Научная статья на тему 'Особенности культурологической подготовки преподавателя для системы общего образования'

Особенности культурологической подготовки преподавателя для системы общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л. С. Сысоева, В. Е. Головчинер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of culturological preparation of the teacher for the system of general education

This article considers the problem' Of culturological training of a teacher in two aspects. f i On the one hand it analyses the peculiarities and the tasks of teaching culturology and world art culture for students of the pedagogical university of all specialties as a general humanitarian training and forming of a modern cultured personality. On the other hand it determines the necessity, purpose, tasks and possibilities of the university in training a specialist-culturologist a teacher of culturology and world art culture for general secondary and high schools, lyceums, colleges.

Текст научной работы на тему «Особенности культурологической подготовки преподавателя для системы общего образования»

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

Л.С. Сысоева, В.Е. Головчинер

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Томский государственный педагогический университет

В социокультурном способе человеческого бы- всех структурах системы воспитания и образова-гия формирование личности осуществляется через ния. Действительно, социо-культурный процесс социальные институты и формы функционирова- непрерывен: начинается с дошкольного воспитания культуры. Следовательно, все многообразие ния, проходит через всю систему общего образова-создаваемой человеком культуры является не са- ния, продолжается в вузе, затем в системах после-моцелью, а служит человеку, его воссозданию с вузовского образования и самообразования, помощью культуры. В условиях падения «железного занавеса», раз-Как социальное существо человек, с одной сто- герметизирования нашего общества, идущего по роны, в общественном процессе производит, созда- пути формирования открытости, произошла идео-ет, творит культуру, а с другой - ее усваивает, син- логическая смена мировоззренческой парадигмы, тезирует в себе. Можно сказать, «потребляя» ее, что отразилось на предметных программах как сис-«питается» культурой и таким образом воспитыва- темы общего образования, так и высшего. Возник-ется, что и составляет смысл человеческой экзи- ли и являются основой современного образова-стенции (существования). тельного процесса новые госстандарты базовых Внутренним энергетическим механизмом со- курсов образования, синхронизированные с миро-циокультурной экзистенции человека и со стороны выми стандартами.

созидания культуры, и со стороны ее освоения вы- Появился новый для нашей страны предмет

ступает образование. «культурология», создаются кафедры культуроло- i

Без образования невозможен процесс объекта- гии, возникли в некоторых университетах культу-

вации культурных ценностей; равным образом без рологические факультеты. В структуре учреждений

образования не состоится и полноценный способ ее общего образования активно вводятся в учебный

усвоения-субъективации культурных творений, процесс такие новые предметы, как мировые циви-

посредством которых выстраивается ценностный лизации, культурология, мировая художественная

мир личности. культура, уроки искусства, история искусств, рели-

Социалыю-деятельностная концепция форми- говедение в разных вариантах, дизайн, рования личности в процессе объективации и субъ- В связи с введением специальных дисциплин

ективации культуры предполагает внутренний широкого культурологического спектра, которые

стержень процесса - образование, необходимое и на синтезируют в себе важнейшие параметры челове-

«вдохе», и на «выдохе» культуры. Образование необ- ческой культуры, транслируют их через образова-

ходимо и творцу, и преемнику культуры, в таком ние, развивают духовный потенциал личности,

двуединстве деятельности и создается личность. приобщая к ценностям культуры, необходимо:

В данной философско-культурологической пре- - изучение и обогащение регионального опыта

амбуле важно подчеркнуть тот факт, что личность преподавания предметов культурологического

можно подготовить к освоению культуры с ее ус- цикла в системах общего образования и прогнози-

воением через образование, тогда культура пере- рования, исходя из имеющихся предпосылок, раз-

станет быть только внешним артефактом, а сделает- вития вышеперечисленных и новых специально-

ся внутренним элементом личности, включенной в стей и специализаций высшего педагогического

культурный континуум истории, народа, эпохи, ре- образования;

гиона, общества в целом на пороге III тысячелетия. - концептуальное обоснование взаимодействия

Этот процесс начинается раньше, чем в общеоб- сиЬгем общего и высшего образования в целях под-

разовательной школе, так как он существует во готовки и в связи с востребованностью культуроло-

л

Вестник ГГПУ. 1999. Выпуск 5(14). Серия: ПЕДАГОГИКА

гов и педагогов других специализаций культурологического профиля;

- осуществить разработку содержания основных, специальных и элективных курсов по специальности «культурология» и дополнительных специальностей соответствующего профиля - «культурология и история художественной культуры», «искусствоведение» для системы общего образования региона;

- концептуальное обоснование систем взаимодействия вуза и учебных заведений общего образования с учреждениями культуры региона в процессе подготовки специалистов культурологического профиля;

- формирование новых способов и возможностей включения феноменов культуры и разных видов искусства региона в процесс обучения по специальности;

- создание разноуровневой системы подготовки специалиста - преподавателя дисциплин культурологического цикла в соответствии с потребностями и перспективами региона.

Выявившееся противоречие между введением предметов культурологического цикла в преподавание и его слабым концептуальным, научно-методическим и программным обеспечением заставляет обратиться к научно-обоснованной методологии выстраиваемой концептуальности и науч-но-методического обеспечения.

Такой методологией является социокультурная теория человеческого бытия, философско-антро-пологический подход к выстраиванию типов культуры с его соЦиально-психологическими методами анализа культурных архетипов и своеобразия мен-тальности этносов. Эта методология лежит в основе проработки содержания целей и задач преподавания культурологических предметов.

Недавно прошедшая региональная научно-методическая конференция в ТГПУ «Проблемы учебно-методической работы в школе и вузе» выявила не только необходимость подготовки преподавателей предметов культурологического блока дисциплин, но и создания методического обеспечения в виде программ, учебных курсов, комплектов видеоакустических средств обучения, а также постоянной научно-методической связи в системе «школа - вуз».

Преподавание предметов культурологического цикла имеет общие задачи в образовательном процессе с другими предметами: через образование -формирование не только специалиста, но воспитание культурной, многосторонне развитой личности, специальная культурологическая подготовка имеет свои особенные цели и задачи. В данной статье представлены оба варианта.

На уровне системы общего образования (школы, гимназии, лицеи, колледжи) преподавание предме-

тов культурологического цикла - культурологии, мировой , художественной культуры, истории религий, эстетики - преследует цели не профессиональной ориентации, которая складывается в школах с гуманитарным, математическим, естественнонаучным, техническим профилем, а общегуманитарной. Это значит, что независимо от профориентации через эти предметы ставится цель формирования целостного представления об антрополого-культурном развитии человечества, многоаспектного знакомства с культурами в ее разнообразных типах, собственной культурной самоидентификации, выбора своих ценностей и возможностей, толерантности к другим культурам и их ценностям; ставятся цели сближения культурных задач в едином глобальном мировом процессе; знакомства с современными культурными процессами общества в преддверии XXI века, формирования ноосферно-го мышления в коэволюционной культуре.

Из этих целей вытекают задачи в области методики преподавания: создание системы адаптации культурологических предметов к восприятию их учащимися, использование современных технических средств обучения, компьютерных программ, видеозаписей, музыкальных записей, а также диапроекторов со слайдами и других форм наглядности и визуальности, возможностей театрализации для выработки культурологических представлений в школьной самодеятельности под руководством педагога.

Знакомство с уроками по культурологии, мировой художественной культуре и искусству на Всероссийской научно-практической конференции в Москве, проведенной Институтом общего образования МОиПО РФ в 1998 г. [.1], дало прекрасные примеры разнообразного проведения уроков культурологического цикла, где были представлены и сибирские варианты. Это музыкально-эстетическое воспитание дошкольников в Томском Хобби-центре и концерты-лектории музыкально-хореографического абонемента для школьников Томска, Кемерова, Новокузнецка и других регионов Сибири.

Цели преподавания предметов культурологического цикла управляются задачами нравственно-эстетического воспитания личности учащихся, что в целом может быть названо формированием целостной, творческой, спонтанной индивидуальности, а на философско-эстетическом языке -прекрасной индивидуальности.

Лучшие педагоги России знакомили участников конференции - слушателей Московской академий повышения квалификации работников образования - с опытом преподавания дисциплин культурологического цикла в системе общего образования. Выступали не только известные авторы общерос-

JI.C. Сысоева, B.E. Головчинер. Особенности культурологической подготовки преподавателя.

сийских программ - Б.М. Неменский, B.C. Кузин, С.И. Лысенкова, JI.M. Предтеченская, но и сами преподаватели делились наработанным опытом в этой области образования. Однако это были все-таки те или иные фрагменты образования культурологического цикла, как они ведутся в системе тех или иных учебных заведений общего образования (так были представлены экранные искусства в компьютерном исполнении, хореографическое образование, изобразительное искусство, музыка в школе, коллективное инструментальное музицирование, уроки православной музыки, элементы театрализации в преподавании культурологии и др.).

Лишь опыт некоторых преподавателей приближался к интегративности преподавания, например, курса «Отечественная культура», «сквозного» курса мировой художественной культуры, в которых единство создано за счет теоретико-методологических связок типа: виды искусства, диалог культур, искусство и религия, природа и человек в искусстве, нравственные проблемы культуры и т.п. Но фрагментарность преподавания, его несистемная вариативность характерна как для культурологического опыта российского масштаба, так и для томских школ, поскольку культурологические предметы преподают не специально подготовленные педагоги, а те, кто может.

В нашей статье ставятся задачи обоснования и создания системы подготовки преподавателей предметов культурологического цикла и преподавания системы целостных курсов культурологии, мировой художественной культуры и искусства в системе общего образования с использованием региональных компонентов. В предлагаемой концепции курс «Мировая художественная культура» является естественным продолжением или внутренней составляющей курса культурологии, который изучает все параметры того или иного типа культуры. Мировая художественная культура может изучаться и как отдельный курс, потому что, во-первых, сам предмет очень объемен и включает в себя все виды и жанры искусства в синхронном плане, а в диахронном - еще историю искусств. А во-вторых, требует специфики преподавания, обладающего наглядностью, демонстрацией произведений искусств. И отсюда, в-третьих, требует определенных эстетико-художественных способностей от самого преподавателя, что не каждому дано.

Требуемый синтез знания можно дать только при достаточно высокой профессиональной квалификации специалистов-преподавателей и концеп-туально-интегративной системе курсов и спецкурсов культурологического цикла на базе региональных возможностей и требований.

Программу такой подготовки и ее научно-методического обеспечения с учетом региональных

особенностей культурного континуума возможно осуществить силами кафедры культурологии и кафедр филологического факультета с последующей интеграцией профилирующих дисциплин в учебный план культурологического факультета.

Представляется необходимым конкретизировать задачи культурологической подготовки преподавателя для системы общего образования региона.

Первая задача заключается в общегуманитарной подготовке будущих учителей всех специальностей. Учитель по своему определению не просто преподаватель-предметник, а высоко эрудированная личность, интегрирующая в себе синтез знания, востребованного и в каждом отдельном предмете, и в широкой сфере общения с учеником, и в классном руководстве, и в формах внеурочного общения с учениками, и в сферах совместной внеучебной деятельности. Предметы культурологического цикла в общеобразовательном университетском исполнении преследуют цели гуманистического воспитания личности педагога независимо от преподаваемого предмета.

Культурологическую программу этого направления нужно наполнить учебно-методическим содержанием предметов общекультурного блока -«культурология» и «мировая художественная культура». Однако и в этом направлении работы предлагается разработка внеаудиторных форм культурологического знания: использование симфонических и театральных абонементов, экскурсий по городу (знакомство с архитектурой и монументальной скульптурой), знакомство с произведениями искусства различных видов и форм с включением ; региональной компоненты.

Вторая задача культурологической программы состоит в концептуально-теоретическом и научно-методическом обеспечении другого направления культурологической подготовки - профессионального образования преподавателя культурологии по специальности «культурология» (третий уровень высшего профессионального образования). Организационный вариант этого направления включает планы по разработке и подготовке программ специальности «культурология» в целях ее лицензирования.

Разработка учебных дисциплин, составление научно-методических программ для реализции в учебном процессе подготовки специалиста «преподаватель культурологии» с дополнительной специализацией по мировой художественной культуре, выстраивается в виде 3 компонентной структуры подготовки программ:

1) научно-методические программы и курсы «Введение в культурологию», «Философия культуры», «Социология культуры», «Культурная антропология», «История культурологической мысли» и их концептуальное выстраивание;

Вестник ТГПУ. 1999. Выпуск 5(14). Серия: ПЕДАГОГИКА

2) г, курсы мировой художественной культуры и мировой литературы и их научно-методическое обеспечение;

3} подготовка научно-методических программ по истории мировых цивилизаций, культурной антропологии, этнологии.

В этой научно-методической работе имеете^ достаточно большой задел: изданные в печати программы, монографии, учебные пособия докторов наук вуза, направленные по содержанию на подготовку, в том числе по региональным программам, преподавателей культурологии. При кафедрах ТГПУ имеются аспирантуры, где ведется подготовка высококвалифицированных специалистов, в том числе по культурологии, философии культуры, мировой художественной культуре, культурам коренных народов Сибири и Севера, что создает соответствующую базу означенных научных исследований и ощутимый вклад в них, а также рост профессионального кадрового потенциала.

На уровне подготовки преподавателя культурологии для системы общего образования проектируется дальнейшая разработка форм внеучебной культурной деятельности на базе культурного потенциала региона.

Томск - крупный культурный центр, имеющий Большой концертный зал филармонии, академический симфонический оркестр, концертно-камерное отделение Томской государственной филармонии, около 10 драматических театральных коллективов (3 государственных), театр оперетты г. Северска, одновременно работающий и в Томске, Дом ученых, ведущий большую культурно-просветительскую работу, художественный музей, организующий экспозиции мастеров художественного фонда и молодых художников, краеведческий музей, в котором представлены экспозиции традиционной и современной культуры народов Сибири и Севера, архитектурные ансамбли барокко и классицизма, знаменитую деревянную архитектуру и другие достопримечательные памятники культуры, что позволяет приобретать культурный опыт освоения выдающихся ценностей в регионе в результате целенаправленной педагогической работы специалиста-культуролога. Началось сотрудничество с лабораторией малочисленных народов Сибири и Севера и предполагается создание на этой базе научно-методической программы и учебного курса «Культура Сибири и Томска», а также выработка умений и навыков анализа произведений искусств («чтение» текстов культуры), в том числе регионального уровня.

В перспективе в соответствии с .имеющимися запросами проектируется создание программ и на-учно-методичеекого обеспечения дополнительного культурологического образования:

а) для лиц, имеющих средне-специальное художественное образование;

б) для воспитателей старших дошкольников детских садов, педагогов начальных классов, формирующих понимание культурной символики и образности предметного мира народов региона, культурную толерантность к языкам и обычаям региона (в Томской области распространена тюркская группа народов);

в) для лиц с неполным гуманитарным образованием или гуманитарным образованием другого профиля;

г) для практических работников культуры, искусствоведов, музееведов, работников туристических комплексов, экскурсоводов и т.п.

В результате совместных усилий специалистов кафедр ТГПУ - литературы, истории, культурологии, педагога-исследователя - рекомендуется:

- создать концептуальное обоснование и научно-методическое обеспечение культурологического образования для системы общеобразовательных учреждений с учетом региональной культурной компоненты;

- осуществить обобщение и внедрение в общеобразовательные программы опыта специалистов системы общего образования, преподающих дисциплины культурологического цикла с учетом региональной культурной базы;

- продолжить разработку спецкурсов и элективных курсов по предметам культурологического цикла с учетом высших достижений в области культуры и искусства региона;

- продумать и приступить к осуществлению концептуально-программного и научно-методического обеспечения культурологической гуманитарной подготовки для указанного контингента желающих с разным уровнем образования;

- спроектировать модель единого образовательного информационного пространства «школа-лицей-гимназия-колледж-вуз» с его региональными особенностями;

- постоянно поддерживать обсуждение принципов содержания культурологических дисциплин совместно с преподавателями общеобразовательных учреждений через проведение «круглых столов», консультаций-семинаров, конференций как на базе лучших общеобразовательных школ, так и на базе кафедр педагогического университета. Осуществлять публикацию материалов конференций по проблемам содержания и форм культурологического образования и его региональных особенностей;

- на этой основе разрешить то противоречие, на которое мы указывали: между введением предметов культурологического цикла в соответствии с мировой практикой преподавания и

В. И. Ревякина. Проблемы подготовки и переподготовки учителей к руководству.

отсутствием концептуально-теоретических и научно-методических оснований преподавания курсов в системе общего образования путем создания методологически обоснованной концептуально-разработанной и научно-методически

1.

Профессиональное становление личности педагога - процесс многоступенчатый, путь которого измеряется от «входа» (довузовская подготовка учащихся педагогических классов к продолжению обучения в педагогическом университете) до «выхода» (профессиональная педагогическая деятельность учителя-предметника, базирующаяся на непрерывности последующего процесса профессионального роста путем самообразования и обучения на различных курсах повышения квалификации).

Начальная подготовка педагогических кадров через систему педклассов в Томской области имеет давнюю историю. В 1958 г. Законом о школе была введена обязательность профориентационной работы и трудового обучения старшеклассников. В качестве одного из непроизводственных профилей в школах создавались педагогические классы, готовящие выпускников к работе воспитателями детских садов и старшими вожатыми в школах. Организацией и руководством деятельностью педклассов в томских школах №3,8, 12 в то время занимались молодые педагоги-энтузиасты Клара Семеновна Зыкова (в настоящее время - доцент ТГПУ), Мальцева Татьяна Терентьевна (сейчас доцент ТГУ), Люция Павловна Апачева (Шульга) (ныне - директор спецшколы для слабослышащих детей). Ребята не только осваивали теоретические основы педагогики, психологии, организации досуговой деятельности и молодежных движений, но и получали серьезную практическую подготовку в летних оздоровительных лагерях, самостоятельно (а не как помощники) работая вожатыми пионерских отрядов. О качестве их подготовки говорит следующий факт: лучшие вожатые 70-80-х гг. в томских школах и лучшие педагоги-организаторы сегодняшних томских дворцов творчества' - это главным образом бывшие учащиеся педагогических классов тех самых 60-х гг.

обеспеченной системы преподавания культурологических дисциплин в подготовке преподавателя культурологии для общеобразовательных учреждений с учетом базы региональных параметров культуры.

Новый виток развития педагогических классов в Томской области датируется 1989 - 1999 годами. Эстафету у своих замечательных предшественников приняла кафедра педагогики Томского педагогического университета, совместно с ОблУО решая задачу ^респечения области педагогами «высокой пробы» за счет качественной довузовской подготовки учащихся педклассов к выбору профессионально^ Аштельской деятельности.

Истожя образования свидетельствует о том, что и за рубежом, и в России вопросы подготовки учителей пайгоянно привлекали внимание выдающихся пед^Щгов. А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и другие выдвигали актуальные для своего и нашего времени идеи о важности и ответственности педагогической профессии, о требованиях, предъявляемых к личности педагога, о путях его по^товки. Они подчеркивали важность специально^ подготовки и отбора лиц, претендующих на учительскую должность.

В трудах A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого рассматривались особенности подготовки к педагогической профессии, отмечалось, что формирование основных качеств личности в значительной степени происходит в школьном возрасте, поэтому призвание к педагогической деятельности необходимо выявлять и закреплять еще в школе. В современных условиях такая довузовская профориентация на получение профессии учителя реализуется через систему педклассов.

Совместная координация деятельности педклассов в школах г. Томска и области со стороны ТГПУ и ОблУО позволяет на 20 - 25% формировать контингент студентов педвуза из тех учащихся, у которых за два года обучения в педагогическом классе выявилась предрасположенность к учительскому труду, и осознанность выбора профессии очевидна.

Литература

Обновление эстетического образования учащихся и учителя. М, 1998.180с.

В.И. Ревякина

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ К РУКОВОДСТВУ * ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ

Томский государственный педагогический университет

-3,19-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.