Научная статья на тему 'Из истории самоуправления студентов Москвы в 1970-е годы'

Из истории самоуправления студентов Москвы в 1970-е годы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
530
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКВА / ВУЗ / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СТУДЕНЧЕСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОТРЯДЫ / ТРУДОВОЕ / НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / STUDENTS' SELF-GOVERNMENT / STUDENTS' CONSTRUCTION BRIGADES / LABOUR / PHYSICAL STUDENTS' UPBRINGING / MOSCOW / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / ETHICAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабаева Елена Вячеславовна

В 1970-е гг. самоуправление оказывало существенное влияние на организацию свободного времени студентов. В статье рассматриваются наиболее распространенные и действенные направления, формы и виды деятельности студенческих общественных структур Москвы. Показано актуальное значение апробированных в изучаемый период организационных и образовательно-воспитательных средств реализации самоуправленческих начал в досуговой сфере жизнедеятельности студентов столицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабаева Елена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-government infl uenced greatly on organization of students leisure time in 1970th. Author considers the mo st widely-spread and eff ective directions, forms and types of students social structure activity in Moscow. Actual meaning of time-tested organizational and educational resources for self-government realization in capital students leisure activity is presented.

Текст научной работы на тему «Из истории самоуправления студентов Москвы в 1970-е годы»

Из истории

самоуправления студентов Москвы в 1970-е годы

Бабаева Е. В.

В 1970-е гг. самоуправление оказывало существенное влияние на организацию свободного времени студентов. В статье рассматриваются наиболее распространенные и действенные направления, формы и виды деятельности студенческих общественных структур Москвы. Показано актуальное значение апробированных в изучаемый период организационных и образовательно-воспитательных средств реализации самоуправленческих начал в досуговой сфере жизнедеятельности студентов столицы.

Ключевые слова: Москва, вуз, студенческое самоуправление, студенческие строительные отряды, трудовое, нравственно-эстетическое, физическое воспитание студентов

Self-government influenced greatly on organization of students' leisure time in 1970th. Author considers the most widely-spread and effective directions, forms and types of students' social structure activity in Moscow. Actual meaning of time-tested organizational and educational resources for self-government realization in capital students' leisure activity is presented.

Keywords: Moscow, higher education institution, students' self-government, students' construction brigades; labour, ethical, physical students' upbringing

Вопросы творческой, интеллектуальной, социальной и экономической самореализации подрастающего поколения — одна из стратегических задач развития страны. Молодежь является объектом национально-государственных интересов, одним из главных факторов обеспечения развития Российского государства и общества.

Особое место в молодежной политике занимает студенческое самоуправление. При этом сегодня активно используется советский опыт. В частности, идет возрождение строительных отрядов, сыгравших немаловажную роль в развитии экономики страны. Развитие студенческого самоуправления проявилось также в организации студенческих научных обществ (СНО), спортивно-массовых мероприятий, знаменитого КВН и др. Однако, до сих пор роль и значение студенческого самоуправления как действенного средства формирования личности молодого человека на примере вузов столицы в 1971—1980 гг. изучены мало.

Для публикаций изучаемого периода по данной теме были характерны принятый тогда пафос возвеличивания коммунистических идеалов и идеализация деятельности комсомольских организаций в вузах страны. Не случайно одним из часто цитируемых мест основоположников научного коммунизма было положение о растущих возможностях всестороннего развития личности в новом мире. Богатством будущего коммунистического общества, по словам К. Маркса, будет не рабочее, а свободное время [3. C. 217], которое обеспечит для трудящихся неограниченные возможности всестороннего и гармонического развития своих способностей и талантов, реализации самых разнообразных духовных потребностей и запросов.

К примеру, освещая деятельность комсомольских организаций в вузах страны в 1970—80 годы, О. Карпухин и И. Мостыка писали: «Посланцы вузов с энтузиазмом трудятся на важнейших на-

Труды молодых ученых

53

ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

роднохозяйственных объектах, участвуют в сооружении БАМа, в освоении нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири, в преобразовании российского Нечерноземья, строят жилые дома, школы, клубы, прокладывают железные и шоссейные дороги, ЛЭП, работают в торговле, сфере обслуживания, на транспорте, в здравоохранении. ... Только за годы десятой пятилетки ими выполнен объем работ на сумму более семи миллиардов рублей. Студенческие коллективы традиционно проводят дни ударного безвозмездного труда, операцию «Память», акции солидарности с прогрессивной молодежью планеты, культурно-массовые, шефские, спортивные мероприятия.

... Впервые в 1979 году около 1 миллиона 400 тысяч юношей и девушек трудились на полях в составе коллективов, производственная и воспитательная деятельность которых была организована по принципу студенческих отрядов. Такой подход позволил повысить производительность и качество труда, сократить сроки уборки урожая, поднять уровень воспитательной работы» [1. C. 10].

Следует отметить, что подобного рода текстов было издано немало, но для современного исследователя они имеют значение главным образом как источник ряда фактических данных, а также как объект для анализа специфики официозной советской пропаганды и публицистики.

Между тем в 1970-е годы в вузах столицы, обучавших 250 тыс. студентов — не только москвичей, но и приехавших учиться в Москву из всех республик и регионов огромного СССР, действительно проводилась большая и разноплановая работа по развитию самоуправления молодежи. Как известно, формирование творческой личности возможно только в широкой и разнообразной общественно полезной деятельности. Особое внимание при этом уделялось духовному развитию личности студента [1. С. 66]. Известный советский социолог В.Т. Лисовский, исследуя проблемы образования молодежи в начале 1970-х гг., отмечал, что «в формировании личности будущего специалиста ... все сто-

роны воспитания должны быть соединены в едином процессе становления личности молодого человека» [2. С. 5]. В проведенном им исследовании на вопрос: «Как оценивают студенты свою подготовку в области общей культуры?» — положительно ответили лишь 32% опрошенных. Многие замечали: «Хотелось, чтобы в наших вузах обращалось внимание на эстетическое и культурное воспитание студентов, их поведение в общественных местах, на вечерах, на улице»; «Хотелось, чтобы нам читали что-нибудь по теории этики и эстетики, по теории искусства; хотя мы и получаем высшее образование, но культурный уровень у нас невысок в полном смысле этого слова». Ученый подчеркивал также значение других видов досуга, опираясь на проведенный им анализ состояния дел. Так, занятия спортом, как известно, положительно сказываются на образе жизни, состоянии здоровья, эмоциональной уравновешенности студентов, влияют на работоспособность и в последующие годы. Между тем постоянно занимались спортом лишь 19,4%, нерегулярно — 44,7%, а вовсе не занимались — 33,6% опрошенных. Резко падало число спортсменов на старших курсах, когда студенты освобождались от обязательных посещений спортзалов [2. С. 5].

Для решения обозначенных проблем в середине 1970-х гг. в вузах разрабатывались и в целом успешно внедрялись комплексные формы нравственно-эстетического, трудового и физического воспитания студентов, заключающиеся в углублении и расширении гуманитарного цикла знаний в процессе обучения и воспитания будущих специалистов.

Структуры студенческого самоуправления совместно с другими общественными организациями, любительскими объединениями, кружками и клубами по интересам, преподавателями кафедр гуманитарных, технических, сельскохозяйственных, медицинских вузов Москвы организовывали свободное время студентов. Многие комитеты комсомола вузов при поддержке кафедр создавали специальные лаборатории по проблемам эсте-

54

№ 4/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

Из истории самоуправления студентов Москвы в 1970-е годы

тического воспитания, межвузовские кафедры. Специальная комплексная система эстетического образования и воспитания позволяла вовлечь практически каждого студента в различные формы художественного образования и творчества. В ней предусматривались культурно-художественные практикумы, эстетическая пропаганда, подготовка рефератов в рамках конкурсов по общественным наукам, олимпиады «Студент и научно-технический прогресс» и т. д. Студенты активно участвовали в работе различных кружков, любительских объединений, секций, клубов по интересам. В вузах получили широкое развитие такие массовые виды самодеятельности, как хор, оркестры, танцевальные коллективы.

В 1970-е годы существенное место в воспитании студенческой молодежи столицы средствами массовой внеаудиторной работы занимало и самодеятельное художественное творчество. «Притягательная сила самодеятельного творчества обусловлена стремлением молодежи к активному приобщению к культуре, раскрытию своих способностей и талантов. Широко и разнообразно используется самодеятельное творчество во время фестивалей «Студенческая весна», праздников и смотров, которые уже давно стали традиционными и прочно вошли в жизнь вузовских коллективов» [1. C. 69]. Отрадно заметить, что эта традиция сохранилась и в наши дни. Как правило, каждый год фестиваль «Студенческая весна» становится ярким, красочным и самобытным праздником студенческого творчества.

В дни студенческих каникул (февраль 1971 г.) в ДК МАИ прошел первый слет агитбригад авиационных вузов страны. В этом же году в рамках традиционного весеннего самодеятельного фестиваля искусств института прошел первый в МАИ фестиваль кинолюбителей. Первым призом фестиваля отмечен фильм «Дивно-горск-70» (автор О.Н. Сохань). За развитие художественной самодеятельности и активное участие в 1-м Всесоюзном фестивале самодеятельного художественного творчества трудящихся в 1977 г. Президи-

ум ВЦСПС наградил коллектив Дворца культуры МАИ дипломом первой степени. В 1978 году в связи с 30-летием со дня основания изостудии Дворца культуры МАИ ему было присвоено звание «Народный коллектив». При комитете ДОСААФ института был создан дельтапланерный клуб. В 1979 году Народному коллективу — агиттеатру Дворца культуры МАИ «Россия» (руководитель — выпускник МАИ М. Задорнов) была присуждена премия Ленинского комсомола [5. Л. 87].

Важным фактором духовного роста будущего специалиста стали клубы и различные любительские объединения по интересам. В Москве они имели разнообразный характер: исторические, политические, интернациональные, музыкальные, драматические, литературные, искусствоведческие, спортивные и т. д. Большую популярность приобрели, в частности, Дома культуры МГУ, МВТУ и ряда других вузов. Разнообразие форм организационно-творческой и учебно-воспитательной работы определялось направлением деятельности этих объединений: регулярно проводилась поисковая и исследовательская работа по изучению революционных, боевых и трудовых традиций советского народа, организовывались встречи, вечера, выставки, соревнования, викторины, экскурсии, походы, коллективные посещения музеев, выставок, обсуждались достижения в науке, культуре, спорте, искусстве, литературе, создавались произведения различных видов самодеятельного творчества и коллекции; оформлялись экспозиции и музеи.

Многие творческие объединения достигли достаточно высокого художественного уровня, завоевали любовь и признание широкой студенческой аудитории. Народный коллектив, лауреат премии Ленинского комсомола мужской хор Московского инженерно-физического института неоднократно удостаивался самых высоких наград и становился победителем многих смотров и фестивалей самодеятельного творчества. Высокий художественный уровень и нравственная акцентировка отличали театральные

Труды молодых ученых

55

ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

и драматические коллективы МГУ им. М.В. Ломоносова, агиттеатра Московского авиационного института.

Работавшие во всех вузах комитеты студенческого самоуправления, несмотря на известную бюрократизацию, всеохватный контроль со стороны партийных комитетов и администрации, в целом вполне успешно помогали будущим специалистам формировать черты подлинной интеллигенции, приучали рационально использовать свободное время.

Неоценимую роль в студенческой жизни в 1970-е годы играли строительные отряды (ССО). В них воплощались романтические ожидания молодежи, давалась возможность вполне приличного заработка, реализовались не только запрограммированные, но и самые разные неформальные средства общения и формы досуга. Большую роль ССО играли в укреплении коллективизма и студенческого братства, часто на долгие годы после окончания вуза. В символической трудовой зачетной книжке бойцов ССО вузов Москвы — БАМ и КамАЗ, «Атоммаш» и Саяно-Шушенская ГЭС, Оскольский электрометаллургический комбинат и Усть-Илимский лесопромышленный комплекс, объекты Экибастуза и Олимпиады-80, более 100 всесоюзных комсомольских ударных строек. Студенты принимали непосредственное участие в развитии производительных сил Дальнего Востока и Крайнего Севера, в освоении нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири. Второй целиной для отрядов стало Нечерноземье. К концу 1970-х годов ими был выполнен объем работ на сумму более 1,5 миллиарда рублей. В конце 1970-х годов студенты Москвы активно участвовали в подготовке столицы к XXII Олимпийским играм, прежде всего, в составе ССО [6. Л. 120].

К примеру, отряды «Внедрение» Московского автодорожного института сами проектировали, строили и реконструировали автодороги Москвы и Подмосковья. Интересным представляется опыт создания научно-исследовательских отрядов в МВТУ имени Баумана, Московском энергетическом институте [1. C. 94].

В 1971 г. в работе студенческих строительных отрядов Московского авиационного института (МАИ) во время летнего трудового семестра приняли участие 2900 студентов. Местами их работы стали Москва, Подмосковье, Дивногорск, Шушенское, Маклаково, Казахстан, Улан-Удэ, Уфа. В 1977 году студенческий строительный отряд МАИ занял первое место среди ССО вузов Москвы. Летом 1977 и 1978 гг. ССО МАИ работал на строительстве Норильского металлургического комбината [5. Л. 87].

К развернувшемуся экологическому движению научной и художественной интеллигенции СССР также подключалось студенческое самоуправление. В МГУ им. М.В. Ломоносова по инициативе комсомольцев биолого-почвенного факультета еще в 1960 году была создана первая дружина по охране природы. На каждом факультете МГУ были разработаны «Комплексные программы по привлечению молодежи и студентов к охране природы и рациональному природоиспользованию». Выполнение этих программ координировал молодежный совет по охране природы, созданный по инициативе комитета ВЛКСМ МГУ. На трех базовых факультетах (биологическом, географическом, почвоведения) работали дружины по охране природы. На четырех факультетах (химическом, экономическом, философском, психологии) имелись инициативные группы, разрабатывавшие экологические проблемы, соответствующие специфике факультетов.

Привлечение молодежи к участию в охране природы осуществлялось комсомольской организацией МГУ им. М.В. Ломоносова по следующим направлениям:

— организация научно-исследовательской работы;

— активное привлечение молодежи к практическому участию в выполнении мероприятий по охране природы;

— широкая пропаганда природоохранных знаний.

В рамках этих направлений для студентов было введено около 20 спецкурсов, работало свыше 20 научных семина-

56

№ 4/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

Из истории самоуправления студентов Москвы в 1970-е годы

ров, кружков по экологической тематике. Ежегодно более 300 человек привлекалось к разработке факультетских научно-исследовательских тем по охране природы, по которым выполнялись курсовые и дипломные работы. Совместно с советом молодых ученых и научно-студенческим советом МГУ проводились научно-практические конференции и конкурсы научных работ по проблемам экологии. По заказам различных организаций в Нечерноземье, Закавказье, Прикарпатье, зоне БАМа и других уголках СССР за пятилетку было организовано около 40 научно-студенческих экспедиций, в которых приняли участие свыше 500 человек. Конкретные результаты, полученные в ходе исследований, позволили решить ряд сложных проблем экологии и рационального природопользования. Так, по инициативе молодежного совета по охране природы в 1974 г. было принято решение Мос-облисполкома «Об организации 12 новых заказников в Московской области». В целом в 1976—1980 гг. к научно-исследовательской работе по экологической проблематике было привлечено свыше 3 тыс. чел. [1. C. 27-28].

В МАИ постоянно велись работы по проектированию и строительству летательных аппаратов (ЛА) различных типов и двигателей к ним. За период с 1930 года в МАИ было спроектировано более 200 типов ЛА и авиационных двигателей, в том числе: 26 самолетов, 25 винтокрылых ЛА, 24 планера, 30 дельтапланов и мотодельтапланов, 29 дистанционно пилотируемых ЛА, 12 искусственных спутников Земли и космических ЛА, 6 аппаратов легче воздуха (дирижабли, воздушные шары и пр.), 11 ЛА с машущими крыльями, 10 подводных научно-исследовательских аппаратов, 44 авиационных двигателя. На спроектированном в студенческом конструкторском бюро и построенном в ЭПМ МАИ легком пилотажном самолете «Квант» установлено 5 мировых рекордов (1970—1980-е гг.).

В середине 80-х годов конструкторским бюро экспериментального самолетостроения разработан сверхлегкий самолет оригинальной конструкции «МАИ-89»,

который установил мировой рекорд скороподъемности на высоту 3000 метров, на 30 процентов превышающий предыдущий рекорд для такого типа самолетов. Самолет «МАИ-89» был представлен на нескольких международных авиасалонах, получил сертификаты в ряде стран и пользуется коммерческим успехом. Значительное количество этих самолетов продано за рубеж [7].

Заслуживает внимания и деятельность студенческого самоуправления в Московском энергетическом институте (МЭИ), направленная на организацию воспитательной работы в спортивно-оздоровительных лагерях. Такой лагерь МЭИ «Энергия» располагался на 5 км Пятницкого шоссе. Обслуживали его 645 человек, в том числе 640 были студенты. Лагерь работал 3 смены в году. 210 студентов получали путевки по льготной цене. В лагере «Алушта» практиковались 4 смены, причем 782 студента отдыхали по льготной путевке, всего же в лагере провели досуг 1689 чел., в т. ч. 1530 студентов [4. Л. 7].

В частности, в летний сезон 1973 года учебно-тренировочный процесс со сборными командами МЭИ проводился в оздоровительно-спортивном лагере «Алушта». В 3-ю смену были организованы тренировки сборных команд по футболу, баскетболу, волейболу, тяжелой атлетике, боксу, легкой и спортивной гимнастике, легкой атлетике, лыжам, конькам. Спортподготовкой руководили тренеры сборных команд института. В «Алуште» также проводились учебно-тренировочные сборы команд МЭИ по фехтованию и современному троеборью. За один летний сезон 1973 года в сборах приняло участие 150 ведущих спортсменов МЭИ. Кроме того, во всех трех сменах в сборах с общефизическим уклоном на базе лагеря «Алушта» участвовали 90 ведущих спортсменов института (настольный теннис, бадминтон, хоккей, плавание, ручной мяч, велоспорт, борьба самбо). В целом летом 1973 г. по линии спортивного клуба в оздоровительноспортивных лагерях МЭИ в различных учебно-спортивных мероприятиях приняли участие 472 спортсмена, члена сборных спортивного клуба.

Труды молодых ученых

57

ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

В лагере на деле существовало полное самоуправление: лагерный совет, выбиравшийся каждую смену, вникал во все стороны жизни: контролировал работу пищеблока, санитарное состояние, спортивную и культурно-массовую работу, руководил общественно полезными работами и осуществлял дисциплинарную практику. При этом предусматривались следующие меры поощрения: благодарность, катание на водных лыжах и катерах, грамоты, памятные призы и вкусные подарки, предоставление бесплатных или льготных путевок на следующий год, присвоение звания «Почетный гражданин лагеря», которое дает право пожизненно приезжать в лагерь на время отпуска. Взыскания носили следующий характер: назначение во внеочередной наряд или внеочередные работы, отчисление из лагеря без сообщения администрации института, отчисление из лагеря с сообщением руководству вуза [4. Л. 11].

Лагерный совет из 7 человек избирался на каждую смену. Он помогал администрации в поддержании дисциплины и порядка в лагере, следил за санитарным состоянием палаток, помогал в проведении спортивных и культурных мероприятий. В итоге случаев серьезного нарушения учебной и трудовой дисциплины и аморальных поступков в лагере не было. За активное участие в спортивной и культурно-массовой работе большое число отдыхающих было награждено грамотами и сувенирами.

Политико-воспитательная и культурно -массовая работа в лагере «Алушта» являлась составной частью всей воспитательной работы института. Так, систем-

ное значение имела работа по трудовому воспитанию студентов. Большую роль в этом плане играл утверждавшийся ежегодно приказом ректора ССО, который принимал активное участие в строительстве лагеря. Силами ССО и с участием рабочих РСУ МЭИ за 9 лет были построены все основные сооружения лагеря. К строительным работам подключались и все отдыхающие. Еще одной формой трудового воспитания являлась работа по самообслуживанию: на кухне, на уборке территории и т. п.

В изучаемый период широко также практиковалась помощь студентов ближайшим сельскохозяйственным предприятиям (совхозам и колхозам). Каждую смену весь состав лагеря один день работал в совхозах [4. Л. 16—17].

Немалый вклад вносили студенты и в превращение столицы в «образцовый коммунистический город». Комсомольцы МИФИ под началом парторганизации вуза выдвинули девиз: «Каждый выпускник — специалист высокого класса, активный строитель коммунистического общества». Движение за образцовый вуз столицы охватывало все стороны деятельности комсомола МИФИ. Выступая на 2-м Московском городском слете студентов-отлич-ников 27 апреля 1979 г., секретарь комитета ВЛКСМ МИФИ, Ленинский стипендиат аспирантуры С. Кондратьев заявил, что «как и вся молодежь столицы, комсомольцы Московского инженернофизического института с большим воодушевлением борются за претворение в жизнь задач, намеченных историческим XXV съездом КПСС и XVIII съездом

В «борьбе за образцовый город» студенты умели пошутить. 1978 г. [8]

58

№ 4/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

Из истории самоуправления студентов Москвы в 1970-е годы

комсомола» [6. Л. 114]. Несмотря на идеологизацию и бюрократизацию подобных акций, они, тем не менее, отличались достойной внимания последовательностью, системностью, организованностью, опорой на традиционные ценности нашего общества.

Традиционным в изучаемый период стало соревнование за звание образцовой студенческой группы, образцового студенческого общежития — корпуса, комнаты, этажа. Завоевать это звание было непросто. Какие же требования предъявлялись к образцовой группе? Это, прежде всего, высокие показатели в учебе, глубокие знания социально-экономических дисциплин, участие каждого комсомольца в общественной жизни вуза (следует учесть, что некомсомольцев в вузах было ничтожно мало); ударная работа на субботниках. Предусматривались также активное участие в научно-исследовательской работе, соблюдение «нравственных принципов жителя образцового коммунистического города» и многое другое. Подразумевалось, что образцовая группа — это и хорошо сложившийся коллектив, объединенный единством задач, целей и трудовых усилий [6. Л. 114а-б]. Здесь стоит отметить, что коллективизм был одной из базовых черт социальной психологии советского общества во всех его группах.

Кондратьев на упомянутом слете сообщил, что «...две образцовые группы МИФИ выступили с обращением ко всем студентам института: принять личные обязательства по подготовке и проведению Олимпийских игр в Москве. Это замечательное начинание было подхвачено всем комсомолом МИФИ. Действительно, дел хватит каждому — здесь и работа студен -ческих строительных отрядов на олимпийских объектах, и подготовка студенческого городка и столовой МИФИ к приему и обслуживанию 2,5 тысяч туристов, и разработка студенческими конструкторскими исследовательскими бюро комплекса приборов для организации медицинского обслуживания спортсменов-олимпийцев, и пропаганда Олимпийских игр и советского спорта в школах и на предприятиях

Красногвардейского района г. Москвы. Здесь и самая главная олимпийская задача комсомола МИФИ — подготовка студенческого отряда для обслуживания автоматизированной системы управления «Олимпиада» — электронной памяти игр, базирующейся на электронных вычислительных машинах четвертого поколения».

Далее он продолжил: «В своей работе мы постоянно опираемся на Советы отличников, которые созданы на всех факультетах и курсах. Многолетний опыт работы Советов помог нам добиться того, что они не являются «пятым колесом», а умело используют представленные им права для повышения общественно-политической активности студентов-отлични-ков, для проведения олимпиад в МИФИ и подшефных школах, для активной борьбы с посредственностью» [6. Л. 115].

Команда морского клуба МАИ в 1971 г. выиграла первенство г. Москвы по подводному плаванию, а также первое место на Всесоюзных студенческих соревнованиях по подводному спорту, представляя на них Москву. Гандболисты МАИ второй раз подряд стали чемпионами СССР. Студент 4-го курса А. Тормосин завоевал звание чемпиона СССР (гигантский слалом). Руководитель отделения гимнастики кафедры физвоспитания МАИ доцент А.С. Абрамян в 1977 г. был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель культуры РСФСР». Студенты А. Кулагин и В. Елисеев завоевали звания чемпионов СССР и мира по гребле на двойке распашной. Группа альпинистов института в 1979 г. совершила восхождение на безымянную вершину в горах Тянь-Шаня, которую в честь 50-летия института восходители назвали пиком МАИ. Введено в строй шесть крупных строительных объектов (Дворец культуры, жилой дом, два учебно-лабораторных корпуса, спортивный павильон, общежитие, спальный корпус в Алуште).

Важно, что студенческая инициатива и самодеятельность были прямо связаны с будущей профессией учащейся молодежи. Так, по инициативе выпускников старших курсов Московского государ-

Труды молодых ученых

59

ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ственного педагогического института (МГПИ), входивших в состав студенческих педагогических отрядов, во время летней практики старшекурсники шефствовали над студентами младших курсов, организуя совместно с ними работу с детьми во дворах микрорайонов Москвы. Выступая 12 февраля 1971 г. на выездном семинаре актива секретарей комсомольских организаций вузов Москвы, секретарь комитета ВЛКСМ МГПИ Р. Бражник сообщил, что в летнее время они работают с трудными подростками и будут работать по принципу ССО. «Мы решили, что ребята должны взять на себя военно-патриотическую тематику...» [5. Л. 87].

Еще одно интересное направление деятельности — межвузовское сотрудничество. В 1970-е годы студенчество Москвы активно проводило обмен делегациями между комсомольскими организациями вузов, в т. ч. для знакомства с опытом работы; фестивали и недели дружбы, дни комсомола союзных республик, вечера национальной песни, лекции и беседы; внутри союзный туризм и десятки других форм работы, которые способствовали межкультурной интеграции и этнокультурному воспитанию молодежи. К примеру, комитеты комсомола МГУ им. М.В. Ломоносова, Азербайджанского института нефти и химии, Белорусского политехнического института обменивались опытом с друзьями из других республик, проводили совмест-

Литература

1. Карпухин О., Мостыка И. Комсомол

в вузе. — М.: Молодая гвардия, 1981. — 206 с.

2. Лисовский В.Т. Молодежь и образование. Сборник. М.: Молодая гвардия, 1972. — 403 с.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 46. Ч. II.

ные мероприятия, обеспечивали знакомство студентов с достижениями науки и культуры народов СССР [1. С. 56].

Таким образом, система студенческого самоуправления в 1970-е гг. представляла собой довольно продуманное и действенное объединение комсомольских и профсоюзных организаций, учебно-воспитательных комиссий, научных студенческих обществ, студенческих конструкторских бюро, студенческих строительных отрядов и других комиссий и многочисленных обществ. Они действовали под руководством партийных организаций в условиях студенческого коллектива (вуза, факультета, курса, академической группы) и, несмотря на серьезный идеологический контроль со стороны партийных органов и администрации вузов, активно способствовали подготовке высококвалифицированных, вполне эрудированных, образованных эстетически и на основе традиционных нравственных доминант нашего общества специалистов. Общественным организациям, и в первую очередь вузовскому комсомолу, объединявшему в СССР почти 3 млн юношей и девушек, в изучаемый период отводилось важное место в повышении качества подготовки и воспитании будущих специалистов. Этот опыт может быть востребован и в современных условиях, с учетом актуальных проблем и социально-психологической специфики нового поколения студенчества России.

4. ГА РФ. Ф. 9480. Оп. 49. Д. 1095.

5. РГАСПИ. Ф. 1. Оп. 39. Д. 295.

6. ЦАОПИМ. Ф. 635. Оп. 21. Д. 350.

7. Краткая историческая справка МАИ // http://www.mai.ru /common /history (дата обращения: 21.07.2011).

8. Фото из личного архива Д.А. Аманжоловой.

60

№ 4/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.