Научная статья на тему 'Главное - воспитание личности'

Главное - воспитание личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Главное - воспитание личности»

ГЛАВНОЕ -

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

О.П. КУЗНЕЦОВА, ВД ПОЛКАНОВ

Надежным помощником в воспитательной работе ста- лектива вошли и другие преподаватели. Так, в вузе была

ла комсомольская организация, созданная в июле 1942 г, налажена широкая, системная агитационно-массовая ра-

Лервые формы и методы воспитательного процесса не бота.7

отличались многообразием. Главным было развертыва- В начале 50-х годов политико-воспитательная работа

нив действенного соревнования а учебе, общественной наполнилась широкой лекционной пропагандой на акту-

жизни среди студентов. Именно в этом направлении было альные политические темы, среди которых особым инте-

нацепено «острие» первой вузовской стенгазеты «Маши- ресом пользовались международные сообщения. Отмена-

но строитель» и боевого листка («Доски») «Гром и мол- пись все знаменательные даты в жизни страны, юбилеи

ния». 0 1944 году в институте стала издаваться стенгззе- великих пюдей, ученых, поэтов, писателей. Памятными

та «За кадры».г были вечера, посвященные жизни и творчеству Маяковс-

Важную воспитательную патриотическую функцию име- кого, Пушкина, Толстого. Горького. Проводились вечера-

ла в то время работа по распространению билетов денеж- встречи с артистами местных театров, коллективные по-

но-вещевой лотереи, подписка на государственные воен- сещения студентами и преподавателями драматического

ные займы. В фонд вооружения РККА лишь в 1943 году театра, кино В ритм студенческой жизни все чаще аписы-

была передана солидная сумма-24301 рубль.1 В помощь вались экскурсии на заводы, выставки автоматических

фронту собирали шубы, шапки, теплые рукавицы, носки, приборов, техники, художественные галереи. На каждый

валенки. Студентов-машиностроителей часто можно было семестр по вузу составлялись планы идейно-политичес-

видеть в военных госпиталях, где они читали фронтов и- кой работы, которые обсуждались и утверждались на за-

кам газеты, книги, писали письма родственникам бойцов, седаниях партбюро, а ззтём - ученого совета.

Нападили сбор общественных книг для сельских районов; Важным элементом формирования жизненной позиции

проводиписьпыжныепрофсоюзно-комсомопьские кроссы, личности становилось трудовое воспитание. Студенты

23 июня 1943 года в вузе создапи инициативную группу . активно участвовапи в ремонте учебных корпусов, мебе-

для оформления ячейки Общества содействия обороне ли; заготавливали и вывозили дрова, подвозили воду к

(ОСО) В июне 1944 года впервые провепи научно-практи- столовой, дежурили в кочегаркак, участвовали в сельхоэ-

чеекую конференцию Собравшиеся обсудили проблему: работах, выезжали на север для работы на рыбоконсерв-

«Исторические решения X сессии Верховного Совета .СССР ных заводах. Постепенно процесс самообслуживания вы-

-дальнейший шаг в развитии Ленин ско-Стапимской наци о- лился в мощное студенческое движение - строительные

нальной политики».4 отряды.

Серьезное внимание уделелялось созданию агитколлек- В 1964 году был создан первый омский сводный студен-

тива. На одном из первых партийных собраний быпутвер- ческий строительный отряд. Комиссаром отряда стала

жден состав агитаторов-студентов по группам; Апьщина, студентка политехнического института, комсомолка Ва-

Заславская, Бораш, Коган, Серых - среди студентов 1-2 лентина Кий. Двумя годами позже Валентина возглавила

курсов, Лопатова - 3 курса; Сточек - 4 курса. Напутствуя отряд «Энергия» ОмПИ, в который вошли 220 политехов-

первых общественников, директор института Л.В. Зак так цеа. Год от года возрастал трудовой вклад членов ССО.

определил основное кредо работы агитколлектива: «8 пе- Лишь за период с 1971 по 1930 год попитеховцами было

риод войны мы должны ставить агитацию особо и так, как освоено 37 277 тыс. рублей В общей сложности за этот

нам указывает наша партия».5 период в объединенном отряде «Политехник» им В. Кий

Успешная общественная работа отдельных студентов, приняли участие 12 082 чеповека.

преподавателей, сотрудников отмечалась на заседаниях За большой вкпад в движение студенческих строитель-

совета института, в приказах директора В передовиках в ных отрядов Президиум Верховного Совета СССР нагрз-

товремя значились заведующий кафедрой физики доцент дил орденом «Знак Почета» А. Семипетова, С. Курилови-

Л.И. Щиигарее. ассистент кафедры химии А.С Титова, за- ча. медалью «За трудовую доблесть» - В. Герасимова, Р.

аедующая библиотекой М.С. Брюханова; студенты - ста- Бабаджанова, Е. Чертопопохову, Н. Корелло, В. Омельчен-

линские стипендиаты В, Золотых, Б Слободских, А, Меке- ко.а

ров6 и др. 1988-й стал годом рождения фестиваля «Студенческая В послевоенные годы в каждой студенческой группе весна». Он включал в себя такие виды творческой дея-начали проводиться еженедельные политинформации; был тельности студентов, как участие в научно-исследова-организовзн лекторий, все чаще стали проходить чита- тельской работе, стенной печати, художественной само-тельские конференции. В 1947 году была завершена поп- деятельности, выставка х-кон курсах, фото-, изобразительная радиофикация института, что сделало возможным ного и прикладного искусства, спортивных состязаниях, организовать работу «радиогазеты». Двумя годами рань- Признанной лопупярностью в то время пользовались згит-ше создан хоровой кружок; стены вуза заполнили звуки бригады. Особенна бурные аплодисменты выпадали надопю духового оркестра В 1949 году в институте стала выхо- агитбригад факультета автоматических установок (рук. дить «Спортгазета», «Фотогазета», «Молодежь - в науку» Л.И. Ермолаева), машиностроительного факультета (В. и т.д. Общее число стенных печатных изданий достигло Погадаев) В особом почете были участники художествен-семи Агитаторов стали назначать не только по работе в той самодеятельности: чтецы И. Колбас М Афанасьев группах, но и на избирательных участках. Так, решением солисты Т. Белова, Ю. Аронов, Ю. Спектор ВИД «Особое партбюро ОМСИ от 14 декабря 1946 года на участках №№ мнение»5

13,14 было назначено 87 агитаторов-студентов, Руково- В середине 70-х годов художественное творчество лри-дителем агитколлектива была утверждена Е.А. Пономаре- обрело особый размах, по существу превратившись в прова Несколько позднее (с февраля 1947) в состав агиткоп- фессиональное искусство. К этому времени в ОмПИ фор-

мируется шесть студенческих театров. Лишь простое перечисление дает представление о широком спектре творческих интересов студентов-политехников: народный драматический коллектив (рук. режиссер ТЮЭа А.И, Болотов, в с 1962 г., - засл. артистка РСФСР, лауреат государственной премии В.И. Прокоп), политический театр «Солидарность» (рук. А.П. Бопштянский, Н.В. Галимурэа), театр поэзии «Странники» (рук. Г.А. Аничкина), драматический коллектив «Калейдоскоп» (рук. режиссер ТЮЗа В,Г. Гурьев), театр эстрадных миниатюр (рук. Э.А. Канцтяр). Однако особая популярность выпала на долю ансамбля скрипачей. организованного в 1967 году, и академического студенческого хора, созданного в 1976 году. Вскоре оба творческих коллектива получили высокое звание народных. В 1991 году фирмой «Русский диск» в исполнении прославленного хора студентов ОмПИ была записана его главная пластинка-«Реквием Моцарта».10

Важная роль в подготовке инженера-общественника отводилась факультету общественных профессий, открытому в 1969 году, и главным его звеньям -школе молодого лектора (ШМЛ). общественно-политической практике (ОПП). В 1980 году вузовский актив общественных организаций составлял 1805 человек, или 28 процентов от общего числа студентов; 66 процентов студентов выполняли постоянные общественные поручения. На всех факультетах были созданы комиссии по ОПП, в группах ежегодно проводилась общественно-политическая аттестация по ОПП в форме Всесоюзной ленинской поверки. В период производственной практики студентам, как правило, выдавались задания по ОПП. выполнение которых контролировалось кафедрами общественных наук. Важная роль в организации этой работы принадлежала прореетору по воспитательной работе Т.В. Скрипко, председателю совета института по ОПП, председателю комиссии по разработке комплексного плана коммунистического воспитания студентов на весь период обучения Б.И. Огорелкову, заместителю председателя совета по ОПП А.П, Ветошки ну. Активное участие в организации работы по ОПП принимали доцент кафедры истории КПСС Л.А. Пинегин, декан ФХМ Г. И. Бум а гин, доцент кафедры «Машины и технология литейного производства» И.Я, Герасимов."

ФОП стал важным эвеном в идейно-воспитательной работе. Он начал свою работу в составе трех отделений. Основной целью ФОПа являлось включение студентов в многообразную общественно-политическую, социально-культурную и воспитательную работу. Лишь за 1977-1960 годы ФОП окончили 3665 студентов. В 1981/82 учебном году на факультете (декан С.Ю, Нейман, методист З.Р. Шарыпова) обучались 325 чеповек, работало 13 отделений: школа молодого лектора, школа комсомольского актива, отделение журналистики, отделение художников-оформителей, отделение туризма, отделение охраны природы, отделение социологии, два отделения советского права, «Микротеатр», отделение художественного слова, отделение фотокорреспондентов, отделение шахмат. Занятия проводились 1-2 раза в неделю. Срок обучения на большинстве отделений -1 год, а на четырех - 2 года.

Активностью, заинтересованностью е своей работе отличались преподаватель отделения охраны природы И.С. Огурцова (лаборант кафедры химии). Ее студентами в 1980 было написано 12 рефератов по проблемам защиты окружающей среды. Практика на этом отделении включала энаком-ствос работой очистительных сооружений города, работу в краеведческом музее и геологическом музее ОГПИ. Заинтересованность преподаватепя в своей работе сказалась на численности слушателей этого отдепения. В 1980 году на отделении занималось 15 чеповек, через год- уже 30.

Увлеченно работала на отделении художников-оформителей С.А. Родик. Она привнесла в ОмПИ опыт работы в художественной школе и художественном фонде. Помимо высокого теоретического уровня занятий, практика была организована так, что студенты работали, не замечая вре-

мени. Большой интерес вызывали занятия на пленэре, посещения музея ИЗО, осваивание новой техники оформительской работы. На традиционной выставке в рамках фестиваля «Студенческая весна» впервые в 1980 году студенты-оформители выставили свои работы самостоятельно. Почти все картины слушателей отделения вошли в число призеров. Кроме этого, студентами были представлены политические ппакаты. Это также стало новацией И 30-выставки.

Творчески работали преподаватели отделений «Микротеатр» и художественного слова. Отделением «Микротеатр» была возобновлена постановка спектакля «Водевиль», подготовлена композиция по произведению A.C. Пушкина «Моцарт и Сальери», которую просмотрели сту- р денты пяти студенческих групп факультетов МТФ, ПГФ и ФА во время кураторских часов. К фестивалю «Студенческая весна» «Микротеатр» поставил пьесу «Адам-творец», а отделение художественного слова -спектакль «Чужой звонок». Обе постановки прошли на достаточно высоком художественном уровне. Выли случаи и довольно высокого взлета вузовских членов ФОПа. В1988 году студентка ОмПИ Елена Ковалева, участвуя в республиканском конкурсе на звание лучшего лектора-студента, объявленном Всесоюзным обществом «Знание» и ЦК ВЛКСМ, заняла первое место.12

В Омском политехническом институте впервые в стране проводилась (1976 г.) студенческая олимпиада по общественным наукам, ставшая после этого ежегодной. В первый же год этого начинания студенты А. Вороненко, Н. Добросердоеа, Ф. Флейк, А. Берлучееский, Г. Шорин стали лауреатами Всесоюзного конкурса и быпи удостоены дипломов 1 степени и серебряной медали,

В вузе проводилась целенаправленная военно-патриотическая работа. Лишь за 1976-1980 гг. руками политехов-цее отремонтировано 102 памятника, оказана помощь 374 семьям ветеранов, собрано и опубликовано множество солдатских писем (только в 1980 г. - 51 письмо), построено 4 стрелковых тира.1 ь

Произошедшие в стране социально-экономические изменения объективно усилили роль высших образовательных учреждений в реализации задач воспитания гражданина. формирования интеллектуального и творческого потенциала личности. Именно обучаясь в вузе, активно участвуя в его общественной и научной жизни, студент приобретает твердые жизненные позиции, навыки организатора, личностные качества, необходимые ученому, руководителю, общественному деятелю. Отсюда следует, что наряду с решением задач учебного процесса, вуз обязан создавать условия для саморазвития и самоутверждения личности, совершенствования способностей студента.

Особое место в организации внеучебной работы в Омском государственном техническом университете заняло создание комфортной среды обитания, прежде всего, благоприятной псиЛюлогической атмосферы в аудиториях, лабораториях, общежитиях, которая позволяет привлекать студентов к участию во внеучебной деятельности - альтернативе асоциальному образу жизни. Примером тому -три студенческих общежития, имеющих статус «Лучшее общежитие г. Омска*), спортивно-оздоровитепьный лагерь «Политехник», спортивно-атлетический комплекс, спортивные залы в общежитиях, плавательный бассейн и актовый зал главного корпуса, культурно-досуговый центр, библиотека, музей. Существует широкая сеть спортивных секций, клубов по интересам, театральных студий, вокальных. музыкальных, танцевальных коллективов.

Организацию и координацию внеучебной работы со студентами осуществляет проректор по внеучебной работе и социальным вопросам. Для координации работы структурных подразделений университета, осуществляющих вне-учебную работу, создан воспитательный совет.

Внеучебная работа е ОмГТУ строится по следующим основным направлениям:

ш

- создание условий для укрепления здоровья студентов;

- создание условий для духовного и нравственного развития молодежи;

- эстетическое воспитание студентов и обеспечение их культурного досуга:

- привлечение студентов к научно-исследовательской работе;

- создание оптимальных условий для творческого развития и самореализации студентов-первокурсников;

- гражданско-патриотическое воспитание молодежи;

- поддержка деятельности студенческих общественных объединений и органов студенческого самоуправления;

- организация воспитательной работы з студенческих общежитиях;

- обеспечение занятости студентов в свободное от учебы время;

- пропаганда здорового образа жизни, профилактика и предотвращение наркомании, других социально-вредных явлений среди студентов;

- информирование студентов о различных сторонах жизни университета.

Структура внеучебной работы в ОмГТУ представляет собой ряд взаимосвязанных звеньев, первым из которых является а не учебная работа кафедр по своим профилям, развивающая кругозор и профессиональные умений и навыки студентов (проведение конкурсов, игр, олимпиад), и обязательная работа преподавателей в качестве кураторов студенческих групп по адаптации первокурсников, выявлению их интересов, творческого потенциала и способностей,

Второе звено в этой системе - деятельность деканатов по организации внеучебной воспитательной работы на факультете. в рамках которой те осуществляют следующие функции; оказывают помощь в формировании органов студенческого самоуправления факультета; проводят факультетские мероприятия, праздники, конкурсы, вечера отдыха; координируют работу кафедр по адаптации первокурсников; проводят «Посвящения в студенты» из факультетах, знакомят студентов с историей факультета, университета, их правовым и социальным статусом, элементарными сведениями об организации учебной деятельности, культуре умственного труда; изучают бюджет времени студентов, устраняют перегрузки в учебном расписании.

Руководство реализацией внеучебной работы на факультетах осуществляют декан и заместитель декана по

воспитательной работе в соответствии со своими должностными обязанностями.

Третье звено данной структуры - служба проректора по внеучебной работе и социальным вопросам, которая осуществляет:

-обеспечение комплексного, текущего планирования внеучебной работы;

- контроль за реализацией планов;

- проведение мониторинга интересов, ценностных ори-ентаций студентов;

- методическое и практическое обеспечение работы по организации культурно-до с у го вой деятельности;

- координацию воспитательной работы в университете с отдепами по делам молодежи при администрациях города и области;

- методическое обеспечение работы кураторов первых курсов, заместителей деканов по воспитательной работе.

Четвертым важным эвеном в структуре воспитательной работы является организаций студенческого быта и досуга в общежитиях университета, организация работы студенческих советов общежитий и их взаимодействия. Руководство данной работой возлагается на заведующих студенческими общежитиями, методистов по внеучебной работе, председателя жилищ но-бытовой комиссии профкома студентов, председателя студенческого совета общежития, председателя отряда студенческого правопорядка, работающих в тесном сотрудничестве.

Пятое заено составляют такие подразделения университета, как библиотека, музей, спортивный и студенческий клубы, газета «Политехник», военная кафедра, факультет общественных профессий, которые также осуществляют внеучебную работу со студентами.

Важным условием работоспособности и жизнеспособности предпагаемой структуры внеучебной работы является эффективное функционирование развитой комплексной системы студенческого воспитания.

Она включает е себя ряд подсистем, одна из которых - система студенческого самоуправпения с многообразными организационными формами: профсоюзная организация студентов, студенческие советы в общежитиях, старостаты факультетов, ССО «Политехсгрой», -спортивный клуб, комиссия студенческого правопорядка, студенческая общественная организация «Визит», студенческая общественная организация «Центр поддер-

В Дань молодежи а Советском административном округе. Июль 2001 г.

жки ияициэтив молодежи», пресс-центр «Пари», студенческий клуб, творческие коллективы, центр социально-экономических исследований «Фроктал». Мы по праву можем гордиться созданной в университете системой гражданско-латриотического воспитания студенчества, важнейшим инструментом которой быпо и остается воспитание историей.

Так, в 1998 году в ОмГТУ прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Молодежь на пороге XXI века», по результатам работы которой бып выпущен сборник тезисов докладов конференции. Несколько раньше, в 1996 году, авторским коллективом кафедры отечественной истории выпущена книга «Историй в лицах: ученые ОмГТУ». В 1997 году М.И. Машкариным была издана рукопись «Очерки истории ОмГГУ, 1942-1997». В тот же годна базе кафедры отечественной истории была проведена научно-практическая конференция: «Революции 1917 года в России: история, современность, поиски путей примирения и согласия». В честь 55-й годовщины Великой Победы на базе этой же кафедры была проведена Всероссийская молодежная научно-практическая конференция «Великий подвиг. К 55-ю Победы», выпущен сборник тезисов конференции В этот же период вышла книга «Великая Отечественная война глазами двух поколений».

Другим центром патриотической работы в ОмГГУ является музей. В нем собраны экспонаты, наглядно повествующие о годах становления университета, героическом периоде Великой Отечественной войны и современные материалы. Работниками музея разработана экскур-

РФ по вопросам патриотического воспитания, военного стро-ительстеа; а также встречи с выпускниками кафедры, проходящими военную спужбу; посещения музея боевой славы, просмотр социально-значимых видеофильмов, проведение торжественных собраний, посвященных памятным датам. Ежегодно проводятся соревнования на лучший взвод по физической подготовке и стрельбе из стрелкового оружия.

Большой вклад а дело патриотического воспитания вносит библиотека. Здесь проводятся тематические выставки научно-популярной литературы, «круглые стопы», тематические просмотры, конкурсы и игры, посвященные памятным датам отечественной истории и истории университета, формируется депозитарный фонд изданий сотрудников ОмГГУ. имеющий историческую и научную ценность; пополняется портретная галерея ученых ОмГТУ. Значительную помощь в поиске новых форм и методов воспитатепьной работы библиотеки оказали директор библиотеки Литвина Л.Г., сотрудники отдела художественной литературы Н И. Дворцова, Т.Г. Пестрякова, И.А. Вахни-на,. ст. преподаватель кафедры основ экономической теории и правоведения H.A. Потапова,

Закономерным итогом становления патриотической работы в ОмГТУ в последние годы стала разработка комплексной программы «Героико-патриотическая работа со студенчеством ОмГТУ на 2002-2005 гг.», реализаций которой позволит еще более тесно связать действия структурных подразделений университета, создать целостную систему героико-патриотической работы со студентами. Программа, основанная на прошпом положительном опыте и разработанная в соответствии С государственной программой патриотического воспитания граждан РФ на 2002-2005 гг., явпяется началом нового этапа героико-патриотической работы в ОмГТУ.

В ОмГТУ успешно развиваются традиции трудового воспитания студентов. С 1997 года началась реализация программы развития студенческих строительных отрядов. Тогда в ССО отработало 96 студентов вуза 27 октября 1998 года при муниципальном учреждении «Молодежный центр занятости» был создан омский штаб студенческих отрядов с целью содействия трудовой занятости студентов, в состав которого вошел студенческий строительный отряд ОмГТу. Первым конкретным делом в развитии этого направления было открытие в январе 1999 года информационного пункта трудоустройства студентов «Визит». Здесь студенты университета получают необходимую информацию о вакантных местах на предприятиях города, записываются е студенческие отряды для работы в летний период. В конце 1999 года СО «Политехстрой» в составе Штаба студенческих строительных отрядов участвовал в проведении информационной ярмарки рабочих мест для студентов и молодых специалистов с участием ряда крупных предприятий г. Омска,

ОмГТУ бережно хранит и развивает традиции художественной самодеятельности 8 поспедние годы в рамках студенческого клуба работали шесть коппективов художественной самодеятельности, каждый из которых при-

ему эее ОмГТУ теплая атмосфера.

сионная программа, позволяющая студентам и гостям ОмГТУ наиболее полно ознакомиться сего историей. В 1998 году при музее созданы два музыкальных студенческих коллектива: духовной и классической музыки и «Ретро» -музыки 60-80-х годов, ставшие дипломантами конкурсов

разного уровня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За большую поисково-исследовательскую работу, создание экспозиций, отражающих славу и доблесть России, успехи в патриотическом воспитании музею ОмГТУ вручено в 2000 году Свидетельство №2 о присвоении звания - «Музей истории». Заспуга а этом - инициативных, творческих пюдей - директора С.Н. Иванушкиной, художника-конструктора музейных экспонатов Т.М. Соболевой, организатора выставок Г.В. Павлова.

Немало усилий 8 деле патриотического воспитания студентов прилагает военная кафедра. 0 рамках разработанной программы организуется изучение решений прзвитепьства

нимал участие во внутривуэовских и городских мероприятиях, гастрольных поездках, ежегодно представлял на суд зрителей новые программы и спектакли.

Хочется отметить, что созданная в нашем университете система анеучебной работы соответствует запросам современного студенчества и требованиям Министерства образования РФ. На Всероссийском конкурсе «Организация воспитательной деятельности в вузах» опыт ОмГТУ был признан лучшим среди 200 вузов России. А за доклад «Проблемы организации воспитательной работы в современном вузе» на Всероссийской научно-практической конференции «Активизация творческого научного потенциала первокурсника как одна из форм гражданс-ко-латриотического воспитания» в апреле 2002 г. проректор по анеучебной работе и социальным вопросам О.П. Кузнецова получила благодарственное письмо Министерства образования РФ

Даже при отсутствии достаточного количества денежных средств, неразвитости в полной мере материально-технической базы, мы не намерены останавливаться на достигнутом. Необходимо развивать традиционные формы организации внеучебной работы, а также активно внедрять инновационные формы, соответствующие современным условиям. Но это потребует решения следующих первоочередных задач.

Во-первых, необходимо создать отдел по внеучебной работе, ввести в штатное расписание вуза допжности психологов, социапьных педагогов, режиссеров, художественных руководителей.

Во-вторых, укрепить кадровый потенциал отдела по внеучебной работе, создать условия для повышения квалификации и профессионального роста сотрудников, занятых реализацией внеучебных мероприятий.

В-третьих, укрепить научно-методическое, социологическое обеспечение деятельности по организации вне-учебной работы путем создания центра социально-кадровых исследований,

В-четвертых, создать условия для материального стимулирования сотрудников, осуществляющих а неучебную воспитательную работу (заместители деканов по внеучебной работе, кураторы студенческих групп, методисты по внеучебной работе).

В-пятых, укрепить материально-техническую базу, служащую основой для реализации внеучебных мероприятий, Это потребует выдепения дополнительных помещений, которые могут быть использованы для проведения мероприятий. Также необходимы современная техника и оборудование, спортинвентарь и многое другое.

Кроме того, существует еще одна принципиальная проблема - воспитание самих воспитателей. Не следует забывать, что вузовский преподаватель - педагог, а не просто лектор по распространению знаний. Чтобы донести содержание предмета до ума и сердца молодых людей, помочь им усвоить знания, творчески развить их профессиональные и личностные качества, он должен иметь специальную педагогическую подготовку (образование). Таких преподавателей традиционно готовили университеты, выпускники которых распределялись в свое время на основе госзаказов, теперь такая практика в силу многочисленных проблем практически перестала существовать.

Поэтому комплектование кафедр преподавателями вуза обычно производится за счет своих же выпускников, обладающих специальными знаниями, но не имеющих педагогического образования. Для устранения данного недостатка необходимо организовать целый комплекс профессионально направленных мероприятий. Это и научно-практические конференции, и методологические семинары, и

научные исследования по вопросам воспитания, и контакты с учеными педагогического университета и т.д. Вопросы воспитания необходимо систематически обсуждать на заседаниях ученых советов и кафедр, включать в индивидуальные ппаны преподавателей, при приеме на работу преподавателей необходимо предусмотреть в трудовом контракте обязательства по ведению воспитательной работы.

Однако из положительного опыта следует выделить все э о зр а стающую активность студенчества во анеучебной воспитательной работе, а этот фактор необходимо поощрять и использовать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Центр документации новейшей истории Омсхой области (далее ЦДНИОО) Ф 2858 Оп 1. Д1. Л2.

2. Там же Д 2, Л 23.

3. Государственный архив Омской Области (далее ГАОО)Ф 1979. Оп 1. Д 2.Л 23.

4. ЦДНИОО Ф Оп.1Д 1. Л6.

5. Там же Д 1. Л 6. Д 2. Л 4.

6. ГАОО Ф 1979. Оп 1, Д 2. Л 4.

7. ЦДНИОО Ф2858. Ол 1. Д 6. Л 6 Д18 Л 34. Д 20. Л 52.

8 Текущий архив музея ОмГТУ. История комсомольской организации ОмПИ.

9. Там же Л 27. Л 28,

10. Там же Л 10.

11. Архив ОмГТУ. Решение совета ОмПИ от 27 июня 1980 г, «О дальнейшем совершенствовании общественно-политической практики студентов».

12. С.Ю Нейман. Отчет о работе ФОП за 1981-82 уч. г. й пути совершенствования ФОП II Заседание совета ОмПИ от 27.11.81.

13. ГАОО Ф 1979 Оп 1. Д 13. Л 16.

КУЗНЕЦОВА Ольга Павловна, к.э.н., доцент, проректор по внеучебной воспитатепьной работе. ПОЛКАНОВ Владимир Данилович, д.и.н., профессор, заведующий кафедрой отечественной истории,

Актовый зал главного корпуса ОмГТУ. Встреча студентов с П.К, Полежаевым 22.05.98 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.