Научная статья на тему 'Бумеранг миграции'

Бумеранг миграции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
254
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бумеранг миграции»

= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Геннадий СТАРЧЕНКОВ

БУМЕРАНГ МИГРАЦИИ

В конце ХХ - начале XXI века Европа столкнулась с проблемой, о которой вряд ли подозревала, когда стимулировала иммиграцию трудовых ресурсов из стран Востока. Если её экономические результаты были достаточно предсказуемы, то этнодемографические и религиозные оказались совершенно неожиданными.

Мавр сделал своё дело...

Массовое перемещение рабочих из стран Азии и Африки началось вскоре после окончания Второй мировой войны, поскольку многие европейские государства, понёсшие в войне большие материальные и людские потери, испытывали нехватку рабочей силы, необходимой для восстановления разрушенного хозяйства. К тому же из-за внушительной утраты мужчин фертильного возраста оказался нарушенным и процесс воспроизводства населения. Побудительные мотивы к перемещению мигрантов определялись преимущественно двумя причинами. Первая заключалась в том, что государства Западной Европы, предъявляя повышенный спрос на рабочую силу, обеспечивали ей относительно высокую оплату. Вторая, наоборот, была обусловлена низкой оплатой труда в азиатских и африканских странах или даже её отсутствием. Обе эти причины (не считая военных или политических факторов) являются своего рода "перпетуум-мобиле" межстрановых перемещений трудовых ресурсов и сегодня.

На начальном этапе этого процесса переезд из колонии в метрополию не представлял для людей проблемы, поскольку жители колоний считались равноправными гражданами на обеих территориях. С упразднением колониальной системы возникла необходимость в подписании соглашений о миграции, которые предусматривали либо безвизовый въезд иностранных рабочих, либо его облегчённый вариант.

© Старченков Геннадий Иванович - доктор экономических наук, главный научный

сотрудник Института востоковедения РАН.

После образования Общего рынка - Европейского экономического сообщества (ЕЭС) его участники стали подготавливать совместные рамочные соглашения, в том числе касающиеся миграции людей. Так, Римский договор 1957 года о создании ЕЭС провозглашал "устранение между государствами препятствий на пути свободного движения людей, услуг и капиталов". Тем не менее на практике действовали положения дискриминационного характера. Они устанавливали ограничения на въезд рабочих, на условия их пребывания и оплату труда, а также обуславливали возможность высылки по причинам неполной трудоспособности или политической неблагонадёжности.

Фактически дискриминация гастарбайтеров сохранялась уже в силу того, что они были лишены прав, которыми обладали местные рабочие. Большинство иммигрантов ещё на родине обязано было дать вербовщикам подписку, что они будут выполнять определённую работу на определённом предприятии или в оговорённой отрасли промышленности. В противном случае им грозила высылка из страны, тем более что в их паспортах стоял штамп: "Разрешение на пребывание теряет силу в случае прекращения деятельности на предприятии фирмы".

Относительно благоприятные условия найма рабочих просуществовали до конца 1973 года, когда начался мировой нефтяной кризис. Рост мировых цен на нефть (с 1973 по 1981 г. более чем в 16 раз) привёл к падению производства в нефтеимпортирующих странах Западной Европы. Франция, ФРГ, Англия и другие государства пересматривали свои соглашения с развивающимися странами о миграции в сторону ужесточения и даже депортировали иностранных рабочих. Лишь оживление экономики 80-х годов вновь потребовало приёма рабочих из-за рубежа, хотя и весьма ограниченного и селективного.

Парадокс нового периода, продлившегося вплоть до конца 2001 года, заключался в том, что, несмотря на все ограничения, численность пришлого населения значительно выросла. Такой феномен объясняется, во-первых, тем, что научно-техническая революция требовала дополнительно не простой, а квалифицированной рабочей силы во все возрастающих количествах (ранее обращалось внимание лишь на состояние здоровья иммигранта и знание им языка страны-реципиента). Во-вторых, многие потенциальные рабочие приезжали в качестве членов семей или беженцев, что санкционировалось Шенгенским соглашением 1985 года.

В то же время ограничения в приёме рабочих из стран Азии и Африки при наличии там мощной "выталкивающей силы" ( низкий заработок или его полное отсутствие) послужили причиной развития нелегальной иммиграции. Возникли национальные и международные фирмы, которые готовили фальшивые приглашения, паспорта с визами, организовывали тайные перевозки рабочих. К концу XX века "торговля людьми" превратилась в крупный бизнес, занявший по доходности третье место после подпольной торговли наркотиками и оружием.

Но если въезд в Европу - легальный или нелегальный - для рабочих-иностранцев был сравнительно нетрудным, то этого нельзя сказать о реальностях

их пребывания. Фактически на протяжении нескольких десятилетий выходцы из стран Востока подвергались в бывших метрополиях открытой эксплуатации. Неустойчивое положение в стране пребывания, отсутствие навыков борьбы за свои права, слабые контакты с местными профсоюзами позволяли предпринимателям получать за их счёт максимальные прибыли. Лишь постепенно иностранные рабочие при поддержке некоторых партий и профсоюзов добивались подвижки в осуществлении требования: "За равный труд - равную оплату". Но полного уравнивания оплаты труда они так и не добились.

Многочисленные исследования свидетельствуют, что положение иммигрантов повсюду в Европе, как правило, было и остается весьма неблагоприятным. В большинстве своём они заняты на конвейере, где более половины из них работают в ненормальных условиях. Каждый второй считается чернорабочим, предприниматели же, как правило, не обеспечивают иностранцам возможностей для повышения профессиональной подготовки. При равной квалификации с местными рабочими иммигрантам обычно выплачивается меньшая зарплата.

Неизменно в самом тяжёлом положении находятся нелегалы, численность которых в разные годы колеблется от четверти до половины официально зарегистрированных иммигрантов. Нелегальные рабочие - самая эксплуатируемая и наиболее бесправная часть иммигрантов, которая в каждой европейской стране проходит через "чёрный рынок труда".

Считается, что на стыке столетий в Европу в целом ежегодно прибывало от 700 тыс. до 1 млн иммигрантов. В результате удельный вес иностранцев в общей численности населения стран Западной Европы составлял в 1990 году 8,6, а в 2000-м - даже 10,3%1.

Экономические результаты использования этой армии иностранных трудовых ресурсов трудно переоценить. Без их применения Западная Европа не смогла бы в короткий исторический срок восстановить экономику и обеспечить последующее ускоренное развитие. Поэтому, даже несмотря на некоторую ротацию, численность гастарбайтеров постоянно росла.

В определённом выигрыше от их труда были и страны - доноры рабочей силы. Например, в 80-х годах истекшего века иммигранты пересылали на родину многие десятки млрд долларов в год, что существенно облегчало положение их родных и государства в целом. Правда, в последующие годы денежные переводы из Европы сократились, составляя в 1990 году 20,9 млрд, а в 2000-м - ещё меньше - 11,9 млрд долл.2 Однако всё это время мигранты имели неплохие возможности переселения в благополучные страны на постоянное местожительство.

Конечно, положение легальных и нелегальных рабочих нередко менялось в связи с экономической конъюнктурой страны их пребывания. В 90-х годах кризисные явления в странах Западной Европы (в частности из-за скачков мировых

1 1п1егпайопа1 М1§гайоп Яерой 2002. и N. Р. 20, 83. НГ, 12.11.2002.

2 Мегпайопа! М1§гайоп Яерой 2002. Р. 79.

цен на нефть в связи с событиями в Ираке), сокращение спроса, особенно на неквалифицированную рабочую силу, рост ксенофобии и даже расизма - всё это служило базой для пересмотра иммиграционной политики. Более того, в общественной среде ряда стран континента распространялось убеждение, что "мавр сделал своё дело, мавр должен уйти". Под влиянием этого некоторые европейские государства приняли законы, которые позволяли властям высылать нежелательных чужеземцев без решения судов.

Ещё большее ужесточение иммиграционной политики произошло после 11 сентября 2001 года, когда был разрушен символ американского экономического могущества в Нью-Йорке. Правительство США, обвинив в преступлениях исламских террористов, немедленно ограничило въезд иностранных рабочих, особенно из мусульманских государств. По этому пути пошло и большинство стран-участниц ЕС. В ряде случаев были проведены депортации "подозрительных лиц". Однако сократить сколь-либо существенным образом численность иностранных рабочих уже не представлялось возможным.

Реальность оказалась таковой, что за более чем полувековой период приток десятков миллионов людей из стран Востока существенным образом изменил облик западноевропейских государств, но изменил не совсем так, как рассчитывали их правящие круги.

Восточноелицо Европы?

Надежды на то, что цветное население улучшит демографию, одновременно растворившись в местной среде, не оправдались. Во-первых, потому, что расчёты на смешанные браки оказались недостаточно обоснованными. Мужчины из стран Азии и Африки по своему менталитету, образу семейной жизни, настолько отличались от соответствующих устремлений европейских женщин, что численность такого рода смешанных пар осталась весьма ограниченной.

Во-вторых, потому, что демократические конституции стран Западной Европы позволяли воссоединение семей иммигрантов, порой не только жён и детей, но и дальних родственников. Это резко уменьшало стремление иностранцев к бракам с местным населением.

Семьи иммигрантов обычно не сразу обзаводились детьми, тем не менее их фертильность оказывалась выше, чем в семейных парах коренных граждан. Показателен пример Франции, принявшей большое число выходцев из Северной Африки. Французская семья в 80-х годах имела 0,9 детей до 16 лет, тунисская -2,09, алжирская - 2,46 ребёнка1. У марокканцев детей было почти в три раза больше, чем у французов. Так создавался мощный потенциал по замене коренного населения пришлым, которое предпринимало активные шаги для получения французского гражданства.

1 ТаШа Ь, Ье Ба1апа1 1шш1§гаП dans 1а а^е. Ьа шат Ь'шуге ша§ЬгеЬте еп Бгапее (19211987). Р, 1989. Р. 144.

Французский парламент, со своей стороны, неоднократно принимал статьи, ужесточавшие законы о гражданстве, но они лишь осложняли этот процесс, не останавливая его.

В целом ситуация в Европе развивалась по классическому закону перехода количества в качество: концентрация иммигрантов в инородной среде постепенно достигала критической отметки, после которой масса иностранных рабочих приобретала новую сущность - она стремилась сохранить свою национальную индивидуальность во всех её аспектах - языке, традициях, быте, религии. Крупные группировки временных или постоянных переселенцев вначале поднимали лишь вопросы о школах для детей, где часть предметов преподавалась бы на родном языке, чтобы "не порывать связи с родиной". Затем заходила речь о строительстве культовых сооружений, в которых иммигранты могли бы пользоваться правом "свободы вероисповедания". Наконец, выдвигалось требование о создании национальных - арабских, турецких или вьетнамских клубов, фирм и всякого рода предприятий, обладающих правом на приобретение недвижимости. Переполнение анклавных поселений всё новыми иммигрантами и рост численности уже обосновавшихся семей иностранных рабочих подталкивали их к переезду в чисто европейские кварталы. Они приносили туда свой язык, привычки, приверженность к иной религии, что вызывало нарастающее раздражение коренного населения.

Практически повсеместно разделение и даже поляризация общества по национальному признаку вызывали недовольство и протесты. Нередко коренные жители объединялись для защиты, казалось, непоколебимого принципа "одна нация - одно государство". И хотя первые защитники этого принципа получили немало ярлыков "националистов", "расистов" или же "профашистов", по мере углубления межнациональных противоречий они обретали все большую поддержку населения.

Естественно, ни политики, ни власти не могли пройти мимо новой проблемы. Националисты сразу же подняли её на щит. Так, лидер французского Национального фронта Ле Пен предупреждал: "Поток мигрантов и беженцев ставит под угрозу само существование Франции". Он предложил очистить страну от иммигрантов из стран Востока. На парламентских выборах в 1980-х годах Национальный фронт получал 10% голосов, а в конце 90-х - 18%\ Националистические настроения продолжали расти. И вот уже известный французский исследователь Жак-Ив Кусто заявил в 1994 году, что в ближайшей перспективе наступление Сахары вынудит большинство североафриканцев переселяться в Европу и европейцы перестанут говорить на французском, немецком, испанском языках, а начнут изъясняться на арабском2. И хотя европейцы в своём большинстве не разделили мнение Кусто, его заявление прозвучало как сигнал тревоги.

1 Le Monde, P. 21.12.1998.

2 Азия и Африка сегодня, 1994, № 10. С. 9.

На французском "олимпе" бывший президент Франции В. Жискар д'Эстен, выражая беспокойство французской общественности, потребовал в начале 1991 года "свести иммиграцию к нулю". И если другой бывший президент Ф. Миттеран задавался вопросом: "Не достигнут ли уже "порог терпения", то нынешний - Ж. Ширак заверил: "Он уже пройден"1. После 11 сентября Франция решительно пошла на ужесточение условий приёма иностранных рабочих.

В Англии, куда из бывших колоний ежегодно приезжало около 50 тыс. легальных и почти столько же нелегальных иммигрантов, рост случаев воровства, убийств, межэтнических и межконфессиональных столкновений, связываемых с притоком иммигрантов, вынудил бывшего премьер-министра М. Тэтчер заявить: "Мы объединяемся в Европе для свободного перемещения товаров, а не для свободного перемещения террористов, преступников, наркотиков и нелегальных иммигрантов". Несколько позже Уинстон Черчилль, внук знаменитого премьер-министра и депутат британского парламента, настойчиво предлагал: "Пора бы ввести ограничения, а то и вовсе остановить эту иммиграцию. Тем более что на деле её объёмы превосходят данные правительственной статистики по крайней мере втрое"2.

Под напором различных общественных сил в конце 1990-х годов в Англии был принят новый закон об иммиграции, не только ограничивший приём иностранных рабочих, но и позволивший иммиграционным службам проводить сканирование сетчатки глаза для контроля за приезжающими, что ещё не практиковалось в других странах Европы. И тем не менее в Англию продолжают прибывать афро-азиатские рабочие и беженцы. По официальным данным, в 2000 году их численность превысила 4 млн человек (включая 0,9 млн беженцев), что составило 9,0% от общей численности населения3.

Если взять такую крупную европейскую страну, как ФРГ, то среди европейских государств после войны Западная Германия оказалась в наиболее тяжёлом положении. Она подверглась сильному разрушению, понесла огромные людские потери и своими силами не могла их восполнить. Равным образом не могла она воспользоваться и ресурсами колоний, поскольку таковых не имела. Поэтому ей пришлось начинать сразу с заключения (1955 г.) соглашений о привлечении рабочей силы, сначала с Италией, затем с Турцией, Марокко и другими государствами. Первых иностранных рабочих там уважительно называли "гастарбайтерами" и встречали как дорогих гостей. Многие из них получили германское гражданство. Учитывая, что рождаемость в семьях иммигрантов была на 15-16% выше, чем в целом по стране, иностранные рабочие стали важным элементом воспроизводства населения.

1 За рубежом, 1991, № 41. С. 11.

2 Financial Times. L, 12.5.1992; 17.9.1995.

3 International Labour Review, Geneva. 20.03.2001.

Но постепенно отношение к ним изменилось. Их обвиняли в безработице немцев, воровстве, убийствах и т. п. В 1980-х годах возникли организации "Инициативы за ограничение прав иностранцев" или "Гражданские инициативы против иностранцев", выступавшие под лозунгом "Германия - для немцев". Вскоре неприятие и ксенофобия принесли свои плоды. Правительство заявило, что Германия отныне не является страной иммиграции.

Однако действительность, т. е. экономические и демографические императивы, говорит о другом. Например, о том, что средний возраст немки, рожающей первого ребёнка, приближается к 30 годам и продолжает повышаться. Идёт старение общества. И чтобы обеспечить поколению сорокалетних достойную старость, Германия должна импортировать не менее 1 млн иностранцев в год. Поэтому теперь всё чаще раздаются голоса, призывающие к тому, чтобы Германия вновь признала себя страной иммиграции.

Впрочем, на практике приток иностранцев не прекращался. В 1955-2001 годах в Германию на временной или постоянной основе переселилось 30 млн человек, немалую часть которых составляли выходцы из стран Африки и Азии. Правда, в связи с принятием многими из них немецкого гражданства в стране в 2000 году насчитывалось всего 7,3 млн мигрантов (9% от общей численности населения)1.

Близкая к этой ситуация сложилась и в малых странах Западной Европы. В Швейцарии, например, численность населения увеличилась с 1990 по 2000 год с 6,8 млн до 7,2 млн человек, а мигрантов соответственно с 1,4 млн до 1,8 млн чел., т. е. с 20,1% до 25,1% общей численности населения (многие приехали из стран Востока).

Тот факт, что миграция в Европу, увеличивая воспроизводство численности людей, носит преимущественно восточный характер, является причиной нового феномена: население континента приобретает всё более смуглый оттенок. К концу двадцатого столетия европейское общество вдруг стало осознавать, что оно теряет свою гомогенность.

Но, если судить по цифрам, даже эта "смуглая Европа" не имеет достаточных перспектив на выживание. По подсчётам демографов ООН, в 2000 году численность европейского населения достигала 423,1 млн человек, а в 2050-м -она составит лишь 380,6 млн (убыль - 42,5 млн), если же в течение полувека иммиграция окажется нулевой, то ещё меньше - 353,1 млн (убыль - 70,0 млн человек)2. Поэтому для нормального воспроизводства европейцам в предстоящие десятилетия потребуется несколько сотен миллионов иммигрантов. Если же эти масштабы иммиграции станут реальностью, произойдёт великое переселение народов. Но самый печальный результат будет заключаться в том, что такая тенденция неизбежно приведёт к окончательной депопуляции белой ра-

1 Шегпайопа1 Migration ЯероП 2002, и. К, N. У. Р. 176.

2 Р. 81-83.

сы. Европа с полным основанием может пользоваться слоганом: "Белого человека - в Красную книгу!" А это значит, что не столь уж невероятно наступление времени, когда людей, приезжающих в добрую старую Европу со всего света, будет встречать её новый, восточный, лик.

Исламизация Западной Европы

Ислам - самая молодая мировая религия. Подобно христианству или иудаизму, он предусматривает как мирное сосуществование, так и межконфессиональную борьбу. В Коране, священной книге мусульман, записано: "Нет принуждения в религии" и "Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха"1. Известный американский учёный С. Хантингтон выделял следующие особенности ислама: воинственный дух, склонность к экспансии и прозелитизму2. В зависимости от исторических обстоятельств в религии преобладают установки к миролюбию или конфронтации.

Рабочие-мусульмане, приехавшие в Европу, воспользовались демократическими конституциями: получили разрешение на строительство мечетей, открытие религиозных школ и курсов по изучению Корана. Затем организовали вокруг мечетей исламские общины, которые постарались подчинить себе все стороны жизни переселившихся мусульман Востока.

Финансовую поддержку мусульманским иммигрантам оказывали нефтеэкс-портирующие государства Ближнего Востока и Персидского залива, а также ОАЭ, Турция, Малайзия и др. Видное место в этом деле заняла организация Исламская конференция, в которую ныне входит почти 60 государств, что заметно укрепило исламскую диаспору в Западной Европе. А её путеводным лозунгом, по сути, стало заявление духовного лидера Ирана аятоллы Хомейни, который утверждал после свершения в 1979 году "исламской революции", что "мир сегодня идёт к исламу, и это не лозунг, а реальность"3.

Общины, формировавшиеся вокруг мечетей, выражали недовольство христианской религией, употреблением в пищу свинины, принятием большого количества спиртных напитков, демонстрацией любви на улицах, в кино или СМИ, а также разрешением на заключение однополых браков (такие браки легализованы в Голландии, Англии, Швеции и в некоторых штатах США). Мечети стали центрами по укреплению и распространению ислама в Западной Европе, что высоко ценилось спонсорами.

Особенно активно в Европе начали действовать мусульманские экстремисты, провозгласившие глобальные цели: 1) объединить всех мусульман мира в единое исламское государство - халифат; 2) взять у Запада только технологию и науку и освободить от его деструктивного влияния экономику, политику и

1 Коран. Перевод и комментарии И.Ю. Крачковского, М. 1986, 2:257; 9:29.

2 S. P. Hungtington. The Qash of Civilization and Remaking of the World Order. N.Y. 1996. P. 259.

3 Cumhuriyet, Ist. 4.3.1987.

культуру; 3) все отношения халифата строить на основе шариата, являющегося выражением исламской справедливости. Ну а кто не придерживается этих целей, тот будет подвергнут наказанию, ведь Аллах "быстр в расчёте"1.

Правительства западноевропейских государств не препятствовали росту исламских общин или их деятельности, видя в распространении исламизма мощный противовес влиянию коммунистических идей. Заворожённые этой функцией ислама, они не заметили, как ислам шагнул в Европу, тесня католицизм, протестантизм или англиканскую церковь.

Посмотрим на упоминавшиеся страны с точки зрения распространения там ислама.

Во Франции уже в 80-х годах истекшего века проживало около 5 млн мусульман (почти 10% населения), часть которых получила французское гражданство. Если первая мечеть была построена в середине XIX века (для завезённой из колоний прислуги), то в настоящее время их численность достигла почти 3 тыс. Общинам во Франции Саудовская Аравия выделяла до 30 млн франков в год, что служило финансовой опорой их деятельности, в том числе по привлечению в свои ряды новых сторонников этой веры.

Конечно, в ислам в первую очередь посвящают детей мусульман, временно или постоянно проживающих во Франции. В то же время ведётся активная пропаганда среди французов, исповедующих преимущественно католицизм. Подлинной сенсацией конца 80-х годов явилось обращение в мусульманскую религию известного философа Роже Гароди, бывшего члена Политбюро Коммунистической партии Франции. Считается, что сейчас уже 30 тыс. французских католиков стали мусульманами. В 1995 году было даже выдвинуто требование, чтобы президент Франции принял ислам. Но процесс прозелитизма как таковой длительное время не очень беспокоил французское общество - до той поры, пока на него не стала накладываться активность исламских экстремистов, совершавших террористические акты. Вот только тогда французы начали осознавать опасность следования конституционному принципу "нация - государство" и дальнейшему существованию светского государства. А тот факт, что часть французских мусульман демонстративно приветствовала террористический акт 11 сентября 2001 года в США, лишь укрепил их в этом мнении.

В Англии в середине 1990-х годов проживало 3 млн мусульман. Первая мечеть была построена в 1890 году, а за истекший век открыто более 2 тыс. мечетей и исламских центров, занимающихся прозелитизмом. В Лондоне мусульмане создали "национальный парламент", призванный защищать религиозные и гражданские права членов общины. "Парламент" пользуется особым покровительством мусульманского института в Лондоне и видных шиитских деятелей Ирана. Под воздействием всех этих организаций продолжающийся приток мусульман в Англию усиливает фактически происходящую исламизацию страны.

1 Коран, 3:17.

Несомненно, крупнейшей территорией исламского влияния в Европе является ФРГ. Здесь в 1951 году мусульмане, попавшие туда разными путями в ходе войны, совместно с иммигрантами более позднего периода создали своё Духовное управление с центрами в Мюнхене и Нюрнберге в дополнение к небольшой мусульманской общине в Берлине. С 1961 года, когда в ФРГ стали прибывать рабочие-иммигранты из Турции, ситуация резко изменилась. Мусульманские общины повсеместно стали быстро расти. Строились мечети, при которых открывались курсы и школы по изучению Корана. Особенно крупная община возникла в г. Кройцберг (пригород Берлина), где открылись турецкие школы, магазины и кафе. Одно время Кройцберг называли "Малым Стамбулом". Чтобы получить право на легальную деятельность, исламисты проникали в немецкие организации или создавали свои под всякого рода гуманитарными и благотворительными наименованиями.

В конце 80-х годов прошлого столетия в Германии для 4 млн мусульман действовало свыше 2 тыс. мечетей. Их посещали не только иммигранты, но и немцы, принявшие ислам (почти 2 тыс. немцев ежегодно становятся мусульманами). Приезжие мусульмане и местные неофиты официально усиливают давление на органы власти, а неофициально уже поговаривают о создании "Исламской республики Германии".

В 90-х годах прошлого века приток мусульманских рабочих и их родственников, а также беженцев (особенно из Югославии) в Германию не стихал. Некоторые протестантские и католические организации предприняли диалог с представителями мусульманской общины в целях предотвращения межрелигиозных столкновений. Однако исламские экстремисты ориентируются не на миролюбие, а на воинственные суры священного Корана: "Не повинуйся же неверным и борись с ними "великой борьбой" или "Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха"1. Число межрелигиозных (как и межнациональных) конфликтов увеличилось. (После 11 сентября 2001 г. ФРГ ограничила приезд рабочих и беженцев мусульманского вероисповедания, и противостояние несколько стихло.)

Процесс исламизации пошёл и в других странах Западной Европы. После нефтяного кризиса 1973 года Бельгия предоставила исламу статус "государством признаваемой религии". Король Саудовской Аравии финансировал строительство в Брюсселе гигантской мечети на участке, выделенном королём бельгийцев. В 1975 году в городе официально был открыт "Брюссельский исламский центр". Выходцы из стран Востока открыли свои религиозные центры также в Финляндии, Норвегии и Польше, где вербуют себе сторонников среди приверженцев других вероисповеданий.

Не избежал этой участи и Вечный город - Рим. В 1995 году здесь, недалеко от Ватикана, в торжественной обстановке открылась новая мечеть, которая стала самой большой в Европе. Речь о её строительстве шла ещё в 30-е годы при

1 Коран, 9:29; 25:54.

Муссолини, но тогда он соглашался на это лишь при условии открытия римской католической церкви в Мекке. Теперь мечеть появилась "без взаимности" с арабами, но с надеждой, что она станет "символом религиозной терпимости". На торжества открытия приехали многие из 650 тыс. мусульман, проживающих в стране.

Осознавая укрепление своих рядов в Италии, мусульмане действуют всё настойчивее, требуя преподавания Корана в школах или создания мусульманских школ, права для женщин фотографироваться на удостоверения личности с покрытой головой, разрешения с места работы для совершения хаджа, признания пятницы нерабочим днём, признания законным брака, совершённого по исламскому обряду, предоставления мусульманам отдельного кладбища и др. И вот уже, с одной стороны, итальянское правительство делает мусульманам уступку за уступкой. А с другой - местные СМИ на фоне того, что около 50 тыс. итальянских католиков приняли исламскую веру, ставят вопрос: "Станет ли Италия исламской страной?"

По существу, этот вопрос можно было бы отнести не только к итальянцам, а ко всем европейским странам, которые активно использовали труд мусульман-иммигрантов. Их число гораздо больше, чем приводит официальная статистика, поскольку, по мнению автора, недостаточно учитываются нелегальные и временные рабочие, а также коренные европейцы-прозелиты. Поэтому приведём собственные оценки на 2003 год: во Франции мусульман насчитывается около 8 млн, в ФРГ - 7 млн (почти 3 млн из которых составляют турки и курды из Турции), Англии - 5 млн, в Бельгии, Испании, Голландии, Швеции - по 1 млн, в других западноевропейских государствах несколько меньше. Всего в Западной Европе проживает примерно 25-30 млн мусульман. И численность их

здесь растёт быстрее, чем во всём мире.

* * *

Оценивая ситуацию с гастарбайтерами на европейском континенте, можно констатировать, что в Европу возвратился бумеранг - сегодня она пожинает плоды своекорыстной миграционной политики, казавшейся такой удачной после Второй мировой войны: получить побольше, поменьше отдавая взамен. Хозяйственный выигрыш, конечно, оказался крупным. Но главные проблемы, видимо, ещё впереди. Поскольку депопуляция белых европейцев продолжает нарастать, то во второй половине нынешнего столетия они, скорее всего, будут составлять расовое меньшинство при исламском векторе вероисповедания. Если экономический, этнодемографический и религиозный облик Европы так изменился за неполные 60 лет, то в предстоящие десятилетия - период ускорения преобразований - оставшуюся христианской её часть ждут нелёгкие времена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.