изучение этногенетических процессов // Происхождение аборигенов Сибири и их языков. Томас, 1969. С. 235-236.18. Субстратные компоненты селькупского этноса // Материалы конференции «Этногенез народов Северной Азию». Новосибирск, 1969. Вып. 1. С. 155—156. 19. Происхождение селькупов. Томск, 1972. 423 с. 20. Томские карагасы // Вопросы истории Сибири. Томск, 1972. Вып. 6. С. 3-10. 21. Историческая концепция Г.Н. Потанина// Материалы межвузовской конференции, посвященной 50-летию образования СССР. Томск, 1972. С. 125-133. 22. Ретроспективные возможности этнографии // Происхождение аборигенов Сибири и их языков. Томск, 1973. С. 18-21.23. Таксономическая характеристика селькупского этноса // Проблемы этногенеза народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1973. С. 115-116. 24.0 типе этноса эпохи формирования раннеклассовых обществ // Всесоюзное археолого-этнографнческое совещание по итогам полевых исследований 1972 г. Тезисы докладов и сообщений по этнографии. Ташкент, 1973. С. 91-93. 25. Гемуев И.Н., Пелих Г.И. Селькупское оленеводство // Советская этнография. 1974. № 3. С. 83-95. 26. Материалы по селькупскому шаманству // Этнография Северной Азии. Новосибирск, 1980. С. 5-70. 27. Селькупы XVII века. Очерки социально-экономической истории. Новосибирск, 1981. 157 С. 28. К вопросу о нганасанском культе медведицы нгарка // «Моя избранница наука, наука, без которой мне не жить » Сборник, посвященный памяти этнографов Г.Н. Грачевой и В И. Васильева. Барнаул, 1995. С. 152—160.29. Обские Каяловы о реке Каяла // Вопросы географии Сибири. Томок, 1995. Вып. 21. С. 67-81. 30. Пюневалык (из истории селькупской мифологии) // Материалы межрегионального совещания по проблемам развития культуры малочисленных народов Севера (Томск, 14-16 декабря 1994 г.) Томск, 1996. С. 167-178. 31. Селькупская мифология. Составитель Г.И. Пелих. Томск, 1998. 78 с. 32. Энциклопедия мифологий уральских народов. Селькупы. Т. 4 (в печати). 33. Пелих Г.И., Топчий АТ. Философия областничества Т. 1 (в печати). 34. Пелих Г.И., Топчий АТ. Письма Г.Н. Потанина (в печати).
ЛИТЕРАТУРА И ПЕРВОИСТОЧНИКИ
1. Автобиография Г.И. Вылевко. 1940 г. //Архив ТГУ. Ф Р-815. ОП. 57. Д. 9. Л. 1.
2. Автобиография Г.И.Пелих. 1955 г. //ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 29. Д. 497. Л. 6.
3. Профессора Томского университета. (Биографический словарь). 1917-1945. Томск, 1998. Т. 2.
4. Выписка из приказа № 37-е по ТГУ им. ВВ. Куйбышева отЗ февраля 1941 г. //Архив ТГУ. Ф. Р-815. Оп. 57. Д. 9. Л. 6.
5. Личное дело Г.И. Вылевко. 1940-1945 гг. // Архив ТГУ. Ф. Р-815. Оп. 57. Д. 9
6. Выписка из приказа № 123-е по ТГУ им. В.В Куйбышева от 30 апреля 1941 г.//Архив ТГУ. Ф. Р-815. Оп. 57. Д 9. Л. 7.
7. Личная карточка студента Г.И. Вылевко // Архив ТГУ. Ф. Р-815. Оп. 57. Д. 9. Л. 9.
8. Пелих Г.И. Маршрутами полевой и теоретической этнографии. Новосибирск, 1979.
9. Мошинская В. И. Современное состояние вопроса о роли южного компонента в древней культуре населения Крайнего Севера и Западной
Сибири // Этнокультурная история населения Западной Сибири. Томск, 1978. С. 61.
10. Пета Г.И. Полевые дневники 1959-1963 гг. // Архив МАЭС ТГУ. № 249-259,420; предметы № 6952-69957 // Инвентарная книга МАЭС ТГУ № 9.
11. Автобиография Н.В. Лукиной // ТОКМ. № 11668/39.
12. Пета Г.И. Территориальная община у селькупов Нарымского края конца XIX - начала XX вв. // Сборник научных работ кафедр всеобщей истории и истории СССР. Труды ТГУ им. В В. Куйбышева Томск, 1961. Т. 150 С. 82.
13. Выписка из приказа № 159 от 31 октября 1955 г. //ГАТО. Ф.Р-815. Оп. 29. Д. 497. Л. 23.
14. Толстое С.П. Советская школа в этнографии // Советская этнография. 1947. № 4. С. 27.
15. Письмо А.П. Дульзона к З.Я. Бояршиновой от 23 марта 1948 г. // ГАТО. Ф. Р-1763. Оп. I. Д. 272. Л. 7.
16. В.А. Дремов, Н.В. Лукина, Л.А. Чиндина. Археология, этнография и антропология в Томском государственном университете им. В.В. Куйбышева // Обряды народов Западной Сибири. Томск, 1990. С. 218.
17. Характеристика Г.И. Пелих. 1962 г. // ГАТО. Ф Р-815. Оп. 29. Д 497. Л. 13-14.
18. Кулемзин В.М, РьшдинаО.М. Сектор этнографии: итоги пройденного пути//Из истории Сибири. К 30-летию лаборатории. Томск, 1998. С. 8.
19. Аттестат доцента Г.И. Пелих. 1959 г. // ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 29. Д. 497. Л. 7.
20. Пелих Г.И. Социальные отношения у селькупов в конце XIX - начале XX вв. // VII научная конференция ТГУ. Томск, 1957. С. 65-66
21. Пелих Г.И. Кольцевая связь у селькупов Нарымского края // Труды института им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Сибирский этнографический сборник. М„ 1962. Т. 78 Вып. 4. С. 176-196.
22. Пелих Г.И. К вопросу о родо-племенном строе нарымских селькупов (2-я половина XIX в.) // Труды ТГУ. Сборник научных работ исторических кафедр. Томск, 1963. Т. 165. С. 137-148.
23. Пелих Г.И. Досамодийский тип жилища нарымских селькупов // Ученые записки ТГУ. Вопросы археологии и этнографии Западной Сибири. Томск, 1966. № 60 С. 94-107.
24. Пелих Г.И. К истории селькупского шаманства//Труды ТГУ. Томск, 1964. Т. 167. С. 132-144.
25. Пелих Г.И. Фольклор как средство расшифровки топонимов//Вопросы фольклора Томск, 1965. С. 65-69.
26. Пелих Г.И. Ретроспективно-этнографическое изучение этногенетических процессов // Происхождение аборигенов Сибири и их языков. Томск, 1969. С. 235-236.
27. Пелих Г.И. Происхождение и история селькупов. Автореф. дис... док. ист. наук. Томск, 1972.
28. Соколова З.П. К проблеме этногенеза обских угров и селькупов // Этногенез народов Севера. М., 1980.
29. ХомичЛ.В. Проблемы этногенеза и этнической истории ненцев. Л., 1976. С. 11.
30. Поселения и постройки дорусского населения // Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Т. 1. Поселения и жилища. Кн. II. Томск, 1994. С. 71-75.
Статья представлена Ученым Советом исторического факультета Томского государственного университета, поступила в научную редакцию 15 октября 1999 г.
УДК 94/99; 159.07.001.89
В. И. Кабрин ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ ТГУ
В статье представлена живая история факультета психологии. Обозначены основные подразделения факультета, направления образовательной, методической и научной деятельности, основные научно-методические достижения и школы.
Живая история и перспектива самообразования
Несмотря на молодость, психилогический факультет Томского государственного университета имеет свою предысторию. 50 лет назад в 1947 г. на историко-филологическом факультете ТГУ была впервые открыта специализация по психологии (в рамках отделения русского языка, логики и психологии). Просуществовала она недолго. Затем была создана общеуниверситетская кафедра педагогики и психологии, на которую стали приглашать профессиональных психологов - выпускников Санкт-Петербургского и Московского университетов. Начало этому процессу поло-
жили супруги Лидия Георгиевна и Валерий Николаевич Саратовские - яркие личности и преподаватели, оставившие заметный след в истории развития психологии и социологии в ТГУ как руководители кафедры педагогики и психологии и социологической лаборатории. В 70-е гг. возникло тесное сотрудничество социологов, философов и психологов в программах разработки систем управления социальными процессами, которое подготовило почву для создания в 80-х гг. Лаборатории социальной психологии НИЧ и Психологической службы.
Для работы в Лаборатории и Службе было приглашено 9 выпускников факультетов психологии из ЛГУ и МГУ. Поэтому многие из сотрудников кафедры прошли аспирантуру, защитили кандидатские и докторские диссертации в области психологии и педагогики именно в этих центральных вузах страны. Марина Александровна Холодная, моя сокурсница по первому набору факультета психологии ЛГУ, одна из лучших на курсе, защитив кандидатскую диссертацию по психологии интеллекта (пока я служил в Советской Армии, защищая Казахстан от китайцев), в 70-е гг. возглавила нашу кафедру. Сейчас ведущий научный сотрудник ведущего психологического учреждения России - Института психологии РАН (г. Москва) -профессор М.А. Холодная - самый крупный, на мой взгляд специалист по психологии интеллекта, а ее книга в г. Томске - культурное достояние.
После ее отъезда из Томска кафедру педагогики и психологии пришлось возглавить уже мне. «Пришлось» -потому, что я изначально мыслил себя в качестве психолога-исследователя-экспериментатора и даже не стал «исправлять» для диплома единственную низкую оценку по советской педагогике (другой тогда не было). Но мне суждено было исправить эту ошибку. В 80-е гг. всей кафедрой занялись освоением активных методов обучения, социально-психологических тренингов и учебных ролевых игр на основе концепций творческой коммуникации. В 1986 г. посвятили этому Всероссийскую научно-практическую конференцию (самые интересные гости - игротехники из Одессы), издали совместно с Л.В. Комаровской (с 1997 г. зав. кафедрой педагогики факультета психологии) Библиографический справочник с комментарием по развивающим формам и методам обучения.
В это время - конец 80 - начало 90-х гг. - в стране вызрела «Практическая Психология». Богатство возможностей психокоррекционных, психотерапевтических, консультативных и развивающих направлений, техник и технологий, методик и методов захватывало воображение. Моя докторская диссертация, посвященная коммуникативному развитию личности, начиналась как академическая, а заканчивалась (в последних главах) как практическая. В результате мою монографию никто до конца не читает (смотрят или первую или вторую часть). Не удивительно, что в 1991 г. мы с С.Н. Кучеренко (будущим директором Центра Практической психологии ТТУ, получившим медицинское образование, но нашедшим свое призвание в психологии) начали
опыты активной психологической подготовки управленцев и социальных работников, а затем и профессиональных психологов с помощью специалистов Инстшуга психологии РАН и Санкт-Петербурского университета.
После нескольких выпусков специалистов со вторым высшим образованием оказалось возможным в 1995 г. создать Центр практической психологии ТТУ, который по сей день осуществляет в вечерней форме второе высшее образование по психологии по новой для России специальности Public Relations («Связи с общественностью»). Лицензирование этих специальностей, открытие аспирантуры по социальной психологии и теории и истории педагогики; оформление Лаборатории развития образовательных систем (руководитель доцент Е.С. Ля-хович - известная в университете специалист по философии и истории образования); создание оригинальных экспериментальных площадок: «Университетская начальная школа» (руководитель Л.И. Скородинская) и учебно-научно-производственного Центра «Преображение» (руководитель О.А. Котиков) стимулировали создание объединяющей гуманистически, личностно, коммуникативно ориентированной методологии и парадигмы «Психологический универсум образования».
Все это и стало «критической массой» формирования в 1997 г. факультета психологии, а мне пришлось принять должность декана, хотя в душе я до сих пор больше на стороне студентов. Поэтому, проводя в юбилейном для Университета 1998 г. международный симпозиум «Психологический универсум образования человека ноэтического», посвященный презентации нашего факультета университетской общественности с помощью междисциплинарных диалогов, в еще большей степени хотелось посвятить его нашим студентами. Их активное участие в симпозиуме, отмеченное даже «зарубежными» гостями, для нас особенно приятно. Месяц спустя совет университета утвердил открытие кафедры социальной и гуманистической психологии и кафедры генетической и клинической психологии, обеспечивающих основные блоки учебного плана факультета и определяющих перспективу развития основных специализаций и научных специальностей.
На этом не заканчивается история возникновения факультета психологии, она уже сейчас перерастает в своеобразную перспективу Института психологии ТГУ - классического научно-образовательного центра Сибири в области психологии с новыми кафедрами, лабораториями, научными школами и общественными организациями.
Факультет психологии - сегодня.
Для успешного решения учебных и учебно-исследовательских задач в структуру факультета входят следующие подразделения: кафедра социальной и гуманистической психологии; кафедра генетической и клинической психологии; кафедра педагогики; психологическая служба ТГУ; лаборатория социальной психологии; лаборатория развития образовательных систем; Центр социально-психологического образования; учебно-научно-производственный Центр практической психологии; начальная школа ТГУ; научно-производственный Центр «Преображение».
Декан факультета психологии Валерий Иванович Каб-рин в 1971 году закончил факультет психологии Ленинградского государственного университета и приехал в Томск преподавать на общеуниверситетской кафедре педагогики и психологии. В 1978 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1993 -докторскую, которой предшествовала монография «Транскоммуникация и личностное развитие». С 1981 по 1997 г. заведовал кафедрой педагогики и психо-
логии, с 1998 заведует сначала кафедрой психологии, затем кафедрой социальной и гуманистической психологии.
Кафедра социальной и гуманистической психологии осуществляет специальную подготовку, специализированное обучение и повышение квалификации по специальностям «Психология» и «Связи с общественностью». В соответствии с государственным стандартом разработана концептуальная модель психологической подготовки (Каб-рин В.И. «Психологический универсум образования», ТГУ, 1995). Все преподаватели кафедры участвуют в обновлении и разработке авторских учебных программ.
Кафедра реализует научно-исследовательские работы в соответствии со своим профилем и готовит специалистов высшей квалификации по научной специальности «190005 - социальная психология». Сотрудниками кафедры психологии исследуются исторические, этнические, социальные и собственно психологические аспекты университетского образования.
Научно-исследовательская работа осуществляется в форме бюджетных тем НИР, кандидатских и докторских диссертаций по следующим направлениям: «Социально-психологическое развитие личности специалиста» на базе лаборатории социальной психологии (коллектив сотрудников кафедры психологии); «Транскоммуникативная психология: развитие творческого потенциала личности, группы, культурных миров и кросскультурных движений» (В.И.Кабрин); «Формирование целостной модели психологической подготовки и психологической поддержки в системе университетского образования: проект «Психологический универсум образования» (сотрудники кафедры психологии); «Комплексная система психологических технологий обучения, ориентированных на развитие личности» (психологическая служба факультета психологии); «Психологический универсум «Человека Ноэтическо-го» (В.И. Кабрин); «Психодраматический метод коррекции и развития личности студента» (Т.С. Трунова); «Этнопсихологические факторы межкультурного взаимодействия» (Э.И. Мещерякова); «Психология self и психология одиночества» (Ю.Л. Красин).
В 1997 г. начата работа по региональной программе «Организационно-психологическая поддержка молодежи региона в ее самоопределении, трудоустройстве и развитии»; в 1998 г. - по гранту РГНФ «Коммуникативный стресс студента: феноменология, закономерности динамики, факторы трансформации».
Кадровый состав кафедры социальной и гуманистической психологии: доктор психологических наук, профессор В.И. Кабрин (зав. кафедрой); кандидат психологических наук, доцент Э.И. Мещерякова; кандидат психологических наук, доцент Э.В. Галажинский; кандидат философских наук, доцент Ю.Л. Красин; старшие преподаватели О.И. Муравьева и Т.С. Трунова; ассистенты Г.Е. Ананьева и И.В.Черепанов
Кафедра педагогики Важнейшее направление образовательной деятельности кафедры педагогики связано с пси-холого-педашгическим обеспечением профессиональной подготовки будущих учителей. Образовательная практика кафедры сочетается с научно-методической работой, основная проблематика которой связана с: 1) исследованием инновационных процессов в педагогической практике; 2) научно-теоретической разработкой технологий гуманной педагогики, ориентированной на личностный рост и творческую самореализацию школьников в жизни, культуре, профессии; 3) экспериментальной работой в образовательных учреждениях города - начальная школа ТГУ, гуманитарно-эстетическая гимназия № 29, школа Совместной деятельности № 49. Творческое сотрудничество работников кафедры со школами оказывает благотворное влияние на учебно-методическую работу в плане корректировки образовательной программы: совершенствование курсов теории педагогики, педагогической психологии, спецкурсов, организационно-методической системы подготовки будущих учителей, ориентированной на обеспечение их личностного и профессионально-педагогического роста.
Важный аспект работы кафедры - проблемы педагогики и психологии высшей школы. В структуре ФПК организовано повышение квалификации преподавателей вузов по педагогике и психологии высшего образования. Научно-методическая работа в этом контексте связана с разработкой совместно с кафедрой психологии образовательных программ, ориентированных на развитие культуры педагогического мышления и творчества преподавателей вузов как важнейшего условия решения многих проблем высшей школы.
Разработана и осуществляется программа психолого-педагогической подготовки аспирантов с последующей сдачей кандидатского минимума. Эта работа сколь важна и ответственна, столь и необходима: для многих аспирантов это почти единственная форма развития их психологической и психолого-педагогической культуры за весь период обучения в университете. Педагогический эффект этой работы по оценке аспирантов весьма существенен.
Новые функциональные возможности и перспективы развития кафедры связаны с тем, что она находится в структуре факультета психологии. Во-первых, это участие в реализации образовательной программы специализаций по психологии, во-вторых, открытие специальностей по педагогической психологии и социальной педагогике, специальностей, широко востребуемых сегодня в различных образовательных и связанных с социальной практикой учреждениях. Осуществление проекта открытия названных специальностей планируется в 2000 г.
Статус педагогики как науки, психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса в средней и высшей школе открывает сегодня реальную возможность решать главную проблему (корень всех проблем!) - дефицит личности мыслящей, творческой, свободной и ответственной. В этом плане разрабатывается проект создания в университете научно-методического центра по организации педагогических исследований качества образовательного процесса в ТГУ. Кафедра педагогики в осуществлении этого проекта видит свою роль и ответственность.
Чтобы экспериментальная работа преподавателей кафедры имела больший научный и (фактический эффект, школам, где ведется эксперимент, планируется найти возможность придать статус школ-лабораторий ТГУ. Преподаватели кафедры разработали авторские программы курса по теории педагогики, альтернативным педагогическим системам, педагогической психологии. На историческом факультете внедряется экспериментальная программа подготовки педагогов-исследователей совместно с Институтом образования Сибири, Дальнего Востока и Севера и Томским государственным педагогическим университетом. На кафедре имеется аспирантура. В 1997 г. защищена кандидатская диссертация. Проблема роста научно-педагогических кадров кафедры по-прежнему остается одной из актуальных.
Кадровый состав кафедры педагогики: доктор педагогических наук профессор Г.Н. Прозументова, кандидат педагогических наук доцент Л.В. Комаровская; кандидат педагогических наук Е.Л. Богданова; старшие преподаватели Е.Г. Сырямкина, Л.И Скородинская, H.H. Зверева
Кафедра генетической и клинической психологии была открыта в 1998 г. Необходимость ее открытия вызвана самим развитием факультета - увеличивается число курсов и студентов факультета дневной формы обучения и других форм обучения (вечерней, заочной, очно-заочной, дистанционной). Объединение двух ветвей психологии (генетической и клинической) на одной кафедре достаточно логично, поскольку их объединяет идея развития, которое может быть «нормальным», «аномальным» и «отклоняющимся». И в практическом, и в научном плане кафедра дополняет развиваемое на факультете социально-психологическое и гуманистическое направление. Удачным в этом отношении представляется объединение усилий через координацию научно-исследовательской деятельности соответствующей лаборатории при кафедре и Сибирского Центра экспериментальной и прикладной психологии при Институте Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО, осуществляющего многолетние лонгитюдинапьные исследования по развитию личности и психического
здоровья участников образовательного процесса и подготовку в этой области кадров высшей квалификации. Кафедра участвует в обеспечении работы всех форм повышения квалификации на факультете психологин Научная деятельность кафедры осуществляется по направлению работы лаборатории психофизиологии нормального и аномального развития и подпрограммы «Психологическое обеспечение развития образования в Сибири» программы «Научное обеспечение развития образования» СО РАО.
Кадровый состав кафедры генетической и клинической психологии: доктор психологических наук профессор Г.В. За-левский (зав. кафедрой), кандидаты психологических наук доценш CA. Богомаз, НВ.Козлова, Т.Г. Бохан, ЕЛ. Рождественская, старший преподаватель П.Ю. Моисеев.
Лаборатория социальной психологии занимается исследованием социально-психологического развития личности специалиста, проблем многоуровневого образования и является базой для осуществления учебно-исследовательских, курсовых и дипломных проектов.
Лаборатория развития образовательных систем разрабатывает бюджетные темы: «Методологические, теоретические и научно-организационные проблемы развития классических университетов на рубеже XX и XXI вв.» (научный руководитель A.C. Ревушкин); «Университетское образование: развитие личности и интеллектуального потенциала нации»; участвует в фанте по федеральной программе Интеграция, развивая идеи об элитарном характере высшего университетского образования и возможности его участия в предоставлении спектра качественных научно-образовательных услуг для удовлетворения разнообразных познавательных потребностей населения. В 1998 г. опубликована монография «Университеты в истории и культуре России». Руководит лабораторией кандидат философских наук ведущий научный сотрудник ТГУ Е.С. Ляхович.
Лаборатория психофизиологии нормального и аномального развития человека занимается исследованием психофизиологии нормального и аномального развития человека, является основой и базой учебно-исследовательских работ студентов, специализирующих-ся в области генетической и клинической психологии.
Психологическая служба ТГУ занимается индивидуальной психологической консультацией и поддержкой, ориентированной на проблемы адаптации и личностного роста студентов университета, сопровождением учебно-воспитательного процесса; разрабатывает и адаптирует активные методы обучения.
Учебно-научно-производственный Центр практической психологии дает возможность получить второе высшее образование по специальностям «Психология» и «Связи с общественностью» в форме вечерного практически ориентированного обучения.
Центр социально-психологического образования развертывает представительства по набору студентов в
Статья поступила в научную редакцию 27 октября 1998 года.
УДК 008 001; 008:001.8; 008:1; 008(091)
основных регионах Сибири на заочное и дистантное обучение по специальностям «Психология» и «Связи с общественностью», а также на курсы переподготовки и повышения квалификации по данным специальностям.
Начальная школа ТГУ с момента основания (1992 г.) старшим преподавателем кафедры педагогики Л.И. Скоро-динской является инициатором различных исследований как в рамках существующих педагогических систем, так и организатором различных инновационных проектов в сфере альтернативного образования. За основу были приняты принципы гуманистической психологии. Для их реализации в школе была создана гибкая учебно-функциональная среда («открытое пространство»), включающая в сферу обучения не только особым образом организованное учебное пространство, но и университетский фон (традиции, музеи, библиотеки и т.д.). В школе создается атмосфера «домашней школы», продолжающая традиции Л. Толстого, Януша Кор-чака и др. Школа осуществляет международные проекты по обмену специалистами и научно-методическими разработками в области экологии, психологии, новых педагогических технологий, сотрудничая со школами Беркли, Нового Орлеана (США).
Учебно-научно-производственный Центр «Преображение» занимается психолого-педагогическими проблемами активного ноосферогенеза,разрабатывает методики и технологии раскрытия творческого потенциала и его реализации средствами трансперсональной психологии с опорой на погружение в архетипическое мифологическое пространство. Студия «Образ» работает с детьми, организует выставки детского рисунка. Студия «Лель» организует мифологизацию среды через включение разновозрастных групп в жизненные циклы (природный, деятельный, обрядовый, религиозный, персональный). Театр «Живое слово» занимается реализацией творческого потенциала в сфере звука, слова, движения, создания и демонстрации театра жизни.
Сибирские Центры международной Ассоциации гуманистической психологии (США) и международного Института ноэтических исследований (Великобритания), открытые на базе факультета психологии, осуществляют связь с мировым психологическим сообществом. При их поддержке, а также при поддержке РГНФ, Института «Открытое общество», Академии гуманитарных наук в сентябре 1998 года проведен международный симпозиум «Психологический универсум образования Человека Ноэтического».
Факультет психологии ТГУ поддерживает научные и культурные связи с факультетом образования Шеффилдского университета (Великобритания), Казахстанским государственным университетом, институтом трансперсональной и экзистенциальной психологии (Литва), Токийским университетом «Дайтобунка» (Япония), со школами Беркли, Нового Орлеана (США).
Ю.В. Петров
КУЛЬТУРА КАК САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДУХА (к пятилетию открытия культурологического факультета)
Описывается история создания культурологического факультета Томского государственного университета, становления и развития кафедр и научных школ на факультете. Приводятся основные результаты научной и педагогической деятельности факультета за 5 лет.
«Всякая культура (даже материальная) есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу...»
Н. Бердяев
Обращение к культуре, ее востребованность общест- причинами. К числу объективных относится стремление вом диктуется как объективными, так и субъективными общества лучше себя знать, открыть тайну, скрывающую