Научная статья на тему 'Развитие театрального искусства в ЧИАССР в 40-60-е годы ХХ века'

Развитие театрального искусства в ЧИАССР в 40-60-е годы ХХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
384
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРОНТОВЫЕ БРИГАДЫ / РЕПЕРТУАРНАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР / НАЦИОНАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ / ПЕРИОД НОВОЙ ЭСТЕТИКИ. / FRONT-LINE BRIGADES / REPERTOIRE POLICY / NATIONAL THEATER / CHECHENO-INGUSH ASSR / NATIONAL DRAMATURGY / NEW AESTHETICS PERIOD.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Эльбуздукаева Тамара Умаровна

Выбор темы публикации актуализирован указом Президента РФ об объявлении 2019 года Годом театра, а также подготовкой к празднованию 75летия Победы над фашистской Германией. Актуальность выделения театральной культуры Чеченской Республики в объект исследования также связана его недостаточной изученностью. В исследовании проведен анализ деятельности республиканских театров в военных условиях; реконструкция основных принципов и методов функционирования чечено-ингушских театров в годы восстановления автономии и «оттепели» 1960-х годов. В годы Великой Отечественной войны Чечено-Ингушский театр перестроился на военный лад, был переведен на казарменное положение. Агитбригады, выступавшие во всех уголках республики, в госпиталях и в воинских частях, на полевых станах и на предприятиях поднимали боевой дух бойцов. Многие работники искусства республики ушли на фронт и с оружием в руках сражались против врага. Развитие культуры Чечено-Ингушетии во второй половине 50–60-х гг. XX в. происходило в условиях демократизации жизни советского общества, восстановления автономии республики, атмосфере свободы творчества. В середине 1960-гг. с приходом в театр воспитанников академической ленинградской школы М. Солцаева и Р. Хакишева репертуар Чечено-Ингушского театра пополняется произведениями героической романтики и высокой поэзии. Появляются постановки русских, грузинских, азербайджанских, осетинских, балкарских, дагестанских и других авторов. Чечено-Ингушский театр в 60-е годы ХХ в. входит в десятку лучших национальных театров Советского Союза. Методологической основой исследования является диалектический подход, что позволило изучить театральное искусство ЧИАССР на принципах историзма, объективности и всесторонности изучения предмета. Логический метод позволил проанализировать источники, установить степень изученности проблемы в отечественной историографии, определить цель и задачи. С помощью историко-генетического метода раскрывается театральная жизнь республики в годы войны, восстановления автономии и «оттепели» 1960-х годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The selection of the topic for publication is brought into focus by the decree of the President of the Russian Federation on the announcement of 2019 as the Year of Theater, as well as preparation for the celebration of the 75th anniversary of the Victory over Nazi Germany. The relevance of the choice of theatrical culture of the Chechen Republic in the object of study is also related to its lack of information on this topic. The study analyzes the activities of republican theaters in military conditions; reconstruction of the basic principles and methods of functioning of the Chechen-Ingush theaters in the years of the restoration of autonomy and the “ottepel” (thaw) of the 1960s’. In the years of the Great Patriotic War, the Chechen-Ingush Theater was rebuilt in a military manner and confided to barracks. The propaganda teams that spoke in all corners of the republic, in hospitals and military units, in field camps and at enterprises raised the fighting spirit of the soldiers. Many artists of the republic went to the front and fought against the enemy in arms. The development of the Chechen-Ingush culture in the second half of the 1950s’ – 1960s’ of the XX century occurred in the conditions of democratization of life of the Soviet society, the restoration of the republic’s autonomy, the atmosphere of freedom of creativity. In the mid-1960s’, with the arrival of students of the academic M. Soltsayev and R. Khakishev’s Leningrad school, the repertoire of the Chechen-Ingush theater is replenished with works of heroic romance and high poetry. The performances of Russian, Georgian, Azerbaijani, Ossetian, Balkarian, Dagestan and other authors appear. In the 60s’ of the XX century, Chechen-Ingush Theater was among the ten best national theaters of the Soviet Union. The methodological basis of the research is the dialectical approach, which allowed studying the theatrical art of the Chechen-Ingush ASSR on the principles of historicism, objectivity and comprehensive study of the subject. The logical method made it possible to analyze the sources, to establish the degree of knowledge of the problem in the national historiography, to determine the purpose and objectives. With the help of the historical-genetic method, the theatrical life of the republic during the war, the restoration of autonomy and the “ottepel” of the 1960s’ is revealed.

Текст научной работы на тему «Развитие театрального искусства в ЧИАССР в 40-60-е годы ХХ века»

ИСТОРИЯ, АРХЕОЛОГИЯ И ЭТНОГРАФИЯ КАВКАЗА. Т. 15. № 1. 2019. С. 37~46.

Б01: http://dx.d0i.0rg/i0.32653/CHi5i37-46

Эльбуздукаева Тамара Умаровна,

д.и.н., зав. отделом истории народов Северного Кавказа Института гуманитарных исследований Академии наук Чеченской Республики, Грозный, Россия [email protected]

РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ЧИАССР В 40-60-е ГОДЫ ХХ ВЕКА

Аннотация. Выбор темы публикации актуализирован указом Президента РФ об объявлении 2019 года - Годом театра, а также подготовкой к празднованию 75- летия Победы над фашистской Германией. Актуальность выделения театральной культуры Чеченской Республики в объект исследования также связана его недостаточной изученностью. В исследовании проведен анализ деятельности республиканских театров в военных условиях; реконструкция основных принципов и методов функционирования чечено-ингушских театров в годы восстановления автономии и «оттепели» 1960-х годов.

В годы Великой Отечественной войны Чечено-Ингушский театр перестроился на военный лад, был переведен на казарменное положение. Агитбригады, выступавшие во всех уголках республики, в госпиталях и в воинских частях, на полевых станах и на предприятиях поднимали боевой дух бойцов. Многие работники искусства республики ушли на фронт и с оружием в руках сражались против врага.

Развитие культуры Чечено-Ингушетии во второй половине 50-60-х гг. XX в. происходило в условиях демократизации жизни советского общества, восстановления автономии республики, атмосфере свободы творчества. В середине 1960-гг. с приходом в театр воспитанников академической ленинградской школы М. Солцаева и Р. Хакишева репертуар Чечено-Ингушского театра пополняется произведениями героической романтики и высокой поэзии. Появляются постановки русских, грузинских, азербайджанских, осетинских, балкарских, дагестанских и других авторов. Чечено-Ингушский театр в 60-е годы ХХ в. входит в десятку лучших национальных театров Советского Союза.

Методологической основой исследования является диалектический подход, что позволило изучить театральное искусство ЧИАССР на принципах историзма, объективности и всесторонности изучения предмета. Логический метод позволил проанализировать источники, установить степень изученности проблемы в отечественной историографии, определить цель и задачи. С помощью историко-генетического метода раскрывается театральная жизнь республики в годы войны, восстановления автономии и «оттепели» 1960-х годов.

Ключевые слова: фронтовые бригады; репертуарная политика; национальный театр; ЧИАССР, национальная драматургия; период новой эстетики.

THE DEVELOPMENT OF THEATER IN THE CHECHENO-INGUSH ASSR IN THE 40-60S' OF THE XX CENTURY

Tamara U. Elbuzdukaeva

D.Sc. (in History), Principal Researcher of the

Institute of Humanitarian Researches

of the Academy of Sciences of Chechen Republic, Grozny, Russia, [email protected]

Abstract. The selection of the topic for publication is brought into focus by the decree of the President of the Russian Federation on the announcement of 2019 as the Year of Theater, as well as preparation for the celebration of the 75th

anniversary of the Victory over Nazi Germany. The relevance of the choice of theatrical culture of the Chechen Republic in the object of study is also related to its lack of information on this topic. The study analyzes the activities of republican theaters in military conditions; reconstruction of the basic principles and methods of functioning of the Chechen-Ingush theaters in the years of the restoration of autonomy and the "ottepel" (thaw) of the 1960s'.

In the years of the Great Patriotic War, the Chechen-Ingush Theater was rebuilt in a military manner and confided to barracks. The propaganda teams that spoke in all corners of the republic, in hospitals and military units, in field camps and at enterprises raised the fighting spirit of the soldiers. Many artists of the republic went to the front and fought against the enemy in arms.

The development of the Chechen-Ingush culture in the second half of the 1950s' - 1960s' of the XX century occurred in the conditions of democratization of life of the Soviet society, the restoration of the republic's autonomy, the atmosphere of freedom of creativity. In the mid-1960s', with the arrival of students of the academic M. Soltsayev and R. KhakisheVs Leningrad school, the repertoire of the Chechen-Ingush theater is replenished with works of heroic romance and high poetry. The performances of Russian, Georgian, Azerbaijani, Ossetian, Balkarian, Dagestan and other authors appear. In the 60s' of the XX century, Chechen-Ingush Theater was among the ten best national theaters of the Soviet Union.

The methodological basis of the research is the dialectical approach, which allowed studying the theatrical art of the Chechen-Ingush ASSR on the principles of historicism, objectivity and comprehensive study of the subject. The logical method made it possible to analyze the sources, to establish the degree of knowledge of the problem in the national historiography, to determine the purpose and objectives. With the help of the historical-genetic method, the theatrical life of the republic during the war, the restoration of autonomy and the "ottepel" of the 1960s' is revealed.

Keywords: front-line brigades; repertoire policy; national theater; Checheno-Ingush ASSR; national dramaturgy; new aesthetics period.

Согласно указу Президента Российской Федерации 2019 год объявлен Годом театра. Его основной задачей является сохранение и популяризация лучших отечественных театральных традиций и достижений. В этой связи актуализируется изучение, сохранение и развитие театральных традиций Чеченской Республики в различные периоды своего существования. 75-летие Победы в Великой Отечественной войне возвращает нас к осмыслению героических и трагических событий, связанных с мобилизацией духовных сил советского народа.

В отечественной историографии отсутствует комплексное исследование истории театра Чеченской Республики, в тоже время имеются исследования, посвященные истории театрального дела кавказского региона [1—11].

Большое значение для понимания сущности театральных явлений, оказали работы А. Дейча, В. Зосимовского, М. Царева, В. Комиссаржевского и др. [12—17]. Общим недостатком работ советского периода является отсутствие анализа конкретно-исторических факторов, повлиявших на развитие театрального искусства; следование стереотипам в оценке культурной политики советских органов власти в области социально-культурного строительства.

Постсоветские исследования театрального искусства используют новые методологические подходы и поднимают проблемы сценического искусства в изменившихся условиях, связанных с управлением театральным делом, финансированием отрасли, формированием репертуара, взаимоотношения театра и зрителя и т.д. Появляются комплексные работы искусствоведов и социологов, позиционирующие театр как средство межкультурной коммуникации. Театр в городской среде выступает организатором и координатором различных групп людей, своеобразным социокультурным институтом [18].

В последнее время вышло несколько статей по истории театра в Чеченской Республике. Большой интерес представляет статья Х.И. Басхановой, в которой рассматривается история Грозненского государственного русского драматического театра им. М.Ю. Лермонтова [19]. Отмечая формирование позитивного типа этнической идентичности чеченского народа, автор показывает пути формирования толерантных межэтнических установок. Политическая нестабильность и две военные компании, прошедшие на территории Чеченской Республики, почти уничтожили театр. Статья «Театральное искусство Чечено-Ингушетии в годы Великой Отечественной войны» посвящена вкладу артистов республики в мобилизацию духовных сил в борьбе с фашизмом [20].

В публикациях Р.А. Ташаевой проанализирована репертуарная политика драматических театров Чечено-Ингушетии в 1950-1980-е годы с точки зрения формирования толерантности в обществе [21].

Драматическое искусство Чечено-Ингушетии

в годы Великой Отечественной войны

В годы войны Драматическое искусство Чечено-Ингушетии было подчинено задачам борьбы с врагом, чему способствовал значительный культурный потенциал, созданный в 30-е годы ХХ в. На 1 мая 1941 г. в республике было 5 театров: Чечено-Ингушский национальный драматический театр, Грозненский государственный русский драматический театр им. М.Ю. Лермонтова, Театр юного зрителя, Театр кукол, драматический театр в районном центре Назрани. Наряду со стационарами работали три передвижных театра, цирк и эстрада. Многие работники театров ушли на фронт. Среди них - директор Грозненского государственного русского драматического театра им. М.Ю. Лермонтова В. Шатов, артисты В. Чернышев, С. Алха-зов, С. Горчханов, студенты чечено-ингушской студии Московского института театрального искусства Т. Исаев, С. Дакаев, Д. Баркинхоев, А. Цароев, Д. Шаипов и другие. Осенью 1941 г. Абдулла Цароев вступил в партизанский отряд, был соратником легендарного разведчика Н. Кузнецова. За боевые заслуги был награжден правительственными наградами [22, с. 266].

С первых дней войны Чечено-Ингушский государственный драматический театр быстро перестроил свою работу на военный лад. Актеры театра отправлялись в сельские районы, в Грозном они выступали в госпиталях, воинских частях и агитпунктах. В репертуаре агитбригад были патриотические и народные песни и танцы, одноактные пьесы и произведения для художественного чтения. В районных центрах показывали постановки М-С. Гадаева и Г. Ба-тукаева «Али Сурхо», И. Гамрикели и Г. Нахуцришвили «Храбрый Кикила», Н. Музаева и В. Ванштейна «Мекхаш Мирза» и др. За первое полугодие 1941 г. театр дал 123 спектакля, которые посмотрели 2 400 зрителей. В третьем квартале - 34 спектакля для 5 000 зрителей1.

26 августа 1941 г. фронтовая бригада, состоящая из артистов театров Чечено-Ингушетии, отправилась в турне по прифронтовым площадкам. В репертуаре бригады были спектакли «Олеко Дундич», «Адин Сурхо». Среди артистов бригады были: заслуженный артист ЧИАС-СР - основной режиссер Грозненского государственного русского драматического театра им. М.Ю. Лермонтова Виктор Андреевич Шабанов, заслуженный артист ЧИАССР Леонид Семенович Куклин, заслуженная артистка ЧИАССР Ольга Алексеевна Решетниченко, Валентина Яковлевна Соловьева, Сергей Иванович Ионов, артист Чечено-Ингушского государственного драматического театра Махмуд Эсамбаев, баянист Гарнизонного дома Красной Армии Ла-чинов. Возглавил бригаду директор Грозненского государственного русского драматического театра им. М.Ю. Лермонтова, композитор Илья Наумович Иржанский [23, с. 31-32].

Несмотря на то, что фронтовым артистам приходилось зачастую выступать под открытым небом и без концертных костюмов, им удавалось воодушевлять бойцов, поднимать волю к победе и моральный дух.

27 августа 1942 г. Грозненский государственный русский драматический театр им. М.Ю. Лермонтова был эвакуирован. В связи с наступлением немецких войск на Грозный временно прекратили свою деятельность и Государственный театр юного зрителя, Государственный театр кукол, Чечено-Ингушский ансамбль песни и пляски, Ансамбль ашугов, Дом народного творчества и Госфилармония.

В городе осталось несколько профессиональных артистов, которые вместе с вокалистами - выпускниками музыкального училища, самодеятельными артистами из кружков домов культуры продолжали работать. Ими было проведено 14 спектаклей и 48 концертов в прифронтовых воинских частях, что было высоко оценено командованием.

Средства от театральных сборов Грозненского государственного русского драматического театра им. М.Ю. Лермонтова перечислялись на строительство эскадрильи самолетов «Советский артист». За это коллектив театра получил благодарность от Верховного главнокомандующего. В телеграмме И. Сталина говорилось: «Прошу передать работникам Грозненского театра русской драмы им. М.Ю. Лермонтова, собравшим 102 000 рублей на строительство эскадрильи «Советский артист», мой братский привет и благодарность Красной Армии».

1 Из доклада начальника управления по делам искусств при СНК ЧИАССР. 17 декабря 1942 г. // Архивное управление Чеченской Республики (далее АУП ЧР). Ф. 513. Оп. 1. Д. 38. Л. 20-21.

В приказе начальника управления по делам искусств при СНК ЧИАССР от 29 мая 1942 г. звучал призыв к работникам театров доставлять своим искусством удовольствие доблестным бойцам, командирам и политработникам: «Артисты! Вооружайте мужеством героев, поднимайте страсть каждого бойца к борьбе, действуйте своим искусством, как боец штыком, как снайпер пулей» [23, с. 49].

Воздействие театра на общественное сознание зависело от содержания сценических произведений, профессионализма драматургов и исполнителей. Новая форма работы Грозненского драматического театра им. М.Ю. Лермонтова под постоянным наименованием «Спектакли народной героики и политической сатиры» оправдало себя во всех отношениях. Программа строилась на местном материале. Особый эмоциональный эффект спектакли народной героики и политической сатиры вызывали в воинских частях, призывных участках, агитпунктах, госпиталях. Артисты были прикреплены индивидуально к госпиталям и выступали с произведениями художественного чтения перед тяжелоранеными бойцами и офицерами.

30 декабря 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета ЧИАССР Чечено-Ингушский государственный национальный драматический театр был удостоен имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова. К апрелю 1943 г. бригада дала более 700 концертов. 30 июня 1943 г. вышел указ о награждении почетными грамотами Президиума Верховного Совета ЧИ-АССР «За образцовое художественное обслуживание частей Красной Армии в дни Великой Отечественной войны концертами и спектаклями» артистов Чечено-Ингушского драмтеатра им. Ханпаши Нурадилова Алиевой Т.Ш., Докашева В.М., Ибрагимова Б.И., Магомадова М.Б., Садыкова А., Цемиевой Х.Ш.

Театральное искусство в послевоенное время

В послевоенное время молодые актеры Театра юного зрителя подготовили и показали зрителю такие пьесы: «Старые друзья» Милюга, «Сын полка» В. Катаева, «Сказка о правде» М. Алигер и др. В течение двух-трех месяцев руководству театра предписывалось подготовить и провести лекции и доклады об образе советского положительного героя, роли советской молодежи в драматургии и литературе2 .

Грозненский обком комсомола в своем постановлении от июня 1947 г. «О постановке спектакля «Молодая Гвардия» по роману лауреата Сталинской премии Александра Фадеева Грозненским театром юного зрителя» отметил, что коллектив Театра юного зрителя, перестраивая работу театра в соответствии с историческим постановлением Центрального Комитета ВКП(б) по идеологическим вопросам, «создал высокоидейный высокохудожественный спектакль «Молодая Гвардия» по роману лауреата Сталинской премии Александра Фадеева, в котором встают прекрасные и незабываемые образы героев-краснодонцев». Отмечая большую творческую победу театра, Бюро обкома ВЛКСМ постановило «за создание высокоидейного и высокохудожественного спектакля «Молодая Гвардия» по роману Александра Фадеева, коллектив Театра юного зрителя /директор т. Гриц, художественный руководитель т. Гронский Б.Г./ представить к награждению почетной грамотой ЦК ВЛКСМ»3.

Театры ЧИАССР после восстановления автономии

До восстановления автономии Чечено-Ингушетии Грозненский государственный русский драматический театр им. М.Ю. Лермонтова имел статус Грозненского областного драматического театра, а его деятельность в первой половине 1950-х гг. отличалось большой текучестью кадров, что сказывалось на качестве спектаклей. С 1950 по 1955 гг. труппа обновлялась перед каждым сезоном.

2 Протоколы заседания бюро Грозненского Обкома ВЛКСМ (6 июня-30 декабря 1946 г.) // АУП ЧР. Ф.1 Оп. 17. Д. 3452 (часть 2). Л. 274.

3 Протоколы заседания бюро Грозненского Обкома ВЛКСМ (16 января-12 июня 1947 г.) // АУП ЧР. Ф.1 Оп. 17. Д. 3456. Л. 222.

С восстановлением Чечено-Ингушской АССР театр получил статус Государственного русского драматического театра им. М.Ю. Лермонтова. Впервые в его репертуаре появилась пьеса грозненского драматурга Евгении Ксензовой под рабочим названием «Это было в Грозном» о событиях Гражданской войны. Премьера спектакля, вышедшая под названием «Грозные дни», состоялась в октябре 1957 г.

Творческий состав Государственного русского драматического театра им. М.Ю. Лермонтова был хорошо укомплектован, комитетом по делам искусства руководителем театра был назначен Полижаев Георгий Николаевич, народный артиста РСФСР, один из лучших в СССР исполнителей роли Е. Булычева, А. Суворова. «В театре работали талантливая артистка Тайц - заслуженная артистка Республики, Розанцев - заслуженный артист республики и способный режиссер Гнедич, присланный из Костромы. Театр располагает крепким ядром старшего поколения, группой средних актеров. Особенно радует группа актерской молодежи, среди которой 10 человек с высшим и средним театральным образованием; среди вновь приглашенных 9 человек членов партии, 6 чел. комсомольцев и один актер Герой Советского Союза»4.

Перед молодежью Государственного русского драматического театра им. М.Ю. Лермонтова руководящее ведомство ставило сложные задачи: необходимо было обновить репертуар, учитывая требования марксистско-ленинской эстетики, вводить пьесы о современниках - героях дня, строителях коммунизма, учиться сценическому мастерству по наследию Станиславского. Более того, по мнению государственных кураторов, театр должен был расширить зрительскую аудиторию спектакля о юности В.И. Ленина «Семья»5. Театр реагировал вводом в репертуар таких новых спектаклей как «Сердца должны гореть», «Фатима», «Девушки с гор», одноактные пьесы А.П. Чехова и др.

В 1959 г. Государственный русский драматический театр им. М.Ю. Лермонтова выступил 312 раз. Было показано 112 спектаклей в Грозном и 185 в районах республики. Коллектив театра побывал во всех крупных населенных пунктах республики. Спектакли получили положительную оценку зрителей, общественности и печати. Среди талантливой молодежи особенно были отмечены актеры Майя Махаева и Комета Абазаева6.

За премьерой «Иркутской истории» А. Арбузова последовала постановка пьесы В. Розова «Неравный брак». Театр показал грозненцам почти все пьесы Розова: «Ее друзья», «В добрый час!», «В поисках радости», «Затейник». Все эти работы имели успех.

В 1958 г. был восстановлен Чечено-ингушский республиканский театр кукол, который открыл свою работу спектаклем «Волшебная лампа Алладина». В театре трудилась, как единая семья, интернациональная труппа русских, чеченских и ингушских артистов.

В июле 1958 г. был восстановлен Чечено-Ингушский государственный драматический театр им. Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова. Трудным было возрождение театра. Не хватало актеров, рядом с вернувшимися профессиональными актерами Я. Зубайраевым, М. Бадуевым, Т. Алиевой, А. Исаевой, А. Ташухаджиевой, Х. Мустапаевой начинает работать способная молодежь из самодеятельности — молодые А. Дениев, З. Багалова, Ю. Идаев, Д. Омаев и др.

В 1958 г. Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского были направлены на учебу 19 юношей и девушек из чеченцев и ингушей. В этом же году в нем были открыты 3 студии: хореографическая, изобразительного искусства и драматическая. В Тбилиси создана чечено-ингушская хореографическая студия на 25 человек. Как отмечалось в архивных документах, в Ленинградском театральном институте им. А. Н. Островского и Тбилисском хореографическом училище проходили обучение студенты из Чечено-Ингушской АССР, в том числе девушки-горянки, которые были преимущественно детьми малообеспеченных родителей (матерей-одиночек, пенсионеров, инвалидов).

4 Стенограмма VI Пленума Грозненского Обкома ВЛКСМ о повышении культурно-массовой работы среди молодежи 16 сентября 1950 г. // АУП ЧР. Ф.1. Оп. 17. Д. 3477.Л. 38.

5 Стенограмма V Грозненской комсомольской Областной конференции 29-30 ноября 1952 г. // АУП ЧР. Ф.1. Оп. 17. Д. 3490. Л. 60.

6 Стенограмма IV Чечено-Ингушского обкома ВЛКСМ об итогах VI Пленума ЦК ВЛКСМ «О повышении общеобразовательного и общетехнического уровня рабочей и сельской молодежи»; «О задачах областной комсомольской организации по улучшению досуга молодежи». 12 сентября 1960 г. // АУП ЧР. Ф.1 Оп. 17. Д. 3546. Л. 103, 100 — 101.

В целях подготовки квалифицированных актерских кадров для театральных коллективов Чечено-Ингушской АССР, Совет Министров РСФСР просил разрешение принять с 1 сентября 1960 г. на государственное обеспечение студентов Чечено-Ингушской национальной студии Ленинградского государственного театрального института им. А.Н. Островского в количестве 22 человек и учащихся Чечено-Ингушской группы Тбилисского хореографического училища в количестве 21 человека до окончания ими учебных заведений7.

В конце 1950-х - первой половине 1960-х гг. в театре работали режиссеры М. Минаев, Л. Горькая, А. Белолипецкий, П. Харлип, первый профессиональный чеченский режиссер Г. Ба-тукаев. Режиссер-педагог Ленинградского театрального института им. А.Н. Островского И. Савельев ставил спектакль «День рождения Терезы» Г. Мдивани с выпускниками актерской студии. Вместе с ними создавали спектакли художники Э. Валентинов, Ф. Кузнецов, А. Сновинг.

В репертуаре театра появляются пьесы русских, грузинских, азербайджанских, дагестанских драматургов. Государство определяло направление репертуару - это борьба с пережитками прошлого, раскрепощение женщины-горянки, трудовой подвиг советского народа, тема кровной мести [22, с. 307].

Как справедливо отмечалось в документах тех лет, без национальной драматургии не мог существовать ни один национальный театр: «Какие бы превосходные пьесы не переводились на национальные языки, все равно эти пьесы будут оставаться лишь частью репертуара этого театра, основной же репертуар национального театра - это пьесы, написанные о жизни народа, на языке которого этот театр работает и для этого народа он, в первую очередь, существует. При анализе репертуара национального театра в свете воспитания зрителя в духе интернационализма, следует исходить из таких моментов: тема дружбы народов может быть раскрыта в самом содержании национальной пьесы; постановки пьес из драматургии народов Советского Союза; постановка пьес зарубежной классики и современной пьесы».

Бюро Чечено-Ингушского обкома ВЛКСМ в постановлении «Об улучшении творческого содружества коллектива драмтеатра им. Ханпаши Нурадилова с комсомольскими организациями республики» от 16 февраля 1960 г. вскрыло недостатки в работе национального драматического театра по пропаганде культуры на селе и созданию разнообразного интересного репертуара. «Так, шефская помощь артистов театра на селе ограничивается Назрановским народным театром, а в городе Интернатом и 15-м Ремесленным училищем. Молодые артисты пассивно относятся к работе самодеятельных коллективов, не проводят встреч и бесед с молодежью об искусстве, культуре поведения. В результате отсутствия тесного творческого общения артистов с коллективами художественной самодеятельности отсутствуют и резервы для качественного пополнения коллектива Театра молодыми артистами. Руководители сельских клубов, районных домов культуры, сельских советов не везде создают условия для нормальной работы артистов сцены. Артистам приходится работать в неотапливаемых помещениях. Из-за неподготовленности помещений в Ачхой-Мартановском и Гудермесском районах спектакли были сорваны. Слабо ведется борьба с нарушителями общественного порядка. Ленинский райком и Грозненский горком комсомола недостаточно вникают в жизнь коллектива молодых артистов национального драматического театра и его комсомольской организации»8.

Бюро обязало райкомы комсомола и первичные комсомольские организации проводить конференции зрителей, встречи с ведущими артистами театра в клубах, на предприятиях, творческие встречи артистов с участниками художественной самодеятельности.

Театральные работники должны были улучшить агитационно-пропагандистскую работу среди населения, привлекая к посещению спектаклей возможно большее количество молодежи, особенно девушек-чеченок. Отделом пропаганды обкома комсомола, совместно Министерством культуры и Союзом советских писателей было поручено инициировать группой авторов создание спектакля о Ханпаше Нурадилове9.

7 Постановление бюро обкома КПСС и Совета Министров ЧИАССР от 30 апреля 1960 г. // АУП ЧР. Ф. 1207. Оп. 2. Д. 477. Л. 20.

8 Постановление Бюро Чечено-Ингушского обкома ВЛКСМ Об улучшении творческого содружества коллектива драмтеатра им. Ханпаши Нурадилова с комсомольскими организациями республики». 16 февраля 196 г. // АУП ЧР. Ф. 2903. Оп. 1. Д. 20. Л. 1.

9 Протокол заседания бюро Чечено-Ингушского обкома ВЛКСМ. 16 января-16 мая 1960 г.// АУП ЧР Ф. 1.

С 1 по 4 марта 1962 г. в Кремлевском театре в Москве Чечено-Ингушский государственный драматический театр им. Ханпаши Нурадилова: показал спектакль «Горянка» Расула Гамзатова и Государственный русский драматический театр им. М.Ю. Лермонтова - спектакль «Верить человеку» Нурдина Музаева. Этот показ явился большим событием в культурной жизни республики. Спектакли прошли с большим успехом, были тепло приняты зрителем и высоко оценены общественностью и прессой.

Переходя к краткому анализу творческой работы театров Чечено-Ингушетии, следует отметить, что театры Грозного значительно улучшили свою деятельность. Центральное место на сцене Государственного русского драматического театра им. Лермонтова заняли произведения советских драматургов, отражающие героизм и трудовой энтузиазм советских людей, раскрывающие мысли и чувства советского человека. В репертуаре театра появились спектакли о современности, о советских людях: «Город на Заре», посвященный 50-летию Ленинского комсомола, «Дело, которому ты служишь», посвященный Ленинскому юбилею10.

С афиш театра не сходили пьесы русской и зарубежной классики: «Обыкновенная история», «Последняя жертва» Островского, «Мария Тюдор» Гюго. В репертуар была включена инсценировка повести польского драматурга Яна Рудского «95—16», пьеса, разоблачающая острые социальные противоречия современного буржуазного общества, призывающая всех честных людей к объединению в борьбе с неофашизмом.

Для юных зрителей были поставлены спектакли «Похищение луковицы», «Василиса Прекрасная», «Сказ о Скоморохе и Царе Горохе» и «Тайна голубого камня». Перечисленные спектакли пользовались заслуженным успехом у зрителей11.

С середины 1960-гг. с приходом в театры молодой режиссуры в лице М. Солцаева и Р. Хакишева, воспитанников академической ленинградской школы, постановки меняют свою направленность - социально-бытовая тематика уступает место героической романтике и высокой поэзии.

В середине 1960-х гг. главным режиссёром Чечено-Ингушского государственного драматического театра им. Х. Нурадилова становится М. Солцаев. Он заново переосмысливает репертуар: появляется спектакль «Асланбек Шерипов», обращается к лучшим произведениям национальной драматургии. Героико-романтическая тема, ставшая главным содержанием репертуара, предполагала масштабность философских обобщений в решении проблемы «человек-общество» и органическое слияние лирики и романтики.

Период новой эстетики Государственного драматического Чечено-Ингушского театра следует отсчитывать от постановки «Кровавой свадьбы» Г. Лорки в 1968 г. Этот спектакль доказал способность коллектива глубоко раскрыть сложное социально-философское содержание трагедии, ее высоко поэтическую форму.

Переосмыслению подвергались и классические произведения. Театр поставил спектакли «Гамлет» и «Анну Каренину», «Иванов», «Дядя Ваня» А.П. Чехова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Обыкновенная история» И.А Гончарова, «На дне» М. Горького, «Бесприданница», «На всякого мудреца довольно простоты», «Волки и овцы» А.Н. Островского и др.

В 1963 г. режиссер Н. Децик поставил «Маскарад» М. Лермонтова, а в 1965 г. спектакль по пьесе В. Маяковского «Клоп». Пьеса «Верить человеку» Н. Музаева была первым произведением национальной драматургии, которую Государственный русский драматический театр им. Лермонтова поставил на своей сцене. Однако не все спектакли имели успех. Критика отмечала отставание чеченской и ингушской драматургии от жизни республики. Некоторые пьесы страдали мелкотемьем, бытовым показом действительности, строились по стандарту, были написаны примитивным языком.

Известный актер Леонид Броневой проработал в Государственном русском драматическом театре им. Лермонтова только один сезон. За это время он сыграл роль Маресьева в

Оп. 17. Д. 3547. Л. 74-75.

10 Выступление министра культуры ЧИАССР В.А. Татаева на пленуме обкома КПСС «Об успехах культуры Чечено-Ингушской АССР».11 апреля 1962 г.// АУП ЧР. Ф. 970. Оп. 21. Д. 3745. Л. 2-3.

11 Выступление министра культуры ЧИАССР В.А. Татаева на пленуме обкома КПСС «Об успехах культуры Чечено-Ингушской АССР».11 апреля 1962 г // АУП ЧР. Ф. 970. Оп. 21. Д. 3745. Л. 4.

спектакле «Настоящий человек» (инсценировка Т. Лондона по повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»), одну из ролей в спектакле «Собака на сене», и даже выступил в качестве режиссера, поставив совместно с Е. Красницким детский спектакль-водевиль «Димка-невидимка» по пьесе В. Коростылева и М. Львова [21, с. 337, 353].

В мае 1966 г. Государственном русском драматическом театре им. Лермонтова состоялся первый выпуск Грозненского филиала школы-студии МХАТа. Среди выпускников - В. Яковлев, А. Михайлушкин, А. Кущ, В. Губин, В. Белоглазов, С. Непряхин, Х. Нудушев, Т. Малухина, В. Полунина, В. Бабкова, Р. Погосова, Р. Ахметшина, И. Ушакова12.

С 1966 по 1969 г. учреждениями искусств республики было показано 12 058 спектаклей и дано концертов перед аудиторией 3 млн. 517 тыс. человек13 .

Традиционными стали декады искусства и литературы Дагестана, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии. На сценах театров и в концертных залах республики искусство своих народов демонстрировали артисты Болгарии, Польши, Венгрии, ГДР, Чехословакии, Монголии, Мексики, Франции, Японии и других стран. Спектакли «Между ливнями» Штейна, «Бессмертные» Хамидова, «Город на заре» Арбузова, «На дне» Горького, «Борьба» Гешаева и Солцаева, «Бож-Али» Хамидова, «Я не буду одинок» Мальсагова, получили дипломы на всероссийских и всесоюзных смотрах драматических театров.

Наибольший успех у зрителей имела комедия, поставленная по пьесе А. Хамидова «Бож-А-ли» П. Харлипом в 1965 г. Спектакль выдержал наибольшее количество представлений. Все рецензенты подчеркивали удачный выбор актера М. Давлетмирзаева на главную роль.

Государственный драматический Чечено-Ингушский театр поставил пьесы местных авторов Х. Ошаева, «Волны Терека» М. Мусаева, «Девушка с гор», «Совдат и Дауд» А.-Х. Хамидова14.

Молодые артисты А. Дениев, Д. Омаев, З. Багалова, С. Магомадов, Х. Нунуев и многие другие перенимали опыт у таких мастеров сцены, как А. Хамидов, В. Татаев, Х. Хакишева, Х. Мустапаева, А. Ташухаджиева и другие.

Театр много гастролировал, знакомя со своим творчеством зрителей Москвы, Ленинграда, Грузии, Казахстана, республик Северного Кавказа.

Расцвет национального театра пришелся на шестидесятые годы ХХ в. Развитие культуры Чечено-Ингушетии в это время происходило в условиях развернувшегося процесса демократизации жизни советского общества, восстановления автономии республики. Театр в эти годы становится более открытым к восприятию проблем современности. Появилось новое поколение творческой интеллигенции, так называемые шестидесятники.

Театры Чечено-Ингушетии в 60-х годах ХХ века олицетворяли республику, были в зените творческой славы. Чечено-Ингушский государственный драматический театр им. Ханпа-ши Нурадилова входил в десятку лучших национальных театров Советского Союза и сыграл большую роль в приобщении зрителя к национальной, русской и зарубежной драматургии.

12 Грозненский рабочий. 1966. 26 мая.

13 Выступление министра культуры ЧИАССР В.А. Татаева на пленуме Обкома КПСС. 11 апреля 1972 г. // АУП ЧР. Ф. 1. Оп. 34. Д. 6. Л. 142.

14 Выступление министра культуры ЧИАССР В.А. Татаева на пленуме Обкома КПСС. 11 апреля 1972 г. // АУП ЧР. Ф. 1. Оп. 34.Д. 6. Л. 148.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Албакова Ф.Ю. Вайнахский театр: от истоков к профессионализму: Автореферат дисс. ... канд. искусствоведения. Тбилиси, 1990.- 15 с.

2. Шовгенов М.М. Адыгейский театр (зарождение и развитие): Автореферат дисс. .канд. искусствоведения. Тбилиси, 1970. - 24 с.

3. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. М., 1971. - 475 с.

4. Арутюнян Б.Б. Армянский советский театр (очерк истории и летопись 1917-1967 гг.): Автореферат дисс. ... докт. искусствоведения. М., 1969. - 55 с.

5. Говоров С.Д. Кумыкский театр. Махачкала: Дагк-нигоиздат, 1955. - 128 с.

6. Говоров С.Д. Лакский театр. Махачкала, 1957.- 40 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Говоров С.Д. Народная артистка [Б. С. Мурадова]. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1960. - 41 с.

8. Говоров С.Д. Аварский театр. Махачкала, 1960. - 42 с.

9. Магомедгаджиева Б.Н. Русская классика на дагестанской сцене. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1981. - 57 с.

10. Акбиев С.-М.Х. У истоков Кумыкского театра // Народные традиции в современном профессиональном искусстве Дагестана. Махачкала, 1984.

11. Абдуллаева М.Г. История становления и развития дагестанского национального театра (на материалах Аварского музыкально-драматического театра им. Г. Цадасы).: Дисс.канд. ист. наук Махачкала, 2007. - 218 с.

12. Зосимовский ВА. Основные этапы развития театра и кино. Л., 1967. - 47 с.

13. Дейч А.И. Мы любим театр. М.: Искусство, 1960.

- 128 с.

14. Царев М.И. Что такое театр. М.: Мол. гвардия, 1960. - 47 с.

15. Брудный ДЛ. Беседы о театре: Пособие для учащихся нац. шк. РСФСР. Л.: Просвещение, 1983. - 59 с.

16. Новицкая Л.П. Уроки вдохновения: система К.С. Станиславского в действии. М., 1984. - 383 с.

17. Комиссаржевский В.Г. День театра. М.: Искус-ство,1971. - 303 с.

18. Дмитриевский В.Н. Социальное функционирование театра и проблемы современной культурной политики. М.: Гос. Ин-т искусствознания, 2000. - 307 с.

19. Басханова Х.И. Грозненский государственный русский драматический театр им. М.Ю. Лермонтова: от истоков к профессионализму // https://science-education. ru/pdf/2014/6/1628.pdf

20. Басханова Х.И., Эльбуздукаева Т.У. Театральное искусство Чечено-Ингушетии в годы Великой Отечественной войны // Всеросс. науч. конф. «Вклад народов Чечено-Ингушетии в Победу в Великой Отечественной войне 19411945гг.» (3-и Кадыровские чтения), посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., Грозный. 15 апреля 2015 г. Грозный, 2016. С. 501-508.

21. Ташаева РА. Драматические театры и их роль в формировании толерантности в обществе в 1950-1980- е годы ХХ века / Культура Чечни. История и современные проблемы. М. «Наука»: 2006.

22. Эльбуздукаева Т.У. Культура Чечни ХХ в. Грозный: Акад. наук ЧР, 2012. - 411 с.

23. Культурное строительство в Чечено-Ингушетии (июнь 1941-1980 гг.) : Сб. док. и мат-лов / Парт. арх. Чеч.-Инг. обкома КПСС и др.; [Сост. Р. В. Завгородняя и др.].

- Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1985. - 326 с.

REFERENCES

1. Albakova F.Y. Vainakh theater: from the beginning to professionalism [Vaynakhskiy teatr: ot istokov k professionalizmu]: abstracts of the thesis of ... cand. in art history. Tbilisi, 1990.

2. Shovgenov M.M. Adygei theater (origin and development) [Adygeyskiy teatr (zarozhdeniye i razvitiye)]: abstract of the thesis of... cand. in art history. Tbilisi, 1970.

3. Kaymarazov G.S. Essays on the history of culture of the peoples of Dagestan [Ocherki istorii kul'tury narodov Dagestana]. Moscow, 1971.

4. Arutyunyan B.B. Armenian Soviet Theater (essay on the history and chronicle of 1917-1967) [Armyanskiy sovetskiy teatr (ocherk istorii i letopis' 1917-1967 gg.)]: abstract of thesis of... Dr. in art history. Moscow, 1969.

5. Govorov S.D. Kumyk Theater [Kumykskiy teatr]. Makhachkala: Dagknigoizdat, 1955.

6. Govorov S.D. Lak Theater [Lakskiy teatr]. Makhachkala, 1957.

7. Govorov S.D. People's Artist [B. S. Muradova] [Narodnaya artistka [B. S. Muradova]. Makhachkala: Dagknigoizdat, 1960.

8. Govorov S.D. Avar Theater [Avarskiy teatr]. Makhachkala, 1960.

9. Magomedgadzhieva B.N. Russian classics on the Dagestan scene [Russkaya klassika na dagestanskoy stsene]. Makhachkala: Dagknigoizdat, 1981.

10. Akbiev S.-M.H. At the origins of the Kumyk Theater [U istokov Kumykskogo teatra] Folk traditions in the modern professional art of Dagestan [Narodnyye traditsii v sovremennom professional'nom iskusstve Dagestana]. Makhachkala, 1984.

11. Abdullaeva M.G. The history of the formation and development of the Dagestan National Theater (on the materials of the Avar Music and Drama Theater named after G. Tsadasy) [Istoriya stanovleniya i razvitiya dagestanskogo natsional'nogo teatra (na materialakh Avarskogo muzykal'no-dramaticheskogo teatra im. G. Tsadasy)]: thesis of ... Cand. in Hist. Sciences Makhachkala, 2007.

12. Zosimovskiy V.A. Main stages of the development of theater and cinema [Osnovnyye etapy razvitiya teatra i kino]. Leningrad, 1967.

13. Deitsch A.I. We love theater [My lyubim teatr]. M.: Iskusstvo, 1960. - 128 p.

14. Tsarev M.I. What theater is [Chto takoye teatr]. M.: Molodaya Gvardiya, 1960.

15. Brudny D.L. Conversations about the theater: a manual for students of the national school of RSFSR [Besedy o teatre: Posobiye dlya uchashchikhsya nats. shk. RSFSR]. Leningrad: Prosveshenie, 1983.

16. Novitskaya L.P. Lessons of inspiration: the system of K.S. Stanislavsky in action [Uroki vdokhnoveniya: sistema K.S. Stanislavskogo v deystvii]. Moscow, 1984.

17. Komissarzhevsky V.G. Theater Day [Den' teatra]. Moscow: Iskusstvo, 1971.

18. Dmitrievsky V.N. Socialfunctioning of the theater and the problems of modern cultural policy [Sotsial'noye funktsionirovaniye teatra i problemy sovremennoy kul'turnoy politiki]. Moscow: State Institute of Art Studies, 2000.

19. Baskhanova K.I. Grozny State Russian Drama Theater after M.Y. Lermontov: from the beginnings to

professionalism [Groznenskiy gosudarstvennyy russkiy dramaticheskiy teatr im. M.YU. Lermontova: ot istokov k professionalizmu]. [Electronic resource] // https://science-education.ru/pdf/20l4/6/l628.pdf

20. Baskhanova H.I., Elbuzdukaeva T.U. Theatrical art of the Chechen-Ingush Republic during the Great Patriotic War All-Russian scientific conference "The contribution of the peoples of Chechen-Ingushetia to the Victory in the Great Patriotic War of 1941-1945." (3rd Kadyrov Readings), dedicated to the 70th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War of 1941-1945, Grozny. April 15, 2015. Grozny, 2016: 501-508.

21. Tashaeva R.A. Drama theaters and their role in the formation of tolerance in society in the 1950-I980s' of the XX century / Culture of Chechnya. History and modern issues [Dramaticheskiye teatry i ikh rol' v formirovanii tolerantnosti v obshchestve v 1950-1980- ye gody XX veka / Kul'tura Chechni. Istoriya i sovremennyye problemy]. M.: Nauka: 2006.

22. Elbuzdukaeva T.U. Chechen culture of the XX century [Kul'tura Chechni v XX v.]. Grozny: Chechen Academy of Sciences, 2012.

23. Cultural construction in Chechen-Ingushetia (June 1941-1980): Collected documents and materials / Part. arch. Chech.-Ing. regional committee of the CPSU and others [Kulturnoye stroitel'stvo v Checheno-Ingushetii (iyun' 1941-1980 gg.) : Sb. dok. i mat-lov /Part. arkh. Chech.-Ing. obkoma KPSS i dr.]; [Comp. by R.V. Zavgorodnyaya and others]. - Grozny: Chech.-Ing. book publishing house, 1985.

Статья поступила в редакцию 04.02.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.