Научная статья на тему 'Станет ли Италия исламской страной'

Станет ли Италия исламской страной Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
85
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баутдинов Гамэр

"НГ-религии", М., 2002 г., декабрь, № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Станет ли Италия исламской страной»

Гамэр Баутдинов,

публицист

СТАНЕТ ЛИ ИТАЛИЯ ИСЛАМСКОЙ СТРАНОЙ

Согласитесь, выражение "итальянские мусульмане" звучит довольно непривычно. Тем более когда речь идет о стране, в столице которой находится Ватикан - город-государство, центр Римско-католической церкви. Однако если заглянуть в глубь веков, то нетрудно увидеть, что в Италии, в отличие от многих других западноевропейских государств, ислам получил распространение еще более тысячи лет назад. Именно тогда на острове Сицилия помимо мусульманской Испании утвердилась арабо-исламская цивилизация, оставившая заметный отпечаток на культуре и искусстве этого региона. Свидетельством тому -прекрасные архитектурные памятники в Палермо и других городах и селениях острова, его топонимика, яркие образцы декоративного и прикладного искусства, уникальные экспозиции в сицилийских музеях, книги и рукописи на арабском языке, в том числе древние тексты Корана, хранимые в крупнейших библиотеках острова. Ряд памятников, связанных с арабами, а также с турками, сохранился и на континенте. Но позже, уже в эпоху Возрождения, ислам нашел отражение в культурной традиции средневековой Италии. Так, в связи с началом книгопечатания и возобновлением интереса к Востоку издатель Паганини выпустил в 1530 г. в Венеции первый печатный текст Корана, а в конце XVII в. в соседней Падуе появилось первое для западного мира научное издание этой священной для мусульман книги, которое подготовил итальянский теолог и арабист Лудовико Марраччи.

Сегодня ислам в Италии, как и во многих других странах Западной Европы, получил новое распространение, и он представлен здесь на двух уровнях. С одной стороны, это сами итальянцы, в разное время принявшие ислам. Их насчитывается свыше 10-15 тыс. человек, хотя иногда называются и более существенные цифры, вплоть до 30-50 тыс. Но основная масса мусульман в Италии - это иммигранты, выходцы из 30 примерно стран Азии и Африки, число которых, по наиболее вероятным данным, достигло 560 тыс. Речь идет о людях, имеющих итальянское гражданство или временный вид на жительство и работу. По некоторым данным, число иммигрантов-мусульман по стране может достигать 700-800 тыс. и даже 1 млн. человек. Сюда включаются и те, кто находится на Апеннинах случайно или временно, не имея на то

достаточных юридических оснований и надежных источников существования, т.е. речь идет, по сути, о нелегалах.

Процесс массового притока иммигрантов в Италию, включая и выходцев из мусульманских стран, следует отнести к середине 80-х годов, хотя отдельные исламские общины существовали здесь и ранее. В них состояли в основном выходцы из африканской страны Сомали и в меньшей степени Ливии, которые были в свое время итальянскими колониями. А в 80-е годы Италия наряду с некоторыми другими государствами Южной Европы (Испанией, Грецией и чуть позже Португалией) стала центром притяжения для иммигрантов из стран третьего мира. Это было вызвано тем, что началось введение существенных ограничений на въезд иммигрантов в страны Центральной и Северной Европы, где их труд широко использовался в 50-60-е годы, в период восстановления и развития национальных экономик, разрушенных или значительно пострадавших от Второй мировой войны. Эти ограничения были вызваны все теми же экономическими причинами, например кризисом, приведшим к усилению безработицы среди местного населения.

В настоящее время ислам в Италии, как и в соседней Франции, стал второй религией после католицизма. В связи со значительным увеличением числа иммигрантов за последние полтора десятилетия стали все явственнее проявляться четкие организационные формы религиозной жизни итальянских мусульман. Сначала возникали общины, открывались молельные дома, мечети, затем стали основываться различные исламские культурные ассоциации. По последним данным, опубликованным в миланской газете "Иль Джорнал", в Италии насчитывается 350 мечетей и молельных домов, из которых примерно треть называется мечетями, хотя только единицы из них имеют характерный купол и минарет.

Этнические различия между иммигрантами-мусульманами не позволяют пока говорить о каком-то единстве между ними. Зачастую они опираются прежде всего на национальную общность, что приводит к созданию и параллельных структур. Это, например, марокканцы, составляющие самую многочисленную исламскую общину в Италии. Их более 100 тыс. человек, за ними вдвое меньшим числом идут туниссцы и албанцы. Далее следуют сенегальцы, которые создали такие формы единения, как мусульманские братства, занимающиеся не только вопросами культа, но и работающие над решением социально-экономических проблем общины. Они придерживаются принципов солидарности ее членов и действуют автономно от других

мусульманских организаций. Несмотря на разнообразие этнических и религиозных общин, в Италии существуют и такие исламские центры, к которым тянутся мусульмане разного происхождения, в том числе итальянцы, исповедующие эту религию. Подобных центров насчитывается в стране более 30, но самые известные из них находятся в Милане и Риме, а на юге страны в Неаполе и отчасти Палермо. В Милане находятся Исламский центр и Исламский институт культуры, основанные при соответствующих мечетях. Первый из них создан еще в 1977 г., и ведущую роль в нем играют мусульмане-итальянцы, исповедующие ислам суннитского толка. Этот центр проводит различные мероприятия по исламской тематике, выпускает вестники на итальянском и арабском языках, распространяет литературу, организует различные курсы, занимается реализацией дозволенного шариатом мяса халяль. Старейшиной миланских мусульман считается Абдал Вахид Паллавичини, представитель одной из самых известных итальянских фамилий.

Исламский институт культуры и его мечети связаны прежде всего с многочисленными иммигрантами, которые во время пятничного намаза из-за нехватки места молятся даже на прилегающей улице. Институт также проводит большую работу среди верующих. Однако в последнее время, особенно после событий 11 сентября в США, этот исламский центр оказался под пристальным вниманием властей, поскольку некоторых из его посетителей подозревают в причастности к "Аль-Каиде". По словам директора института, имама Абделхамида Шаари, "у нас работают секретные службы всего мира: итальянские, арабские, американские... Слава Богу, они все регистрируют, все знают. Поэтому мы являемся самым прозрачным и самым спокойным исламским центром, и о нас все известно. Если бы речь шла о террористах, то они были бы глупцами, если бы попытались укрыться у нас".

Другой важный центр мусульман - это Рим и великолепная мечеть, построенная здесь в 1995 г. и считающаяся самой крупной в Западной Европе. Она находится в ведении Итальянского исламского института культуры, связанного с аккредитованными в Риме посольствами мусульманских стран. Дипломатические представители этих стран входят в состав руководящего совета института. Ведущая роль вот уже 25 лет здесь принадлежит представительству Саудовской Аравии, вносящей основной вклад в обустройство и содержание института и мечети. Однако в отношениях между исламскими центрами Рима и Милана существует определенное противостояние, что, впрочем, в условиях Италии проявляется не только в вопросах, касающихся

религии. Например, на юге страны на роль центра ислама претендует, и не без оснований, Неаполь. Здесь находится Исламский центр, в нем располагается мечеть и кораническая школа, есть даже своя радиостанция.

Ясно, что в подобных условиях в Италии не раз предпринимались попытки объединения мусульман на общенациональном уровне. Как и в других странах, давно уже стала очевидной потребность иметь единое официальное представительство, столь необходимое для диалога с государством для решения насущных проблем исламской уммы в Италии. Ради этого несколько лет назад создан Союз исламских общин в Италии, в состав которого вошли десяток мусульманских центров и ряд отдельных мечетей. Его генеральным секретарем был избран Хамза Роберто Пиккардо. Главную роль в этом союзе стал играть вышеназванный Исламский центр Милана, подготовивший проект соглашения между государством и мусульманской общиной в стране. Но Исламский культурный центр из Рима представил альтернативный проект, а затем еще один проект был подготовлен Ассоциацией мусульман Италии. Наконец два года назад был достигнут определенный прогресс в деле сплочения мусульманского сообщества в стране: создан Исламский совет Италии, объединивший миланский Союз исламских общин, римский Исламский культурный центр, опекающий ныне столичную мечеть, и общину "Курейш", основу которой составляют итальянцы, принявшие ислам. Президентом нового совета избран бывший итальянский посол в Саудовской Аравии Марио Шалойя, а его заместителем - сириец Нур Дахан. Любопытно, что примеру Шалойи, принявшего ислам, последовал другой итальянский посол в той же стране, Торквато Кардилли, причем о его переходе в ислам стало известно в ноябре прошлого года, т. е. вскоре после драматических событий 11 сентября в США.

Первостепенной задачей совета стала подготовка соглашения с государством, в котором должны быть изложены основные требования последователей ислама в Италии. При этом они опираются на закон, поскольку свобода вероисповедания гарантирована Конституцией Итальянской Республики. В частности, ст.8 гласит: "Все религиозные вероисповедания равно свободны перед законом. Вероисповедания, отличные от католицизма, имеют право создавать организации по своим уставам, если это не противоречит итальянскому правопорядку. Их отношения с государством определяются законом на основе соглашений с организациями, представляющими соответствующие вероисповедания".

В числе требований итальянских мусульман - преподавание Корана в школах или в качестве альтернативы создание мусульманских школ, уравниваемых в правах с другими, право женщин фотографироваться с покрытой головой при оформлении удостоверения личности, разрешение с места службы или работы на период совершения хаджа, признание пятницы нерабочим днем для мусульман, их права совершать полуденный намаз во время рабочего дня, получать разрешение на признание брака, совершенного по исламскому обряду. И это не считая уже достигнутого: открытие и регистрация молельных домов и мечетей, разрешение на государственном и местном уровне открывать пункты заготовки и продажи халяльного мяса, предоставление мусульманам отдельных кладбищенских участков. Подтверждение этому можно найти в больших и малых городах страны. Но в целом в Италии пока нет еще многого из того, что сделано для мусульман в других западноевропейских странах.

Кроме того, существуют и проблемы сугубо итальянского характера. Так, согласно национальному законодательству, каждый гражданин страны и даже временно работающий здесь иностранец, заполняя налоговую декларацию, обязан "добровольно" внести 0,008% от суммы своего заработка в фонд помощи церкви или другой организации. Но на практике этот взнос, если он имел религиозное предназначение, направлялся до недавнего времени в фонд содействия лишь католическим или иудейским храмам, что, естественно, вызывало протест со стороны итальянских мусульман. Другой пример: в учебных программах итальянских школ предусмотрен "час религии", когда сами дети или их родители решают, какой религии отдать предпочтение или же сделать атеистический выбор, т.е. вовсе не посещать этих занятий. Но пока мусульманские дети не имеют достаточных возможностей посещать занятия по исламу, ибо где-то для этого не хватает подготовленных кадров, где-то нет помещения и т. д., а кое-где у начальства срабатывает комплекс исламофобии. Между тем треть итальянских мусульман считают приоритетной проблему преподавания детям основ своей веры. Столь же остро стоит проблема оказания духовной помощи страждущим в больницах, местах заключения, лагерях для беженцев.

Вышеизложенное вовсе не означает, что дело только за одной стороной - за руководством Италии. У ее граждан тоже немало поводов для выражения своего беспокойства, хотя оно адресуется не только мусульманам, но и всем иммигрантам в целом. Не всем из них присуща добросовестность при выполнении своей работы, другие и вовсе

избегают ее, предпочитая жить на подачки или пожертвования со стороны различных фондов или религиозных организаций, а некоторая их часть пополняет ряды преступников. В подобных случаях протестует уже итальянское общество, и тогда достается всем иммигрантам: и правым, и виноватым. И масла в огонь подлили, конечно, события 11 сентября, когда на первое место был выдвинут именно исламский фактор.

В те сентябрьские дни автору этих строк как раз довелось быть в Италии, где он стал свидетелем многочасовых словесных баталий буквально на всех каналах государственного и частного телевидения. Взрывы в Нью-Йорке дали антиисламистам повод развернуть яростную кампанию против мусульман в целом и их присутствия в Италии в частности. Дело дошло до того, что сам премьер итальянского правительства Сильвио Берлускони безапелляционно заявил о "превосходстве" западной цивилизации над исламской, что вызвало беспокойство даже у ряда его коллег из других западноевропейских стран. А известная часть итальянских политиков, особенно из объединения "Лига Севера" и крайне правого "Национального альянса", наследника неофашистской партии, потребовали принятия самых решительных мер против иммигрантов: от выдворения из страны всех мусульман и арабов и закрытия некоторых мечетей до запрета въезда других граждан исламского вероисповедания. Впрочем, такое отношение к иммигрантам они проявляли и раньше. Рецидивы неприязни в отношении мусульман наблюдались и в лоне католической церкви, хотя ее руководство старалось проявлять известную осторожность в этих вопросах и в свое время даже дало согласие на строительство мечети в Риме. На этом фоне постоянным диссонансом звучали заявления архиепископа Болоньи, кардинала Биффи, который, в частности, призвал к тому, чтобы в Италию пускали в основном иммигрантов-христиан. "Мусульмане слишком далеки от нас, и они хотят сделать нас такими же, как они сами", - так обосновал он свой призыв.

К чести большинства итальянцев, они не поддержали экстремистских подходов к проблеме взаимоотношений с мусульманами, и в обществе восторжествовал в целом здравый смысл. К тому же бьют тревогу итальянские предприниматели, испытывающие значительный недостаток рабочей силы как на промышленных предприятиях, так и в аграрном секторе. По мнению крупнейшей газеты страны "Коррьера делла сера", Италии "нужны ежегодно новые 357 тыс. рабочих-иммигрантов", ведь без них могут закрыться множество мелких и

средних предприятий, являющихся основой итальянской экономики. Зачастую иммигранты вынуждены выполнять самую черную работу, от которой отказываются итальянцы. Фактор востребованности в иностранной рабочей силе играет весьма существенную роль и ныне, когда итальянское правительство, уже который раз за последние годы, попыталось еще более ограничить приток иммигрантов из мусульманских и других стран. Сейчас в стране перерегистрируются все иммигранты, включая и нелегалов. После этого, наверное, будут получены более точные данные относительно их числа и страны прибытия.

Действительно, иммигранты создают немалые проблемы для Италии и других стран Запада. Эти проблемы настолько сложны, что ими сейчас вынужден заниматься Европейский союз. И можно не сомневаться, что при их решении будет учтен и исламский фактор.

"НГ-религии", М., 2002 г., декабрь, № 12.

Михаил Сиверцев,

религиовед

МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ

В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА

Формирующаяся глобальная цивилизация и глобальный миропорядок порождают серьезные вызовы для религиозного сознания и религиозных институтов. Ответом на вызовы становятся специфические процессы глобализации религиозных институтов и структур и религиозности в целом. В частности, развитие и видоизменение межрелигиозного диалога. Можно смотреть на эти процессы с точки зрения доктрины и практики той или иной конкретной религиозной конфессии — тогда им необходимо будет давать морально-религиозную оценку. Но можно рассматривать их и "извне" — с точки зрения культурологии, политологии или даже конфликтологии. В этом случае ценностные суждения оказываются неуместны и даже вопрос о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.