Научная статья на тему 'Участие студенческих строительных отрядов Западной Сибири в программе «Комсомол сельской школе»'

Участие студенческих строительных отрядов Западной Сибири в программе «Комсомол сельской школе» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
311
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ALL-UNION LENINIST YOUNG COMMUNIST LEAGUE (AULYCL) / THE STUDENT''S BRIGADES (UNIT) / THE STUDENT''S BUILDING BRIGADES (UNIT) / THE MOVEMENT OF THE STUDENT''S BRIGATES / ВСЕСОЮЗНЫЙ ЛЕНИНСКИЙ КОММУНИСТИЧЕСКИЙ СОЮЗ МОЛОДЕЖИ (ВЛКСМ) / КОМСОМОЛ / СТУДЕНЧЕСКИЕ ОТРЯДЫ (СО) / СТУДЕНЧЕСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОТРЯДЫ (ССО) / ДВИЖЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОТРЯДОВ / ШКОЛА / YOUNG COMMUNIST LEAGUE / SCHOOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Набатова Надежда Николаевна

В статье рассматриваются студенческие строительные отряды Западной Сибири и их участие в движении «Комсомол сельской школе». Анализируются итоги этой программы, а также ее роль в жизни сельской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participation of the student's building brigades of Western Siberia in the program «Young Communist League to the village school»

The student's building brigades of Western Siberia and their participation in the movement «Young Communist League to the village school» are considered in the article. It draws our attention to the results of the program and its role in the lives of village schools.

Текст научной работы на тему «Участие студенческих строительных отрядов Западной Сибири в программе «Комсомол сельской школе»»

УДК 94(47)+94(571.1)+378.183м Н. Н. НАБАТОВА

Омский государственный технический университет

УЧАСТИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОТРЯДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ПРОГРАММЕ «КОМСОМОЛ - СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ»

В статье рассматриваются студенческие строительные отряды Западной Сибири и их участие в движении «Комсомол — сельской школе». Анализируются итоги этой программы, а также ее роль в жизни сельской школы.

Ключевые слова: Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи (ВЛКСМ), комсомол, студенческие отряды (СО), студенческие строительные отряды (ССО), движение студенческих строительных отрядов, школа.

Под эгидой ВЛКСМ в 1970-е гг. возникли и развивались несколько программ, направленных на развитие народнохозяйственного комплекса страны. Это такие программы, как: «Комсомол — сельской школе», «Строительство животноводческих помещений» и «Животноводство — ударное дело комсомола». К этому времени студенческие строительные отряды (ССО) перестали быть социальным экспериментом, они стали реальной силой, которая решала назревшие социальные и экономические проблемы. Именно по этой причине стройотряды стали активными участниками этих программ. Несмотря на назревшую сейчас проблему малокомплектных сельских школ, необходимость целенаправленной помощи сельской школе, до сих пор не дана оценка и не подведены итоги участия ССО Западной Сибири в программе «Комсомол — сельской школе». Большая часть исследований о движении стройотрядов в СССР создана в период существования этого движения (Е. Ф. Артемьев, А. Б. Безбородов, В. А. Волчек, В. А. Лепехин, Е. С. Ольховский и др.). Эти работы ценны опубликованным фактическим материалом, личными наблюдениями их авторов, многие из которых принимали непосредственное участие в зарождении и развитии студенческих отрядов. Возрождение ССО в различных субъектах Российской Федерации вновь вызвало интерес исследователей к изучению ССО как специфического явления советской эпохи (Г. Н. Бутыркин, С. Е. Мишенин, А. В. Парпура, Н. В. Скандакова, О. П. Шафеева, Н. Г. Якушина и др.). Предмет анализа — участие студенческих строительных отрядов Западной Сибири в осуществлении программы «Комсомол — сельской школе». Объект изучения — деятельность областных ССО городов Кемерово, Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень и краевого ССО Алтайского края в 1969— 1972 гг. Цель работы: изучение направлений деятельности и анализ реальных действий стройотрядов Западной Сибири в материальной поддержке сельской школы.

Источниками работы стали делопроизводственные материалы: отчеты, справки, информационные документы по программе «Комсомол — сельской школе», хранящиеся в фондах КГУ ГААК № 482 (Алтайский крайком ВЛКСМ), ГУКО ГАКО П № 126 (Кемеровский обком ВЛКСМ) и П № 53 (Кемеров-

ский горком ВЛКСМ), ГБУ ГАНО № 190 (Новосибирский обком ВЛКСМ) и № 198 (Новосибирский горком ВЛКСМ), КУ ГИАОО П № 4 (Омский обком ВЛКСМ), ОГУ ЦДНИ ТО № 608 (Томский обком ВЛКСМ) и № 607 (Томский горком ВЛКСМ), ГУТО ГАСПИТО № 1444 (Тюменский областной комитет ВЛКСМ). А также газеты: «Тюменский комсомолец», «Красный Север», «Политехник», «Молодой сибиряк» и ее приложение «Студенческая планета», «Молодежь Алтая» и др. Методы изучения: исторический, логический, историко-сравнительный, историко-типологический, количественный анализ. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1968 по 1972 гг.

Первыми объектами, которые возводили ССО, были типовые объекты сельского строительства. Работая на селе, бойцы стройотрядов видели материальное состояние сельских школ, осознавали ее нужды и проблемы и по мере своих возможностей пытались оказать помощь. В 60-х гг. XX в. среди ССО Москвы, Киева и Ленинграда родился лозунг: «Заработок дня — на строительство школы!». Все ССО СССР активно его поддержали. Отряды Новочеркасского политехнического института, выехавшие в совхоз «Октябрь» Целиноградской области, построили и подарили маленьким целинникам экспериментальную школу-клуб. Средства на строительство школы были студенческие [1, с. 2]. В 1963 г. Томским областным ССО было запланировано строительство школы на 320 мест в совхозе «Хлебороб» [2, с. 16], а в 1967 г. Новосибирским областным ССО было сдано 6 школ [3]. Но до 1969 г. безвозмездная помощь сельской школе носила бессистемный характер: не всегда выделялись средства на строительство и ремонт, не было проектной документации и т. д. В августе 1968 г. в совхозах, где дислоцировался Омский областной ССО, были проведены рейды «Комсомольского прожектора» по подготовке школ. Эти рейды показали, что многие школы нуждались в срочном ремонте помещений, парт, наглядных пособий. Для устранения этих недостатков были приняты срочные меры по оказанию помощи школам, через районные, советские и партийные органы. Студенты своими силами отремонтировали 18 школ; произвели ремонт парт и наглядных пособий. К 1 сентября школы были готовы к приему уча-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

Итоги двухлетки «Комсомол - сельской школе» в Кемеровской, Новосибирской областях и Алтайском крае [3, 5-8]

Показатели Алтайский край Кемеровская область Новосибирская область

1969 1970 1969 1970 1969 1970

Школ

строилось 25

сдано в эксплуатацию 5 5 5 5

Текущий ремонт школ 29 59 29 36 70 86

Построено спортплощадок и других сооружений 76 36 157

Оборудовано: специализированных кабинетов, фотолабораторий, технических пунктов 32 20 92

Изготовлено наглядных пособий 122 82

Передано школьным библиотекам книг (томов) 6200 5800 5000 3811 9846 9950

Открыто консультационных пунктов 19 6 49 68

А) в них работало студентов 34 120

Б) посетили занятия (чел.) 200 46 536

Действовало лагерей-спутников 28 27 5 6 18 21

В них отдыхало детей 828 972 134 1059 380

Таблица 2

Итоги двухлетки «Комсомол - сельской школе» в Омской, Томской и Тюменской областях [2, 4, 8-10]

Показатели Омская область Томская область Тюменская область

1969 1970 1969 1970 1969 1970

Школ

строилось 13 21

сдано в эксплуатацию 7 16 30 6

Текущий ремонт школ 34 49 37 11 42 100

Построено спортплощадок и других сооружений 31 69 92 39 82

Оборудовано: специализированных кабинетов, фотолабораторий, технических пунктов 19 17 25 58 123

Изготовлено наглядных пособий 230 43 45

Передано школьным библиотекам книг (томов) 5000 1000 8867 10084 26750

Открыто консультационных пунктов 7 17 43

А) в них работало студентов 136 130

Б) посетили занятия (чел.) 600

Действовало лагерей-спутников 3 2 6 9 28 96

В них отдыхало детей 74 628 1800 1812

щихся [4]. 11 марта 1969 г. вышло постановление бюро ЦК ВЛКСМ «О проведении двухлетки «Комсомол — сельской школе». Инициатива комсомола по шефству над сельскими школами была активно поддержана партийными и советскими органами. Двухлетка привлекла внимание комитетов комсомола к проблемам и нуждам сельской школы, содействовала укреплению шефских связей между городом и селом. Комсомольские организации участвовали во Всесоюзном социалистическом соревновании по улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы, содействовали укреплению шефских связей между городом и селом. Для ССО участие в двухлетке означало, что школьные объекты стали объектами первостепенной важности, сдаточными к началу учебного года. Шефство над сельской

школой и работа с детьми стали основным направлением деятельности стройотрядов. Основные показатели участия ССО в двухлетке можно проанализировать по табл. 1—3. После подведения итогов всесоюзной программы «Комсомол — сельской школе» ССО Западной Сибири продолжили помогать сельской школе. Своеобразным продолжением двухлетки стали краткосрочные программы, такие как: «ССО — детям» (строительство и ремонт детских игровых площадок), «Дельфин» (строительство и ремонт спортивных площадок), «Каждой школе — горн и барабан» (оказание помощи пионерским организациям). Работа стройотрядов по шефству над сельской школой принимала разные формы. Интересной формой работы в Алтайском краевом ССО стала организация студенческих десантов на пусковые

Таблица 3

Итоги двухлетки «Комсомол - сельской школе» по Западной Сибири

Показатели Западная Сибирь Всего

1969 1970

Школ

строилось 59 59

сдано в эксплуатацию 47 32 79

Текущий ремонт школ 241 341 582

Построено спортплощадок и других сооружений 123 459 582

Оборудовано: специализированных кабинетов, фотолабораторий, технических пунктов 97 289 386

Изготовлено наглядных пособий 522 522

Передано школьным библиотекам книг (томов) 34913 57395 92308

Открыто консультационных пунктов 66 143 209

Действовало лагерей-спутников 88 161 249

В них отдыхало детей 3895 3792 7687

Таблица 4

Итоги безвозмездной помощи сельской школе в Томской и Тюменской областях (1971-1985 гг.) [2, 9]

Показатели Томская область Тюменская область

Текущий ремонт школ 866 1121

Построено спортплощадок и других сооружений 1673 774

Оборудовано: специализированных кабинетов, фотолабораторий, технических пунктов 921

Изготовлено наглядных пособий 4233

Передано школьным библиотекам книг (томов) 95050 164040

Открыто консультационных пунктов 898

А) в них работало студентов 1701

Б) посетили занятия (чел.) 6507

Действовало лагерей-спутников 162 335

В них отдыхало детей 5532 7173

стройки учреждений народного образования, которые формировались на срок до двух недель из числа лучших бойцов зонального стройотряда. Так, например, в 1977 г., в с. Дресвянка Каменского района, когда школа находилась на грани срыва сдачи в эксплуатацию к 1 сентября на место сбежавших с объекта наемных рабочих зональным штабом была направлена бригада лучших бойцов стройотрядов Алтайского государственного медицинского института (АГМИ), которые обеспечили своевременное завершение строительных работ. На заработанные деньги участники десанта приобрели школьный инвентарь и подарили его на торжественной линейке 1 сентября [11]. В шефстве над сельскими школами были свои трудности. В Алтайском крае местные организации не всегда обеспечивали школы необходимым стройматериалами. В результате чего школы строились по нескольку лет, что осложняло строительство и делало его нерентабельным. На строительство школ шла некачественная проектно-сметная документация, которая вызывала дополнительные переделки по ходу строительства [11]. В Омской области при организации лагерей-спутников студенты столкнулись с большими трудностями. Во-первых, в области существовало достаточное количество районных пионерских лагерей, которые сами

зачастую не могли набрать нужное число ребят; во-вторых, те школьники, которые не поехали в пионерские лагеря, оставались помогать родителям или работать в совхозах и колхозах на подсобных работах. По этим причинам были созданы лагеря-спутники вечернего типа. В 1971 г. отряд Омского педагогического института «Флира» организовал у себя лагерь выходного дня для дошкольников. С благодарностью вспоминали их молодые матери совхоза. Теперь они могли по воскресеньям спокойно заниматься домашними делами, зная, что их малыши находятся под надежной опекой будущих педагогов [4]. Чтобы оценить масштаб безвозмездной помощи стройотрядов сельской школе достаточно привести результаты шефства Томского и Тюменского областных ССО (табл. 4). Для анализа выбраны именно эти регионы Западной Сибири, т. к. они лидируют по количеству ССО, въездных и выездных СО.

«Комсомол — сельской школе» — это не только строительство и ремонт школ и интернатов, оснащение учебных кабинетов и мастерских, библиотек и спортзалов. В первую очередь, это работа со школьниками в консультационных пунктах и подготовка их к поступлению в вузы, рекомендация юношей и девушек в педагогические вузы области, работа с подростками в лагерях-спутниках.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

Шефство ССО над сельской школой часто не ограничивалось третьим трудовым семестром. Так, с 70-х гг. XX в. все ССО начали проводить мероприятия по подготовке школ к учебному процессу в течение всего года. В Алтайском крае в 1974 г. в высших учебных заведениях в течение всего учебного года широко развернулась работа по сбору библиотечек для сельских школ; более 3 тыс. книг было скомплектовано тематически («Дороги пятилетки», «Загадки трудного возраста», «Вьетнам — эпоха мужества», «История Алтая», «Годы мужества», подбор книг о Великой Отечественной войне, «Освоение космоса», «Воспоминания о Ленине», «Ленин и дети» и др.). В этом же году для организации целенаправленной помощи школам в отрядах было создано 18 специализированных бригад «Комсомол —сельской школе» [11]. Заслуживает внимания и опыт круглогодичного шефства ССО «Квант» БГПИ над Ярославской средней школой Славгород-ского района, из числа учащихся старших классов которой на период летних каникул создается трудовой отряд «Спутник» [11]. Лучшие вузы Западной Сибири круглогодично шефствовали над сельской школой, занимались с сельскими ребятами. Если в школу приходил вожатый, то это был студент, боец ССО. Руководитель кружка — студент, олимпиады проводил тоже студент. А когда сельский выпускник приезжал в институт, студенты его опекали, проводили консультации.

Программа «Комсомол — сельской школе» сыграла значительную роль в жизни села, повлияла на его экономическое и социально-политическое развитие. После окончания двухлетки комсомол продолжил шефство над сельской общеобразовательной школой. Это можно проследить по документам: 1971 г. — бюро ЦК ВЛКСМ рассмотрело вопрос об итогах всесоюзной двухлетки и мерах по дальнейшему улучшению шефства комсомола над сельскими школами; 1976 г. — выходит постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об улучшении условий работы сельской общеобразовательной школы», и т.д. Всесоюзное движение «Комсомол — сельской школе» явилось важным шагом в деле повышения роли комсомольской организации в осуществлении перехода ко всеобщему среднему образованию, внесло существенный вклад в укрепление учебно-материальной базы сельских школ, способствовало улучшению учебно-воспитательной работы со школьниками.

В 70-х гг. XX вв. стало традицией, что строительство школ — самое почетное и ответственное комсомольское поручение. В практике работы ССО Западной Сибири была намечена четкая тенденция — брать строительство школ с нуля и сдавать их под ключ к началу учебного года. К сожалению, в наши дни опыт участия ССО в проведении целеКнижная полка

направленных программ на селе утрачен, поэтому его изучение представляет особый интерес в целях возможного применения на практике в проектной деятельности современного студенчества.

Библиографический список

1. Воронин, Н. Зажжем лампочки Ильича! /Н. Воронин // Политехник. — 1969. — 18 апреля.

2. История движения студенческих строительных отрядов Томской области (1963— 2004 гг.) : сб. документов и материалов // А. А. Фрицлер. — Томск : Изд-во Том. ун-та, 2005. — С. 110, 119, 145, 345.

3. ГБУ «Государственный архив Новосибирской области» (ГБУ ГАНО). - Ф. 190. - Оп. 10. - Д.7 а. - Л. 36; Оп. 10. -Д. 81. - Л. 13, 14, 28.

4. КУ «Исторический архив Омской области» (ГИАОО). -Ф. п. 4. - Оп. 1. - Д. 3801. - Л. 71; Оп. 1. - Д. 3787. -Л. 49; Оп. 1. - Д. 3909. - Л. 15; Оп. 1. - Д. 3874. - Л. 1 - 4.

5. Труевцев, В. А. Семестры гражданского становления: научно-публицистический очерк истории краевого ССО «Алтай» / В. А. Труевцев. - Барнаул : Алт. кн. изд-во, 1984. -С. 88-89, 157-158.

6. ГУ «Государственный архив Кемеровской области» (ГУКО ГАКО). Ф. П 126. - Оп. 15. - Д. 12. - Л. 6,7; Оп. 15. -Д. 97. - Л. 29.

7. Волчек, В. А. Основные направления производственной деятельности студенческих отрядов Кузбасса в 1967-1980 гг. / В. А. Волчек ; Кемеровский государственный университет. -Кемерово, 1988. - С. 64. - Деп. в ИНИОН Рос. акад. наук 31.10.88, № 35991.

8. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). - Ф. М.-17. - Оп. 1. - Д. 776. -Л. 32; Оп. 1. - Д. 859. - Л. 13.

9. ГУ «Государственный архив социально-правовой истории Тюменской области» (ГУТО ГАСПИТО). - Ф. 1444. - Оп. 32. - Д. 105. - Л. 70; Оп. 34. - Д. 25. - Л. 24 - 25; Оп. 39. -Д. 120. - Л. 25; Оп. 40. - Д. 104. - Л. 20; Оп. 42. - Д. 123. -Л. 19; Оп. 44. - Д. 179. - Л. 24; Оп. 46. - Д. 164. - Л. 29; Оп. 48. - Д. 167. - Л. 16; Оп. 50. - Д. 104. - Л. 15; Оп. 52. -Д. 100. -Л. 20; Оп. 54. - Д. 104. - Л. 172; Оп. 56. - Д. 114. -Л. 193; Оп. 46. - Д. 164. - Л. 176; Оп. 48. -Д. 167. - Л. 213.

10. ОГУ «Центр документации новейшей истории Томской области» (ОГУ ЦДНИ ТО). - Ф. 608. - Оп. 57. - Д. 1.-Л. 76-77.

11. КГУ «Государственный архив Алтайского края» (КГУ ГААК). - Ф. 482. - Оп. 31. - Д. 399. - Л. 16; Оп. 30. -Д. 19. - Л. 47; Оп. 30. - Д. 136. - Л. 18.

НАБАТОВА Надежда Николаевна, аспирантка кафедры отечественной истории.

Адрес для переписки: паЪа1оуа.п@шаД.ш

Статья поступила в редакцию 28.09.2012 г.

© Н. Н. Набатова

Кларк, Г. Доисторический мир / Г. Кларк ; пер. с англ. - М. : Центрполиграф, 2011. - 319 с. -ISBN 978-5-9524-4976-3.

Профессор археологии Кембриджского университета и знаток предыстории человечества Грэм Кларк раскладывает перед читателем пеструю мозаику описаний первобытных культур во всех уголках земного шара, пытаясь объяснить, почему появились первые поселения людей, рассказывая, как они распространялись по миру, какие ступени развития прошли известные нам древнейшие цивилизации, чем отличались и чем были похожи их культуры. Кларк дает нам возможность представить, насколько мир в доисторические времена был не похож на сегодняшний, в каком климате жили наши предки, как добывали пропитание, в каких жилищах обитали, во что одевались, как их чувства воплощались в первые произведения искусства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.