Научная статья на тему 'Ислам и мусульмане на Апеннинском полуострове'

Ислам и мусульмане на Апеннинском полуострове Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
555
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ислам и мусульмане на Апеннинском полуострове»

мирной конференции по Ближнему Востоку, состоявшейся несколько позже - весной 2009 г. Администрация Б. Обамы не оказывает давления на Израиль с целью замораживания строительства еврейских поселений на оккупированных палестинских территориях. Она требует от палестинцев вернуться за стол переговоров без каких-либо условий.

В ситуации активного израильского давления внутри США через связи с членами Конгресса, а также в результате доминирования еврейского лобби в большинстве СМИ исполнительная власть в США стала заложницей давления со стороны законодательной власти и «четвертой власти», т.е. СМИ. Проблема здесь заключается в том, что разделительная линия проходит не между правящей Демократической партией и оппозиционной Республиканской. «Израильское влияние» охватывает обе партии. Значительное число «демократов» участвует в оказании давления на администрацию Обамы в интересах Израиля. Напрашивается вывод, что администрация Обамы не извлекла никаких уроков из «арабской весны» и продолжает проводить традиционный произраиль-ский политический курс на Ближнем Востоке. В результате действий всех вышеперечисленных факторов, политический процесс мирного урегулирования палестино-израильского конфликта продолжает «пробуксовывать» и находится в настоящее время в стадии «зависания» конфликта.

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».

Ольга Бибикова,

кандидат исторических наук (ИВ РАН) ИСЛАМ И МУСУЛЬМАНЕ НА АПЕННИНСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ

В отличие от многих других западноевропейских государств, на Апеннинском полуострове ислам получил распространение более тысячи лет назад. Франко Кардини, автор книги «Европа и ислам. История непонимания», описывая первые набеги арабов на европейские земли, пишет, что «после того, как Сирия и Палестина в 630-640 гг., а Египет - в 639-646 гг. - были захвачены арабами, сирийские и египетские моряки... перешли на службу к последователям Пророка. Причем делали они это добровольно, будучи в большинстве своем христианами-монофизитами и, сле-

довательно, подвергаясь дискриминации со стороны византийских властей». Уже в 652 г. произошло несколько набегов на Сицилию. Несколько раньше, в 647 г., под власть мусульман попала старая провинция Римской империи Африка (по-арабски «Ифрикийа»). Известно, что арабы также проникли на территорию Пиренейского полуострова и основали там свои эмираты. Кроме того, арабы освоили южное побережье Франции.

В VIII-X вв. пиратский промысел был чрезвычайно распространен на Средиземном море. В частности, набеги на Балеарские острова начались в 798 г., а в 902 г. произошло их завоевание. С 1015 г. островами владел Аль-Муджахид аль-А'мири, командующий пиратским флотом. После арабского завоевания острова управлялись мусульманскими наместниками, закрепившими за собой титул эмира. В XI в. острова входили в состав тайфы Дения, но в 1050 г. губернатор Балеарских островов Абдаллах ибн Аглаб объявил себя независимым правителем.

Арабы, или «агаряне» (так их называли в честь Агари, служанки и матери Исмаила, внебрачного сына Авраама, к которому возводят всех арабов), в тот период стали своеобразным «козлом отпущения», так как виновниками всех неприятностей, которые происходили в Средиземноморье, европейцы объявляли арабов. Анри Пиренн считал, что морские набеги «сарацин» способствовали упадку развития региона. На самом деле, мусульмане отнюдь не были единственными героями грабительских набегов на южные районы Европы - побережье и острова Средиземного моря, - однако рассказы об их набегах постепенно обросли художественными образами и превратились в эпическую традицию.

В IX в. арабы завладели островом Сицилия и продержались здесь до 1091 г. Ив Торваль, автор словаря «Civilisation musulmane», пишет, что после долгой и изнурительной борьбы за остров, группа сицилийцев, враждебная Византии, обратилась за помощью к тунисским Аглабидам, которые поспешили завоевать Сицилию (частично) вместе с Палермо. Мессина была захвачена в 843 г., Сиракузы - в 878. В то же время арабы с Сицилии нападали на южные районы Италии. В 837 г. они оккупировали Неаполь, а в 845 г. - Бари, город, который после этого служил их базой на Адриатическом море в течение 30 лет. В 846 и 849 гг. арабы угрожали Риму и даже вынудили папу платить дань. Затем неожиданное вторжение византийцев вынудило их покинуть Апеннинский полуостров. Но на Сицилии в течение 150 лет продержалась целая плеяда арабских эмиров: Абу аль-Футух Юсуф аль-Давля (989-

998), Джа'фар бен Юсуф Тадж ад-Давля (998-1019), Ахмад бен Юсуф аль-Акхаль (1019-1036), аль-Хасан бен Юсуф аль-Самсам (1038-1053). У власти в Палермо была династии Кальбидов. В период их правления сельское хозяйство обогатилось новыми культурами. Важнейшим нововведением арабов явились грандиозные работы по мелиорации острова. Сицилия покрылась густой сетью водных каналов и других ирригационных сооружений. Некоторые из привнесенных мусульманами на остров культур, в особенности цитрусовые, до сих пор составляют основу сицилийской экономики.

Исламское культурное влияние на остров произвело большое впечатление на путешественника и географа ибн Хаукаля, посетившего Сицилию в 972-973 гг. Он описывал кварталы Палермо, его дворцы и несметное количество мечетей: «Городские и квартальные мечети превышают числом три сотни... » Он утверждал, что никогда не видел столько мечетей даже в городах, которые вдвое превосходили Палермо по размерам. Большинство жителей Сицилии остались верны своей христианской вере и находились, в соответствии с исламской практикой, на положении защищаемых мусульманами религиозных меньшинств (зиммии). Это означало, что в ответ на выплату подушного налога (джизъя) и соблюдение определенных обязательств им гарантировались безопасность личности, имущества, свобода следовать законам собственной религии, учреждать необходимые для их религиозной общины институты. Тот же самый статус был предоставлен маленькой иудейской общине острова, которая большей частью проживала в прибрежных городах.

Среди правителей, судя по сохранившейся ономастике, были и выходцы из Средней Азии. Например, первоначальное название селения Буккери - Бухари. Итальянский востоковед Микеле Ама-ри насчитал 328 арабских названий населенных пунктов (включая города), основанных или переименованных в свое время мусульманскими завоевателями. Сицилийская золотая монета называлась арабским словом «рубаййя», что означает «четверть» динара. Даже при норманнах надписи на монетах делались по-прежнему по-арабски, и год выпуска проставлялся в двух вариантах - по христианскому и мусульманскому летоисчислениям. Арабо-исламская цивилизация оставила заметный след в культуре и искусстве этого региона. О длительном и благотворном арабском присутствии на острове свидетельствуют архитектурные памятники в Палермо и других городах и селениях острова. Этническое и религиозное

разнообразие характеризовало сицилийское общество в течение всего мусульманского правления. На Сицилии писал свои стихи великий арабо-сицилийский поэт Ибн Хамдис (ум. 1133), позже уехавший в Испанию. Здесь же работал известный грамматик, уроженец острова, Ибн Катта (ум. 1121). Кроме того, в собрании местных музеев находятся книги и рукописи на арабском языке, в том числе древние копии Корана.

Ив Торваль отмечает, что в период господства арабов на Сицилию съезжались люди науки и искусства. Многие сицилийцы арабизировались и принимали ислам. Однако норманнские военачальники Роберт и Роджер Гискар, воспользовавшись внутренними распрями, высадились на остров (1060) и завоевали его, несмотря на сопротивление мусульман. В 1091 г. на острове возникло норманнское королевство со столицей в Палермо. К тому времени мусульманская культура и религия прочно прижились на острове. Норманнские правители благосклонно отнеслись к арабскому культурному наследию. Они изучали арабский язык, проявляли интерес к мусульманским наукам и перенимали арабский образ жизни вплоть до создания сераля (т.е. придерживались многоженства. - Авт.), что вызвало негодование папы. Вместе с тем тысячи арабов трудились на плантациях практически в качестве рабов, хотя и нередко отвечали на это восстаниями.

Роджер II, первый король из династии Отвилей (с 1130) и основатель Сицилийского королевства, был воспитан в космополитической атмосфере Палермо. Он с детства был окружен греками и арабами. Роджер говорил на арабском и греческом языках, которые в это время были подлинными языками науки, покровительствовал великому географу и картографу аль-Идриси, который посвятил своему меценату главный труд «Книга Роджера», полное название которой «Развлечение для человека, жаждущего полного знания о различных странах мира». Эта работа - наиболее значительный и точный географический труд доколумбовой эпохи.

Роджер относился к сицилийским арабам так же, как к сицилийцам европейского происхождения, учитывая их способности. В частности, его армия состояла в основном из сицилийских мусульман, кроме того, они служили во флоте. При Роджере местные правители назначались из той религиозной общины, которая преобладала в данном районе, и управляли в соответствии с обычаями этой общины. Уголовное судопроизводство осуществлялось разъездными судьями в присутствии представителей всех конфессий. Роджер использовал приближенных из числа арабов при захвате

городов на североафриканском побережье: Триполи (1146), Габес (1147), Махдия (1148), Сус (1148), Сфакс (1148). Захват этих городов обеспечил сицилийскому флоту господство в Центральном Средиземноморье, а стране принес значительные богатства.

В 1194 г. Сицилия попала под власть германского императора Генриха VI из династии Гогенштауфенов. Фридрих II, его сын и будущий император Священной Римской империи (1212-1250), проявлял исключительную любознательность и интерес к арабской культуре. Его двор носил полувосточный характер. В числе его придворных было много образованных арабов и евреев. Некоторые из них были привлечены к воспитанию и обучению юного короля. Г. Уэллс в «Краткой истории мира» пишет, что ему был привит «мусульманский взгляд на христианство одновременно с христианским взглядом на ислам». Основав в Неаполе первый в истории университет, он стал приглашать знаменитых ученых, проявляя терпимость относительно вероисповедания приглашаемого ученого. В его университетах преподавали, наряду с христианами, и арабы, и евреи. Благодаря Фридриху арабские цифры и алгебра проникли в христианские университеты, он основал весьма необычный зоологический сад: в клетках содержались собаки, леопарды, жирафы, слоны и экзотические птицы. После своей поездки в Египет, где он встречался с султаном, он написал книгу о соколиной охоте.

Арабское влияние ощущалось и в культурной традиции средневековой Италии. В частности, в 1530 г., в связи с началом книгопечатания, в Венеции был впервые издан печатный текст Корана. Это событие совпало с возобновлением интереса к Востоку. В конце XVII в. в соседней Падуе итальянский теолог и арабист Лудовико Марраччи подготовил первое для западного мира научное издание Корана.

На островах Сицилия и Сардиния, а также Средиземноморском побережье всегда проживало некоторое число выходцев из стран Магриба, в основном из Туниса. Сегодня в небольшом городке Мазара-дель-Валло на Сицилии, насчитывающем 50 тыс. жителей, около 7 тыс. из них - тунисские моряки, мусульмане. Среди них есть и нелегалы, которые обычно записываются в судовой журнал под итальянскими именами. До недавнего времени дети иммигрантов обучались в специальной школе, где обучались арабскому и французскому языкам, что объясняется тем, что рыбаки Средиземноморского бассейна традиционно пользовались этими языками.

По времени пребывания современных мусульман на Апеннинах их можно разделить на старожилов - потомков тех, кто поселился в Сицилии и на соседнем побережье несколько столетий назад, более поздних выходцев из Сомали и Ливии, бывших колоний Италии, а также на пришельцев 1980-х годов и начала XXI в. Естественно, что представители второй группы в настоящее время преобладают.

Долгое время южные провинции Италии, ввиду экономической отсталости и высокой рождаемости, были источником рабочей силы не только для северных, динамично развивающихся районов страны, но и для соседних стран. Однако со временем и здесь темпы рождаемости снизились, что можно объяснить нежеланием местного населения иметь детей из-за хронической безработицы в этом регионе. Значительная часть предпринимателей по-прежнему предпочитает использовать иностранную рабочую силу, ибо таким образом уменьшаются страховые взносы и вообще можно платить гораздо меньше, чем коренным итальянцам.

В отличие от большинства стран ЕС, в Италию иммигранты из мусульманских стран стали прибывать сравнительно недавно -в последней трети XX в. До этого времени Италия не была для них привлекательной страной, ибо безработица и сложная экономическая ситуация заставляли самих итальянцев отправляться на заработки в другие страны. Почти за 100 лет (с 1881 по 1976 г.) из южных провинций Италии эмигрировала почти половина населения (9 млн. человек). После Второй мировой войны поток эмигрантов значительно усилился. Пик эмиграции пришелся на 1961 г., когда из страны выехало почти 400 тыс. человек.

В традиционно непрестижных сферах производства Италии всегда были заняты выходцы из других стран, в том числе из африканских. Сегодня иностранцы заняты в таких сферах, как уборка улиц, сбор и переработка мусора, металлургическое и литейное производство, складские работы, строительство, сфера общественного питания (официанты, посудомойки), здравоохранение (санитары, сиделки), а также в домашнем хозяйстве - домработницы, служанки, садовники. В 1961 г. в Италии законодательно была введена система видов на жительство в сочетании с разрешением на право работы, выдачей которых ведало Министерство труда. Кроме того, трудоустройством занимаются религиозные благотворительные организации. Предусматривалось, что за таким разрешением должны были обращаться предприниматели, желающие нанять рабочего.

В начале 70-х годов, в связи с резким подъемом цен на нефть, вызвавшим сокращение промышленного производства в Европе, итальянские предприниматели были вынуждены отказаться от легальной иностранной рабочей силы. Это несколько облегчило трудоустройство самих итальянцев, особенно выходцев из сельской местности, согласных на низкооплачиваемую работу в городе. В результате эмиграция итальянцев из страны замедлилась.

Однако каких-либо существенных изменений в иммиграционном законодательстве не произошло. По-прежнему въезд в Италию не был строгим. В 1981 г. Италия присоединилась к конвенции Международной организации труда (МОТ) о нелегальной иммиграции. Это заставило Министерство труда предпринять законодательные усилия для управления миграционными потоками. В частности, был разработан законопроект, предусматривающий ужесточение контроля над иностранной рабочей силой. Тогда же было принято решение о замораживании оформления разрешений на право работы. Однако, по мнению итальянского исследователя К. Коданьоне, это решение опоздало. К тому же оно шло вразрез с нуждами экономики страны, переживавшей стадию подъема. Рост иммиграции в Италию (а также Испанию и Грецию) в это время был также предопределен введением визовых ограничений на въезд в Скандинавские страны, а также ростом безработицы в странах исхода. Спрос на дешевый труд иммигрантов со стороны итальянских предпринимателей спровоцировал приток новых нелегальных иммигрантов.

В середине 1980-х годов в Италию без специальных виз могли въехать граждане 78 стран. Либеральный визовый режим (в том числе и для стран - традиционных поставщиков дешевой рабочей силы) не препятствовал въезду иммигрантов. В 1986 г. правительство Италии приняло первый Иммиграционный закон, который был направлен на реформирование системы внутреннего контроля над иммиграцией. Однако закон не лимитировал срок действия вида на жительство для иностранных рабочих. То есть после окончания срока найма рабочий, имеющий вид на жительство, имел право зарегистрироваться в Бюро по трудоустройству. Однако очень скоро стало ясно, что подобная система играет на руку теневой экономике, так как зарегистрировавшиеся в качестве безработных гастарбайтеры, получая небольшое пособие, одновременно находили работу в сфере теневой экономики. Таким образом, отсутствие трудовых договоров было выгодно обеим сторонам. Эта

форма трудоустройства оказалась весьма жизнеспособной. Одновременно наблюдался рост нелегальной иммиграции. При этом большинство прибывающих в Италию иммигрантов в качестве причины приезда указывало графу «транзит».

Перепись населения 1981 г. продемонстрировала наличие значительного числа иностранной рабочей силы, обосновавшейся в Италии. Однако в тот период проблеме иммиграции не было уделено должного внимания со стороны правительства. До середины 80-х годов единственными юридическими документами, регулирующими положение иммигрантов, были двусторонние соглашения, которые Италия подписывала, прежде всего, для защиты интересов итальянских эмигрантов в других странах. Принятие действенного закона, регулирующего иммиграционные потоки, затянулось. Таким образом, до 1986 г. в стране отсутствовало законодательство, которое регулировало бы пребывание иммигрантов на ее территории, в результате чего нельзя было выслать из страны даже тех, у кого не было вида на жительство.

На середину 1980-х годов пришелся пик массового притока иммигрантов из мусульманских стран. Кроме Италии, центром притяжения для иммигрантов из развивающихся стран стали некоторые другие государства Южной Европы, в том числе Испания, Греция и чуть позже Португалия. Не последнюю роль сыграло и ухудшение экономической и политической ситуации в некоторых развивающихся странах, в том числе военные конфликты между племенами и странами Африки. В этот период правительства ряда государств, использовавших труд гастарбайтеров в период восстановления и развития национальных экономик, пострадавших во время Второй мировой войны, ввели ограничения на въезд новых рабочих и приняли меры для отправки на родину части гастарбай-теров. Учитывая сложившиеся обстоятельства, выходцы из стран Африки стали добираться до берегов Апеннинского полуострова, переплывая водное пространство Средиземного моря на небольших суденышках. Большая протяженность береговых границ и впоследствии налаженный местными криминальными сообществами транзит иммигрантов способствовали увеличению числа беженцев из Африки.

Первый Иммиграционный закон, разработанный коалиционным правительством во главе с социалистом Б. Кракси в 1986 г., впервые определил условия и процедуру получения разрешений на работу, а также санкции против работодателей, использующих труд нелегальных мигрантов, и лиц, поощряющих нелегальную

иммиграцию. Закон предоставлял рабочим-мигрантам, приехавшим из стран - не членов ЕС, практически те же права, которыми пользовались итальянские рабочие. Легально въехавшим в страну и имеющим вид на жительство иммигрантам гарантировалось право на воссоединение с семьей. На основе закона была проведена первая легализация иммигрантов. В общей сложности вид на жительство получили 400 тыс. человек. Однако, по оценкам экспертов, в стране находилось в два, а то и в три раза больше мигрантов.

В декабре 1989 г. Комиссия по конституционным вопросам палаты депутатов итальянского парламента подготовила доклад под названием «Исследование условий пребывания иностранцев в Италии и феномен фашизма», в котором впервые была обозначена серьезность проблем, порождаемых нерегулируемой иммиграцией, и невозможность их решения с помощью существующего иммиграционного законодательства. В докладе особо обращалось внимание на усиление антииммигрантских настроений в стране.

В 1990 г. был принят новый Иммиграционный закон № 39/90, авторы которого попытались создать механизм регулирования миграционных потоков. Согласно закону, вводилась ежегодная квота для легальных иммигрантов и обязательная высылка тех иммигрантов, которые нарушили общественный порядок. Закон также предписывал проведение серии амнистий для нелегальных иммигрантов, включая лиц, не имеющих работы. Одновременно для граждан значительного числа стран вводился визовый режим. Внутри страны проблема иммигрантов привлекла внимание общественности, которая стала демонстрировать недовольство наличием иностранной рабочей силы и требовала пересмотра законодательства. Одновременно активизировались правозащитники, в результате чего итальянские политики оказались не в состоянии помешать процессу воссоединения семей иммигрантов.

Новый Иммиграционный закон также предусматривал предоставление права убежища гражданам любой страны. Однако урегулировать иммиграцию закон оказался неспособен, в результате чего в стране все громче зазвучали шовинистические высказывания в адрес иммигрантов и критика миграционной политики правительства. В частности, националистическая партия Лига Севера требовала ужесточить условия въезда в страну для иммигрантов. Эта точка зрения контрастировала с позицией левых кругов и христианских демократов, которые традиционно терпимо относились к иммигрантам.

В период между 1981 и 1991 гг. численность иммигрантов в стране удвоилась и достигла 648 935 человек, а в 2001 г. составила 1,5 млн. человек. Но переписи населения фиксировали лишь легальных иммигрантов, имеющих разрешение Министерства внутренних дел на пребывание в Италии. С этого времени правительство стало последовательно проводить линию на общее ужесточение доступа иностранцев в страну. Однако политики оказались не в состоянии помешать естественному процессу воссоединения семей иммигрантов и образованию новых, что стало характерным для Италии 1990-х годов. Тогда же слово «беженец» прочно вошло в повседневный лексикон итальянцев, ибо помимо иммигрантов из дальних стран на Апеннины устремились тысячи людей из Албании, Македонии, Боснии, Косова. Позднее появились и турки.

В 1995 г. правительство Л. Дини приняло декрет, который, по замыслу его авторов, должен был стать компромиссом между двумя точками зрения. Новый декрет содержал противоречивые положения, в результате чего он так и не стал законом. В 1998 г. левоцентристское правительство Италии приняло новый Закон № 40/98 (так называемый Единый иммиграционный закон), предусматривающий меры по борьбе с нелегальной иммиграцией, которая к тому времени приняла весьма широкий размах. Было предусмотрено тюремное заключение (сроком до трех лет) для организаторов нелегальной иммиграции, создание центров временного содержания нелегальных иммигрантов до их последующей депортации (в том числе на острове Лампедуза), а также было предусмотрено заключение межправительственных соглашений со странами - основными источниками иммиграции. Кроме того, закон предусматривал защиту прав легальных иммигрантов. Их детям было предоставлено право на образование. На тот период общая численность иммигрантов составляла примерно 2,2 млн. человек, что составляло 3% от общей численности населения. Одновременно правительство вернулось к введению квот на использование иностранной рабочей силы. Однако уже скоро число заявлений намного превысило предусмотренную на тот период квоту (38 тыс. человек в 1998 г.). При рассмотрении заявок, представленных работодателями, выяснилось, что в большинстве случаев речь шла о гастарбайтерах, уже находящихся в Италии. В результате правительство было вынуждено провести очередную (пятую за 16 лет) амнистию нелегальных иммигрантов. Квота на 2000 г. составила уже 63 тыс. мест. В рамках новой миграционной поли-

тики были также заключены соглашения с основными странами -источниками иммиграции о беспрепятственном пропуске депортируемых мигрантов на родину.

Главной особенностью закона 1998 г. было то, что итальянское правительство впервые задумалось о проблемах интеграции иммигрантов. Были учреждены территориальные советы по вопросам иммиграции и специальный фонд финансирования иммиграционной политики, на средства которого должны были создаваться курсы итальянского языка для взрослых иммигрантов, а также подготовка педагогических кадров для работы в школах с детьми иммигрантов.

В 2002 г. была проведена новая кампания по легализации иммигрантов, не имеющих трудовых разрешений. В результате в МВД поступило 700 тыс. заявлений от лиц, находящихся в стране не менее трех месяцев. Однако на этот раз большая часть заявлений была представлена беженцами из Восточной Европы.

Важнейшим фактором, стимулирующим использование иностранной рабочей силы, является наличие теневой экономики, которая составляет около 30% ВНП страны. Теневая экономика энергично впитывает все большее число нелегальных иммигрантов, кроме того, иммигранты годами работают в качестве домашней прислуги, не регистрируясь в миграционных бюро. Это обстоятельство является специфической чертой иммиграционной политики Италии. Наибольший спрос на иностранную рабочую силу наблюдается на севере Италии. Здесь находится почти 55% иммигрантов. В центральных районах Италии иммигранты заняты в сельском хозяйстве, а в городах - в гостиницах и медицинских учреждениях, на транспорте, в гаражах и т.п. Что касается Юга, то это район, через который идет основной поток иммигрантов. Именно здесь происходит первоначальный отбор иммигрантов криминальными сообществами, которые занимаются поставкой рабочей силы в остальные районы Италии и соседние страны. Работающие здесь иммигранты, как правило, зарабатывают меньше, чем в других районах, поэтому стремятся перебраться в другие места, тем более, что на юге, ввиду высокого уровня безработицы, спрос на иностранных рабочих намного ниже, чем в других районах.

Основная масса мусульман в Италии - это иммигранты, выходцы из стран Азии и Африки. В 1990-е годы в Италии появились выходцы из стран Восточной Европы - албанцы, румыны, косова-ры (уроженцы Косова), которые устремились в Италию в поисках

лучшей доли. Согласно официальному докладу 2002 г. в Италии уже проживали 142 тыс. албанцев и 40 тыс. бывших югославских граждан. Естественно, что часть иммигрантов из Восточной Европы пополнила ряды мусульман. Со вступлением в ЕС Румынии число румынских (среди них и цыгане) иммигрантов стало расти с такой скоростью, что уже скоро выходцы из Румынии по численности вышли на первое место. Одновременно мусульманская община пополнилась за счет мусульман цыганского происхождения из этой страны.

Из североафриканских стран наиболее многочисленной является марокканская община - 159,6 тыс. человек. Выходцы из африканских стран составляют примерно 30% от общего числа иммигрантов в стране. Кроме марокканцев, исторически укоренившихся на Апеннинском полуострове (особенно на островах и прибрежной части страны), растет численность иммигрантов из Сенегала, в большинстве своем также мусульман.

Присутствие среди иммигрантов значительного числа выходцев из исламских стран имело своим последствием возникновение мусульманского социума. Процесс формирования мусульманских общин в сердце католического мира проходил неоднозначно. В печати разгорелась полемика между противниками и сторонниками ислама. Второе поколение итальянских мусульман (дети первой волны иммигрантов) - это уже люди, свободно говорящие по-итальянски, нередко получившие среднее и даже высшее образование. Однако большая часть из них тяготеет к традиционным ценностям своих родителей, что препятствует их включению в итальянский социум. Эта ситуация особенно заметна среди мусульман, живущих на окраине больших городов, в бедных кварталах, где большая часть населения по-прежнему придерживается своей культуры, этнических и конфессиональных корней. На наш взгляд, одной из причин сложившейся ситуации является негативизм европейцев по отношению к представителям других континентов. Об этом все чаще пишут европейские СМИ, называя это явление шовинизмом, исламофобией и даже расизмом.

В 1990-е годы ислам (так же как и во Франции и Германии) стал второй религией после католицизма в Италии. Однако по данным благотворительной католической организации «Каритас», в процентном соотношении доля мусульман в стране в 2003 г. уменьшилась до 33% в связи с наплывом иммигрантов-христиан из стран Восточной Европы и прежде всего из Румынии.

На территории Италии зарегистрировано присутствие иммигрантов 191 национальности. Примерно 30% иммигрантов живут в Италии более 20 лет. До начала XXI в. самой крупной диаспорой считалась марокканская, она же находится на первом месте по количеству воссоединенных семей. К мусульманам также относятся выходцы из Туниса (60 тыс.) и значительная часть беженцев из Сенегала и других стран Африки. По численности на 2002 г. первое место среди иммигрантов заняли румыны (240 тыс.), затем марокканцы и албанцы (224 тыс.), украинцы и китайцы и т. д. Ныне румынская диаспора считается самой крупной - 625 тыс., второй является албанская - 402 тыс. (данные 2008 г.).

Для Италии характерна неравномерность расселения иммигрантов. Наибольшее число марокканцев проживает в Ломбардии, албанцы - в Базиликате в Южной Италии. Существенное влияние на территориальное размещение иммигрантов в последние годы оказывают такие факторы, как воссоединение семей, активизация диаспоральных общественных и религиозных институтов, что, в свою очередь, способствует сохранению связей с родиной. Мусульмане, выходцы из одной местности, создают свои региональные сообщества. В соответствии с традицией, мужчины собираются по пятницам на молитву, которой обычно руководит кто-либо из наиболее сведущих в исламе и уважаемых сограждан. После полуденной молитвы мужчины обсуждают политическую ситуацию в стране и на родине, а также проблемы общины.

Одно их первых заявлений, с которым мусульмане обратились к властям, было продиктовано желанием совершать пятничный намаз в отдельном помещении. Для отправления культа в ряде городов стали выделять сначала специальные комнаты на крупных предприятиях, затем молельные дома, и после переговоров с городскими властями в ряде мест были построены малоприметные сооружения (без минаретов), которые выполняли функцию мечети. К 2000 г. в Италии уже насчитывалось 350 молельных домов и мечетей, из которых подавляющее большинство зданий было приспособлено под отправление мусульманского культа, и только несколько зданий были построены специально и снабжены (непременным для мечетей) минаретом. Молитвенные дома и мечети стали центром притяжения местных мусульман, что способствовало организации различных культурных ассоциаций. Подобные организации существуют на пожертвования зарубежных спонсоров, в том числе крупных международных мусульманских организаций. Самые известные центры находятся в Риме и Мила-

не, остальные (всего их около 30) - на юге страны. Однако в последние годы число молящихся (особенно в период мусульманских праздников) растет, молельные дома не вмещают всех желающих, и часть мусульман молится на улице у стен молитвенного дома, что вызывает недовольство жителей близлежащих кварталов.

В 1998 г. мусульмане отправили в мэрию Рима просьбу разрешить им построить полноценную мечеть в Риме, однако получили отказ. Повторное обращение также не дало результата. Представитель мэрии по связям с этническими общинами, приняв прошение о строительстве мечети, сообщил, что в мэрии уже рассматриваются просьбы разрешить строительство культовых помещений для буддистской и индуистской общин, а также землячества православных румын. Однако власти не спешили принять положительное решение о строительстве мечети. Следует отметить, что почти повсеместно вопрос о строительстве мечетей сталкивается с недовольством местного населения. В Тоскане мусульмане получили право на строительство Исламского центра еще в 1999 г. Однако строительство по техническим причинам было задержано. И когда в сентябре 2007 г. было решено начать строительство, жители Тосканы резко выразили недовольство. На стенах домов появились граффити: «Нет мечети!», «Спасибо коммунистам за то, что арабы в нашем доме!» На наш взгляд, уровень ксенофобии в Италии напрямую зависит от экономической ситуации в стране, а за период между 1999-м и 2007 г. произошло резкое ухудшение уровня благосостояния итальянцев.

Сенегальцы на территории Италии создали свои объединения - мусульманские братства (тарикаты), которые не только осуществляют необходимые для них ритуалы, но и занимаются вопросами жизнедеятельности своих этноконфессиональных сообществ. Они придерживаются принципов солидарности, принятых в суфийских братствах, но действуют автономно от других мусульманских организаций.

В Милане находятся Исламский центр и Исламский институт культуры, основанные при мечети. Эти организации проводят различные мероприятия в соответствии с мусульманским календарем, ведут издательскую деятельность, готовят переводы на итальянский язык книг по истории ислама, теологии и культуре. Здесь же организованы курсы арабского языка для детей иммигрантов, а также итальянцев, желающих изучить арабский язык. Перед праздниками центры берут на себя реализацию дозволенного ша-

риатом мяса (халяль), а также занимаются благотворительностью. По словам директора института, имама Абделхамида Шаари, после 11 сентября 2011 г. центр находится под пристальным вниманием властей: «У нас работают секретные службы всего мира: итальянские, арабские, американские... Слава Богу, они все регистрируют, все знают. Поэтому мы являемся самым прозрачным и самым спокойным исламским центром, и о нас все известно. Если бы речь шла о террористах, то они были бы глупцами, если бы попытались укрыться у нас».

21 июня 1995 г. в Риме была открыта Соборная мечеть, которая на момент открытия считалась крупнейшей в Западной Европе. Архитекторами мечети были П. Портогези, который работал над проектом в 1984-1995 гг., а также В. Джиглиотти и С. Мусави. Мечеть расположена в северной части итальянской столицы - в районе Паниоли. Она занимает территорию площадью 30 тыс. м2. Площадь крытой части Римской мечети равна 7 тыс. м2, которая включает в себя различные компоненты мечети, в том числе два зала - мужской и женский. Мечеть вмещает до 12 тыс. молящихся одновременно. При мечети также имеется конференц-зал вместимостью в 400 человек. Помимо этого в Римской мечети имеется несколько учебных классов, предназначенных для обучения Корану и арабскому языку, а также салон для выставок.

Диаметр купола мечети равен 11 м. Купол обрамлен со всех сторон малыми куполами. Фасад мечети покрыт кирпичом. Внутренняя архитектура мечети спроектирована таким образом, что для освещения внутреннего пространства максимально используется естественный дневной свет. Пространство молельного зала укреплено 32 колоннами в виде пальм. Для украшения михраба и отдельных фрагментов стен марокканские мастера изготовили панели с мозаичной инкрустацией и гипсовой лепкой. При мечети есть библиотека, в которой хранятся более 10 тыс. книг на арабском и европейских языках.

Стоимость строительства составила около 100 млрд. лир. Финансировала строительство Саудовская Аравия, которая и сегодня оказывает финансовую поддержку мусульманским центрам Европы. Мечеть находится в ведении Итальянского исламского института культуры, связанного с аккредитованными в Риме посольствами мусульманских стран. Дипломатические представители этих стран входят в состав руководящего совета института, где ведущая роль принадлежит Саудовской Аравии.

Появление столь масштабного культового центра укрепило положение римской мусульманской общины. Дело в том, что в отношениях между исламскими центрами Рима и Милана существует определенное противостояние. Кроме соперничества между общинами, представляющими выходцев из разных стран, косвенно ощущается и противостояние между Севером и Югом Италии. Так, община Неаполя считает себя старейшей в Италии и в нынешних условиях стремится к автономии. В Неаполе находится Исламский центр, в котором располагаются мечеть, собственная кораническая школа, а также радиостанция.

Как и повсюду в Европе, мусульманская община Италии не представляет собой какого-то единого сообщества. Этнический фактор остается главным разделяющим фактором. Деятельность марокканской и тунисской общин сравнима с деятельностью таких же общин во Франции, которые функционируют самостоятельно. Албанская община (менее изученная), а также сенегальская распадаются на объединения, возникшие на базе суфийских тарикатов (братств), и отражают социально-культурную специфику социума своих стран. Среди сенегальских мусульман сильны племенные группировки и кланы, а также наблюдается синтез местных родо-племенных и исламских верований. Среди албанцев присутствуют члены суфийского братства «Бекташия». Община выходцев из Албании, страны, которая долгие годы была «закрытой» атеистической страной и оставалась вне зоны влияния ислама, имеет свои специфические черты, которые помогают ей адаптироваться в европейской стране. Часть албанцев, благодаря телевидению, довольно сносно могут объясняться по-итальянски. А привычка скрывать свои религиозные предпочтения помогает избегать проявлений исламофобии.

В третью годовщину событий 2001 г. в Нью-Йорке авторитетные представители мусульманской общины Италии, выступили с открытым «Манифестом против терроризма», подписанным 26 руководителями мусульманских организаций, действующих в Италии, и имамом римской мечети. «Мы, мусульманки и мусульмане Италии, полностью и единодушно выступаем против терроризма, тех, кто, используя экстремистскую и искаженную интерпретацию ислама и опираясь на идеологический фанатизм, развязал агрессивную войну террора против всего мира и общечеловеческой цивилизации, - говорится в «Манифесте». - Мы стоим на стороне итальянского государства против террористов и экстремистов исламского толка, которые угрожают безопасности и

стабильности общества, как путем подрывных действий, так и используя некоторые культовые места для пропаганды и вербовки боевиков и кандидатов в террористы-самоубийцы». Министр внутренних дел Италии Дж. Пизану назвал «Манифест» «документом большой религиозной, культурной и политической ценности, а также актом смелого противопоставления террористическому варварству исламского толка», и выразил надежду, что «Манифест» получит широкую поддержку мусульман, проживающих в Италии.

Итальянское государство, так же как и другие европейские страны, предпринимает попытки объединения мусульман в единое сообщество. Власти неоднократно заявляли о том, что для ведения диалога с государством следует иметь общее для всех мусульман официальное представительство. В конце 1990-х годов был создан Союз исламских общин в Италии, объединивший в то время около десяти мусульманских центров и ряд отдельных мечетей. Его генеральным секретарем был избран Хамза Роберто Пиккардо, итальянец, принявший ислам. С мусульманской стороны инициатором проекта стал старейшина миланских мусульман и глава Исламского центра Милана Абдул Вахид Паллавичини, представитель одной из самых известных итальянских фамилий. Однако уже скоро были представлены еще два проекта: один был представлен Исламским культурным центром в Риме, а другой подготовлен Ассоциацией мусульман Италии. Свою лепту внесли новообращенные мусульмане, объединившиеся в общину «Курейш».

В течение двух лет велись дебаты по поводу выработки единого документа, содержание которого удовлетворило бы всех и стало бы платформой для создания единого координационного органа. В результате был создан Исламский совет Италии «Consulta islamica». Министр внутренних дел Джузеппе Пизану лично выбрал 16 кандидатов для включения в состав Исламского совета, среди них журналисты и писатели, преподаватели и медики, религиозные и профсоюзные деятели. В Совете также участвуют четыре женщины. Исламский совет представляет интересы большинства этнических групп мусульман, проживающих в Италии (из Албании, Алжира, Иордании, Ирака, Кении, Ливии, Марокко, Пакистана, Сенегала, Сирии, Сомали и Туниса). Коренных итальянцев представляют: Яхья Серджио Паллавичини, старейший член и вице-президент исламской религиозной общины «Курайш» из Милана, и Марио Шалойя (бывший итальянский посол в Саудовской Аравии), руководитель итальянской секции Всемирной исламской лиги. В основном члены совета - сунниты, исключение составляет

уроженка Кении Г. Антивалле. Президент Итальянской общины исмаилитов Д. Пизану подчеркнул, что «члены Совета представляют умеренный ислам и, следовательно, являются нашими естественными союзниками в борьбе против терроризма». По его мнению, создание Исламского совета продиктовано желанием разумно решать вопросы, связанные с иммиграцией, и способствовать процессам интеграции новых граждан в итальянское общество. Хотя Совет будет иметь «консультативный характер», он будет определять приоритеты и давать рекомендации по возникающим проблемам.

Президентом нового Совета избран новообращенный мусульманин Марио Шалойя, а его заместителем - Нур Дахан (уроженец Сирии). Первостепенной задачей Совета стала подготовка соглашения с государством, в котором излагались основные требования итальянских граждан - последователей ислама к правительству. Поскольку свобода вероисповедания гарантирована Конституцией Итальянской Республики, Совет предлагал: ввести преподавание Корана в школах или в качестве альтернативы создать мусульманские школы, которые должны иметь права нормального учебного заведения; предоставить женщинам право фотографироваться с покрытой головой при оформлении удостоверения личности; предоставить возможность отсутствовать на работе в период совершения хаджа; признать пятницу нерабочим днем для мусульман, а также их право совершать полуденный намаз во время рабочего дня; уравнять брак, совершенный по исламскому обряду, с гражданским браком. Кроме того, ряд вопросов касался выделения участков под мусульманские кладбища, хотя в некоторых районах власти уже дали разрешение на выделение специальных участков на кладбищах для захоронения мусульман.

Власти откликнулись на инициативу мусульманских организаций. Летом 2007 г. министр внутренних дел Италии Дж. Пизану заявил о том, что одной из главных задач новой организации будет «изоляция экстремистски настроенных мусульман от умеренно настроенных представителей мусульманского сообщества». «Война против исламского фундаментализма должна вестись в двух направлениях. С одной стороны - непосредственная, в некоторых случаях и вооруженная борьба против экстремистов, а с другой -полная открытость в отношениях с умеренно настроенными мусульманами», - сказал министр в интервью газете «Ла Република». Он также отметил, что «Европа, к сожалению, недостаточно делает для того, чтобы найти общий язык с мусульманами, большинст-

во из которых не разделяют экстремистских взглядов, уделяя все внимание исключительно борьбе против тех, кого считает террористами».

Весной 2008 г. в Италии было официально объявлено о создании Итальянской исламской федерации. Это своего рода зонтичная организация, включившая в себя общины маликитского толка. Новый министр иностранных дел Д. Амато заявил, что перед новой организацией ставится задача противодействовать распространению радикальных взглядов среди мусульман страны. Инициаторы создания федерации заявили также, что организации, не входящие в состав федерации, не будут иметь права публичной проповеди. Кроме того, федерация будет участвовать в управлении мечетями, заниматься подготовкой имамов, а также сотрудничать с итальянскими учреждениями по вопросам обеспечения межрелигиозного диалога и уважения свободы вероисповедания. Руководство федерации заявило о своем намерении осуществлять свою деятельность в духе ценностей, провозглашенных в «Хартии ценностей, гражданства и интеграции», принятой Министерством внутренних дел страны в 2007 г. Среди них защита прав мусульманок в Италии, уважение неприкосновенности жизни, отказ от любой формы насилия, терпимость ко всем мировоззрениям, уважение принципов умеренности, толерантность и уважение по отношению к другим.

Президентом этой организации стал выходец из Марокко Фихри Вахид. Вместе с ним работает совет из 16 мусульман и мусульманок. Мечети, объединившиеся в федерацию, обязались следовать умеренной концепции ислама, что позволяет сделать вывод о сознательном дистанцировании от радикальных элементов.

В мусульманском сообществе Италии существуют специфические проблемы, характерные только для этой страны. Так, например, в соответствии с национальным законодательством, каждый житель страны, имеющий итальянское гражданство или пребывающий здесь временно, при заполнении налоговой декларации обязан внести 0,008% от суммы заработка на общественные нужды. Этот взнос может быть направлен в фонд помощи католической церкви, иудаистской общины и т.д. в зависимости от вероисповедания налогоплательщика. Однако среди перечня организаций, получающих средства из этого фонда, исламские организации отсутствуют, что вызывает протест со стороны итальянских мусульман.

Спецификой итальянского среднего образования является также обязательное включение в школьные программы курса истории религии, на который выделяется один час в неделю. При этом учащийся изучает не историю мировых религий, а ту религию, которую исповедует его семья (католицизм, православие, иудаизм). По требованию семьи ученик может быть освобожден от посещения занятий по религии, но для этого родители должны написать директору специальное заявление. До недавнего времени в школах не было предусмотрено изучение истории ислама для детей из мусульманских семей. Чиновники Министерства образования Италии о сложившейся ситуации знают. Но, признавая, что сложившаяся практика нарушает права учащихся, сетуют на отсутствие специально подготовленных кадров. Тем не менее родители учащихся-мусульман уверены в том, что нерасторопность чиновника объясняется исламофобией. Так, например, в Ватикане вопрос об обучении детей из мусульманских семей основам ислама в итальянских государственных школах вызвал полемику между кардиналами. Тем не менее в марте 2006 г. Римско-католическая церковь поддержала предложение о введении в школах Италии уроков мусульманской религии для учеников, исповедующих ислам. Кардинал Р. Мартино от имени папы сказал: «Речь идет об уважении к человеку, а уважение не может быть избирательным».

Мусульманские общины уделяют большое внимание образованию своих детей в контексте исламской морали. Опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что около 1/3 итальянских мусульман считают задачу преподавания детям основ своей исламской веры приоритетной. Кроме того, мусульмане хотели бы, чтобы в госпиталях и больницах (в том числе и в местах заключения или лагерях для беженцев) за мусульманами ухаживали бы не католики, а мусульмане.

Власти Италии рассматривают вопросы пребывания мусульман в стране, прежде всего, через призму комплекса проблем нелегалов и беженцев. А после событий 11 сентября 2001 г. в итальянских СМИ вопрос об исламском факторе приобрел тревожную окраску. Появились материалы, свидетельствующие о наличии шовинистических настроений в стране. А в связи с глобальным экономическим кризисом многие социальные проблемы Италии рассматриваются теперь исключительно в контексте пребывания в стране беженцев из стран Восточной Европы (в частности, албанцев и румын) и иммигрантов из африканских стран (в

том числе мусульман). Каждый случай выступления исламских фанатиков вызывает негативную реакцию со стороны итальянских националистов (особенно на Севере), которые требуют сократить присутствие иностранцев в стране, прежде всего исповедующих ислам. Масло в огонь подлил и бывший премьер-министр страны С. Берлускони, который в одном из своих выступлений заявил о превосходстве западной цивилизации над исламской, что вызвало беспокойство даже у ряда его коллег и простых граждан из других западноевропейских стран. Итальянские политики из крайне правой партии «Национальный альянс» и объединения «Лига Севера» потребовали немедленно принять против иммигрантов самые решительные меры: выдворить из страны всех мусульман, закрыть мечети, ввести запрет на въезд в страну гражданам исламского вероисповедания. Рецидивы неприязни в отношении мусульман наблюдались и в лоне Римско-католической церкви, хотя ее руководство старалось проявлять известную осторожность в этих вопросах. Кардинал Биффи, архиепископ Болоньи, в частности, призвал к тому, чтобы в Италию пускали в основном иммигрантов-христиан. «Мусульмане слишком далеки от нас, и они хотят сделать нас такими же, как они сами», - так обосновал он свой призыв.

Существует миф о том, что Папа Римский извинился перед арабскими странами за последствия Крестовых походов. На самом деле, Иоанн Павел II извинился перед православными греками за то, что в 1204 г. участники IV Крестового похода разорили Константинополь. Впрочем, впоследствии, именно благодаря поддержке папы Иоанна Павла II, правительство Италии дало согласие на строительство мечети в Риме. Однако следующий папа, Бенедикт XVI (Ратцингер), отнюдь не стремился к созданию благоприятных условий для христиано-мусульманского диалога. В первый же день понтификата (19 апреля 2005 г.) в своей инаугу-рационной речи папа Бенедикт XVI помянул христиан разных конфессий, иудеев и даже «неверующих братьев», но ни словом не обмолвился о мусульманах. Месяц спустя папа не принял прибывших в Рим арабских богословов, просивших об аудиенции. 12 сентября 2006 г. папа произнес речь на богословском факультете Регенсбургского университета. Лекция называлась «Вера, разум и университет. Воспоминания и размышления». Рассмотрение «вопросов о Боге с помощью разума» папа назвал признаком западной христианской традиции, которой противостоит исламская традиция, заявляющая о ненужности обоснования веры рацио-

нальными доводами. В подтверждение своих слов папа привел цитату из письма византийского императора Мануила II Палеолога (1371-1425) к некоему «персу» (так византийцы называли турок). Письмо было написано во время очередной осады Константинополя в конце XIV в. Бенедикт XVI признался, что его буквально «очаровал» один аргумент императора Мануила в споре на тему веры и разума: «Покажи мне, что нового принес Мохаммед, и ты найдешь там только нечто злое и бесчеловечное, такое, как его приказ распространять мечом веру, которую он проповедовал... » Естественно, что высказывание папы вызвало волну возмущения во всем исламском мире.

26 сентября 2006 г. состоялась встреча Папы Римского Бенедикта XVI с послами исламских государств, аккредитованными при Святом Престоле, и представителями исламских общин Италии в Апостольском дворце в Кастельгандольфо. Понтифик начал свою речь с заверений собравшихся в «полном и глубоком уважении» к исламу. Он в четвертый раз дал объяснения по поводу неправильно воспринятого мусульманским миром его выступления в университете немецкого города Регенсбург. Папа Римский подчеркнул, что он лично с Мануилом II Палеологом не согласен и призвал всех верующих независимо от вероисповедания отвергнуть насилие и объединиться в противостоянии многочисленным вызовам и угрозам человечеству, «особенно в том, что касается человеческого достоинства». Он назвал «жизненной необходимостью» диалог между религиями, от которого «во многом зависит будущее». Понтифик подчеркнул, что, защищая жизнь человека, христиане и мусульмане исполняют волю Творца: «Христиане и мусульмане, защищая ценность личности и не покладая рук работая ради уважения к человеческой жизни, свидетельствуют о послушании Творцу, которому угодно, чтобы жизнь каждого человека была исполнена достоинства, дарованного свыше». Это была первая в истории Римско-католической церкви встреча папы с представителями мусульманских общин.

Свою лепту в формирование исламофобии внесла и итальянская журналистка Ориана Фалаччи, скончавшаяся в 2006 г. Ее вышедшая в 2002 г. книга «Ярость и гордость» переведена на многие языки мира. В ней сказано: «Единственное, что я нахожу в мусульманской культуре, так это Пророка с его священной книгой, ужасно нелепой, которая вероятно является плагиатом Библии, Евангелия, Торы... Еще я нахожу у них Аверроэса с его неоспоримыми заслугами перед наукой (имеются в виду комментарии к

Аристотелю. - Авт.), Омара Хайяма... И еще несколько красивых мечетей. Никаких иных достижений ни на полях Искусства, ни в садах Мысли, ни в мире Науки, технологии или бытоустройства». Фалаччи стала своеобразным рупором правых сил. В Милане ей была присуждена премия «Золотой Амвросий». Дарио Фо, лауреат Нобелевской премии по литературе, отреагировал на это следующим образом: «Если вспомнить, что святой Амвросий был проповедником терпимости, епископом, который крестил темнокожего, каковым был святой Августин, я скажу, что теперь "Золотой Амвросий" полностью дискредитирован. Какое отношение к нему имеет Фаллачи?»

Подобные книги не редкость, как правило, они представляют собой набор цитат из Корана, которые призваны доказать косность ислама, жестокость и нетерпимость мусульман к представителям иных религий. Исламофобские настроения Фалаччи находят отклик на фоне неудач в реализации моделей ассимиляции или мультикультуризма в странах Запада. К чести большинства итальянцев, они не поддержали экстремистских подходов к проблеме взаимоотношений с мусульманами, и в обществе в целом восторжествовал здравый смысл. К тому же бьют тревогу итальянские предприниматели, испытывающие значительный недостаток рабочей силы, как на промышленных предприятиях, так и в аграрном секторе. По мнению крупнейшей газеты страны «Коррьера делла сера», Италии «нужны ежегодно новые 357 тыс. рабочих-иммигрантов», ведь без них могут закрыться множество мелких и средних предприятий, являющихся основой итальянской экономики.

В начале 1990-х годов в северных и центральных районах имели место нападения на иммигрантов. Нарастание ксенофобии в итальянском обществе стало подтверждением факта увеличения численности иммигрантов в стране. Часть из них, имея низкий образовательный уровень, не могут найти себе работу и промышляют сбытом наркотиков, попадают в сети организованной преступности. «Иммиграция становится видимой глазу: на улицах итальянских городов появилось множество выходцев из Африки, днем торгующих в исторических центрах итальянских городов, а вечером толпящихся у вокзалов... В больших городах старые районы превращаются в иммигрантские кварталы. Это все отрицательно сказывается на восприятии иммиграции итальянцами. Одновременно итальянские социологи считают, что формированию негативного образа иммигрантов способствует не только реальная

действительность, но и алармистские публикации в СМИ, а также популистская риторика правых партий».

Опросы населения показывают, что более половины итальянцев (особенно в северных областях) испытывают недоверие к живущим по соседству иммигрантам. Примерно треть населения высказывает опасения по поводу сохранения культурных традиций итальянского общества. Неоднозначно власти отнеслись к проблеме ношения хиджаба. Итальянский министр внутренних дел Д. Амато сначала отклонил призывы об исключении мусульманского покрывала из общественной жизни Италии. В своем интервью газете «Ла Стампа» он сказал: «Если мы запретим вуаль в общественных местах, это немедленно вызовет вопрос: почему монашка может носить свое облачение, а женщина-мусульманка -нет?» Но в августе 2011 г. итальянские законодатели были вынуждены вернуться к этому вопросу. Комиссия по конституционным вопросам внесла поправки в действующий Закон «О защите общественного правопорядка и идентификации людей» (от 15 мая 1975 г.), ст. 5 которого под угрозой штрафа от 1 до 2 тыс. евро и заключения в тюрьму на срок от 1 до 2 лет запрещает «немотивированное использование» в общественных местах защитных шлемов, масок и иных закрывающих лицо предметов. Теперь в перечень был включен и хиджаб. Инициатором поправок в закон стала Суад Сбаи - натурализованная в 1981 г. в Италии марокканка, являющаяся депутатом от правящей партии «Народ свободы» (партия С. Берлускони). По словам С. Сбаи, которая также является ответственным редактором журнала «Аль-Магрибийя», издающегося в Италии на арабском языке, главой ассоциации марокканских женщин в Италии и членом Исламского совета Италии, эта поправка «поможет устранить дискриминацию женщин». В руководстве мусульманской общины Италии новый законопроект вызвал противоречивые оценки. Лидеры организации «Умеренные мусульмане в Италии» выразили удовлетворение, считая, что закон защищает свободу женщин», однако представители других организаций реагировали негативно.

Большой резонанс в Италии вызывают отказ мусульман от своей веры и переход в христианство. С точки зрения ислама этот шаг рассматривается исключительно негативно, поэтому бывшие мусульмане часто вынуждены менять местожительство и даже скрываться от своих родственников. В 2006 г. в Италии вышла книга «Христиане, пришедшие из ислама». Ее написал главный редактор католической газеты «Авенире» Дж. Паолуччи в соав-

торстве с маронитским епископом К. Эдде. В книге собраны анонимные свидетельства мусульман, проживающих в Италии, которые, рискуя собственной безопасностью, приняли крещение. По словам Дж. Паолуччи, «это попытка пролить свет на некий айсберг. В то время как западные люди, обратившиеся в ислам, стали известными, выступают на телевидении, возглавляют исламские ассоциации и не имеют проблем гласности, мы разыскивали людей, которые неохотно рассказывают о том, что они предпочли христианство исламу. Эти люди сделали собственный свободный выбор и сознательно пошли навстречу дискриминации, угрозам. Подобный шаг в некоторых исламских странах имеет своим последствием не только утрату гражданских прав, но даже риск подвергнуться смертной казни... Нашей задачей было познакомиться с историей и личностями людей, обратившихся в христианство и живущих теперь в Европе и Италии». Однако, как утверждает эксперт Ватикана по исламу египетский иезуит Самир Халил Самир, мнение которого приводится в книге, в Коране нет указания на смертную казнь за вероотступничество. Из 14 сур, где речь идет о вероотступничестве, лишь в одной говорится: «Вероотступник будет наказан наказанием в мире сем и мире ином». Вид наказания не уточняется. Характерно, что перешедшие в ислам - в основном политические беженцы, в том числе из Афганистана.

Отказаться от приема новых гастарбайтеров для Италии, как и для других европейских стран, невозможно. Здесь также присутствуют демографические проблемы, связанные с сокращением рождаемости. По данным на 2000 г. 18% населения перевалило 65-летний рубеж, а по прогнозам демографов к 2040 г. 65-летние могут составить уже 30%. Естественно возникает вопрос о том, как государство сможет выплачивать пенсии и т.д. Очевидно, что без труда гастарбайтеров пополнить пенсионный фонд будет невозможно. По оценкам ООН, Италия для обеспечения промышленного роста в ближайшие годы будет вынуждена принимать до 300 тыс. иностранцев в год.

Важным фактором, стимулирующим приток иммигрантов в Италию, является наличие теневой экономики, где производится от 20 до 30% ВНП страны. Обширный теневой сектор активно «заглатывает» дешевую рабочую силу в лице иммигрантов. Аграрный сектор также практически постоянно требует сезонных рабочих. Таким образом, получается замкнутый круг. Постоянный приток рабочей силы из-за рубежа является необходимым условием для нормального функционирования итальянской экономики. Соглас-

но опросу, проведенному в 2007 г., 57% опрошенных считают иммигрантов «экономическим ресурсом страны». Представитель «Каритас» даже заявил, что без иммигрантов промышленность Италии будет испытывать серьезные затруднения.

Выше уже было сказано, что в начале XXI в. на первое место по численности в Италии вышла румынская община. На втором месте - албанская община. Характерно, что на территории Италии албанские поселения возникли еще в XV в. Жители этих деревень в Калабрии, Бриндизи, Базиликате и на Сицилии говорят на диалекте (смесь албанского с греческим и итальянским), который называется «тоска». В 2008 г. численность албанцев превысила 400 тыс. человек, это в основном молодые люди до 40 лет. Характерно, что пик массовой иммиграции албанцев в Италию пришелся на первую половину 1991 г. При этом итальянское правительство благосклонно отнеслось к «представителям адриатической культуры», вероятно надеясь заменить албанцами выходцев из Африки. Однако уже во второй половине 1991 г. отношение изменилось. В августе того же года около 30 тыс. албанцев были остановлены на границе, а затем депортированы на родину. Вскоре правительство перестало препятствовать въезду албанских иммигрантов. Работодатели отмечали стремление иммигрантов из Албании усвоить профессию и закрепиться на рабочем месте. Любопытно, что религиозные традиции не мешают им работать в таких отраслях, как виноделие; итальянцы не испытывают симпатии к албанским иммигрантам, считая, что они поголовно связаны с преступностью. Действительно, часть албанцев вовлечена в незаконный оборот наркотиков, сутенерство, торговлю людьми, поставку девушек в публичные дома, ограбления и т.д.

Третье место по численности занимает марокканская община. Первоначально иммигранты предпочитали селиться во Франции. Однако в 1970-е годы, в связи с подъемом экономики в одном из центров итальянской экономики Милане, марокканцы устремились в соседние страны. В Италии практически нет марокканских этнических поселений (за исключением двух в окрестностях Турина). Иммигранты из Марокко равномерно расселены по стране. Созданные ими организации - Марокканская ассоциация Италии, Союз марокканских студентов, Объединение марокканских женщин - существуют на пожертвования, а также средства, предоставляемые властями Марокко. Марокканская община чрезвычайно активна, ее лидеры стремятся наладить контакт с католической церковью. В то же время вопрос о положении марокканских имми-

грантов неоднократно становился предметом обсуждения на уровне глав правительств. Представители марокканской общины участвуют в работе многих итальянских общественных организаций.

Интеграция в реальность итальянского общества не могла отлучить марокканцев от их этнических и конфессиональных корней. Тем не менее число смешанных браков растет. Е.Л. Верещагина описывает ситуацию, когда молодая марокканка подала в суд на свою семью, которая подвергла ее наказанию за любовные отношения с итальянцем. Суд отклонил иск на том основании, что это якобы нормальная реакция мусульманской семьи и ситуация не заслуживает внимания правосудия. Однако Суад Сбаи, глава Ассоциации мусульманских женщин в Италии и член итальянского парламента, назвала решение суда достойным арабской страны, следующей законам шариата, и обвинила суд в использовании двойных стандартов под видом следования принципам мультикультурализма.

Количество смешанных (исламо-католических) браков составляет от 10 до 15%. Примерно 53% марокканцев имеют жен итальянок. Средняя продолжительность таких браков составляет 5 лет в Милане и 13 лет в южных регионах, например в Лечче.

После начала американской экспедиции в Ираке, а затем и волнений в Сирии, из этих стран стали выезжать арабы-христиане, часть которых попала под опеку европейских благотворительных организаций. Часть из них обосновалась в Италии, где уже давно проживает небольшое количество христиан-выходцев из арабских стран. Еще в 1966 г. папа Павел VI передал церковь Святой Марии в Космедине (Santa Maria in Cosmedin), которая была построена в IV в. греческими мастерами, в ведение одной из католических церквей восточного обряда. Настоятелем церкви является сириец отец Мтаниос Хаддад, а большинство прихожан - ливанские, палестинские, сирийские, а теперь и иракские христиане. В начале 2010 т. прошла первая в истории Италии католическая месса на арабском языке.

В начале 2011 г., сначала в связи с «жасминовой революцией» в Тунисе, а затем в связи с событиями в Египте и военной операцией в Ливии, начался массовый приток беженцев на южное побережье Италии, на маленький остров Лампедуза (площадь 25 км2, численность населения 6 тыс. человек). Этот остров, находящийся в преддверии материковой Италии и на расстоянии 113 км от Туниса, стал перевалочным пунктом для рвущихся в Европу бежен-

цев, число которых буквально за месяц превысило количество местных жителей. Европейское агентство по приграничному патрулированию «Бойех» было вынуждено поставить «под ружье» всю береговую линию Средиземноморья. Однако поток беженцев не ослабевал.

Первоначально итальянские власти пытались следовать общепринятым в ЕС законам, однако уже скоро стало ясно, что ситуация на острове критическая и может обернуться гуманитарной катастрофой. Елена Пустовойтова, обозреватель Фонда стратегической перспективы, отнюдь не симпатизирующая иммигрантам из Африки, в статье, опубликованной 01.04.2011 на сайте Фонда, пишет: «Насаждение "западной демократии" бомбометанием не побуждает "освобожденную" нацию к созиданию будущего у себя дома».

За два года до этих событий Италия подписала соглашения с правительствами Ливии и Туниса о депортации нелегальных иммигрантов. Однако уже 6 апреля 2011 г. правительство Италии было вынуждено вернуться к этому. вопросу и подписать с Тунисом (в Ливии тем временем шли бои) новое соглашение об упрощении механизмов депортации нелегальных мигрантов.

Ситуация на Лампедузе накалялась, население острова потребовало от властей срочного принятия мер. Поразительно, но через некоторое время значительная часть прибывающих на Лампедузу беженцев, связавшись со своими соотечественниками в других европейских странах, уезжали с острова, по-видимому, пополняя тамошние иммигрантские общины. Как известно, на начальном этапе политических потрясений в Северной Африке все происходящее приветствовалось и в Европе, и в США. Так, события в Тунисе получили почти поэтическое наименование «жасминовой революции». А мигрантов на той же Лампедузе встречали в лучших традициях европейского либерализма, представляя их «политическими жертвами авторитарных режимов». По мере прогрессирующего роста их числа менялось и восприятие событий. Уже в конце марта Италия призвала европейских партнеров принять участие в решении проблемы по приему беженцев из Северной Африки. В большинстве стран прошли антииммигрантские манифестации. Некоторые страны согласились выделить финансовую помощь. Свое негативное отношение к прибывающим из Африки массам мигрантов выразил ряд европейских стран. Таким образом, нынешний поток нелегалов из Туниса и Ливии по-

ставил перед Европой выбор: «права человека» или социальная стабильность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очевидно, однако, что следующая «революция» в арабском мире, начавшаяся в Сирии, заставила Запад отказаться от прямого вмешательства. Стало совершенно ясно, что под угрозой своей жизни те же сирийцы устремятся в Европу, что поставит ряд европейских государств перед необходимостью (хотя бы временно) отказаться от провозглашенных либеральных ценностей. На наш взгляд, события на острове Лампедуза должны заставить Европу пересмотреть свои отношения со средиземноморскими соседями. Однако вопрос о том, нужны ли иммигранты итальянскому государству, получает однозначный ответ. Италия, как и все другие европейские государства, переживает период демографического спада рождаемости и старения населения. Традиционно Юг Италии демонстрировал высокие показатели рождаемости. Однако сегодня рождаемость в стране снизилась. В 2000 г. на Севере на одну женщину приходился 1 ребенок, а на Юге - 1,3. Итальянские демографы забили тревогу: если данная тенденция сохранится, то через 50 лет население Италии может сократиться с 60 млн. человек до 40 млн.

Вывод один: иммигранты нужны Италии. Возможно, что приток восточноевропейских беженцев, меньше отличающихся по внешности и привычкам от автохтонного населения, несколько сгладит впечатление о среднестатистическом пришельце на Апеннины, но вряд ли это обстоятельство повлияет на отношение католиков к мусульманам, и, следовательно, итальянский социум будет по-прежнему испытывать недоверие и даже ксенофобию по отношению к иммигрантам из мусульманских стран.

«Страны Востока: Социально-политические, социально-экономические, этноконфессиональные и социиокультурные проблемы в контексте глобализации», М., 2012 г., с. 171-193.

Александр Пономаренко,

историк (РУДН)

«ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР» В МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ НА ПРИМЕРЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ, ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ

Под «исламским фактором» принято понимать политически и социально значимую деятельность различных мусульманских

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.