Формирование социальной активности учащейся молодежи вузов Москвы в условиях студенческих строительных отрядов: опыт 1971 -1980 гг.
Бабаева Е. В., Ганьшина Г.В.
Ставшие в 1971-1980 годах образцом студенческого самоуправления, студенческие строительные отряды вузов Москвы на основе добровольности, полной самостоятельности организовывали труд, быт и досуг учащейся молодежи, сохраняя высокую дисциплину и ответственность перед коллективом. Главными задачами ССО являлись организация и выполнение строительных работ силами студентов высших и средних специальных учебных заведений в период летних каникул; трудовое воспитание студентов, формирование у них лучших политических и деловых качеств; проведение агитационно-пропагандистской и культурно-массовой работы среди населения, разнообразной работы с пионерами и школьниками; активное участие в делах работающей молодежи, всесторонняя помощь местным комсомольским организациям.
Becoming the model of student's self-government in 1971-1980, student construction groups of Moscow higher education institutions, based on voluntariness and full independence, organized work, life and leisure of the studying youth, keeping high discipline and being responsible for their collectives. The main tasks of SCG were the organization and performance of construction works by forces of students of the higher and secondary special educational institutions in the period of summer holidays; labour education of students, formation of their best political and business qualities; carrying out agitation, propaganda, cultural and mass work among the population, various work with pioneers and pupils; active participation in the working youth activities, full assistance to the local Komsomol organizations.
52
Ключевые слова: студенческие строительные отряды, вузы Москвы, студенческое самоуправление, □□□□□□□□□□□□□ □□□□□□□□□□□, □ □□□□□□□□□ □□□□□□□□□ □□□□.
Key words, student construction groups, higher education institutions of Moscow, student's self-government, Komsomol organizations, youth structure of the USSR.
Студенческое самоуправление занимает особое место в молодежной политике. При этом сегодня возник новый интерес к советскому опыту, столь резко и некритично отброшенному в 1990-е годы. Давно ставшее привычным утверждение о принципиальной важности истории в формировании национальной безопасности и независимости, духовной прочности общества и целостности его патриотического мировосприятия сегодня получает новый фундаментальный смысл [1.23]. В частности, идет возрождение
строительных отрядов, сыгравших немаловажную роль в развитии экономики страны. Однако до сих пор значение студенческого самоуправления в рамках стройотрядов как действенного средства формирования личности молодого человека в условиях внеаудиторной многоплановой коммуникации на примере вузов столицы в 1971-1980 гг. с учетом современных реалий не переосмыслено.
Студенческие строительные отряды, ставшие образцом студенческого самоуправления, были мощным средством формирования социальной активности учащейся молодежи вузов Москвы. Движение, рожденное по инициативе студентов-комсомольцев, в 1971-1980 годах являлось массовым, определяющим до известной степени гражданскую зрелость членов ВЛКСМ. Характерными чертами этого движения являлась добровольность, полная самостоятельность в организации труда, быта и досуга участников движения, высокая дисциплина и ответственность перед коллективом [5.21].
В 1970-е годы посланцы вузов с энтузиазмом трудились на важнейших народнохозяйственных объектах, участвовали в сооружении БАМа, в
53
освоении нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири, в преобразовании российского Нечерноземья, строили жилые дома, школы, клубы, прокладывали железные и шоссейные дороги, ЛЭП, работали в торговле, сфере обслуживания, на транспорте, в здравоохранении.
Между тем начало 1970-х годов характеризуется энергичным «выходом» студенчества в своей общественной деятельности за пределы вуза [2.С.54]. Пропагандистская, культурно-массовая, шефская и другая работа в трудовых коллективах, воинских частях, школах, пионерских организациях была традицией советского студенчества. Дальнейшее распространение получила общественно полезная работа студентов, связанная с профилем приобретенной специальности. Здесь можно назвать движение педагогических отрядов, «Студенты-медики - практическому
здравоохранению», студенческие конструкторские отряды и другое.
Остановимся на важной форме коммуникаций и самодеятельности -студенческие строительные отряды (ССО). Они прочно вошли в жизнь высших и средних специальных учебных заведений, стали эффективной формой работы по коммунистическому воспитанию молодежи, связи студенческих коллективов с рабочими и тружениками села.
Официально в программных документах комсомола как главной молодежной структуры в СССР деятельность студенческих строительных отрядов была основана на требованиях «Морального кодекса строителя коммунизма» и принципах Устава Всесоюзного Ленинского
Коммунистического Союза Молодежи, дабы обеспечить дальнейшее развитие славных традиций Ленинского комсомола [7. С.504].
Главными задачами ССО являлись организация и выполнение строительных работ силами студентов высших и средних специальных учебных заведений в период летних каникул; трудовое воспитание студентов, формирование у них лучших политических и деловых качеств; проведение агитационно-пропагандистской и культурно-массовой работы
54
среди населения, разнообразной работы с пионерами и школьниками; активное участие в делах работающей молодежи, всесторонняя помощь местным комсомольским организациям.
Всю свою деятельность студенческие отряды осуществляли под руководством комитетов комсомола в тесном контакте с партийными, профсоюзными и государственными органами. Студенческие строительные отряды создавались на принципах добровольности и направлялись Центральным Комитетом ВЛКСМ на стройки страны для участия в строительстве и проведении агитационно-пропагандистской и культурномассовой работы. Членами ССО могли быть студенты, успешно выполняющие учебную программу и годные по состоянию здоровья к строительным работам. Прием в члены отряда производился в индивидуальном порядке, обязательно после изучения и сдачи экзаменов по технике безопасности.
В 1971 году, выступая на Всесоюзном слете студентов, глава партии и государства Л.И. Брежнев выделил такую сравнительно молодую форму комсомольской самодеятельности, как студенческие строительные отряды. Это, отмечал он, такая форма выявления и мобилизации энергии студенчества, его активности, которая полностью отвечает и потребностям времени и запросам самой молодежи. «Участие в строительных
студенческих отрядах посеяло в души молодежи добрые семена, которые дают хорошие всходы» [8.Л.20].
Студенчество столицы активно включалось в реализацию выдвинутой властью программы «превратить Москву в образцовый коммунистический город». За годы 9-ой пятилетки бойцы городских отрядов освоили более 80 млн. рублей капиталовложений, существенно возросли производительность труда и качество выполняемых работ. Если в 1971 г. 15-тысячный городской студенческий строительный отряд освоил 13,4 млн. рублей капиталовложений при выработке 534 рубля на 1 члена отряда за весь
55
период, то летом 1976 года 15 тысяч бойцов Московского городского ССО выполнили работ на 24,5 млн. рублей, а средняя выработка составила 1550 рублей на одного работающего.
В 1973 г. движение ССО отметило свое пятнадцатилетие. Свыше 550 тыс. бойцов юбилейного Всесоюзного студенческого строительного отряда выполнили за лето работ на 1 млрд. руб. [9.Л.4].
Летом 1976 года студенты-москвичи в двенадцатый раз работали на строительных площадках столицы. Школу трудового воспитания в составе Московского городского ССО прошли более 110 тысяч студентов. В изучаемый период складывалась определенная система формирования и подготовки отрядов, получила распространение практика долгосрочного сотрудничества между вузами и принимающими организациями, отряды завоевывали авторитет и стали хорошими помощниками строителей столицы. В историю Московского городского ССО вписано немало славных страниц. Студенты-москвичи вложили свой труд в сооружение многих объектов, которыми по праву гордилась столица и вся страна. Среди них -Калининский проспект (ныне Новый Арбат), Всесоюзный телецентр в Останкино, Московская кольцевая автомобильная дорога, линии
Метрополитена, Автомобильный завод им. Ленинского комсомола, ЗИЛ, Всесоюзный научный экологический центр, гостиницы «Россия», «Москва», «Орленок» и сотни других объектов.
Московский городской студенческий строительный отряд - самый многочисленный из московских ССО - принял активное участие в превращении столицы в образцовый "коммунистический город". Бойцы возводили жилые дома, больницы, дворцы культуры, принимали активное участие в сооружении сложнейших строительных объектов города и области: пищевого комплекса в Очаково, АЗЛК, заводов «Красный пролетарий», «Серп и Молот», «Манометр», «Каучук», «Победа» и других, Научного онкологического центра, НИИ акушерства и гинекологии АМН СССР,
56
станции технического обслуживания автомобилей в Немчиновке, нового экспериментального района в северном Чертанове, промышленного и жилого строительства в г. Зеленограде, на строительстве Дома Советов РСФСР, Академии общественных наук при ЦК КПСС и Дома политпросвещения МК и МГК КПСС, тепличных комбинатов в совхозах «Белая дача», «Заречье», «Софроновский», «Ленинский луч», международного торгового центра, объектов «Олимпиада-80», учебно-лабораторных корпусов вузов, общежитий и баз отдыха студентов [10. Л. 5].
Московские студенты в ССО.
Вся работа ССО в 1971-1980 гг. была направлена на четко определенные властью и советской идеологией цели и задачи. Среди них первое место занимали воспитание «коммунистического отношения» к труду, товарищеской взаимопомощи и принципиальности в отношениях между членами отряда, строгое соблюдение дисциплины, активное участие студентов в жизни местных комсомольских организаций. Планы проведения
57
идейно-воспитательной работы отряда обязательно утверждались комитетом комсомола учебного заведения.
В плане, исходя из конкретных условий работы отряда, находили развитие мероприятия единого плана идейно-воспитательной, агитационнопропагандистской и культурно-массовой работы Всесоюзного студенческого строительного отряда, который, в свою очередь, опирался на
общегосударственные установки и идеологемы КПСС.
Важно отметить, что серьезное внимание уделялось социальнокультурной символике и статусу ССО. Так, члены студенческого строительного отряда имели форму, нарукавные эмблемы образца, утвержденного комитетом комсомола учебного заведения или областным штабом. Отряду решением соответствующего комитета комсомола присваивалось то или иное наименование. Члены студенческого строительного отряда, хорошо проявившие себя в труде и общественной работе, поощрялись решением штаба отряда, руководством соответствующей строительной организации, комсомольскими и советскими органами.
С большим успехом в 1976 г. прошел фестиваль политической песни московского городского ССО, заключительный концерт которого состоялся 1 августа в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького столицы. На высоком уровне прошли фестивали политической песни в районных отрядах МАИ, МЭИ, ТСХА, I ММИ, МИСИ. Лауреатами заключительного тура стали агитбригады ССО МАИ и МИИТа, Ю. Певчев, В. Соколинский из МЭИ; А. Горинштейн, Г. Киселев, Е. Героева из МАИ; Моисеев, А. Никитин из МИРЭА; В. Пасмор из МГИ; болгарский студент В. Леков из интернационального ССО МИИТ. Жюри конкурса, в состав которого входили молодые московские композиторы и поэты, особо отметило работы авторов и исполнителей песен: А. Кузнецова из МЭИ, В. Богомолова из МАИ, выступление ансамбля чилийских студентов «Лаутаро» из
интеротряда УДН «Меридиан дружбы» [11. Л. 14].
58
Разнообразны и интересны были также формы культурно-массовой работы. Активную помощь ССО получали со стороны Московской дирекции театрально-зрелищных масс (директор К. Пилецкий), городского управления кинофикации (начальник В. Кириллин), театрального отдела Главного управления культуры Мосгорисполкома (зав. отделом Л. Огрельников), городского бюро путешествий и экскурсий (директор В. Моисеев) и ряда других организаций. Были организованы полезные просмотры спектаклей в театре им. Ленинского комсомола, в театре им. Е. Вахтангова для бойцов студенческих отрядов Москвы. Для студентов МАИ, МГУ, МВТУ были проведены встречи с артистами театра им. Моссовета и театра Сатиры. Всего более 10 тысяч бойцов городского отряда в летний период посетили театры и концертные залы столицы. В экскурсионных поездках приняли участие более 8,5 тысяч человек [12. Л. 18].
Стройотряд на досуге.
Народный артист России, художественный руководитель
Государственного театра пародий В. Винокур, будучи студентом, работал в студенческих отрядах, о чём вспоминает: «...У нас был необычный студенческий отряд ГИТИСа - каждое лето по месяцу мы ездили по России и
59
давали концерты для ребят из других стройотрядов. Все время перелеты, переезды, спали в палатках. О комфорте оставалось лишь мечтать. Побывали на Алтае, Сибири, БАМе. У меня с тех пор много друзей. Кстати, тогда я познакомился с Леней Якубовичем. Он был студентом Московского строительного института»[3].
Работа в студенческих строительных отрядах стала полезной формой общественно-политической и профессиональной практики будущих специалистов, школой дружбы и братства народов нашей
многонациональной Родины, эффективным средством трудового воспитания юношества. Подчеркнем, что это патриотическое добровольное движение юношей и девушек. Оно справедливо связывается с романтикой. Отряды стали школой воспитания мужества, выносливости, физической закалки, в них проверялись гражданственность и чувство товарищества.
«Участие в строительных студенческих отрядах посеяло в души молодежи добрые семена, которые дают хорошие сходы» [13.Л.20.].
В наше время идея студенческих стройотрядов энергично возрождается, становясь все более популярной. В современной России актуальность такой формы производственной активности студенчества заключается в том, что деятельность ССО позволяет решать большое количество практических задач, стоящих в данный момент перед страной: подготовка кадров, организация временной и постоянной занятости молодежи, профилактика негативных явлений в молодежной среде, трудовое и нравственное воспитание, приобретение профессиональных навыков и ускорение процесса социализации молодых людей, решение вопросов финансовой обеспеченности студенчества. Кардинальные социально -экономические перемены, происходящие в нашем обществе,
непосредственно затрагивают и всю систему образования. Появилась потребность в массовом «производстве» творческих личностей [4.С.4]. Ценность труда в студенческих отрядах заключается в более эффективной адаптации молодежи к современным условиям производственных
60
отношений, формировании у нее социальной активности, развитии коммуникативных навыков, инициативности и самостоятельности,
формировании организационных и деловых качеств, укреплении духовнонравственных идеалов.
Литература
1. Аманжолова Д.А. История и образование: борьба за души и умы // Российские регионы: взгляд в будущее. - 2014. - № 1 (1). - С. 23-38 //
2. Бабаева Е.В. Из истории самоуправления студентов Москвы в 1970-е годы // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2011. - №4. - С. 53-60.
3. Винокур Владимир Натанович // http://mgshmso.ru/vinokur-v-n/ // (дата обращения:29.01.2012)
4. Ганьшина Г.В. Гуманистические идеи педагогики сотрудничества В.А. Сухомлинского // Российские регионы: взгляд в будущее. - 2014. -№ 1 (1). - С. 4-23
5. Грошев В., Угорелов В. Студенческая группа. М.: Молодая гвардия, 1980. 190 с.
6. Лисовский В. Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Л.: Ленинградский университет [ЛГУ], 1974. 183 с.
7. Постановление Бюро ЦК ВЛКСМ «О направлении студенческих строительных отрядов на стройки летом 1970 года и дальнейшем развитии этого движения» 3 ноября 1969 года //Документы ЦК ВЛКСМ. 1969. М.: Молодая гвардия, 1970. 504 с.
8. РГАСПИ. Ф. 1. Оп. 39. Д. 302 а. Л.20.
9. РГАСПИ. Ф.17.Оп 7. Д.71. Л.4.
10. РГАСПИ. Ф. 17. Оп.7. Д. 71. Л. 5.
11. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 7. Д. 71. Л. 14.
12. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 7. Д. 71. Л. 18.
13. □□□□□□. □. 1. 39. □. 302□. □. 20.
61