Научная статья на тему 'Студенческие строительные отряды и сельские школы (на материалах Саратовской области)'

Студенческие строительные отряды и сельские школы (на материалах Саратовской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
354
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОТРЯДЫ / СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ / САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ТРЕТИЙ ТРУДОВОЙ СЕМЕСТР / STUDENT CONSTRUCTION TEAMS / RURAL SCHOOLS / THE SARATOV REGION / PROFESSIONAL ORIENTATION WORK / THIRD LABOR SEMESTER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Веселова А. Д.

В статье автор ставит целью показать, что студенческие строительные отряды в 1960 70-е гг. не только помогали в строительстве, но и выполняли важную социокультурную задачу в сельской местности: занимались просвещением сельских жителей; объясняли цели, решения коммунистической партии и советского государства; готовили школьников к поступлению в учебные заведения; проводили профориентационную работу для вузов; организовывали интересный отдых для школьников; устраивали концерты, диспуты, лекции, вечера и т.п. В качестве региона исследования выступает Саратовская область. Методологически работа основывается на принципах научности и историзма, объективности и на конкретно-исторических методах изучения проблем. Материалы статьи могут быть использованы историками для разработки дисциплины, при написании учебных пособий по истории краеведения, а также студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT CONSTRUCTION TEAMS AND RURAL SCHOOLS (based on the example of the Saratov region)

The paper shows that student construction teams in the 1 960-1970-s not only helped building but played an important sociocultural role: they educated rural residents, explained goals and decisions of the Communist party and the Soviet state, prepared schoolchildren for entering higher educational institutions, provided professional guidance, organized leisure activities for children, held concerts, debates, lectures etc. The research is on the example of the Saratov region. The methodological basis of the research is based on the scientific and historical principles, objectivity and history-specific methods of research. The results of the study can be used for writing scientific papers on the local history and textbooks.

Текст научной работы на тему «Студенческие строительные отряды и сельские школы (на материалах Саратовской области)»

ИСТОРИЯ

УДК 37(470.44) А.Д. Веселова

СТУДЕНЧЕСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОТРЯДЫ И СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ (на материалах Саратовской области)

В статье автор ставит целью показать, что студенческие строительные отряды в 1960 - 70-е гг. не только помогали в строительстве, но и выполняли важную социокультурную задачу в сельской местности: занимались просвещением сельских жителей; объясняли цели, решения коммунистической партии и советского государства; готовили школьников к поступлению в учебные заведения; проводили профориентационную работу для вузов; организовывали интересный отдых для школьников; устраивали концерты, диспуты, лекции, вечера и т.п. В качестве региона исследования выступает Саратовская область. Методологически работа основывается на принципах научности и историзма, объективности и на конкретно-исторических методах изучения проблем.

Материалы статьи могут быть использованы историками для разработки дисциплины, при написании учебных пособий по истории краеведения, а также студентами.

Ключевые слова: студенческие строительные отряды, сельские школы, Саратовская область, профориентационная работа, третий трудовой семестр.

A.D. Veselova

STUDENT CONSTRUCTION TEAMS AND RURAL SCHOOLS (based on the example of the Saratov region)

The paper shows that student construction teams in the 1 960-1970-s not only helped building but played an important sociocultu ral role: they educated rural residents, explained goals and decisions of the Communist party and the Soviet state, prepared schoolchildren for entering higher educational institutions, provided professional guidance, organized leisure actvities for children, held concerts, debates, lectures etc. The research is on the example of the Saratov region. The methodological basis of the research is based on the scientific and historical principles, objectivity and history-specific methods of research.

The results of the study can be used for writing scientific papers on the local history and textbooks.

Key words: student constructon teams, rural schools, the Saratov region, professional orientation work, third labor seme ster.

В 1960 - 70-е гг. ВЛКСМ успешно занимался комму -нистическим воспитанием учащихся, их социализацией. Комитеты комсомола активно помогали педагоги -ческим коллективам формировать ответственное отно-шение школьников к учебе. Для этого организовыва -лись диспуты, встречи с абитуриентами, конференции, конкурсы сочинений [5, с. 292 , 306 - 307]. Комсомольские организации уделяли большое внимание развитию

школ рабочей молодежи, участвовали в ремонте помещений, обеспечении школ топливом, учебниками, наглядными пособиями, проявляли заботу об участниках боевых действий, инвалидах и сиротах [5, с. 230]. Глав -ными целями и задачами работы комсомола были формирование всесторонне развитых людей, обогащение духовной жизни молодежи, развитие таланта и способностей юношей и девушек, совершенствование со-

ветского образа жизни [4, с. 1]. Однако отмечались и факты формализма, мелочного вмешательства, из -лишней опеки со стороны старших по возрасту, грубого, пренебрежительного отношения административных работников к трудящимся [1. Ф. 4158. Оп. 26. Д. 42. Л. 25, 28; 5, с. 308].

Основной задачей ВЛКСМ было воспитание юно -шей и девушек на примерах самоотверженного труда рабочих, колхозников и интеллигенции [1. Ф. 4158. Оп. 27. Д. 9. Л. 12]. Шел активный поиск новых методов и форм работы, вовлечения подрастающего поколения в хозяй -ственную и культурную жизньстраны [5, с. 268 - 269, 273]. Партийные комитеты организовывали систематическое обучение руководителей различных форм комсомольской политсети, привлекали к выступлениям в кружках и семинарах ветеранов революции, героев Гражданской и Великой Отечественной войн, знатных людей труда, видных ученых [2].

Стройотряды, объединявшие студенчество, также были призваны вести широкую общественно-полити -ческую работу среди молодежи и населения по следу -ющим направлениям: агитационная пропаганда; культурно-массовая работа; шефская работа; военно-пат-риотическая работа; помощь сельской школе; спортивная работа; организация внутриотрядной жизни; соци -алистические соревнования [5, с. 275, 291]. Устав ВССО требовал от отрядов соблюдения единства трудово -го, идейно-политического и нравственного воспитания [1. Ф. 4158. Оп. 26. Д. 42. Л. 28, 45]. В соответствии с уставными принципами всесоюзного стройотрядовско -го движения отрядам необходимо было оказывать по -мощь местному населению и шефствовать над мест -ной молодежью. В работе стройотрядов были такие формы общественной деятельности, как субботники и воскресники по благоустройству сел, дни ударного труда, участие в уборке урожая и заготовке кормов, шефство над школами, трудновоспитуемыми подростками, неблагополучными семьями, ветеранами [1. Ф. 4158. Оп. 28. Д. 53. Л. 3 - 4].

Особое внимание вузовские комсомольские организации уделяли агитационно-массовой работе со школьниками сельских районов. Так, в мае 1969 г. в школы Балтайского района выезжала группа лекторов - студентов Саратовского экономического института во главе с преподавателем Н. И. Гвоздевой. Ими было про -читано 32 лекции по вопросам общественно-полити-ческой жизни, об институте, его традициях [1. Ф. 4158. Оп. 27. Д. 32. Л. 55 - 56]. За 1979 - 1982 гг. лекторами ССО Саратовского государственного университета было прочитано на предприятиях и в школах 685 лекций, в том числе 420 - на общественно -политическую тематику [7, с. 82 - 86]. В 196 8 г. бойцами стройотря -да было прочитано 150 лекций, проведено 95 полити н-формаций, 214 тематических вечеров, 18 воскресни -ков, выпущено 227 стенных газет и фотомонтажей [1. Ф. 4158. Оп. 26. Д. 42. Л. 25], подготовлено к новому учебному году 9 школ [1. Ф. 41 58. Оп. 26. Д. 42. Л. 28, 45]. В июле-августе 1969 г. агитбригада Саратовского мед -института дала 49 концертов в сельских школах Саратовского, Екатериновского, Ершовского, Аткарского, Краснокутского районов. Председатель областного штаба Г. Крахмалева отмечала: «Мы с благодарностью можем констатировать тот факт, что на концертах агит -коллективов госуниверситета в третийтрудовой семестр

побывало более 12 тысяч тружеников села. Наши лучшие коллективы несут культуру в массы, помогают еще и еще раз воспитывать сельскую молодежь, школьников на примере В.И. Ленина, наших лучших замечательных людей» [1. Ф. 4158. Оп. 27. Д. 32. Л. 55 - 56]. В 1970 г. силами студенческих агитбригад было дано 165 концертов.

К сожалению, культурно-массовая работа студенческих строительных отрядов в основном ограничивалась концертами ивечерами отдыха (всего ихбыло организовано около 300). Очень редко и на низком уровне проводились читательские конференции, диспуты, встречи с интересными людьми. На Саратовском областном слете студенческих строительных отрядов в 1 970 г. был поставлен вопрос о необходимости избавляться от односторонности агитационной работы [1. Ф. 4158. Оп. 27. Д. 67. Л. 13]. В 1971 г. было создано 30 агитбригад, среди которых особенно выделялись коллективы университета, политехнического института, консерватории, индустриально-педагогического техникума [1. Ф. 41 58. Оп. 28. Д. 53. Л. 3 - 4].

Стала традицией организация совместных вечеров студенческих строительных отрядов и школ сельской области. Примером этого может служить работа штаба отряда Саратовского мединститута «Пульс-69». В Ел-шанском районе, где находился отряд, было проведено несколько вечеров с сельской молодежью, дни поэзии по произведениям Э. Асадова, Р Рождественского , вечер, посвященный творчеству Н.В. Гоголя. Стройотрядом на ст. Урбах совместно со школой был организован вечер, посвященный советскому киноискусству [1. Ф. 4158. Оп. 27. Д. 32. Л. 55 - 56].

Т. П. Фокина в монографии «Школа возмужания: из опыта студенческих строительных отрядов Саратовского университета по формированию активной жизненной позиции студенчества» подчеркивает, что движение студенческих отрядов называли патриотическим: «Патриотизм стройотрядовского движения проявляется на стройке и хлебном поле, в больших и малых отрядах» [7, с. 85]. Самыми яркими его проявлениями были шефская помощь пожилым и больным, работа с пионерами и школьниками, медицинская помощь сельским жителям, участие в строительстве, подготовке к учебному процессу сельских школ.

В 1962 г. студенческий отряд 2-го Московского медицинского института организовал в совхозе «Амангель-ды» пионерский лагерь «Спутник». Впоследствии сложилась традиция создавать при студенческих отрядах лагеря-спутники для пионеров и школьников, в которых силами отрядов велась воспитательная работа с детьми [6, с. 12, 19]. В свободное время, организовывались вечера студенческой, эстрадной, русской народной песни, поэзии, встреча со студентами Ливана, Сирии. В воскресные дни проводились экскурсии: например, в г. Балаково на Саратовскую ГЭС, в дом-музей В .И. Чапаева, где студенты встречались со старыми большевиками, которые лично знали легендарного героя Гражданской войны. В качестве шефской помощи студенты давали концерты на эстрадных площадках пионерских лагерей «Спутник», «Ласточка». Совместная агитбригада педагогического и экономического институтов выезжала с концертом на полевой стан, где выступала перед рабочими СУ-2, которые были направлены на уборку урожая. «Тесная дружба установилась

между студентами педагогического института и воспитанниками детского дома № 4 г. Балаково. Студенты часто бывали в гостях у ребят, проводили диспут о дружбе и товариществе, в качестве шефской помощи передали им библиотеку в количестве 134 книг. Студенты мединститута передали Ивановской школе оборудо -вание для химической лаборатории и библиотечку из 30 томов - общей стоимостью 80 рублей» [1. Ф. 4158. Оп. 26. Д. 42. Л. 26]. Оказывалась помощь не только ветеранам, но и школам, детским садам и домам. Например, бойцы СО «Бригантина» в 1983 г. подарили детям Хвалынского детского дома цветной телевизор, врученный отряду за первое место в областном социалистическом соревновании по объединению «Саратов-плодовощхоз» [7, с. 85].

В 1970 г. отмечается активное участие университет -ских отрядов в движении «Комсомол - сельской школе». Студенты бригады Ю. Жданова из отряда «Тензор» в течение недели вели кладку двухэтажного здания средней школы в с. Аряш Новобурасского района без отрыва от основной работы. А студентами М. Лощи -ниным и С. Нагуляевым было смонтировано два школьных радиоузла и три электрорадиотехнических стенда [1. Ф. 4158. Оп. 27. Д. 67. Л. 13]. Бойцы отряда «Экспери-мент» в том же трудовом семестре 1970 г. покрасили школьные полы, передали школе химическое оборудование, помогли школьным следопытам оформить альбом по истории родного села [7, с. 86]. Бойцы каждого студенческого отряда стремились не просто оказать посильную помощь школе, но и помочь преподавателям привить школьникам любовь к родному краю. Так, бойцы ССО «Суздаль» исторического факультета Саратовского госуниверситета оформили летом 1972 г. в Новопокровской средней школе Балашовского райо -на исторический кабинет и исторический музей, передав в дар школе ряд материалов археологических раскопок [1. Ф. 4158. Оп. 26. Д. 42. Л. 26, 33].

Помощь сельской школе была предметом особой заботы отрядов. «Во время трудового семестра 1968 года бойцы ССО СМИ "Айболит" передали сельской школе в селе Ивановка, Балаковского района библиотечку ху -дожественной литературы, химические реактивы и оборудование для физико-химических кабинетов на сумму 90 рублей» [1. Ф. 4158. Оп. 27. Д. 32. Л. 40]. Только в 1 969 г. комсомольцы Саратовского политехнического института передали в подшефные школы Озинского и Чалыклинского районов более 1000 книг. Бойцы отря -да «Энергия-69» Саратовского института механизации сельского хозяйства по окончании летних работ подарили сельской школе 132 книги [1. Ф. 4158. Оп. 27. Д. 32. Л. 53]. Всего в 1972 г. студентами было безвозмездно отремонтировано 36 школ, оборудовано 38 спортпло -щадок, передано сельским школам 5150 книг. Студенческими отрядами по всей стране в 1974 г. было передано сельским школам оборудование для 6,5 тыс. специализированных кабинетов, фотолабораторий и тех -нических пунктов, около 1 млн томов книг [6, с. 12, 19]. В стороне от этого важного дела не оставался ни один отряд, расположенный в сельской местности. Бойцы ССО «Астра» филологического факультета Саратовско -го госуниверситета, обсудив на собрании статью лауреата Государственной премии РСФСР и премии Ленинского комсомола писателя А. Лиханова «Добрые книги - детскому дому», напечатанную в «Комсомольской

правде» 28 июля 1981 г., решили стать активными участниками и пропагандистами этой идеи среди населения г. Хвалынска. Перед отъездом девушки отряда «Астра» передали детям Хвалынского детского дома более 200 книг [7, с. 91].

Особенно хотелось бы отметить 1974 год, когда ХХ VIII комсомольская конференция СГУ по предложению штаба ССО приняла решение о безвозмездном строительстве сельской школы. Значительную часть работы институтских комсомольских организаций по выполнению постановления о всесоюзной двухлетке составляли мероприятия по укреплению материально-технической базы сельских школ. Каждый отряд отработал один день летом в фонд помощи подшефным ш колам сельских районов области . Заработанные деньги пошли на покупку наглядных пособий и необходимого оборудования для кабинетов. Например, бойцами ССО «Энергия» было проведено 5 воскресников по уборке урожая, а заработанные на них деньги переданы на оборудование фотолаборатории в одной из школ Екате-риновского района. Комсомольцами этого же отряда были радиофицированы 2 школы подшефного района.

Заслуживает внимания такая важная часть работы стройотрядов, как строительство новых школ и ремонта ранее построенных. В 1969 г. студенты вузов области приняли участие в строительстве 4 и ремонте 65 сельских школ. Особой похвалы заслуживают бойцы отряда «Интеграл» Саратовского госуниверситета: их руками в течение лета 1969 г. было выстроено две школы (в Дер-гачевском и Озинском районах) общей численностью на 640 учащихся. Студенты Саратовского политехнического института отработали в строительных отрядах в свободное время дополнительно по 8 часов на ремонте школ [1. Ф. 4158. Оп. 27. Д. 32. Л. 54]. Весной 1975 г. бюро обкома КПСС, одобрив начинание студенческих отрядов университета, приняло решение о строительстве школы в с. Михайловское Саратовского района. Вузовским штабом ССО был разработан план шефства над строительством школы, сформирован ССО «Романтик» [1. Ф. 652. Оп. 1. Д. 82. Л. 16 - 20; 7, с. 87; 8, с. 3].

С каждым годом шефство над объектами народного образования приобретало новые формы. Летом 19 80 г. бойцы ССО «Солнышко», работая в Алексеев-ском отделении совхоззавода «Хвалынский», взяли шефство над детским садом с. Алексеевка. Девушки организовали кружок «Умелые руки», а из самодельных игрушек устраивали с детьми кукольные спектакли. Бойцы отряда провели субботник на уборке яблок и заработанные 102 руб. перечислили на счет детского сада [7, с. 91].

В целях практического оказания помощи сельским школам областной комитет ВЛКСМ в апреле 1969 г. наметил план конкретных мероприятий студенческого отдела, а также вузовских первичных комсомольских организаций, направленных на оказание действенной помощи сельским школам. Началом этой работы яви -лось раскрепление за высшими учебными заведениями 74 сельских школ Саратовской области с учетом их конкретной принадлежности к районам, а также существующих шефских связей с вузами. В дальней-шемв этой работе студенческим отделом ВЛКСМ были предусмотрены следующие направления: работа вузовских комсомольских организаций по оказанию помощи сельским школьникам в подготовке кпоступле-

нию в высшие учебные заведения области; помощь сельским школам по укреплению матери ал ьно-техни -ческой базы; агитационно-массовая работа с сельскими школьниками.

Большую работу по набору в институт сельских школьников проводили студенческие строительные отряды. Так, отрядом «Тензор» в с. Екатериновка был создан консультационный пункт, в состав которого вошли сту -денты физического факультета Сергей Субботин, Владимир Ермилов, Анатолий Гейхмейстер. По результатам работы этого пункта более 10 школьников подали заявления в университет. Подобный пункт был создан под руководством студента Кордита в с. Турки [1. Ф. 4158. Оп. 27. Д. 32. Л. 52 - 54]. В 1 970 г. все отряды и бригады провели в местах дислокации вечера для старшеклассников на тему «Наш вуз и его профессия» [1. Ф. 4158. Оп. 27. Д. 67. Л. 14]. В 1974 г. была организована работа 5,6 тыс. консультационных пунктов для подготовки мест -ной молодежи к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения [6, с. 19].

В 1960 - 70-е гг. стройотряды принимали активное участие в сооружении и оборудовании спортивных пло-щадок на селе. К примеру, бойцами лишь одного отряда Саратовского института механизации сельского хо -зяйства было оборудовано 15 волейбольных и футболь -ных площадок Многие отряды снабдили сельские шко -лы простейшим спортинвентарем [1. Ф. 4158. Оп. 27. Д. 32. Л. 54].

Таким образом, во время третьего трудового семестра студенты занимались не только строительством, но и просвещали сельских жителей, объясняли цели, поло -

жения партии, подготавливали школьников к поступлению, проводили профориентационную работу для вузов, организовывали досуг школьников. ССО выполняли важную социокультурную миссию в сельской местности: читали лекции, давали концерты, устраивали диспуты, вечера [9, с. 24]. Это было необходимо не только государству, которое в определенной степени использовало студенчество, но и самой молодежи. Студенческие строительные отряды долгое время действительно были школой жизни для молодых людей, студентов и учащихся.

1. Государственный архив новейшей истории Саратовской области (ГАНИСО).

2. Бойцы - молодцы // Заря молодежи. 1973. 21 июля; Демчин А. Земная жизнь «Аэлитян» // Заря молодежи. 1973. 9 авг.

3. Васильев С. Главный старт - впереди // Заря молодежи . 1975. 21 июня.

4. Дегтярева Н. И снова старт! // Заря молодежи. 1973. 8 дек.

5. История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации имени В .И. Ленина / под ред. В.А. Сулемова. М., 1983.

6. ССО: стройка, студенты, отряды / В .П. Лияскин, Г.Т Ер -мошин, В.П. Приступко, В.А. Элькинд. М., 1985.

7. Фокина Т.П. Школа возмужания: из опыта студенческих строительных отрядов Саратовского университета по формированию активной жизненной позиции студенчества / Фокина Т.П., Калинин Е.Ф., Бачурин И.В. Саратов, 1984.

8. Храмова И. Мой дом - моя школа // Ленинский путь. 1975. 19 сен.

9. Юрасова Л. Характер закаляется в стройотряде // Профессиональное образование. 2007. № 5.

УДК 070(470.44) А.В. Захарова

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕСТНОЙ ПРЕССЫ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (на примере Саратовской области)

В статье автор рассматривает специфику отношения властных структур к печатным средствам массовой информации на региональном уровне. Главными проблемами СМИ в настоящее время являются усиление субъективного фактора в подаче информации, преобладание на страницах местной прессы заказных статей, отсутствие глубокого анализа и осмысления проблем, сокращение дискуссий на социально значимые темы, отсутствие взаимосвязи с историческим контекстом, ангажированность освещаемых событий, а также возрастание роли развлекательной единообразной прессы, копирование тематики конкурентов.

Ключевые слова: власть, демократическое общество, коммерческий успех, копирование, постсоветский период, развлекательная пресса, Саратовская область, трансформация, «четвертая власть».

A.V. Zakharova

REGIONAL FEATURES OF THE LOCAL PRESS

DURING THE POST-SOVIET PERIOD (based on the example of the Saratov region)

The paper deals with specific attitude of local authorities to the print media on a regional level. The major problems of the meda now are strengthening subjective factor in the information delivery, a lot of 'sponsored' articles in the pages of the local press, lack of insight and understanding, cutting debate on socially important topics, lack of understanding of the historical context, biased news coverage, as well as the growing role of entertainment papers, copying from competitors.

Key words: authority, democratic society, commercial success, replication, Post-Soviet period, yellow press, the Saratov region, transformation, «the fourth power».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.