Научная статья на тему 'Следуя традициям классики (к юбилею кафедры актёрского искусства ЧГУ)'

Следуя традициям классики (к юбилею кафедры актёрского искусства ЧГУ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
85
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / PERFORMING ARTS / ТВОРЧЕСКИЕ КАДРЫ / CREATIVE FRAMES / ЮБИЛЕЙ КАФЕДРЫ / ANNIVERSARY OF THE DEPARTMENT / РЕПЕРТУАР ТЕАТРОВ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ / THE REPERTORY THEATRES OF THE CHECHEN REPUBLIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сорокин Вячеслав Николаевич

В статье рассмотрены вопросы развития театрального искусства в Чеченской Республике и подготовки кадров на кафедре актёрского искусства Чеченского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLLOWING THE TRADITIONS OF THE CLASSICS (TO THE ANNIVERSARY OF THE ACTING DEPARTMENT OF ART CHGU)

The article describes the questions of development of theatrical art in the Department of acting in the Chechen state University in connection with the 25 anniversary of this Department acting.

Текст научной работы на тему «Следуя традициям классики (к юбилею кафедры актёрского искусства ЧГУ)»

УДК 792.2 ББК 85.33

следуя традициям классики (к юбилею кафедры актёрского искусства чгу)

Сорокин Вячеслав николаевич,

кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры театрально-зрелищных искусств, Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма, ул. 5-я Магистральная, д. 5, г. Москва, Россия, 123007,

e-mail: sorokin_vn@bk.ru

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы развития театрального искусства в Чеченской Республике и подготовки кадров на кафедре актёрского искусства Чеченского государственного университета.

Ключевые слова

Театральное искусство, творческие кадры, юбилей кафедры, репертуар театров Чеченской Республики.

Театральное искусство в стране сегодня переживает не лучшие времена. Концептуальный театр в столицах республик и крупных мегаполисах достаточно жёстко и безапелляционно культивирует засилье формы, отрицая положительные традиции духовной и воспитательной роли сценического творчества. Во многом это — следствие социальных перемен и потрясений, повлекших за собой культурно-нравственный кризис искусства в целом. В процессе возрождения традиций высокой духовности в искусстве сегодня призваны сыграть свою роль национальные художественные институты и творческие коллективы республик страны. Огромный вклад в дело подготовки творческих кадров для театров Чеченской Республики вносит преподавательский коллектив кафедры театрального искусства филологического факультета Чеченского государственного университета. Подготовка кадров как для театров Грозного, так и городов Северного Кавказа осуществляется на этой кафедре на творческих основах русского психологического театра и в рамках национальных традиций, которые бережно сохраняются и переда-

ются из поколения в поколение лучшими педагогами кафедры.

В театрах Чеченской Республики, в программных документах по их развитию особое внимание уделяется как раз возрождению национальной культуры и искусства, подготовке творческих кадров.

Кафедра актёрского мастерства (искусства) филологического факультета Чеченского (до 1994 г. Чечено-Ингушского) государствен -ного университета начала свою деятельность двадцать пять лет назад и сегодня отмечает свой юбилей. На момент создания кафедра была единственной на Северном Кавказе, педагоги которой воспитывали актёров драматического театра и кино.

У истоков формирования кафедры в те годы стояли талантливые и одержимые любовью к театру люди: Народный артист России, Лауреат Государственных премий России и ЧИ-АССР, Заслуженный деятель искусств РФ, ученик Г. А. Товстоногова Мималт Солцаев. Огромную роль на начальных этапах работы кафедры сыграли также Заслуженный артист ЧИАССР,

75

Народный артист Чеченской республики доцент Али Марисултанов и доцент Иса Чахкиев.

В разные годы кафедра выпустила сотни специалистов в области актёрского искусства, которые ныне работают не только в театрах Грозного, но и многих городов России и государств, оформившихся на базе бывших союзных республик. В числе городов, в театрах которых работают выпускники этого вуза: Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Махачкала, Назрань, Краснодар, Рыбинск, Алма-Ата, Баку и другие города.

От самых истоков рождения кафедры и по сей день педагоги строят свою работу со студентами на традициях русской театральной школы и, соответственно, на основах системы К. С. Станиславского. Именно поэтому практические занятия со студентами связаны преимущественно с русской, зарубежной и национальной классической литературой и драматургией. Об этом свидетельствуют яркие и самобытные дипломные спектакли: «Медведь», «Предложение» и «Лебединая песня» А. Чехова, «Женитьба» Н. Гоголя, «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Кровавая свадьба» Г. Лорка, «Совдат и Дауд» А. Хамидова, «Звезда Кавказа» Т. Исс и др. Спектакль «Рыцари Кавказских гор» М. Солцаева на Всероссийском фестивале в Ростове в 2008 г.

76 был удостоен звания лауреата.

В настоящее время кафедрой руководит Народный артист Чеченской республики Али Марисултанов рядом с которым работают педагоги — бывшие выпускники ГИТИСа, ЛГИТМИКа, Воронежской академии искусств. Они бережно передают свой опыт и знания будущим артистам. Сегодня актёрская кафедра не мыслима без таких

педагогов как Народный артист России, лауреат Государственной премии России М. Давлетмер-заев, Народный артист Чеченской республики доцент А. Джамаев, Заслуженный деятель искусств Чеченской республики доцент Х. Берсункаева, Заслуженный артист Чеченской республики С. Те-мишев, Заслуженный работник культуры Российской Федерации профессор С. Дакаев.

Работа педагогов кафедры не ограничивается только учебным процессом. Периодически проводятся творческие лаборатории, семинары, круглые столы, и всё это, конечно, на базе учебного театра ЧГУ, всестороннюю поддержку которому оказывает ректор — кандидат экономических наук, доцент Саидов Заурбек Аслан-бекович.

За последние годы возникла и укрепляется творческая и образовательно-педагогическая связь кафедры актёрского мастерства с кафедрой театрально-зрелищных искусств Академии переподготовки работников культуры, искусства и туризма Министерства культуры РФ.

Кафедра актёрского мастерства филологического факультета ЧГУ играет огромную социальную, просветительскую, образовательную роль в культурной жизни республики. Не случайно около 80% артистов трёх театров города Грозного составляют выпускники этой кафедры, которые в своей творческой жизни продолжают следовать социально-нравственным принципам творчества, переданным им учителями за годы обучения в ЧГУ.

Театры столицы Чеченской Республики строят свой репертуар, опираясь, в большей степени, на классическую литературу, понимая, что именно драматический театр, наряду с другими

гуманитарными институтами, должен способствовать духовному воспитанию подрастающего поколения. Такое направление в творчестве театров республики соответствует как задачам культурной политики, проводимой руководством республики, так и «Единой концепции духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения», которая была утверждена и одобрена главой Чеченской Республики Р. Кадыровым. В Чеченском государственном драматическом театре имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова, где трудятся выпускники кафедры, идут такие классические спектакли, как «Реальный Бальзаминов» по А. Н. Островскому, «Ха-нума» А. Цагерели, «Арба перевернулась, дорога нашлась» по О. Иоселиани и другие. Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, следуя в постановках традициям русской режиссёрской школы, опирается на опыт известных мастеров, которые работали в этом театре в разное время: Е. Красницкий, В. Белоглазов, Н. Шаповаленко, А. Исаев, М. Солцаев, А. Марисултанов и др. Со сценических площадок творческими коллективами поднимаются животрепещущее темы патриотизма, проблемы свободы личности, войны и мира, духовного и нравственного в понимании целей жизни, что помогает воспитывать моло-

дёжь в духе любви к родному краю. Работают выпускники кафедры в Театре кукол и Театре юного зрителя в г. Грозном. Эти театры являются непосредственными институтами воспитания подрастающего поколения, именно в стенах этих театров начинается знакомство детей с искусством театра, а сказка, рассказанная сценическим языком, закладывает в детском сознании нравственные основы понимания добра и зла.

Воспитывая в учебном процессе творческое отношение к профессии актёра, заведующий кафедрой Али Марисултанов особое внимание обращает на любовь к своему делу. Он говорит, что всю свою жизнь «он относился к театру, как к живому организму и социальному институту, где воспитываются человеческие качества, человеческое сознание. Актёр врачует человеческие души. Это особенно важно в наше непростое время... В своё время Александр Николаевич Островский сказал, что русский язык существует до тех пор, пока существует русский театр. А из этого, естественно, следует, что театр — это, прежде всего, искусство слова. Слово — в свою очередь, есть культура народа, а культура это всегда религия. Именно поэтому мы должны относиться к театру, как к религии. Это мы и пытаемся воспитывать в своих студентах».

FOLLOWING THE TRADITIONS OF THE CLASSICS

(TO THE ANNIVERSARY OF THE ACTING DEPARTMENT OF ART CHGU)

Sorokin Vyacheslav Nikolaevich,

PhD in Arts, associate Professor, Professor of the Department of theatrical arts,

Academy for Retraining Arts, Culture and Tourism, 5-ia Magistralnaia Str. 5, 123007 Moscow, Russia, e-mail: sorokin_vn@bk.ru

Abstract

The article describes the questions of development of theatrical art in the Department of acting in the Chechen state University in connection with the 25 anniversary of this Department acting. Keywords

Performing arts, creative frames, anniversary of the Department, the repertory theatres of the Chechen Republic.

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.