Научная статья на тему 'Иммигрантские общины в Италии: взаимоотношения с принимающим обществом'

Иммигрантские общины в Италии: взаимоотношения с принимающим обществом Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1049
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИММИГРАНТСКИЕ ОБЩИНЫ В ИТАЛИИ / РУМЫНСКАЯ ОБЩИНА / АЛБАНСКАЯ ОБЩИНА / МАРОККАНСКАЯ ОБЩИНА / КИТАЙСКАЯ ОБЩИНА / УКРАИНСКАЯ ОБЩИНА / IMMIGRANT COMMUNITIES IN ITALY / RUMANIAN COMMUNITY / ALBANIAN COMMUNITY / MOROCCAN COMMUNITY / CHINESE COMMUNITY / UKRAINIAN COMMUNITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Верещагина Екатерина Леонидовна

Статья посвящена крупнейшим иммигрантским общинам Италии. Рассматриваются такие вопросы, как состав иммигрантских общин, история их формирования, основные сферы занятости, восприятие иммигрантов итальянским обществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Immigrant communities in Italy: Interaction with the adopting society

The article examines the biggest immigrant communities in Italy. In particular such issues as general profile of each community, its history, primary occupation of its members, the reaction to immigrants within the Italian society are discussed.

Текст научной работы на тему «Иммигрантские общины в Италии: взаимоотношения с принимающим обществом»

Е.Л. Верещагина

Иммигрантские общины в Италии: Взаимоотношения с принимающим обществом

Статья посвящена крупнейшим иммигрантским общинам Италии. Рассматриваются такие вопросы, как состав иммигрантских общин, история их формирования, основные сферы занятости, восприятие иммигрантов итальянским обществом.

The article examines the biggest immigrant communities in Italy. In particular such issues as general profile of each community, its history, primary occupation of its members, the reaction to immigrants within the Italian society are discussed.

Ключевые слова: иммигрантские общины в Италии, румынская община, албанская община, марокканская община, китайская община, украинская община.

Key words: immigrant communities in Italy, Rumanian community, Albanian community, Moroccan community, Chinese community, Ukrainian community.

Италия как страна, принимающая иммигрантов, имеет целый ряд особенностей, отличающих ее от других европейских государств. На протяжении длительного времени она сама была поставщиком мигрантов, но в начале 1980-х годов ситуация резко изменилась: в Италию хлынул поток мигрантов из стран Третьего мира, и она вплотную столкнулась с так называемым «иммиграционным вызовом» (см. 4; 6).

Характерной особенностью Италии является разнообразие этнического состава проживающих на ее территории иммигрантов. Это связано в первую очередь с отсутствием исторически близких для нее стран - источников иммигрантов (для Великобритании, например, таким источником являются страны Содружества, для Испании - страны Латинской Америки, для Франции - Алжир). По данным итальянских ученых-демографов Коррадо Бонифаци и Сальваторе Строцци, восемь государств поставляют в Италию половину всех иммигрантов. Многочисленность стран-поставщиков объясняется и тем обстоятельством, что значительное число иммигрантов изначально рассматривают Италию лишь как «ворота» в Европу, откуда они намереваются двигаться дальше, на север или на запад, однако так происходит не всегда и часть их «оседает» в Италии. Причины, по которым Италия стала «пропускным пунктом в Европу», кроются не только в ее удобном географическом положении, но и в несовершенстве итальянского миграционного законодательства, вплоть до последнего времени носившего весьма либеральный характер1 (1).

К специфическим особенностям Италии следует отнести и наличие здесь весьма обширного теневого сектора в экономике, причем именно он активно «потребляет» дешевую рабочую силу в лице иммигрантов. Спрос на иммигрантов предъявляет и промышленность (прежде всего на севере страны), а также аграрный сектор, где этот спрос носит сезонный характер.

На ситуацию с иммигрантами в Италии серьезно повлияло вступление в ЕС Румынии. Некоторые итальянские политики, например, бывший мэр Рима и лидер Демократической партии В. Вельтрони или министр иностранных дел Ф. Фраттини, склонны рассматривать складывающуюся ситуацию как катастрофическую -с такой скоростью растет число румынских иммигрантов, прежде всего - цыган. Помимо количественного роста происходят и качественные изменения - в Италию едут люди, не готовые и не намеревающиеся интегрироваться в итальянское общество. Среди но-

1 Вместе с тем в Италии действует так называемое «право крови» - ребенок, родившийся на территории страны от родителей-иностранцев, считается иностранцем. При наличии у родителей вида на жительство ребенка вписывают в вид на жительство родителей. - Прим. авт.

вых иммигрантов высок процент криминальных элементов, что способствует общему росту преступности в стране.

С начала 1980-х годов, когда первые иностранные рабочие прибыли в Италию, численность иммигрантов в стране удваивалась каждые десять лет: в 1981 г. их насчитывалось 331 тыс. человек, в 1991 г. - уже 648 тыс., в 2002 г. - 1,52 млн. (4, с.116). В последние годы численность иммигрантов растет еще более быстрыми темпами. Данные Итальянского института статистики говорят о том, что если в целом население Италии за 2004-2007 гг. увеличилось на 850 тыс. человек, то иммигрантов за тот же период стало больше на 1,47 млн. человек, а их общая численность составила 2,67 млн. человек (26; 28). При этом статистика благотворительной католической организации «Каритас», которая уделяет повышенное внимание проблеме интеграции иммигрантов, свидетельствует о том, что в 2008 г. в Италии жили и работали около 3,9 млн. легальных иммигрантов. Их доля в населении страны составляет 6,7% (24).

Самыми крупными диаспорами в Италии считаются румынская (625 тыс. человек) и албанская (402 тыс. человек.). Марокканцы (366 тыс. человек) являются второй по численности мусульманской общиной в стране и третьей в общем списке, затем идут китайцы и украинцы (примерно по 150 тыс. человек). Другие национальности представлены филиппинцами (около 100 тыс.), тунисцами (93,6 тыс.), египтянами (69,6 тыс.). По происхождению иммигрантов можно классифицировать следующим образом: выходцы из европейских стран составляют 52%, выходцы с африканского континента -23,2%, азиаты - 16,1, выходцы из Латинской Америки - 8,6% (24).

Абсолютное большинство иммигрантов в качестве основной причины иммиграции называют поиск работы (67,1% марокканцев, 58,3 - румын, 53,8% - албанцев); второй важной причиной являются так называемые семейные обстоятельства или воссоединение семьи (об этом говорят 38,8% албанцев, 31,7 - марокканцев, 31,4% - румын), учебу упоминают немногие иммигранты (4,1% - албанцев, 1 - румын, 0,3% - марокканцев) (23).

Что касается гендерного состава иммигрантских общин, то здесь прослеживаются следующие закономерности: среди иммигрантов из Туниса, Марокко, Албании и Индии преобладают мужчины. Это объясняется тем, что женщины и дети приезжают к ним только после того, как мужчины-иммигранты обустроятся на но-122

вом месте (в 2007 г. тунисская диаспора, например, насчитывала 58 тыс. мужчин и 30 тыс. женщин, а марокканская - 205 тыс. мужчин и всего 137 тыс. женщин). Что касается выходцев из Центральной Европы, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, здесь наблюдается совершенно иная ситуация: численность женщин существенно превышает численность мужчин, причем самый большой разрыв - у украинцев: из 150 тыс. украинских иммигрантов более 100 тыс. - женщины. Исключение составляют китайцы, которые сразу приезжают целыми семьями. В 2007 г. на 76 тыс. китайцев-мужчин приходилось 68 тыс. женщин (1; 28).

По данным «Каритас», в 2007 г. в Италии у иностранцев родилось 65 тыс. детей, эта цифра вместе с той, которая показывает численность детей, прибывших вместе с иммигрантами, подтверждает постоянный рост численности детей иммигрантов (примерно на 100 тыс. человек в год). В настоящее время в стране насчитывается около 767 тыс. детей иммигрантов; 457,3 тыс. из них родились в Италии, поэтому считаются иностранцами только с юридической точки зрения. Число учащихся детей иммигрантов растет на 70 тыс. в год и в 2007-2008 учебном году достигло почти 600 тыс., что составляет 6,4% от общего числа учащихся и соответствует доле иммигрантов в населении страны в целом (6,7%). Они учатся преимущественно в начальной и средней школе. По национальности 92 тыс. из них - румыны, 85 тыс. - албанцы, 76 тыс. - марокканцы, 30 тыс. - китайцы, 20 тыс. - эквадорцы (24).

Географическое распределение иммигрантов по территории страны отличается крайней неравномерностью. Представители той или иной национальности оседают в определенных регионах. Так, албанцы предпочитают селиться в Ломбардии, Тоскане, Эмилии-Романье, здесь проживают соответственно 20,3, 13,7 и 11,8% всех албанцев, официально зарегистрированных в Италии. Марокканцы чаще выбирают Ломбардию, Эмилию-Романью, Пьемонт - в этих областях проживает соответственно 24,4, 15,6, и 14,6% всех марокканцев, находящихся на территории Италии. Румыны селятся главным образом в Лацио, Пьемонте и Ломбардии (22,2, 17,4 и 16,5% соответственно). Филиппинцы, перуанцы и эквадорцы, которые работают преимущественно в качестве прислуги (в домашнем секторе), живут в основном в крупных региональных центрах:

81,2% филиппинцев, 65,1 перуанцев и 59,4% эквадорцев проживают в больших городах (12).

Несмотря на все проблемы, порождаемые иммиграцией, в первую очередь нелегальной, постоянный приток рабочей силы из-за рубежа является необходимым условием для нормального функционирования итальянской экономики. Это один из выводов исследования, проведенного в 2007 г. путем опроса 1000 итальянцев и такого же числа иностранных граждан в Италии. 57% опрошенных считают иммигрантов «экономическим ресурсом страны». Причем, большинство итальянцев характеризуют иммигрантов как честных и трудолюбивых людей. По мнению представителя «Каритас» Антонио Риччи, без иммигрантов, в первую очередь румын, промышленность Италии будет испытывать серьезные затруднения (40). В то же время данные итальянского агентства по государственным стратегиям показывают: 60% итальянцев утверждают, что преступность в Италии возросла из-за румынских иммигрантов, при этом 50% опрошенных считают, что главными виновниками роста преступности являются румынские цыгане (2).

Цифры агентства по государственным стратегиям подтверждаются официальной статистикой. По данным на апрель 2008 г., более трети преступлений в Италии совершают иностранцы, а именно: румыны, марокканцы и албанцы (3). Правонарушения со стороны иммигрантов спровоцировали крайне острую реакцию итальянского населения, вылившуюся в погромы и нападения на отдельных представителей румынской диаспоры и на цыганские лагеря в пригородах Рима и Неаполя, а также резкие заявления правого правительства Берлускони, объявившего о принятии серьезных и незамедлительных мер по борьбе с этнической преступностью (там же).

Крупнейшими иммигрантскими общинами в Италии являются (указаны в порядке убывания численности): румынская, албанская, марокканская, китайская и украинская.

Румынская община

Численность румынских иммигрантов в Италии растет высокими темпами: в 2004 г. их насчитывалось 239 тыс. человек, в 2007 г. -560 тыс., в начале 2009 г. - уже 625 тыс. человек (см. 24; 26; 28). Ха-

рактерной чертой румынской диаспоры является неоднородность ее состава, она включает в себя не только этнических румын, но и румынских цыган, а также выходцев из бывшей советской республики Молдова. Последние две категории не поддаются легальному учету и потому определить их доли в процентном отношении не представляется возможным.

Массовая иммиграция румын в Италию началась после падения коммунизма в Румынии. В настоящее время основной поток эмигрантов из этой страны направляется в Италию и Испанию. Так же как итальянцы считают албанцев нацией, близкой им по мен-тальности, почти родственной, так и румыны полагают, что они с итальянцами (и испанцами) имеют схожую культуру, климат, язык, и потому, как им представляется, именно в этих государствах Южной Европы румынские иммигранты найдут для себя наиболее благоприятные условия для проживания. Румыны в Италии заняты в основном на малоквалифицированных работах, не требующих особых навыков. К ним относятся: уход за пожилыми людьми, работа на стройке и выступления в качестве уличных артистов. По некоторым оценкам, вклад румынских иммигрантов в итальянскую экономику составляет не менее 11 млрд. евро ежегодно. При этом немалые суммы уходят на родину иммигрантов - например, в 2006 г. «итальянские румыны» отправили в Румынию 777 млн. евро (39).

Несмотря на многочисленность румынской диаспоры, в Италии отсутствуют официальные объединения румын, играющих сколько-нибудь заметную роль в защите их прав и помощи в адаптации. Однако среди румынских иммигрантов возникают неформальные организации, помогающие им справляться с теми вызовами, с которыми они сталкиваются в чужой стране. Особое значение имеют неформальные объединения для нелегалов, которые в любом случае не могли бы действовать через официальные структуры.

В целом румынские иммигранты слабо интегрированы в итальянское общество. Такое положение объясняется спецификой их образа жизни. В основном румынские иммигранты селятся обособленно от местного населения (иногда в полуразрушенных зданиях, на заброшенных фермах, даже в лесах). Рабочие живут в общежитиях или бараках по месту работы; лица, занятые в домашнем секторе (прислуга, сиделки), могут жить в тех же домах, где работают. По мнению ряда исследователей, слабая интеграция румын

связана с тем, что большинство из них рассматривают иммиграцию как вынужденное, временное состояние, и потому не стремятся к налаживанию более тесных контактов с итальянцами (16).

Особенно непростая ситуация сложилась с цыганами. Попытки интеграции румынских цыган через обучение детей в итальянской школе провалились, так как цыгане не хотят отдавать их в школу, мотивируя это тем, что они сами обучают детей традиционным ремеслам, для которых не нужны школьные знания. Цыгане, как и румыны, селятся обособленно от коренного населения, часто в картонных городках в пригородах больших городов (Рима, Неаполя), что вызывает недовольство местных жителей и властей. Рост преступности среди цыган и румын, находящихся в Италии, ряд громких преступлений, совершенных румынскими иммигрантами в последние годы, вынудили итальянские власти предпринять попытки ограничить доступ румын в Италию (например, путем введения специального режима контроля за румынскими иммигрантами, выдачи им виз на въезд и т.п.).

Такая политика привела к многочисленным протестам как румынской общины в Италии, так и властей и общественности в самой Румынии. Последовали осуждающие высказывания и со стороны ЕС, Ватикана, румынского правительства, организации «Amnesty International», которая устроила демонстрацию перед итальянским посольством в Бухаресте. Действия итальянских властей были расценены как ксенофобские и репрессивные. Румыны, проживающие в Италии, просили не ассоциировать отдельных преступников со всей румынской общиной (38).

Албанская община

Ряд западных и албанских исследователей обращают внимание на тот факт, что еще в XV в. возникло множество албанских деревень и селений в Калабрии, Базиликате, Бриндизи, на Сицилии; многие из них существуют до сих пор. Албанцы, проживающие в этих местах, говорят на диалекте, который называется «тоска» - это албанский язык с примесью итальянского и греческого (18).

Однако, по официальным данным, еще в 1990 г. в Италии практически не было албанских иммигрантов. После крушения коммунистического режима в Тиране в 1991 г. поток албанских бе-

женцев принял столь масштабный характер, что албанцы очень быстро превратились в одну из крупнейших иммигрантских общин в Италии. По официальным данным, в 1995 г. в стране насчитывалось 34 тыс. албанцев, в 2000 г. - 142 тыс., в 2005 г. - 255 тыс. К концу 2008 г. численность албанцев достигла уже 402 тыс., при этом большинство из них составляют молодые люди в возрасте от 18 до 40 лет (24).

Причины, по которым албанцы выбирают Италию, обусловлены культурной и географической близостью двух стран. Для албанцев, живших при коммунистическом режиме, Италия была символом свободы, многие из них говорят по-итальянски, а итальянская культура и искусство пользуются в Албании большой популярностью. Массовая иммиграция албанцев в Италию весной-летом 1991 г. была воспринята итальянским правительством положительно. Итальянские политики заявляли, что Италия и Албания являются частями одной адриатической культуры и поэтому имеют особые обязательства друг пред другом. Тем албанцам, которые прибыли первыми, в рамках специальной программы для беженцев были выданы разрешения на работу и предоставлена возможность селиться в любом месте Италии (14).

Однако уже в августе того же года итальянское правительство, обеспокоенное непрекращающимся наплывом беженцев, пересмотрело отношение к иммигрантам из Албании. 7-8 августа 1991 г. 15 тыс. албанцев, прибывших в Апулию, были встречены военными и полицией. Их продержали пять дней в изоляции, выдали по 40 долл. и новую одежду, а затем на самолетах отправили обратно в Албанию. Всего в течение третьей недели августа 1991 г. были депортированы 17 466 человек (25). Однако, несмотря на жесткие меры итальянских властей, приток албанских мигрантов не ослабевает до настоящего времени.

Социально-экономическое положение албанцев в Италии в целом относительно стабильное и более благополучное по сравнению с иммигрантами из других стран. Более половины всех албанцев работают на промышленных предприятиях, около трети заняты в сфере услуг, остальные - в сельском хозяйстве (20). Следует отметить, что албанцы, занятые неквалифицированным трудом, старательно улучшают свои профессиональные навыки и постепенно переходят в категорию квалифицированных работников. Мусуль-

манство не является препятствием для работы даже в такой отрасли сельского хозяйства, как виноделие. В отдельных районах Тосканы албанцы работают на винодельческих фермах целыми семьями, постепенно перенимая местные традиции или адаптируя их.

В отличие от иммигрантов из других стран, албанцы менее склонны к созданию каких-либо организаций и объединений в рамках общины, а издаваемые отдельными албанцами СМИ практически не пользуются популярностью - большинство «итальянских албанцев» предпочитают итальянские газеты и телевидение.

Албанские иммигранты и их семьи гораздо лучше интегрированы в итальянское общество, чем представители других иммигрантских сообществ. Об этом свидетельствуют хорошее знание ими итальянского языка (63% албанских иммигрантов владеют итальянским, в то время как в среднем среди иммигрантов в Италии этот показатель не превышает 53%), высокий уровень неформальных контактов с итальянцами, намерение остаться в Италии, а не возвращаться в Албанию (37). Однако до сих пор в итальянском обществе по отношению к албанским иммигрантам существует слишком много стереотипов, в том числе и стереотип о тотальной криминализации албанской общины. По этой причине именно албанцы вызывают наибольшее отторжение и негативные ассоциации у итальянского населения (32).

По данным статистики, приводившимся выше, процент преступлений, совершенных албанскими иммигрантами, действительно очень высок, в том числе в сравнении с их долей в населении страны. Основными видами преступной деятельности, в которую вовлечены представители албанской общины, являются наркотрафик, торговля людьми, сутенерство, кража автомобилей. В то же время имеет место нагнетание атмосферы средствами массовой информации, которые обращают повышенное внимание на преступления, совершаемые иммигрантами.

Марокканская община

Марокканская община в Италии, занимающая третье место по численности, растет достаточно скромными темпами по сравнению с другими крупнейшими иммигрантскими общинами: в 2004 г.

численность марокканцев составляла 228 тыс. человек, к концу 2008 г. она выросла до 366 тыс. человек (24; 26).

До середины 1970-х годов иммигранты из Марокко предпочитали обосновываться во Франции, однако постепенно их предпочтения стали меняться. В Италии один из центров экономической жизни - Милан - благодаря бурному развитию с 1970-х годов стал привлекать непропорционально большое число мигрантов из разных стран, став одним из перевалочных пунктов, в том числе для египтян и марокканцев. В 1977 г. небольшая группа студентов с Ближнего Востока и из Северной Африки основала Исламский центр Милана и Ломбардии (Islamic Center of Milan and Lombardy), который активно способствует притоку мусульман в Милан.

Следует подчеркнуть, что с началом постиндустриальной эры, когда крупные промышленные предприятия перестали нуждаться в тысячах наемных рабочих, мусульмане уже не селятся компактно в определенных регионах, как они это делали раньше в большинстве европейских стран. Поэтому в Италии практически нет мусульманских гетто (за исключением двух поселений в окрестностях Турина), подобных тем, что существуют в Великобритании или в пригородах французских городов (43).

Марокканцы - это в основном неквалифицированные или низкоквалифицированные работники, занятые преимущественно в промышленности и в сфере услуг. Однако среди них достаточно высок процент владельцев бизнеса - ежегодно не менее 20% марокканцев получают разрешение на работу как частные предприниматели. Вместе с тем более четверти иммигрантов из Марокко (27,3%) числятся безработными (35).

В отличие от румын и албанцев, марокканцы имеют множество собственных организаций на самых разных уровнях (местном, региональном, национальном), которые признаются итальянским государством официальными представителями марокканской диаспоры. Все эти организации можно разделить на две неравные группы: к первой, численно меньшей группе, следует отнести чисто марокканские объединения (Объединение марокканских жен-шин, Марокканская ассоциация Италии), ко второй, гораздо более многочисленной, - мусульманские объединения, состоящие не только из марокканцев, но также из египтян, арабов, турок и других этнических групп. Однако часто именно марокканцы занима-

ют в них руководящие посты, что не в последнюю очередь объясняется финансовой поддержкой, оказываемой этим организациям марокканским правительством (35).

Одной из старейших и крупнейших мусульманских организаций в Италии является Исламский культурный центр в Риме (действует с 1970-х годов), базирующийся в Большой мечети. С 1990 г. Союз исламских коммун и организаций в Италии также выступает коллективным голосом мусульман в отношениях с государством (Союз представляет 80-90% итальянских мечетей и ассоциаций мусульман). Союз является итальянским отделением панъевропейской неформальной сети. Вместе с другими объединениями мусульман в Италии союз вложил 2 млн. евро в строительство 13 мечетей по всей стране (31). Поскольку союз придает большое значение политизации ислама, его действия и высказывания вызывают критику как среди итальянцев, так и среди самих мусульман.

Следует подчеркнуть, что именно в Италии мусульманские организации постепенно налаживают диалог с католической церковью и обсуждают актуальные проблемы с Ватиканом, т.е. на самом высоком уровне. При этом иммигранты-мусульмане, в том числе марокканцы, отнюдь не стремятся к интеграции в итальянское общество и тщательно оберегают свои религиозные и семейные традиции, несмотря на постоянный рост числа смешанных браков - в настоящее время около 53% марокканских иммигрантов имеют жен-итальянок2 (35).

В последние годы особую актуальность приобрел вопрос исламского экстремизма и терроризма. На территории Италии не было громких терактов, подобных тем, что были организованы в Лондоне и Мадриде, однако незаметная на первый взгляд борьба с

2 Обращает на себя внимание такой примечательный факт: когда девушка марокканского происхождения подала в суд на свою семью за то, что ее подвергали избиениям и издевательствам (причиной послужили близкие отношения с молодым итальянцем), суд отклонил ее иск, посчитав, что это - нормальная реакция мусульманской семьи, не заслуживающая внимания правосудия. Суад Сбаи, глава Ассоциации марокканских женщин в Италии и член итальянского парламента, назвала это решение суда достойным арабской страны, следующей законам шариата, и обвинила судей в использовании двойных стандартов под видом следования принципам мультикультурализма (30). - Прим. авт.

террористами идет и здесь. Североафриканские радикальные исламистские группировки ориентированы на проведение терактов у себя на родине или в других странах, а Италию рассматривают как источник людей, финансирования, доступного оружия и взрывчатых веществ. По данным полиции, в Милане, в районе Порта Венеция, есть конспиративные квартиры радикальных исламистов, а собираются они в одном из арабских ресторанов под видом обычных посетителей (их агентами являются не только марокканцы, но и тунисцы-берберы, а также алжирцы).

В 2005-2006 гг. на территории Италии были пойманы террористы, разыскивавшиеся за организацию терактов или их пропаганду в Европе и США: в 2005 г. Италия выдала Великобритании одного из организаторов лондонских терактов; в 2006 г. властям США был передан имам миланской мечети Абу Омар. В июле 2006 г. были арестованы 15 человек, обвиненных в связях с алжирской «Салафистской группой проповеди и джихада». В июле 2007 г. в мечети г. Перуджа была обнаружена исламская террористическая ячейка, которую организовал имам-марокканец и двое его соотечественников. Ячейка занималась подготовкой террористов, которые затем отправлялись в другие европейские страны. Один из арестованных был связан с Марокканской боевой исламской общиной, близкой Аль-Каиде (7).

Итальянское правительство обеспокоено ростом нелегальной иммиграции и преступности среди выходцев из Марокко и неоднократно выступало с нотами протеста в адрес правительства Марокко (29). В то же время на уровне глав правительств двух государств идут переговоры о мерах по улучшению положения трудовых (легальных) мигрантов в Италии, в частности о предоставлении им дополнительных социальных гарантий со стороны итальянского государства.

Китайская община

Численность китайской общины за последние пять лет выросла в полтора раза: в 2004 г. в Италии насчитывалось 100 тыс. китайцев, в 2009 г. - 150 тыс. (24; 26). Гендерный состав диаспоры более или менее сбалансирован, что связано с уже упоминавшейся особенностью китайской иммиграции - как правило, семьи уезжа-

ют на новое место жительства в полном составе. Основная часть легальных иммигрантов из Китая селится в Тоскане. Выбор места жительства обусловлен тем, что именно в этом итальянском регионе сосредоточены те производства и виды деятельности, которыми преимущественно занимаются китайские иммигранты в Италии.

Начало 1980-х годов стало периодом первых массовых переселений китайцев в Италию - напрямую или через другие европейские страны, например, Францию и Нидерланды. По сравнению с 1980-1990-ми годами состав иммигрантов изменился: ранее это были преимущественно молодые люди, планирующие открытие собственного малого бизнеса, в последние годы растет число низкоквалифицированных рабочих и людей в возрасте от 40 до 50 лет (21).

На сегодняшний день китайцы составляют большинство собственников предприятий малого бизнеса из числа неграждан ЕС в Италии (36). В отличие от Великобритании, Нидерландов и других европейских стран, где основная часть китайских иммигрантов занята в сфере общественного питания, в Италии главной сферой их деятельности является производство одежды, кожаных изделий и сумок, шерстяных свитеров. До недавнего времени это были единственные открытые для китайцев сектора производства в Италии. Присутствие в этих видах бизнеса иммигрантов вызывает крайнюю обеспокоенность итальянских производителей в связи с тем, что изделия китайского производства негативно влияют на репутацию лейбла «Сделано в Италии». Некоторые иммигранты занимаются традиционными китайскими видами бизнеса - прокатом видео, продажей телефонных карт, туристическим и переводческим бизнесом, владеют аптеками и пр. В 2008 г. китайские иммигранты в Италии отправили на родину 1,68 млрд. евро (или около 2,4 млрд. долл.) (41).

Организации и объединения китайцев действуют по всей стране и активно выражают собственную позицию не только по вопросам положения китайских иммигрантов в Италии, но и по внутренним проблемам самого Китая. Например, во время беспорядков в Лхасе все общины и организации выразили поддержку жестких действий китайского правительства и осудили зачинщиков (5). После землетрясения в Китае был организован сбор благотворительной помощи пострадавшим и отправка ее на родину. Ве-132

дущую роль среди организаций и объединений играют: Всеобщая конфедерация китайских эмигрантов и этнических китайцев (Флоренция); Миланская торговая палата китайских эмигрантов и этнических китайцев; Римский генеральный союз этнических китайцев и китайских эмигрантов; Ассоциации этнических китайцев и китайских эмигрантов в Венеции и Прато.

Китайские иммигранты, как и мусульмане, не стремятся к интеграции в итальянское общество, они сохраняют собственный уклад жизни независимо от количества прожитых в Италии лет. 84% браков китайцев в Италии заключается с представителями своей национальности (22). По мнению социолога из Милана Даниэла Колонья, «это иммиграция, но не интеграция» (41). Но, в отличие от мусульман, китайцы не так демонстративно подчеркивают свою национальную идентичность.

Что касается преступности, то в Италии существуют организованные китайские преступные группировки, при этом действуют они преимущественно в северных регионах страны. Эти группировки занимаются главным образом доставкой нелегальных иммигрантов из Китая в Италию и организацией их труда на подпольных производствах (17). Итальянские власти на местах признают, что искоренить подпольное производство практически невозможно, однако они прилагают усилия к тому, чтобы нелегальные иммигранты, задействованные на них, были обеспечены хотя бы минимальной социальной помощью (15).

Украинская община

По официальным данным, в 2004 г. в Италии насчитывалось 113 тыс. украинцев, к концу 2008 г. - уже 150 тыс. Таким образом, по численности диаспоры в Италии украинцы передвинулись с 27-го места, которое они занимали в 1990-е годы, на 4-е. Однако реальное число украинцев в Италии, включая нелегальных иммигрантов, может доходить до 700 тыс. человек. Большинство из них приехали для работы, некоторые - для создания семьи (24; 28). Нелегальный статус сохраняется в среднем от двух до четырех лет. Потом, как правило, у иммигрантов в результате принятия очередного закона об амнистии нелегалов появляется возможность легализоваться.

Среди украинских иммигрантов явно выражен тендерный дисбаланс - 84,6% из них составляют женщины. Средний возраст украинок, прибывающих в Италию, составляет 36-45 лет, многие из них имеют высшее образование (36,5%) или являются высококвалифицированными работниками. Более половины иммигрантов имеют семью (мужа и/или детей) на родине (42). В последние годы наметилась тенденция к увеличению доли молодых женщин в общей численности мигрантов, их средний возраст составляет 20 лет, более низкий уровень образования и зачастую они не имеют опыта работы на родине.

Иммиграция украинцев, начало которой датируется 1990-ми годами, растет очень быстрыми темпами. Причины этого бурного роста кроются как в положении дел на Украине, так и в том спросе на услуги украинских иммигрантов, в первую очередь женщин, занятых в домашнем секторе, который сформировался в последние годы в Италии. Когда средняя продолжительность жизни в стране приблизилась к 80 годам, перед итальянскими семьями, в которых и муж, и жена делают карьеру, встала проблема ухода за престарелыми родителями. Привлечение украинских женщин в качестве сиделок позволило найти выход, приемлемый для всех сторон. Иммигранты получили устраивающую их работу и зарплату, старики - хороший уход, молодые итальянцы - решение проблемы ухода за пожилыми родителями при минимальных затратах (уровень оплаты труда иммигрантов существенно ниже, чем итальянцев, занятых той же работой).

По расчетам Алессандро Кастеньяро, профессора статистики в Университете Падуи, иммигранты-сиделки ежегодно экономят итальянскому бюджету 1 млрд. долл. Он считает, что без их привлечения национальная система здравоохранения Италии попала бы в тяжелое положение. При этом, по общему мнению, украинские иммигранты работают усерднее и пользуются более высоким спросом, чем сиделки из Восточной Европы и Латинской Америки. По данным Всемирного банка, с 2000 по 2005 г. переводы украинцев из-за границы на родину выросли в 18 раз - с 33 млн. долл. до 595 млн. долл. (11).

Что касается организаций украинских иммигрантов в Италии, следует отметить, что они, как правило, носят неформальный характер и созданы скорее для поддержки соотечественников, не-134

жели для защиты их прав и взаимодействия с итальянскими органами власти. Из наиболее значимых можно упомянуть лишь Украинское христианское сообщество в Италии.

В отличие от всех рассмотренных выше иммигрантских общин, украинцы, даже нелегальные, не чувствуют по отношению к себе никакой дискриминации, напротив, отношение итальянцев к ним самое благожелательное.

Итак, следует отметить, что ситуация с иммигрантами в Италии меняется очень быстро: их численность растет исключительно высокими темпами, появляются и активизируются новые страны -поставщики иммигрантов, а правительства этих стран все чаще предпринимают попытки оказывать влияние на жизнь своих соотечественников за рубежом.

Постепенно расширяется сфера деятельности иммигрантов -они начинают проникать в те отрасли экономики, которые традиционно считались исконно итальянскими и закрытыми для иностранцев (производство трикотажа, кожаных изделий, виноделие и др.). В домашнем секторе иммигранты выполняют исключительно важную социальную функцию, обеспечивая уход за больными и престарелыми людьми, который в случае отсутствия дешевой иностранной рабочей силы тяжким бременем лег бы на государственный бюджет. Падение рождаемости среди итальянцев и увеличение продолжительности жизни усугубит проблему ухода за пожилыми людьми в обозримом будущем, а это значит, что спрос на работников домашнего сектора будет только расти и приток новых иммигрантов из Украины, Филиппин, стран Латинской Америки будет и дальше увеличиваться.

Примечательно, что из пяти крупнейших иммигрантских общин Италии три образованы выходцами из европейских стран (Румынии, Албании, Украины). В целом они более или менее интегрированы в жизнь итальянского общества, исключение составляют неевропейские диаспоры: китайская и частично мусульманская (чрезмерно активная и воинственно настроенная ее часть). Однако в последние годы участились столкновения с полицией представителей различных диаспор, спровоцированные, как правило, ничтожным поводом.

Если попытаться классифицировать крупнейшие иммигрантские общины Италии с точки зрения выстраиваемых ими мо-

делей взаимоотношений с обществом, то можно отметить, что албанцы и украинцы нацелены на максимально тесные отношения с итальянцами и заинтересованы в интеграции. Большинство представителей китайской и румынской общин предпочитают прямо противоположную модель - минимальную вовлеченность в контакты с местным населением и параллельное сосуществование с ним. Что касается марокканской общины и вообще мусульман в Италии, то ситуация здесь неоднозначна: демонстративный отказ от интеграции и подчеркивание собственной национальной/религиозной идентичности сочетается с активным участием их в общественной и политической жизни страны.

Итальянцы в основном относятся к иммигрантам позитивно, независимо от их национальности. Тем не менее специфической чертой итальянской действительности, не характерной для других европейских государств, являются открытые и жесткие протесты населения, вызванные беспрецедентным ростом преступности среди иммигрантов. Попытки итальянского правительства договориться с правительствами тех стран, откуда прибывает наибольшее число криминальных элементов (с Румынией и Марокко), о совместных действиях по решению проблемы этнической преступности в Италии, а также по стимулированию возвращения иммигрантов на родину пока не привели к желаемой цели. Одним из главных препятствий на этом пути является нежелание стран-поставщиков принимать обратно собственных граждан, а тем более обеспечивать их рабочими местами и социальными благами. Представляется, что данная проблема может быть решена только в том случае, если международное сообщество встанет на сторону итальянского правительства и позволит ему реализовать жесткие меры по контролю за вновь прибывающими иммигрантами вплоть до введения виз даже для граждан стран - новых членов ЕС.

Опасения итальянцев, что привнесенные китайцами технологии, слишком массовое производство, минимизация расходов на сырье снизят качество изделий, на которых по-прежнему будет написано «Сделано в Италии», безусловно, не беспочвенны. Однако есть основания полагать, что это в принципе единственный выход для итальянской текстильной и кожевенной промышленности, ее шанс на выживание и на сохранение позиций хотя бы на европейском рынке. Поэтому явные и скрытые протесты против «китаиза-136

ции» бизнеса неконструктивны, так как они не предлагают альтернативы. Логичным было бы сконцентрировать внимание на других вопросах, например, на решении проблемы нелегальных иммигрантов, чей труд используют китайские бизнесмены, и на развитии сотрудничества итальянских и китайских производителей, действующих на одной территории.

В целом представляется, что перспективы налаживания конструктивных и взаимовыгодных отношений между итальянским обществом и многочисленными иммигрантскими общинами абсолютно реальны и достижимы. Однако они потребуют приложения серьезных усилий с обеих сторон: итальянцам следует переосмыслить формировавшиеся десятилетиями мифы, стереотипы и предубеждения, а также наладить или усилить контакты с формальными и неформальными лидерами общин; общины же, в свою очередь, должны брать на себя ответственность за своих членов и вносить весомый вклад в разрешение проблем иммигрантов.

Список литературы

1. Бонифаци К., Строцци С. Опыт легализации нелегальных иммигрантов в Италии. - Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid= 19&article=917

2. Вулле С. Итальянские власти призывают румынских цыган оставлять детей дома. - Режим доступа: http://www.nr2.ru/pmr/179435.html

3. Гнетий В. Италия может выйти из Шенгена. - Режим доступа: http:// www.ng.ru/world/2008-04-29/13_shengen.html

4. Животовская И. Иммигранты в Италии: Проблемы интеграции // Актуальные проблемы Европы / ИНИОН РАН. - М., 2006 - № 1: Иммигранты в Европе: Проблемы социальной и культурной адаптации. -С. 115-151.

5. Китайская диаспора в Италии осудила беспорядки в Лхасе. - Режим доступа: http://russian.people.com.cn/31521/6380017.html

6. Коданьоне К. Опыт иммиграционной политики Италии и некоторые уроки для России. - Режим доступа: http://www.antropotok.archipelag. ru/text/a039.htm

7. Преображенский И. Итальянская школа терроризма. - Режим доступа: http:// www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtmP2007/07/23/129672

8. Римско-румынское право. Итальянские власти борются с иммигрантами. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/daily.aspx?date= 20071102

9. Albanian in Italy. - Mode of access: http://www.uoc.es/euromosaic/web/ document/albanes/an/i1/i1.html

10. Alessandrini G. CNEL, Organismo nazionale di coordinamento delle politiche di integrazione sociale degli immigrati. - Mode of access: http://www.caritasitaliana.it/caritasitaliana/pdf/notizie/immigrazionero mena/Alessandrini.pdf

11. Berretta D. Italy's alternative to nursing homes: Ukrainian caregivers. -Mode of access: http://www.csmonitor.com/2007/0315/p01s03-woeu.html

12. Caruso I., Venditto B. Immigration in Italy: An overview. - November 2007. -Mode of access: http://mpra.ubi.uni-muenchen.de/11820

13. Ceccagno A. New Chinese migrants in Italy // Intern. migration. - Oxford, 2003. - Vol. 41, N 3. - P. 187-213.

14. Children of the same sea: Italy's conflicted responses to Albanian immigration. - Mode of access: http://ccat.sas.upenn.edu/italians/ resources/Amiciprize/1998/Lamerica.html

15. Chinese immigrants face long night work in Italian. - Mode of access: http://www.chinadaily.com.cn/english/doc/2004-12/13/content_399648. htm

16. Constantin F. Migrating or commuting? The Case of Romanian workers in Italy: Niches for labour commuting to the EU. - Mode of access: http://www.theregister.co.uk/2009/03/02/romanian_hacker_recruited/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Curtis G.E. and others. Transnational activities of Chinese crime organiza tions // Trends in organized crime - N.Y., 2002. - Vol. 7, N 3. - P. 19-57.

18. Dow M. The history of Albanians in Italy. - Mode of access: http:// www.initaly.com/regions/ethnic/arberesh.htm

19. Dumitrescu C. Il Governo romeno e il fenomeno migratorio. - Mode of access: http: / / www.caritasitaliana.it/caritasitaliana/pdf/notizie/immigra zioneromena/Dumitrescu.pdf

20. Gli Albanesi in Italia. - Mode of access: http://www.programmaintegra. it/modules/news/article.php?storyid=3368

21. Guerassimoff C. China and new Chinese migrants in Europe: Dossier: Migration Chinoise. - Mode of access: http:/ /www. empowerment-mi gra tion.net/spip. php?article81&lang=en

22. Immigrants: Italian mixed marriages rise. - Mode of access: http://www. wantedinrome.com/news/news.php?id_n=2549&title=Italian%20mixed%20 marriages%20rise. &on=immigrants

23. Immigrazione: Dossier statistico immigrazione 2003: 13 Rapporto sull'immigrazione. - Mode of access: http://www.db.caritas.glauco.iy/ caritastest/temi/Immigrazione/Dossier_2003/intesi.pdf

24. Immigrazione / / Dossier statistico immigrazione 2008: 18 Rapporto sull'immigrazione. - Mode of access: http://www.caritasitaliana.it/ materiali/Pubblicazioni/libri_2008/Dossier_immigrazione2008/MateriaIe / s cheda_sintesi.pdf?rifi=&rifp=

25. Is Europe's boat full? (Albanian refugees turned away from Italian port). -Mode of access: http://findarticles.com/p/articles/mi_hb5037/is_199108/ ai_n18311464/

26. Italy in figures 2004 by Italian national statistical institute. - Mode of access: http://www.istat.it/ dati/ catalogo/20060726_00/

27. Italy in figures 2005 by Italian national statistical institute. - Mode of access: http://www.istat.it/ dati/ catalogo/20050912_01/

28. Italy in figures 2007 by Italian national statistical institute. - Mode of access: http://www.istat.it/ dati/ catalogo/20070521_00/

29. Italy warns Morocco on migrants. - Mode of access: http://news. bbc.co.uk/go/pr/fr/-/2/hi/europe/4570714.stm

30. Italy: Court discriminates against Muslim girls. - Mode of access: http://islamineurope.blogspot.com/2007/08/italy-court-discriminates-against.html

31. Italy: Muslim community leader welcomes plan to control mosques' funds. -Mode of access: http://www.jihadwatch.org/dhimmiwatch/archives/ 014690.php

32. King R., Mai N. Albanians in Italy: Paradoxes of asymmetric assimilation and identity processes. - Mode of access: www2.warwick.ac.uk/fac/arts/ italian/colloquium/abstracts/russell_king_and_nicola_mai_abstract.doc

33. Kosta B. Albania: Looking beyond borders - Mode of access: http://www. migrationinformation.org/profiles/display.cfm?id=239

34. More Ukrainian immigrants registered in Italy. - Mode of access: http:// www.nrcu.gov.ua/index.php?id=148&listid=24350

35. News and analysis on Islam in Europe and the Unites States: Italy. - Mode of access: http://www.euro-islam.info/country-profiles/italy/

36. O'Rourke M. Legal prohibitions against employment discrimination available to migrant workers employed in Europe: A review of international instruments and national law in four selected countries. - Mode of access: http://www.ilo.org/public/english/protection/migrant/download/imp/i mp91.pdf

37. Piperna F. From Albania to Italy. - Mode of access: http: / /www. cespi. it/PASTORE/Italy-Albania.PDF

38. Popham P. Romanian actress battles racism in Italy // The Independent. -London, 2008. - Oct.lO. - Mode of access: http://findarticles.com/ p/articles/mi_qn4158/is_20081010/ai_n30900562/

39. Romanians in Italy - rights and obligations. - Mode of access: http:// www.rri.ro/art.shtml?lang=1&sec=11&art=11511

40. Rosental E. Italy cracks down on immigrants. - Mode of access: http://www.boston.com/news/world/europe/articles/2008/05/16/italy_ cracks_down_on_illegal_immigration/?rss_id=Boston.com+--+World+news

41. Spolar C. Chinese immigrants to Italy build no ordinary Chinatown // Chicago Tribune. - Chicago, 2009. - Jan. 1. - Mode of access: http://www. chicagotribune.com/news/chi-090102-italy-china,0,1337042.story

42. Status of observance of Ukrainian migrant workers' rights in the receiving countries. - Mode of access: http://www.ombudsman.kiev.ua/S_Report1/ gl2_5.htm

43. Vidino L. Islam, islamism and jihadism in Italy. - Mode of access: http:// www.euro-islam.info/country-profiles/italy/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.