УДК 94:008(470.661)"192/193"
Яндарова Сацита Хамзатовна
старший преподаватель кафедры культурологии Чеченского государственного университета
РАБОТА КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ЧЕЧНЕ (20-30-Е ГГ. ХХ В.)
Yandarova Satsita Hamzatovna
Senior lecturer, Cultural Studies Department, Chechen State University
THE ACTIVITIES OF CULTURAL AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF CHECHNYA IN THE 1920-1930-S
Аннотация:
Статья посвящена теме повышения культурного уровня населения Чечни в 20-30-е гг. ХХ в., которое было осуществлено в результате создания и функционирования культурно-просветительных учреждений - клубов, домов культуры, красных уголков, библиотек, изб-читален, музеев, радио, призванных проводить политико-просветительную и куль-турно-массовую работу среди населения.
Ключевые слова:
культурно-просветительные учреждения, радио, Чечня, музей, театральное искусство, социальная активность, книжные фонды.
Summary:
The article discusses how the cultural level of Chechen population was being improved in the 1920-1930-s by the establishment and functioning of such cultural and educational institutions as clubs, community centres, "Red Corners", libraries, village reading rooms, museums, radio, intended to carry out political, educational and cultural work among the population.
Keywords:
cultural and educational institutions, radio, Chechnya, museum, theatre art, social activity, book collection.
Повышению культурного уровня населения Чечни в 20-30-е гг. ХХ в. были призваны служить культурно-просветительные учреждения. В этот период в Грозном и других населенных пунктах Чечни создавались клубы, дома культуры, красные уголки, библиотеки, избы-читальни, музеи, радио, которые осуществляли политико-просветительную и культурно-массовую работу среди населения.
Особое значение придавалось работе с сельским населением Чечни. В 1923 г. в Грозном на заводах, предприятиях и учреждениях были созданы группы помощи аулам Чечни. Возглавило эту деятельность Добровольное шефское общество (ДШО). Шефские общества оказывали помощь в организации и проведении выборных кампаний, открывали и собирали средства для содержания и оснащения всем необходимым ликпунктов, школ, изб-читален, клубов, радиоточек и т. д. В числе заслуг этих учреждений - пропаганда агрономических и научно-технических знаний, санитарное просвещение, развитие и поддержка художественной самодеятельности, организация тематических кружков [1].
Особой формой культурно-просветительной работы в этот период являлось радио. Впервые радиоточки начали действовать в Чечне в 1925 г. В 1928 г. начала работу Грозненская радиостанция, при которой в 1931 г. была создана отдельная редакция для вещания на чеченском языке.
Среди всех культурно-просветительных учреждений особое внимание правительство республики уделяло музеям, которые стали очагами просвещения масс, активно пропагандировали достижения социализма.
7 ноября 1924 г. городским отделом народного образования в Грозном был открыт окружной музей по истории культуры и религий, которому предполагалось придать краеведческий характер [2]. С первых дней своего основания музей начал работу над созданием отдела Чечни и приступил к собиранию экспонатов для его комплектования. 21 июня 1925 г. Северо-Кавказским крайкомом ВКП(б) было принято решение о передаче музея Чечне и придании ему статуса областного музея Чечни.
У истоков создания музея стоял местный коллекционер-филателист Борис Скилиотти - первый его заведующий (в 1927 г. его сменил З.Д. Шерипов). Б. Скилиотти положил начало фондам музея, передав ему свою коллекцию старинной посуды, оружия и других ценных вещей. В дальнейшем происходил активный процесс создания фондовых коллекций. Музею была передана ценная коллекция оружия коллекционера Полозова, хранившаяся до этого в госбанке. В июне 1925 г. из Ленинградского отделения Государственного музейного фонда РСФСР музею были переданы 105 предметов музейной коллекции, а в марте 1926 г. из Московского отделения - кавказоведческие книги и 200 ценнейших экспонатов. Также экспонаты поступали из Третьяковской галереи, тбилисского и дагестанского музеев, Ассоциации филателистов и других учреждений. Эти и другие приобретения позволили открыть при музее художественный отдел [3]. Если в 1926 г. в музее насчитывалось 1 400 экспонатов, то к 1937 г. их число увеличилось до 4 000.
В 1940 г. в с. Даттах открывается первый филиал музея [4]. Кроме того, в довоенный период в Грозном были созданы два отраслевых музея: в 1928 г. - музей по охране труда и техники безопасности и в 1934 г. - геологический музей [5].
Широкое развитие в Чечено-Ингушетии получило библиотечное дело. Основанная еще в 1904 г. как общественный кабинет для чтения Грозненская центральная библиотека в 1935 г. была преобразована в областную, а затем год спустя - в республиканскую. В 1921 г. была создана научно-техническая библиотека объединения «Грознефть», которой в 30-х гг. был придан статус опорной научно-технической библиотеки Наркомтяжпрома СССР. Библиотека осуществляла методическое и организационное руководство 42 техническими библиотеками в 17 городах и поселках Северо-Кавказского края. В 1926 г. была основана научно-техническая библиотека института Гипрогрознефть. Библиотеки проводили значительную информационно-методическую, культурно-просветительную работу в республике.
Из года в год росла сеть массовых библиотек, пополнялись их книжные фонды. Если в 1927 г. в Чечне насчитывалось 73 библиотеки с книжным фондом 111 тыс. экземпляров, то к 1940 г. их стало 248 с 506,4 тыс. экземпляров. Также функционировало 211 изб-читален [6]. К 1941 г. почти вся территория Чечено-Ингушетии была охвачена библиотечным обслуживанием.
В означенный период наблюдался расцвет самодеятельного драматического искусства [7]. В связи с отсутствием пьес на чеченском языке драматические кружки на первых порах играли пьесы, посвященные жизни горцев, написанные и исполнявшиеся на русском языке. Однако эти пьесы обладали сравнительно небольшим диапазоном воздействия, так как только немногие чеченцы знали русский язык.
Первые спектакли в Чечне были показаны еще в 1921 г., когда учительница-чеченка Марьям Исаева поставила детский спектакль «Урожай» [8]. В 1923 г. Данилбек Шерипов организовал в Грозном драматический кружок, для которого он писал пьесы на русском языке. В кружок вошли М. Яндаров, X. Бейбулатов, И. Эльдарханов, Л. Курумова, В. Арсамирзаева и др. К середине 20-х гг. театральная самодеятельность окрепла. Предпринимаются первые попытки играть спектакли на чеченском языке. М. Исаева поставила несколько полуимпровизированных спектаклей. В ст. Ермоловской она поставила спектакль «Женщина у руля», роли в котором были исполнены сельчанами. После возникновения письменности на родном языке с 1926 г. репертуар всех драматических кружков стал состоять из пьес молодых чеченских драматургов.
К середине 20-х гг. появились стабильные драматические коллективы. Первый постоянный театр в Грозном - русский драматический театр - возник в 1924 г. (в 1939 г. ему было присвоено имя М.Ю. Лермонтова). В 1928 г. был создан театр рабочей молодежи (ТРАМ), в 1935 г. - театр кукол, в 1939 г. - театр юного зрителя.
1926-1932 годы были периодом формирования национального чеченского театрального искусства. В 1928 г. по инициативе Магомеда Яндарова был создан постоянный драматический кружок из слушателей областных курсов низовых работников по коренизации аппарата. 1 мая 1931 г. на базе этого кружка открывается театральная студия имени А. Шерипова. Директором студии был назначен М. Яндаров, художественным руководителем - режиссер Владимир Шатов. В состав первой студии вошли 45 человек, среди них находились 9 женщин. В основном это были участники художественной самодеятельности, слушатели рабфака, совпартшколы и др. Вскоре художественным руководителем чеченской студии стал режиссер А.А. Туганов. В сопровождении помощника режиссера Билала Саидова он совершал поездки по самым отдаленным горным аулам. Они посещали свадьбы, похороны, вечеринки, знакомились с национальными обрядами и играми. Наиболее способных молодых участников этих игр и обрядов они приглашали в студию для дальнейшей учебы. Студия показывала свои спектакли в окрестных аулах, где приходилось играть в совершенно неприспособленных помещениях, а часто и вообще под открытым небом.
15 июля 1933 г. состоялся первый выпуск студии из 23 человек - первых профессиональных чеченских актеров. Среди них Т. Алхазов, И. Ибрагимов, А. Исаева, Ш. Кагерманов, А. Ташу-хаджиева, В. Ткачева, Б. Эльмурзаев и др. В этот день студией был показан дипломный спектакль по пьесе С. Бадуева «Красная крепость». С этого момента студия стала именоваться Чеченским государственным драматическим театром.
Значительную роль в становлении национального драматического театра сыграли театральные силы Москвы и Грузии. В январе 1934 г. при Государственном институте театрального искусства имени Луначарского было открыто чечено-ингушское театральное отделение с 3-летним сроком обучения. В 1938 г. это отделение было преобразовано в чечено-ингушскую театральную студию с 5-летним сроком обучения.
В 1934 г. Чеченский обком партии обратился к ЦК партии Грузии с просьбой оказать шефскую помощь молодому национальному театру. Был заключен договор, согласно которому старейший грузинский драматический театр имени Ш. Руставели взял шефство над коллективом
театра. В Грозный в качестве главного режиссера театра приехал молодой режиссер Арчил Чхар-тишвили. Театр им. Ш. Руставели открыл специальную студию для подготовки творческих сил для чечено-ингушского театра, в которую были направлены 23 человека. К 1936 г. эту студию окончили 19 посланцев из Чечено-Ингушетии. В труппе театра вместе со студийцами, вернувшимися из Тбилиси, насчитывалось уже 42 человека.
В 1936 г. театр покидает А. Чхартишвили, внесший значительный вклад в становление чечено-ингушского театра. Из года в год наблюдался профессиональный рост национального театра, который оттачивал свое мастерство, совершенствовался, обогащая уже сложившиеся традиции. Новая страница в профессиональной жизни театра начинается с приходом в 1937 г. в качестве художественного руководителя выпускника ГИТИСа Гаруна Батукаева. Это был первый чеченский режиссер, имевший высшее специальное образование. Приход режиссера, знающего язык, быт, культурный уровень и запросы зрителя, имел большое значение. Вскоре это сказалось на качестве спектаклей.
Выдающуюся роль в зарождении и становлении чеченского театрального искусства сыграл С. Бадуев, ведущий драматург театра. Собственно говоря, театр «жил» на его пьесах всех жанров, в которых отображались актуальные проблемы жизни народа, его прошлого и настоящего. Только с 1930 по 1937 г. С. Бадуевым было написано более 15 пьес для национальной сцены.
В конце 30-х гг. театр столкнулся с серьезными трудностями. В связи с репрессиями в театре прервалась работа драматургов С. Бадуева, X. Ошаева. Театру нужно было уходить от подражания творческому методу театра им. Ш. Руставели, искать свой путь. Этому очень помогла учеба чеченских и ингушских актеров в ГИТИСе. В 1939 г. в театр пришел новый художественный руководитель, выпускник ГИТИСа В. Вайнштейн [9]. Он возобновил систематическую студийную работу. Был поставлен спектакль по пьесе Б. Саидова «Зайнап». Творческой удачей стала постановка драмы X. Ошаева «Борьба продолжается» [10].
В становлении национального театра и подготовке кадров большую роль сыграли представители искусств различных регионов страны, оказавшие бескорыстную помощь. В разные годы в чеченском театре работали, помимо А.А. Туганова и А. Чхартишвили, балетмейстер Л.А. Леонов, художник И. Гамрекели, композиторы Г.Х. Мепурнов, А.И. Александров, А. Спиваковский и др.
Театр уделял много внимания переводным произведениям. В 30-е гг. на чеченский язык были переведены и поставлены пьесы Лопе де Веги, Ф. Шиллера, К. Гольдони, Ж.-Б. Мольера,
H.В. Гоголя, А.Е. Корнейчука и др. [11].
Таким образом, социальная активность населения Чечни в 20-30-е гг. ХХ в. способствовала повышению его культурного уровня. Наблюдалось развитие на территории всей Чечни культурно-просветительных учреждений - клубов, домов культуры, библиотек, изб-читален, музеев, радио, призванных проводить политико-просветительскую и культурно-массовую работу среди населения. Правда, деятельность большинства из них носила эпизодический, непостоянный характер, так как отсутствовала достаточная материальная база. Вместе с тем стоит отметить, что, несмотря на все трудности, именно в этот период был заложен прочный фундамент для дальнейшего роста культурного и научного потенциала республики.
Ссылки:
I. О сети высших, средних учебных заведений и культурно-просветительных учреждений республики на 1940/41 г. (Из сведений статуправления ЧИАССР) // Культурное строительство Чечено-Ингушетии (1920-1941) : сб. док. Грозный, 1974. С. 220.
2. Грозненский рабочий. 1925. 8 февр.
3. Пономарева И.З. Из истории Чечено-Ингушского республиканского краеведческого музея // Известия Чечено-Ингушского республиканского краеведческого музея. 1975. Вып. 11. С. 6-8.
4. Там же. С. 15.
5. Грозненский рабочий. 1936. 15 янв.
6. Народное хозяйство ЧИАССР : стат. сб. Грозный, 1957. С. 107.
7. Албакова Ф.Ю. Вайнахский театр: от истоков к профессионализму : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Тбилиси, 1990. С. 12.
8. Новикова А.Л. Женщины Чечено-Ингушетии в борьбе за свое раскрепощение и социализм. Грозный, 1966. С. 65.
9. История советского драматического театра. Т. 2. М., 1966. С. 428, 551, 614-617.
10. Народное хозяйство ЧИАССР. С. 107.
11. Чентиева М.Д. История чечено-ингушской письменности. Грозный, 1958. С. 38.
References:
1. 'On the network of higher and secondary educational institutions and cultural and educational institutions in the republic of 1940-41 (From information stat. department of CHIASSR)' 1974, Cultural construction of Chechen-Ingushetia (1920-1941): coll. of docs., Grozny, 220 p.
2. Grozny worker 1925, 8 February.
3. Ponomareva, IZ 1975, 'From the history of the Chechen-Ingush Republican Museum of Local Lore', Proceedings of the Chechen-Ingush republic museum, vol. 1l, p. 6-8.
4. Ponomareva, IZ 1975, 'From the history of the Chechen-Ingush Republican Museum of Local Lore', Proceedings of the Chechen-Ingush republic museum, vol. 1l, p. 15.
5. Grozny worker 1936, January 15.
6. The national economy of CHIASSR: articles 1957, Grozny, 107 p.
7. Albakova, FU 1990, Vainakh Theatre: from the origins to professionalism, PhD thesis abstract, Tbilisi, p. 12.
8. Novikova, AL 1966, Women of the Chechen-Ingushetia in the struggle for their liberation and socialism, Grozny, 65 p.
9. The history of the Soviet Drama Theatre 1966, vol. 2, Moscow, p. 428, 551, 614-617.
10. The national economy of CHIASSR: articles 1957, Grozny, 107 p.
11. Chentieva, MD 1958, The history of the Chechen-Ingush written language, Grozny, 38 p.