Научная статья на тему 'Безвозмездная деятельность студенческих отрядов Алтайского края (1950-1970 гг. )'

Безвозмездная деятельность студенческих отрядов Алтайского края (1950-1970 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
330
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОТРЯДЫ / ОТРЯДЫ БЕЗВОЗМЕЗДНОГО ТРУДА / ТРУДОВОЙ СЕМЕСТР / БЕЗВОЗМЕЗДНАЯ ПОМОЩЬ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ / ШЕФСКАЯ РАБОТА / ИДЕЙНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / АЛТАЙСКИЙ КРАЙ / STUDENT'S CONSTRUCTION GROUPS / VOLUNTEER GROUPS / LABOR SEMESTER / FREE AID / PATRIOTIC INITIATIVES / PATRONAGE WORK / IDEOLOGICAL AND EDUCATIONAL WORK / ALTAI TERRITORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яровикова Виктория Андреевна

Молодежь на всех этапах исторического развития представляет одну из важнейших социальных групп, которая является наиболее передовой и активной частью общества. Особенностью студенчества является то, что процесс его включения в общественную жизнь идет не только через учебную деятельность и профессиональную подготовку, но и путем формирования новых форм проявления собственной активности и путем выбора форм социального взаимодействия. Одной из таких форм стала безвозмездная деятельность студенческих отрядов, которая приобретает широкую известность во второй половине 1950-х гг. и постепенно организационно оформляется в отряды безвозмездного труда (СОБТ). Появление таких отрядов доказывает социальную эффективность студенческого стройотрядовского движения, которая состояла в ускорении социализации юношей и девушек, формировании у молодежи социально-значимых ценностей, установок, правил и норм. В статье на основе широкого круга источников раскрывается процесс становления и развития безвозмездной деятельности студенческих отрядов Алтайского края. Показываются и анализируются формы и методы безвозмездной трудовой деятельности алтайского студенчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Voluntary Activity of Student’s Groups of the Altai Territory (1950-1970)

The youth at all stages of historical development represents one of the major social groups which is the most advanced and active part of the society. The characteristic feature of students is that process of their inclusion in public life goes not only through educational activity and vocational training, but also through the formation of new forms of manifestation of their own activity and a choice of forms of social interaction. One of such forms was voluntary activity of students’ groups which gains wide popularity in the second half of the 1950s and gradually acquires the organizational form of the groups of volunteers. Emergence of such groups proves social efficiency of the students’ construction brigades which consisted in acceleration of socialization of young people, formation of socially important values, morals, rules and norms. On the wide range of the sources, the article reveals the process of formation and development of voluntary activity of students’ groups in the Altai territory. Analysis is given to the forms and methods of voluntary work of Altai students.

Текст научной работы на тему «Безвозмездная деятельность студенческих отрядов Алтайского края (1950-1970 гг. )»

УДК 94(571.150)084.9 ББК 63.3(2Рос-4Алт)63

Безвозмездная деятельность студенческих отрядов Алтайского края (1950-1970 гг.)

В.А. Яровикова

Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова (Барнаул, Россия)

Voluntary Activity of Student's Groups of the Altai Territory (1950-1970)

V.A. Yarovikova

Polzunov Altai State Technical University (Barnaul, Russia)

Молодежь на всех этапах исторического развития представляет одну из важнейших социальных групп, которая является наиболее передовой и активной частью общества. Особенностью студенчества является то, что процесс его включения в общественную жизнь идет не только через учебную деятельность и профессиональную подготовку, но и путем формирования новых форм проявления собственной активности и путем выбора форм социального взаимодействия. Одной из таких форм стала безвозмездная деятельность студенческих отрядов, которая приобретает широкую известность во второй половине 1950-х гг. и постепенно организационно оформляется в отряды безвозмездного труда (СОБТ). Появление таких отрядов доказывает социальную эффективность студенческого стройотрядовского движения, которая состояла в ускорении социализации юношей и девушек, формировании у молодежи социально-значимых ценностей, установок, правил и норм.

В статье на основе широкого круга источников раскрывается процесс становления и развития безвозмездной деятельности студенческих отрядов Алтайского края. Показываются и анализируются формы и методы безвозмездной трудовой деятельности алтайского студенчества.

Ключевые слова студенческие строительные отряды, отряды безвозмездного труда, трудовой семестр, безвозмездная помощь, патриотические инициативы, шефская работа, идейно-воспитательная работа, Алтайский край.

The youth at all stages of historical development represents one of the major social groups which is the most advanced and active part of the society. The characteristic feature of students is that process of their inclusion in public life goes not only through educational activity and vocational training, but also through the formation of new forms of manifestation of their own activity and a choice of forms of social interaction. One of such forms was voluntary activity of students' groups which gains wide popularity in the second half of the 1950s and gradually acquires the organizational form of the groups of volunteers. Emergence of such groups proves social efficiency of the students' construction brigades which consisted in acceleration of socialization of young people, formation of socially important values, morals, rules and norms. On the wide range of the sources, the article reveals the process of formation and development of voluntary activity of students' groups in the Altai territory. Analysis is given to the forms and methods of voluntary work of Altai students.

Key words: student's construction groups, volunteer groups, labor semester, free aid, patriotic initiatives, patronage work, ideological and educational work, Altai territory.

DOI 10.14258/izvasu(2015)4.2-46

История развития безвозмездной деятельности российского студенчества знает немало примеров инициативы, почина, самоотверженности и бескорыстия. Безвозмездная деятельность студенчества ста-

ла одной из ярких страниц истории патриотического трудового движения. Начало этой традиции в марте 1959 г. положили студенты Киевского государственного университета, решив построить три жилых

дома, а заработанные деньги передать в общественный фонд [1, с. 120].

В 1950-е гг. традиция безвозмездной деятельности была очень популярной у алтайских студентов. На комсомольском активе студентов и учащихся техникумов Алтайского края 21 мая 1958 г. отмечалось, что студенчество Барнаульского и Горно-Алтайского пединститутов, учащиеся Рубцовского машиностроительного, Алтайского техникума мясной и молочной промышленности широко практикуют частичное самообслуживание в общежитиях, учебных корпусах, столовых и имеют стабильные шефские связи со школами. Каждый третий студент Горно-Алтайского педагогического института работает вожатым в школе, руководителем кружка, спортивной секции, ученической производственной бригады. Участники актива выступили с предложениями о расширении безвозмездных форм участия, отработке каждым студентом не менее 20 часов на строительстве жилья, благоустройстве городов и сел [2, л. 33, 34].

В 1960-е гг. одной из форм безвозмездной деятельности российского студенчества стало проведение дней «ударного труда». При этом стоит отметить, что патриотические инициативы молодежи активно поддерживались партийными и комсомольскими органами. Первые субботники и воскресники дней «ударного труда» были организованы в 1962 г. по инициативе студентов Москвы. Заработанные деньги решено было направить на создание тракторной колонны для Кубы. В 1964 г. тракторная колонна была доставлена в Гавану. В 1963 г. Центральный штаб студенческих строительных отрядов (ССО), поддержав инициативу ряда студенческих отрядов страны, обратился с призывом направить средства, заработанные в ходе трудового семестра, на строительство средней школы в совхозе «Октябрь» Целиноградской области. Через два года школа была сдана в эксплуатацию [3]. Студенчество Алтая внесло большой вклад в проведение дней ударного труда в фонды помощи героическому Вьетнаму, Лаосу и Кампучии, союзам молодежи освободившихся стран, восстановления Чернобыльской АЭС и Ташкента, пострадавшего от землетрясения, в общее дело солидарности с борющимся народом Чили. С 1972 г. один из дней каждого трудового семестра бойцы Всесоюзного студенческого отряда работали в фонд строительства объектов г. Гжатска — родины первого космонавта планеты Ю. Гагарина. На эти средства была реконструирована центральная площадь города, установлен памятник Гагарину, построена школа, детский сад, поликлиника, жилые дома, десятки производственных объектов [4].

В первой половине 1970-х гг. традиции безвозмездной деятельности студенчества получили широкое развитие. В декабре 1972 г. студенты Московского пединститута иностранных языков работали на Всесоюзной

ударной комсомольской стройке — строительстве Камского автозавода, заработанные средства они перечислили в фонд тракторной автоколонны имени Анатолия Мерзлова — рязанского комсомольца, погибшего в 1972 г. при спасении урожая от огня. Так был создан первый в стране студенческий отряд безвозмездного труда (СОБТ), ставший летом 1973 г. победителем Всесоюзного социалистического соревнования среди ССО, участвовавших в строительстве КамАЗа. Молодежь страны поддержала призыв студентов. В 1974 г. на Рязанщину было направлено 40 тракторов, построенных на собранные комсомольцами средства [5, а 78].

Первые отряды безвозмездного труда на Алтае были сформированы в 1975 г. ССО «Юность» Алтайского политехнического института (АПИ), который построил школу в селе Бобровка Первомайского района, перечислил заработанные средства в Советский фонд мира, а командир отряда А.В. Рождественский позже был награжден почетным дипломом. Учащиеся Бийского лесхоза-техникума из отряда «Корчагинец», направленного на строительство жилья в Бийский район, приобрели на свою зарплату музыкальные инструменты, магнитофоны, спортивный инвентарь и отправили в подарок молодым строителям Байкало-Амурской магистрали [6]. Алтайский межвузовский отряд безвозмездного труда «Искра» весь свой заработок перечислил на приобретение автобуса для детского дома в Первомайском районе, а в детский дом им. В.С. Ершова перечислил заработную плату почетного бойца [7].

Распространенной формой шефской работы в краевом ССО «Алтай» во второй половине 1970-х — начале 1980-х гг. стали трудовые десанты зональных отрядов, инициаторами которых были студенты-медики. В 1977 г. студенты Алтайского государственного медицинского института (АГМИ) безвозмездно восстановили школу в с. Дресвянка Каменского района, пострадавшую от пожара. В рамках месячника «Бойцы стройотрядов — сельским школам» был сформирован и отправлен на строительство Дресвянской вспомогательной школы строительный десант, состоявший из 39 представителей — лучших специалистов ССО «Медик-77». Через 10 дней командир студенческого десанта, член Каменского зонального штаба ССО В.А. Трешутин сдал рапорт заместителю райисполкома В.С. Воронову об успешном завершении строительства и готовности Дресвянской вспомогательной школы принять 140 воспитанников. Бойцы строительного десанта за 10 дней ударного труда возвели крышу длиной 20 м, настелили пол площадью 364 м2, поставили 12 перегородок, оштукатурили и побелили 1280 м2, застеклили 42 м2, покрасили полов 264 м2, залили отмостку площадью 102 м2. На заработанные десантом деньги студенты приобрели все необходимое для воспитанников школы [8, л. 104, 108, 109].

В 1979 г. сводный отряд Павловского зонального ССО численностью 25 человек, сформированный из студентов Алтайского госуниверситета, Алтайского сельскохозяйственного и медицинского институтов, Алтайского и Барнаульского строительных техникумов, Горно-Алтайского пединститута, принял участие в операции «Солнечный круг». В ходе десанта бойцы отряда произвели ремонт четырех детских садов, построили три детские площадки, оказали помощь в подготовке детских учреждений и школ Павловского района, провели профилактический медицинский осмотр 150 детей, прочитали 29 лекций. В этом году аналогичные десанты были организованы в шести зональных отрядах Алтайского края. В 1980 г. трудовой десант Барнаульского зонального ССО, сформированный из студентов Узбекистана, на строительстве школы в краевом центре безвозмездно выполнил объем строительно-монтажных работ на сумму 33 тыс. руб. В 1982 г. участники Каменского десанта достроили и сдали «под ключ» восьмилетнюю школу в селе Гонохово [9, с. 101]. Анализ результатов деятельности подобных десантов показывает, что при условии концентрированной дислокации студенческих отрядов эта форма безвозмездной помощи в строительстве социально-значимых объектов была наиболее эффективной. Она позволяла практически без ущерба для темпа строительства основных объектов ССО выполнять дополнительные значительные объемы работ в отдаленных селах, не располагавших достаточной строительной базой.

За трудовой семестр 1978 г. студенческие отряды безвозмездного труда освоили более трех миллионов рублей, перечислив в различные общественные фонды свыше 104 тысяч рублей. Летом 1979 г. Всесоюзный студенческий строительный отряд включал в себя 40 СОБТ общей численностью свыше 1900 человек, перечисливших более 100 тысяч рублей в общественно-полезные фонды из своей заработной платы. В 1980 г. на стройках страны работали уже 78 отрядов безвозмездного труда, в 1981-м — 141 [10, с. 108].

Одной из разновидностей СОБТ являлись специализированные медицинские отряды, формируемые в АГМИ с 1970-х гг. для оказания бесплатной медицинской помощи сельским труженикам края в летние месяцы. Студенты безвозмездно проводили массовые профилактические осмотры детей и взрослого населения с целью выявления больных и их своевременного лечения, организовывали лечебно-консультативную помощь больным в поликлинике, стационаре и на дому, санитарно-просветительскую работу среди местного населения, оказывали методическую помощь местным органам здравоохранения, шефскую помощь сельскому населению, проводили работу по профориентации среди сельской молодежи отдаленных районов [11, л. 81]. В 1976 г. врачи студенческих медицинских отрядов оказали медицин-

скую помощь в 15 сельских районах края, провели лечебно-профилактическую работу в 46 участковых больницах и 74 фельдшерско-акушерских пунктах. Профилактическими медицинскими осмотрами было охвачено 18 318 человек из 143 сел, в том числе 912 детей, 8150 животноводов и механизаторов, 2509 инвалидов Великой Отечественной войны. В результате профилактической работы было выявлено 2777 больных, из них в стационар на лечение направлено 311 человек, на амбулаторное лечение — 195, в краевые лечебные учреждения — 384. Проверена работа 10 детских дошкольных учебных заведений, шести пионерских лагерей, трех школьных лагерей труда и отдыха. В поликлинике врачи и студенты оказали помощь 3858 больным, в стационаре — 1727 пациентам, сделали 309 операций, обслужили 236 вызовов на дому. Врачи медицинских отрядов за рабочий период прочитали 315 лекций по медицинской тематике, провели 901 беседу, 27 вечеров вопросов и ответов на медицинские темы, оформили 36 уголков здоровья, выпустили 194 санбюллетеня, опубликовали 45 статей в районных газетах, распространили более 25 тысяч различных материалов санитарно-просветительского характера [11, л. 82, 83]. Кроме своей основной работы бойцы студенческих медицинских отрядов трудились на сенозаготовках, участвовали в организации и проведении «Дня донора», ремонте лечебных учреждений, собирали лекарственное сырье.

Агитационно-пропагандистская, идейно-воспитательная, общественно-политическая, шефская, спортивная работа осуществлялась алтайскими студентами безвозмездно. Ежегодно за трудовой семестр каждый студенческий отряд организовывал 10-12 выступлений агитбригады, 15-20 лекций и бесед. В 1972 г. в отрядах края работало 162 агитбригады, в которых участвовало 1647 человек. Агитбригадами было дано 957 концертов, работало 684 лектора [12, л. 33]. В 1977 г. насчитывалось 153 агитбригады в составе 1563 человек. В летний трудовой семестр стройотрядовцы дали 1316 концертов, прочитали 3934 лекции, в том числе 757 в подготовительный период [13, л. 133]. В 1981 г. 136 студенческими агитбригадами края было дано 1494 концерта, прочитано 4992 лекции, организовано 242 спортивных кружка и секции, отремонтировано и построено 208 памятников, оформлено 96 клубов и библиотек, организовано 85 консультационных пунктов, передано школьным библиотекам 8378 книг, изготовлено 605 наглядных пособий, оборудовано 189 специализированных кабинетов и фотолабораторий, оказана помощь 523 ветеранам войн и труда [14, л. 121].

ССО в местах дислокации безвозмездно реставрировали, сооружали или строили заново памятники героям войны и труда. Многие отряды зачисляли в свой состав почетными бойцами героев революции, Великой Отечественной войны, ветеранов тру-

да. Начисленная им заработная плата перечислялась на сооружение памятников, в Советский фонд мира, родным и близким погибших. В 1975 г. в Алтайском краевом ССО в подготовительный и рабочий период под девизом «Никто не забыт, ничто не забыто» была проведена операция «Долг», посвященная 30-летию победы над гитлеровской Германией. Главными событиями операции стали зачисление в состав ССО героев Великой Отечественной войны, исследование их жизни и подвигов, организация безвозмездной шефской помощи им и их семьям, реставрация памятников погибшим в годы войны, оформление музеев боевой славы в местах дислокации и в учебных заведениях [15, л. 16, 17].

Неотъемлемой частью безвозмездной деятельности студентов ССО во время летнего трудового семестра была работа с трудновоспитуемыми подростками. В большинстве отрядов вместе со студентами работали по 2-3 трудновоспитуемых подростка, за которыми закреплялись шефы из числа наиболее опытных и авторитетных стройотрядовцев, поддерживающих с ребятами круглогодичную связь. В 1970-е годы в ССО края ежегодно вместе со студентами выезжало от 200 до 300 детей из неблагополучных семей в возрасте 14-16 лет. В течение трудового семестра подростки работали вместе со студентами, но не более шести часов в день, принимали участие в концертах агитбригад, спортивных соревнованиях. В 1970 г. в составе краевого ССО «Алтай» трудились 212 педагогически запущенных подростков, в 1975-м — 309, в 1980-м — 272 [16, л. 133]. В 1971 г. только в ССО Алтайского политехнического института работало 68 трудновоспитуемых подростков [17]. Такие отряды получили название «ОСиПов» — отряды студентов и подростков. В 1979 г. в вузах Алтайского края работают «ОСиПы»: «Лингва» и «Эльфы» (Барнаульского государственного педагогического института), «Данко» (Алтайского сельскохозяйственного института), «Ермак» (Алтайского государственного университета). Наиболее популярным из них был «Ермак», созданный в 1979 г. в составе 12 студентов и 22 подростков. Его первым командиром был Вячеслав Сачков [18]. Деятельность «Ермака» не ограничивалась концертами и лекциями. По его инициативе совместно с отрядом «Русичи» в селе Зимино Топчихинского района была проведена политическая манифестация солидарности с борцами против империализма, за мир и дружбу между народами, завершившаяся факельным шествием к памятнику зи-минцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Деятельность ОСиПов имела большое воспитательное значение. Только по итогам трудового семестра 1979 г. из 284 запущенных подростков, работавших в студенческих отрядах, было рекомендовано снять с учета 74 ребенка, из них 14 поступили в проф-

техучилища, техникумы и вузы, а 34 — рекомендовано для вступления в ВЛКСМ [19, л. 351].

Традиционной формой безвозмездной работы ССО было шефство над сельскими школами, которое проводилось в рамках договора отряда с дирекцией школы и руководителями принимающих организаций, а также на основании соответствующих планов-заданий комитетов ВЛКСМ вузов и штабов студенческих отрядов. Шефская работа включала в себя безвозмездное строительство и текущий ремонт школьных зданий, подсобных помещений, домов учителей, благоустройство территорий, сооружение спортивных и географических площадок, оформление помещений, оборудование спецкабинетов, комплектование школьных библиотек. Стройотряды-шефы организовывали безвозмездную работу консультационных пунктов для поступающих в вузы и техникумы выпускников сельских школ и отстающих школьников, создавали кружки и клубы по интересам, спортивные секции, проводили рейды по проверке готовности сельских школ к учебному году, спортивные соревнования по сдаче норм ГТО, открывали стационарные и полустационарные (дневные) пионерские лагеря-спутники, действующие при отрядах.

Алтайским краевым ССО только в 1973 г. на общественных началах был произведен текущий ремонт 148 сельских школ, построено 166 спортплощадок и других сооружений, оборудовано 67 специальных кабинетов, четыре фотолаборатории, 27 технических пунктов, изготовлено 498 наглядных пособий, передано школьным библиотекам 10 680 книг, открыто 92 консультационных пункта, работало 29 лагерей-спутников, в которых отдохнули 1290 детей, оформлено клубов, библиотек, читален — 191 [20, л. 22, 23].

В период с 1965 по 1981 гг. Алтайским краевым ССО был безвозмездно произведен ремонт 1998 школ, построено 2606 спортивных площадок, передано школьным библиотекам 112 264 книги, работало 506 лагерей-спутников, вместе со студентами в отрядах трудились 3489 педагогически запущенных подростков, был поставлен 17 301 концерт и прочитано 38 307 лекций [21].

Интересной формой безвозмездной работы алтайских стройотрядовцев явилась организация бюро добрых услуг. Оно оказывало помощь местным жителям в ремонте квартир, домов, заготовке топлива, ведении домашнего хозяйства, уходе за детьми и ремонте предметов домашнего обихода. В работе бюро добрых услуг принимали участие члены отряда, имевшие специальности маляров, каменщиков, штукатуров и навыки по ремонту теле- и радиоаппаратуры, холодильников, других бытовых предметов и приборов. В 1973 г. в крае был открыт 101 пункт

«бюро добрых услуг» на общественных началах, в 1974-м — 118, в 1975-м — 141 [22, л. 139].

Таким образом, безвозмездная деятельность студенческих отрядов Алтайского края в рассматриваемый период явилась одной из действенных форм формирования у молодежи социально-значимых ценностей, установок,

правил и норм. В конкретных исторических условиях она помогла государственным, местным органам власти Алтайского края во взаимодействии с партийными, комсомольскими организациями и трудовыми коллективами решить важную задачу социализации самой активной части советской молодежи, какой являлось студенчество.

Библиографический список

1. Приступко В.А. Студенческие отряды: исторический опыт 1959-1990 годов — М., 2008.

2. Государственный архив Алтайского края (ГААК). — Ф. П-482. — Оп. 20. — Д. 2.

3. Молодежь Алтая. — 1987. — 17 июля.

4. Молодежь Алтая. — 1986. — 20 июня.

5. Григорьев С.И. Социальный смысл безвозмездной деятельности советского студенчества : научно-методические, методологические и практические рекомендации. — Барнаул, 1982.

6. Молодежь Алтая. — 1976. — 3 февраля.

7. Молодежь Алтая. — 1987. — 31 июля.

8. ГААК. — Ф. П-9569. — Оп. 1. — Д. 79.

9. Студенческая целина в общественном и личном измерении: к 45-летию студенческих отрядов в СССР — России. — М., 2003.

10. Труевцев В. А. Семестры гражданского становления. — Барнаул, 1984.

11. ГААК. Ф. П-482. — Оп. 31.— Д. 264.

12. ГААК. Ф. П-482. — Оп. 30. — Д. 20.

13. ГААК. Ф. П-482. — Оп. 31. — Д. 399.

14. ГААК. Ф.П-482. — Оп. 35. — Д. 194.

15. ГААК. Ф.П-482. — Оп. 31. — Д. 123.

16. ГААК. Ф. П-482. — Оп. 28. — Д. 79.

17. Алтайский политехник. — 1971. — 27 октября.

18. Молодежь Алтая. — 1979. — 6 июля, 17 августа.

19. ГААК. Ф. П-482. — Оп. 27. — Д. 22.

20. ГААК. Ф. П-482. — Оп. 30. — Д. 72.

21. Итоговые отчеты Алтайского краевого ССО «Алтай» за 1965-1981 гг. // ГААК. Ф. П-482.

22. ГААК. Ф. П-482. — Оп. 30. — Д. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.