Научная статья на тему 'Специфика и проблемы культурной деятельности театральных коллективов в условиях общественного застоя и зарождения художественного многообразия в период перестройки (1964 1991 гг. )'

Специфика и проблемы культурной деятельности театральных коллективов в условиях общественного застоя и зарождения художественного многообразия в период перестройки (1964 1991 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1467
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТР КАК ЯВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ТЕАТРАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР / ГАСТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕАТРОВ / КУЛЬТУРНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ЗРИТЕЛЯ / ПОСЕЩАЕМОСТЬ ТЕАТРАЛЬНЫЙ МЕРОПРИЯТИЙ / НАРОДНЫЕ ТЕАТРЫ / THEATRE AS PHENOMENON OF SOVIET CULTURE / THEATRICAL REPERTOIRE / TOURING ACTIVITY OF THEATRES / CULTURAL SERVICE OF RURAL SPECTATOR / ATTENDANCE OF THEATRICAL EVENTS / POPULAR THEATRES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Заельская С. А., Иванова А. Г.

Исследуется специфика и проблемы деятельности театральных коллективов в эпоху общественного "застоя" и зарождения художественного многообразия периода перестройки. Изучены особенности формирования репертуара и осуществления гастрольной деятельности театров Оренбургской области в 1964 1991 годах. Анализируется динамика посещаемости театральных мероприятий. Рассмотрена кадровая проблема в театральных коллективах. Выявлены причины падения интереса населения к профессиональному театральному искусству в период перестройки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC CHARACTER AND PROBLEMS OF CULTURAL ACTIVITY OF THEATRICAL GROUP IN CONDITIONS OF SOCIAL STAGNATION AND CONCEPTION OF AMATEUR THEATRICALS IN THE PERIOD OF REFORMATION (1964 1991)

Specific character and problems of cultural activity of theatrical group in conditions of social stagnation and conception of amateur theatricals in the period of reformation are researched. Peculiarities of repertoire and touring activity of Orenburg region theatres in 1964-1991 are learnt. Dynamics of attendance of theatrical events is analyzed. The problem of personnel of theatrical groups is considered. Causes of population being uninterested in professional art of theatres in the period of reformation are established.

Текст научной работы на тему «Специфика и проблемы культурной деятельности театральных коллективов в условиях общественного застоя и зарождения художественного многообразия в период перестройки (1964 1991 гг. )»

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

УДК 792.03 (470.56)

СПЕЦИФИКА И ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТРАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО "ЗАСТОЯ" И ЗАРОЖДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МНОГООБРАЗИЯ В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ (1964 - 1991 ГГ.)

© 2009 С.А. Заельская, А.Г. Иванова

Оренбургский государственный педагогический университет

Поступила в редакцию 26.06.2009

Исследуется специфика и проблемы деятельности театральных коллективов в эпоху общественного "застоя" и зарождения художественного многообразия периода перестройки. Изучены особенности формирования репертуара и осуществления гастрольной деятельности театров Оренбургской области в 1964 - 1991 годах. Анализируется динамика посещаемости театральных мероприятий. Рассмотрена кадровая проблема в театральных коллективах. Выявлены причины падения интереса населения к профессиональному театральному искусству в период перестройки.

Ключевые слова: театр как явление советской культуры, театральный репертуар, гастрольная деятельность театров, культурное обслуживание сельского зрителя, посещаемость театральный мероприятий, народные театры.

В 1964 - 1991 годы театры являлись составной частью общественной жизни, взяв на себя функции культурного обслуживания населения. Учреждения профессионального искусства создавали духовные и эстетические ценности, составляющие духовное достояние человечества, поэтому драматические, музыкальные, детские театры занимали особое место в культурной жизни страны и имели стратегическое значение для развития всей сферы культуры и искусства. Советский театр в указанный период оставался популярным и важнейшим в идеологическом плане видом профессионального искусства. Партийная пропаганда возлагала на театры большие надежды. Ведь значение театра во всех аспектах воспитательной работы - эстетическом, нравственном, морально-этическом, трудовом, патриотическом, - являлось весьма существенным. Партийное руководство страны было уверено в том, что "трудно переоценить роль и значение театра в великом и благородном деле формирования нравственного облика советского человека эпохи "развитого социализма"1.

В данной статье на материалах Оренбургской области исследуется культурная деятельность театров, выявляются специфические черты и проблемы их функционирования в последние годы существования советской власти.

Заельская Светлана Александровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Отечества и социально-политических теорий. E-mail: [email protected]. Иванова Александра Георгиевна, доктор исторических наук, профессор кафедры истории Отечества и социально-политических теорий. E-mail:[email protected].

В Оренбургской области в изучаемый период работали пять государственных театров: Областной драматический театр им. А. М. Горького, Областной театр музыкальной комедии, Областной театр кукол, Орский театр драмы им. А. С. Пушкина, Бугурусланский драматический театр им. Н. В. Гоголя, а так же вело работу областное отделение Всероссийского театрального общества.

Театральная модель, по которой театры страны и Оренбуржья работали в период "застоя" и первые годы перестройки, представляла собой жестко централизованную систему, в соответствии с которой все профессиональные театры существовали и функционировали как государственные, что означало тотальную финансовую и идеологическую зависимость от советской системы. У каждого театра имелся в наличии заранее утвержденный план, в котором предусматривались следующие показатели производственной деятельности: "количество сыгранных спектаклей", "количество обслуженных зрителей", "средняя заполняемость" как зала на утренних, так и вечерних спектаклях.

В изучаемый период репертуарные планы советских театров определяла исключительно официальная политика в сфере культуры. В период "застоя" и первые годы "перестройки" репертуар формировался и утверждался сначала художественным советом театра. Заседания художественного совета театра проводились, как правило, регулярно и систематически. На заседаниях обсуждались вопросы репертуара, прием спектаклей, тарификации актеров, роста актерского мастерства, выбор пьес и постановок. Каждая пьеса,

представленная к постановке, обязательно читалась на художественном совете театра. Затем следовала стадия обсуждения театрального репертуара на коллегии управления культурой. В значительной степени репертуарную политику театров определяли органы управления культурой. Следовательно, формирование репертуара не являлось ответственностью самого театра.

В указанный хронологический период существовало несколько незыблемых принципов формирования репертуара, одним из которых была обязательная постановка соответствующей пьесы к памятным событиям и юбилейным датам в жизни страны. К примеру, в сезон 1966 -1967 гг. Бугурусланский драматический театр при плане 8 спектаклей осуществил постановку 10, среди которых присутствовали такие яркие в художественном плане спектакли как "Свети, человек" И. Соболева и "Молодые годы Оли Свиридовой" В. И. Пистоленко, посвященные пятидесятилетию Советской власти, и получившие положительные отзывы зрителей и критики2. Орский драматический театр в 1980 г. показал спектакль "Высшая проба" ("Орская хроника"), посвященный истории партийной организации города Орска и строительства комбината "Южуралникель".

Другой обязательный принцип, которого должны были придерживаться советские театры, заключался в применении тематического планирования репертуара, согласно которому в афишу театра непременно включались пьесы классические и современные. Среди последних в репертуаре обязательно должны были присутствовать произведения историко-революционного, военно-патриотического и производственного характера.

В итоге, идеальный, сбалансированный репертуар театральных коллективов в советский период на 1/3 состоял из произведений классиков, еще 1/3 была отдана представителям критического реализма, последняя треть оставалась за пьесами современных драматургов. Именно "современные пьесы" были лидерами проката и собирали наибольшее число зрителей в Оренбуржье. К примеру, в первой половине 1980-х гг. до 70% репертуара театров Оренбургской области составляли произведения современных авторов3.

Ввиду того, что репертуар представлял собой основу, определяющую идейно-творческую направленность театра, то его составление строилось на строго определенных принципах. Рассмотрим процесс формирования репертуара на примере Оренбургского областного театра драмы им. А. М. Горького. В указанном творческом коллективе существовали следующие основопо-

лагающие принципы при определении репертуара. В сезон должно быть сыграно не менее 30 % монументальных спектаклей "большого полотна". Из всех названий репертуарного плана не менее 45% должны быть о советской действительности. Кроме того, в репертуаре непременно значились русская или западная классика, историческая пьеса. Так же необходимо было присутствие современной пьесы прогрессивного драматурга Запада, пьесы драматургов братской республики и стран народной демократии. Важно, что бы в репертуаре было не менее двух пар параллельных спектаклей для показа на селе и для решения проблемы большей загруженности труппы. Следовало также следить за жанровым разнообразием составляемого репертуара (трагедии, комедии, драмы).

Процесс формирования репертуара длился беспрерывно. В театр поступали пьесы из Управления по охране авторских прав, а так же непосредственно от драматургов. Нередко, прослышав про какую-нибудь пьесу, театр старался ее "добыть" либо у автора, либо в театре, где она прошла успешно. Далее - пьесы читались режиссерами, дирекцией и членами художественного совета.

Согласно приказу Министерства культуры РСФСР театр должен два раза в год до начала сезона представить репертуар на первое полугодие сезона и за два месяца до нового года в конце октября - на второе. За два - три месяца до этого срока в театре вывешивался лист бумаги с приглашением артистов написать свои соображения (предложения) в репертуар. Таким образом, к указанному сроку созревали мнения о названиях. Актерские предложения тщательно изучались и наиболее интересные учитывались при формировании репертуарного плана. Наилучшие пьесы отбирались главным режиссером и директором театра, и включались в репертуарный план полугодия, а в дальнейшем - обсуждались на политбюро и художественном совете театра, затем - на совете при управлении культуры области.

Следует отметить, что в процессе формировании репертуара участвовала так же общественность городов области. Зачастую на обсуждениях спектаклей выступающие зрители высказывали свои пожелания4.

Порядок формирования репертуара театров был закреплен в специальных положениях, утверждаемых Министерством культуры СССР. Затем репертуарные планы должны были быть одобрены на зональном репертуарном совещании, где представители Министерства культуры могли предложить замену той или иной пьесе, без учета причин, определяющих выбор театром данной пьесы5. С началом перестройки последовали изменения в репертуарной политике театров. В 1987

г. в порядке эксперимента в части государственных театров страны была отменена практика утверждения органами культуры репертуаров театров, приемки ими новых театральных постановок, то есть контроля над содержанием создаваемых сценических произведений. В 1988 г. приемка спектаклей была отменена по всей стране6. В результате происходил процесс разрушения системы идеологического контроля над репертуаром театров, что вызывало недовольство местных партийных и советских руководителей. К концу 1980-х гг. государственные органы управления культурой явно теряли контроль над репертуаром, так как под влиянием гласности законы коммерции оттесняли всякую цензуру, а "Положение о театре Российской Федерации"7, принятое в 1991 г., передало театральным коллективам всю полноту прав для решения своих внутренних вопросов — и репертуарно-творческих, и производственно-экономических.

Анализ репертуара театральных коллективов РСФСР дает основание утверждать, что в эпоху "застоя" и первые годы перестройки он в основном отражал этапы исторической борьбы советского народа за социализм, актуальные проблемы современности. Коммунистическая целеустремленность, забота о формировании правильных идейно-эстетических взглядов была положена в основу репертуарной политики. Репертуарная афиша театров в "эпоху зрелого социализма" была разнообразна по жанрам, а, следовательно, представляла интерес для широких слоев зрителей. Ведущее положение в репертуаре театров в указанные годы стала занимать советская пьеса, появились спектакли о жизни современной деревни - "Тринадцатый председатель", "Смешной день", "Здесь наш дом", "Сказание об Анне" и др.

Театральные коллективы Оренбуржья за указанные годы показали немало высокохудожественных произведений, отражающих героическое прошлое советского народа, становление советской власти, борьбу советского народа за свободу, независимость в годы Великой Отечественной войны, формирование и воспитание советского человека. Это спектакли: "Место действия - Россия" (Доридо), "Человек со стороны" (И. Дворецкого) в областном драматическом театре, "Солдатская вдова" (Н. П. Анки-лова) в Бугурусланском городском драматическом театре, "Любовь мятежная" (Д. Генделева и А. Цибизова) в театре областном музыкальной комедии, "То ли сказка, то ли быль" (Зимовца) в областном театре кукол.

Для развития театрального репертуара периода "перестройки" было характерно дальнейшее углубление лучших традиций советского реалистического искусства и поиск новых

средств воплощения многогранного облика советской социалистической культуры. Вследствие этого живое исполнительское театральное искусство было доступно населению Оренбуржья. Театры изучаемого региона переживали в первые годы "перестройки" период некоторого подъема своего творческого потенциала, когда отдельные спектакли становились событием культурной жизни региона.

В соответствие с тем, что театры пытались учитывать жанровое многообразие, воспитывая разносторонние эстетические вкусы, на сценах театров шли драмы, музыкальные комедии, самодеятельные балетные постановки, сказки. К примеру, Оренбургский театр музыкальной комедии ставил разнообразные по жанрам и тематике спектакли: оперетты, мюзиклы, музыкальные комедии, водевили, хореографические композиции8.

Важным показателем работы театральных коллективов являлась посещаемость спектаклей. В целом по РСФСР наблюдается увеличение числа посещений театров с 64,6 млн. человек в 1964 г. до 72,9 млн. человек в 1985 г., то есть на 8,3 млн. зрителей. В Оренбургской области в исследуемый период пик посещаемости зрительской аудиторией профессиональных театров приходится на 1980 г., когда количество посещений достигло 1005,1 тысяч. В целом за период с 1964 по 1980 годы в области фиксируется рост посещаемости с 835 тыс. до 1005,1 тыс. зрителей, а затем к 1985 г. данный показатель производственной деятельности театров снижается до 788, 8 тыс. человек9. Динамика посещаемости свидетельствует о снижении интереса у населения области к исследуемому виду искусства к середине 1980-х годов.

В середине 1960-х гг. интерес населения области к театральному искусству, как видно из вышеприведенный данных, был велик. К примеру, в Орском драматическом театре в 1966 г. над кассой все чаще стали появляться объявления, повествующие о том, что все билеты на сегодняшний спектакль проданы. Значительным событием в жизни театра явилась в 1966 г. работа над созданием спектаклей "Угрюм река", "Цыган", "Вызов богам", "Твой ровесник" и др., которые подняли авторитет театра, способствовали резкому увеличению посещаемости стационарных и выездных спектаклей. Театр вместо запланированных 398 спектаклей показал свыше 460, обслужив более 150 тыс. зрителей. При этом следует учесть, что условия работы Орского драматического театра были гораздо труднее, чем где-либо в других городах страны, так как театр на тот момент не имел собственного стационарного помещения, а новое здание строилось крайне медленными темпами10.

По мере демократизации политической сферы роль театрального искусства в культурной жизни общества и его место в системе художественной культуры неуклонно снижалось. Это выражалось в изменении общественных потребностей, обращенных к сценическому искусству, и привело к падению посещаемости спектаклей, ранее пользовавшихся повышенным зрительским спросом. Активность населения в посещении театров из года в год сокращалась. В конце 1980-х гг. некоторым театрам не удавалось выполнять "план по зрителю". Динамика реализации вышеназванных плановых показателей производственной деятельности театров в Оренбургской области выглядела следующим образом: в 1988 г. план был выполнен только на 87%, в 1990 г. — на 55%, в 1991 г. — на 69%11.

Тем не менее, особенно неохотно население изучаемой области посещало вечерние спектакли. К примеру, в городе Оренбурге за первое полугодие 1986 г. плановый показатель "средний процент заполняемости зрительных залов" составил на вечерних спектаклях: в драматическом театре — 43%, в театре музыкальной комедии — 42%.12 По итогам 1988 г. в Оренбургской области плановый показатель "заполняемость залов" выполнялся всего на 40% от запланированного13. Несколько лучше дело обстояло с посещаемостью дневных спектаклей для детей младшего и среднего школьного возраста.

Падение интереса к профессиональному искусству в Оренбургской области в середине 1980-х гг. не оставляло равнодушным партийное руководство, которое к причинам низкой посещаемости вечерних спектаклей относило "слабую обновляемость репертуара, полное отсутствие пьес о жизни уральцев-земляков, недостаточно высокий идейно-художественный уровень репертуара и его сценического воплощения, отсутствие в городе театра юного зрителя и слабую работу со зрителем"14. Снижение посещаемости спектаклей свидетельствовало о проникновении кризисных явлений в сферу профессионального театрального искусства, на которое реформы периода гласности и демократизации оказали сильное дестабилизирующее воздействие, а так же о начавшемся процессе смены нравственных и ценностных ориентиров общества в последние годы существования советской системы.

Известность театрам приносили гастроли, маршруты которых пролегали через многие города РСФСР, в том числе и столицу. Гастроли театров являлись действенной формой обмена достижениями театрального искусства между союзными и автономными республиками, краями, областями СССР. Вместе с тем они способствовали решению задач, среди которых важнейшими являлись:

- развитие процесса взаимовлияния и взаимообогащения национальных социалистических культур;

- планомерное ознакомление населения с достижениями театрального искусства, показ лучших произведений советских авторов, раскрывающих борьбу советского народа за коммунизм, произведений русской, национальной, моровой классики и прогрессивной зарубежной драматургии, а так же спектаклей для детей.

Так, в 1965 г. Оренбургский областной драматический театр провел гастроли в два этапа -в селах области и в Москве. В период сельских гастролей творческим коллективом было показано в общей сложности 34 спектакля. Второй этап летней работы театра - показ спектаклей "Офицер флота", "Отелло", "Петр 1", "Жаркое лето в Берлине" в Кремлевском театре. В 1966 году областной театр музыкальной комедии гастролировал в г. Магнитогорске, в июне - в Челябинске, а так же в городах Оренбургской области - в Орске и Новотроицке. Всего коллектив театра показал 124 спектакля, причем 94 -за пределами области. Гастрольные спектакли посмотрело 62,3 тыс. зрителей15.

С 8 июля по 10 августа 1966 года Оренбургский областной драматический театр гастролировал в Ленинграде. Был тщательно продуман и подобран репертуар. В общей сложности было показано 10 спектаклей. Самыми запоминающимися из них являлись "Офицер флота" А. Крона, "Я отвечаю за все" Ю. Германа, "Волчья тропа" А. Афиногенова, "Петр I" А. Толстого, "Жаркое лето в Берлине" Д. Кьюсака, "Парусиновый портфель" М. Зощенко, "Дурочка" Лопе де Вега, "Отелло" В. Шекспира, "В день свадьбы" В. Розова, "Физики и лирики" Я. Волчек. Следует отметить, что из десяти вышеперечисленных названий спектаклей первые восемь либо давно, или вовсе не ставились в Ленинградский театрах.

Спектакли привлекли внимание театральной общественности и критики. Ленинградские газеты широко откликнулись на гастроли оренбурж-цев, дав высокую оценку показываемым спектаклям. Ленинградские критики С. Цимбал и Л. Климова, представитель Министерства культуры РСФСР и ректор школы-студии МХАТ СССР доцент В. З. Радомысленский, на трех сборах коллектива делали развернутые разборы спектаклей театра, отметив отдельные недостатки, но в целом высоко оценили показываемые спектакли и репертуар. В книге отзывов в весьма положительном тоне была сделана 141 запись. Среди писавших были рабочие, учителя, писатели, инженеры, военные, член-корреспондент Академии наук, студенты, режиссеры, иностранный туристы и т. п. За 34 гастрольных дня театр показал 33 спек-

такля. Кроме того, параллельно было дано 13 спектаклей в Луге, Сестрорецке, Петрозаводске и Пскове. В общей сложности за гастрольный период театром было показано 46 спектаклей, на которых побывало 12,7 тыс. человек16.

Вместе с тем, гастроли творческого коллектива проходили в крайне неблагоприятной обстановке. Почти все театры Ленинграда продолжали работать, кроме того, гастролировал Челябинский драматический театр. Если учесть, что летом 1966 г. в Ленинграде было на редкость жарко, то все это не могло не сказаться на снижении общей посещаемости. Кроме того, сцена театра им. Ленсовета, где проходили гастроли Оренбургского драматического театра гораздо меньше сцены в Оренбурге, не имела карманов и была технически слабо освещена. Все это создало определенные трудности в творчески-техническом отношении. Однако, несмотря на вышеперечисленные проблемы, по общему признанию гастроли драматического театра прошли с большим творческим успехом. В 1974 г. областной драматический театр показал свое искусство в городах Северного Кавказа, театр музыкальной комедии - в городах Казахстана и Украины.

В исследуемый период традиционным стал приезд московских коллективов в изучаемую область. К примеру, в 1972 г. в Оренбурге работал Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой, в 1973 - Московский драматический театр им. Н. В. Гоголя. Население Оренбургской области в изучаемый период имело возможность познакомиться с оперным искусством. На гастролях в области за 1970-е годы побывали театры оперы и балеты из Киргизии, Саратова и Челябинска. Каждое лето работали Украинские музыкальные и драматические театры. К примеру, в 1974 году гастролировал Днепропетровский украинский музыкально-драматический театр им. Т. Г. Шевченко17.

Театры Оренбургской области в первые годы "перестройки" активно гастролировали и участвовали в фестивалях не только в пределах СССР, но и совершали зарубежные поездки. К примеру, Оренбургский областной театр кукол в 1988 принял участие в международном фестивале в Югославии (Загреб) с постановкой пьесы "Старый фонарь" по Г. Х. Андерсену. 1989 год отмечен для театра гастрольной поездкой по Польше, где был продемонстрирован спектакль "Кошкин дом" С. Маршака. В 1990 г. театр участвовал в международном фестивале, проходившем во Франции (Тулуза, Нанси) с постановками "Кошкин дом" С. Маршака и в международном фестивале в Перу, где коллектив продемонстрировал пьесу "Принцесса на горошине" по Г. Х. Андерсену.

В эпоху "развитого социализма" фиксировался рост профессионального мастерства артистов и художественного персонала театров. В области работали заслуженные артисты РСФСР С. Г. Ежков и А. П. Кораблева, заслуженный артист БАССР В. И. Славков. В Орском драматическом театре высокое исполнительское мастерство показали артисты: Е. П. Павловский, О. М. Радке-вич; в Бугурусланском - З. В. Казанли, проработавший в этом театре 20 лет; в театре кукол -главный режиссер Л. М. Филиппова, главный художник И. Б. Жерден. Работали молодые таланты, выступления которых пользовались успехом у зрителей. Это А. А. Пащенко в театре музыкальной комедии; В. В. Бабиков, П. М. Ананьев, Л. О. Милохина в театре кукол; В. П. Дуд-кина, Л. Е. Елагина - в областном драматическом театре. Театральная общественность, пресса, критика высоко оценивали творчество актеров, которые на сцене создавали неповторимые образы своих героев.

Творческий коллектив Оренбургского драматического театра в сезоне 1965 - 1967 гг. имел сравнительно добротный, интересный, разнообразный по амплуа основной актерский состав. Актеров высшей категории было 11 (А. А. Михалев, Б. С. Борисов, Р. С. Плескачевская, А. П. Жигалова, С. Н. Юматов, А.А. Бибе, З. П. Уланов-ская, В. И. Соловьев, К. И. Густырь, В. В. Павленко, М. Г. Дахцигель), первой категории - 13 человек, второй - 10. Многие актеры проработали в театре немало лет. У некоторых насчитывался стаж работы от 5 до 10 лет. Это Б. С. Борисов, А. А. Михалев, А. П. Жигалова, С. Н. Юматов, З. П. Улановская, К. И. Густырь, М. Г. Дахцигель, А. П. Барышова и др. За эти годы было сыграно много ярких, актерски интересных ролей.

В 1965 - 1966 г. в труппе театра стало больше молодежи - студентов, довольно талантливых актеров, многим из которых доверяли серьезные работы. Например, Л. Алешина, будучи на третьем курсе Школы-студии МХАТ СССР уже сыграла Эмилию в "Отелло" У. Шекспира. Хорошо себя зарекомендовали с творческой стороны И. Лидарская, А. Алашеев, В. Усманов, А. Горгуль.

К концу сезона 1966 - 1967 гг. труппа Оренбургского драматического театра претерпела значительные изменения. Ушли А. А. Бибе, Н. Рябов. В начале 1967 г. ушел С. Н. Юматов -один из ведущих талантливых актеров театра, по причине творческой неудовлетворенности и незначительной занятости в текущем репертуаре. Двумя месяцами позже уехала Л. В. Алешина, мотивируя свой уход надеждой устроиться в Ленинграде в Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова, но на самом деле просидевшая весь год без интересной работы, за исклю-

чением эпизода в "Традиционном сборе". Не в лучшем положении оказались и актрисы А. П. Жигалова и Г. В. Монащенко, которые в течение всего года не получили ни одной роли, играя спектакли прошлого сезона18. Такая кадровая текучесть объяснялась тем, что со стороны руководства областного драматического театра не было предпринято достаточно энергичных мер по укомплектованию труппы.

Нерешенная кадровая проблема в большинстве театральных коллективов Оренбургской области являлась одной из причин, вызывающих падение интереса к профессиональному искусству в последние годы существования советской власти. Не отвечала требованиям времени деятельность по подбору, расстановке и воспитанию кадров работников театров в Оренбургской области и в годы перестройки. В результате во второй половине 1980-х гг. вакантными оставались должности практически во всех театрах Оренбургской области. Особенно сложное положение в этом вопросе было в театре музыкальной комедии, где в конце 1980-х гг. не было главного режиссера, главного художника, имелось более 30 вакансий актеров19, наблюдался общий процесс "старения" труппы, отсутствовала четкая система профессиональной учебы актеров, работников технических цехов20. В Бугурусланс-ком драматическом театре им. Н. В. Гоголя работало только 58% актерского состава, в Орс-ком театре драмы им. А. С. Пушкина — 75%, в Оренбургском драматическом театре им. А. М. Горького насчитывалось четыре вакансии актеров высшей категории, две актеров второй категории, не было художника-постановщика, в театре кукол отсутствовали режиссер-постановщик и художник-постановщик21. Творческий коллектив Бугурусланского театра из-за неустроенности коллектива, разъездного характера работы, частой смены руководства менялся ежегодно на 70—80%.22 Причины нежелания многих актеров работать в театре в 1980-е гг. были "разные, но основной являлась малая зарплата и большая загруженность"23, а также заметное снижение уровня социальной защищенности творческой интеллигенции.

В течение многих лет, по разным причинам, и прежде всего экономическим, падал престиж профессии театрального работника, что обусловило ослабление интереса талантливой молодежи к театральным высшим учебным заведениям. Кроме того, в Оренбургской области отсутствовала база подготовки собственных кадров для профессиональных творческих коллективов. Поэтому существовала практика приглашения специалистов из других городов. Вместе с тем возможности театров Оренбуржья по

обустройству быта приглашенных актеров были ограниченны, несмотря на попытки исполкомов местных советов решать вопросы улучшения жилищных условий творческих работников. Городские власти, как правило, не обеспечивали актеров квартирами, а общежития были лишены элементарных удобств. К примеру, в изучаемой области "приглашенные в театр музыкальной комедии в середине 1980-х гг. артисты Н. Ф. Крименскова и П. М. Абрамов жили семьями в гостиницах по три месяца, причем в течение этого периода гостиницы приходилось неоднократно менять". В 1987 г. 18 творческих работников области не имели собственной жилой площади, 27 — нуждались в улучшении жилищных условий24. Итогом такого неустроенного положения дел стал вынужденный переезд многих молодых талантливых актеров области в другие театры страны, где своевременно были решены их социальные проблемы.

Однако не все причины переживаемого театрами кризиса лежали за пределами его стен, имели объективный, независящий от его деятельности характер. Часть из них заключалась в том, что многие театральные коллективы не нашли убедительного художественного ответа на требования современности. Причины кризиса, переживаемого большинством театров Оренбуржья, заключались не только в устаревшем репертуаре, смене вкусов и запросов зрителей, но и в снижении актерского мастерства, уровня режиссуры и сценографии. Например, в записке отдела культуры Оренбургского облисполкома за 1987 г. отмечалось, что "зрителя не может удовлетворить во многих случаях репертуар театров, уровень режиссуры, актерского исполнительского мастерства, культуры постановочной части"25.

В особо неблагоприятном состоянии в середине 1980-х гг. находился Оренбургский театр музыкальной комедии, где часто менялись режиссеры, отсутствовал главный художник, остро ощущалась нехватка молодых актеров. "Театр находился на низком профессиональном уровне, труппа устарела, и практически не было ни одного молодого актера, ни в балете, ни в составе артистов-вокалистов"26. Согласно отчетам самих театров Оренбургской области за 1986 г. и, по мнению компетентной комиссии Министерства культуры РСФСР в составе московских критиков Томашевского и Саенко, "на сегодняшний день оренбургские театры находятся в состоянии застоя, им необходимы новые идеи, новая режиссура, новое дыхание актеров"27. Театральные коллективы Оренбургской области нуждались в притоке новых сил, как мастеров сцены, так и творческой молодежи. В изменившихся условиях требовалось кардинальное отступле-

ние от канонов классического русского театра, поиск современных сценических выражений.

Большие трудности испытывали театры Оренбуржья в плане материального обеспечения. Острый дефицит материалов для постановки спектаклей (ткань, дерево, металл, краски), устаревшее сценическое оборудование (свет, усилительная аппаратура) сказывались на качестве спектаклей. К примеру, в сложнейших условиях работал Бугурусланский театр Оренбургской области, который в 1990 г. открыл юбилейный 90-й сезон без своего репетиционного зала, своей сцены. Только 15—20% спектаклей театр показывал в городе, остальные — на выезде28.

Одной из важнейших задач, стоящих перед театральными коллективами в 1964 - 1985 гг. оставался широкий показ своего творчества трудящимся городов, районных центров и сел собственных областей и автономных республик. Театры Оренбургской области продолжили практику обслуживания своей деятельностью сельских районов региона, при этом преследуя цель "идейно-нравственного воспитания зрителя средствами театрального и музыкального искусства"29. К примеру, Бугурусланский драматический театр имени Н. В. Гоголя в июне - июле 1965 г. продемонстрировал 126 спектаклей труженикам сел области. Две бригады выезжали со спектаклями "Чужой дом" М. Зарудного и "Женатый жених" А. Кузнецова в Бугурусланский, Абдуллинский, Асекеевский, Пономаревский, Шарлыкский, Октябрьский, Сакмарский, Сарак-ташский, Переволоцкий, Новосергиевский, Со-рочинский, Илекский, Ташлинский, Курманаев-ский, Тоцкий, Бузулукский районы области. Одновременно театральные деятели оказывали помощь драматическим коллективам Бузулукс-кого народного театра и сельских клубов. В 1967 г. Бугурусланский драматический театр показал 299 гастрольных и 70 выездных спектаклей. Ор-ский драматический театр в 1966 г. на селе должен был дать 89 спектаклей, фактически показал 181, обслужив свыше 50 тыс. сельских зрителей. Вместе с тем, творческими работниками театра труженикам села было прочитано 80 лекций по вопросам советского театра30.

В первой половине 1980-х гг. каждый третий спектакль в Оренбургской области ставился на селе. Ежегодно театральные и концертные коллективы Оренбургской области обслуживали свыше 540 тыс. сельских зрителей, эффективной формой связи с которыми являлись театральные филиалы на селе. В середине 1980-х гг. их в области насчитывалось восемь: старейший из них располагался в совхозе "Маяк" Бугурусланско-го района. Орский драматический театр имел филиалы в Новоорском районном доме культу-

ры и совхозе "Ильинский" Кувандыкского райо-на31. Театры Оренбургской области показывали в своих филиалах премьерные спектакли, проводили конференции, творческие встречи.

Особенностью периода перестройки является ухудшение обслуживания сельского зрителя. По данным статистики РСФСР во второй половине 1980-х годов вообще не посещали театры 93% колхозников и 77% рабочих32. Вследствие того, что большинство государственных театров располагалось в областном центре, возможности сельского населения при посещении театров ограничивал "территориальный фактор". В результате доля никогда не посещающих театры к 1991 году доходила порой до 90%. Следствием такого положения дел становилось все отчетливо проступавшая негативная тенденция отчуждения сельских жителей от профессионального исполнительского искусства.

В течение периода "застоя" фиксируется рост числа сети народных театров в изучаемой области: в 1965 г. их насчитывалось 8, в 1974 - 12. Лучшими среди них являлись Орский народный театр музыкальной комедии, Бузулукский и Соро-чинский. Звание "Народный театр" присваивалось лучшим постоянно действующим непрофессиональным коллективам, располагающим необходимыми условиями для подготовки спектаклей и выступлений. Народные театры, обладая высокой мобильностью, проникали в самые отдаленные села своего и соседних районов, выступали с интересным и содержательным репертуаром33. Так, народные коллективы в сезоне 1973 - 1974 гг. показали 214 спектаклей и обслужили около 50 тыс. сельских зрителей. Успешно работали Асекеевский театр (режиссер З. Г. Валишина), Новосергиевский (режиссер А. С. Ермолина), Ташлинский (режиссер В. В. Козлов) и др. В 1973 году Сорочинскому народному театру за лучший молодежный спектакль Н. Думбадзе "Не беспокойся, мама" было присвоено звание Лауреата и вручен диплом Первой степени ЦК ВЛКСМ34.

Таким образом, в условиях общественного "застоя" и осуществления политики перестройки государственные театры испытывали влияние противоречивых тенденций. В эпоху "застоя" деятельность театральных коллективов находились под влиянием идеологического диктата. Политика "перестройки" и "гласности" привнесла новые элементы в процесс культурной деятельности театральных коллективов Оренбуржья. Театры получили самостоятельность в формировании репертуара, отдельные постановки становились событиями театральной жизни региона, продолжалось обслуживание детского и сельского зрителей, расширялась география гастрольной деятельности. Однако меняющиеся со-

циально-экономические и политические условия, в которых вынуждены были функционировать театры во второй половине 1980-х гг., влияли на контакт со зрительской аудиторией. Прежде всего, происходило резкое сокращение посещаемости театральных мероприятий, падение престижа творческих профессий. Изменения в обществе и общественном сознании требовали пересмотра устаревших форм воплощения сценического мастерства, поиска новых подходов к зрителю, повышения престижа творческих профессий.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1 Государственный архив Оренбургской области (далее -ГАОО). Ф. Р-2568. Оп. 1. Д. 613. Л. 65.

2 ГАОО. Ф. Р-2568. Оп. 1. Д. 473. Л. 25.

3 ГАОО. Ф. Р-2568. Оп. 1. Д. 1186. Л. 8.

4 ГАОО. Ф. Р-1469. Оп. 2. Д. 223. Л. 2-3.

5 ГАОО. Ф. Р-2568. Оп. 1. Д. 1186. Л. 8.

6 Культурная политика России. История и современность: два взгляда на одну проблему. М. : Либерея, 1998. С. 37.

7 Жидков В.С. Культурная политика и театр. М. : ИздАТ, 1995. С. 284.

8 ГАОО. Ф. Р-2568. Оп. 1. Д. 1186. Л. 15.

9 Подсчитано по: Центр документации новейшей истории Оренбургской области (далее - ЦДНИОО). Ф. 371. Оп. 48. Д. 108. Л. 8; ГАОО. Ф. Р-2568. Оп. 1. Д. 1000. Л.

27; Д. 787. Л. 92; Оренбургская область в одиннадцатой пятилетке. 1981 - 1985 гг. Стат. сб. - Челябинск : ЮжноУральское книжное изд-во, 1987. С. 92.

10 ГАОО. Ф. Р-2568. Оп. 1. Д. 613. Л. 65, 67-68.

11 Государственный архив Российской Федерации (далее -ГАРФ). Ф. А-501. Оп. 3. Д. 1280. Л. 159; Д. 1637. Л. 90; Д. 1794. Л. 148.

12 ГАОО. Ф. Р-634. Оп. 1. Д. 436. Л. 24.

13 ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 97. Д. 34. Л. 7.

14 ГАОО. Ф. Р-634. Оп. 1. Д. 436. Л. 24.

15 ГАОО. Ф. Р-2568. Оп. 1. Д. 504. Л. 2.; Д. 547. Л. 120- 121.

16 ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 48. Д. 108. Л. 9.

17 ГАОО. Ф. Р-2568. Оп. 1. Д. 557. Л. 1-2.

18 ГАОО. Ф. Р-2568. Оп. 1. Д. 612. Л. 4.

19 ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 97. Д. 884. Л. 3.

20 ЦДНИОО.Ф. 267. Оп. 64. Д. 12. Л. 88.

21 ГАОО. Ф. Р-634. Оп. 1. Д. 436. Л. 1

22 ГАОО. Ф. Р-2568. Оп. 1. Д. 1186. Л. 13.

23 ГАОО. Ф. Р-634. Оп. 1. Д. 441. Л. 27.

24 ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 97. Д. 34. Л. 7-8.

25 ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 97. Д. 34. Л. 7.

26 ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 97. Д. 34. Л. 32.

27 ГАОО. Ф. Р-634. Оп. 1. Д. 436. Л. 24.

28 ГАОО. Ф. Р-2568. Оп. 1. Д. 1186. Л. 16.

29 ГАОО. Ф. Р-2568. Оп. 1. Д. 1186. Л. 10.

30 ГАОО. Ф. Р-2568. Оп. 1. Д. 473. Л. 8, 27; Д. 613. Л. 66.

31 ГАОО. Ф. Р-2568. Оп. 1. Д. 1186. Л. 10.

32 ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 97. Д. 884. Л. 1.

33 ЦДНИОО. Ф. 8034. Оп. 1.Д. 159. Л. 10.

34 ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 48. Д. 108. Л.35- 36.

SPECIFIC CHARACTER AND PROBLEMS OF CULTURAL ACTIVITY OF THEATRICAL GROUP IN CONDITIONS OF SOCIAL STAGNATION AND CONCEPTION OF AMATEUR THEATRICALS IN THE PERIOD OF REFORMATION (1964-1991)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© 2009 S.A. Zaelskaya, A.G. Ivanova

Orenburg State Pedagogical University

Specific character and problems of cultural activity of theatrical group in conditions of social stagnation and conception of amateur theatricals in the period of reformation are researched. Peculiarities of repertoire and touring activity of Orenburg region theatres in 1964-1991 are learnt. Dynamics of attendance of theatrical events is analyzed. The problem of personnel of theatrical groups is considered. Causes of population being uninterested in professional art of theatres in the period of reformation are established. Key words: theatre as phenomenon of Soviet culture, theatrical repertoire, touring activity of theatres, cultural service of rural spectator, attendance of theatrical events, popular theatres.

Svetlana Zaelskaya, Candidate of Historical Sciences, Senior Lecturer of the Chair of History of Motherland and SocioPolitical Theories. E-mail: [email protected]. Aleksandra Ivanova, Doctor of Historical Sciences, Professor of the Chair of History of Motherland and Socio-Political Theories. E-mail:[email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.