Научная статья на тему 'Общественно-политическая практика студентов вузов Краснодарского края и Ростовской области как система формирования политической культуры молодежи'

Общественно-политическая практика студентов вузов Краснодарского края и Ростовской области как система формирования политической культуры молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
561
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ / ФАКУЛЬТЕТЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОФЕССИЙ / ШКОЛЫ МОЛОДОГО ЛЕКТОРА / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ / ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ / STUDENT YOUTHS / ACTIVE LIFE STANCE / FACULTIES OF PUBLIC PROFESSIONS / SCHOOLS OF YOUNG LECTURERS / PUBLIC POLICY PRACTICE FOR STUDENTS / FORMING OF PUBLIC STANCE FOR YOUTHS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новоставский Игорь Николаевич

В статье, на основе исследования архивных источников дан обзор результатов деятельности высших учебных заведений Краснодарского края и Ростовской области в 1971 1980 гг. по формированию активной гражданской позиции студенческой молодежи, проанализирована деятельность факультетов общественных профессий, школ молодого лектора, общественно-политическая практика студентов, проведена связь с современностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новоставский Игорь Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC POLICY PRACTICE FOR STUDENTS FROM THE KRASNODAR REGION AND THE ROSTOV REGION AS A SYSTEM OF POLITICAL YOUTH CULTURE

The article reviews the results of activity of HEIs of the Krasnodar region and the Rostov Region in 1971-1980 in forming of students public stance and the activities of public profession faculties, the schools of young lecturers are analyzed. The relationship with modernity was conducted as well

Текст научной работы на тему «Общественно-политическая практика студентов вузов Краснодарского края и Ростовской области как система формирования политической культуры молодежи»

УДК 94(470)

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ

UDC 94(470)

PUBLIC POLICY PRACTICE FOR STUDENTS FROM THE KRASNODAR REGION AND THE ROSTOV REGION AS A SYSTEM OF POLITICAL YOUTH CULTURE

Новоставский Игорь Николаевич к.ист.н., доцент

Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

Novostavskiy Igor Nikolaevich

Cand.Hist.Sci., associate professor

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

В статье, на основе исследования архивных источников дан обзор результатов деятельности высших учебных заведений Краснодарского края и Ростовской области в 1971 - 1980 гг. по формированию активной гражданской позиции студенческой молодежи, проанализирована деятельность факультетов общественных профессий, школ молодого лектора, общественнополитическая практика студентов, проведена связь с современностью

The article reviews the results of activity of HEIs of the Krasnodar region and the Rostov Region in 1971-1980 in forming of students public stance and the activities of public profession faculties, the schools of young lecturers are analyzed. The relationship with modernity was conducted as well

Ключевые слова: СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ, АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ, ФАКУЛЬТЕТЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОФЕССИЙ, ШКОЛЫ МОЛОДОГО ЛЕКТОРА, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ, ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ

Keywords: STUDENT YOUTHS, ACTIVE LIFE STANCE, FACULTIES OF PUBLIC PROFESSIONS, SCHOOLS OF YOUNG LECTURERS, PUBLIC POLICY PRACTICE FOR STUDENTS, FORMING OF PUBLIC STANCE FOR YOUTHS

В современных условиях становления гражданского общества и правового государства внимание общественности приковано к современной молодежи, от политической и гражданской активности которой во многом зависит, насколько будут реализованы поставленные перед обществом и государством задачи.

Молодежь может являться фактором, как ускорения, так и замедления темпов общественного развития. Для того чтобы молодежь была источником возрождения России, необходимо, чтобы она активно участвовала в выполнении стратегических задач развития нашего государства, связывала с ними свои жизненные перспективы, идеалы. Безусловно, что общественная активность индивида реализуется в его мировоззрении и деятельности. Эта деятельность должна быть

самостоятельной, внутренне мотивированной и социально значимой, то есть затрагивающей жизненно важные для общества интересы и потребности.

Гражданская активность - одна из форм общественной активности, выражающаяся в неравнодушном отношении к проблемам общества, способности и желании проявлять собственную гражданскую позицию, отстаивать личные и групповые интересы и права, но самое главное, на наш взгляд, это осознание личной ответственности за благополучие государства. Гражданская активность должна быть направлена на развитие гражданского общества.

Современная российская молодежь - это фактически первое поколение, выросшее в новой постсоветской России, становление которого происходило в сложной обстановке разрушения стереотипов поведения, в условиях стремительной социально- экономической трансформации общества. В результате - современному молодому поколению не хватает долгосрочных амбиций и глобальных целей, в сознании и поведении молодых людей личный успех не связывается с развитием страны [1].

Отечественный исследователь Р.А. Ромашов считает, что спектр жизненных интересов молодых людей смещен в личную сферу, молодого человека больше волнуют те социальные связи, в которые он повседневно включен [2].

Молодежь как политическое будущее страны наследует степень развития общества, формирует образ будущего, и поэтому вопросы участия молодежи в избирательном процессе становятся все более значимыми на сегодняшний день. Одной из проблем, существование которой вынуждены констатировать современные ученые, является политическая пассивность молодежи. Большинство молодых людей не состоит в политических объединениях, политических партиях или профсоюзах. Сами политические партии не имеют четко

сформулированной молодежной политики. Встает вопрос о готовности молодых людей идти на выборы, способности голосовать, осознавать свою роль в принятии того или иного решения, знать о содержании избирательных процедур, уметь проанализировать предвыборные программы различных кандидатов, избирательных объединений, защитить свои избирательные права.

По мнению члена-корреспондента РАО, профессора Анатолия Мудрика, люди по разным причинам не идут на выборы: «...Есть протестный мотив, есть процент людей, не признающих время, в котором им выпало жить...» [3].

Ряд специалистов выделяет так называемые психологические причины пассивности современной молодежи:

1) «синдром неоправданных надежд». Когда политика не оправдывает ожидания молодого человека, он теряет к ней интерес;

2) отсутствие «объединяющей идеи общества». Общество разобщено, и та часть общества, которая отчуждена от экономических благ, экономических ценностей, не заинтересована в участии в политической жизни. Это в том числе и молодежь [4];

3) «пресыщение политической информацией». Политическая информация идет со всех сторон, иногда она просто не воспринимается, и молодежь пресыщается ею [5].

Кроме того, отмечается ежегодное снижение численности студенческой молодежи российских вузов. Так, в 2010 г. примерная численность студентов составляла 7 млн. чел.

Министерство образования и науки РФ прогнозирует в период с 2011 по 2015 гг. снижение этой цифры до 4 млн. в связи с демографической «ямой».

В период существования СССР в мировой практике существовали две модели молодёжной политики — социалистической и капиталистической

общественных систем. Понятно, что их оформление и реализация были различными, вместе с тем в них было и то, что приемлемо в принципе для молодёжной политики, независимо от времени и политического устройства. Поэтому достаточно интересным и полезным представляется опыт, накопленный партийными, комсомольскими и советскими органами в вузах Кубани и Дона по организации общественно-политической практики студенческой молодежи в 1971 - 1980 гг. и формирования политической культуры будущих специалистов. В эти годы возрастала роль и значение такой системы мероприятий, которая расширяла базу общественно полезного опыта студенческой молодежи, способствовала соединению теории и практики, обеспечению единства обучения и воспитания, системы, которая была направлена на приобретение каждым студентом необходимых знаний, умений и навыков организаторской и общественной работы в трудовом коллективе. Такая система получила название ООП (общественно-политическая практика) и представляет и сегодня одно из важных средств ликвидации разрыва между профессиональной и общественно-политической подготовкой студентов, формирования политической культуры молодежи.

Задачей всех форм общественно-политической практики во внеучебное время в исследуемый период являлось углубление, расширение, совершенствование знаний и навыков в области массовополитической и воспитательной работы, получаемых студентами в ходе учебных занятий в институте, с учетом индивидуальных способностей, наклонностей и интересов студента. Комсомольские и другие общественные организации института должны были добиваться увеличения числа студентов, выполняющих постоянные общественные поручения, обеспечивать участие каждого студента в таких формах общественной деятельности, которые содержат организаторские и воспитательные элементы. К их числу относятся следующие: работа в

выборных комсомольских, профсоюзных органах, учебно-воспитательных комиссиях, студсоветах и других студенческих общественных организациях; лекционно-пропагандистская работа, руководство кружками в сети комсомольского образования, работа в качестве политинформатора; участие в культурно-массовой работе, студенческих строительных отрядах, шефской работе, в работе ДНД и др.; учеба в школах комсомольского и профсоюзного активов, на факультете общественных профессий и последующая работа в соответствии с полученными знаниями и навыками; выполнение отдельных поручений, предполагающих выработку организаторских навыков. В период работы в студенческих строительных отрядах студенты занимаются просветительной работой в массах, выступают с лекциями и докладами на общественно-политические темы, организовывают концерты художественной самодеятельности, спортивные соревнования, оказывают шефскую помощь школам и местным общественным и самодеятельным организациям.

В исследуемый период партийные и советские организации Краснодарского края и Ростовской области накопили определенный опыт в этом деле. Важность развития у студентов навыков самостоятельной работы, общественно-политической активности и умения работать с людьми подчеркнули ХУ1-е Краснодарская краевая и Ростовская областная партийные конференции, состоявшиеся в феврале 1971 года [6]. Однако к началу исследуемого периода система общественнополитической практики в высших учебных заведениях Дона и Кубани только начала складываться, и многие вузовские организации имели пока слабое представление о системе ООП, ее целях и задачах.

Более пристальное внимание к вопросам ОПП студентов партийные организации на местах стали уделять после принятия постановления «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране». В этом документе подчеркнута необходимость добиваться того,

чтобы студенты, наряду с глубокой теоретической и профессиональной подготовкой, высокими моральными качествами «. умели работать с людьми, обладали активной жизненной позицией» [7].

В свете данных решений Краснодарский крайком и Ростовский обком КПСС в августе и сентябре 1972 года разработали и утвердили мероприятия по дальнейшему развитию высшей школы в регионе. В этих мероприятиях большое внимание уделено развитию общественнополитической активности студенческой молодежи, привитию ей навыков организаторской и воспитательной работы. В связи с этим отмечалась необходимость активизировать деятельность вузовских организаций по развитию общественно-политической практики студентов [8].

Исходя из данных решений, Совет ректоров вузов Ростовской области на основе опыта ряда высших учебных заведений разработал положения и рекомендации по организации и совершенствованию общественнополитической практики студентов. Дело в том, что учебные планы многих вузов были ориентированы главным образом на профессиональную подготовку будущих специалистов и не обеспечивали другую сторону их подготовки: а именно, не нацеливали на выработку у них навыков организаторов производства и воспитателей в трудовых коллективах.

В 1972 - 1974 гг. положения об организации и проведении ОПП студентов были разработаны и утверждены парткомами РГУ, РИНХа, РИСХМа, РГПИ [9].

Анализ показывает, что в исследуемый период значительное внимание вопросам организации ОПП уделялось в Ростовском государственном университете. ОПП здесь была введена в 1973 году [10]. Она включала в себя две части - теоретическую, осуществляемую в процессе изучения студентами общественных наук, приобретения знаний на факультете общественных профессий и в школе молодого лектора, где читался специальный курс по ОПП и курс «Введение в специальность».

Вторая часть - практическая, предусматривающая активное участие студентов всех курсов в работе комсомольских и других общественных организаций, в научно-исследовательской работе, в проведении ОПП в период различных видов практик, участия в строительных отрядах, выполнении общественных поручений и т.п. [11].

Такая же целенаправленная работа по организации общественнополитической практики студентов проводилась и в Краснодарском крае. В исследуемый период положения о проведении ОПП будущих специалистов народного хозяйства были разработаны, утверждены и приняты комиссиями из представителей администрации, парторганизации, кафедр общественных наук и комитетов комсомола в КГУ, КСХИ, КГИК, АдГПИ и АрГПИ [12].

Определенный опыт проведения ОПП уже в начале исследуемого периода накопила администрация и партийная организация Кубанского сельскохозяйственного института, где общественно-политическая практика была введена приказом ректора и решением парткома в 1970/71 учебном году на четвертых курсах всех факультетов (т.е. во время прохождения производственной практики). Весной 1971 года задание по ОПП получили 806 студентов IV курсов (кафедрами общественных наук была разработана специальная «Памятка-задание»). В ходе практики ими прочитано 1300 лекций в трудовых коллективах, проведено большое количество докладов и бесед, выпущено свыше тысячи газет-молний, написано 120 статей в стенные и районные газеты [13].

Работу по совершенствованию общественно-политической практики студентов в исследуемые годы вела администрация и партийная организация Кубанского университета. В марте 1976 года партком КГУ, рассмотрев вопрос об организации ОПП на экономическом факультете, наряду с положительными моментами, выявил существенные недостатки в ее системе, указал на низкий контроль, элементы формализма в ее

организации [14]. В связи с этим на основе имеющегося опыта и с учетом рекомендаций Министерства высшего и среднего специального образования СССР и ЦК ВЛКСМ было разработано новое положение об ОПП. Теоретические занятия по общественно-политической практике были внесены в расписание занятий, конкретным формам практики придавался элемент направленности, планомерности [15]. В этом же учебном году вопросы организации и проведения ОПП студентов были рассмотрены на заседании ученого совета КГУ и на заседаниях совета кураторов [16].

Большую методическую помощь в разработке теоретического курса и практической части ОПП студентов оказывали в исследуемый период кафедры общественных наук. Активное участие в подготовке методических материалов принимали доценты И.Б. Алещенко, С.И. Казюкин, К.М. Мартыненко, В. А. Мирзо, А.Ф. Норицына, З.А. Сырникова, В.Н. Ведута и многие другие преподаватели [17]. В Кубанском сельхозинституте этой работой занималась кафедра истории КПСС: профессор Ф.П. Зырянов, доценты Г.П. Щедрова, В.В. Попов, В.С. Белан, старший преподаватель И.В. Кочура.

Проведенная работа способствовала дальнейшему

совершенствованию патриотического воспитания молодежи, широкому вовлечению студентов в учебный процесс, расширению всех видов практики, особенно в период летнего трудового семестра. Из года в год ширилось количество слушателей школы молодого лектора, факультета общественных профессий, росла успеваемость студентов по дисциплинам общественного цикла, активизировалась агитационно-пропагандистская деятельность студентов. Так, в ходе VIII Всесоюзного конкурса студенческих научных работ по проблемам общественных наук состоялось более 150 групповых, курсовых и факультетских научно-теоретических конференций, на которых обсуждено 3900 научных докладов и сообщений.

В 1979/80 учебном году участниками конкурса прочитано 6600 лекций, что вдвое больше по сравнению с VII конкурсом [18]. Возросла и успеваемость студентов по общественным наукам.

Значительное внимание вопросам совершенствования общественнополитической практики студенческой молодежи в исследуемый период уделялось и в Ростовской области. Так, партком и ректорат Ростовского госуниверситета в декабре 1977 года рассмотрел на своем заседании вопрос «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы ОПП». В соответствии с рекомендациями совета и ректората РГУ деканаты факультетов усилили гуманитарную, общекультурную подготовку студентов. В 1978/79 учебном году в университете разработана и внедрена программа общественно-политической практики и основ гуманитарной и общекультурной подготовки студентов. Эта программа включила систему различных учебных и внеучебных мероприятий: лектории, спецкурсы, спецсеминары, творческие дни и т.д. Всем студентам естественных факультетов стал читаться цикл лекций по теории и истории культуры, по проблемам современной литературы и литературной критики, по основам логики и риторики [19].

Работа по совершенствованию общественно-политической практики в регионе носила систематический и целенаправленный характер. Достаточно сказать, что только в 1977 - 1980 гг. Ростовский обком и Краснодарский крайком КПСС на конференциях, пленумах, заседаниях бюро более 20 раз рассматривали вопросы совершенствования ОПП студентов [20]. Значительное внимание при этом уделялось активизации социальной деятельности студентов, широкому вовлечению их в шефскую работу.

Так, в октябре 1979 года бюро Ростовского обкома партии рассмотрело записку отдела науки и учебных заведений областного комитета КПСС «О руководстве партийной организацией города Ростова-

на-Дону деятельностью комитетов комсомола по созданию комсомольских педагогических отрядов и мерах по улучшению работы с детьми» и одобрило деятельность педотрядов РГУ, РГПИ, ТГПИ. Обобщив опыт их работы, бюро рекомендовало широко распространить его в городах и районах области [21].

Педагогические отряды оказывали значительную помощь школам в дальнейшем улучшении политического, трудового и нравственного воспитания детей и подростков, помогали налаживать работу кружков художественного и технического творчества, спортивной и оборонномассовой работы, привлекали школьников к изобретательству, рационализаторству, совместно с педагогами организовывали летний отдых и труд детей и подростков.

Так, в Таганрогском госпединституте было создано и успешно работало Макаренское общество, в составе которого ежегодно работало около 200 человек [22]. Студенты-воспитатели вели индивидуальное шефство над трудными подростками города, которое включало в себя регулярное посещение подростков по месту жительства, оказание им помощи в учебе, привлечение к активной общественной работе, к разумному и интересному использованию свободного времени. Молодые специалисты постоянно обращались в своей деятельности к богатейшему педагогическому наследию Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Такие же педагогические отряды были созданы и успешно работали в Краснодарском крае - в Кубанском госуниверситете, Армавирском и Адыгейском пединститутах [23].

Деканаты факультетов Кубанского государственного университета, кафедры общественных наук, педагогики и психологии в исследуемый период постоянно контролировали работу студентов со школьниками, использовали эффективные формы и методы этой работы. Шефская работа студентов строилась по четырем направлениям: работа пионервожатыми в

подшефных школах № 7, 40, 69, 69, 70; работа руководителями клубов и кружков по интересам в школах, при домоуправлениях, ЖЭУ; шефство над Старокубанским и Медведовским детскими домами; шефство над трудновоспитуемыми подростками. Шефская работа при этом рассматривалась как важнейшая форма общественно-политической практики студентов.

Эффективной формой ОПП и воспитания будущих специалистов явились походы студенческой молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы. Они способствовали воспитанию у его участников нравственных качеств гражданина, патриота, позволили соединить воедино многообразие имеющихся форм работы по патриотическому воспитанию. В воспитательной практике тех лет широко использовались агитпоходы. Они помогали слушателям школ молодого лектора и факультетов общественных профессий вузов, членам лекторских групп и научных кружков, участникам конкурса студенческих научных работ укрепить связи комсомольских организаций вузов с колхозами, совхозами, коллективами промышленных предприятий.

Определенный опыт этой работы накопила комсомольская организация Адыгейского государственного пединститута. По ее инициативе студенты создавали летопись предприятий, колхозов и совхозов, учебных заведений, вели сбор материалов о боевом пути Первой конной армии в Адыгее, о пути партизанского отряда «Народные мстители», об интернациональных связях Адыгейской автономной области [24]. Значительную работу по пропаганде славных традиций советского народа провели агитбригады КГУ, КМИ, КПИ, КСХИ, АрГПИ, КГИК. Только бригады Кубанского государственного института культуры посетили более 13 тысяч тружеников сельского хозяйства, свыше 6000 колхозников и рабочих совхозов прослушали концерты студентов Кубанского сельхозинститута [25].

В Ростовской области широко использовались такие формы работы, как агитпоезд, агитавтобусы, мотопробеги. Комсомольские организации вузов направили в 1971/72 учебном году на предприятия и в сельские районы области 229 агитбригад, в составе которых было 4363 студента, преподавателей и аспирантов. 4600 лекций, которые прослушали свыше 170 тысяч человек, 1030 концертов, на которых побывало около 140 тысяч тружеников области - таковы результаты деятельности студенческих агитбригад [26]. Активизировалась агитационно-пропагандистская деятельность студентов Ростовской области в 1974/75 учебном году в связи с подготовкой к празднованию 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Значительное внимание деканаты и парторганизации вузов Дона и Кубани в исследуемые годы уделяли другой важной форме привлечения студентов к общественно-полезной деятельности - школы молодого лектора и факультеты общественных профессий. Вопросы совершенствования их деятельности, организации методической и материальной помощи, обобщения лучших форм работы находили отражение в работе деканатов, ученых советов, ректоратов и парткомов РГУ, РГПИ, РИНХа, НПИ, КГУ, КПИ, КСХИ [27]. Это способствовало повышению социальной активности студентов, увеличению числа слушателей факультетов общественных профессий и школ молодого лектора. Так, если в 1975/76 учебном году слушателем ФОП КСХИ был каждый шестой студент, то в 1978/79 учебном году - каждый третий [28].

На факультете общественных профессий Кубанского сельхозинститута действовали 19 отделений, помогающих развитию и совершенствованию навыков организаторской, воспитательной, культурной и спортивно-массовой работы. Ежегодно на них обучались 130

- 1500 студентов. Это отделения: организаторов комсомольской и профсоюзной работы, организаторов агитационно-художественных

бригад, отделение журналистики, художников-оформителей, фотографов, школа молодого лектора и другие [29]. Выпускники института, окончившие ФОП, не только возглавляли ответственные участки сельскохозяйственного производства, но и являлись хорошими организаторами политико-массовой, спортивной и культурной работы на селе. Так, выпускница экономфака КСХИ О.Б. Кандаурова получила свидетельство ФОП как исполнитель художественного слова. По направлению вуза приехала на работу экономистом в совхоз «Октябрьский» Ейского района Краснодарского края. Она стала активной участницей народной агитбригады и танцевального коллектива, возглавила культурно-массовый сектор комитета ВЛКСМ совхоза. А.Н. Дмитров -выпускник мехфака, прибыв на работу начальником автотранспортной колонны в г. Анапе, одновременно возглавил здесь вокальноинструментальный ансамбль предприятия. Д.В. Захаров, закончив агрономический факультет, стал работать агрономом в колхозе в Амурской области и руководить кружком русских танцев при районном Доме культуры [30].

Важно отметить, что факультет общественных профессий Кубанского государственного аграрного университета (с 1991 г. правопреемника Кубанского сельхозинститута) ведет активную работу по воспитанию студенческой молодежи и в настоящее время. Планы работы ФОП КубГАУ включают вопросы, связанные с ростом духовной культуры, организацией свободного времени студентов, формированием правильного поведения и общения в быту. Работа ведется по двум основным направлениям:

- организация учебного процесса на теоретических отделениях, дающих дополнительные общественные профессии выпускникам вуза, и занятий в творческих коллективах ФОП;

- организация, проведение и участие в различных культурномассовых мероприятиях в масштабе факультетов, университета, края, России и международных фестивалях и конкурсах, способствующих развитию творческих способностей будущих специалистов.

Руководителями творческих коллективов ФОП в последние годы назначаются студенты, особо проявившие себя в различных конкурсах и имеющие документ - свидетельство, дающий право вести занятия.. А для этих ребят это - хорошая практика работы с коллективом, ответственности за коллектив и самодисциплины, что так необходимо выпускникам -будущим специалистам и руководителям производства. В 2012/13 учебном году на 43 отделениях ФОП КубГАУ обучалось 1607 человек по следующим специальностям: журналистика, основы фотодела и цифровой видеосъемки, юридической работы на предприятиях, имидж-студии «Твой стиль», ландшафтный дизайн, инновационной деятельности, лекарственных растений, оздоровительного массажа, художников-оформителей, менеджмент и др. Выпускники отделений получают свидетельства установленного образца, дающие право работать по избранной специальности. На факультете работают и 28 творческих коллективов различных жанров: студия бальных танцев, студия актерского мастерства, художественного слова, народный ансамбль песни «Млада», профессорско-преподавательский ансамбль «Аэлита», ансамбль народных и кавказских танцев, вокальная студия, клуб «Что? Где? Когда?», КВН университета, студия брейк-данс, рэп-группа и многие другие коллективы.

За 50 лет существования ФОП в Кубанском госагроуниверситете накоплен немалый опыт работы по организации занятий на факультете и нередки случаи и примеры работы выпускников по специальности, полученной на факультете общественных профессий. Так, выпускница отделения моделирования и конструирования женской одежды Е. Кисилева открыла частное ателье эксклюзивных моделей одежды, а Т.

Лукина - предприятие массового производства женских швейных изделий. И. Зубенко, М. Проценко, В. Гукалов, Е. Петров, закончив отделение журналистики, работают корреспондентами районных газет в Староминском, Ленинградском, Славянском районах края. Всего 14 человек - выпускников ФОП стали членами Союза журналистов России.

Интересный опыт работы ФОП накоплен и в Азово-Черноморском институте механизации сельского хозяйства г. Зернограда Ростовской области. В исследуемый период удостоверения об окончании факультета общественных профессий получили более 3000 студентов. Подготовлено 800 лекторов-пропагандистов, 180 общественных корреспондентов, 150 руководителей художественной самодеятельности, 440 инструкторов-общественников по различным видам спорта и т.д. [31].

Ректораты и партийные организации вузов региона особое внимание уделяли школам молодого лектора факультетов общественных профессий. Эти школы выполняли две функции: познавательную и социальнотворческую. С одной стороны студент являлся объектом, познающим основы лекторского мастерства, с другой - субъектом, на практике готовящемся к лекторской работе. Работа секций ШМЛ была сосредоточена при кафедрах общественных наук. В секциях студенты готовили тексты лекций и делали пробные выступления, рецензировали лекции своих товарищей.

Постоянное внимание вузовских организаций Дона и Кубани к работе школ молодого лектора способствовало широкому вовлечению студентов в агитационно-пропагандистскую деятельность, совершенствованию деятельности лекторских отделений, расширению числа участников. Так, если в 1971 году, когда в Кубанском госуниверситете была только создана ШМЛ, ее слушателями являлись лишь несколько десятков студентов факультета Романо-германской филологии, то в 1974/75 учебном году в школе молодого лектора обучалось более 200 студентов, которые в период

летних каникул прочитали около 600 лекций на предприятиях, в учреждениях, колхозах и совхозах Краснодарского края [32]. В 1976 г. по решению ректората и парткома КГУ была создана школа молодого лектора в общеуниверситетском масштабе.

В Ростовском государственном университете школы молодого лектора работали на каждом факультете, значительную помощь им оказывали кафедры общественных наук, преподаватели которых лично готовили по 4 - 5 студентов-лекторов. В РГУ был создан совет ШМЛ для оказания методической помощи руководителям секций и координации их деятельности. Школа молодого лектора помогала в подготовке лекционного материала для студенческих строительных отрядов. Слушатели школы молодого лектора Азово-Черноморского института механизации сельского хозяйства привлекались к чтению лекций и проведению бесед в студенческих учебных группах и красных уголках общежитий, в средних школах города, в колхозах и совхозах района в период производственной практики и третьего трудового семестра, по месту жительства - во время зимних и летних каникул. Нередко на первое выступление перед коллективом молодой лектор шел вместе с наставником - научным руководителем школы. Это прибавляло ему уверенности, давало возможность воспользоваться в случае необходимости советом опытного лектора [33].

Ректораты, партийные организации вузов исследуемого региона значительное внимание уделяли вопросам участия студентов во Всесоюзном конкурсе научных работ по проблемам общественных наук, истории СССР и международного молодежного движения. Работа оргкомитетов и конкурсных жюри проводилась по плану, предусматривавшему целый комплекс мероприятий, направленных на привлечение широких студенческих масс к участию в конкурсе, активизацию лекционной пропаганды среди населения, укреплению связей

кафедр общественных наук со студенческой молодежью, а так же контроль за ходом внутривузовских и городских туров конкурса. Это оказало положительное влияние на качественные показатели в учебе, на содержательность и уровень организации ОПП. Так, в Таганрогском радиотехническом институте в период проведения V Всесоюзного конкурса имела место 100%-ная успеваемость по общественным наукам [34].

Исследование показало, что большинство участников конкурсов являлись агитаторами, пропагандистами, слушателями факультетов общественных профессий, школ молодого лектора, бойцами ССО и членами агитбригад, руководителями дискуссионных клубов и пионервожатыми в подшефных школах. Во многих вузах Краснодарского края и Ростовской области к концу исследуемого периода сложилась система организации и проведения таких конкурсов, увеличилось число их участников. Если в IV Всесоюзном конкурсе в 1972/73 учебном году в вузах Краснодарского края принимало участие 12 тысяч студентов [35], то в VIII конкурсе в 1979/80 учебном году - 22 тысячи [36]. В Ростовской области также увеличилось число участников смотров-конкурсов соответственно с 22 до 51 тысячи [37].

Важной формой ОПП являлось и участие студентов в самоуправлении. В исследуемые годы получили права гражданства и прочно вошли в студенческую жизнь такие организации, как студенческие советы в общежитиях, учебно-воспитательные комиссии, общественные деканаты. Участие студентов в этих организациях давало возможность в период обучения в институте получить необходимые навыки управления коллективом, выработать у себя принципиальный подход ко всем вопросам, касающимся поведения личности в коллективе.

Общественная работа, выполняемая каждым студентом, должна быть разнообразной и усложняться от курса к курсу, с тем, чтобы в течение

учебы в институте студент получил как можно больше знаний и навыков организатора, воспитателя и пропагандиста. Задания по ОПП во внеучебное время конкретизировались для каждого студента на весь учебный год и включались в индивидуальные и коллективные соцобязательства.

Комитет комсомола института, комсомольские бюро факультетов и курсов должны были систематически обсуждать на своих заседаниях вопросы участия студентов в различных формах общественной деятельности, принимать меры по развитию общественной активности студентов.

Общее руководство ОПП, разработку рекомендаций по ее совершенствованию, контроль и координацию работы отдельных звеньев этой системы осуществлял Совет по общественно-политической практике под председательством проректора института по учебной работе. Общие итоги по всем формам ОПП подводились ежегодно во время Ленинского зачета, общественно-политической аттестации студентов. Результаты заносились в аттестационную карточку и учитывались при характеристике общественной деятельности каждого студента.

Если конкретизировать различные формы деятельности вузовских организаций исследуемого региона в 1971 - 1980 гг. по повышению активности студентов в социально-политической сфере, то они прежде всего направлялись: на заботу о творческом, глубоком овладении

общественными науками, а также теоретическим основам общественной деятельности в трудовом коллективе; на активное вовлечение студентов в работу общественных организаций вуза и за его пределами, на практическое применение полученных знаний в различных областях социальной деятельности; на активизацию участия студентов в научноисследовательской работе по проблемам общественных, гуманитарных и естественных наук, подготовку рефератов и лекций и выступления с ними

в студенческой аудитории и перед населением; на совершенствование общественно-политической деятельности студентов в общественных организациях учреждений и предприятий во время прохождения производственной и педагогической практики; на привлечение все большего числа студентов к шефской работе, на налаживание связей со школами, производственными коллективами; на организацию походов по местам боевой славы; активизацию деятельности факультетов общественных профессий и школ молодого лектора; развитие различных форм студенческого самоуправления.

Таким образом, общественно-политическая практика студентов в исследуемые годы стала составной частью общей системы комплексного подхода к воспитанию студентов, служила делу повышения качества подготовки молодых специалистов с активной жизненной позицией, формированию высокого уровня политической культуры.

Список использованной литературы и источников:

1. Фурсенко А.А. Об основных направлениях молодежной политики в

Российской Федерации и государственных мерах по ее реализации. Выступление на «Правительственном часе» в Совете Федерации РФ 8 февраля 2006г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mon.gov.ru/news/report/ministr/2140/ (дата обращения:

13.05.2012).

2. Ромашов Р. А. Правовая культура молодежи и правовой нигилизм в молодежной среде // История государства и права. М., 2006. № 2. С.8.

3. Официальный сайт BBC. [Электронный ресурс]. URL: http:

//www.news.bbc.co.uk (дата обращения: 13.05.2012).

4. Баранов А.П. Социальная работа с молодежью. М., 2009. С.15.

5. Ильин И. М. Молодежь как будущее России в категориях войны : докл. на науч.- практ. конф. «Молодежная политика и молодежное движение: 15 лет перемен». Москва, МГУ, 30 мая 2005 г. М., 2005. С.16.

6. ЦДНИКК. Ф. 1774, оп.17, д.2, л. 130; ЦДНИРО. Ф. 9, оп. 50, д. 6, л. 28.

7. КПСС в резолюциях... М., 1978. - Т. 11. - С. 128.

8. ЦДНИКК. Ф.1774, оп.18, д. 34, л.26; ЦДНИРО. Ф.9, оп.50, д.152, л. 45.

9. ЦДНИРО. Ф.689, оп.1, д.325, л.39; Там же, д.334, л.79; Ф.691, оп.1, д.97, л.199; Ф.387, оп.1, д.60, л.57; Ф.833, оп.1, д.78, л.85.

10. Ростовский университет в девятой пятилетке// Молот. - 1974. - 11 июля.

11. Положение об общественно-политической практике студентов Ростовского-на-Дону ордена Трудового Красного Знамени государственного университета. -Ростов-на-Дону, 1973.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. ЦДНИКК. Ф.1774, оп.18, д.282, л.343; Там же, д.286, л.47; д.284, л.12; д.286, л.50; д.290, л.75.

13. ЦДНИКК. Ф.1774, оп.18, д.286, л.26.

14. ЦДНИКК. Ф.778, оп.1, д.127, л.53.

15. ЦДНИКК. Ф.778, оп.1, д.129, л.166.

16. ЦДНИКК. Ф.778, оп.1, д.148, л.79.

17. См.: Ленинские принципы идейно-политического воспитания (спецкурс лекций по ОНИ). - Краснодар: Кубанский ун-т, 1979.

18. ЦДНИКК. Ф.778, оп.1, д.170, л. 127 - 128.

19. ЦДНИРО Ф.9, оп.70, д. 118, л.19.

20. ЦДНИРО. Ф.9, оп.60, д.144, л.93; Там же, д.185, л.173; д.189, л.6; оп.68, д.10, л.9; оп.70, д.1, л.51; д.42, л.54; ЦДНИКК. Ф.1774, оп.21, д.780, л.146; Там же, оп.22, д.17., л.15; д.6, л.92; оп.23, д.108, л.61 и другие.

21. ЦДНИРО Ф.9, оп.70, д.35, л.37.

22. ЦДНИРО Ф.173, оп.22, д.6, л.17.

23. ЦДНИКК. Ф.1774, оп.21, д.350, л.112; Там же, оп.18, д.289, л.52; д.290, л.77.

24. ЦДНИКК. Ф. 2006, оп.12, л.7-8.

25. ЦДНИКК. Ф. 2006, оп.14, д.10, л.69.

26. ЦДНИРО Ф. 173, оп.21, д. 121, л.2.

27. ЦДНИРО. Ф. 689, оп.1, д.294, л.51; Там же, д.308, л.26; д.310, л.70; д.341, л.16; ЦДНИКК. Ф.778, оп.1, д. 110, л.10; Там же, д.115, л.71; д.127, л.55; Ф. 13001, оп.7, д.3, л.213; оп.8, д.26, л.115 и другие.

28. ЦДНИКК. Ф.13001, оп.10, д.1, л.29.

29. ЦДНИКК. Ф. 13001, оп.8, д.26, л.115.

30. Чайкин Е.И. Выбор на всю жизнь// Твоя жизненная позиция. - Краснодар, 1984. С.79.

31. ЦДНИРО Ф. 173, оп.27, д. 121, л.81.

32. ЦДНИКК. Ф.778, оп.1, д.115, л.71.

33. Подготовка молодого лектора: проблемы и перспективы. - М.: Знание, 1982.

С.71.

34. ЦДНИРО Ф.173, оп.23, д.147, л.25.

35. ЦДНИКК. Ф.1774, оп.24, д.430, л.47.

36. ЦДНИРО Ф.173, оп.23, д. 147, л.4.

37. ЦДНИРО Ф.173, оп.23, д. 147, л.5.

References

1. Fursenko A.A. Ob osnovnyh napravlenijah molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federacii i gosudarstvennyh merah po ee realizacii. Vystuplenie na «Pravitel'stvennom chase» v Sovete Federacii RF 8 fevralja 2006g. [Jelektronnyj resurs]. URL:

http://www.mon.gov.ru/news/report/ministr/2140/ (data obrashhenija: 13.05.2012).

2. Romashov R.A. Pravovaja kul'tura molodezhi i pravovoj nigilizm v molodezhnoj srede // Istorija gosudarstva i prava. M., 2006. № 2. S.8.

3. Oficial'nyj sajt BBC. [Jelektronnyj resurs]. URL: http: //www.news.bbc.co.uk (data obrashhenija: 13.05.2012).

4. Baranov A.P. Social'naja rabota s molodezh'ju. M., 2009. S.15.

5. Il'in I. M. Molodezh' kak budushhee Rossii v kategorijah vojny : dokl. na nauch.- prakt. konf. «Molodezhnaja politika i molodezhnoe dvizhenie: 15 let peremen». Moskva, MGU, 30 maja 2005 g. M., 2005. S.16.

6. CDNIKK. F. 1774, op.17, d.2, l. 130; CDNIRO. F. 9, op. 50, d. 6, l. 28.

7. KPSS v rezoljucijah... M., 1978. - T. 11. - S. 128.

8. CDNIKK. F.1774, op.18, d. 34, l.26; CDNIRO. F.9, op.50, d.152, l. 45.

9. CDNIRO. F.689, op.1, d.325, l.39; Tam zhe, d.334, l.79; F.691, op.1, d.97, l.199; F.387, op. 1, d.60, l.57; F.833, op.1, d.78, l.85.

10. Rostovskij universitet v devjatoj pjatiletke// Molot. - 1974. - 11 ijulja.

11. Polozhenie ob obshhestvenno-politicheskoj praktike studentov Rostovskogo-na-Donu ordena Trudovogo Krasnogo Znameni gosudarstvennogo universiteta. - Rostov-na-Donu, 1973.

12. CDNIKK. F.1774, op.18, d.282, l.343; Tam zhe, d.286, l.47; d.284, l.12; d.286, l.50; d.290, l.75.

13. CDNIKK. F.1774, op.18, d.286, l.26.

14. CDNIKK. F.778, op.1, d.127, l.53.

15. CDNIKK. F.778, op.1, d.129, l.166.

16. CDNIKK. F.778, op.1, d.148, l.79.

17. Sm.: Leninskie principy idejno-politicheskogo vospitanija (speckurs lekcij po OPP). -Krasnodar: Kubanskij un-t, 1979.

18. CDNIKK. F.778, op.1, d.170, l. 127 - 128.

19. CDNIRO. F.9, op.70, d.118, l.19.

20. CDNIRO. F.9, op.60, d.144, l.93; Tam zhe, d.185, l.173; d.189, l.6; op.68, d.10, l.9; op.70, d.1, l.51; d.42, l.54; CDNIKK. F.1774, op.21, d.780, l.146; Tam zhe, op.22, d.17., l.15; d.6, l.92; op.23, d.108, l.61 i drugie.

21. CDNIRO. F.9, op.70, d.35, l.37.

22. CDNIRO. F.173, op.22, d.6, l.17.

23. CDNIKK. F.1774, op.21, d.350, l.112; Tam zhe, op.18, d.289, l.52; d.290, l.77.

24. CDNIKK. F. 2006, op.12, l.7-8.

25. CDNIKK. F. 2006, op.14, d.10, l.69.

26. CDNIRO. F. 173, op.21, d.121, l.2.

27. CDNIRO. F. 689, op.1, d.294, l.51; Tam zhe, d.308, l.26; d.310, l.70; d.341, l.16; CDNIKK. F.778, op.1, d.110, l.10; Tam zhe, d.115, l.71; d.127, l.55; F. 13001, op.7, d.3, l.213; op.8, d.26, l.115 i drugie.

28. CDNIKK. F.13001, op.10, d.1, l.29.

29. CDNIKK. F. 13001, op.8, d.26, l.115.

30. Chajkin E.I. Vybor na vsju zhizn'// Tvoja zhiznennaja pozicija. - Krasnodar, 1984. S.79.

31. CDNIRO. F. 173, op.27, d.121, l.81.

32. CDNIKK. F.778, op.1, d.115, l.71.

33. Podgotovka molodogo lektora: problemy i perspektivy. - M.: Znanie, 1982. S.71.

34. CDNIRO. F.173, op.23, d.147, l.25.

35. CDNIKK. F.1774, op.24, d.430, l.47.

36. CDNIRO. F.173, op.23, d. 147, l.4.

37. CDNIRO. F.173, op.23, d. 147, l.5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.