Научная статья на тему 'Перестройка научных, образовательных и культурно-просветительных учреждений ЧИАССР в период Великой Отечественной войны'

Перестройка научных, образовательных и культурно-просветительных учреждений ЧИАССР в период Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
262
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКАЯ АВТОНОМНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ЗАКОН О ВСЕОБУЧЕ / КОНЦЕРТНЫЕ ФРОНТОВЫЕ БРИГАДЫ / ПРОПАГАНДИСТСКАЯ РАБОТА / КУЛЬТУРНОМАССОВАЯ РАБОТА / МУЗЕЙ / ПЕЧАТЬ / WORLD WAR II / CHECHEN-INGUSH AUTONOMOUS SOVIET SOCIALIST REPUBLIC / CULTURAL AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS / COMPULSORY EDUCATION LAW / FRONTLINE CONCERT TEAMS / PROPAGANDA / CULTURAL WORK / MUSEUM / PRESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яндарова Сацита Хамзатовна

Статья посвящена выявлению особенностей деятельности научных, образовательных и культурно-просветительных учреждений Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики (ЧИАССР) в 1941-1945 гг. Особо отмечен тот факт, что, несмотря на трудности военного времени, правительством ЧИАССР принимались все возможные меры к выполнению закона о всеобуче. Подробно описано содержание деятельности концертных фронтовых бригад, выступления которых способствовали поднятию морального духа бойцов Советской армии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Restructuring of scientific, educational and cultural institutions of Chechen-Ingush Autonomous Soviet Socialist Republic during the World War II

The article discusses the specific features of scientific, educational and cultural institutions of the Chechen-In-gush Autonomous Soviet Socialist Republic (Chechen-Ingush ASSR) in 1941-1945. The author emphasizes the fact that despite the difficulties of the wartime, the government of the Chechen-Ingush ASSR took all possible measures to implement the law on compulsory education. The paper describes in detail the activities of frontline concert teams, performances of which helped to raise the morale of the Soviet Army soldiers.

Текст научной работы на тему «Перестройка научных, образовательных и культурно-просветительных учреждений ЧИАССР в период Великой Отечественной войны»

УДК 94:00:37(470.661)(470.662)"1941/1945"

Яндарова Сацита Хамзатовна

старший преподаватель кафедры культурологии Чеченского государственного университета

ПЕРЕСТРОЙКА НАУЧНЫХ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЧИАССР В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Yandarova Satsita Khamzatovna

Senior Lecturer, Cultural Studies Department, Chechen State University

RESTRUCTURING OF SCIENTIFIC, EDUCATIONAL AND CULTURAL INSTITUTIONS OF CHECHEN-INGUSH AUTONOMOUS SOVIET SOCIALIST REPUBLIC DURING THE WORLD WAR II

Аннотация:

Статья посвящена выявлению особенностей деятельности научных, образовательных и культурно-просветительных учреждений Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики (ЧИАССР) в 1941-1945 гг. Особо отмечен тот факт, что, несмотря на трудности военного времени, правительством ЧИАССР принимались все возможные меры к выполнению закона о всеобуче. Подробно описано содержание деятельности концертных фронтовых бригад, выступления которых способствовали поднятию морального духа бойцов Советской армии.

Ключевые слова:

Великая Отечественная война, Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика, культурно-просветительные учреждения, закон о всеобуче, концертные фронтовые бригады, пропагандистская работа, культурно-массовая работа, музей, печать.

Summary:

The article discusses the specific features of scientific, educational and cultural institutions of the Chechen-Ingush Autonomous Soviet Socialist Republic (Chechen-Ingush ASSR) in 1941-1945. The author emphasizes the fact that despite the difficulties of the wartime, the government of the Chechen-Ingush ASSR took all possible measures to implement the law on compulsory education. The paper describes in detail the activities of frontline concert teams, performances of which helped to raise the morale of the Soviet Army soldiers.

Keywords:

World War II, Chechen-Ingush Autonomous Soviet Socialist Republic, cultural and educational institutions, compulsory education law, frontline concert teams, propaganda, cultural work, museum, press.

22 июня 1941 г. вероломным нападением фашистской Германии на Советский Союз была прервана мирная созидательная жизнь его народов. Началась Великая Отечественная война, оставившая глубокий след в истории СССР. Тяжелые испытания в годы войны выпали на долю всех советских народов, в том числе и чеченского. Война против немецких агрессоров явилась суровым испытанием физических, моральных, духовных сил и монолитности, дружбы и братства всего многонационального населения страны. В годы Великой Отечественной войны с особой силой проявилась сплоченность советских народов, которые в едином патриотическом порыве поднялись на священную войну против фашистских захватчиков.

Великая Отечественная война коренным образом изменила условия жизни и труда многонационального населения Чечено-Ингушетии, как и всех народов СССР.

30 июня 1941 г. состоялось совместное заседание Чечено-Ингушского обкома ВКП(б) и Совета народных комиссаров (СНК) республики, на котором были рассмотрены и утверждены конкретные мероприятия по осуществлению директивных указаний ЦК ВКП(б) и сНк СССР, принятые ими 29.06.1941 г. Они обязывали все республики мобилизовать все имевшиеся резервы на разгром врага. 5 июля 1941 г. в Грозном состоялось собрание партийного актива, на котором были обсуждены вопросы перестройки партийно-политической работы и хозяйственной жизни республики с учетом условий военного времени.

В соответствии с постановлением Государственного комитета обороны СССР от 15.07.1941 г. Наркомат нефтяной промышленности СССР дал задание тресту «Грознефтеза-воды» и Грозненскому нефтяному научно-исследовательскому институту (ГрозНИИ) провести необходимые исследования с целью скорейшей перестройки производственных процессов и обеспечения выпуска новых видов бензина [1]. Благодаря усилиям научных работников ГрозНИИ были получены высокооктановые авиационные бензины.

В 1942 г. по решению Чечено-Ингушского обкома ВКП(б) и Грозненского горкома партии при ГрозНИИ был создан специальный цех по приготовлению бутылок с зажигательной смесью. Для выполнения задания была мобилизована молодежь города. За короткий срок для нужд обороны Грозного молодежь собрала 10 000 мешков, 100 т колючей проволоки, 150 000 бутылок для горючей смеси [2].

Несмотря на трудности военного времени, власти принимали все возможные меры к выполнению закона о всеобуче.

В постановлении СНК ЧИАССР от 17.12.1942 г. «О состоянии народного образования в сельской местности республики в 1941/42, 1942/43 учебных годах» отмечалось, что по итогам 1941/42 учебного года школами было недоохвачено 6 295 человек, в процессе учебы без уважительных причин выбыло еще 6 874 детей и подростков; с августа прекратилась работа значительной части дошкольных учреждений; план подготовки и переподготовки учительских кадров для школ республики на 1942/43 учебный год сорван. Педагогические училища прекратили свою работу; с июля Наркомпросом ЧИАССР закрыты музей в Грозном и в с. Мужичи.

Совет народных комиссаров ЧИАССР обязал Наркомпрос республики «восстановить работу всех школ города и села, освободив все школьные здания и помещения интернатов, используемые не по назначению, и предупредил, что если к 15 января 1943 г. не будет восстановлена школьная сеть и не будет выполнен закон о всеобуче, то будут приняты строгие меры взыскания, вплоть до снятия с работы и предания суду» [3].

Школа стала центром, организующим учащуюся молодежь для помощи фронту, участия в общественно полезной жизни и оборонной работе. Школы Грозного собрали подарки для Красной армии на сумму более чем 40 тыс. р. Школа № 1 за сбор средств для Красной армии получила благодарность от товарища Сталина.

Высшие и средние учебные заведения также возобновили подготовку специалистов для народного хозяйства. Учебный год в Грозненском нефтяном институте и техникуме начался 1 октября 1943 г.

В повседневной идеологической работе с населением республики большую роль играла печать. Газеты «Грозненский рабочий», «Ленинский путь», «Сердало», «Ленинец» и др. обеспечивали широкие массы населения информацией о происходивших международных и фронтовых событиях.

Агитационно-пропагандистская работа была тесно связана с военными действиями на фронте и трудовыми делами в тылу. Большой резонанс имели сообщения о героических подвигах воинов из Чечено-Ингушетии Ханпаши Нурадилова, Ивана Заболотного и др. Указом Президиума Верховного Совета ЧИАССР от 30.12.1942 г. Чечено-Ингушскому государственному национальному драмтеатру присвоено имя Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова. Пропагандистская, культурно-массовая работа способствовала мобилизации населения республики на трудовые подвиги. Набатным призывом звучали стихи Зайнди Муталибова «Вставайте джигиты».

В сентябре 1943 г. обком ВКП(б) провел проверку состояния работы культурно-просветительных учреждений республики. Из справки Чечено-Ингушского обкома ВКП(б) следовало, что к началу 1943 г. сеть политико-просветительных учреждений Чечено-Ингушской Республики в связи с приближением линии фронта, а после и непосредственным проведением военных действий на территории республики была свернута. Дома культуры, избы-читальни, даже многие библиотеки были заняты воинскими частями. Пострадали помещения, значительная часть оборудования была использована на оборонные нужды, большая часть фондов литературы была утрачена.

Серьезную работу проводил Чечено-Ингушский музей краеведения. С началом войны он перестроил свою экспозицию. Акцент был сделан на патриотическое воспитание посетителей. Этому способствовали выставки «Героическое прошлое нашей Родины» - новый отдел, посвященный Великой Отечественной войне, был начат сбор экспонатов для него.

В 1943 г. продолжали работу: музей, республиканская библиотека, 12 домов культуры, 23 районные библиотеки, 211 изб-читален [4].

Великая Отечественная война мобилизовала творческие возможности личности, содействовала проявлению патриотизма, основанного на советских ценностях. Первые дни войны показали органическую связь творческой интеллигенции с судьбой Родины. Писатели, поэты, художники и композиторы Чечено-Ингушетии включились в работу по воспитанию трудящихся и воинов в духе патриотизма и ненависти к фашистским захватчикам. Военная тематика вдохновила творческую интеллигенцию, которая быстро переосмыслила, изменила, развила содержание и новые формы творческой работы.

В 1941 г. в Грозном вышел сборник стихов чечено-ингушских поэтов «Антифашистские стихи», куда вошли произведения этого периода. Война требовала от поэтов прямых призывов, вдохновленных обращений к патриотическим чувствам вместо описания красот. Стихи поэтов укрепляли уверенность в победе, поддерживали ослабших духом, призывали к борьбе. В этих произведениях проявлялись глубокая взволнованность и чувство ответственности за судьбу Родины, подчеркнутая агитационность, клятвенная патетика. Поэзия адресовалась всей стране, каждому человеку, каждому воину.

Концертная фронтовая бригада, невзирая на тяжелые условия и непогоду, давала концерты в воинских частях, воодушевляя бойцов и командиров на ратные подвиги. Фронтовые бригады были мобильны, выступали в непосредственной близости к передовой, играли везде и при любых условиях: под открытым небом, на вокзалах, в агитпунктах, в медсанбатах, без занавеса и костюмов. Артисты умели зажечь сердца бойцов, вдохнуть в них волю к победе, рассмешить, что способствовало поднятию их морального духа. С выступлений на фронте и в трудовых коллективах началась сценическая жизнь Махмуда Эсамбаева.

Артисты в индивидуальном порядке прикреплялись к госпиталям и обслуживали художественным чтением раненых бойцов и командиров. В составе бригад были ведущие артисты театра, филармонии, Государственного ансамбля песни и танца, такие мастера сцены, как М.К. Кодзоева,

H.Э. Уликов, З. Исакова, А.Ф. Иримов, А.К. Давыдов, М.А. Эсамбаев, А. Хамидов, Я. Зубайраев, Т. Алиев, А. Исаева, А. Садыков и др. К апрелю 1943 г. они дали более 700 концертов.

В связи с требованием военного времени изменилось содержание работы театров, концертных бригад, а также произведений изобразительного искусства. Вследствие сокращения бюджетных ассигнований временно прекратили свою деятельность и были распущены: Государственный театр юного зрителя, Государственный театр кукол, Чечено-Ингушский ансамбль песни и пляски, Ансамбль ашугов, Дом народного творчества, изостудия, Госфилармония, изомузей, музыкальная школа и музыкальное училище, художественная мастерская [5].

Многие актеры театра ушли на фронт и погибли в борьбе с фашизмом. Указом Президиума Верховного Совета ЧИАССР от 30.06.1943 г. «За образцовое художественное обслуживание частей Красной армии в дни Великой Отечественной войны концертами и спектаклями» были награждены Почетными грамотами Президиума Верховного Совета ЧИАССР артисты Чечено-Ингушского драмтеатра: Т.Ш. Алиева, В.М. Докашев, Б.И. Ибрагимов, М.Б. Магомадов, А. Садыков, Х.Ш. Цемиева [6].

Часть средств, собранных от выступлений, была передана в пользу военных госпиталей. Сборы от некоторых концертов и выступлений артистов (для гражданского населения) перечислялись на постройку эскадрильи самолетов «Советский артист» [7]. В связи с этим коллектив театра был отмечен благодарностью Верховного главнокомандующего. В своей телеграмме Сталин писал: «Прошу передать работникам Грозненского театра русской драмы им. М.Ю. Лермонтова, собравшим 102 000 р. на строительство эскадрильи "Советский артист", мой братский привет и благодарность Красной армии» [8].

В заключение отметим, что в 1941-1945 гг. научные, образовательные и культурно-просветительные учреждения ЧИАССР перестраивали свою деятельность в соответствии с условиями военного времени. Деятельность учащихся, молодежи, научных работников и работников культуры была направлена против врага и на разгром врага. Школа стала центром, организующим учащуюся молодежь для помощи фронту, участия в общественно полезной жизни и оборонной работе.

Советские народы, испытавшие на себе адский репрессивный механизм сталинской политики в 30-х гг., сумели сохранить патриотизм и с первых дней проявления фашистской агрессии встали на защиту своей Родины. Как и другие народы СССР, чеченцы и ингуши прошли через самые тяжелые жизненные испытания войны. Жертвуя собой, они не только не сломились, не согнулись и не пали духом, но выстояли, выжили и смогли победить немецко-фашистских агрессоров вместе со всеми народами СССР.

Ссылки:

I. История Чечни с древнейших времен до наших дней : в 2 т. Грозный, 2008. Т. 2. С. 474-476.

2. Эльбуздукаева Т.У. Культура Чечни: ХХ век. Грозный, 2012. С. 226.

3. АУП ЧР (Архив. упр. Правительства Чечен. Респ.). Ф. Р-238. Оп. 1. Д. 105. Л. 121-122.

4. Эльбуздукаева Т.У. Указ. соч. С. 238.

5. Культурное строительство в Чечено-Ингушетии (июнь 1941-1980 гг.) : сб. док. и материалов. Грозный, 1985. С. 7.

6. АУП ЧР. Ф. Р-238. Оп. 1. Д. 105. Л. 139-140.

7. Абубакарова А., Ахмадова М. Чеченские женщины в Великой Отечественной войне [Электронный ресурс]. URL: http://checheninfo.ru/19930-chechenskie-zhenschiny-v-velikoy-otechestvennoy-voyne.html (дата обращения: 08.06.2016).

8. Культурное строительство ... С. 49.

References:

The history of Chechnya from ancient times to the present day: in 2 vols 2008, Grozny, vol. 2, pp. 474-476, (in Russian). Elbuzdukaeva, TU 2012, Chechen culture:XXcentury, Grozny, 226 p., (in Russian).

Cultural building in the Chechen-Ingush (June 1941-1980): docs and materials 1985, Grozny, p. 7, (in Russian). Abubakarova, A & Akhmadova, M 2016, Chechen women in the Great Patriotic War, viewed 08 June 2016, <http://chech-eninfo.ru/19930-chechenskie-zhenschiny-v-velikoy-otechestvennoy-voyne.html>, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.