Научная статья на тему 'Краткий очерк истории комсомольской организации ПГПИ им. В.Г. Белинского'

Краткий очерк истории комсомольской организации ПГПИ им. В.Г. Белинского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
505
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
комсомольская организация / комсомол / комсомолец / komsomol organization / komsomol / komsomol member

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шувалов И. Ф.

В статье рассматриваются основные направления работы комсомольской организации института с 1939 по 1993 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main lines of komsomol organization's work in 1939 1993 are investigated in this article.

Текст научной работы на тему «Краткий очерк истории комсомольской организации ПГПИ им. В.Г. Белинского»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 11 (15)2009

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES № 11 (15) 2009

УДК 947 (471.327)

КРАТКИЙ ОЧЕРК истории КОМСОМОЛЬСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ пгпи им. в.г. БЕЛИНСКОГО

© И.Ф. ШУВАЛОВ

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,

кафедра журналистики e-mail: [email protected]

Шувалов И. Ф. - Краткий очерк истории комсомольской организации ПГПИ им. В. Г. Белинского // Известия

ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2009. № 11 (15). С. 163-166. - В статье рассматриваются основные направления работы комсомольской организации института с 1939 по 1993 гг.

Ключевые слова: комсомольская организация, комсомол, комсомолец.

Shuvalov I. F. - The short essay of komsomol organization’s history of PGPI im. V. G. Belinskogo // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2009. № 11 (15). P. 163-166. - The main lines of komsomol organization’s work in 1939 - 1993 are investigated in this article.

Keywords: komsomol organization, komsomol, komsomol member.

История комсомольской организации ПГПИ им. В.Г. Белинского ещё не написана. В данной статье автор предпринимает первую попытку рассмотреть, хотя бы в кратком варианте, феномен этой социальнополитической организации, тесно связанной с историей самого вуза. Описываются становление, основные направления деятельности, некоторые знаменательные для этой организации события, показывается её роль в жизни института. Заметим, что ориентироваться на какую-либо тенденцию в её исследовании невозможно, потому что специальных работ по этой теме нет.

Это была единственная коммунистическая общественная организация молодёжи в институте, в которую и входило большинство студентов, молодых преподавателей и других работников вуза. она была чётко структурирована и работала под пристальным вниманием руководства института и его партийной организации. Комсомол считался резервом и помощником Коммунистической партии, передовым отрядам молодежи и проводником в жизнь коммунистических идей. В связи с этим принадлежность к комсомолу в студенческой среде считалась практически обязательной. По своему социальному положению студенты института (а, следовательно, в большинстве и комсомольцы) были детьми в основном рабочих и крестьян. Значительная часть их была из села.

Комсомольская организация ПГПИ им. В.Г. Белинского возникла вместе с образованием учительского (1939 г.) и педагогического (1941 г.) институтов и прошла с ними один и тот же путь развития вплоть до роспуска в 1993 году. В 1939/40 уч. году в ней было

90 человек (60% студентов), в апреле 1941 года - уже 134 человека. Первым секретарем комитета ВЛКСМ была студентка исторического факультета Мария Семичастнова (Зимакова). Главным в жизни комсомольцев первых двух лет работы института была учеба. Поражает активность студентов той поры. На собраниях они обсуждали вопросы успеваемости и дисциплины, выполнение комсомольских поручений. Члены комитета и комсорги групп контролировали участие студентов в семинарах, организовывали помощь товарищам по учебе, участвовали в выпуске стенгазет и проведении вечеров отдыха. Работали и за пределами института: в школы города из студентов было направлено 12 пионервожатых. Комсомольцы института живо реагировали на события, происходящие в стране и в мире. Так, во время войны с Финляндией 12 комсомольцев изъявили желание добровольцами пойти на фронт [1].

С образованием педагогического института численность комсомольской организации заметно увеличилась: на первые курсы двух институтов в 1941 году было принято 300 человек и на 2-м курсе учительского института числилось 120 студентов. Великая Отечественная война, начавшаяся в 1941 году, резко изменила условия и содержание учебной, научной и идейновоспитательной работы вуза. Из-за тяжелых условий жизни и учебы военного времени происходил большой отсев студентов. Война изменила и акценты деятельности комсомольской организации: основной стала идейно-политическая работа, направленная на воспитание патриотизма, на победу над врагом. И студенты

института многое делали в этом плане. Активно в эти годы работал агитколлектив. В 1944 году в нем было около 50 человек (руководители - Н.П. Никольская и М.л. Барышникова), значительную часть которого составляли комсомольцы. Студенты и преподаватели читали лекции и проводили беседы среди населения, работали в госпиталях, ухаживали за ранеными, давали концерты, собирали для фронта теплые вещи и подарки, заботились об инвалидах войны и семьях защитников Родины. Огромная работа проводилась по обеспечению жизнедеятельности института. Надо было работать в подсобном хозяйстве, чтобы обеспечить столовую продуктами питания, дежурить по ночам, заготавливать дрова в лесу (Шемышейский район) для отопления учебного корпуса и общежития, выполнять другие хозяйственные работы. В этих условиях учеба уходила на второй план. И только к концу войны внимание комсомольской организации перемещается в сторону учебной и научной работы. Стал повышаться спрос за пропуски занятий. Комитет комсомола организовал межгрупповые соревнования за лучшие показатели в учебе. Заметно активизировалась работа с комсомольским активом.

Произошли и структурные изменения: были созданы комсомольское бюро факультетов (ФРЯЛ, ФМФ, ИФ) и учительского института. Это значительно облегчило руководство комсомольской организацией института. Работа комитета комсомола была постоянно в поле зрения партийного бюро вуза, а секретари комитета ВЛКСМ военных лет (З. Иванова,

А. Немешайлова, Л. Никулина, А. Малькова) периодически отчитывались о своей работе перед ним. Все это позволило комсомольской организации не только сохраниться в годы войны, но и заложить традиции, развитые в дальнейшей деятельности института [2].

В послевоенные годы в связи с увеличением приема и открытием новых факультетов (ЕГФ - 1946, ФФВ - 1956, ФИЯ - 1964) продолжался рост рядов комсомольской организации.

Уже 1 сентября 1948 года в институте обучились 1250 студентов, а в 1950 году - 1375 человек, и большая часть их являлась членами ВЛКСМ. Так, в 1957 году на учете стояли 1157 комсомольцев (из 1400 студентов). В эти годы основное внимание комсомольской организации уделялось состоянию и дальнейшему совершенствованию учебно-воспитательного процесса, развитию научной студенческой работы и внеаудиторной деятельности студентов. В этих целях большое внимание обращалось не только на научную и педагогическую направленность лекций и семинарских занятий, но и на самостоятельную работу, на педагогическую, пионерскую и другие виды практик.

В 50-60-е годы наблюдается расцвет работы студенческих научных кружков. Особенно плодотворно и целенаправленно работали кружки по диалектологии, археологии,психологии,географии,физики.С1952года в институте стали проводиться научные студенческие конференции. С большой отдачей работали кружки художественной самодеятельности (драматический, хоровой, танцевальный, духовых и народных инстру-

ментов). С 1948 года стали работать спортивные секции (гимнастика, волейбол, баскетбол, коньки, лыжи, легкая атлетика). Заметное место в воспитательной работе занимала стенная печать. Так, в 1949 году выходили 20 курсовых, 5 факультетских и общеинститутская газета «Советский учитель» [3].

И во всех этих делах основную роль играли комсомольцы и их лидеры-секретари Комитета комсомола и бюро ВЛКСМ факультетов и учительского института. Ими были в первые годы студенты старших курсов, а в 50-е годы секретари стали уже освобожденными работниками. Как правило, это были выпускники института, проявившие себя на комсомольской работе в студенческие годы: А. Капустина (Базденкова) -1946/47 уч. г., Ю. Митюхин (1945/46), А. Вялова (1947/48), Ю. Семушкин (1948/49), А. Ивлиева (Коро-натова) - 1949/50, А. Алексеев (1950/51), Л. Хрякова (1951/52), Г. Шигаева (1952/53), И. Федоров (19531955), Л. Судомоина (Троицкая) - 1955-1958, Н. Китаева (1958-1959), Л. Горбунова (1959-1960).

Центральной задачей в своей работе комитет ВЛКСМ и комсомольское бюро факультетов считали заботу об овладении студентами знаниями и навыками будущей профессии. Поэтому вопросы успеваемости, посещаемости, дисциплины, общественно-полезной работы, в том числе и во внеучебное время постоянно стояли в повестке дня и комсомольских собраний, и заседаний бюро ВЛКСМ факультетов и комитета ВЛКСМ. Освещались они и на страницах стенгазет, в боевых листках, выпусках «Штабов легкой кавалерии». Формы работы здесь во многом оставались традиционными (обсуждение на собраниях, заседаниях комсомольских органов, «попадание» на страницы стенной печати, снятие со стипендии и, как крайняя мера, исключение из рядов ВЛКСМ, за которым, как правило, следовало и исключение из института), но изредка менялись и они. Так, с 1959 года по инициативе комитета ВЛКСМ среди студентов развернулось соревнование за звание «Лучшая комсомольская группа», которое в 70-е годы переросло в смотр-конкурс на лучшую академическую группу. Очень часто такие соревнования связывались с той или иной значимой датой (съездами партии, днями рождения комсомола и т.п.). Победители таких соревнований награждались, как правило, поездками по достопримечательным местам страны (в Москву, Ленинград, в Ульяновск, по лермонтовским местам Кавказа, в Тарханы и т.д.) и заносились в Книгу почета комсомольской организации института.

В 70-80 годы двадцатого столетия одной из форм активизации и контроля за учебно-воспитательной работой комсомольцев института стала общественнополитическая практика студентов и Ленинский зачет, организацию и проведение которых взяли на себя комсомольские бюро и комитет ВЛКСМ института. Специальная комиссия, в состав которой входили комсорг группы, староста, член бюро факультета или комитета ВЛКСМ института вместе с куратором группы и преподавателем с кафедр общественных наук, внимательно рассматривали общественно-политическое лицо

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►

каждого студента, анализируя его обязательства, взятые им в учебе и общественной работе.

Для комсомольцев середины XX века, как это ни парадоксально сейчас звучит, было характерно не только обязательное, но и активное участие в общественно-полезных делах, решаемых страной, областью, институтом. Поэтому абсолютное большинство студентов, особенно младших курсов, участвовали в уборке урожая в районах области, куда они выезжали на 3-4, а в иные годы и на 5-6 недель; летом работали в стройотрядах и пионерских лагерях; весной благоустраивали территорию своего вуза и города; зимой выходили на расчистку железнодорожных путей на станцию Пенза III. Комсомольцы института активно участвовали в проведении выборов в Верховные Советы СССР, РСФСР, местные советы депутатов трудящихся, в народные судьи. для ведения агитационной работы во время выборных компаний каждый раз выделялось до 150 человек с разных факультетов. Студенты дежурили в агитпунктах и на избирательных участках, в составе агитбригад давали концерты художественной самодеятельности [4] .

В конце 50-х-начале 60-х годов началось строительство студенческого городка института, которое продолжалось до середины 70-х годов. И здесь не обошлось без помощи студентов. Так, летом 1958 года на строительстве корпусов ФМФ и ФНСО было отработано более 40 тыс. часов, а летом 1959 года - около 1600 человеко-дней. Общественно-полезный труд прочно вошел в студенческую жизнь. Это позволило в декабре 1958 года по инициативе Комитета ВЛКСМ и профкома института ввести в институте самообслуживание: все учебные аудитории, лаборатории, жилые комнаты и кухни в общежитии убирались только студентами, дежурившими по графику.

Комсомольцы института поддерживали и различные социальные проекты, осуществляемые руководством страны. Так, они приняли активное участие во Всесоюзном походе (1959г.) за повышение общеобразовательного и культурно-технического уровня трудящейся молодежи, объявленном ЦК ВЛКСМ. В связи с этим на 18 предприятиях Пензы были организованы подготовительные группы (около 500 человек), в которых преподавателями работали студенты старших курсов (около 100 человек). В результате уже осенью 1960 года около 150 человек рабочей молодежи начали учебу в техникумах, вузах и др. учебных заведениях. Такая работа была продолжена и в 1961 году.

Неотъемлемой частью советского общества была его идеологическая составляющая. И в этом плане мимо комсомола страна не могла пройти, поэтому комсомольцы института, особенно студенты-историки и литераторы, активно участвовали в лекционной пропаганде. Многие из них входили в лекторскую группу Обкома ВЛКСМ. Уже в 1959/1960 уч. году в институте была создана лекторская студенческая группа, члены которой прочитали в этот год более 400 лекций. В 60-е годы оформились факультетские лекторские группы, а в 1966/1967 уч. году для подготовки студентов к этой работе была создана «Школа молодого лектора». В 1972 году студенты прочитали 1100 лек-

ций, а в 1975 году в общество «Знание» было представлено уже 1418 путевок за прочитанные лекции и проведённые беседы. Руководили этой работой вместе с преподавателями кафедр общественных наук полит-массовые секторы комсомольских бюро факультетов и комитета ВЛКСМ института [5].

Комсомол активно участвовал и в социальнополитических мероприятий советской власти. Так, в 70-80-е годы XX века одной из основных форм общественно-полезной работы, проводимой в институте, стало массовое участие студентов в летних строительных отрядах (ССО). Начало этого движения можно отнести к 1957-1958 годам, когда студенты вуза (более 400 человек) под руководством секретарей комитета ВЛКСМ Л. Судомоиной и Н. Китаевой помогали убирать целинный урожай в Оренбургской и Кок-четавской областях. В 60-е годы комсомольцы института активно участвовали в строительстве студенческого городка института, работали на стройках города (стадион «Труд», городской молочный завод, областной драматический театр и др. объекты), убирали хлеба в колхозах и совхозах области. Летом 1969-1970 учебного года на строительстве общежития №2, учебного корпуса исторического факультета и благоустройстве институтской территории работали около 600 студентов. Эти летние работы превратились в результате в строго организованное стройотрядовское движение, в котором активно участвовали и комсомольцы вуза. Летом 1971 года в институте было создано 12 стройотрядов, в 1972 году - 14, в 1973 -18. Стройотряды дислоцировались в разных регионах страны, от Пензенской области до Хабаровского края. движение стало массовым. Так, за 1976-1979 гг. в институте было сформировано более 70 отрядов, в которых работали летом около 1.5 тысяч человек. Они освоили более 2 млн. рублей капиталовложений. Одновременно бойцы ССО прочитали 450 лекций, дали около 150 концертов. В стройотрядах работали 60 трудных подростков. Было отремонтировано 15 школ, передано школьным библиотекам много книг. Формированием отрядов, организацией учебы бойцов ССО, контролем за их работой занимался комитет ВЛКСМ института и созданный для этих целей специальный штаб ССО [6].

Под пристальным вниманием комсомольской организации института находилась в эти годы и студенческая художественная самодеятельность, особенно в 60-е, когда факультет общественных профессий (ФОП) в организационном плане становился на ноги. Набор на отделения факультета, контроль за посещаемостью студентов, организация концертов и отчетных мероприятий лежали целиком на плечах общественных организаций. Они же проводили смотры художественной самодеятельности (потом - «Студенческие весны») и отвечали за их организацию.

Подчеркнём, что кроме общеинститутских, на некоторых факультетах были ещё и свои оригинальные молодежные коллективы, проявившие себя в общественно-политической, художественной или другой деятельности. На факультете иностранных языков это Клуб интернациональной дружбы (КИд) и ансамбль

политической песни, на физико-математическом факультете - студенческое конструкторское бюро (СКБ) и киностудия, на естественно-географическом факультете - театральная группа «Икебана», на факультете физической культуры - группа клоунады «Стоп» и др.

Нельзя не отметить и спортивное направление в деятельности вузовского комсомола. Самым значительным является здесь организация и проведение лыжных звездных агитпоходов по районам Пензенской области. Первый такой поход по инициативе Комитета ВЛКСМ, профкома и кафедры физического воспитания прошел в 1961 с местом встречи в городе Белинский. В нем участвовали 3 отряда (38 человек). Такие походы стали традиционными. В 2009 г. проведен уже 49 поход. В последние годы в них участвуют 4-5 отрядов с количеством до 100 и более человек. Студенты, встречаясь с населением сельских районов, читают лекции, дают концерты художественной самодеятельности, проводят профориентационную работу и т.д.

Результативной работе комсомольской организации института способствовал тот факт, что она находилась в постоянном контакте с ректоратом и партийной организацией вуза, а также то, что, начиная с 60-х годов, секретари Комитета комсомола работали в этой должности, как правило, не менее трех лет. В 60-80-е годы это были И. Шувалов (1960-1963),

A. Бухлин (1963-1964), Г. Крылова (1964-1969),

B. Чернецов (1969-1973), С. Альчин (1973-1976),

В. Кашичкин (1976-1980), Л. Дубина (Федосеева) (1980-1982), М. Пятин (1982-1986), В. Костин (19861993). Многие из них и сейчас работают в университете.

Во второй половине 80-х годов, несмотря на кризис советского государства, комсомольская организация нашла свое место в жизни института и продолжала успешно функционировать, являясь, в частности, основным помощником ректората в деле общественно-политического воспитания студентов и борьбы за качество знаний. Комсомольцы института (а их к концу 80-х годов было свыше 3 тысяч человек в 13 организациях) активно участвовали в новациях учебно-воспитательного процесса того времени. Они входили в состав Ученых советов института и факультетов, пытались наладить самоуправление в общежитиях, оценивали работу преподавателей, с пониманием отнеслись к эксперименту по свободному посещению лекций и т.д.

Разнообразными были и формы внеучебной деятельности студентов: участие в стройотрядовском

движении, в агитационно-массовой работе (зимние лыжные агитпоходы, поездки в село, агитбригады), в художественной самодеятельности, в ДНД, шефстве над трудными подростками и т.д.

За более чем 50-летнюю историю своей деятельности комсомольская организация ПГПИ им. В.Г. Белинского, её отдельные члены и низовые организации неоднократно награждались Почётными грамотами ЦК ВЛКСМ, областными комитетами комсомола не только Пензенской, но и других областей и республик СССР. Как признание заслуг комсомольской организации ПГПИ им. В.Г. Белинского периода 80-х годов следует рассматривать награждение М. Пятина медалью «За трудовое отличие». Единственный из секретарей комсомольских организаций вузов города того времени он был награжден этой медалью за большой вклад в развитие стройотрядовского движения.

В заключении подчеркнём, что деятельность комсомольской организации Пензенского пединститута, безусловно, нельзя воспринимать однозначно. С одной стороны, необходимо учитывать, что комсомол был встроен в советскую систему власти, и это накладывало свои ограничения на его деятельность. Отсюда работа по идеологическим шаблонам, определенный формализм, следование в фарватере партийной политики. С другой стороны, нельзя не видеть и того, что комсомол был, пожалуй, единственной структурой, которая реально работала с молодежью, оказывала огромную помощь ректорату, деканатам, всему профессорско-преподавательскому коллективу в деле поддержания дисциплины в вузе, контроля за качеством знаний, в учебно-воспитательной работе и идеологической подготовке будущих советских учителей. Сейчас эта работа воспринимается неоднозначно, но не видеть её масштабов и результатов нельзя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 5034. Оп.1. Д.1. Л. 5, 37.

2. ПГПИ им. В.Г. Белинского: 1939-1994 гг. Пенза, 1999.

3. От учительского института до педагогического университета (История ПГПУ им. В.Г. Белинского: 19391999 гг.). Пенза, 1999.

4. Шувалов И.Ф. ПГПИ им. В.Г. Белинского (Хроника становления: 1939-1960 гг.). Пенза, 2000.

5. ПГПИ им. В.Г. Белинского: 1939-1994 гг. Пенза, 1999.

6. Шувалов И.Ф. ПГПИ им. В.Г. Белинского. Хроника интенсивного роста и развития. (Часть первая: 19611970 гг.). Пенза, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.