Яровикова Виктория Андреевна
РОЛЬ ТРУДОВЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ СТУДЕНЧЕСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОТРЯДОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В 1970-Е гг.
Активное привлечение студентов вузов к решению социально-экономических задач в 1970-е гг. способствовало устойчивому развитию народного хозяйства Алтайского края. На основе широкого круга источников в статье раскрывается процесс становления и развития трудовых и социальных инициатив студенческих строительных отрядов. На конкретных примерах автор показывает весомый вклад алтайского студенчества в социально-экономическое развитие региона. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2016/12-2/63.1^т!
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 2. C. 221-224. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/12-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
не бедность, а честность, откровенность, стремление дать ответ в своих работах на политические и социальные проблемы общества. Например, французский художник JR, который сам себя называет как photograffeur, провел в 2008 году акцию - оклеил фавеллы в Рио-де-Жанейро черно-белыми фотографиями пристально глядящих людских глаз с целью привлечения государства и общественности на серию случившихся в этом неблагополучном районе убийств. Другой известный уличный художник, работающий под псевдонимом Бэнкси, стал национальной знаменитостью Великобритании, создав серию сатирических настенных изображений, посвященных социальным проблемам общества.
Таким образом, рассматривая произведения художественного творчества конца XX века - начала XXI века, можно предположить, что существует два плана в развитии художественной культуры. Первый - это создание произведений искусства и манипуляции с ними - главной целью художников, занимающихся такого рода деятельностью, является богатство и слава. Второй план - это движение в предметности, то есть создание художественной реальности, некоего «универсума событий», каждое их которых проживается и переживается как самим автором, так и обществом в целом. Но в том, и в другом планах роль табу и табуизация остаются неизбежным атрибутивным феноменом духовной жизни обществ, изменяющим свою интенцию и формы проявления, где решается быть и/или не быть жизни и/или «чему»; а вот сам вопрос остается за художником и нами, различными зрителями.
Список литературы
1. Гомперц У. Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси / пер. с англ. И. Литвиновой. М.: Синдбад, 2016. 464 с.
2. Каледин О. Н. Табу человека. М.: Спутник+, 2008. 425 с.
3. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2000. 704 с.
4. Меньчиков Г. П. Культура и духовное здоровье народа - фундаментальная проблема бытия человека и общества // Культура. Образование. Время. 2012. № 2. С. 20-28.
5. Меньчиков Г. П. Соотношение явлений и понятий «духовная жизнь общества» и «духовная культура общества»: его практическое жизненное значение // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 1. С. 9-15.
6. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-reading.
club/bookreader.php/60737/Freiid_Totem_i_tabu._Psihologiya_pervobytnoii_kul%27tury_i_religii.htm (дата обращения:
23.10.2016).
ROLE OF TABOO IN ARTISTIC CULTURE OF THE END OF THE XX - THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY
Yanykina Alla Nikolaevna, Ph. D. in Philosophy Kazan State University of Culture and Arts alla.yanykina@yandex. ru
The article undertakes an attempt to reveal contradictory but objective influence of the system of prohibitions on artistic culture formation from the historical and comparative viewpoint. Of course taboo and prohibitions are not synonymous. Presenting taboo as an unavoidable attribute of spiritual life of the society the author suggests considering simultaneously destruction of taboo: both as one of the factors contributing to development of young ambitious artists' creativity, and as one of foundations for creating new restrictions with the purpose of their destruction in the future.
Key words and phrases: taboo; space of well-organized art; "profanized" space of non-art; necrophilia; spiritual life of society.
УДК 378.18.035.3(571.15X091)
Исторические науки и археология
Активное привлечение студентов вузов к решению социально-экономических задач в 1970-е гг. способствовало устойчивому развитию народного хозяйства Алтайского края. На основе широкого круга источников в статье раскрывается процесс становления и развития трудовых и социальных инициатив студенческих строительных отрядов. На конкретных примерах автор показывает весомый вклад алтайского студенчества в социально-экономическое развитие региона.
Ключевые слова и фразы: Алтайский край; студенческие строительные отряды; трудовые инициативы; эффективность; качество; трудовой семестр; социально-экономическое развитие.
Яровикова Виктория Андреевна
Алтайский государственный педагогический университет yarovicova. vica@mail. гы
РОЛЬ ТРУДОВЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ СТУДЕНЧЕСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОТРЯДОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В 1970-Е ГГ.
Масштабность государственных планов социально-экономического развития регионов страны в рассматриваемый исторический период, готовность молодёжи активно участвовать в созидательном процессе
строительства нового общества явились основными факторами зарождения и развития трудовых и социальных инициатив в среде студенчества. С развитием рыночных отношений роль трудового воспитания подрастающего поколения приобретала особую значимость. Главным направлением деятельности студенческих строительных отрядов (ССО) Алтайского края в 1970-е гг. стало повышение эффективности и качества работы.
В начале девятой пятилетки многие населённые пункты края не были электрифицированы и радиофицированы, не имели школ, больниц, медицинских пунктов, дошкольных учреждений, предприятий бытового обслуживания, магазинов, клубов и находились на большом удалении от городов и сёл, где эти предприятия и учреждения имелись. Из 2 526 сельских населённых пунктов, зарегистрированных по переписи 1970 г., 159 пунктов, где проживало более 5 тыс. человек, не имело электричества, 357 пунктов с населением свыше 58 тыс. человек было не радиофицировано. Средние школы имелись только в 302 населённых пунктах, в которых проживало около 45% сельского населения. Значительное количество сельских жителей не имело возможности регулярно пользоваться медицинской помощью. 79% сёл и посёлков, где проживало свыше миллиона человек, находились от железной дороги на удалении более чем 10 километров, а 350 тыс. человек проживало на большом удалении от автобусных остановок [2, д. 28, л. 6]. Для студентов Алтая, Прибалтики, Украины, Белоруссии, Молдавии, Узбекистана, Туркмении, Кабардино-Балкарии, Чувашии, Ленинграда, Новосибирска, объединившихся в краевой студенческий строительный отряд «Алтай», главными объектами пятилетки стали жилые дома и школы, животноводческие помещения и линии электропередач, вторые пути железнодорожной магистрали ст. Омск - ст. Алтайская, всесоюзные ударные комсомольские стройки: Гилевское водохранилище, Славгородский химический завод им. Г. С. Верещагина.
Летом 1971 г. в составе ССО «Алтай» на трудовых объектах работало 5 330 студентов, в том числе из вузов и техникумов края - 2 137 студентов, из вузов и техникумов страны - 3 193 чел. Отряд в количестве 92 человек, сформированный на базе Алтайского политехнического института (АПИ) и Алтайского государственного медицинского института (АГМИ), выезжал на строительство Камского автозавода. В Сахалинскую область выезжал путинный отряд в количестве 680 человек [10, д. 40, л. 11]. Студенческими отрядами края была выполнена производственная программа в объёме 11,5 млн руб., введено в эксплуатацию 79 объектов, электрифицировано 2 520 жилых домов. Построены важные для развития животноводства Алтайского края Тальменская индейкофабрика, Каменская птицефабрика, Раздольненский свинокомплекс. Завершено строительство Бийского, Поспелихинского и Рубцовского элеваторов. Студенты ССО «Энергия» приняли участие в строительстве 1 080 км линии электропередач [Там же, л. 19, 73, 74].
В ходе летнего трудового семестра 1971 г. были внедрены и впервые официально зарегистрированы 6 рационализаторских предложений с экономическим эффектом 17,1 тыс. руб.: 1) изменение конструкций сборных железобетонных перекрытий пожарного водоёма и выгреба школы на 320 учащихся в с. Мульта Усть-Коксинского района; 2) замена сплошной одерновки откосов насыпи на диагонально-клетчатую при благоустройстве школы на 320 учащихся в с. Шебалино Шебалинского района; 3) устройство подпорных стенок вместо оголовков труб; 4) изготовление железобетонных балок и перемычек с использованием типовых проектов; 5) изменение конструкции пожарных водоёмов и выгребов с включением арматурных сеток и уменьшением расхода бетона; 6) изменение схемы прокладки водопровода на участке 3 км городской сети [Там же, л. 138].
Трудовой семестр 1972 г. бойцы ССО «Алтай» посвятили 50-летию образования СССР. 6 462 студента работали на объектах в 46 районах края. На стройках края трудилось многонациональное студенчество Молдавской, Узбекской, Туркменской ССР, Кабардино-Балкарской и Чувашской АССР. На строительство леспромхоза в Иркутскую область выезжал отряд в количестве 46 человек, сформированный на базе Барнаульского государственного педагогического института (БГПИ), путинный отряд в количестве 603 человек работал в Сахалинской области. На Всесоюзной ударной комсомольской стройке - Гилёвском водохранилище работало 103 человека из Узбекской ССР. Общий итог деятельности в объёмном показателе строительно-монтажных работ составил 13,8 млн руб. Студенты приняли участие в строительстве 570 объектов производственного, культурно-бытового и жилищного назначения. Введено в эксплуатацию 117 объектов, из них 28 жилых домов с общей полезной площадью 4 305 м2, 6 животноводческих помещений на 3 840 голов скота, складских помещений на 10 360 т, линий электропередач 836 км, 11 объектов внутрипроизводственной и телефонной связи [Там же, д. 338, л. 40, 42].
Благодаря помощи бойцов студенческих отрядов многие строительные организации, совхозы и колхозы выполнили планы освоения государственных капитальных вложений по строительству. Особенно необходимо отметить работу ССО «Политехник - 72» АПИ, трудившегося в Кош-Агачском районе Горно-Алтайской автономной области. Отрядом велось строительство торгового центра, жилой зоны, здания электростанции, детсада-ясли на 50 мест, здания конторы, столовой на 80 мест, пекарни, клуба на 300 мест. Студенты-политехники освоили 350,5 тыс. руб. и выполнили 91% годового плана строительной организации [Там же, л. 41].
В 1972 г. студенты ССО значительно расширили работы по сельской электрификации и телефонизации. В них участвовали отряды Молдавской, Узбекской ССР и Чувашской АССР, г. Новосибирска и Кирова. 850 км линий электропередач и 11 объектов внутрипроизводственной телефонной связи получили колхозы и совхозы от студентов. Отрядом энергетиков было освоено 2 582 тыс. руб., отрядом связи - 473 тыс. руб. Отряды энергии и связи работали в наиболее труднодоступных районах края - Солонешенском, Усть-Коксинском, Солтон-ском, Алтайском и др. [Там же, л. 53]. Во всех стройотрядах края было развёрнуто соревнование за экономию и бережливость строительных материалов. Так, например, отряд «Эльбрус-2», работавший в совхозе «Парфё-новский» Топчихинского района, благодаря бережному отношению к цементу и правильному его хранению смог на сэкономленном цементе дополнительно построить двухквартирный жилой дом [3, д. 21, л. 45].
По итогам летнего трудового семестра 1973 г. бойцы студенческого краевого отряда участвовали в сооружении 652 объектов жилищного, культурно-бытового и производственного назначения, освоив 17,2 млн руб. капитальных вложений. Сдали «под ключ» шесть школ на 2 480 мест, 97 км вторых путей ст. Омск - ст. Алтайская, 16 мехтоков, механизировали 15 животноводческих помещений, выпустили около миллиона банок консервов, обслужили 162 402 пассажира. Как и в предыдущем году, в центре внимания отрядов было строительство 36 крупных животноводческих комплексов и птицефабрик, таких, например, как Антипинский и Раздольнен-ский свинокомплексы, Тальменская индейкофабрика, Сибирская уткофабрика, Каменская и Первомайская птицефабрики, склады силосного типа и элеваторы в Рубцовске, Поспелихе и многое другое [10, д. 677, л. 48, 49].
В трудовом семестре 1974 г. студенты занимались строительством жилых домов и больниц в Кош-Агачском районе и вторых путей Средне-Сибирской магистрали в Кулундинских степях, расширением Слав-городского химического завода им. Г. С. Верещагина и возведением Заринского коксохимического комбината, прокладкой линий электропередач в Солонешенском районе и трассы Кулундинского канала в Камне-на-Оби. Отряд «Энергия» выполнил У государственного плана треста «Алтайсельэлектросетьстрой», а студенты АПИ заключили договор о долгосрочном сотрудничестве с коллективом треста «Алтайкоксохимстрой». Фактически по итогам трудового семестра ССО было освоено 18,3 млн рублей [Там же, д. 984, л. 19].
В 1975 г. большое внимание краевой штаб ССО «Алтай» уделял выполнению постановления ЦК ВЛКСМ «Комсомол - сельской школе». Студенческие отряды участвовали в строительстве 24 школ, из которых 7 сдали в эксплуатацию на 2 440 мест, 14 домов для учителей, 8 спортзалов, 3 училищ. Было отремонтировано 205 школ, построено спортплощадок и других пришкольных сооружений - 251, оборудовано 76 кабинетов. Сводный отряд алтайских студентов численностью 156 человек впервые выехал на сбор овощей и фруктов в Кабардино-Балкарию. Отрядом был выполнен объём работ на сумму 12 тысяч рублей, убрано 1 200 тонн овощей и фруктов [Там же, д. 1246, л. 22].
XXV съезд КПСС (24 февраля - 5 марта 1976 г.) определил десятую пятилетку как пятилетку эффективности и качества, которая характеризовалась возрастанием количества участников трудового семестра, расширением сферы приложения их сил, повышением эффективности качества производственной и общественно-политической деятельности. Главными стройками новой пятилетки для краевого студенческого отряда «Алтай» стали Алтайский коксохимический завод, Кулундинский магистральный канал, вторая очередь Алейской оросительной системы, Чарышский групповой водопровод, крупнейший в Сибири элеватор в Камне-на-Оби. Отряды алтайских студентов приняли участие в сооружении БАМа и восстановлении города Газли, пострадавшего от землетрясения.
Выполняя решения XXV съезда КПСС о превращении десятой пятилетки в пятилетку эффективности и качества, Каменский зональный ССО в 1976 г. организовал смотр-конкурс «Студенческим объектам - комсомольский Знак качества» [9, с. 114]. Комитетом комсомола АГМИ была проделана большая работа по созданию системы управления качеством на студенческих объектах. К работе каждого отряда, каждого бойца студенческого строительного отряда было привлечено внимание всех заинтересованных в сооружении строящихся объектов должностных лиц и организаций, от рядового инженерно-технического работника до управляющего трестом, от организации-заказчика до горисполкома. Новая система управления качеством работы создала предпосылки для массового внедрения прогрессивных форм организации труда. Так, в тресте «Каменьводстрой» развернулось встречное движение «Студенческой инициативе - инженерную поддержку» [8, д. 4, л. 18]. Оно позволило использовать в строительстве на студенческих объектах всё лучшее и передовое. Повседневная работа линейных штабов качества, выездные заседания на объектах дали возможность постоянно контролировать качество выполняемой работы, оказывать существенное влияние на организацию деятельности отряда. И как результат, в 1976 г. зональный штаб качества присвоил 9 студенческим объектам комсомольский «Знак качества». А всего в Каменской зоне был введён в эксплуатацию и сдан под монтаж оборудования с хорошей оценкой 31 объект из 46 принятых к строительству [4, д. 251, л. 69].
Продолжали наращивать свои производственные показатели в 1976 г. и отряды нестроительного направления, которые были сформированы в шести вузах и 10 техникумах Алтайского края в количестве 1 780 человек. Бойцами медицинских отрядов за летний трудовой семестр было обслужено 13 754 больных, сделано 214 операций, проведён профилактический осмотр 18 318 человек в 143 сёлах, осмотрен 2 501 инвалид Великой Отечественной войны, прочитано 385 лекций [11, д. 25, л. 12].
Расширяли свои трудовые задачи и педагогические отряды. В 1976 г. впервые работал студенческий педагогический отряд в детской колонии в г. Камне-на-Оби. Всего в крае бойцами 9 педагогических отрядов было обслужено в пионерских лагерях 4 156 школьников, прочитано населению по месту дислокации лагерей 80 лекций [Там же, л. 13]. Большую работу по предупреждению и борьбе с правонарушениями проводил в Центральном и Октябрьском районах г. Барнаула специализированный милицейский отряд «Дзержинец». Во время трудового семестра студенты успели прочитать 67 лекций на правовые темы, помогли сняться с учёта в детских комнатах милиции 28 подросткам, провели и приняли участие в 22 рейдах по охране общественного порядка в г. Барнауле [12, с. 97].
В 1977 г. впервые был сформирован в Алтайском крае студенческий отряд механизаторов в количестве 153 человек. Бойцы этого отряда работали в 4 хозяйствах края на уборке урожая. За 69 рабочих дней студенты собрали в валки зерновые на 6 854 га, убрали зерновых с 10 084 га, намолотили 169 792 центнера зерна, вспахали 1 008 га зяби, отремонтировали 24 единицы сельскохозяйственных машин [11, д. 130, л. 312]. Центральный штаб Всесоюзного ССО ЦК ВЛКСМ одобрил инициативу алтайских студентов по внедрению системы
управления качеством в ССО. Алтайским краевым штабом студенческих строительных отрядов было разработано положение о смотре-конкурсе, выпущена плакат-листовка, разъясняющая цели и задачи смотра-конкурса, условия участия в нём. С руководителями линейных и зональных отрядов была проведена учёба по организации смотра-конкурса. В конкурсе «Студенческим объектам - комсомольский Знак качества» в 1977 г. приняли участие 32 линейных отряда. Из 53 объектов «Знак качества» был присуждён 35 [4, д. 399, л. 177, 369].
В 1978 г. был сделан большой шаг вперёд в упорядочении планирования производственной деятельности ССО. Своё дальнейшее развитие в Алтайском крае получило движение за эффективный и качественный труд. Ряд отрядов внедрили в практику работы систему декадно-суточного планирования. В смотр-конкурс «Студенческим объектам - комсомольский Знак качества» включились все зональные отряды, в том числе и въездные, за исключением отрядов Кемеровской области. Для участия в смотре-конкурсе было выдвинуто 113 студенческих объектов, 40 из них получили комсомольский «Знак качества». Студентами было подано 16 рационализаторских предложений с экономическим эффектом 18,01 тыс. руб. 44 линейных отряда работали по методу бригадного подряда. Была достигнута экономия расчётной стоимости работ - 58,3 тыс. руб. [5, д. 146, л. 82, 89].
Секретариат крайкома ВЛКСМ и коллегия краевого производственного управления по строительству и эксплуатации автодорог приняли совместное постановление о проведении операции «Дороги Родины». Летом 1978 г. 86 студенческих строительных отрядов края приняли участие в этой операции, проложив 58 км дорожного полотна и построив 117 сопутствующих объектов [Там же, д. 147, л. 15]. В 1979 г. краевой студенческий отряд принял социалистические обязательства выполнить на стройках края объём строительно-монтажных работ на сумму 15 млн рублей. Под особый контроль было взято возведение детских дошкольных учреждений и школ. В ходе трудового семестра стройотрядовцы сдали в эксплуатацию 8 детских садов и яслей из 15 принятых к строительству, 2 школы из 9 [6, д. 130, л. 1-4].
Архивные документы свидетельствуют, что к 1980-м гг. строительные отряды как Алтайского края, так и других регионов страны из социального эксперимента переросли в молодёжное производственное объединение с огромными возможностями и потенциалом. Созданная профессиональная основа для подготовки бойцов превратила отряды в своего рода многопрофильное производственное предприятие, осваивающее ежегодно десятки миллионов капиталовложений. Вместе с тем нельзя не отметить, что постепенно студенческое движение стало переходить на экономические рельсы, и романтическая составляющая для поездки в студотряд стала уходить на второй план, многие ехали заработать денег [1, с. 336, 340].
Таким образом, несмотря на то, что экономический фактор для участия в стройотрядовском движении становился всё более важным, в рассматриваемый исторический период студенческие строительные отряды явились эффективной формой социализации студенческой молодёжи и внесли значительный вклад в социально-экономическое развитие Алтайского края. Расширение сферы и специфики труда, внедрение бригадного подряда, социалистического соревнования, инициативы за присвоение строительным объектам студенческого «Знака качества», движения за экономию и бережливость способствовали повышению качества и экономической эффективности трудовых семестров учащейся молодёжи.
Список литературы
1. Бурахина О. А., Слезин А. А. Экономические итоги деятельности студенческих строительных отрядов Тамбовской области // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2007. № 1. С. 336-344.
2. Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. П-482. Оп. 29.
3. ГААК. Ф. П-482. Оп. 30.
4. ГААК. Ф. П-482. Оп. 31.
5. ГААК. Ф. П-482. Оп. 32.
6. ГААК. Ф. П-482. Оп. 33.
7. ГААК. Ф. П-482. Оп. 34.
8. ГААК. Ф. П-1603. Оп. 32.
9. Приступко В. А. Студенческие отряды: исторический опыт 1959-1990 годов. М.: Изд-во Моск. гуманитар. ун-та, 2008. 298 с.
10. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. М-17. Оп. 3.
11. РГАСПИ. Ф. М-17. Оп. 7.
12. Труевцев В. А. Семестры гражданского становления. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1984. 192 с.
ROLE OF LABOUR AND SOCIAL INITIATIVES OF STUDENT CONSTRUCTION BRIGADES IN SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE ALTAI TERRITORY IN THE 1970S
Yarovikova Viktoriya Andreevna
Altai State Pedagogical University yarovicova. [email protected]
Active involvement of university students in social-economic problems solution in the 1970s contributed to sustainable development of the national economy within the Altai Territory. Basing on a wide range of sources the article reveals the process of formation and development of labour and social initiatives in student construction brigades. By specific examples the author shows significant contribution of Altai students to social-economic development of the region.
Key words and phrases: The Altay Territory; student construction brigades; labour initiatives; efficiency; quality; labour semester; social-economic development.