Научная статья на тему 'Становление чеченского театра'

Становление чеченского театра Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
388
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЧНЯ / ТЕАТР / ИСТОРИЯ ТЕАТРА / ЧЕЧЕНСКИЕ АКТЕРЫ / ЧЕЧЕНСКИЕ ДРАМАТУРГИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алисханова Малика Хамидовна, Хасханова Фариза Магомедовна

В статье анализируются основные периоды становления и формирования чеченского театрального искусства и самого чеченского театра. Чеченское театральное искусство явление своего рода уникальное. С момента возникновения, пройдя довольно тернистый путь становления и развития, чеченский театр выделился в весьма своеобразную и самобытную отрасль искусства. Многочисленные реплики из популярных чеченских спектаклей стали крылатыми, актеры же и деятели данного вида искусства обрели любовь и симпатии всей республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление чеченского театра»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Становление Чеченского театра

1 2 Алисханова М. Х. , Хасханова Ф. М.

1 Алисханова Малика Хамидовна /ЛШккапоуа ЫаИка Khamidovna - кандидат исторических

наук, доцент;

2Хасханова Фариза Магомедовна /^азШапоуа Еапга Magomedovna - старший преподаватель, кафедра культурологии, исторический факультет, Чеченский государственный университет, г. Грозный

Аннотация: в статье анализируются основные периоды становления и формирования чеченского театрального искусства и самого чеченского театра. Чеченское театральное искусство - явление своего рода уникальное. С момента возникновения, пройдя довольно тернистый путь становления и развития, чеченский театр выделился в весьма своеобразную и самобытную отрасль искусства. Многочисленные реплики из популярных чеченских спектаклей стали крылатыми, актеры же и деятели данного вида искусства обрели любовь и симпатии всей республики.

Ключевые слова: Чечня, театр, история театра, чеченские актеры, чеченские драматурги.

Появлению чеченского театра, одному из древнейших видов искусства, предшествовал длительный период, на протяжения которого ведущее место занимало устное народное творчество, отличавшееся богатым содержанием, разнообразием жанров. Ритуальные обряды, сказки и придания, стали богатой почвой для зарождения театрального искусства чеченского народа.

С установлением Советской власти в Чечне большевики взяли курс на социалистические преобразования. Для реализации поставленной цели, одна из ведущих ролей ими отводится театру - «кузнице актеров-массовиков». По мнению большевиков, актеры-массовики живым словом должны обеспечить выполнение поставленных задач по социалистическому реконструкцию хозяйства [1, с. 152]. На тот момент в Чечне уже действовал драматический кружок. В 1926 году из слушателей областных курсов низовых работников по коренации аппарата, любители театра Могомед Яндаров и Данилбек Шерипов, образовали драматический кружок. Кружок получил название в духе времени «Театр рабочей молодежи» - ТРАМ. За два года ТРАМ на сценах клубов города и импровизированных площадках в селах поставил 150 спектаклей. Это были постановки «Мюрид» С. Шадиева, «Алибек-Хаджи» Д. Шерипова, «Макажойский имам» М. Яндарова. По этому поводу краевая газета «Молодой ленинец» писала, что грозненский ТРАМ единственный молодежный театральный коллектив на всем Северном Кавказе [5, с. 196].

1мая 1931 года в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров Чеченской автономной области начал свою деятельность Чеченский национальный театр-студия под руководством Абдурахмана Авторханова, опытного партийного работника. В студию было набрано 45 человек, из них 9 женщин. Многие студийцы были неграмотными. Они не знали почти русского языка, и для них была разработана специальная программа. Студийцы осваивали азы актерского мастерства; сценическую речь, хореографию, вокал. В этом им помогали педагоги, отдавая много сил и знаний: Александр Туганов, руководитель русского театра в Грозном, режиссеры Мамед Алили, Владимир Шатов, драматург Саид Бадуев, музыкальный руководитель Умар Димаев.

Ко второму году обучения сформировался артистический состав театра со своим национальным почерком. Благоприятной почвой для этого является творчество Саида Бадуева. Он создал для студии одноактные пьесы - «Не всегда мулле байрам», «Закон

отцов» (совместно И.Эльдерхановым). Также ставятся «Алибек Хаджи» Д. Шерипова, «Макажоевский имам» М. Яндарова.

Уже в ноябре 1931 году студия выступает в Ростове-на-Дону на конкурсе национальных искусств горских народов Северного Кавказа. По актерскому мастерству чеченская студия занимает второе место, а за исполнение танцев удостаивается первого места.

В 1934 г. чеченский театр возглавил Арчила Чхартишвили, режиссер неистовой силы, командированный из Грузинского театра в помощь чеченскому театру, оставшемуся без руководителя. Новый режиссер проводит кропотливую работу с артистами, связывая содержание и форму в единый образный ряд. Спектакли Чхартишвили «Анзор», «Золотое озеро», Ламара В. Пшавела, «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Красная крепость», созданные в сотрудничестве с опытным грузинским художником Ираклием Гамрекели, горским композитором Г. Мепурновым сформировали «особое лицо театра».

В 1935 году театр поставил 140 спектаклей. Более 63 тысячи зрителей посмотрели постановки «Красную крепость», «Анзор», «Золоте озеро». Как отмечала пресса, из маленькой студии вырос большой театр [4, с. 30].

Многие жители окрестных сел приезжали в Грозный на лошадях, чтобы посмотреть спектакли. Для создания удобств приезжим, у театра были даже оборудованы специальные коновязи. И еще одна особенность зрителя в те времена — некоторые из них, в силу своей наивности, воспринимали происходящее на сцене, как реальное явление, а потому вмешивались в ход действия: забирались на сцену, выкрикивали реплики одобрения или осуждения. Говорят, в знаменитого актера Яраги Зубайраева даже стреляли из зрительного зала.

Знаменательное событие произошло в 1937 г. театр, скитавшийся по разным приспособленным помещениям со дня основания, наконец, обрел собственное помещение - бывший Дом культуры инженерно-технических работников, где проработал театр до 1978 г.

В 1937 г. пьеса драматурга С. Бадуева «Женитьба Цаэбы» в постановке первого национального режиссера-практиканта Батукаева имела большой успех. Пьеса С. Бадуева «Женитьба Цаэбы» - подлинно народная комедия. Она напоминает комедии Островского (Бедность не порок), в нее введены народные пляски, пословицы. Комедия бичует алчность. Мелкий торгашка Цаэба пытается обмануть бедняка Кайсара, присвоить деньги, полученные на хранение. За бедняка заступает аульная молодежь. Комедия С. Бадуева - одна из лучших чеченских пьес.

Летний театральный сезон 1937 г. театр открыл премьерой драмы С. Бадуева «Семья чабана». Пресса отмечала: «От всего спектакля «Семья чабана» веет искренностью, юностью, хорошей творческой непосредственностью».

К 1937 г. творчество чеченского драматурга Саида Бадуева достигло своего расцвета. Он много работает, как будто боится не успеть. В июне 1937 г. С. Бадуев завершает работу нал поэтической драмой «Петимат» и музыкальной комедией «Весна», продолжает работать над драмой «Зелимхан». Предчувствия оправдались. Саид Бадуев стал жертвой Большого террора 1937 года, когда только за одну ночь с 31 июля на 1 августа были арестованы видные деятели науки и искусства, весь руководящий состав республики. Репрессии подверглись, первый руководитель театра А. Авторханов, писатель и общественный деятель Халид Ошаев, основоположник чеченской драматургии Саид Бадуев и многие др. Узнав о готовящемся аресте органами НКВД, Арчила Чхартишвили покидает республику. С арестом С. Бадуева из репертуара сняли его пьесы, уничтожаются все его произведения. В 1939 г. Саид Бадуев был расстрелян.

После полугодового простоя национальный театр готовит спектакль «Лекарь поневоле» Мольера вместе с режиссером Н. Цертелевым и его постановочной группой русского театра. Впервые Чечено-Ингушский театр ставит пьесу классика

86

мировой драматургии Мольера. Премьера прошла успешно. Пресса отмечала, что актерам удалось передать характерные героям свойственные мольеровскому театру. Это свидетельствует о том, что коллектив талантлив и сможет взяться за постановки классики Шекспира, Пушкина, Шиллера Гольдони, Горького, знакомя зрителя с культурным наследием прошлых эпох. Ряд актеров, как Ибрагимов (Жеронт), Зубайраев (Сганарель), Горчханов (Лука), Исаева (Мартина), Ташухадчиева (Жаклина), в очень простых ярких комедийных, тонах сумели передать образы французской комедии, несмотря на то, что они плохо знали этого Мольера и никогда не играли в классических пьесах. Спектакль сделан в реалистичных тонах, просто, без всяких режиссерских ухищрений. В общем, чеченский зритель тепло, с охотой смотрит спектакль, все персонажи комедии ему понятны, близки, несмотря на то, что знаменитый сатирик Мольер писал свои комедии 250 лет тому назад».

В 1938 году главным режиссером национального театра назначается В. Э. Вайнштейн. Он дебютирует спектаклем «Год 1919-й», восхваляющим роль Сталина в годы Гражданской войны. Постановка нашла отклик в прессе: после целого периода формалистических искажений, Государственный Чечено-Ингушский драмтеатр спектаклем «1919-й» встал на путь реалистического искусства. Спектакль «Борьба продолжается» в постановке В.Э. Вайнштейна 1939г. также имела большой успех.

Театр осуществляет постановки восьми драм и комедий Нурдина Музаева, выпускника Всесоюзного коммунистического института журналистики г. Москвы. В своих произведениях автор поднимает актуальные проблемы текущего времени и создает яркие характеры, и коллизии. Пьеса «Асет» свежа, оригинальна. Ее содержанием автор старается увести воображение зрителя от жизненной действительности конца 1930-х годов, полной тревог, в жизнь «желаемую». Спектакль пользуется большим успехом зрителей.

Репертуар театра 1939 г. разнообразен: мольеровская классика («Ревность Баррбулье», «Летающий доктор», «Вынужденный брак») в постановке В. Вайнштейна, русская классика («Бэла») в постановке Н. Алибеговой, национальная драма («Зайна», «Колхозная звезда») в постановке Батукаева. Театральные критики отмечают, что коллектив театра вступил в период творческого возмужания. В 1940 г. Гаруну Батукаеву, Мовжди Бадуеву, Яраги Зубайраеву, В. Вайнштейну, Б. Ильясову, О. Горчханову, И. Ибрагимову были присвоены звания Заслуженных артистов ЧИАССР.

22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. Уходит на фронт почти вся мужская труппа при ГИТИСе, на кого возлагали большие надежды в развитие национальной культуры. Многие из них не вернулись с войны. Из тридцати студийцев остались в живых только пять человек. Сложили свои головы И. Ибрагимов, С-А. Алхазов А. Мациев, М. Магомадов, Х. Баркинхоеви др. Они вписали свои имена в героическую летопись Великой Отечественной войны.

С первых дней войны оставшиеся в тылу артисты театра перестроили свою работу на военный лад, работая под девизом «Все силы на разгром врага». В связи трудностями военного времени в 1942г. объекты культуры, в том числе Чечено-Ингушский ансамбль песни и пляски, ТЮЗ, Русский драматический театр эвакуируются в Среднюю Азию. В Грозном остается только Чечено-Ингушский драматический театр.

Из воспоминаний Тамары Алиевой - «Заслуженный артист РСФСР».

Из нашего театра многие мужчины ушли на фронт. С 1941 г. по 1944 г. я участвовала в концертной бригаде, которая выезжала на передовую. Мы трудились, не зная усталости. В день по два-три раза устраивали концерты для наших защитников Родины. С большим воодушевлением мы ездили с концертом к воинам Чечено-Ингушского кавалеристского полка, который находился вблизи города Армавир. Наши земляки с большой теплотой и любовью приняли нас. Когда возвращались домой, налетели фашистские бомбардировщики. Это был настоящий ад: разрывы бомб, дым пожарищ, крики раненных, плач женщин и детей.

В 1943 г. отмечая большие успехи нашей фронтовой концертной бригады многие артисты были награждены грамотами Президиума Верховного Совета ЧИАССР. Так же всех наградили медалью «За оборону Кавказа» [3, с. 117].

Деятельность театра была оценена по достоинству. 30 декабря 1942 г. Чечно-Ингушскому драматическому театру присваивается имя Героя Советского Союза Хампаши Нурадилова - чеченца, легендарного героя Сталинградской битвы.

В 1944 г. 22 февраля на сцене театра исполняется героическая драма. В здание входят военные. По указанию начальника НКВД действие спектакля прерывается... На сцену выходит директор театра Абдулла Хамидов и, обращаясь к зрителю, с трудов выговаривает: «Спектакль отменяется...» В это же время войска НКВД берут под стражу каждую чеченскую и ингушскую семью, чтобы с рассветом посадить их в телячьи вагоны и отправить далеко за пределы родного края.

Трагическим ударом явились для вайнахов годы выселения. В этот полный горя и лишений период деятели культуры и искусства ищут пути для поддержания в народе жизненного огня и чувства братства. С разрешения самого Сталина, А. Хамидов организует «Кавказский ансамбль песни и пляски», состоящий из артистов-спецпереселенцев. На его выступления стремятся попасть переселенцы из всей Средней Азии и Казахстана. Узрев в этом «идеологическую опасность», власти распускают талантливый коллектив. Работающий шахтером в Лениногорске, Гарун Батукаев создает «Народный театр». Спектакли исполняются на русском, чеченском и казахском языках. Решением руководства Казахстана, Батукаев организует в Джамбуле Областной русский театр, привлекает в труппу и чеченцев. Народные мелодии в исполнении Умара Димаева, песни Марьям Айдамировой и Ахмеда Хамхоева, слово Абдулы Хамидова и Идриса Базоркина, спектакли Гаруна Батукаева помогают вайнахам сберечь во мраке тоталитарного геноцида свою человеческую основу - нравственность и духовную прочность.

Спустя десятилетия новое поколение артистов, отдавая дань памяти жертвам сталинского геноцида, в день национальной скорби 23 февраля 1991 г. сыграет премьеру драмы С. -Х. Нунуева «Один лишь Бог» в постановке Руслана Хакишева.

Критика в эти дни отмечала: «Театр заговорил о том, что видимо, никогда не угаснет из памяти... О том, как двинулись вагоны на Восток в неведомый и суровый край. Что вынесли в дороге и сколько потеряет в пути, и что пережили там, вдали от родной земли, чеченские матери, дети и старики, о том, как стали возвращаться воины - защитники Родины, изгнавшие врага из её пределов, заслужившие вместо славы - изгнание» [2, с. 17].

«Один лишь Бог» - так называется это сценическое повествование, потому что только Бог придавал силы выжить и сохранить себя.

Литература

1. Джугурьянц С. Н. От вековой отсталости к социализму. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1977. 152 с.

2. Жегин Н. Т. Чеченский театр // Театр, 1991. № 9. 17 с.

3. Пахаев М. А. Старые Атаги. Грозный: Грозненский рабочий, 2012. 117 с.

4. Хакишев Р. Ш. Чеченский государственный драматический театр. Грозный: Грозненский рабочий, 2011. 30 с.

5. Эльбуздукаева Т. У. Культура Чечни: ХХ века. Грозный: Грозненский рабочий, 2012. 196 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.