Научная статья на тему 'Некоторые аспекты повышения идейнотеоретического уровня преподавания общественных наук в вузах Кубани и Дона (1970-1980 гг. )'

Некоторые аспекты повышения идейнотеоретического уровня преподавания общественных наук в вузах Кубани и Дона (1970-1980 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ / ИДЕЙНОТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ПРЕПОДАВАНИЯ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ / SOCIAL SCIENCES / IDEOLOGICAL AND THEORETICAL LEVEL OF TEACHING / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / STUDENT''S YOUTH / INTEGRATED APPROACH / ACTIVE LIVING POSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новоставский Игорь Николаевич, Жабчик Светлана Викторовна, Попов Виктор Васильевич

В статье рассматривается проблема повышения идейно-теоретического уровня преподавания социально-гуманитарных дисциплин в высших учебных заведениях Краснодарского края и Ростовской области в годы IX и X пятилеток. Объектом исследования стали партийные организации Дона и Кубани, причастные к функционированию и развитию высшей школы. Научная новизна исследования определяется тем, что в историческом аспекте изучены вопросы управления формированием активной жизненной позиции будущих специалистов народного хозяйства страны на основе повышения качества преподавания общественных наук. Раскрыта специфика партийного руководства формированием идейнополитических и нравственно-этических установок студенческой молодежи, показана роль кафедр общественных наук в развитии социальной активности студентов. Собранный и обобщенный авторами материал обогащает общественную практику новыми формами деятельности руководящих органов крупного вузовского региона по стимулированию социальной вовлеченности и активности будущих специалистов народного хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новоставский Игорь Николаевич, Жабчик Светлана Викторовна, Попов Виктор Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF INCREASE IN IDEOLOGICAL AND THEORETICAL LEVEL OF TEACHING SOCIAL SCIENCES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF KUBAN AND DON (1970-1980)

In article the problem of increase in ideological and theoretical level of teaching social and humanitarian disciplines in higher educational institutions of Krasnodar Region and the Rostov Region in days of IX and X five-years periods is considered. The party organizations of Don and Kuban involved in functioning and development of the higher school became an object of a research. Scientific novelty of a research is defined by the fact that in historical aspect questions of management of formation of active living position of future experts of the national economy of the country on the basis of improvement of quality of teaching social sciences are studied. Specifics of the party leadership in formation of ideological and political and moral and ethical installations of student's youth are disclosed, the role of departments of social sciences in development of social activity of students is shown. The material collected and generalized by the author enriches public practice with new forms of activities of governing bodies of the large high school region for stimulation of a social involvement and activity of future experts of the national economy.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты повышения идейнотеоретического уровня преподавания общественных наук в вузах Кубани и Дона (1970-1980 гг. )»

УДК 94(470)"1970/1990"

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/2-84-92

НОВОСТАВСКИИ Игорь Николаевич Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина г. Краснодар, Россия [email protected]

Igor N. NOVOSTAVSKIY Kuban State Agrarian University named after

I.T. Trubilin, Krasnodar, Russia [email protected]

ЖАБЧИК Светлана Викторовна

Кубанский государственный аграрный университет

им. И.Т. Трубилина

г. Краснодар, Россия

[email protected]

Svetlana V. ZHABCHIK Kuban State Agrarian University named after

I.T. Trubilin, Krasnodar, Russia [email protected]

ПОПОВ Виктор Васильевич

Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина г. Краснодар, Россия [email protected]

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ИДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК В ВУЗАХ КУБАНИ И ДОНА (1970-1980 гг.)

Viktor V. POPOV Kuban State Agrarian University named after

I.T. Trubilin, Krasnodar, Russia [email protected]

SOME ASPECTS OF INCREASE IN IDEOLOGICAL AND THEORETICAL LEVEL OF TEACHING SOCIAL SCIENCES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF KUBAN AND DON (1970-1980)

В статье рассматривается проблема повышения идейно-теоретического уровня преподавания социально-гуманитарных дисциплин в высших учебных заведениях Краснодарского края и Ростовской области в годы IX и X пятилеток. Объектом исследования стали партийные организации Дона и Кубани, причастные к функционированию и развитию высшей школы. Научная новизна исследования определяется тем, что в историческом аспекте изучены вопросы управления формированием активной жизненной позиции будущих специалистов народного хозяйства страны на основе повышения качества преподавания общественных наук. Раскрыта специфика партийного руководства формированием идейно-политических и нравственно-этических установок студенческой молодежи, показана роль кафедр общественных наук в развитии социальной активности студентов. Собранный и обобщенный авторами материал обогащает общественную практику новыми формами деятельности руководящих органов крупного вузовского региона по стимулированию социальной вовлеченности и активности будущих специалистов народного хозяйства.

Ключевые слова: общественные науки, идейно-теоретический уровень преподавания, высшие учебные заведения, студенческая молодежь, комплексный подход, активная жизненная позиция.

In article the problem of increase in ideological and theoretical level of teaching social and humanitarian disciplines in higher educational institutions of Krasnodar Region and the Rostov Region in days of IX and X five-years periods is considered. The party organizations of Don and Kuban involved in functioning and development of the higher school became an object of a research. Scientific novelty of a research is defined by the fact that in historical aspect questions of management of formation of active living position of future experts of the national economy of the country on the basis of improvement of quality of teaching social sciences are studied. Specifics of the party leadership in formation of ideological and political and moral and ethical installations of student's youth are disclosed, the role of departments of social sciences in development of social activity of students is shown. The material collected and generalized by the author enriches public practice with new forms of activities of governing bodies of the large high school region for stimulation of a social involvement and activity of future experts of the national economy.

Keywords: social sciences, ideological and theoretical level of teaching, higher educational institutions, student's youth, integrated approach, active living position

Актуальность избранной нами проблемы и недостаточное ее изучение в историческом плане обусловили выбор темы данного исследования. Авторы поставили цель - обобщить работу Кубанских и Донских партийных организаций и администраций высших учебных заведений по повышению идейно-теоретического уровня преподавания общественных наук. Хронологические рамки исследования охватывают 1971-1980 гг. Это время расцвета советской высшей школы, обретения ею свойств, надолго определивших ее облик и мировой авторитет. В этот пе-

риод были приняты важнейшие постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по высшей школе, осуществлен переход к комплексному планированию воспитательной работы со студентами на весь период обучения, началось внедрение системы общественно-политической практики в вузах, получила признание, распространение и огромную популярность такая форма трудового воспитания, как студенческие строительные отряды.

Объектом исследования стали партийные организации Ростовской области и Краснодарского края, причастные к функционированию и развитию высшей школы. Их выбор объясняется рядом факторов. Во-первых, освещение процесса воспитания студенческой молодежи невозможно без обобщения форм и методов работы партийных структур, поскольку КПСС выполняла функции ведущей и направляющей силы советского общества. Во-вторых, данный регион являлся крупнейшим индустриально-аграрным районом страны, что повышало ответственность партийных организаций за качество подготовки специалистов народного хозяйства, в том числе и в аспекте воспитания. В-третьих, регион представлял собой один из ведущих научных центров, здесь находились крупнейшие вузы Юга России - Ростовский и Кубанский государственные университеты, Новочеркасский и Краснодарский политехнические институты, Кубанский сельскохозяйственный институт и Азово-Черноморский институт механизации сельского хозяйства, Таганрогский радиотехнический институт и ряд других вузов, готовивших для народного хозяйства высококвалифицированные кадры специалистов. В этих вузах проводилась значительная работа по профессиональной подготовке, идейно-политическому, трудовому и нравственному воспитанию молодежи. Партийные и комсомольские организации в исследуемый период накопили позитивный опыт формирования активной жизненной позиции студенчества, имевший общесоюзное значение. В-четвертых, в отечественной историографии деятельность партийных организаций региона по всем направлениям идейно -политического и нравственного воспитания будущих специалистов еще не стала предметом специального исследования.

Источниковую базу исследования составили материалы Центров хранения документации новейшей истории (бывших партийных архивов) Краснодарского края (ЦДНИКК) и Ростовской области (ЦДНИРО). Среди них - стенограммы краевых и областных конференций, пленумов, протоколы заседаний бюро краевого, областного и ряда городских и районных комитетов партии, материалы первичных партийных организаций вузов. Этот массив документов и материалов раскрывает опыт идеологической работы партии, характерные для нее формы, средства и методы воздействия на студенческую молодежь.

Научная новизна исследования определяется тем, что в историческом аспекте изучены вопросы управления формированием активной жизненной позиции будущих специалистов народного хозяйства страны на основе комплексного подхода к воспитанию. Раскрыта специфика партийного руководства формированием идейно-политических и нравственно-этических установок студенческой молодежи, показана роль кафедр общественных наук в развитии социальной активности студентов. Новизна предпринятого нами исследования заключается и в том, что авторами введены в научный оборот ранее не опубликованные архивные документы, которые позволили полнее осветить деятельность партийных организаций по совершенствованию воспитания студенческой молодежи, повышению ее социально-политической активности. Собранный и обобщенный авторами материал обогащает общественную практику новыми формами деятельности руково-

дящих органов крупного вузовского региона по стимулированию социальной вовлеченности и активности будущих специалистов народного хозяйства.

Основой формирования активной жизненной позиции советского специалиста любого профиля в исследуемый период рассматривалось овладение официальной идеологией, имевшей несколько обозначений. Чаще всего ее именовали марксистско-ленинской теорией, либо научным социализмом. Ведущая роль в решении этой важной задачи принадлежала кафедрам общественных наук, ныне именуемым кафедрами социально-гуманитарных дисциплин.

Содержание учебного процесса, его идейно-теоретическая направленность, как и доступность, увлекательность и, как следствие, популярность учебных курсов, в решающей степени зависели от состава научно-педагогических кадров, их теоретической и методической подготовки. В этом вопросе партийные структуры исходили из установки основоположника научного коммунизма К. Маркса: «Воспитатель сам должен быть воспитан», а также ленинского утверждения о том, что идейно-политическая направленность лекций определяется исключительно составом лекторов [1, с. 2].

Партийные организации, ректораты высших учебных заведений исследуемого региона, как и страны в целом, добросовестно руководствовались указанными положениями, осуществляя работу по подбору, расстановке, повышению квалификации и воспитанию кадров преподавателей-обществоведов. Такая работа стала более целенаправленной и системной после выхода Постановления ЦК КПСС «О работе в Московском высшем техническом училище им. Н.Э. Баумана и Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского по повышению идейно-теоретического уровня преподавания общественных наук» от июля 1974 г. [2, с. 405-411]. Партийное руководство считало, что самый действенный критерий, определяющий роль общественных дисциплин в социалистическом обществе, - это их высокая научность, теоретическая обоснованность, чистота марксистско-ленинского мировоззрения, нетерпимость к примиренческому отношению к буржуазной идеологии.

В силу изложенного, в преподавании общественных наук наиболее остро стоял вопрос об ответственности и требовательности вузовских педагогов, с учетом того, что в их учебной деятельности всегда присутствовали мировоззренческий, идеологический и политический аспекты.

Упомянутое выше Постановление ЦК КПСС стало руководством для всех местных партийных организаций и вузовских коллективов. Сразу же после его выхода в свет бюро Краснодарского крайкома партии приняло свое постановление по данному вопросу. Оценив уровень преподавания социально-экономических дисциплин в вузах края и отметив недостатки в работе кафедр, бюро крайкома КПСС наметило программу конкретных мероприятий по усилению влияния партийных организаций на идейно-теоретический уровень преподавания общественно-научных дисциплин [ЦДНИКК. Ф.1774. Оп.20. Д.34. Л.3].

В Ростовской области уровень партийного руководства кафедрами общественных наук, состояние преподавания и научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава проанализировал пленум IV обкома КПСС, обсудивший 13 декабря 1974 г. резолюцию «О задачах по дальнейшему повышению эффективности идейно-воспитательной работы в свете решений XXIV съезда КПСС» [ЦДНИРО. Ф.9. Оп.54. Д.93. Л.82].

В соответствии с намеченными мероприятиями бюро Краснодарского краевого и Ростовского областного комитетов КПСС в ноябре и декабре 1974 г. рассмотрели на своих заседаниях вопросы, связанные с ходом выполнения Поста-

новления ЦК КПСС. Они проанализировали состояние и меры по улучшению качества преподавания общественных наук на основе совершенствования научно -методической деятельности кафедр в Армавирском государственном пединституте (АрГПИ) и Ростовском институте сельхозмашиностроения (РИСХМ), обобщили положительный опыт и указали на имевшиеся недостатки. Так, в АрГПИ в течение 1970-1974 гг. только 8 из 15 преподавателей-обществоведов прошли переподготовку и повысили свою научно-педагогическую квалификацию, на кафедре политэкономии только 1 их 4 преподавателей имел ученую степень. Эти факторы, несомненно, не могли не отразиться на идейном и методическом уровне преподавания общественных дисциплин. А это, в свою очередь, привело к снижению успеваемости студентов, оценки «удовлетворительно» по предметам общественного цикла здесь имел каждый пятый студент [ЦДНИКК. Ф.1774. Оп.20. Д.46. Л. 7, 8]. В РИСХМе партком и ректорат также не уделяли достаточного внимания вопросам совершенствования методической работы обществоведов, вследствие чего часть из них имела довольно низкий уровень подготовки, а проводимые ими занятия не являлись популярными среди студентов [ЦДНИРО. Ф.9. Оп.54. Д.153. Л.11].

В связи с необходимостью всемерного роста научного и методического уровня преподавателей-обществоведов возрастала роль Института повышения квалификации (ИПК) преподавателей общественных наук, созданного при Ростовском государственном университете им. М.А. Суслова. В частности, дирекция и партийная организация ИПК постоянно проводили анализ деятельности кафедр этого методического центра, заслушивали на своих заседаниях отчеты кафедр и отдельных преподавателей по вопросам организации учебного процесса, совершенствования методики преподавания, распространения передового опыта [ЦДНИРО. Ф.689. Оп.1. Д.321. Л. 3, 20, 22, 25, 26, 47]. Так, в 1976/77 учебном году на общеинститутских партийных собраниях рассматривались вопросы: «О состоянии и повышении уровня научной критики в работе ИПК», «Решения октябрьского (1977 г.) Пленума ЦК КПСС и задачи партийной организации института», «О состоянии идейно-воспитательной и организационно-партийной работы в партийной организации ИПК», а на заседаниях партбюро института было рассмотрено девять вопросов, относившихся к наиболее важным сторонам организации учебного процесса [ЦДНИРО. Ф.689. Оп.1. Д.404. Л.36].

В результате принятых мер кафедры социально-экономических дисциплин ИПК в течение 1971-1980 гг. значительно улучшили качество экономического образования слушателей, помогли молодым преподавателям в определении тем диссертационных исследований и сдаче экзаменов кандидатского минимума. Активизировалась также работа библиотеки и учебно-методического кабинета. Кроме того, расширилась тематика спецкурсов по методике преподавания общественных дисциплин, причем предусматривалось включение вопросов для организации методических конференций, проблемного чтения лекций и проведения практических занятий, общественно-политической практики студентов, произошел плодотворный обмен педагогическим опытом [ЦДНИРО. Ф.689. Оп.1. Д.308. Л.80]. Работа ИПК в исследуемый период стабилизировалась, стала более планомерной и системной. Ежегодно здесь повышали свою научно-педагогическую квалификацию свыше 400 преподавателей из разных городов страны, в том числе и обществоведы из вузов Ростовской области и Краснодарского края [ЦДНИРО. Ф.689. Оп.1. Д.404. Л.36].

Серьезное внимание вопросам повышения квалификации преподавателей социально-экономических дисциплин уделяли в исследуемый период партийные

организации и ректораты вузов Кубани. Только за 1976-1980 гг. через Институты повышения квалификации (Москва, Ленинград, Киев, Минск, Ростов-на-Дону) прошли переподготовку 182 преподавателя, или 53,6% от их общего числа. По вузам края повысили в ИПК свой научно-методический уровень: в Кубанском государственном университете (КГУ, ныне КубГУ) - 80%, Кубанском сельхозинституте (КСХИ, ныне КубГАУ) - 50%, Краснодарском политехническом институте (КПИ, ныне КубГТУ) - 52,1%, Кубанском мединституте (КМИ, ныне КубМУ) - 42,1%, Новороссийском военно-инженерном морском училище (НВИМУ) - 14,2%, Краснодарском государственном институте культуры (КГИК) - 61,5%, Краснодарском государственном институте физической культуры (КГИФК, ныне КГУФКСТ) - 46,1%, Адыгейском государственном пединституте (АдГПИ) - 46,6%, Армавирском государственном пединституте (АрГПИ) - 36,8% преподавателей-обществоведов [ЦДНИКК. Ф.1774. Оп.24. Д.424. Л.3].

В исследуемый период вузовские партийные организации, ученые советы и ректораты уделяли постоянное внимание вопросам активизации деятельности методических комиссий и советов кафедр общественных наук. Эти творческие объединения занимались разработкой курсов лекций, планов семинарских занятий и методических пособий к ним, организовывали обмен опытом педагогической практики, заботились о том, чтобы все формы учебного процесса носили воспитательный характер, а также оказывали необходимую методическую помощь факультетам общественных профессий, школам молодого лектора.

Так, в целях обеспечения преемственности в преподавании социальных дисциплин от курса к курсу, обсуждения важных проблем учебно-методического характера в КСХИ создали методическое объединение кафедр общественных наук. На его заседаниях периодически обсуждались вопросы организации общественно-политической практики студентов, использования в преподавании наглядных пособий, технических средств обучения, методики контроля самостоятельной работы студентов, воспитательной работы со студентами во внеаудиторное время [ЦДНИКК. Ф.13001. Оп.7. Д.1. Л.58].

Усилению методической работы с преподавателями общественных наук во многом способствовало решение парткома КСХИ от 10 мая 1979 г. о создании объединенного факультета и партийной организации кафедр общественных наук [ЦДНИКК. Ф.13001. Оп.12. Д.27. Л.213]. С этого времени для преподавателей-обществоведов стали проводить общие методологические семинары, что позволило рассматривать на них проблемы, решавшиеся на стыке различных социальных наук. Это, в свою очередь, способствовало усилению преемственности курсов социально-экономических дисциплин, помогало совершенствовать учебные курсы как части единого общественно-научного знания.

Плодотворную работу по повышению качества обучения студентов в изучаемый период вели два методических объединения при кафедре истории КПСС Кубанского государственного университета. По инициативе их членов в 1979/80 учебном году была проведена кафедральная учебно-методическая конференция. На ней, в частности, обсуждались следующие вопросы: «Использование докладов и рефератов на семинарских занятиях», «Развернутая беседа - одна из важнейших форм проведения семинарских занятий», «Использование на семинарских занятиях воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны». Особенностью работы кафедры и методобъединений в 1980 г. явилось то, что они стали больше внимания уделять разработке проблемных и открытых лекций. Всего в течение 1976-1980 гг. методобъединения кафедры истории КПСС организовали 38 откры-

тых лекций и 18 семинарских занятий. В среднем за учебный год ими обсуждалось 10-12 текстов учебных лекций [ЦДНИКК. Ф.1774. Оп.24. Д.428. Л.104].

Изучение деятельности парторганизаций вузов показывает, что вопросы методики преподавания общественных наук систематически обсуждались на партийных активах, общеинститутских и факультетских партсобраниях, ученых советах. В целях повышения учебно-методического уровня преподавания социально-экономических дисциплин создавались также координационные советы кафедр, проводились научно-методические конференции.

Так, в марте 1973 г. в Адыгейском госпединституте провели конференцию на тему: «Вопросы педагогики высшей школы», в подготовке которой активное участие приняли преподаватели-обществоведы. Участники конференции заслушали 22 доклада по вопросам планирования учебного процесса, воспитания социалистического патриотизма и интернационализма в процессе преподавания общественных наук, их влияния на формирование политических убеждений будущих учителей. Полезные рекомендации, выработанные на этой конференции, были претворены в жизнь. Например, учитывая отсутствие у первокурсников навыков работы в высшей школе, учебная часть подготовила для них памятку, где указывалось, как слушать и записывать лекции по первому для студентов общественно -научному предмету - истории КПСС, как работать над конспектами, как изучать и конспектировать первоисточники, готовиться к семинарским занятиям [ЦДНИКК. Ф.1774. Оп.19. Д.288. Л.15].

Парткомом другого вуза - КГУ - в 1973-1975 гг. было проведено 10 общеуниверситетских конференций по социально-политическим вопросам, в том числе краевая конференция преподавателей-обществоведов [ЦДНИКК. Ф.1774. Оп.21. Д.350. Л.128].

Проделанная работа способствовала повышению эффективности учебы студентов по предметам социального цикла. Так, успеваемость по ним в КГУ возросла с 97,8 % в 1972/73 учебном году до 98-99 % в 1979/80 учебном году [ЦДНИКК. Ф.1774. Оп.24. Д.428. Л. 112, 52]. Учитывая ответственность преподавателей социальных дисциплин за идейную закалку молодежи, формирование ее активной жизненной позиции, партком КГУ на своих заседаниях 2-3 раза в год анализировал деятельность кафедр общественных наук по идейно-политическому воспитанию студентов [ЦДНИКК. Ф.1774. Оп.21. Д.351. Л.17]. Важными формами идеологического и нравственного воспитания в ходе учебного процесса стали использование фрагментов кинофильмов, телепередач, а также написание рефератов, участие в конкурсах по тематике общественных наук, истории ВЛКСМ и международного левого молодежного движения, проведение итоговых практических конференций по ключевым вопросам научного социализма.

Улучшилась также и работа краевого методологического семинара преподавателей философии, особенно после того, как в октябре 1977 г. провели организационное собрание философов края, на котором было избрано бюро Краснодарского отделения Философского общества СССР. В его состав вошли представители из всех девяти вузов Краснодарского края, и с этого времени работа методсеминара стала проводиться в тесном контакте с отделением Философского общества СССР.

Планомерно велась работа семинара преподавателей общественных наук при Ростовском обкоме КПСС. Здесь занятия проходили как в форме пленарных заседаний, на которых выступали с докладами и лекциями секретари обкома партии и парткомов вузов, ведущие ученые, хозяйственные руководители, новаторы и передовики производства, так и в форме секционных занятий по специально-

стям: история КПСС, марксистско-ленинская философия, политэкономия и научный коммунизм.

На секционных занятиях, как правило, происходили дискуссии по актуальным теоретическим проблемам и обмен опытом преподавания общественных наук. В рамках областного семинара проводились научно-теоретические и методические конференции. Так, в 1978/79 учебном году была проведена научно-теоретическая конференция по теме: «О повышении роли общественных наук в формировании активной жизненной позиции у студенческой молодежи» [ЦДНИРО. Ф.9. Оп.70. Д.118. Л.22]. К каждому занятию семинара обком КПСС готовил и вручал его участникам информационные материалы, статистические данные и ориентировки по текущим международным и внутренним политическим событиям.

Проведенный авторами анализ документов показывает, что в исследуемый период научно-теоретические конференции преподавателей общественных наук в рамках областного и краевого методсеминаров в значительной мере способствовали повышению идейно-теоретического уровня преподавания общественных наук в вузах региона. В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР по высшей школе, в целях координации деятельности вузов, обобщения и распространения накопленного положительного опыта организации учебного процесса, учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы, повышения квалификации преподавателей в Ростовской области и Краснодарском крае были созданы Советы ректоров высших учебных заведений [ЦДНИРО. Ф.9. Оп.54. Д.20. Л.59]. На заседаниях бюро обкома и крайкома КПСС были утверждены составы таких Советов, предложенные отделами науки и учебных заведений, определены их функции, избраны председатели. Советы ректоров вузов исследуемого региона внесли определенный вклад в объединение усилий ректоратов и партийных организаций высших учебных заведений на главных направлениях деятельности по выполнению решений КПСС и Правительства СССР по высшей школе. Установились взаимосвязи между ректоратами, партийными, комсомольскими и профсоюзными структурами, были организованы семинары деканов факультетов, созданы научно-методические объединения преподавателей общественных и специальных дисциплин по главным направлениям работы, методические комиссии. Совместно с крайкомом и обкомом ВЛКСМ в вузах организовывались слеты отличников учебы. При советах ректоров вузов функционировали учебно-методические комиссии для оказания конкретной помощи кафедрам и ректоратам вузов в усилении воспитательной и методической работы.

Во многих высших учебных заведениях исследуемого региона решениями парткомов и партийных собраний были созданы учебные кабинеты при кафедрах общественных наук, которые превратились в методические центры по организации самостоятельной работы студентов. В Ростовской области такие кабинеты функционировали в ТРТИ, РИНХ, РГПИ [ЦДНИРО. Ф.531. Оп.1. Д.31. Л.68]. Решением парткома и ректората Кубанского мединститута с 1974/75 учебного года был выделен учебно-методический кабинет общественных наук, укомплектованный шестью штатными работниками, необходимыми техническими средствами, наглядными пособиями, литературой [ЦДНИКК. Ф.1774. Оп.21. Д.350. Л.22].

Постоянная забота партийных организаций о кафедрах общественных наук способствовала педагогическому и научному росту преподавательских кадров обществоведов Ростовской области и Краснодарского края. В 1980 г. в составе 57 кафедр общественных наук вузов Дона работало около 600 преподавателей, 339 из них имели ученую степень и звание [ЦДНИРО. Ф.9. Оп.70. Д.118. Л.22]. В этот же

период на 25 кафедрах социально-экономических дисциплин Краснодарского края трудились 339 преподавателей, что на 139 чел. больше, чем в конце 1971 г. В течение 1976-1980 гг. количество докторов наук возросло с 9 до 12 чел. (рост с 3,1% до 3,9% от общего числа преподавателей), кандидатов наук - со 176 до 225 чел. (рост с 61,5% до 64%) [ЦДНИКК. Ф.1774. Оп.21. Д.350. Л. 2, 3, 11, 12].

Таким образом, за годы IX и X пятилеток в партийных организациях Дона и Кубани сложились и получили устойчивый характер основные формы и методы повышения идейно-теоретического уровня преподавания общественных наук: областные и краевые методологические семинары преподавателей-обществоведов, научно-теоретические конференции и совещания с участием заведующих кафедрами социально-экономических дисциплин. Приобрели системный характер контроль и проверка учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной деятельности преподавателей кафедр общественных наук со стороны Отделов науки и учебных заведений обкома и крайкома КПСС.

Анализ документов показывает, что партийные органы, в целях повышения качества преподавания социально-экономических дисциплин в высших учебных заведениях, широко применяли систему подготовки и переподготовки научно -педагогических кадров обществоведов, повышения их квалификации. Для этого использовались научно-практические межвузовские конференции, обмен опытом, теоретические и методические семинары, отчеты преподавателей на партийных, профсоюзных и общих собраниях персонала, включение их в номенклатуру партийных комитетов, периодические их аттестации. Совершенствовалась практика обсуждения на партийных собраниях, заседаниях бюро и парткомов, пленумах территориальных комитетов КПСС вопросов, касающихся подбора, расстановки, воспитания кадров обществоведов, повышения их идейно-теоретического уровня.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Маркс К. Тезисы о Фейербахе / Соч. К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1955. Т. 3. - С. 1-4.

2. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 13 / под общ. ред. К.У. Черненко, А.Г. Егорова. - 8-е изд., доп. и испр. - М.: Политиздат, 1981. - 654 с.

REFERENCES

1. Marks K. Tezisy o Feyerbakhe. [Theses about Feuerbach]. Soch. K. Marks, F. Engel's. 2-e izd. Moscow: Politizdat, 1955. Vol. 3. Pp. 1-4 (in Russ.).

2. Kommunisticheskaya partiya Sovetskogo Soyuza v rezolyutsiyakh i resheniyakh s"ezdov, konfer-entsiy i plenumov TsK. [The Communist Party of the Soviet Union in resolutions and decisions of congresses, conferences and plenums of the Central Committee]. Vol. 13. Pod obshch. red. K.U. Chernenko, A.G. Egorova. 8-e izd., dop. i ispr. Moscow: Politizdat, 1981. 654 p. (in Russ.).

Информация об авторе:

Новоставский Игорь Николаевич, кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории и политологии, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, г. Краснодар, Россия

Information about the author:

Igor N. Novostavskiy, Candidate of Historical

Sciences, Associate Professor, Department of

History and Political Sciences,

Kuban State Agrarian University named after

I.T. Trubilin,

Krasnodar, Russia

[email protected]

Жабчик Светлана Викторовна, кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории и политологии, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, г. Краснодар, Россия [email protected]

Попов Виктор Васильевич, кандидат исторических наук, профессор, кафедра истории и политологии, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Труби-лина,

г. Краснодар, Россия [email protected]

Получена: 03.04.2017

Для цитирования: Новоставский И.Н., Жабчик С.В., Попов В.В., Некоторые аспекты повышения идейно-теоретического уровня преподавания общественных наук в вузах Кубани и Дона (1970-1980 гг.). Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 2. Часть 2. с. 84-92. DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/2-84-92

[email protected]

Svetlana V. Zhabchik, Candidate of Historical

Sciences, Associate Professor, Department of

History and Political Sciences,

Kuban State Agrarian University named after

I.T. Trubilin,

Krasnodar, Russia

[email protected]

Viktor V. Popov, Candidate of Historical Sciences, Professor, Department of History and Political Sciences, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar, Russia [email protected]

Received: 03.04.2017

For citation: Novostavskiy I.N., Zhabchik Svet-lana V., Popov V.V., Some aspects of increase in ideological and theoretical level of teaching social sciences in higher education institutions of Kuban and Don (1970-1980). Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mysl' = Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.2. Part. 2. Pp. 84-92.

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/2-84-92. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.