Научная статья на тему 'Социально-воспитательная работа в ОГУ'

Социально-воспитательная работа в ОГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-воспитательная работа в ОГУ»

и российские научно-практические конференции и семинары. Среди них: «Социокультурная динамика региона», «IX Фестиваль гуманитарных наук» (при поддержке Фонда Сороса), «Инновации 2000», «Диалог одаренных детей: Россия - США», «Вызовы XXI века и образование», «Интеграция науки и практики в развитии творческого потенциала учителя и ученика » и др.

В настоящее время в состав Ассоциации входят свыше 90 образовательных субъектов Оренбурга и Оренбургской области, объединяющих более 130 тыс. педагогов, студентов и учащихся. Организованы Орс-кий филиал Ассоциации и Бузулукский филиал, ведется работа по открытию фи-

лиалов Ассоциации в городах Бугуруслане и Акбулаке.

Университет - уникальное общественное место, где формируется два типа знаний: знание как наука и знание как культура, то есть, с одной стороны, он способствует социокультурному развитию общества, с другой - выступает проводником инновационных технологий. Современный университет становится гарантом, механизмом реализации такой коренной социальной потребности, как стабильное, устойчивое развитие общества. Университет - это место, где благодаря условиям, создаваемым государством и обществом, культивируется самосознание эпохи.

А. КОСТРЮКОВ, профессор, проректор по социальновоспитательной работе

а на из ключевых задач общества в сфере молодежной политики - создать молодым людям возможности и стимулы для самостоятельного решения возникающих проблем на основе гражданской активности и развития систем самоуправления. Важнейшую роль при этом играют ее воспитательные аспекты, прежде всего - наличие позитивных образцов, моделей поведения и деятельности, а также готовности следовать этим моделям.

Социально-воспитательная работа вОГУ направлена на формирование университетской социокультурной среды, внедрение корпоративных норми стандартов поведения, развитие и сохранение лучшихтрадиций, выработку у студентов и аспирантов чувства принадлежности к университетскому сообществу и выбранной профессии, непрерывное развитие творческих наклонностей, воспитание устой-чивыхнравственных принципов и ценностей, активной жизненной позиции, создание комфортных социально-психологических усло-

Социальновоспитательная работа в ОГУ

вий для коммуникативно-личностного развития будущих специалистов.

Воспитательные задачи реализуются в совместной учебной, научной, производственной и общественной деятельности студентов, преподавателей и сотрудников.

Основными направлениями СВР со студентами являются:

■ проведение культурно-массовых,

физкультурно-спортивных, научно-просветительных мероприятий, организация досуга студентов;

■ организация работы творческих, физкультурных и спортивных коллективов, научных обществ, объединений студентов и преподавателей по интересам;

■ организация гражданского и патриотического воспитания студентов;

■ профилактика правонарушений, наркомании и ВИЧ-инфекции среди студентов;

■ изучение проблем студенчества и организация центров психологической поддержки, консультационной помощи;

■ организация НИРС во внеучебное время;

■ пропаганда физической культуры и здорового образа жизни;

■ содействие работе студенческих общественных организаций, клубов и объединений;

■ информационное обеспечение студентов, поддержка и развитие студенческих средств массовой информации;

■ педагогическое обоснование существующих методик, поиск и внедрение новых технологий, форм и методов воспитательной деятельности;

■ создание системы морального и материального стимулирования преподавателей и студентов, активно участвующих в организации воспитательной работы;

■ развитие материально-технической базы для организации внеучебных мероприятий.

Ориентируясь на работу в этих направлениях, университет решает следующие задачи: формирование у студентов нравственных, духовных и культурных ценностей, этических и этикетных норм; предоставление условий для творческой самореализации и проведения досуга студентов во внеучебное время; создание полноценной социально-педагогической воспитывающей среды; удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии.

Общее руководство СВР осуществляет администрация университета в лице ректора, проректора по социально-воспи-

тательной работе (рис. 1). Основным коллегиальным руководящим органом по социально-воспитательной деятельности является Совет по социально-воспитательной работе. Организацией работы со студентами на факультетах руководят заместители деканов по воспитательной работе со студентами.

Ведущая роль в организации воспитательной работы и досуга отводится студенческому центру ДК «Россия» и входящему в его структуру факультету общественных профессий (ФОП), на 12 отделениях которого занимаются более 700 студентов. В 25 кружках и студиях повышают свое мастерство более 1000 человек. Творческие коллективы СЦ пользуются заслуженной популярностью. Многие из них являются победителями и лауреатами различных конкурсов.

На базе СЦ проводятся разнообразные культурно-массовые мероприятия. К наиболее значимым следует отнести:

- один из самых любимых университетских праздников - «Татьянин день »;

- ежегодный межфакультетский смотр художественной самодеятельности «Студенческая осень»;

- постоянно действующий литературно-музыкальный конкурс. Лучшие четыре работы в литературном конкурсе «Поэзия» были отправлены на VIII Пушкинский молодежный фестиваль искусств «С веком наравне », проходивший в октябре 2006 г. в Москве, а Е. Городницкий, студент филологического факультета, стал лауреатом в номинации «Художественное слово ».

В патриотическом воспитании особую роль играют торжественные мероприятия, посвященные памятным датам и событиям. Ежегодно в феврале проходят тематические концерты «Отчизны верные сыны», в которых наряду со студентами задействованы военнослужащие Оренбургского гарнизона. В мае проходит праздник, посвященный очередной годовщине победы в Великой Отечественной войне. Его непременные участники - ветераны войны и тыла, трудовая деятельность которых связана с ОГУ.

Рис. 1. Организационная структура социально-воспитательной работы в Оренбургском государственном университете

Высшее образование в России • № 12, 2007

Пожалуй, самое значимое для студентов и преподавателей торжество - День Знаний проводится 1 сентября. Первокурсник, чтобы стать студентом в полной мере, должен пройти «обряд посвящения». И чтобы каждый вновь переступивший порог университета мог проникнуться особым духом студенчества, каждый год в СЦ ДК «Россия» проводится этот «священный» ритуал.

На счету коллективов центра немало побед в конкурсах и фестивалях различного уровня (от межвузовских до международных). Например, ансамбль современной хореографии «Иные» показал самый высокий уровень исполнительского мастерства и по решению международного жюри завоевал гран-при и два первых места в различных номинациях на международном фестивале искусств в Одессе в 2006 г.

Вокальный ансамбль «Концертино» -один из самых успешных творческих коллективов. В его репертуаре - разнообразная музыка от классики до джаза, и в этом его уникальность. В 2006 г. ансамбль принял участие в VI Международном фестивале - конкурсе вокальной и хоровой музыки им. Ф. Шаляпина в Ялте и стал лауреатом в трех номинациях.

Одним из любимых направлений культурно-досуговой деятельности стали игры КВН. Команда ОГУ участвовала в XVII Международном фестивале команд КВН «КИВИН 2006 », проводимом в Сочи.

Большую работупо духовно-нравственному воспитанию студенческой молодежи проводит эстетический центр «Диалог», реализующий театральное, музыкальное, литературное, искусствоведческое и краеведческое направления.

Театральное направление - наиболее яркое, эмоциональное, включающее в себя литературу, музыку, изобразительное искусство. В клубе любителей театра «Огни рампы» проходят встречи с режиссерами, актерами. Так, в гости к студентам ОГУ приходят студенты театрального факультета Института искусств им. Л. и М. Ростроповичей со своими новыми работами. Ежегодно проходит конкурс «Студенчес-

кая театральная симпатия» по пяти номинациям. Победителям конкурса на лучший спектакль для молодежи вручаются дипломы.

Литературное направление знакомит студентов с литературной жизнью города. При нем создан клуб «Музы Оренбуржья», где проводятся творческие встречи с поэтами и писателями, поэтические вечера, праздники, посвященные знаменательным датам великих русских писателей и поэтов, презентации новых книг оренбургских авторов.

Музыкальное направление пропагандирует классическую и народную музыку. Клуб «Гармония » организует встречи с композиторами оренбургского края, лекции-концерты на разные темы («Золотой век русского романса», «И снова песня русская хозяйка на Земле», «О вокальных жанрах» и др.).

Искусствоведческое направление включает знакомство с основами изобразительного искусства, его видами и жанрами на примере шедевров мирового и русского искусства. Среди мероприятий - посещения творческих мастерских оренбургских художников и вернисажей областных и городских выставок, экскурсии в музеи, лекции-беседы «История глазами художников», «Неизвестное об известном», «Биографии шедевров мирового и русского искусства» и др.

С первого и до последнего дня учебы студенты приобщаются кистории Оренбургского края, знакомятся с его культурным наследием. Встречи с краеведами, ветеранами, экскурсии по городу, посещение музеев, исторических памятников - все это дает возможность узнать и полюбить свой край и стать патриотом.

Интерес представляет работа, проводимая лабораторией духовного воспитания совместно с Оренбургской епархией РПЦ с целью воспитания молодежи в духе высоких идеалов служения Отечеству. В этом плане стоит отметить мероприятия в рамках кинолектория «За возвышение души человеческой», музыкально-литературного лектория «Среди миров, в мерцании све-

тил», историко-патриотического лектория «Их имена забыться не должны».

Особое значение в деле научно-методического сопровождения и активизации воспитательной работы имеют организуемые на базе университета ежегодные научно-практические конференции по вопросам нравственно-эстетического воспитания молодежи. В работе конференций принимают участие не только ученые, преподаватели, учителя Оренбургской области, но и их коллеги из Тольятти, Ульяновска, Башкирии, Якутии.

Большую воспитательную работу с молодежью ведет музей истории университета. Принцип «обучая, воспитывай, воспитывая, обучай », на наш взгляд, наиболее эффективно реализуется при проведении экскурсий «История и традиции университета», «Гимн, герб и флаг России», «Слава защитникам Отечества!». На сайте ОГУ размещен «Виртуальный музей истории ОГУ», в котором представлены рубрики «Летопись ОГУ», «Персоналии», «Газета», «О музее», «Фотоальбом».

Спортивно-массовая работа в университете проводится в соответствии с федеральной целевой программой «Молодежь России ». Ее главные аспекты:

■ формирование установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

■ овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья;

■ обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, опре-

деляющей готовность молодого человека к будущей деятельности.

Эффективность спортивно-массовой работы определяется взаимодействием кафедры физического воспитания, учебноспортивного комплекса «Пингвин», Дворца юных техников «Прогресс», профсоюзных комитетов и выражается в увеличении количества спортивных секций и занимающихся в них студентов, сотрудников и преподавателей, а также результативностью спортивных достижений.

В настоящее время на базе университета функционируют спортивные секции, в которых занимаются свыше 2 тыс. человек по 24 направлениям, включая и спортивно-техническое. В них было подготовлено 7 мастеров спорта международного класса, 26 мастеров спорта России, 102 кандидата в мастера спорта и перворазрядника. Спортсмены университета участвуют и занимают призовые места в соревнованиях различного ранга, включая и мировые. В частности, сборная университета по настольному теннису в составе К. Скачкова,М. Гладышева, Г. Афанасьева, И. Лежнева участвовала в чемпионате Европы среди студентов, проходившем в Чехии 21-24 июня 2007 г., и заняла командное второе место, а студент факультета экономики

и управления К. Скачков стал чемпионом Европы.

Большую работу по развитию и сохранению внутрикорпоративной культуры проводят университетские СМИ (газета «Оренбургский университет» и лаборатория электронных СМИ). Систематическое освещение событий в культурно-массовой жизни вуза, достижений студентов в спорте, в научной и общественной работе создает единое информационное поле для всех подразделений университета. Нашими журналистами создан видеофильм «День российского студенчества в ОГУ ».

Социальная политика реализуется в следующих направлениях: санаторно-профи-лакторное лечение, психологическое консультирование и коррекция, профилактика наркомании, пропаганда здорового образа жизни, медико-профилактические мероприятия, улучшение жилищных условий студентов, аспирантов, сотрудников и материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом.

Проводимая университетом работа в сфере первичной профилактики заболеваемости в 2006 г. была отмечена в государственном докладе «О санэпидобстановке в Российской Федерации», удостоена премий всероссийского конкурса «Национальный сертификат качества» в трех номинациях: «Новая технология», «Лучший информационный проект», «Наука и технология».

Пропаганду здорового образа жизни осуществляют кафедра профилактической медицины и лаборатория психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции. В рамках СНО работает секция «Актуальные проблемы здоровья студен-

ческой молодежи». Студенты принимают активное участие в научной работе по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни. Кафедра организует ежегодное профилактическое мероприятие «День здоровья», а также проводит психологическое консультирование и психологическую коррекцию.

Особое место в социальной работе университета занимает студенческий городок. Работа в городке ведется в двух направлениях: улучшение условий проживания студентов и воспитательная работа. Несмотря на положительную оценку комиссии Минобрнауки, которая в конце 2006 г. проверяла наши общежития, в этом направлении необходимо сделать еще многое. Разработан перспективный план по улучшению условий проживания студентов в общежитиях университета, в рамках которого предусматривается строительство комплекса общежитий. По плану воспитательной деятельности студгородка осуществляется нравственно-правовое, патриотическое, трудовое, физкультурно-оздоровительное, эстетическое воспитание. Проводятся различные мероприятия: встречи с администрацией университета, беседы с ветеранами вооруженных сил, рейды по профилактике правонарушений и провер-

ки пропускного режима. Выпускаются стенгазеты, организуются спортивные и культурно-просветительные мероприятия.

Важное место в процессе воспитания занимает система моральных и материальных стимулов, призванных содействовать повышению качества образования и социальному самоопределению студентов. Это система адресных именных стипендий, занесение на Доску почета университета, присвоение звания «Лучший студент ОГУ», система социальной защиты студентов.

Социологические исследования студенчества позволяют определить ключевые направления конструирования воспитатель-

ной работы в университете. Для проведения мониторинга при факультете гуманитарных и социальных наук была создана студенческая социологическая исследовательская лаборатория.

Система мониторинга подразумевает периодическое проведение исследований материального положения студенчества, его ценностно-целевыхориентаций, предпочтений в сфере досуга и отдыха, доминирующих социальных, политических, религиозных настроений с последующим обобщением и анализом полученных результатов и корректировкой на этой основе концепции воспитательной работы в вузе.

В. БЫКОВСКИЙ, доцент, проректор по информатизации

Информатизация - это комплекс мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверных знаний во всех общественно значимых видах человеческой деятельности. Цель информатизации университета - развитие и совершенствование ее научно-образовательной среды, обеспечивающей повышение качества образовательного процесса, уровня научных исследований и интеграцию ОГУ в национальную и мировую систему образования. Необходимыми условиями реализации этих процессов являются следующие:

• компетентность преподавателей в сфере ИКТ;

• качественное методическое сопровождение процесса информатизации;

• свободный доступ студентов, аспирантов и преподавателей к образовательной и научной информации;

• оснащенность аудиторий и лабораторий современным компьютерным оборудованием.

Ученым советом 14 декабря 2001 г. была утверждена Концепция информатизации Оренбургского государственного университета на 2001-2005 гг., в которой изло-

Информатизация ОГУ: состояние и перспективы

жены основные направления деятельности университета в области развития и внедрения информационных технологий. Концепция сыграла большую роль в планировании и реализации мероприятий по созданию и развитию единой образовательной информационной среды. Однако за время ее дей-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.