Научная статья на тему 'Роль мусульманских организаций в сообществах Великобритании, Германии, Франции и Италии'

Роль мусульманских организаций в сообществах Великобритании, Германии, Франции и Италии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
776
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУСУЛЬМАНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЕВРОПЕЙСКИЕ ГОСУДАРСТВА / СОТРУДНИЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / РЕЛИГИОЗНЫЙ КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Повразнюк Ксения Владимировна

Статья посвящена исследованию роли мусульманских организационных структур в европейских странах. В статье проводится классификация мусульманских организаций в Европе в соответствии со спецификой их деятельности, а также основного национального состава ведущих мусульманских организаций. Статья также отражает особенности положения мусульманских организаций в каждой из рассматриваемых европейских стран. Изучая деятельность мусульманских организаций в Великобритании, Германии, Франции и Италии, автор приходит к выводу о необходимости налаживания контактов между правительствами европейских государств и проживающими на их территории мусульманами, а также создания единой мусульманской организации в каждой из стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль мусульманских организаций в сообществах Великобритании, Германии, Франции и Италии»

К. В. Повразнюк

РОЛЬ МУСУЛЬМАНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В СООБЩЕСТВАХ ВЕЛИКОБРИТАНИИ, ГЕРМАНИИ, ФРАНЦИИ И ИТАЛИИ

Статья посвящена исследованию роли мусульманских организационных структур в европейских странах. В статье проводится классификация мусульманских организаций в Европе в соответствии со спецификой их деятельности, а также основного национального состава ведущих мусульманских организаций. Статья также отражает особенности положения мусульманских организаций в каждой из рассматриваемых европейских стран. Изучая деятельность мусульманских организаций в Великобритании, Германии, Франции и Италии, автор приходит к выводу о необходимости налаживания контактов между правительствами европейских государств и проживающими на их территории мусульманами, а также создания единой мусульманской организации в каждой из стран.

Ключевые слова: мусульманские организации, европейские государства, сотрудничество, социальные проблемы, религиозный конфликт.

Существует круг вопросов, которые приходится решать мусульманским иммигрантам, как и любой другой этнорелигиозной общине, в период становления в чужом обществе. Прежде всего, это проблема консолидации, которая происходит через создаваемые в лоне диаспоры организации, иногда носящие политический характер и уполномоченные функциями регулирования взаимоотношений диаспоры с государственными институтами. Подобное регулирование является одним из каналов взаимодействия мусульманской общины с принимающим государством, отстаивания прав на реализацию в европейском обществе интересов проживающих в нем мусульман, норм и традиций их культуры и религии.

Сегодня мусульманские структуры в четырех рассматриваемых европейских странах можно разделить на три категории: а) мечети или молельные дома; б) организации и движения, возникшие вокруг мечетей, преследующие культурно-образовательные цели или связанные с политическими партиями в странах происхождения иммигрантов, и тем самым связанные с мировыми исламскими движениями; в) объединяющие или курирующие организации, включающие в себя организации меньшего влияния, т. е. так называемые «зонтичные» организации.

Ни одно исламское течение, движение или секта в Великобритании, Германии, Франции и Италии не обходятся без мечети или молельного дома. Мечети предоставляют своим членам разнооб-

© К. В. Повразнюк, 2010

разные формы деятельности и услуг, такие как, например, лекции Корана, языковые курсы, спортивные занятия, помещения для религиозных и других праздников, во многих мечетях работают книжные, продовольственные и видео магазины. Необходимо отметить, что мусульмане, пришедшие на европейскую землю последними, не унаследовали мест богослужений, предоставленных государством, как это было в случае с протестантами и иудеями. Не хватает для строительства мечетей и средств общины. Следовательно, мусульмане должны обращаться либо к правительствам стран их происхождения, либо к такой богатой мусульманской стране, как Саудовская Аравия, что в дальнейшем ставит их в зависимость от этих государств и за что их упрекает европейское общество и пресса. Обычно приход той или иной мечети, молельного дома составляют представители одной-двух национальностей, определенного течения в исламе. Большинство мечетей (молельных домов) не опознаваемы снаружи, настоящих зданий мечетей, построенных по всем правилам восточной архитектуры, очень немного. Так, в Германии насчитывается около 2200 мечетей и молельных домов, в большинстве из которых следуют турецкой интерпретации суннитского ислама (см.: Goldberg, 2002, p. 36), при этом настоящих зданий мечетей насчитывается всего 66, в 2000 г. еще 26 находились в процессе постройки (Türkische Muslime, 1997, S. 104-105). Во Франции существует примерно 1300 молельных домов (см.: Leveau, 2002, p. 12) и только девять мечетей, вмещающих более 1000 молящихся. В Великобритании к 2000 г. общее число мечетей и молельных домов достигло 1000, в одном только Бирмингеме их было 55, в Бредфор-де — 50 (см.: Nielsen, 2005, p. 45). В Италии сегодня регулярно и устойчиво функционирует несколько сотен мечетей и молельных домов (Vade retro, 2000, p. 4), большинство из которых также не являются мечетями с архитектурной точки зрения.

Количество мечетей и молельных домов прямо пропорционально величине этнической группы и влиянию того или иного течения в исламе. Так, в настоящее время в британском исламском сообществе доминируют пакистанцы, бангладешцы и индийцы, поэтому их мечети можно обнаружить в большинстве городов Великобритании. Во Франции преобладают марокканские, алжирские, тунисские и турецкие мечети, в Италии мечети равномерно распределены между многонациональными мусульманскими иммигрантами, за исключением сильно секуляризированных албанцев. В Германии большинство мечетей — турецкие. Так, в Берлине, в добавление к 58 турецким мечетям, существует всего две курдские, шесть арабских, две пакистанских ахмадийцев, одна боснийская, одна албанская и

три немецкие мечети (см.: Kapphan, 1999, S. 11). Несмотря на значительное число сомалийцев, нигерийцев и сенегальцев, нет ни одной мечети, руководимой африканцами.

Ко второму виду мусульманских структур в европейских странах относится множество исламских организаций, движений, течений и сект. Эти структуры курируют мечети и молельные дома. Они так же разнообразны и раздроблены, как и мусульманское население Европы. Так, британские мусульмане сунниты придерживаются различных традиций, среди которых широко распространены школы Деобанди и Барелви. Многие представители школы Барелви принадлежат к суфийским орденам, из которых наиболее важным в Англии является Накшабандия. Это братство действует и в Италии среди незначительных групп турецких иммигрантов и небольшого число обращенных итальянцев в Пьемонте, Лацио и на Сардинии. В Италии широко распространены среди иммигрантов-сенегальцев братства тиджайни и мюриды. Деобанди поддерживает обладающее большим влиянием общество «Таблиг» (Tablighi Jama'at), английская штаб-квартира которого базируется в Дьюсбери в Западном Йоркшире и в Бери в Ланкашире. «Таблиг» распространено и во Франции, здесь оно представлено организацией «Вера и практика» (Foi et Pratique). Главной целью этой организации является возвращение к религиозной практике лиц мусульманского происхождения.

В Британии кроме других течений ислама есть секта Ахмадийя, объединяющая ислам с поклонением Иисусу, Кришне и Махди. В некоторых городах Англии приверженцы Ахмадийи являются основной исламской группой, а коренные британцы относятся к ним весьма позитивно. В Германии эта секта действует в основном во Франкфурте-на-Майне, ее членами являются мусульмане нетурецкого происхождения, поэтому здесь Ахмадийя не имеет много приверженцев.

Необходимо отметить, что турецкие мусульмане в Германии являются как наиболее многочисленным, так и наиболее организованным этническим и религиозным мусульманским меньшинством. Турецкие исламские организации находятся под покровительством десяти крупных ассоциаций. Самая крупная из них — «Турецкий исламский союз» при Турецком институте по делам религии (DITIB) — связана с правительством Турции. Вторая по величине ассоциация — «Национальный взгляд» — включает 274 мечети (Turkische Muslime, 1997, S. 148). Во Франции среди турецких мусульманских организаций особенно распространен «Исламский союз Франции» (L'Union Islamique en France), представляющий главную турецкую политическую партию, которую под различными наименованиями возглавлял Некметин Эрбакан (Necmettin Erbakan).

Самая значительная нетурецкая мусульманская организация в Германии — «Всемирный исламский совет» — располагается во Франкфурте-на-Майне и спонсируется Саудовской Аравией. Она включает в себя только суннитские ассоциации и заявляет о том, что в ее ряды входит около 700 человек (см.: Kapphan, 1999, S. 15). К другой значительной группе мусульман в Германии относятся алавиты, которые возглавляют два патронажных алавитских сообщества: «Федерацию алавитских общин», в которую входит 95 организаций, и «Республиканские основы образования и культуры», к которой относят 20 организаций. У алавитов нет мечетей, так как их религиозная практика этого не требует. Вместо мечетей они открывают Джам Хане — помещения для богослужения. Алавиты заявляют, что составляют четверть всех турецких иммигрантов, но в реальности к алавитам принадлежит большинство курдов.

В Италии одной из первых крупных мусульманских организаций стал созданный в начале 1990-х годов «Союз исламских обществ и организаций Италии» (СИООИ), который объединил первые мусульманские сообщества, состоявшие в основном из рабочих, а потому не мог более считаться студенческим объединением. Анкон-ской конституцией 9 января 1990 г. Союз включил в свои ряды «Союз мусульманских студентов Италии», 32 отдельных мусульманских общества и представительства 6 территориальных организаций (Милана, Турина, Генуи, Болоньи, Анконы и Палермо). Сегодня в СИООИ, распространяющем близкий к воинствующему ислам, входит значительное число мусульманских организаций Италии. Кроме того, в Италии широко распространена поддержка мусульман-иммигрантов и их ассоциаций правительствами стран их происхождения. Мусульманские государства контролируют практикуемый их эмигрантами ислам, финансово поддерживая молельные дома и мечети. Эти тенденции характерны для Марокко, Египта, Кувейта, последний из которых явился одним из основных спонсоров открытия «Исламского культурного института» в Италии, для Ливии и Туниса, правительство которого договорилось о контроле за деятельностью мечети в Палермо. Посольство Туниса в Италии назначает в мечеть имама, который в своих действиях руководствуется указаниями «Культурной исламской ассоциации Палермо». Противоположные этим тенденции существуют во Франции, где не только не видна деятельность официального правительства Туниса, но, наоборот, функционирует широко распространенная «Исламская группа Франции» (Groupement Islamique en France) — организация, созданная в 1980 г. основной оппозиционной группой режиму Хаби-ба Боухиба (Habib Boughiba) в Тунисе.

Среди мусульманских организаций европейских стран по характеру деятельности можно выделить: а) организации, занимающиеся культурно-просветительской и образовательной деятельностью; б) организации, преследующие религиозно-политические цели; в) экстремистские мусульманские организации.

Первая группа организаций довольно многочисленна и разнообразна. Деятельность этих организаций в краткосрочной перспективе в наименьшей степени влияет на жизнь европейских сообществ, так как в первую очередь направлена на сохранение исламской религии, культуры и традиций среди мусульманских иммигрантов и их потомков, на предоставление им со стороны европейских правительств законодательного разрешения на следование традициям ислама, шариата и уже во вторую очередь — на прозелитизм среди коренных европейцев. Так, в Великобритании движение «Таблиг» образовало центр «Джамаат» в Дьюсбери, называющийся «Дар уль-Умум» (Дом Знаний). Другой образовательный центр движения «Таблиг» находится в Ланкашире. Эта организация служит одновременно и центром исламского образования, и центром миссионерской активности. Как центр мусульманского образования, здесь создан «Исламский университет». Как миссионерский центр джамаат, «Таблиг» посылает своих членов, подчас имеющих довольно скромный светский статус, возрождать религиозную жизнь и мусульманский образ жизни среди мусульман Европы. «Таблиг» не ставит своей целью прозелитизм среди немусульман, их целью является возрождение религиозной жизни в своей среде.

Кроме этого института в Великобритании существует и ряд других, менее влиятельных: а) Фонд «Аль-Хои» (The Al-Khoei Foundation) — организация иракских шиитов, имеет репутацию интеллектуального центра и издает журнал «Диалог»; б) «Институт исламских исследований» (ИИИ, Institute of Islamic Studies (IIS)), тесно связанный с Ираном, штаб-квартира которого находится в Лондоне. В задачи ИИИ входит создание условий для академических дискуссий по проблемам, касающимся Ирана, Ближнего Востока, Северной Африки, других мусульманских стран, а также мусульманских общин, живущих в Европе и Северной Африке; в) связанный с Ираном «Английский исламский центр» (Islamic Centre England), основанный в 1995 г. Его возглавляет Аятолла Мохсан Араки. Центр предлагает консультации и возможность получения образования, курсы изучения языков (английский, арабский, персидский) и другие образовательные услуги.

В Германии есть сообщество, чьи члены — последователи турецкой религиозной школы Фетуллах Гюлен. Это сообщество объединяет около семидесяти организаций, занимающихся организаци-

ей обучения и отдыха. В Турции это движение владеет телевизионным каналом, который при помощи спутниковых антенн можно поймать в Европе и Центральной Азии. Многочисленные журналы и газеты, издающиеся в Турции, Германии и других странах, пропагандируют философию движения. Тем не менее движение отрицает наличие у себя какой-либо политической программы. Из мелких ассоциаций культурно-образовательной направленности в Германии можно назвать интеллектуальный религиозный орден «Движение Нуркулук» — 30 образовательных центров (Türkische Muslime, 1997, S. 148), учрежденную в 1990-м году в Бонне «Королевскую Академию Фахд», служащую сегодня образовательным и культурным целям.

В Италии можно упомянуть СМСИ («Союз мусульманских студентов в Италии»), созданный как отделение «Международной исламской федерации студенческих организаций», с центром в Кувейте. Цели Федерации заключались в религиозной и культурной помощи молодым мусульманам, приехавшим на обучение в Италию. Стоит упомянуть об осуществляющем религиозную координацию шиитов «Европейском культурном исламском центре», председателем которого является посол Исламской Республики Иран, аккредитованный при Ватикане, а также образованную медитирующими суфиями, состоящими в основном из коренных обращенных в ислам итальянцев, «Ассоциацию по предоставлению информации об исламе в Италии» — ИРС («Исламское религиозное сообщество»), возглавляемую С. Паллавичини, со штаб-квартирой в Милане.

Организации второй группы с религиозно-политической направленностью в европейских странах чаще всего являются ответвлениями мировых исламских движений, которые ставят своей целью реставрацию исламского государства и зачастую находятся в оппозиции к официальному правительству страны происхождения. К движениям подобного рода относятся ассоциация «Братья-мусульмане», турецкая организация «Милли Герюш» и еще более радикальные движения, которые можно отнести к экстремистскому крылу, — алжирское движение «Фис», египетские «Джамаа Исла-мийя» и «Джихад», пакистанское «Джамаат-И-Ислами». Эти организации вызывают огромное беспокойство в Египте, Тунисе, Марокко, Алжире, где чаще всего находятся под запретом из опасения, что на Западе они пользуются свободой действий и именно оттуда, собрав силы, могут нанести удар по стране своего происхождения. В Италии мечети, чьи руководители сотрудничают или принадлежат к «Союзу исламских обществ и организаций Италии», в определенной степени придерживающегося идеологии «Братьев-мусульман»,

многочисленны. В Великобритании из вышеперечисленных движений особенно активны «Джамаат-И-Ислами» (Jama'at-I-Islami), представленное «Исламской миссией Соединенного Королевства» (United Kingdom Islamic Mission), и «Мусульманский институт», основанный в 1980 г. Калимом Сиддики, бывшим журналистом «Гарди-ан» («The Guardian»).

Третья группа организаций, существующих в европейском мусульманском сообществе, представляет экстремистское крыло. Исламистские организации придерживаются различной идеологической ориентации. Одни не имеют явной связи с какой-либо политической партией, не делают политических заявлений, но отрицают западную концепцию интеграции, предпочитая исламскую систему законодательства. Другие, фундаменталисты, открыто требуют превратить светское государство в исламское, отрицают возможность сотрудничества, настаивают на революции. Если фундаменталисты выступают еще и за применение насилия, то их можно характеризовать как воинствующих исламистов. В этой связи ежегодные доклады Федерального агентства Германии по защите Конституции причисляют ряд мусульманских организаций Германии к турецким исламистам, говорят об их потенциальной угрозе будущему свободной демократии Германии (Verfassungsschutzbericht, 2000, S. 181).

К ним в первую очередь относится «Союз исламских общин и сообществ Германии» (СИОС). Считается, что эта организация борется за проведение в Турции исламской революции по иранской модели. За исключением СИОС, остальные исламистские организации выражают свою готовность к диалогу с немецким правительством, хотя их откровенность и ставится под сомнение. Возможно, именно благодаря наиболее радикальным взглядам и отказу от сотрудничества с германским правительством 8 декабря 2001 г. штаб-квартира организации в Кёльне была закрыта, а действие самой организации на территории Германии было запрещено постановлением министерства внутренних дел ФРГ в связи с тем, что ее деятельность и принципы противоречат Основному закону Германии, т. е. являются экстремистскими и призывают к свержению существующего строя. Другие значимые исламистские организации Германии — националистическая «Ассоциация турецких идеалистов», также известная под названием «Серые волки» и включающая в себя на территории Германии 180 мечетей, и «Национальный взгляд исламского сообщества» (Islamische Gemeinschaft Milli Görus — IGMG), «Милли герюш», основанная в 1972 г.

Кроме Германии, где высокая концентрация исламистских групп и их последователей может быть объяснена величиной и сплоченностью турецкой общины, самой влиятельной в Европе, долгое

время абсолютно беспрепятственно и в большом количестве экстремистские мусульманские организации концентрировались в Великобритании. Этот факт объясняется целенаправленной политикой британского правительства по провозглашению свобод и прав человека и организаций в ущерб даже национальной безопасности, проводимой в полном объеме до начала 2000-х годов.

Одним из наиболее ярких экстремистских движений Британии является организация «Сторонники Шариата» (Supporters of Shari'a (SOS)), во главе которого стоит Абу Хамза Ал-Масри; согласно некоторым сообщениям, эта группа действует в мечети Финсбери Парк в Северном Лондоне. SOS действует с 1994 г. и предлагает своим членам работу во многих частях мира, особенно в Афганистане, Боснии, Чечне и др. Они хотят «вернуть угнетенным законы, по которым они получат счастье быть свободными, чистыми и справедливыми, направляемые шариатом Аллаха» (см.: Muhammed..., 1999, p. 3). Другое экстремистское движение Великобритании — «Аль-Мухаджирун» (Al-Muhajirun) ставит своей целью предотвратить распространение продажности среди мусульман и также активно, хотя и со всевозможными оговорками, поощряет обращение в ислам.

Долгое время открыто действовали в Великобритании и другие воинствующие исламские группы, пользующиеся симпатиями в британской мусульманской общине: а) «Джихад», поддерживавшая связи с Усамой бен Ладеном и взявшая на себя ответственность за убийство президента Египта Анвара Садата в 1981 г.; б) «Джамаа Исламийа», экстремистское ответвление организации «Братья-мусульмане», основанной и базирующейся в Египте, обвинявшейся в террористическом нападении на Луксор в ноябре 1997 г.; в) «Вооруженная исламская группа», которая служит прикрытием для воинствующих элементов из алжирского исламского движения, воевавшего с правительством во время гражданской войны в этой стране.

В конце февраля 2001 г. в Великобритании вступил в силу новый закон, направленный против международного терроризма (Human Rights..., http://www.hrw.ru/press/2001/11/tribunals1128.htm). По этому закону подготовка терактов на британской территории и их осуществление за рубежом караются пожизненным заключением. Почти одновременно с этим в Англии был опубликован список 21-й признанных террористическими и запрещенными в стране организаций (Голицына, http://www.svoboda.org/archive/ll_world/0301/ll.030601-3.asp). Группировка Усамы бен Ладена значится одной из первых в этом списке. В марте того же года в результате совместной операции британской контрразведки МИ5 и антитеррористического отде-

ла Скотланд-Ярда в британской столице было арестовано 10 мусульманских экстремистов, среди которых были и террористы, принадлежащие к группировке бен Ладена. Среди арестованных также были члены алжирской террористической организации «Алжирские исламские вооруженные силы», которая ответственна за теракты во Франции. Громкая операция, которая могла начать череду подобных, осталась единственной в своем роде. Террористические организации действуют в Великобритании подпольно или открыто, а правительство страны все так же прикрывается лозунгом свободы слова.

Третья категория мусульманских структур представляет собой объединяющие или курирующие организации, включающие в себя организации меньшего влияния, т. е. так называемые «зонтичные» организации. В Великобритании первая попытка создания единой мусульманской организации была предпринята еще в 1970-х годах с основанием «Союза мусульманских организаций Великобритании и Ирландии» (Union of Muslim Organisations of the UK and Eire). В середине 1980-х годов при содействии «Всемирной мусульманской лиги» (Muslim World League), которая находится под влиянием Саудовской Аравии, был создан «Совет мечетей Великобритании и Ирландии» (Council of Mosques in the UK and Eire). Почти в то же время появились «Совет имамов» и «Общество исламского призыва» (Islamic Call Society), находящиеся под эгидой Ливии. Последней по времени попыткой создания единой исламской организации Великобритании стало появление в 1997 г. «Мусульманского совета Великобритании» (МСВ), объединившего более 250 мусульманских организаций меньшего значения. Но отношения МСВ с британским правительством нельзя назвать стабильными, так как руководство МСВ ведет слишком независимую политику, не согласующуюся с идеями и целями государства.

В 2009 г. после израильской военной операции в Газе заместитель генерального секретаря МСВ Дауд Абдулла подписал «Стамбульскую декларацию», в которой выразил поддержку движения «Хамас». До своей отставки бывший министр по делам общин Хейзел Блирс прекратила отношения с МСВ, потребовав ухода Дауда Абдуллы, и заявила, что подписанная им декларация оправдывает атаки на британские войска. Отношения между британским правительством и МСВ были восстановлены лишь в феврале 2010 г., после того как новый министр по делам общин Джон Дэнхем получил соответствующие гарантии со стороны главы МСВ Мухаммада Аб-дуль-Бари об обеспечении соответствия действий ее руководства и участников заявленному перед правительством курсу. В таких обстоятельствах очевидна невозможность полноценного сотрудниче-

ства, более того, «Мусульманский совет Великобритании», являясь крупнейшей мусульманской «зонтичной» организацией, все же не может претендовать на роль единого посредника между мусульманами страны и правительством, так как не включает в себя даже большую часть мусульманских организаций страны, которые остаются раздробленными в том числе и по этническому признаку.

В Италии первый проект договора между итальянским правительством и мусульманской общиной был сформулирован и предоставлен правительству Италии в 1992 г. «Союзом исламских обществ и организаций Италии». Вслед за этим в 1993 г. официальное послание с аналогичным предложением было послано «Культурным исламским центром Италии», полуофициально руководимым исламскими государствами. В 1994 г. свой проект договора предоставила «Ассоциация итальянских мусульман», чьей отличительной особенностью является прием в ее ряды только граждан Италии и открытое неприятие как «Братьев-мусульман», так и организаций, входящих в СИООИ. Наконец, последняя подобная инициатива была предпринята в 1996 г. «Ассоциацией по информированию о положении ислама в Италии» (Coreis), представляющей на итальянской арене различные братства, в том числе суфиев. Все четыре проекта предлагают свои взгляды на основные аспекты взаимоотношений государства с общиной (различия здесь состоят в основном, в предлагаемой свободе действий общины) и, что самое главное, претендуют на место единственного посредника между Итальянским государством и мусульманами Италии.

В 1998 г., казалось, наступил переломный момент, когда при содействии председателя правительства Италии Романо Проди СИООИ «Культурный исламский центр Италии», итальянское отделение «Лиги исламского мира» и председатель Coreis, как частное лицо, подписали договор о создании «Исламского совета Италии». Вскоре послы Марокко и Египта, представители и имамы различных культурных центров заявили, что «Исламский совет» не представляет интересов и четверти мусульманского населения Италии и проповедует лишь консервативный, почти фундаменталистский ислам. Непосредственное участие в «Исламском совете Италии» «Лиги исламского мира» трактовалось как деятельность Саудовской Аравии по подрыву единства итальянского ислама. Вскоре после этого Совет фактически перестал существовать. Последнее указывает на то, что ни одно из четырех заявивших о себе исламских сообществ Италии не в состоянии в одиночку представлять весь ислам страны.

В Германии все с той же целью объединения мусульман страны

и их координации с германским правительством в 1986 г. был создан «Исламский совет Германии» (ИСГ), а в 1994 г. — «Центральный совет мусульман в Германии». Председателем «Исламского совета Германии» является Али Кызыкайя, считается, что ИСГ состоит в тесной связи с «Милли герюш», что служит серьезным поводом для расследований и охлаждения отношений организации с германским правительством. Центральный совет концентрирует свою деятельность на защите ислама как религии и мусульманской культуры, а также на поиске решения проблем, затрагивающих религиозные мотивы. Административная структура Совета состоит из священнослужителей, а глава Совета носит название Шейха ислама. Главой Совета долгое время являлся доктор Надим Элиас, сегодня ЦСМГ возглавляет Аюб Аксель Келер. 3 февраля 2002 г. в свет вышла «Исламская Хартия Центрального совета мусульман в Германии», очертившая общее положение мусульман страны и их желание сотрудничества с официальным правительством (Исламская Хартия..., 2003, с. 113-118). Но дальнейших шагов в упрочении самой организации предпринято не было. «Исламский совет Германии» и «Центральный совет мусульман в Германии» совместно с «Турецко-исламским союзом» (<ЮШЬ»), «Объединением исламских культурных центров» и объединением алавитов создали «Координационный совет мусульман Германии», который с 2006 г. успешно участвовал в созданной немецким правительством «Германской исламской конференции» (ГИК). Казалось, что у мусульманского сообщества Германии появилась возможность наладить полноценный диалог с германским правительством. Но открытая в мае 2010 г. ГИК разрушила все надежды: ИСГ был отстранен министром внутренних дел Германии Томасом де Мезьером от участия в конференции из-за подозрений в сотрудничестве с «Милли герюш», а также в связи с нахождением главы ИСГ под следствием по подозрению в финансовых махинациях. Вставшие на защиту ИСГ «Координационный совет мусульман Германии» и ЦСМГ сами отказались от участия в конференции. «Германская исламская конференция», повторив французский опыт (о котором будет сказано ниже), прошла без участия крупнейших мусульманских организаций страны, став парадно-придворной. Необходимо отметить, что даже при участии в конференции «Координационного совета мусульман Германии» мусульмане страны были бы представлены лишь на одну четверть.

История попыток создания «зонтичных» организаций во Франции — одна из наиболее долгих, что связано с наиболее длительной историей проживания мусульман на территории Франции по сравнению с другими европейскими странами. Можно назвать не-

сколько организаций, претендующих на место единой. В 1981 г. Хамза Абубакер на базе Парижской мечети пытался создать «Высший совет по исламским делам» (Conseil Supérieur des Affairs Islamiques). Разногласия не были преодолены, попытка оказалась неудачной, единую организацию создать не удалось.

В 1985 г. были выдвинуты инициативы по созданию представительской организации, которые оказались более удачными. Первой инициативой было открытие «Национальной федерации мусульман Франции» (Federation Nationals des Musulmans en France (FNMF)), связанной с Парижским бюро «Всемирной мусульманской лиги» (Muslim World League). Федерация была открыта мусульманскими деятелями, отколовшимися от «Федерации мусульманского института Великой мечети Парижа», и обладает сильной марокканской спецификой. В ответ на ее создание в декабре 1985 г. Парижской мечетью была основана «Исламская Ассамблея» (Rassemblement Islamique), которая объединила в основном алжирские группы.

Важной и более четко структурированной организацией является основанный в 1983 г. «Союз исламских организаций Франции» (L'Union des Organization Islamiques de France (UOIF)). Идеологически Союз близок к фундаменталистам, хотя и в более модернизированной версии, к тому же он — наименее подконтрольная французским властям организация. В состав Союза входит около 200 ассоциаций (молодежное движение «Молодые мусульмане Франции» (Les Jeunes Musulmans de France), «Французская лига мусульманских женщин» и др.). Однако этой организации не удается взять под свой контроль сколько-нибудь значимую мечеть, кроме мечети в Лилле. Марокканцы и турки наиболее заметны в работе UOIF.

После долгих совещаний французского правительства с мусульманским сообществом страны в 1994 г. «Советом мусульманских представителей Франции», сформированным по линии Министерства внутренних дел Франции во главе с ректором «Мусульманского института Великой мечети Парижа» доктором Далилом Бубакером, был разработан «Устав мусульманской религии во Франции» (Устав..., 2005, с. 72-73). 3 июля 2001 г. члены «Совета мусульман Франции» приняли рамочное соглашение, определившее контур этой представительской организации (Рамочное соглашение..., 2005, с. 74-75). Сегодня, по мнению независимых мусульманских исследователей, создаваемый тогдашним министром внутренних дел и нынешним президентом Франции Николя Саркози под эгидой и под контролем государства, «Французский мусульманский совет» является «лишь "парадно-придворным" и не воспринимается всерьез большинством мусульман Франции, которые идут

на формальное сотрудничество с ним, чтобы создать видимость подчинения государству в лице силовых ведомств» (см.: Понкин, 2005, с. 119).

Мечети и молельные дома, как и курирующие их организации во всех четырех рассматриваемых странах многочисленны и разнородны по причине множества национальностей мусульман, различных течений и интерпретаций ислама, привнесенных с Востока или уже образовавшихся в самой Европе. Они не поддерживают контакт друг с другом, зачастую находясь в оппозиции, и занимаются поддержкой и развитием собственной общины для сохранения связи со страной происхождения и в связи с зависимостью от материальных средств этой страны при отсутствии помощи со стороны правительства европейского государства, находясь под влиянием тех или иных государств-спонсоров. Хуже всего в подобной ситуации оказывается зависимость от Саудовской Аравии, открыто поддерживающей последователей учения аль-Вахаба, вахабитов, что для европейских государств чревато развитием на их территории исламистских организаций и последующими террористическими действиями. Таких организаций на территории Великобритании, Германии, Франции и Италии сегодня уже не один десяток. Правительства государств по-разному относятся к их существованию в своих странах, по-разному противодействуют экстремизму, но четких действий по данной проблематике не выработала ни одна сторона, и экстремистские организации продолжают свободно существовать в Европе.

Ни в одной из европейских стран так и не был заключен договор между мусульманской общиной и правительством государства, что, в свою очередь, ведет к «нелегальному» существованию мусульманской общины на территории того или иного европейского государства и, следовательно, к отсутствию каналов проведения в жизнь тех или иных интересов мусульман. В связи с этим у мусульман, проживающих в европейских государствах, остаются два варианта: открытые демонстрации с выдвижением тех или иных требований или попытка включения в политическую жизнь принимающей страны и поиск каналов лоббирования, где последний вариант оказывается более сложным и не всегда доступным. Правительствам европейских стран необходимо налаживать контакт с проживающими в их странах мусульманами, поддерживать создание единой мусульманской организации, при этом существующей не только де-юре, но и де-факто, ускорять подписание договора между государством и мусульманской общиной и активно противодействовать существованию на своих территориях исламистских организаций, поддерживать умеренный ислам для сохранения стабильности.

Литература

1. Голицына Н. Арест группы террористов в Лондоне // http://www.svoboda. org/archive/N_world/0301/N.030601-3.asp С. 1 (дата обращения: 06.03.2010).

2. Исламская Хартия Центрального совета мусульман в Германии // Соболев В. Г. Мусульманские общины в государствах Европейского Союза: проблемы и перспективы. СПбГУ, факультет международных отношений. Библиотека Европейских исследований, 2003. С. 113-118.

3. Понкин И. В. Ислам во Франции. Институт государственно-конфессиональных отношений и права. М.: УНЦ ДО, 2005. С. 1-157.

4. Рамочное соглашение от 3 июля 2001 г. о будущей организации мусульман Франции // Понкин И. В. Ислам во Франции. Институт государственно-конфессиональных отношений и права. М.: УНЦ ДО, 2005. С. 74-75.

5. Устав мусульманской религии во Франции от 10.12.1994 // Понкин И. В. Ислам во Франции. Институт государственно-конфессиональных отношений и права. М.: УНЦ ДО, 2005. С. 72-73.

6. Goldberg A. Islam in Germany // Islam, Europe's Second Religion: The New Social, Cultural, and Political Landscape // Ed. by Sh. T. Hunter. Praeger. Westport: CT, 2002. P. 29-51.

7. Human Rights News. Great Britain. The «Anti-Terrorism, Crime and Security Bill» // http://www.hrw.ru/press/2001/11/tribunals1128.htm P. 1. (дата обращения: 16.05.2006).

8. Kapphan A. Zuwanderung von Muslimen und ethnische Gemeindestrukturen // Moscheen und islamisches Leben in Berlin / Ed. by G. Jonker, A. Kapphan. Berlin: Auslander beauf tragle des Senats von Berlin, 1999. S. 5-20.

9. Leveau R, Hunter Sh. T. Islam in France // Islam, Europe's Second Religion: The New Social, Cultural, and Political Landscape // Ed. by Sh. T. Hunter. Westport: CT. 2002. P. 3-29.

10. Muhammed al-Shafi'i. Three Members of Abu Hamza al-Masri's Group Arrested in London // Al-Shaq-al-Awsat. 1999. 21 June. P. 3.

11. Nielsen J. S. Muslims in Western Europe. 2-nd edition. Columbia University Press, 2005. P. 1-195.

12. Turkische Muslime in Nordrhein-Westfalen. Duisburg: Centre for Studies on Turkey, 1997. S. 1-187.

13. Vade retro, moschea // L'Espresso. 2000. 9 novembre. P. 4.

14. Verfassungsschutzbericht, 2000 // http://www.verfassungsschutz.de/download/ de/publikationen/verfassungsschutzbericht/vsbericht_2000/vsbericht_2000.pdf S. 1-210. (дата обращения: 11.04.2006).

ПОЯИтЭКС. 2010. Том 6. № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.