Научная статья на тему 'Студенческая молодежь Бурятской АССР в трудовом семестре 1966-1971 гг'

Студенческая молодежь Бурятской АССР в трудовом семестре 1966-1971 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
187
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЕ СТРОЙОТРЯДЫ / ТРУДОВОЙ СЕМЕСТР / БУРЯТСКАЯ АССР / ОБЛАСТНОЙ ШТАБ / ОБКОМ КПСС / ВЛКСМ / STUDENT CONSTRUCTION BRIGADES / SUMMER WORK / BURYAT ASSR / REGIONAL HEADQUARTERS / COMMUNIST PARTY / KOMSOMOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бадмаев Андрей Захарович

В статье рассматривается история становления студенческого строительного движения в Бурятской АССР, обретение им собственных ритуалов и атрибутов, свойственных советской эпохе. Автором вводятся в научный оборот материалы республиканского архива, отражающие специфику деятельности студенческих стройотрядов (ССО), рассмотрены предпосылки образования стройотрядов, определена роль областных комитетов партии и комсомола в становлении ССО. В статье анализируются проблемные вопросы, недостатки в работе ведомств, областного штаба ССО, исследуются формы общественно-политической и воспитательной работы студентов на местах дислокации отрядов. Автор приходит к выводу, что стройотрядовское движение имеет колоссальный исторический опыт, востребованный в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Involvement of the student youth of the Buryat ASSR into a summer work semester, 1966-1971

The article studies the history of the development of the students’ construction movement in the Buryat Autonomous Soviet Socialist Republic, the process of acquiring its own rituals and attributes, common to the Soviet epoch. Basing on the materials of the republican archives, the author analyzes specific characteristics of student construction brigades’ activity, reviews the context of the brigades’ formation and outlines the role of regional Communist party and Komsomol Committees in the process of their evolvement. The article analyses problems and drawbacks in the work of governmental agencies and regional student construction brigades’ headquarters. It examines the forms of socio-political and educational work with students in places where the brigades were stationed. The author concludes that the construction brigade movement accumulated a tremendous historical experience that is relevant today.

Текст научной работы на тему «Студенческая молодежь Бурятской АССР в трудовом семестре 1966-1971 гг»

УДК 947.087(571.54)

А.З. Бадмаев*

студенческая молодежь бурятской асср в трудовом семестре 1966-1971 гг.

В статье рассматривается история становления студенческого строительного движения в Бурятской АССР, обретение им собственных ритуалов и атрибутов, свойственных советской эпохе. Автором вводятся в научный оборот материалы республиканского архива, отражающие специфику деятельности студенческих стройотрядов (ССО), рассмотрены предпосылки образования стройотрядов, определена роль областных комитетов партии и комсомола в становлении ССО. В статье анализируются проблемные вопросы, недостатки в работе ведомств, областного штаба ССО, исследуются формы общественно-политической и воспитательной работы студентов на местах дислокации отрядов. Автор приходит к выводу, что стройотрядовское движение имеет колоссальный исторический опыт, востребованный в настоящее время.

Ключевые слова: студенческие стройотряды, трудовой семестр, Бурятская АССР, областной штаб, обком КПСС, ВЛКСМ

Involvement of the student youth of the Buryat ASSR into a summer work semester, 1966-1971. ANDREY Z. BADMAEV (Buryat State University).

The article studies the history of the development of the students' construction movement in the Buryat Autonomous Soviet Socialist Republic, the process of acquiring its own rituals and attributes, common to the Soviet epoch. Basing on the materials of the republican archives, the author analyzes specific characteristics of student construction brigades' activity, reviews the context of the brigades' formation and outlines the role of regional Communist party and Komsomol Committees in the process of their evolvement. The article analyses problems and drawbacks in the work of governmental agencies and regional student construction brigades' headquarters. It examines the forms of socio-political and educational work with students in places where the brigades were stationed. The author concludes that the construction brigade movement accumulated a tremendous historical experience that is relevant today.

Keywords: student construction brigades, summer work, Buryat ASSR, regional headquarters, Communist Party, Komsomol

Обращаясь к историческому опыту ВЛКСМ необходимо признать, что одной из самых эффективных форм его деятельности являлось создание студенческих строительных отрядов (ССО). В 1966 г., отвечая государственным задачам мобилизации трудовых ресурсов в освоении различных в экономическом отношении районов страны, решением бюро областного комитета КПСС и Сове-

та министров Бурятской АССР был сформирован почти 2-тысячный республиканский студенческий строительный отряд имени 50-летия ВЛКСМ (Государственный архив Республики Бурятия, далее -ГАРБ. Ф. 36. Оп. 4. Д. 18. Л. 3). Так начался первый студенческий трудовой семестр в республике.

Во второй половине 1960-х гг. отряд студенчества в республике представлял собой многонацио-

* БАДМАЕВ Андрей Захарович, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории Бурятского государственного университета. E-mail: badmaevaz@yandex.ru © Бадмаев А.З., 2015

нальную и многоликую карту Советского Союза. В Улан-Удэ в четырех вузах и 22 средних специальных учебных заведениях около 35 тысяч студентов обучались по 94 специальностям (ГАРБ. Ф. 36. Оп. 4. Д. 18. Л. 89). Комсомольские организации Восточно-Сибирского института культуры, механико-технологического, сельскохозяйственного, железнодорожного, авиационного техникумов, педагогического и культурно-просветительского училищ насчитывали более 700-800 членов ВЛКСМ в каждой. Ежегодный выпуск студентов вузов, техникумов и училищ пополнял ряды специалистов в Тувинской и Якутской АССР, Усть-Ордынском, Агинском национальных округах (на тот момент Иркутской, Читинской областей соответственно), Амурской области, Красноярского, Хабаровского краев. Только в 1966 г. выпускной состав вузов и средних специальных учебных заведений составил 5594 человека (ГАРБ. Ф. 36. Оп. 4. Д. 18. Л. 96). Этот период в жизни республики был ознаменован развернувшимся широким строительством объектов народного хозяйства. Поэтому трудовая активность и искренний энтузиазм вузовской и учащейся молодежи для работы в летний период, ее высокая мобильность и инициативность, желание заработать и повысить собственную квалификацию были чрезвычайно востребованы со стороны партийного и комсомольского аппарата. В нарастающем темпе шел процесс формирования организационной структуры, совершенствования методов управления и системы руководства студенческими отрядами в масштабах страны.

Первые линейные ССО стали создаваться как добровольные трудовые объединения вузовской молодежи на базе факультетов. Организационное оформление ССО проводилось под руководством вузовских комитетов ВЛКСМ. Трем вузовским комитетам ВЛКСМ (Бурятского государственного педагогического института им. Д. Банзарова -БГПИ, Восточно-Сибирского государственного технологического института - ВСТИ, Бурятского государственного сельскохозяйственного института - БГСХИ) решением ЦК ВЛКСМ были предоставлены права райкомов комсомола (ГАРБ. Ф. 36. Оп. 3. Д. 56. Л. 90). За короткий период количество отрядов быстро возросло. Местом дислокации ССО в 1967 г. была определена территория республики. Деятельность областного студенческого отряда была сосредоточена не только на строительстве промышленных объектов, но и на обеспечении нормальной жизнедеятельности села. Диапазон курирующих студенческие отряды организаций был достаточно весомым и включал тресты «Бурятцелинстрой», «Межколхозстрой»,

«Бурводстрой», Бурятское управление строительства, механизированную колонну №56, Министерство сельского хозяйства. В 1968 г. полутора-тысячный студенческий трудовой коллектив еще не имел собственного профильного отряда электриков. В этой связи бурятский обком ВЛКСМ направил просьбу в ЦК ВЛКСМ о направлении в республику 100 специалистов из Московского энергетического института в распоряжение мех-колонны №56, которая была привлечена для ведения работ по электрификации сельских районов Бурятии (ГАРБ. Ф. 36. Оп. 3. Д. 56. Л. 88).

Важной стороной деятельности ССО было социалистическое соревнование, разворачивающееся на всех уровнях. Стройотрядовское движение обрело один из главных ритуалов советской эпохи. 11 октября 1968 г. было принято постановление об учреждении и вручении переходящего Красного Знамени Совета министров Бурятской АССР и бурятского обкома ВЛКСМ лучшему строительному отряду республики как победителю социалистического соревнования в трудовом семестре. Первым отрядом, поощренным красным стягом, стал ССО «Энергия-68» ВСТИ (командир отряда Гер-гесов Б., комиссар Никитин А.) (ГАРБ. Ф. 36. Оп. 4. Д. 17. Л. 14). Победа в соцсоревновании была посвящена 50-летию Ленинского комсомола.

В следующем году эстафету повышенных социалистических обязательств приняли их вузовские соратники. Одно из подразделений отряда «Энер-гия-69» численностью 102 чел. работало в одном из самых отдаленных районов Бурятии, приравненного к районам Крайнего Севера - Окинском. Командир отряда Хребтов А. и комиссар Сапунов А. смогли наладить конструктивный контакт с руководством мехколонны. В результате для организации мероприятий, предшествующих установке и подключению специального оборудования, к отряду были прикреплены шефмонтажники-ин-структоры в количестве 5 человек. Вместе с ними один прораб и два мастера контролировали соблюдение всех правил, норм и рекомендаций подготовительного периода, качество выполненных работ. В сложных условиях таежной и болотистой местности, преодолевая речные преграды, бойцы стройотряда построили 104 км линий электропередач. Общий объем работ составил 203 тыс. руб., средний заработок студентов составил весомую по тем временам сумму в 335 руб. Другое подразделение отряда, невзирая на сложный рельеф байкальской местности Баргузинского района, нехватку транспорта для перевозки людей на рабочие участки, частичный недостаток материалов, успешно и в срок справилось со своей задачей на

объектах Усть-Баргузинская подстанция 100/35/10 и ЛЭП-110 Баргузин-Усть-Баргузин. Характерно, что по примеру столичных строительных отрядов, период летнего трудового семестра был зачтен как производственная практика студентам 4 курса ВСТИ (ГАРБ. Ф. 36. Оп. 4. Д. 40. Л. 15-16).

Этап становления ССО (1967-1970 гг.) совпал с празднованием юбилейных дат в стране: 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции, 50-летия ВЛКСМ, 100-летие со дня рождения В.И. Ленина. Это обусловило широкое распространение трудовых рапортов комсомольских организаций республики Бурятскому областному комитету ВЛКСМ, которые брали на себя повышенные социалистические обязательства по достойной встрече круглых дат. В дальнейшем в системе общественно-политических кампаний эти мероприятия, инициированные активом первичных районных и городских комсомольских организаций и под патронажем партийных органов, приобрели массовый характер и стали проходить в бригадах предприятий, цехах, на заводах, в учебных заведениях. Повсеместно объявлялись недельные трудовые вахты молодых рабочих, республиканские конкурсы по профессиям, фестивали молодежной песни, художественные выставки, конкурсы самодеятельности. Не отставали от трудовых починов и строительные отряды. В марте 1970 г. на заседании областного штаба ССО было принято постановление об оказании помощи сельским школам. Бойцы стройотрядов должны были принять активное участие в т. н. двухлетке «Комсомол - сельской школе» (ГАРБ. Ф. 36. Оп. 5. Д. 25. Л. 7). Накануне Ленинской трудовой вахты бойцы десяти студенческих строительных отрядов приложили немало усилий в укреплении материально-технической и учебной базы сельских школ. В четвертом трудовом семестре они участвовали в строительстве 9 новых школ с вместимостью на 2 тыс. ученических мест, учебного подсобного помещения к школе на 80 мест. Ими было освоено капиталовложений на сумму 145,3 тыс. рублей. Подавляющее большинство областного студенческого отряда (2600 чел.) обязались бесплатно отработать один день на ремонте школ. При ССО были созданы 11 лагерей-спутников, в которых трудились и отдыхали около 300 подростков (ГАРБ. Ф. 36. Оп. 5. Д. 14. Л. 75).

За пять лет летнего трудового семестра 19661971 гг. 11 тысяч юношей и девушек учебных заведений Бурятии прошли большую воспитательную школу студенческих отрядов. Студентами при строительстве и ремонте жилых домов, культурно-бытовых объектов, возведении животно-

водческих комплексов, производстве железобетона, электрификации сельских районов республики был выполнен объем строительно-монтажных работ на сумму 7 млн. 589 тыс. рублей. Стоимость всех выполненных работ составила сумму в 9 млн. 10 тыс. рублей. 183 объекта были сданы в эксплуатацию (ГАРБ. Ф. 36. Оп. 6. Д. 7. Л. 3). Многие бойцы стройотрядов были представлены к награждению памятным значком ЦК ВЛКСМ «Молодому передовику производства», почетными грамотами обкома комсомола, памятными вымпелами и ценными подарками (ГАРБ. Ф. 36. Оп. 4. Д. 36. Л. 19). Только в 1971 г. за ударный труд, успехи в учебе и науке 500 студентов были награждены орденами и медалями. 23 ноября 1971 г. некоторые имена участников стройфронта прозвучали на У-м республиканском слете студенческих строительных отрядов. Ветеран трудового семестра студент пятого курса ВСТИ О. Сандаков был отмечен медалью «За трудовую доблесть». Медали «За трудовое отличие» были вручены студентке четвертого курса БГПИ им. Д. Банзарова Л. Масловой, выпускнику индустриально-педагогического техникума Н. Есипову (гАРБ. Ф. 36. Оп. 6. Д. 7. Л. 2).

С 1967 г. слеты ССО по итогам трудовых семестров приобрели регулярный характер. Авторитетный состав президиума ежегодных слетов свидетельствует о высоком статусе областного студенческого строительного отряда, серьезном внимании со стороны руководящего корпуса республики к вопросам участия молодых граждан в трудовых инициативах и решении народнохозяйственных задач, вовлечения учащейся молодежи в масштабные процессы капитального строительства. Так, например, в состав президиума III областного слета из 32 членов входили первый секретарь Бурятского ОК КПСС Модогоев А.У., секретарь обкома партии Продайвода К.М., председатель Совета министров Пивоваров Н.Б., два его заместителя, заведующий отделом строительства обкома партии со своим заместителем, два вузовских ректора, три секретаря обкома ВЛКСМ, два секретаря горкома ВЛКСМ, директора техникумов, председатель объединения «Межкол-хозстрой», начальники строительно-монтажных управлений, ремстройтрестов, командиры шести студенческих отрядов (ГАРБ. Ф. 36. Оп.4. Д. 37. Л. 8). Обязательным стало принятие т.н. Обращения участников слетов, адресованного всем учащимся республики. На первых порах в Обращении заметно ощущались романтика свершений, героика труда и созидательный пафос, сопоставимый с военной обстановкой на передовой линии фронта. «Пусть же запоют провода линий электропе-

редач! Пусть величайшими памятниками трудных дней, палаткам и ночным кострам встанут новые объекты! ...Только вперед, только на линию огня, где идут горячие студенческие сражения за будущее нашей Родины! Туда, где укажет наша молодость!» (ГАРБ. Ф. 36. Оп. 3. Д. 70. Л. 4). Неслучайно места дислокаций отрядов стали именоваться студенческим или стройфронтом.

Ежегодные слеты не только демонстрировали успехи и достижения стройотрядовского движения или ударных комсомольских строек. В докладах ответственных лиц высказывался ряд проблемных вопросов и недостатков, которые сопровождали подготовку вузов, ссузов, ведомств к летнему трудовому семестру. При заключении договорных обязательств между студенческими коллективами и хозяйственными организациями выяснилось, что представители последних, зачастую, руководствовались только получением дополнительной «рабочей силы». Каждый второй студотряд был дезориентирован, так как по прибытию на место дислокации приписывался к тем объектам, которые не были указаны в договоре (ГАРБ. Ф. 36. Оп. 6. Д. 7. Л. 8). На высоком комсомольском уровне звучали предложения в адрес ведомств, строительных трестов и других организаций учесть в будущей работе возможности твердого закрепления объектов за ССО.

В некоторых случаях отрицательную реакцию со стороны командиров отрядов вызывало отсутствие устойчивых связей областного штаба ССО с руководством населенных пунктов на местах дислокации. К примеру, командир отряда «Историк» В. Ускеев (БГПИ) констатировал, что руководство колхоза «Красный Оронгой», профсоюз коллектива, отдел социального страхования не были оповещены о проведении необходимых мероприятий по организации детского отдыха при студотряде. Командиром отряда к оперативному решению вопроса были привлечены председатель, заведующий хозяйством колхоза, секретари местной партийной и комсомольской организаций. В результате совместных усилий бойцы отряда без финансовой поддержки, в палаточных условиях организовали лагерь труда и отдыха для местных школьников. 20 местных ребят ощутили на себе вожатскую заботу и полноценно отдохнули. Немаловажным является тот факт, что областному штабу строительных отрядов предоставлялись широкие полномочия с опорой на принятое постановление Совета министров Бурятской АССР и областного профсоюза о создании лагерей труда и отдыха (ГАРБ. Ф. 36. Оп. 5. Д. 25. Л. 36).

Особое внимание областной штаб студенческих строительных отрядов стал уделять вопросам безопасности жизнедеятельности студентов. Трудовая практика была постоянно связана с определенными рисками для жизни и здоровья молодых людей. В 1970 г. в четвертом трудовом семестре студенты стройотрядов получили 124 травмы. 32 случая были связаны с потерей трудоспособности. Произошли 2 смертельных случая в отрядах «Елочка» ВСТИ (с. Леоновка Кижин-гинского района) и «Колос» БГСХИ (с. Мухор-шибирь), связанных с дорожно-транспортными происшествиями. Анализ травматизма личного состава ССО за этот период позволил установить основные его причины, которые носили в большей степени производственный характер (ГАРБ. Ф. 36. Оп. 5. Д. 27. Л. 4, 15; 18-19). За летний семестр 1971 г. бойцы ССО получили 162 травмы, 35 из них были связаны с потерей трудоспособности. Подавляющие цифры (3/4) от общего количества травм носили производственный характер, что объяснялось незнанием элементарных правил техники безопасности, пренебрежительным отношением к изучению этих правил, восприятием их как формальности (ГАРБ. Ф. 36. Оп. 6. Д. 7. Л. 6). В этой связи был издан приказ «О мерах по усилению контроля за выполнением правил техники безопасности», доведенный до всех отрядов. Практически на каждом итоговом республиканском слете ССО звучали серьезные рекомендации всем заинтересованным ведомствам по усилению профессиональной подготовки юношей и девушек, акцентировалось внимание на их обучении технике безопасности.

Под непосредственным контролем министерства здравоохранения Бурятской АССР было организовано централизованное медицинское обеспечение деятельности ССО. В подготовительный период четвертого трудового семестра был издан приказ «О мерах улучшения медицинского обслуживания студентов-строителей». К началу лета 1970 г. до намеченного выезда 25 июня областной ССО был сформирован из 83 отрядов с численностью бойцов от 15 до 75 чел. в каждом. На территории республики также базировался студенческий отряд Одесского института связи в составе 96 человек. 2817 претендентов на летний семестр прошли в городских поликлиниках медицинские осмотры при участии врачей-терапевтов и с привлечением узких специалистов: невропатологов, окулистов, ЛОР-врачей. В апреле-июне 2520 чел. прошли полный комплекс профилактических прививок против брюшного тифа и столбняка. По результатам медицинских осмотров в строительные

отряды было зачислено 2735 человек. На каждого бойца отряда была заведена индивидуальная медицинская карта, которая хранилась у отрядного врача. Функции отрядного врача осуществляли студенты старших курсов медицинского училища и в меньшей степени медицинских институтов. В районные санитарно-эпидемиологические службы (СЭС) были разосланы предписания о проведении биохимического (бак) анализа водоисточников в местах дислокации отрядов. Оперативные данные об эпидемиологической обстановке в районах Бурятии были получены от коллег республиканской СЭС (ГАРБ. Ф. 36. Оп. 5. Д. 27. Л. 1). Каждый отряд снабжался аптечкой, в которую входил необходимый перечень медикаментов. В связи с тем, что аптечное управление не смогло полностью удовлетворить заявку на перевязочный материал, ощущался его острый дефицит. Аптечки приобретались за счет средств техникумов, вузов, строительных организаций (стоимость аптечки составляла 7 рублей 80 копеек). В некоторых случаях аптечки в отряды поставлял местный комитет общества Красного Креста (ГАРБ. Ф. 36. Оп. 4. Д. 20. Л. 14).

Медицинская служба штаба ССО взяла под свой пристальный контроль условия труда, быта и отдыха членов студенческих отрядов. Жилье для размещения студентов в основном соответствовало санитарно-гигиеническим требованиям. В обычной практике для жилья использовались помещения школ, вагончики, общежития, палатки. Спальные комнаты были оборудованы кроватями, раскладушками, нарами. Вместе с тем отмечалось, что по прибытии некоторых отрядов на места дислокации по вине нерадивых командиров отрядов и руководителей встречающих их строительных организаций не было подготовлено жилье, не хватало кроватей, постельных комплектов. Имелись случаи нарушения санитарно-гигиенических норм в общественных столовых, на пищеблоках. В этом медицинская служба штаба ССО упрекала районные СЭС, которые за период летних работ слабо и недостаточно четко обеспечивали контроль за бытом, размещением, питанием студентов. Было выявлено, что питание студентов в четвертом трудовом семестре было недостаточно калорийным и разнообразным. В студенческом меню в очень малых количествах были представлены мясные продукты, картофель, свежие овощи. Гастрономический набор состоял в основном из консервированных продуктов (ГАРБ. Ф. 36. Оп. 5. Д. 27. Л. 2).

На отрядных врачей были возложены обязанности по соблюдению режима труда и отдыха,

порядка в жилых помещениях, на территории лагеря, проведению спортивных мероприятий. Лечебная работа отрядного врача заключалась в оказании первой помощи заболевшим или пострадавшим студентам, их госпитализации в местные лечебные учреждения, еженедельном осмотре бойцов отряда. Данные по заболеваемости студентов заносились в специальные журналы, где были указаны графы, отражающие предварительный и уточненный диагнозы, количество случаев и дней нетрудоспособности, количество эвакуированных и госпитализированных человек. В крупных отрядах были оборудованы медицинские уголки с наглядными материалами, медицинскими брошюрами, санитарными бюллетенями (стенгазетами) о здоровом образе жизни. Просьбы отрядных врачей находили отклик у специалистов районных СЭС, которые читали студентам лекции на различные темы: «Клещевой энцефалит», «Дизентерия -болезнь грязных рук», «Ангина и ее осложнения», «Профилактика простудных заболеваний». Но и сами отрядные врачи не ограничивались сани-тарно-просветительской работой, а вели личный прием больных среди местного населения в амбулаториях, обслуживали вызовы на дому. Студенты-медики в качестве отрядных врачей приобретали необходимые навыки будущей профессии, осваивали ее сложную специфику.

Вместе с тем встречались примеры халатного исполнения должностных обязанностей со стороны медицинских специалистов. Плохо велась медицинская документация в отрядах, журналы регистрации больных заполнялись нерегулярно и небрежно. Не в полной мере осуществлялся контроль качества работы пищеблока. Например, в четвертом трудовом семестре произошло три случая пищевой интоксикации при употреблении в пищу рыбы с недостаточной термической обработкой. Частые проверки отрядов представителями медицинской службы областного штаба ССО способствовали оперативному устранению этих нарушений (ГАРБ. Ф. 36. Оп. 5. Д. 27. Л. 3). Анализ заболеваемости среди студентов в период летних трудовых семестров позволяет сделать вывод, что на протяжении нескольких лет самым характерным явлением и причиной студенческих недомоганий были простудные заболевания. Массовых вспышек кишечных заболеваний зафиксировано не было.

Деятельность студотрядов сопровождалась внушительной общественно-политической работой. Бойцы областного отряда на местах дислокации в сельских клубах, школах, на уличных площадках под навесом, чабанских стоянках

проводили культурно-массовую, шефскую, военно-патриотическую, спортивную, политико-воспитательную работу. Студенты проводили лекции на различные темы, разъяснительные беседы по содержанию постановления, к примеру, пленума ЦК КПСС «Очередные задачи партии в области дальнейшего развития и подъема сельского хозяйства». Они принимали активное участие в сеноуборке, заготовке кормов, проводили воскресники по организации помощи сельским школам, семьям ветеранов Великой Отечественной войны. Студенческие агитбригады организовывали концерты и выступления для населения, вечера с участием детей. При студенческих отрядах создавались пионерские лагеря «Спутники», детские пионерские площадки, где местных ребят приобщали не только к полноценному, содержательному в творческом отношении, отдыху, но и к созидательному труду (ГАРБ. Ф. 36. Оп. 5. Д. 25. Л. 6). В четвертом трудовом семестре областной штаб ССО смог организовать работу 49 агитбригад. Студенты провели для местного населения 147 концертов с участием 468 человек. В отрядах отработали 160 лекторов (из них 21 преподаватель и аспирант), ими было прочитано 280 лекций. Действовало 9 лагерей-спутников, в которых отдохнуло 117 детей (ГАРБ. Ф. 36. Оп. 5. Д. 25. Л. 45).

В содержательной части лекций, прочитанных для местного населения, доминировали сообщения, посвященные жизни и деятельности В.И. Ленина, историческим судьбам его идей, международному положению в мире или воплощению в практическую плоскость решений очередного съезда КПСС в жизнь. Лениниана длительное время оставалась наиболее заштампованной темой. Вторая половина 1960-х гг. характеризовалась обострением и свертыванием советско-китайских отношений. В республике на крупных предприятиях, в вузах и учебных заведениях прошли массовые гневные митинги протеста, осуждающие клику Мао и антисоветскую кампанию в КНР (ГАРБ. Ф. 36. Оп. 4. Д. 32. Л. 25-26). Лекторские группы ССО, сформированные вузовскими комитетами ВЛКСМ из студентов-общественников, были призваны совершенствовать массово-политическую и разъяснительную работу, улучшить информирование населения в местах дислокации отрядов. В освещении международных событий лекторские группы стали акцентировать внимание на разоблачительных материалах об антимарксистской группе Мао Цзэдуна. За летний семестр 1968 г. слушателям было прочитано 170 лекций, осуждающих агрессивную политику

официального Пекина (ГАРБ. Ф. 36. Оп. 4. Д. 20. Л. 4, 8). После трагических событий на острове Даманском в 1969 г. тематика лекций приобрела острое политическое и идеологическое звучание, нацеленное на усиление противодействия экспансии маоистского руководства: «Границы СССР священны и неприкосновенны», «Из истории внутренней борьбы в коммунистической партии Китая», «О международном положении СССР», «Современная обстановка и внешняя политика Советского Союза» (ГАРБ. Ф. 36. Оп. 4. Д. 32. Л. 119). Областной штаб ССО, ориентируясь на решения XVI съезда ВЛКСМ о широком вовлечении студентов различные формы агитационной, пропагандистской и культурно-просветительской деятельности, инициировал составление и принятие планов политико-воспитательной работы в отрядах. Такая подготовительная работа была хорошо налажена в ВСТИ, БГПИ им. Д. Банзарова, электротехникуме связи, сельскохозяйственном техникуме. В вузах основной базой подготовки лекторских групп стали школы молодого лектора, факультеты общественных профессий, вузовские общества «Знание» (ГАРБ. Ф. 36. Оп. 5. Д. 25. Л. 7-8).

Практически к каждому студотряду прикреплялись трудновоспитуемые подростки. Ответственные за них бойцы отряда (иногда сам командир и комиссар) курировали их работу, помогали советом, проводили воспитательные беседы, держали связь с их родителями, составляли четкий психологический портрет юношей. Вместе с тем на первом этапе становления ССО лишь некоторые отряды смогли умело и органично сочетать производственную деятельность и общественную работу. Например, стройотряд «Незабудка» БГПИ им. Д. Бан-зарова имел четкий план общественной работы, который соответствовал профильному значению вуза и включал следующие направления: лекционная пропаганда, организация детского лагеря-спутника, помощь сельской школе, концерт для тружеников села (ГАРБ. Ф. 36. Оп. 5. Д. 27. Л. 10).

В итоговом отчете областного ССО «Буря-тия-70» отмечалось, что не всегда удавалось найти взаимопонимание с руководством вуза (БГСХИ) по вопросу совмещения летнего труда студентов в зачет производственной практики. Ректорат не только категорически отказывался решить этот вопрос, но и препятствовал формированию стройотрядов, не допускал студентов, даже освобожденных от практик, к вступлению в стройотряд. Очевидно, что и вузовский комитет ВЛКСМ слабо провел работу по формированию отрядов, запоздало утвердил их командиров и комиссаров. Часть студентов

не прошли учебу по соблюдению правил техники безопасности. В результате низкого уровня политико-воспитательной работы, общей неподготовленности один из отрядов «Колос» был снят с объекта (ГАРБ. Ф. Ф. 36. Оп. 5. Д. 25. Л. 5).

В бытовых практиках студентов и местного населения случались и конфликты. 13 представителей отряда «Канал» (ВСТИ), прикрепленного к Тугнуйской оросительной системе, прибыли на тракторе к центральной площади с. Мухорши-бирь. Попутно студенты завязали драку с группой местной молодежи. Перманентный лозунг «смычка города и деревни» обрел новое звучание, когда в результате интенсивного «сотрудничества» 4 местных юношей физически пострадали (ГАРБ. Ф. 36. Оп. 5. Д. 25. Л. 66). Нарушители общественного порядка были задержаны милицией. За нарушение устава ССО приказом областного штаба отряд был расформирован (ГАРБ. Ф. 36. Оп. 4. Д. 17. Л. 3; Ф. 36. Оп. 4. Д. 20. Л. 7).

Деятельность ССО строилась на демократических началах. Все производственные, дисциплинарные вопросы в линейных ССО решало общее собрание. На собрании давалась оценка практического вклада каждого в работу отряда, в некоторых ССО коллективно решался вопрос об уравнительном характере заработной платы даже в случае болезни кого-либо из бойцов отряда. Собрание линейного отряда по итогам сезона оценивало достижения и проблемы ССО, работу областного штаба, принимало решения дисциплинарного характера к студентам, нарушившим устав ССО. За пределами рабочих будней жизнь студенческих отрядов была насыщенной, стали традиционными праздники «День строителя», «День молодежи», «День ССО», «День девушек ССО» (ГАРБ. Ф. 36. Оп. 5. Д. 25. Л. 17).

Качественная характеристика состава областного отряда определялась принадлежностью к партийной организации или молодежному союзу. В 1971 г. коммунисты и комсомольцы составили 98% об общей численности областного студенческого строительного отряда. Многие бойцы отряда вступали в ряды ВЛКСМ во время прохождения трудового семестра (ГАРБ. Ф. 36. Оп. 6. Д. 7. Л. 3). Стремление партийно-комсомольских органов тотально охватить студенческую и иную молодежь являлось не только важной составляющей идеологической и воспитательной работы с

ней, но и должно было, на наш взгляд, продемонстрировать мощь единства своих рядов, придать ощущение солидарности, выражение (хотя бы формальное) массовой поддержки проводимой политике государства. Хотя в этих мероприятиях уже угадывается элемент принуждения, не будет преувеличением констатировать, что этот инструментарий в работе с молодежью подтвердил свою эффективность. Многие молодые люди, принимая искреннее участие в стройотрядовском движении, приобрели не только бесценный опыт человеческого общения, взаимовыручки, производственной практики, но и проявили высокие организационные способности, закрепили широкие личные контакты в комсомольской среде. Этот комсомольский ресурс будет востребован в новых условиях постсоветского времени.

Итак, формирование студенческих строительных отрядов во второй половине 1960-х - начале 1970-х гг. отвечало качественным изменениям в социально-экономическом развитии страны и республики. Ускоренное индустриальное освоение Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока, подъем жизненного уровня села инкорпорировали стройотрядовское движение в разветвленную систему производственных отношений в стране. Деятельность ССО в республике была сопряжена с вводом строительных объектов в сельскохозяйственном и мелиоративном секторах агропромышленного комплекса, электрификацией железнодорожных путей и других объектов, работой на Всесоюзных ударных стройках. Патронаж со стороны руководящего корпуса республики, обкома ВЛКСМ, принятие официальных постановлений партийных и комсомольских органов на союзном и республиканском уровнях обеспечили динамичную работу областного штаба ССО, его высокий статус, быстрое становление и количественный рост студенческих отрядов, регламентировали правовые отношения отрядов с различными ведомствами. Стройотрядовское движение, несмотря на известные проблемы роста, способствовало сплочению студенческих коллективов, развитию ответственного отношения к труду, организаторских, коммуникативных и творческих способностей, стало одной из эффективных составляющих производительных сил страны и широким полем приложения молодежных трудовых инициатив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.