Научная статья на тему 'Ислам в Италии'

Ислам в Италии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1509
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ислам в Италии»

практики так или иначе сказываются. Мои друзья - уже пенсионеры, но продолжают активно интересоваться происходящим в мире, пишут мемуары и даже научные труды. Само их появление на коллоквиуме говорило о нежелании «отойти от дел». Кстати, все они выглядят моложе своих 70 с лишним лет.

Как это ни парадоксально, ностальгия по прошлому свойственна сегодня многим алжирским интеллигентам. Особенно тем, кто когда-либо разделял левые и крайне левые взгляды, а потом разочаровался в них. Сейчас, когда в стране идейный и политический плюрализм существует и общепризнан, понятно желание оглянуться назад, на пройденный с немалым трудом тернистый путь и трезво оценить его, заодно вспомнив молодость и все, что в ней было хорошего. Это часть духовной атмосферы современного Алжира, которую автору этого очерка посчастливилось познать и прочувствовать во время короткой командировки в эту страну уже в новое время, в 2008 г.

«Азия и Африка сегодня», М., 2008 г., № 10, с. 11-15.

Д. Нечитайло,

публицист ИСЛАМ В ИТАЛИИ

Италия имеет давнюю историю отношений с исламом и мусульманами. Сицилия столкнулась с исламом в VII в., и мусульмане занимали здесь лидирующие позиции вплоть до XI в. Византийская империя оставалась серьезным препятствием экспансии ислама в центральные районы Европы вплоть до падения Константинополя в 1453 г. Однако был и другой путь - через Северную Африку по морю на Сицилию, а затем на север. Сицилия была захвачена арабами в 902 г. Она нужна была им для последующей экспансии в центр Европы. В 823 г. неаполитанцы вместе с арабами завоевали Адриатическое побережье Италии. В 841 г. арабы захватили и использовали как форпост для экспансии в последующие 30 лет Бари. Во многих частях Италии до сих пор остаются свидетельства былого соперничества с арабами-мусульманами. Например, башни Сарацинов, построенные для предупреждения нападения арабов с моря. Во времена арабского завоевания Сицилии сюда было привнесено многое в искусство и науку. Палермо стал цен-

тром международной торговли. После того, как Сицилия была захвачена норманнами в 1091 г., остров оставался образцом веротерпимости. Арабский был языком науки в XII в.

У Италии был опыт взаимоотношений с мусульманскими странами. Как известно, в сентябре 1911 г. итальянцы высадили в Триполи 34-тысячный корпус, который почти впятеро превосходил корпус османских солдат. Через год османы вынуждены были подписать мирный договор, формально не признав прав Италии, но на деле полностью очистив страну от своих войск и администрации. 5 ноября 1911 г. страна, находясь под полным господством Италии, стала официально именоваться Ливией. Италия объявила Ливию своей колонией, но фактически контролировала ее прибрежную часть. Во время правления Муссолини фашистский режим пытался предстать в роли «защитника ислама». В 1928 г. в своем выступлении на национальной ассамблее Муссолини говорил об Италии не только как о «друге исламского мира», но и о «великой мусульманской силе». Ливия была превращена в оплот итальянской экспансии в Средиземноморье, которое Муссолини называл «Мааре ност-рум» (Наше море). Интенсивная колонизация привела к поселению в стране к 1940 г. 110 тыс. итальянцев. Ливийцы были в составе войск Италии в Эфиопии, Сомали, Эритрее, Албании, Греции, Египте. В 1951 г. была провозглашена независимость Ливии. Ее возглавил Идрис ас-Сенуси. Италия при этом сохранила свои предприятия и колонистов, Франция получила незначительную часть территории Феццана (юга страны), а США - крупную военную базу и концессии на добычу нефти. Италия не предпринимала шагов для проведения особой политики в отношении последователей исламской религии. Более того, среди мусульман-мигрантов в Италии практически отсутствуют выходцы из Ливии.

Иммиграция мусульман в Европу вступила в свою активную фазу после Второй мировой войны, когда за счет дешевой рабочей силы европейские страны старались обеспечить экономический рост. В Италию же процесс массовой миграции начался на 30 лет позже, чем во Францию, Германию, Великобританию. Когда в привлекательных для мигрантов странах были введены ограничительные меры против их притока, переселенцы стали искать другие возможности для проникновения в Европу. Таким образом, Испания, Греция, Италия столкнулись с наплывом мигрантов, в том числе и из мусульманских стран. Поэтому с социальной точки зрения наличие все возрастающего числа последователей исламской

религии - явление относительно новое. Первый значительный приток мигрантов начался в 70-х годах. Это были главным образом филиппинцы и выходцы из стран Латинской Америки. Мусульмане-мигранты из стран Северной Африки, Албании, Ближнего и Среднего Востока стали прибывать в Италию в 80-90-х годах.

Вскоре мусульмане стали создавать мечети в Италии. Одной из первых организаций мусульман в стране стал Союз студентов-мусульман Италии, основанный в начале 70-х годов. Первые исламские ассоциации создавались не рабочими, а студентами из стран Ближнего Востока, главным образом из Сирии и Иордании. В 1970 г. в Италии была только одна мечеть. В настоящее время их насчитывается более 150, 15 из которых считаются видными исламскими центрами. Крупнейшие из них - мечеть Ар-Рахмана в Милане действует с 1988 г., мечеть Омара - с 1980 г.

Большинство из тех мусульман, кто прибыл в Италию в 7080-х годах, в целом интегрированы, многие из них занимаются частным бизнесом. В те же годы итальянское правительство заключило договоры со студентами медицинских вузов - выходцами из мусульманских стран о том, что после окончания обучения они получают право остаться в Италии, соглашение также распространялось и на членов их семей.

Что касается подавляющего большинства нынешних мигрантов-мусульман, то их интеграция в итальянский рынок труда достаточно низка: в основном они заняты на сезонных работах. В некоторых районах страны, особенно на юге Италии, они составляют до 30% общего числа занятых в сельском хозяйстве, текстильной промышленности, туризме. Многие переселенцы находятся в Италии незаконно. 29% мигрантов работают в сфере обслуживания, 24 - в металлообрабатывающей промышленности, 12,8 - в строительстве, 9% - в химической промышленности.

В 1992 г., по официальным данным, количество мусульман в Италии оценивалось в 280 тыс. человек, они составляли 31% от общего числа мигрантов. К 2000 г. численность мусульман возросла до 700 тыс. человек, из них 436 тыс. имели законный статус для пребывания в Италии. 20-25 тыс. из этого числа получили итальянское гражданство. Точное число мусульман в Италии установить довольно сложно, так как отсутствуют статистические данные учета населения по религиозному признаку, кроме того, в Италии проживает большое количество нелегальных мигрантов. Числен-

ность мусульман к 2004 г., по разным оценкам, составляла 1 млн. человек. Однако по некоторым данным в стране находится около 1,5 млн. мусульман. Есть специалисты, которые указывают цифру 2 млн. Впервые исследования численности и национального состава мусульман были предприняты в начале 90-х годов. Около половины мигрантов живут на севере Италии, 29% в центре страны, остальные на юге. В Италии обосновались мигранты-мусульмане преимущественно из девяти стран: Марокко, Албании, Туниса, Сенегала, Египта, Алжира, Пакистана, Бангладеш, Сомали.

Признание религии в Италии подразумевает систему соглашений между государством и организацией, представляющей интересы последователей той или иной религиозной общины. Чтобы получить статус официальной религии в стране, необходимо создать иерархическую структуру, подчиняющуюся головной организации, выступающей от всей общины. Мусульманской и индуистской общинам сформировать такую структуру не удалось. Следовательно, они не могут подписать соглашение с правительством. Таким образом, итальянские власти столкнулись с дилеммой: правительство может признать в качестве представительского органа какую-то одну из мусульманских религиозных организаций, соответственно с ее правом назначать имамов, получать государственные выплаты и т.д. В то же время другие исламские организации могут отказаться признать ее верховенство и полномочия. В результате итальянские власти посчитали, что исламская община пока еще не готова подписать соглашение с правительством, так как слишком мало времени она существует в Италии, чтобы создать внутреннюю иерархическую структуру.

Исторически сложилось так, что католическая церковь имеет привилегированный статус в Италии. Это зафиксировано в так называемом Конкордате, подписанном в 1929 г., который затем был включен в 7 статью конституции 1948 г. Итальянская конституция гарантирует равные права всем гражданам независимо от пола, расы, языка, политических убеждений, статья 19 гарантирует свободу вероисповедания как отдельным лицам, так и ассоциациям. Для мусульман сложность представляет статья 8, которая гласит, что взаимоотношения религиозных групп с государством должны «регулироваться на основе соглашений с их представителями». Система соглашений начала действовать с 1984 г. Таким образом, официальный статус получили в Италии методистская, адвентистская, лютеранская и баптистская церкви, Союз еврейских общин.

В 2000 г. подписали с правительством соответствующие соглашения, узаконивающие их статус, Союз буддийских общин и Организация Свидетелей Иеговы.

С 90-х годов мусульманская община предпринимает шаги для получения официального статуса в Италии. Это было обусловлено быстрым ростом численности последователей исламской религии. На практике мусульманская община в отличие от других общин столкнулась с рядом специфических проблем.

1. Во-первых, большинство мусульман Италии не являются гражданами этой страны. Многие из них надеются вернуться на родину, для них Италия - «это место работы». Заметим, что отсутствие гражданства у мигрантов не является препятствием для придания исламу официального статуса в стране. Например, лютеранство является обладателем соглашений с правительством, хотя большинство его последователей не считаются итальянскими гражданами.

2. Во-вторых, очень незначительно количество коренных итальянцев, принявших ислам. Мусульмане не являются влиятельной политической силой в Италии, что также замедляет подписание соглашения с правительством.

3. В-третьих, ислам в Италии идентифицируется прежде всего с проблемами миграции, культурными различиями и в последнее время с экстремизмом, что формирует некую «инаковость» этой религии в стране. Здесь также следует заметить, что в настоящее время многие исламские институты Италии финансируются из мусульманских стран, что вызывает настороженность властей.

Взаимоотношения мусульман и так называемого принимающего (в данном случае итальянского) общества отражены во многих работах итальянских исследователей. Впервые систематический анализ ситуации с мусульманской общиной был проведен в 1993 г. итальянскими социологами С. Аллиеви и Ф. Дассетто в книге «Возвращение ислама. Мусульмане в Италии», где предсказывается сценарий развития и формирования исламской общины в Италии. Например, строительство мест для отправления культа, начало процесса объединения семей авторы называют «процессом усиления присутствия ислама». В книге говорится о том, что реакция итальянского общества будет «дружелюбной» лишь вначале; что касается уровня политизации, организационного и мобилизационного потенциала, то здесь первостепенная роль отводится исламским студенческим ассоциациям и итальянцам, перешедшим в

ислам. К. Марлетти в книге «Телевидение и ислам. Имиджи и стереотипы ислама в итальянском обществе» рассказывает о том, что СМИ до 14 минут ежедневно отводят эфирное время для репортажей на исламскую тему, в которых часто отражаются стереотипы и предубеждения европейского общества в отношении исламской религии. С. Аллиеви в книгах «Мусульманские сети и транснациональные общины внутри и по ту сторону Европы» и «Мусульмане в расширенной Европе» пишет, что феномен мусульманской миграции в Европе создает эффект горизонтальной интеграции (транснациональной), что приведет в итоге к рождению «транснациональной исламской общины», так как в настоящее время отсутствуют исламские центры, которые задают тон в Европе, повсеместное использование английского языка приведет к тому, что в мире ислама будут превалировать более технически продвинутые европейские и азиатские мусульмане. Перспективам юридических аспектов взаимодействия с мусульманскими организациями в Италии посвящена работа С. Феррари, который в книге «Мусульмане в Италии. Юридические условия исламских общин» пишет, что соглашение с мусульманской общиной будет иметь символическое значение. В случае с исламом соглашение с правительством может быть неправильно истолковано, так как существует широкий спектр нераздельности между священным и светским, что, согласно исламской религии, является необходимым условием, религиозной обязанностью. Однако для Европейского общества это нетипично. Деятельность исламских организаций, юридических исламских институтов, исламский образ жизни идут вразрез с западными принципами секулярного государства. Таким образом, любые соглашения с исламскими организациями в отдаленной перспективе малорезультативны. Трижды различные исламские группы выступали с инициативой о подписании соглашения с правительством, но безуспешно. Официальное признание необходимо мусульманской общине, чтобы отстаивать свои права. Среди крупнейших мусульманских организаций в Италии можно выделить три:

Исламский культурный центр Италии был открыт в 1966 г. Во время визита в страну короля Саудовской Аравии Фейсала муниципалитет Рима выделил Исламскому культурному центру 30 тыс. м2. В то время волна миграции мусульман только начиналась, и поэтому решение о строительстве крупной мечети в Риме было больше политическим шагом, направленным на укрепление

связей с нефтедобывающими монархиями в период, когда стали расти цены на нефть. Официальное открытие этого крупного центра произошло в 1995 г. и широко освещалось СМИ арабских стран. Открытие Центра рассматривалось как историческое событие, так как произошло в центре христианского мира. Когда муниципалитет Рима выделил участок для строительства мечети, многими это было воспринято как официальное признание исламской религии. Исламский культурный центр Италии в Риме с мощным саудовским и марокканским влиянием, по сути, стал представительным исламским органом с 1974 г. Это во многом объясняется тем, что административный совет ИКЦИ состоит из послов различных мусульманских стран. При этой организации находится одна из крупнейших в Европе мечетей на 5 тыс. мест. Однако ИКЦИ объединяет всего лишь 25 исламских общин.

«Исламский совет Италии» основан в 1999 г. Он был создан Исламским культурным центром Италии и Союзом исламских общин и организаций Италии. Целью создания Исламского совета Италии явилась попытка выступить единым представительным органом мусульман страны.

«Союз исламских общин и организаций Италии» (СИОО) был основан в 1990 г. Этот центр стал инициатором подписания соглашения между мусульманской общиной и правительством для того, чтобы выступить единственным органом, представляющим интересы мусульман в стране. Среди основателей СИОО Милана (основан в 1977 г.), являющийся одним из самых влиятельных и старейших в стране. Вторая организация - учредитель Союза -Союз мусульман-студентов Италии, основанный в 1971 г. Роль Союза мусульман-студентов постепенно уменьшилась в исламской общине страны, так как в пропорциональном отношении доля рабочих много больше, чем студентов из мусульманских стран. Однако ожидается, что Союз восстановит прежние позиции, когда так называемое второе поколение мусульман Италии достигнет совершеннолетия. СИОО объединяет до 200-300 мусульманских ассоциаций и около 70-120 молельных заведений.

Генеральный секретарь СИОО Муххамад НУР Дачан стремится создать имидж умеренной организации. Например, на массовой демонстрации против терроризма в третью годовщину 11 сентября 2001 г. М. Дачан выступил с инициативой оказать помощь в переговорах об освобождении итальянских заложников в Ираке. Это было отмечено главой МВД Дж. Пизану, который, в частности,

заявил, что «СИОО не тот, что был в прошлом, прилагает усилия для эволюции идеологии братьев-мусульман во всем мире». Министр внутренних дел страны выступил против бытующего мнения в Италии, что «мусульманская община еще не созрела для взаимодействия с государством на представительском уровне, который имеет место с иудейской и христианскими общинами». Наоборот, он выступил за нетрадиционный для Италии способ формирования Консультативного совета - непосредственное прямое назначение его членов. Дж. Пизану заявил, что Консультативный совет должен выражать интересы тех, кого министр внутренних дел назвал «95% умеренных мусульман, которые не посещают ни мечетей, ни медресе, ни исламских культурных центров и которые приехали в нашу страну, чтобы улучшить свои жилищные условия, при этом они должны уважать наши законы и порядок». Создание Консультативного совета было встречено неоднозначно, например, некоторые политические деятели Италии заявили, что «умеренный ислам - это вода, в которой плавает рыба фундаментализма». Известная итальянская журналистка О. Фаллачи пишет, что «итальянская культурная идентичность не сможет выдержать волны иммиграции людей, которые хотят изменить наш стиль жизни.., в Италии нет места для муэдзинов, минаретов, притворных трезвенников из средних веков». После 11 сентября 2001 г. некоторые политические блоки пытались заработать голоса избирателей, используя антиисламскую риторику. Например, партия «Лига Севера» выступала с обвинением, что мусульмане представляют угрозу итальянской идентичности, и предложением ограничить миграцию. Премьер-министр Италии С. Берлускони также не удержался от антиисламских заявлений о «верховенстве западной цивилизации над исламом», что вызвало протест среди мусульманского населения. В католических кругах часто можно встретить призыв строить отношения с исламом на основе концепции «взаимности», имея в виду ситуацию, с которой сталкивается христианская церковь в исламских странах. Они задают вопрос, что если в исламских странах христианская церковь не пользуется религиозной свободой, то и деятельность мусульманских организаций в Италии можно ограничить. Например, один из католических священников Неаполя на вопрос о его отношении к строительству мечетей заявил, что если в Италии могут воспринять мечети, то почему в Саудовской Аравии не могут сделать этого (в отношении

христианских церквей. - Авт.), и это не вопрос нетерпимости, это проблема «взаимности».

Тем не менее в целом католическая церковь, Христианская демократическая партия вместе с правящей коалицией положительно приняли образование совещательного органа мусульман Италии и продемонстрировали благосклонность и уважение к религиозным обычаям и предписаниям ислама - «именно для этого нужен Консультативный совет». По поводу ношения хиджаба они заявили, что в стране, в которой 100 тыс. монахинь, запрет на ношение женщинами платка никогда серьезно не воспринимался. В этой связи Дж. Пизану заявил, что не мог представить себе этот запрет, так как его «собственная мать носила сардинский наряд, включая платок, а в зимнее время повязывала теплый шарф до глаз». В Италии не возникает особых сложностей с ношением исламских атрибутов (хиджаб в учебных заведениях), девушки занимаются физической культурой отдельно от юношей, в Турине разрешили убой скота по мусульманскому обычаю. Основная проблема официального признания - это отсутствие единого представительного органа среди мусульманских общин, который бы мог вести диалог с правительством.

Во многом процесс создания Консультативного совета был ускорен после терактов в Лондоне в июле 2005 г. Глава МВД Дж. Пизану в этой связи предостерег своих коллег, что «терроризм стучится в двери Италии». Он также заметил, что один из тех, кто должен был участвовать в терактах вместе со своим сводным братом, искал убежище в Риме, более того, он учился в Италии и говорил на итальянском языке. В конце 2005 г. итальянские СМИ сообщили, что Абу Мусаб аз-Заркауи отправил несколько своих людей в Италию, чтобы подготовить теракты. В то же время спецслужбы страны предупреждают, что среди тысяч нелегальных мигрантов, прибывающих на юг страны, могут быть боевики «Аль-Каиды».

Абсолютное большинство мусульман-мигрантов, прибывших в страну за последние 20 лет, не получили гражданства. 610615 тыс. имеют так называемый «регулярный статус» с правом проживать и работать в Италии. 40-50 тыс. из 700 тыс. мусульман (из них 10 тыс. христиан, перешедших в ислам) являются итальянскими гражданами. «Европейская комиссия против расизма и религиозной нетерпимости» охарактеризовала Италию как страну с «довольно негативным отношением к лицам, которые не являются

гражданами ЕС». Европейский центр мониторинга расизма и ксенофобии, изучив ситуацию в Италии, отметил, что «итальянцы ассоциируют иммигрантов с исламом». Часто негативное отношение к мусульманам, основанное на сложившихся стереотипах, формируется СМИ. В этой связи Центр отмечает, что между «арабами и мусульманами не проводится разницы, общественное мнение не учитывает, что ислам одной страны отличается от другой».

Начиная с 2003 г. правительство Италии начало осознавать политическую ответственность за положение исламской религии в стране. Министр внутренних дел Италии Дж. Пизану заявил, что следует «продвигать умеренное большинство мусульман для того, чтобы маргинализировать экстремистское меньшинство, итальянские мечети должны быть освобождены от проповедников, призывающих к насилию, от вербовщиков на священную войну».

Недавно Италия и Германия присоединились к попыткам Евросоюза ускорить создание так называемых исламских советов или комиссий для того, чтобы противодействовать радикализму и продвигать умеренный ислам. Эти устремления имеют целью подготовить «доморощенный ислам», привлечь на свою сторону исламские ассоциации и противопоставить распространению терроризма европейские ценности, подготовить партнера для диалога в будущем. Усилия создать подобные органы отмечены: в Испании (1992), Великобритании (1996), Бельгии (1998), во Франции (2003), Нидерландах (2005). В 2003 г. Италия председательствовала в Евросоюзе и активно продвигала идеи межрелигиозного диалога на общеевропейском уровне. Катализатором ускорения процесса создания Консультативного совета явились события июля 2005 г. в Лондоне. После известных терактов в Италии были задержаны 20 террористов, некоторые из которых были связаны с «Аль-Каидой». В последующем Совет разработал «Манифест ислама в Италии», в котором осудил любые формы насилия и терроризма, призвал строить «итальянский ислам, основанный на религиозных и культурных ценностях и полном принятии итальянской политической системы и законов». Дж. Амато, преемник главы МВД, созвал Совет с целью поддержать предложение левоцентристского правительства Италии реформировать закон о гражданстве. Новый закон был утвержден Советом министров страны в августе 2006 г. Целями этого акта было введение в закон об иммигрантах нормы о праве земли («принципа земли») для того, чтобы ускорить получение гражданства детям, рожденным на итальянской территории, со-

кращение срока законного (легального) проживания в стране для получения гражданства с 10 до 5 лет, введение определенных тестов для желающих интегрироваться в итальянское общество.

19 августа 2006 г. Союз исламских общин и организаций опубликовал в итальянских СМИ обращения, в которых осуждались действия Израиля в Ливане и Газе - они приравнивались к преступлениям нацистского режима в Италии. Безусловно, это вызвало настороженность и неодобрение в политических кругах страны. После ряда встреч с представителями еврейских организаций глава МВД Дж. Амато принял решение, что в будущем членство в Консультативном совете будет связано с подписанием претендентом на вступление в него «Хартии итальянских ценностей». Первым элементом этого документа является осуждение войны и агрессии против любого государства, поддержка принципов религиозного плюрализма, свободы выбора, равных прав мужчин и женщин. Мухаммад Нур Дачан отказался принести извинения по поводу своих высказываний. В октябре 2006 г. Дж. Амато на очередном созыве Консультативного совета назначил специальный комитет, в обязанности которого входит разработка Хартии.

В Италии и Германии «диалог с исламом» был длительное время ограничен местными уровнями. Однако после 11 сентября 2001 г. и других терактов антиисламские настроения здесь усилились. В Германии, как и в Италии, Министерство внутренних дел предприняло шаги для установления диалога с мусульманской общиной. Например, в Германии в 2006 г. глава МВД В. Шойбель создал «Исламскую конференцию Германии» для переговоров правительства с мусульманской общиной. Именно через эту организацию МВД стремилось получить рекомендации по решению главных проблем мусульманской общины: образования, подготовки имамов, ношения хиджаба, ускорения интеграции последователей исламской религии, противодействия экстремизму. Как в Италии, так и в Германии государство пытается наладить диалог с «религией без официальной церкви». К этому подталкивает влияние различных факторов: во-первых, реальность такова, что мусульмане прочно обосновались в этих странах; во-вторых, демографические тенденции указывают на то, что мусульмане становятся крупным сегментом общества.

Как в Германии, так и в Италии исламским организациям, как уже отмечалось, не удалось самостоятельно сформировать представительный орган, выступающий от всей общины и с кото-

рым власти страны могли бы вести диалог. Поэтому ислам не получает официального статуса. А значит, неизбежно возникают разные трудности. К примеру, нельзя добиться введения в школьные расписания некоторых исламских дисциплин. А это порождает опасность, что молодежь, стремясь получить религиозные знания, неизбежно будет подвержена влиянию радикальной версии ислама. Государство старается содействовать интеграции иммигрантов в общество. Закон 286/98 предусматривает специальные программы, а также создание организаций, помогающих адаптации мигрантов, безболезненному принятию ими западных ценностей . Например, в Италии действует Комиссия по интеграции иммигрантов, которая должна содействовать этому процессу и консультировать правительство страны по проблемам толерантности, межкультурного диалога и т.д. Эта комиссия состоит из деятелей науки, экспертов по проблемам миграции, представителей правительства и мусульманских организаций. Комиссия представляет ежегодный доклад в Парламент Италии о том, как проводится политика интеграции мигрантов, какие следует внести поправки. Комиссия сформулировала и опубликовала основные принципы противодействия расизму в стране.

Национальный координационный союз по региональной политике и социальной интеграции иностранных граждан входит в Национальный совет по экономике и труду, который занимается изучением того, как на региональном уровне проводятся меры по социальной интеграции иностранцев, чтобы затем передовой опыт в одних регионах применить в других. Союз состоит из представителей властей провинций Италии, торговых союзов, различных иммигрантских организаций. В результате реорганизаций, проведенных в МВД Италии, был создан Департамент гражданских свобод и иммиграции. В обязанности Департамента входит поддержка советов по иммиграции провинций, которые созданы во всех префектурах. Территориальные советы функционируют в сотрудничестве с общественными организациями.

Государство же, в свою очередь, заключает договоры с религиозными общинами. Помощь государству оказывают две комиссии. Одна состоит из экспертов по религиозно-государственным делам, вторая - из представителей министерств. Переговоры проводятся между второй комиссией и представителями религиозных групп. Помимо центральных, местные власти также занимаются вопросами интеграции иммигрантов. Например, Турин и Болонья

представляют иностранным мигрантам целый комплекс и услуг: советы по трудоустройству, уроки итальянского языка, медицинское обслуживание. В Турине налажена сеть обслуживания и поддержки иммигрантских организаций.

По сообщениям итальянских спецслужб, Италия стала прибежищем для радикальных исламистов. Их привлекает доступность и дешевизна оружия в этой стране, отработанные каналы нелегального трафика людей, по которым прибывают террористы. Исламисты в Италии занимаются подделкой документов, продажей наркотиков, контрабандой оружия, рекрутированием и переброской боевиков в Ирак и Афганистан. Пакистанцы и сомалийцы управляют переговорными пунктами. Именно в Италии исламисты стали использовать 30-40 карт для передачи информации по телефону. Террористы, участвовавшие в убийстве лидера Северного Альянса Ахмада Шаха Массуда (2001) использовали фальшивые документы, изготовленные в Италии.

Радикальные исламисты, по сообщениям правоохранительных органов Италии, живут в спартанских условиях и первостепенное значение придают мерам собственной безопасности. В некоторых кварталах у них есть конспиративные квартиры с сетью наблюдательных пунктов. Например, район Порта Венеция в Милане, где радикальные исламисты собираются в маленьком арабском ресторане под видом обычных посетителей. При этом на перекрестке сидит тунисский бербер-наблюдатель, а торговец-алжирец контролирует возможные пути отхода. У исламистов глаза повсюду, им докладывают о всех подозрительных лицах, появляющихся в районе, что затрудняет проникновение сюда не только представителей итальянских, но и спецслужб арабских государств. Еще одним обстоятельством, привлекающим в Италию радикалов от ислама, является легкодоступность и дешевизна здесь взрывчатых веществ и оружия.

Итальянскими спецслужбами были предприняты повышенные меры безопасности во время Олимпийских игр в Турине, так как в стране серьезно отнеслись к угрозам «Аль-Каиды» наказать Италию за ее участие в войне в Ираке. «Аль-Каида» неоднократно выступала с угрозами затопить Венецию, устроить теракты в миланском метро и посольстве США в Риме, использовать химические вещества против Ватикана (цианид, рицин). В Италии существует вероятность проведения терактов по Лондонскому сценарию.

По некоторым данным, террористы наметили в Италии около 13 тыс. потенциальных целей для проведения своих атак.

В Болонье церковь Сан Патронио считается одной из наиболее вероятных мишеней для атак. В ней на одной из фресок показан пророк Мухаммад в Аду. В 2002 г. 5 человек (1 итальянец и 4 севе-роафриканца) были арестованы по подозрению в подготовке теракта. Полиция возводит защитные заграждения вокруг вероятных объектов для терактов, чтобы невозможно было припарковать к ним автомобили. Для усиления мер по борьбе с терроризмом в метрополитенах Рима и Милана на установку дополнительных систем видеонаблюдения было потрачено 5 млн. евро. По мнению спецслужб, именно в метро наиболее вероятны теракты с использованием террористов-смертников, а также оружия массового поражения.

Италия также является страной, где деятельность алжирской радикальной исламистской группировки «Салафитская группа проповеди и джихада» вызывает тревогу властей. Сеть «СГПД» в Италии проявляет активность последние десять лет. Ее члены, как правило, - это первое поколение иммигрантов, которые родились в Алжире и приехали в Италию специально для создания здесь ячеек. Как и в других странах западной Европы, «СГПД» в Италии занимается подготовкой терактов, предоставлением убежища боевикам, скрывающимся от преследований со стороны спецслужб, сбором оружия и изготовлением фиктивных документов. В ноябре 2005 г. итальянские власти арестовали пять алжирцев по подозрению в подготовке терактов в Италии и США, а также в оказании финансовой помощи, поставке оружия другим радикальным исламистским группировкам в ряде стран Западной Европы. Было установлено, что эта ячейка в Салерно была связана и тесно взаимодействовала с ячейками «СГПД» в Милане, Неаполе, Бре-шии. Руководителем ее был Ямин Бухрама. Итальянским спецслужбам удалось перехватить переговоры Я. Бухрамы с членами ячеек «СГПД» в Брешии и Неаполе и с Халедом Сераи и Мухамма-дом Лярби. В частности, они обсуждали возможность совершения теракта против одной итальянской компании. Министр внутренних дел страны Дж. Пизану отметил, что Бухрама, Сераи, Лярби также планировали серию терактов в США - подрывы кораблей, стадионов или железнодорожных станций. В ходе расследований удалось выяснить, что все трое подчинялись Люничи Далилю, одному из лидеров «СГПД». Известно, что Далиля уже арестовывали в 2004 г.

вместе с двумя другими алжирцами, они отбывали тюремный срок за контрабанду оружия, изготовление поддельных документов для членов «СГПД». Итальянские власти также установили, что, хотя ячейки «СГПД» в Италии состоят из алжирцев, они активно связаны с состоящими из марокканцев радикальными исламистскими ячейками Испании, Норвегии и других стран. Это свидетельствует о преодолении былой враждебности между ними. Бухрама, Сераи, Лярби, используя фальшивые документы, длительный период времени совершали поездки в Бельгию, Францию, Германию, Великобританию, Норвегию.

Мусульманская община Италии обладает несколькими специфическими чертами: высокой степенью роста численности, дисперсностью расселения по стране, большим числом сезонных мигрантов, отсутствием преобладания какой-то одной этнической группы. В этой связи следует заметить, что в Италии отсутствуют крупные центры сосредоточения исламских общин, например в промышленных районах. В стране нет явных так называемых «мусульманских гетто». Мусульмане расселены главным образом в Милане, Риме, Турине, Венеции, Неаполе, Палермо. Если в большинство стран Западной Европы мусульмане-мигранты стали прибывать в 50-60-е годы, то в Италии история миграции мусульман насчитывает не более 30 лет. В других странах мусульмане, прибывшие в 50-60-е годы, рассматривались как явление временное. Законы, регулирующие миграцию, были либеральными, в отличие от тех, которые действуют сейчас. Первое поколение мигрантов-мусульман не стремилось связать себя навсегда с «новой европейской родиной». Однако ситуация начала меняться в 70-е годы. Мусульмане-мигранты осознали, что если они покинут Европу, то уже не смогут вернуться обратно, так как ситуация на рынке труда изменилась, законодательство стало более жестким. Поэтому большинство мусульман решило остаться в Европе. С появлением второго поколения мусульман возникли новые проблемы, связанные с интеграцией.

В Германии, Франции, Великобритании в каждой имеются по 1-2 компактные этнические группы, которые по численности превосходят все остальные. В Италии это не так, хотя по общему числу в стране марокканцы здесь преобладают. Процесс интеграции в итальянское общество среди различных групп мусульман неодинаков. Статистика свидетельствует, что этот процесс происходит быстрее у марокканцев, албанцев и тунисцев. Больше всего детей из

этих групп посещают итальянские школы. Однако исламские традиции больше всего сохранены у выходцев из Северной Африки, в то время как албанские семьи более секуляризированы.

Получение гражданства еще не является интеграцией. Многие из тех, кто прибыл в европейские страны, а также их дети не интегрируются в принимающее общество, даже не изучают язык, живут в изоляции и поддерживают минимальные контакты с европейцами. Однако из-за того, что массовая миграция мусульман в Италию началась несколько позже, чем в другие страны Западной Европы, здесь проблемы взаимоотношений коренных жителей и «пришельцев» несколько иные. Более того, эта страна еще не столкнулась с проблемами «второго» и «третьего» поколений. Так, инициаторы Программы мониторинга по вступлению в ЕС опубликовали доклад по защите этнических меньшинств, целью которого является изучение ситуации наиболее уязвимых групп в пяти крупнейших странах - членах ЕС. Согласно докладу, «итальянское правительство в недавнее время признало важность иммигрантов для удовлетворения нужд в рабочей силе и предприняло позитивные меры для ускорения интеграции мигрантов». Вместе с тем мусульмане стали синонимом иммиграции, их интеграция бросает вызов культурно-гомогенному обществу. Программа действует в Италии, Бельгии, Германии и Великобритании, Франции. По мнению координатора программы А. Сильджа, «сравнительное изучение ситуации в разных странах позволяет проанализировать, как события в одной стране влияют на отношения к мусульманам в других странах ЕС. Изучение ситуации показывает, что идея «европейского ислама» встречает положительный отклик у большинства граждан. Страны, где мусульмане стали «сравнительно недавним феноменом», могут учесть опыт взаимодействия с мусульманской общиной таких государств, как Великобритания, Франция, которые столкнулись с проблемой «второго» и «третьего» поколений мусульман».

«Ближний Восток и современность», М., 2008 г., № 34, С. 144-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.