и института национальных искусств Казанского государственного университета культуры и искусств.

При экспериментальных исследованиях использовалась методология, изложенная в работе [5]. Для выявления показателей дан-

ного фактора была сформирована анкета, в состав которой входят 15 вопросов. Полностью вопросы анкеты представлены в работе [7]. Вопросы данной анкеты отражают субъективную оценку автора относительно важности тех или иных показателей. Однако по сравнению с индивидуальной оценкой более надежными являются коллективные экспертные оценки, которые позволяют повысить качество анкет. Мы применили для этого статистические методы обработки экспертных оценок, которые основываются на ранжировании вопросов с целью определения их относительной важности. Данный метод применим к оценке важности вопросов по определению уровня мотивации. В таблице 1 представлены результаты ранжирования данных вопросов, которые были проведены 5 экспертами, являющимися квалифицированными специалистами в области музыкального обучения и воспитания.

На основании результатов ранжирования с интервальной шкалой от 1 до 3 вычислим ранговые суммы критериев (сумма рангов по соответствующим столбцам). Согласно суммарным рангам Yq проводится итоговая ранжировка, из которой видно, что наиболее важными вопросами являются 13, 6, 1, 9 и т. д. Вес каждого из д заданных вопросов рассчитывается по формуле:

Wq=Wo+(Y-YoИY-Yo)•(W-1), О)

где W0 - вес наименее значимого критерия (1); Ws - вес наиболее значимого критерия (здесь 3); Y0 - ранговая сумма наименее значимого критерия (13 из табл. 1); Ys - ранговая сумма наиболее значимого критерия (5); Yq - ранговая сумма д-го критерия. Подставим в формулу (1) числовые значения, получим соответствующие веса критериев Wq (табл. 1).

Таблица 1

Результаты ранжирования вопросов по определению уровня мотивации к музыкальной деятельности

Эксперт, ранг и вес критерия Номер вопроса в анкете

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Эксперт 1 1 1 2 3 2 1 3 2 1 2 1 1 1 2 1

Эксперт 2 1 1 2 1 2 2 2 3 2 3 2 3 1 2 3

Эксперт 3 3 3 3 1 2 1 1 1 1 3 1 3 1 1 3

Эксперт 4 1 3 2 3 2 1 1 3 1 1 2 2 1 1 3

Эксперт 5 1 2 2 3 3 1 1 2 2 3 3 2 1 3 3

Суммарн. ранги Yq 7 10 11 11 11 6 8 11 7 12 9 11 5 9 13

Итоговое ранжирование 3 6 7 7 7 2 4 7 3 8 5 7 1 5 9

Веса критериев 2.5 1.75 1.5 1.5 1.5 2.75 2.25 1.5 2.5 1.25 2 1.5 3 2 1

На основе ответов экспертов стало ясно, что наибольшим весом обладают следующие вопросы (в скобках вес ответа в баллах): вопрос 13. «По сравнению с другими Вы много работаете самостоятельно?». Да (3). Нет (0); вопрос 6. «Принимаете ли Вы участие в конкурсах, концертах, творческих вечерах, фестивалях и т. д.?». Да (2,75). Не всегда (1,3). Нет (0); вопрос 1. «Нравится ли Вам избранная специальность?». Да (2,5), Не совсем (1,1), Нет (0); вопрос 9. «Нравится Вам сам процесс исполнения произведения с эстрады перед аудиторией?». Да (2.5), Нет (0).

Для контрольной группы вычислялись суммарные баллы для каждого студента при ответах на соответствующие вопросы с учетом веса каждого вопроса. Далее для выявления уровней мотивации определялось распределение баллов при анкетировании всей контрольной группы. При этом среднее значение баллов получено равным 20,6, а среднеквадратичное отклонение - 4,97. Студентов, имеющих суммарный бал ниже 25 % вероятностного уровня, для данного контрольного распределения будем относить к студентам с низким уровнем мотивации, от 25 до 75 % - со средним уровнем мотивации, а выше 75 % - с высоким уровнем мотивации. Для данного распределения, охватывающего всю контрольную группу, 25 % уровню соответствуют 18,3 баллов, а 75 % - 24,07 баллов.

Далее мы определили изменение количества студентов (в процентах относительно общего количества студентов в контрольной группе) по курсам обучения с низким и высоким уровнем мотивации. Из таблицы 2 видно, что на 3 и 4 курсах неожиданно повышается количество студентов с низким уровнем мотивации за счет уменьшения количества студентов со средним уровнем мотивации и только на 4 курсе значительно (примерно на 10%) увеличивается количество студентов с высоким уровнем мотивации.

Следует отметить ряд признаков мотивации [2]. Нравственно-психологическое со-

держание мотивации указывает во имя каких идей, норм, интересов и взглядов студент проявляет интерес к данному профессиональному направлению. Предметная избирательность, или направленность мотивации, отражает то, что привлекает студента в музыкальной деятельности, в содержании учебного материала, способах действий, видах деятельности. Динамические свойства мотивации характеризуются интенсивностью, устойчивостью и действенностью побуждений. Интенсивность мотивации выражается в уровне возбудимости мотивов, в степени преодоления трудностей в учении, труде, приложении волевых усилий. Устойчивость мотивации выражает степень желания заниматься музыкальной деятельностью, готовность приобретения навыков будущей профессии. Следует отметить, что по мере обучения студента меняется иерархия мотивов, определяющих его деятельность. Если на первых курсах музыкальная деятельность во многом обусловлена внешними мотивами, такими как получить диплом о высшем образовании, завоевать свою слушательскую аудиторию и т. д., то на старших курсах происходит переход к процессуально-содержательным мотивам, таким как творческая самореализация, художественное самосовершенствование и т. д.

Таблица 2

Распределение количества студентов по курсам с разными уровнями мотивации, %

Уровень мотива- ции Весь массив, в % (балл) Курс 1 Курс 2 Курс 3 Курс 4

Низкий 25 (18,3) 13,9 21,2 43,3 34,5

Сред- ний 50 67,4 52,S 36,1 31,3

Высо- кий 25 (24,07) 1S,7 26,0 20,6 34,2

На основе статистического анализа можно дать качественные характеристики студентов творческих специальностей с разными уровнями мотивации к музыкальной деятельности. К высокому уровню мотивации музыкальной деятельности относятся студенты, у которых: ярко проявляется познавательная активность - возможность использовать свои способности и совершенствовать их, работать творчески, избирательно, с выдумкой; налицо профессиональное самосознание, студент свое будущее уверенно связывает с избранной специальностью. Студент легко включается в творческую поисковую деятельность, стремиться к творческой свободе в своей познавательной деятельности. Для данного студента характерно признание важности концертно-исполнительной деятельности, активное участие в конкурсах, концертах, творческих вечерах, фестивалях и т. д. Его увлекает сам процесс исполнения произведения или написания научной работы. Его исполнительская интерпретация и курсовые проекты отличаются яркостью и оригинальностью. Такие студенты глубоко изучают предмет, занимаются самообразованием, много работают самостоятельно, инициативны в выполняемой ими работе, ощущают потребность в дальнейшем развитии своего эстетического мировоззрения и художественном совершенствовании.

Средним уровнем мотивации музыкальной деятельности обладает студент, четко выделяющий учебные предметы, которые кажутся ему наиболее важными и интересными. На интересующих его занятиях он активен, может с помощью преподавателя ставить цели предстоящей учебной деятельности, сознательно стремится овладевать знаниями и умениями. Сам процесс учебной и профессиональной деятельности доставляет ему удовольствие. Однако студент данного уровня мотивации еще нуждается в руководстве.

Он не всегда стремится к творческой свободе в своей познавательной деятельности, руководствуясь в основном рекомендациями преподавателя. Его участие в творческих вечерах в основном инициируется преподавателем, а не его собственным желанием. Его научные изыскания, исполнительские трактовки носят скорее подражательный характер, он не инициативен и не проявляет свои волевые качества. Студенту данного уровня необходимо развивать познавательный интерес, сформировать интерес к творческой деятельности, к самостоятельной работе над собой.

К категории с низким уровнем мотивации следует отнести студента, если решение задач, исполнительская деятельность, самостоятельная работа, написание рефератов его не увлекают, он стремится избежать такой работы. Его привлекает формальный, простой материал, несложные задания, с помощью которых можно получить зачет или даже сдать экзамен, достигнуть условных успехов без особых интеллектуальных усилий и напряжения. Личностные профессионально значимые качества студента проявляются не всегда, выявить их сложно, зачастую мотив учения характеризуется лишь через осознание «надо». Он, как правило, связан с формальной стороной процесса обучения, ориентирован на формальный успех, достижение «оценочного» результата. Характерная особенность мотивации данного уровня заключается в том, что профессиональное обучение является для студента средством достижения личного благополучия. В то же время он не способен руководить своими побуждениями, заниматься самовоспитанием, преодолением своих недостатков, во многом связанных с формальными основаниями полученных им ценностных ориентаций.

Таким образом, нами показано существенное изменение в уровнях мотивации студентов в процессе их обучения в творческом вузе. Наблюдаемое увеличение студен-

тов с высоким уровнем мотивации на по- ства студентов с низким уровнем мотивации.

следних курсах связано с тем, что они уже Фактически это означает, что они не нахо-

нашли свое призвание в музыкальной дея- дят себя как музыканты-исполнители, твор-

тельности, возможно, уже выступают в раз- ческие сотрудники. Необходимо в дальней-

личных творческих коллективах и в ближай- шем оценить данное соотношение студентов

шем будущем имеют хорошие перспективы с низким и высоким уровнем мотивации с реполучения интересной работы по выбранной альной потребностью общества в музыкан-

специальности. В то же время настораживает тах - исполнителях, творческих работниках

факт увеличения к последнему курсу количе- и преподавателях музыки.

Литература

1. Баланчивадзе Л. В. Мотивация музыкально-исполнительной деятельности // Вопросы психологии. - 1983. - № 2. - С. 50-56.

2. Каташев В. Г. Воспитание профессионального самосознания студентов [Электронный ресурс]. Из отчета о НИР «Разработка модели системы воспитания в высшем учебном заведении (на опыте Казанского государственного университета)». - Режим доступа: www.ksu.ru, свободный.

3. Кирнарская Д. К., Киященко Н. И., Тарасова К. В. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 368 с.

4. Коган Л. Н. Искусство и зритель // Художественное восприятие: сб. ст. / под ред. Б. С. Мейлаха. -М.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1971. - С. 84.

5. Методы педагогических исследований / под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. - М.: Педагогика, 1979. - 255 с.

6. Муртазина Л. Э. Роль музыкальной информации в развитии коммуникационных возможностей человеческого мышления // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. - 2012. - № 20. - С. 174-177.

7. Муртазина Л. Э. Художественно-эстетическое воспитание студентов вузов культуры и искусств средствами музыкальной деятельности. - Казань: Изд-во Казанск. гос. ун-та, 2007. - 224 с.

8. Новикова Л. П. Музыкальная деятельность. Мотивационный аспект [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник 2003-11-04. - Режим доступа: http://www.yspu.yar.ru:8101/vestnik/ pedagoka_i_psichologiy/15_7/, свободный.

9. Узнадзе Д. Н. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Наука, 1969. -213 с.

Literatura

1. Balanchivadze L. V. Motivacija muzykal'no-ispolnitel'noj dejatel'nosti // Voprosy psihologii. - 1983. -№ 2. - S. 50-56.

2. Katashev V. G. Vospitanie professional'nogo samosoznanija studentov [Jelektronnyj resurs]. Iz otcheta o NIR «Razrabotka modeli sistemy vospitanija v vysshem uchebnom zavedenii (na opyte Kazanskogo gosu-darstvennogo universiteta)». - Rezhim dostupa: www.ksu. ru, svobodnyj.

3. Kirnarskaja D. K., Kijawenko N. I., Tarasova K. V Psihologija muzykal'noj dejatel'nosti: Teorija i praktika: ucheb. posobie dlja stud. muz. fak. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. - M.: Izd. centr «Akademija», 2003. - 368 s.

4. Kogan L. N. Iskusstvo i zritel' // Hudozhestvennoe vosprijatie: sb. st. / pod red. B. S. Mejlaha. - M.: Nauka, Leningr. otd-nie, 1971. - S. 84.

5. Metody pedagogicheskih issledovanij I pod red. A. I. Piskunova, G. V. Vorob'eva. - M.: Pedagogika, 1979. - 255 s.

6. Murtazina L. Je. Rol' muzykal'noj informacii v razvitii kommunikacionnyh vozmozhnostej chelovechesk-ogo myshlenija II Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv: zhurnal teoreticheskih i prikladnyh issledovanij. - 2012. - № 20. - S. 174-177.

7. Murtazina L. Je. Hudozhestvenno-jesteticheskoe vospitanie studentov vuzov kul'tury i iskusstv sredstvami muzykal'noj dejatel'nosti. - Kazan': Izd-vo Kazansk. gos. un-ta, 2007. - 224 s.

8. Novikova L. P. Muzykal'naja dejatel'nost'. Motivacionnyj aspekt [Jelektronnyj resurs] II Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2003-11-04. - Rezhim dostupa: http:IIwww.yspu.yar.ru:8101Ivestnik/ pedagoka_i_psichologiyI15_7I, svobodnyj.

9. Uznadze D. N. Psihologicheskie problemy motivacii povedenija cheloveka. - M.: Nauka, 1969. - 213 s.

УДК 37

А. П. Панфилова

РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ ТЕХНОЛОГИЙ

В данной статье представлены результаты исследования развития коммуникативной и интерактивной компетентности у руководителей СКС, повышающих свою квалификацию в системе последипломного образования. Сделана попытка доказать, что образовательной результативности при проведении интенсивного обучения можно достичь лишь используя весь дидактический комплекс, прорабатанный на программно-целевом уровне (цель - содержание - средства - каналы - результат - обратная связь), учитывая принципы игрового взаимодействия, при наличии у самих преподавателей игротехнической и коммуникативно-интерактивной компетентности.

Ключевые слова: коммуникативная и интерактивная компетентность, программно-целевой методический комплекс, трансляционные и интенсивные технологии, коллективное принятие решений, когнитивная, мотивационная, эмоциональная готовность, обратная связь, методологические принципы, вербальный имидж.

A. P. Panfilova

DEVELOPMENT OF SOCIO-CULTURAL SPHERE MANAGERS’ COMPETENCIES BY PERFORMANCE-ORIENTED METHODICAL COMPLEX OF TECHNOLOGIES

This article presents the results of research of development of communicative and interactive competence of managers of SCS increasing their skills in the system of postgraduate education. The article attempts to prove that educational performance during intense training can only be achieved using the whole range of didactic complex developed at the level of program-oriented (target - content - tools - channels - result - feedback), using the principles of game interaction, in the presence of teachers in game technological interactive and communicative competence.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: communicative and interactive competence, program-target method complex, translational and intensive technologies, collaborative decision-making, cognitive, motivational, emotional readiness, feedback, methodological principles, verbal image.

1ЗЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.