Научная статья на тему 'Гастрольная деятельность театральных коллективов Урала на селе в 1960-е - 1980-е гг'

Гастрольная деятельность театральных коллективов Урала на селе в 1960-е - 1980-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
429
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЭПОХА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗАСТОЯ / ГАСТРОЛИ / ТЕАТРАЛЬНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ / РЕПЕРТУАР / ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / УРАЛ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Заельская Светлана Александровна

В представленной статье исследуется гастрольная деятельность театральных коллективов в сельской местности в территориальных рамках Уральского региона. Определены формы и методы работы указанных учреждений, направленные на формирование коммунистического мировоззрения и эстетического воспитания при реализации гастрольных программ по обслуживания сельского населения Урала. Выявлены проблемы и трудности в осуществлении изучаемой творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Заельская Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гастрольная деятельность театральных коллективов Урала на селе в 1960-е - 1980-е гг»

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х________

УДК 792

Заельская Светлана Александровна,

канд. ист. наук, доцент ОГПУ, г. Оренбург, РФ, E-mail: sv_a_z@mail.ru

ГАСТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕАТРАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ УРАЛА

НА СЕЛЕ В 1960-Е - 1980-Е ГГ.

Аннотация

В представленной статье исследуется гастрольная деятельность театральных коллективов в сельской местности в территориальных рамках Уральского региона. Определены формы и методы работы указанных учреждений, направленные на формирование коммунистического мировоззрения и эстетического воспитания при реализации гастрольных программ по обслуживания сельского населения Урала. Выявлены проблемы и трудности в осуществлении изучаемой творческой деятельности.

Ключевые слова

эпоха общественного застоя; гастроли, театральные коллективы, репертуар, театральное искусство, Урал

Основной задачей всех театральных коллективов советской страны в эпоху общественного застоя являлся широкий показ своего творчества трудящимся районных центров и сел собственных областей и автономных республик, так как именно эта категория населения была лишена возможности посещения театров ввиду их территориальной удаленности. Именно по этой причине при планировании гастрольной деятельности театров особое внимание отводилось организации творческой работы на селе.

Театральное искусство играло существенную роль в формировании духовного облика личности, способствовало нравственному самосовершенствованию, так как наиболее полно отражало художественные смыслы и облик эпохи. Успешному решению задачи приобщения сельского населения к театральному искусству способствовала гастрольная деятельность, представляющая собой форму обмена достижениями профессионального искусства. Театральные гастроли были призваны служить задачам развития процесса взаимовлияния и взаимообогащения национальных социалистических культур, планомерного ознакомления с достижениями театрального искусства, показа лучших произведений советских авторов, раскрывающих борьбу советского народа за коммунизм, произведений русской, национальной, мировой классики и прогрессивной зарубежной драматургии, а так же спектаклей для детей и юношества. Практика ежегодных сельских гастролей сложилась во всех театрах региона [4, с. 73].

Все театры Урала в изучаемый период решали задачу по обслуживанию сельского населения области. Так, Бугурусланский драматический театр Оренбургской области обслуживал в основном сельские отдаленные от областного центра Северный, Матвеевский, Курманаевский, Красногвардейский, Александровский районы, неоднократно проводил гастроли в Казахстане, Башкирии, Куйбышевской области [12, д. 102, л. 28].

Театрами Челябинской области за лето 1965 г. было дано 1266 спектаклей и концертов [6, д. 178, л. 34]. В 1965 г. Стерлитамакский русский драматический театр Башкирской АССР во время летних гастролей работал в течении 45 дней на селе, показав при этом 171 спектакль, обслужив Мелеузовский, Зианчуринский, Хайбуллинский, Баймакский, Учалинский, Белорецкий, Бирский, Янаульский, Мишкинский, Илишевский, Бураевский районы республики. Во время гастрольной поездки театральным коллективом были показаны пьесы «Океан», «Разбуженная совесть», «С любовью трудно справиться», «Павлина», «Рассудите нас, люди», «Безупречная репутация», «Цыганский характер» [8, д. 328, л. 2].

В течение 1965 - 1966 гг. Пермским театром юного зрителя было дано на селе 200 спектаклей в районах Бардымском, Верещагинском, Карагайском, Нытвенском, Оханском, Пермском, Сивинском, Чернушинском [2, д. 14, л. 2]. Бугурусланский городской драматический театр имени Н. В. Гоголя в 1967 г. дал 299 гастрольных и 70 выездных спектаклей [1, д. 473, л. 27]. Орский драматический театр им. А. С. Пушкина в 1966 г. на селе должен был показать 89 спектаклей, фактически провел 181, обслужив свыше 50 тыс. сельских

28

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х___________________

зрителей. Параллельно с указанными мероприятиями труженикам села было прочитано 80 лекций по проблемам советского театра [1, д. 613, л. 66].

Челябинский областной театр кукол в 1966 г. проводил гастроли в Чебаркульском, Сосновском, Кусинском, Аргаяшском и ряде других районах области. За гастрольный период театром было сыграно в сельской местности 216 спектаклей, которые посетило 44,8 тыс. сельчан. [9, д. 47, л. 12]. Челябинским государственным драматическим театром во время летних гастролей 1969 г. было дано 18 шефских концертов и спектаклей, на которых побывало более 10 тыс. сельских зрителей [7, д. 54, л. 2]. В 1969 г. театры Пермской области дали на селе 918 спектаклей, а в 1970 г. - 1031. Всего за пять лет театральные коллективы Пермской области провели свыше 9 тыс. спектаклей и концертов для сельчан. Пермский областной театр юного зрителя в гастрольный период 1970 г. осуществил пять зрительских конференций и 22 встречи со школьниками, колхозниками, учителями, студентами. Лысьвенский драматический театр систематически помогал подшефному Кыновскому народному театру, организовал 7 творческих встреч с сельским зрителем [3, 11, д. 173, л. 6].

Башкирский академический театр имени М. Гафури гастролировал по селу сентября по октябрь 1970 г. Кроме спектаклей артисты театра осуществляли шефскую работу с участниками сельской художественной самодеятельности. Оказали творческую помощь в работе над пьесами, в разучивании стихов, ставили новые танцы, преподавали основы грима, проводили занятия по основам мастерства актера [13, д. 238, л. 7].

Челябинский драматический театр гастролировал в 1973 г. двумя группами по области и показал в Октябрьском районе 12 спектаклей. В июне в Октябрьский район выезжала группа актеров театра со спектаклем «Исповедь». Спектакль был показан в глубинных совхозах и колхозах района. Труженики тепло приняли артистов и высоко оценили их творчество. Помимо спектаклей было проведено 35 творческих встреч, концертов и лекций [7, д. 97а, л. 2-3].

Коллектив Республиканского русского театра драмы в мае - июле 1980 г. показал всей репертуар хлеборобам Стерлитамакского, Салаватского, Стерлибашевского, Белорецкого районов, в поселках Тирлянском и Тукане. Башкирский академический театр драмы в полном составе выступал в Нефтекамске и поселке Янаул. В репертуаре театра присутствовали лучшие спектакли последних лет: «Похищение девушки» и «Судьба - не судьба» М. Карима, «Матери ждут сыновей» А. Мирзагитова, «Нэркэс» И. Юмагилова и другие. Была показана премьера комедии Н. Наджми «Этэмбай». Особенно активно гастролировали по селу передвижные Салаватский и Сибийский театры республики, которые круглый год обслуживали колхозников и рабочих совхозов многих отдаленных уголков Башкирской АССР, а так же Оренбургской и Челябинской областей [5, с. 106].

В 1980 г. Салаватский государственный драматический театр побывал в труднопроходимых Белорецком и Бурзянском районах республики и показал из своего репертуара комедию Г. Хугаева «Андро и Сандро» на сельскую тематику. Только за семь месяцев 1980 г. Салаватским театром драмы на селе было дано 262 спектакля, обслужено 67 тыс. зрителей. Большую работу по обслуживанию тружеников села осуществлял коллектив Стерлитамакского театра драмы. За 7 месяцев 1980 г. театр побывал в 80 колхозах и совхозах республики и показал 100 спектаклей, на которых побывало 18000 зрителей. В июле 1980 г. театр работал только на селе и побывал в 20 районах республики. Удачно прошли гастроли в 1980 г. Сибайского театра драмы в северных районах БАССР, где артисты показали сельчанам музыкальную комедию М. Садыковой «Чем сердце успокоить» [5, с. 107].

В целях усовершенствования культурного обслуживания сельского жителя в ряде регионов Урала вводили программы развития культуры на селе. Так, в Пермской области в 1983 г. была разработана и введена в действие единая комплексная программа «Союз искусства и труда», благодаря которой было осуществлено единовременное планирование деятельности учреждений искусства и творческих союзов на селе [10, д. 2932, л. 11], что способствовало приобщению сельчан к высокому театральному искусству. Совместно с театрами Министерство культуры Башкирской АССР находило новые, более совершенные формы творческой деятельности на селе. Было налажено четкое планирование выездов театров в сельскую местность. Получили распространение такие формы обслуживания как творческие встречи, отчеты ведущих мастеров сцены перед тружениками села [14, д. 409, л. 91-92].

В процессе осуществления гастрольной деятельности театральные коллективы Урала сталкивались с различного рода проблемами. Так, летние гастроли 1972 г. Челябинских театров прошли трудно из-за слабой

29

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х____________________

их организации. Челябинский драматический театр им. С. М. Цвиллинга гастролировал в районах области. Администратор выехала поздно. На ряд спектаклей не было программ. Цветная рекламы была доставлена только в середине июля месяца. Отсутствовала определенная договоренность с телевидением. Начало гастролей проходило в нервозной обстановке. После завершения гастролей театра по городам и районам области последовали жалобы от зрителей Сатки, Бакала и других сельских населенных пунктов на отмены спектаклей без предупреждения, на завышенные цены билетов на детские спектакли (стоимость 80 копеек) [8, д. 937, л. 4-5].

Таким образом, в исследуемый период театральные коллективы Урала осуществляли целенаправленную гастрольную деятельность, являвшуюся важнейшим компонентов в творческой активности профессиональных учреждений искусства. Важной составляющей гастрольной деятельности провинциальных театров являлось обслуживание сельского зрителя, так как все стационарные театры располагались в городах региона. Тем не менее, несмотря на трудности, с которыми пришлось столкнуться в процессе гастролей, театры успешно справлялись с возложенными на них задачами по культурному обслуживанию населения, показу им своих лучших постановок, приобщению сельчан к театральному искусству и распространению эстетических знаний.

Список использованной литературы:

1. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. Р-2568. Оп. 1.

2. Государственный архив Пермского края. Ф. Р-1680. Оп. 1.

3. Заельская С. А. Народные театральные коллективы Урала в системе художественного творчества в эпоху «развитого социализма» // Общество: философия, история, культура. Краснодар: ХОРС, 2014. № 1. С. 53 -58.

4. Заельская С. А. Осуществление культурного обслуживания сельского населения профессиональными театрами Урала в 1960-е - 1980-е годы // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2015. № 6. С. 73 - 75.

5. История культуры Башкортостана. Вып. 5. Культурная жизнь в Башкортостане. Сборник документов и материалов. 1960-1994 гг. Уфа: Гилем, 1995. 330 с.

6. Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. П-288. Оп. 161.

7. ОГАЧО. Ф. Р-1360. Оп. 4.

8. ОГАЧО. Ф. Р-1589. Оп. 1.

9. ОГАЧО. Ф. Р-1632. Оп. 1.

10. Пермский государственный архив новейшей истории (ПГАНИ). Ф. 105. Оп. 354.

11. ПГАНИ. Ф. 8187. Оп. 1.

12. Центр документации общественных объединений Оренбургской области. Ф. 371. Оп. 78.

13. Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан. Ф. 122. Оп. 185.

14. Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан. Ф. Р-1910. Оп. 4.

© С.А. Заельская, 2015

УДК 908

Иванов Максим Андреевич

студент ННГУ

г.Нижний Новгород, РФ, E-mail: alexskifnn@yandex.ru

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НИЖЕГОРОДСКОГО КУПЕЧЕСТВА В СТРУКТУРЕ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

НИЖНЕГО НОВГОРОДА В ПЕРИОД 1870-1917 ГГ.

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию деятельности нижегородского купечества в структуре городской думы Нижнего Новгорода в период 1870-1917 годов, от начального этапа проведения городской

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.