Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru
УДК 378.146
Б01: 10.32343/2409-5052-2022-16-2-178-192
Научная статья
Стандарты ШогЫБкПЬ в подготовке бакалавров педагогического образования: демонстрационный экзамен в рамках итоговой аттестации
А. М. Пирожникова1, Е. И. Овчинникова2, Т. С. ЛысиковазН
Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4515-2281 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9609-7673 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5849-247X
Аннотация. Введение. В статье анализируется демонстрационный экзамен как практико-ориентированное средство итогового контроля индивидуальных образовательных результатов будущих учителей начальной и основной школы. Авторы обосновывают своё мнение о том, что демонстрационный экзамен отвечает современным требованиям, предъявляемым к формам итоговой государственной аттестации, реализуемой в рамках компетентностного подхода. Проблема исследования заключается в решении организационных и содержательных вопросов внедрения демонстрационного экзамена в государственную итоговую аттестацию образовательного процесса вуза.
Материалы и методы. В ходе исследования были реализованы следующие методы: анализ нормативной, научной, психолого-педагогической, методической литературы по вопросам реализации условий проведения демонстрационного экзамена; опрос всех участников экзамена.
Результаты исследования. На основе опыта проведения демонстрационного экзамена у студентов-бакалавров выпускных курсов представлен анализ преимуществ этого способа оценивания уровня сформированности компетенций по сравнению с традиционными.
Выводы. Авторами сформулированы условия внедрения демонстрационного экзамена в образовательный процесс вуза.
Ключевые слова: WorldSkills, демонстрационный экзамен, государственная итоговая аттестация
Для цитирования: Пирожникова А. М., Овчинникова Е. И., Лысикова Т. С. Стандарты "^г^кПк в подготовке бакалавров педагогического образования: демонстрационный экзамен в рамках итоговой аттестации // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 2 (55). С. 178-192. БО!: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-2-178-192
© Пирожникова А. М., Овчинникова Е. И., Лысикова Т. С., 2022
178 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2022. Т. 16. № 2 (55). С. 178-192
WorldSkills Standards in Preparing Bachelors of Teacher Education: Demonstration Exam as Part of the Final Certification
Anastasia M. Pirozhnikova, Elena I. Ovchinnikova, Tatjyana S. LysikovaH
Transbaikal State University, Chita [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4515-2281 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9609-7673 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5849-247X
Original article
Abstract. Introduction. The paper presents an analysis of the demonstration exam as a practice-oriented means of final control of individual educational results of future primary and basic school teachers. The research substantiates the hypothesis that the demonstration exam meets modern requirements for the forms of final state certification, which is implemented within the competence approach. The focus of the study is on resolving organizational and content-related issues concerned with the introduction of demonstration exam in the state final certification of the educational process of university.
Materials and methods. The methods employed in the study are: analysis of normative, scientific, psychological-and-pedagogical methodological literature on the implementation of conditions for the demonstration exam; and a survey of all exam participants. Results of the study. Based on the experience of conducting a demonstration exam for the final-year Bachelor's degree students, the advantages of this method of assessing the level of competencies gained versus conventional ones are analyzed.
Conclusion. The paper has presented the conditions formulated for the introduction of the demonstration exam in the educational process of university.
Keywords: WorldSkills, demonstration exam, state final certification
For citation: Pirozhnikova A. M., Ovchinnikova E. I., Lysikova T. S. WorldSkills standards in the preparation of bachelors of teacher education: a demonstration exam as part of the final certification. Pedagogicheskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2022; 16(2): 178-192. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-2-178-192
Введение
В 2020 году на пленарном заседании финала IV Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы» (ВорлдСкиллс Россия) Заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Д. В. Афанасьев заявил, что движение Ворлд скиллс рассматривается как важный инструмент практико-ориентированной подготовки обучающихся высших учебных заведений.
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Т. А. Голикова подписала план развития движения ВорлдСкиллс до 2030 года, который на треть связан с организациями высшего образования. Таким образом, актуальность проблемы связана с внедрением стандартов WorldSkills Russia (WSR) и Future Skills (FS) в образовательный процесс [1], промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся на современном этапе совершенствования организации и содержания образования в российских вузах.
"PEDAGOGICAL SCIENCES" SECTION
179
Целью данного исследования является выявление возможностей и условий внедрения стандартов WSR в образовательный процесс вуза, промежуточную и итоговую аттестацию будущих педагогов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование».
Методологические подходы
В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) в качестве образовательных результатов выступают универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, объективная оценка которых затруднена традиционными методами (квалиметрия знаний, умений и навыков) [2]. Проведение демонстрационного экзамена по стандартам WSR предполагает использование инструментов практико-ориентированной оценки образовательных результатов будущих учителей [3, с. 61] в условиях квазипрофессиональных ситуаций, поэтому в качестве ведущего в рамках данного исследования будет рассматриваться компетентностный подход. Хотя стандарты World Skills Standard Specification (WSSS) уже основаны на компетентностном подходе, считаем необходимым рассмотреть возможности его реализации применительно к организации государственной итоговой аттестации в образовательном процессе вуза.
Компетентностный подход (competence based approach) как общемировой тренд профессионального образования рассматривают в зарубежной педагогике применительноккомпетентностнымквалификациям,профессиональномуобразованию, основанному на компетенциях [4]. В отечественной педагогике компетентностный подход рассматривается как обеспечение условий, способствующих наложению усвоенных студентом теоретических знаний на канву будущей профессиональной деятельности уже на этапе обучения. Такого рода условиями может стать моделирование в образовательном процессе ситуаций профессионального характера, где проблемные ситуации выступают в качестве сюжетной канвы усваиваемой профессиональной деятельности [5, с. 69].
Принципами компетентностного подхода, реализуемыми в процессе организации и проведения ДЭ в вузе, на наш взгляд, являются:
- во-первых, обеспечение личностно-смыслового включения студента в учебную деятельность (зная, что на итоговую аттестацию выносится демонстрационный экзамен, студенты в процессе обучения более осознанно подходят к выполнению заданий, связывают теоретические вопросы с будущей профессиональной деятельностью, следовательно, повышается уровень внутренней мотивации в учебно-профессиональной деятельности студента [6]);
- во-вторых, последовательное моделирование целостного содержания, условий и форм профессиональной деятельности в учебной деятельности студентов (поскольку на демонстрационный экзамен выносятся виды профессиональной деятельности учителя, в процессе подготовки к экзамену в содержании изучаемых дисциплин преподавателем в обязательном порядке моделируются условия и формы будущей педагогической деятельности [7]);
- в-третьих, ведущая роль совместной (групповой, парной) деятельности, межличностного взаимодействия и общения посредством диалога всех субъектов образовательного процесса (на демонстрационный экзамен выносятся задания, предполагающие организацию взаимодействия обучающихся друг с другом, учителя с родителями учеников, учителя с профессиональным сообществом);
180 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2022. Т. 16. № 2 (55). С. 178-192
- в-четвёртых, педагогически обоснованное сочетание новых и классических педагогических технологий (при подготовке студентов к ДЭ преподаватели обогащают свой педагогический опыт за счёт использования каждый раз новых технологий);
- в-пятых, учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (преподаватели, осуществляя подготовку к ДЭ, имеют возможность наблюдать особенности темперамента, педагогического стиля, уровня подготовки обучающихся и корректировать недочеты).
Таким образом, реализация вышеназванного подхода позволяет успешно организовать процесс управления развитием различных компетенций студентов, обеспечить объективную оценку уровня развития комплекса компетенций студентов, а также мотивировать их к самообразованию уже на этапе обучения в университете.
Описание результатов исследования
В 2021 году эксперимент по проведению демонстрационного экзамена (ДЭ) по стандартам WSR в рамках государственной итоговой аттестации (ГИА) [8] был проведён для студентов, обучающихся в Забайкальском государственном университете по программам подготовки бакалавров педагогического образования по следующим профилям:
- 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование»;
- 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Биология и химия», «Безопасность жизнедеятельности и география», «Технология и экономика», «Математика и информатика», «Физкультурное образование и физкультурно-оздоровительные технологии».
Организация и проведение ДЭ осуществлялись по определённой схеме (рис. 1).
Ьило аккраднгооаю 2 игющадки. • на баю Центра «мпетанцин (Преподавание в
основной " средой школе, прспоазмнис в ипадшя*
nctWIi
4 мП Сэм ФФКиС
Комплекты Оцененной Документации. соответствующие скчиервднящ обучения, выбраны Мранм нэ сайте WS
ч_J
Обучено 10 депортов и* числа (Мботадтелаи
ч_>
-)
Аетометнмиия сопротивления ЭнЛЛЫВчЛ
Ski К Passport
Рис.1. Порядок организации и проведения демонстрационного экзамена бакалавров
Fig. 1. The procedure for organizing and conducting a demonstration exam of Bachelors По результатам проведения ДЭ в личном кабинете каждого участника на Цифровой
Аккредитаций ППОШЙДО
выбраны КОД
Обучены независимый эксперты
ЦП WSR н CIS
"PEDAGOGICAL SCIENCES" SECTION
181
платформе WSR формируется паспорт компетенций (Skills Passport) - электронный документ, отражающий уровень владения практическими навыками. Skills Passport демонстрирует уровень освоения обучающимися компетенций WS, что предполагает владение практическими навыками.
Skills Passport для участника ДЭ - это подтверждение уровня освоения практических навыков; открытый цифровой профиль для предоставления работодателю (ссылкой на веб-версию Skills Passport можно поделиться в социальных сетях); документ, повышающий конкурентоспособность на рынке труда, позволяющий получить лучшие условия трудоустройства. Студенты, показавшие высокие результаты на ДЭ, получают возможность стать участниками чемпионатного движения WS.
Демонстрационный экзамен как институт оценки компетентности работников оказывает значительное влияние на систему подготовки кадров [6]. Наличие сервиса, позволяющего работать со Skills Passport выпускников образовательных учреждений, позволяет работодателям оптимизировать (сократить) время и финансирование на процедуру отбора и найма персонала, находить/выявлять кадры по наиболее актуальным критериям (компетенциям, навыкам), быстро оценивать практические навыки претендентов на этапе отбора, быть уверенным в уровне компетенций сотрудников.
Предъявляемый соискателем вакансии Skills Passport может быть проверен работодателем в базе, веб-версия документа даёт возможность более глубокого анализа и детальной оценки компетентности потенциального работника. В паспорте компетенций отражаются данные о владельце, компетенциях, комплекте оценочной документации (КОД), специальности, образовательной организации, программе обучения и дате проведения экзамена и др. Полученные на ДЭ результаты детализируются как в разрезе группы навыков WorldSkills Standard Specification (WSSS) - Стандарта спецификации навыков Ворлдскиллс, так и в разрезе критериев/модулей.
Участникам демонстрационного экзамена в их профиле Цифровой платформы WS доступна также расширенная веб-версия Skills Passport, которая дополняет возможности «печатной», кроме того, её можно просмотреть и по QR-коду (ссылке) из печатной версии. Здесь же можно увидеть информацию о критериях оценки, уровне развития профессиональных и универсальных компетенций, о результатах участника в сравнении со средними результатами по субъекту РФ и Российской Федерации.
Для проведения ДЭ бакалавров по компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес» был выбран КОД 1.4, предполагающий выполнение конкурсного задания по модулю «Организация физкультурно-спортивной деятельности с занимающимися». Выбор был сделан на заседании методического совета факультета физической культуры и спорта (ФФКиС) с учётом следующих обстоятельств:
- вторым профилем подготовки бакалавров физкультурного образования являются физкультурно-оздоровительные технологии, поэтому логичным испытанием для выпускников была признана разработка и проведение фрагмента основной части физкультурно-оздоровительного занятия с использованием современных видов оборудования;
- площадка экзамена сертифицирована, оснащена в соответствии с инфраструктурным листом, что даёт возможность проверить сформированность навыков использования современного инвентаря и оборудования, в том числе многофункциональной рамы.
Цель модуля заключалась в демонстрации умения разработки и организации
182 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2022. Т. 16. № 2 (55). С. 178-192
фрагмента основной части физкультурно-оздоровительного занятия с учётом специфики заданных видов оборудования. На выполнение задания отводилось 120 минут. В течение 4 минут конкурсанту необходимо было произвести расстановку волонтёров на площадке, расстановку и осмотр-тестирование оборудования, убедиться в его исправности. На демонстрацию задания у каждого конкурсанта было 10 минут [9, с. 101].
Анализ результатов ДЭ в целом указывает на соответствие профессиональной компетентности экзаменуемых студентов требованиям ФГОС ВО к уровню подготовленности выпускника бакалавриата (рис. 2).
Рис. 2. Результаты демонстрационного экзамена бакалавров по компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес»
Fig. 2. Results of the demonstration exam of Bachelors in the competence «Physical Culture, Sports and Fitness»
В ходе обсуждения на Совете ФФКиС признано необходимым внедрение стандартов WSR в подготовку бакалавров физкультурного профиля. Определены направления совершенствования содержания образовательного процесса на ближайшую перспективу:
1) в содержание одного из модулей дисциплины «Элективные курсы по ФК и С» необходимо включить работу с новыми видами оборудования;
2) следует уделить внимание формированию навыков работы с цифровыми помощниками ЗОЖ - фитнес-браслетами на практических занятиях по профильным дисциплинам, например, по моделированию физкультурно-оздоровительной деятельности,
3) в методике обучения базовым видам физкультурно-спортивной деятельности уделять особое внимание формированию навыка использования профессиональной терминологии;
4) в курсе «Педагогическое мастерство» совершенствовать умения и навыки коммуникации, навыки организации деятельности в соответствии с требованиями ТБ и ОТ.
Для компетенции «Преподавание в основной и средней школе» комплект оценочной документации состоял из двух модулей, предполагающих разработку, подготовку, демонстрацию внеурочного занятия по исследовательской деятельности
"PEDAGOGICAL SCIENCES" SECTION
183
и моделирование ситуации взаимодействия с родителями обучающихся (законными представителями) с использованием современных сетевых коммуникационных технологий (видеообращения). В процессе реализации модулей данных модулей проверялись пять разделов WSSS [10 с. 24] (табл. 1):
Таблица 1
Описание модулей, реализуемых на демонстрационном экзамене
Table 1
Description of the Modules Implemented in the Demo Exam
№ Модуль, в котором используется критерий Проверяемые разделы WSSS Субкритерий Пример аспекта
1 Подготовка и проведение внеурочного занятия; подготовка и демонстрация внеурочного занятия по проектной/ исследовательской деятельности 1,2, 3,4 Сценирование проектной / исследовательской деятельности Запланирована работа в малых группах или парах. Запланировано применение ИКТ-средств обучающимися
Организация проектной/ исследовательской деятельности в демонстрационной зоне Грамотность устной речи. Соблюдение тайминга при подготовке оборудования на занятии (не более 2 минут). Размещение всех материалов для занятия, перестановка мебели, включение презентации
Проведение внеурочного занятия в форме проектной/ исследовательской деятельности Организация обсуждения, анализа проблемного вопроса (ситуации). Создана ли проблемная ситуация, кем сформулирована цель проектной/ исследовательской деятельности
2 Профессиональная педагогическая коммуникация 5 Техническая часть видеообращения Видеообращение включает в себя видеозапись сообщения учителя (видео и аудио самого автора).Наличие динамичных наглядных материалов: анимационные картинки, видеовставки, интерактивные элементы (5 и более элементов)
Содержательная часть видеообращения Обеспечение взаимодействия с родительской общественностью: обеспечение обратной связи, уровень сложности предъявляемой информации
Эксперты, роль которых сыграли педагоги и специалисты образовательных организаций города, отмечают у участников ДЭ хорошие результаты, уверенное
184 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2022. Т. 16. № 2 (55). С. 178-192
владение информационно-коммуникационными технологиями, навыками разработки заданий по поиску, анализу, обработке информации (рис. 3).
Рис. 3. Результаты демонстрационного экзамена бакалавров по компетенции «Преподавание в основной и средней школе»
Fig.3. Results of the demonstration exam of bachelors in the competence « Teaching in basic and secondary schools»
После завершения экзамена все участники (студенты, эксперты, волонтёры, руководители) были опрошены с целью проведения рефлексии. Опросы предусматривали мониторинг разных аспектов проведения ДЭ.
По результатам опросов были сделаны соответствующие выводы, внесены изменения в работу методистов, содержание учебного материала, организацию работы со всеми участниками процесса. Анализ результатов опросов коррелирует с результатами рефлексии по всем рассмотренным педагогическим компетенциям (табл. 3).
Таблица 2
Результаты опросов участников демонстрационного экзамена по компетенции «Преподавание в основной и средней школе»
Table 2
Results of Surveys for Participants in the Demonstration Exam on the Competence «Teaching in Basic and Secondary Schools»
Вопросы Ответы
Экзаменуемые
Понравилось ли Вам мероприятие? 79 % - да, 21 % - нет
Что, на Ваш взгляд, у Вас получилось лучше всего? 50 % - видеоролик, 50 % - разработка и проведение мероприятия
"PEDAGOGICAL SCIENCES" SECTION
185
Что, по Вашему мнению, у Вас не получилось совсем? Оптимально распределить время. Организовать проектную/исследовательскую деятельность. Монтаж видео
Какой подготовки Вам не хватило для более качественной работы на демоэкзамене? Образование в сфере методики, педагогики, психологии. Практический опыт проектирования мероприятий. Техническая подготовка
Владение какими навыками помогло бы Вам лучше сдать экзамен? Работа с оборудованием и ПО для создания видео. Проектирование уроков. Обеспечение работы обучающихся в сети «Интернет»
Эксперты
Какой подготовки не хватило участникам ДЭ для более качественной работы на демоэкзамене? Слабая организация проектной деятельности, неумение создавать проблемные ситуации, выходить на гипотезы. Зачастую обучающиеся организуют групповую работу, но не выдерживают технологию её организации, или выдерживают, но частично
Владение какими навыками помогло бы им лучше сдать экзамен? Ощущается недостаток опыта работы с техническим оснащением: панелью, планшетами. Несвязность умений и навыков, полученных при изучении методики, психологии, педагогики
Волонтёры
Что запомнилось больше всего? Совместная работа группами. Сам процесс, ответы на вопросы, интересные презентации
Какие формы работы, использованные участниками ДЭ, показались Вам наиболее интересными? Презентация, подготовка плакатов, вопрос-ответ. Командная работа. Прохождение онлайн-теста, работа с планшетами
Руководители экзаменуемых
Преподавание какого предмета необходимо пересмотреть для более качественной подготовки к ДЭ (с точки зрения «западающих» критериев) Методика, педагогика, психология, информационные технологии
186 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2022. Т. 16. № 2 (55). С. 178-192
Предложения по изменениям в работе по Чаще организовывать проектную
подготовке к ДЭ деятельность на занятиях.
Давать больше заданий на поиск,
структурирование, представление
информации.
Чаще организовывать демонстрации,
где студенты выступают в роли учителя,
проигрывание фрагментов урока.
Анализировать совместно проблемные
ситуации, озвучивать условия и пути
решения
Задание для демонстрационного экзамена по компетенции «Преподавание в младших классах» включало в себя три крупных модуля: «Разработка технологической карты фрагмента урока», «Проведение фрагмента урока (этап открытия нового знания) в начальных классах по одному из учебных предметов с использованием интерактивного оборудования», «Разработка и демонстрация дидактического средства на интерактивном оборудовании в соответствии с заданной темой урока» [11, с. 14].
Подготовка к выполнению данных заданий проходила в процессе изучения дисциплин учебного плана бакалавров 4-го курса направления 44.03.01 Педагогическое образование, профиля «Начальное образование». Преподаватели кафедры теории и методики дошкольного и начального образования в течение второго полугодия 20202021 уч. г. и первого полугодия 2021-2022 уч. г. на занятиях по базовым обязательным дисциплинам и практикумам уделяли внимание отработке навыков использования интерактивного оборудования на уроках в начальной школе. В процессе изучения дисциплины «Особенности освоения образовательной программы начального общего образования (образовательная область «Обществознание и естествознание») в различных УМК» студенты изучали возможности использования цифровой лаборатории на уроках по предмету «Окружающий мир»; на практических занятиях по «Теории и технологии преподавания информатики в начальной школе» студенты отрабатывали умения работать с интерактивной панелью, документ-камерой; в рамках дисциплины «Практикум по начальному языковому образованию» студенты знакомились с особенностями разработки разноуровневых заданий-вопросов, направленных на формирование читательской грамотности младших школьников при работе с текстом.
Оценивание на ДЭ проводили независимые эксперты - представители образовательных организаций г. Читы. Эксперты отмечали в целом хороший уровень подготовки студентов (рис. 4), в качестве недочётов указали на то, что будущие учителя начальных классов с трудом устанавливают межпредметные связи в процессе проведения урока, слабо ориентируются в возрастных особенностях обучающихся, затрудняются в построении логики изложения теоретического материала. Обратная связь от работодателей в будущем поможет улучшить процесс подготовки студентов к демонстрационному экзамену с учётом указанных замечаний.
"PEDAGOGICAL SCIENCES" SECTION
187
Рис. 4. Результаты демонстрационного экзамена бакалавров по компетенции «Преподавание в младших классах»
Fig.4. Results of the demonstration exam of Bachelors in the competence «Teaching in the lower grades»
Выводы (заключение)
Включение демонстрационного экзамена по стандартам WS в образовательный процесс вуза позволяет реализовать компетентностный подход в образовании будущих учителей начальной и основной школы, сделать процесс профессиональной подготовки более практико-ориентированным, повысить компетентность студентов и преподавателей в области инновационных технологий обучения и воспитания, обеспечить тесное взаимодействие с работодателями. Осмысление результатов ДЭ позволяет педагогам определить новые направления в подготовке будущих профессионалов, находиться в курсе современных тенденций и подходов к образовательному процессу. Выявлены условия успешного внедрения стандартов WS в образовательный процесс вуза:
- регулярное прохождение курсов повышения квалификации по стандартам WS для методистов, принимающих участие в подготовке студентов к ДЭ;
- введение в учебный план факультативных дисциплин на 4-м курсе, обеспечивающих подготовку обучающихся к ДЭ;
- совершенствование содержания и методики преподавания отдельных дисциплин в соответствии со стандартами WS («Методика обучения и воспитания», «Психология», «Педагогика», «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»);
- оборудование мастерских, методических кабинетов с техническим оснащением по стандартам WS.
Таким образом, демонстрационный экзамен в полной мере отвечает современным требованиям, предъявляемым к формам оценки образовательных результатов в русле реализации компетентностного подхода, позволяет обогатить образовательный процесс за счёт внедрения инновационных технологий, обеспечивает обратную связь с работодателями, что приводит к успешному трудоустройству выпускников.
188 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2022. Т. 16. № 2 (55). С. 178-192
Заявленный вклад авторов
Пирожникова А. М.: выработка направления коллективной работы, написание фрагментов текста статьи, информационные решения для визуального сопровождения статьи, предоставление актуальных результатов исследования.
Овчинникова Е. И.: организация исследования, сбор, систематизация и анализ полученных материалов, формулирование выводов, написание и оформление статьи.
Лысикова Т. С.: организация исследования, сбор, систематизация и анализ полученных материалов, формулирование выводов, написание и оформление статьи.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Список источников
1. Сафронович И. Е. Демонстрационный экзамен как элемент проверки знаний, умений и навыков обучающихся вуза // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 2 (5). С. 44-53.
2. Ульзутуева О. Д., Лысикова Т. С., Таюрская О. Ю. Организация практико-ориентированной оценки образовательных результатов будущих педагогов дошкольного образования по стандартам WorldSkills // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 15. № 5. С. 94-101.
3. Мурованая Н. Н. Модель практико-ориентированной подготовки будущих педагогов в области дошкольного и начального общего образования: концептуальные и технологические основы // Гуманитарные науки. 2020. № 1 (49). С. 60-64.
4. Gutschow K., Jörgens J. Recognising competencies: experts consider scenarios for Germany [Electronic resource]. BiBB-Publications, 2018. URL: https://www.bibb.de/ en/73149.php (accessed: 19.05.2022).
5. Вербицкий А.А. Инварианты профессионализма. Проблемы формирования : монография. М. : Логос, 2011. 287 c.
6. Несына С.В. Демонстрационный экзамен в подготовке будущих педагогов // Образовательный вестник «Сознание». 2019. Т. 21. № 10. С. 23-28.
7. Якунчев М. А., Жукова Н. В., Маскаева Т. А., Ляпина О. А. Модернизация государственной итоговой аттестации выпускников педагогического вуза // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 65-77.
8. Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия (Приложение 1 к приказу Союза «Ворлдскиллс Россия» от 30 ноября 2016 г. № ПО/19) URL: https://drive.google.com/file/d/1yjyh9eY9vI4727mQpm P33kJfsG4VtOdQ/view (дата обращения: 26.02.2022).
9. Оценочные материалы для Демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия по компетенции № D1 «Физическая культура, спорт и фитнес» [Электронный ресурс]. URL: https://cdn.dp.worldskills.ru/esatk-prod/public_ filesAb82a32f-2cb4-4745-a6c4-a0fcc7ae2c6d-22abbe9ac451ec0bf534e250890afad5.pdf (дата обращения: 27.02.2022).
10. Оценочные материалы для Демонстрационного Экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия по компетенции № R19 «Преподавание в основной и средней школе» [Электронный ресурс]. URL: https://e598bc5d-1a0f-4bc7-82f4-d169d57561e4-
"PEDAGOGICAL SCIENCES" SECTION
189
07af76817c71b158a848713a8e637a2a.pdf (worldskills.ru) (дата обращения: 28.02.2022).
11. Оценочные материалы для Демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия по компетенции R21 «Преподавание в младших классах» [Электронный ресурс]. URL: https://worldskills.ru/assets/docs//13933/КОМПЛЕКТ%20 0ЦЕН0ЧН0Й%20Д0КУМЕНТАЦИИ%20№%201.1-new.pdf (дата обращения: 21.03.2022).
References
1. Safronovich I. E. Demonstratsionnyy ekzamen kak element proverki znaniy, umeniy i navykov obuchayushchikhsya vuza [Demonstration exam as an element of testing the knowledge, skills and abilities of university students] Innovatsionnaya nauchnaya sovre-mennaya akademicheskaya issledovatel'skaya traektoriya (INSAIT) [Innovative Scientific Modern Academic Research Trajectory], 2021, no. 2 (5). Pp. 44-53. (In Russian). DOI: 10.17853/2686-8970-2021-2-44-53
2. Ul'zutueva O.D., Lysikova T.S., Tayurskaya O.Y. Organizatsiya praktiko-orientiro-vannoy otsenki obrazovatel'nykh rezul'tatov budushchikh pedagogov doshkol'nogo obrazo-vaniya po standartam WorldSkills [Organization of practice-oriented assessment of educational results of future teachers of preschool education according to WorldSkills standards] Uchenye zapiski Zabaikal'skogo gosudarstvennogo Universiteta [Scholarly Notes of Transbaikal state university], 2020. Vol. 15. No. 5. Pp. 94-101. (In Russian). DOI: 10.21209/26587114-2020-15-5-94-101
3. Murovanaya N.N. Model' praktiko-orientirovannoy podgotovki budushchikh pedagogov v oblasti doshkol'nogo i nachal'nogo obshchego obrazovaniya: kontseptual'nye i tekhnologicheskie osnovy [A model of practice-oriented training of future teachers in the field of preschool and primary general education: conceptual and technological foundations] Gumanitarnye nauki [Humanities], 2021, no. 1, pp. 60-64. (In Russian).
4. Gutschow K., Jorgens J. Recognising competencies: experts consider scenarios for Germany. [Electronic resource]. BiBB-Publications, 2018. URL: https://www.bibb.de/ en/73149.php (accessed: 19.05.2022).
5. Verbitskiy A.A. Invarianty professionalizma. Problemy formirovaniya: monografiya [Invariants of professionalism. Problems of formation: monograph]. Moscow, Logos Publ., 2011, 288 р. (In Russian).
6. Nesyna S.V. Demonstratsionnyi ekzamen v podgotovke budushchikh peda-gogov [Demonstration exam in the training of future teachers] Obrazovatel'nyy vestnik «Soznanie»[Educational bulletin «Consciousness»], 2019. Vol. 21. No. 10. Pp. 23-28. (In Russian). DOI: 10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-10-23-28
7. Yakunchev M. A., Zhukova N. V., Maskaeva T. A., Lyapina O. A. Modernizatsiya gosudarstvennoy itogovoy attestatsii vypusknikov pedagogicheskogo vuza [Modernization of the state final certification of graduates of a pedagogical university] Perspektivy nauki i obrazovaniya [Science and Education Prospects] 2019. No. 6 (42). Pp. 65-77. (In Russian). DOI: 10.32744/pse.2019.6.6.8. Metodika organizatsii i provedeniya demonstratsionnogo ek-zamena po standartam Vorldskills Rossiya (Prilozhenie №1 k prikazu Soyuza «Vorldskills Rossiya» ot «30» noyabrya 2016 g. № PO/19) [Methods of organizing and conducting a demonstration exam according to WorldSkills Russia standards (Appendix No. 1 to the Order of the Union "WorldSkills Russia" dated November 30, 2016 № PO /19)] (In Russian). Available at: https://drive.google.com/file/d/1yjyh9eY9vI4727mQpmP33kJfsG4VtOdQ/
190 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2022. Т. 16. № 2 (55). С. 178-192
view (accessed 26.02.2022).
9. Otsenochnye materialy dlya Demonstratsionnogo Ekzamena po standartam Vorldskills Rossiya po kompetentsii № D1 «Fizicheskaya kul'tura, sport i fitnes» [Assessment materials for the Demonstration Exam according to WorldSkills Russia standards in competence No. D1 «Physical Culture, Sports, and Fitness»]. (In Russian). Available at: https://cdn. dp.worldskills.ru/esatk-prod/public_files/1b82a32f-2cb4-4745-a6c4-a0fcc7ae2c6d-22abbe-9ac451ec0bf534e250890afad5.pdf (accessed 27.02.2022).
10. Otsenochnye materialy dlya Demonstratsionnogo Ekzamena po standartam Vorldskills Rossiya po kompetentsii № R19 «Prepodavanie v osnovnoy i sredney shkole» [Assessment materials for the Demonstration Exam according to WorldSkills Russia standards in competence No. R19 «Teaching in basic and secondary schools»]. (In Russian). Available at: https://e598bc5d-1a0f-4bc7-82f4-d169d57561e4-07af76817c71b158a848713a8e637a2a. pdf (worldskills.ru) (accessed 28.02.2022).
11. Otsenochnye materialy dlya Demonstratsionnogo Ekzamena po standartam Vorldskills Rossiya po kompetentsii R21 «Prepodavanie v mladshikh klassakh» [Assessment materials for the WorldSkills Russia Demonstration Exam on competence R21 «Teaching in lower grades»]. (In Russian). Available at: https://worldskills.ru/assets/docs//13933/KOM-ППЕКТ%20ОЦЕНО^НОH%20 AОКУМЕНТАЦHH%20№%201. 1 -new.pdf (accessed 21.03.2022).
Анастасия Михайловна Пирожникова
доцент кафедры математики и информатики
Забайкальский государственный университет
672027, Россия, Забайкальский край, г. Чита, ул. Бабушкина, 129
тел.: +7 (3022) 416444
Anastasia M. Pirozhnikova
Associate Professor of the Department of Mathematics and Computer Science
Transbaikal State University
129 Babushkin St, Chita, Zabaikalsky Krai, Russia, 672027
tel.: + 7 (3022) 416444
"PEDAGOGICAL SCIENCES" SECTION
191
Елена Ивановна Овчинникова Elena I. Ovchinnikova
заведующий кафедрой теоретических основ физического воспитания
Забайкальский государственный университет
672027, Россия Забайкальский край, г. Чита, ул. Бабушкина, 129
тел.: +7 (3022) 416444
Head of the Department of Theoretical Foundations of Physical Education
Transbaikal State University
129 Babushkin St, Chita, Zabaikalsky Krai, Russia, 672027
tel.: +7 (3022) 416444
Татьяна Сергеевна Лысикова
старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного и начального образования
Забайкальский государственный университет
672027, Россия Забайкальский край, г. Чита, ул. Бабушкина, 129
тел.: +7 (3022) 416444
Tatjyana S. Lysikova
Senior Lecturer of the Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education
Transbaikal State University
129 Babushkin St, Chita, Zabaikalsky Krai, Russia, 672027
tel.: +7 (3022) 416444
Статья поступила в редакцию 02.03.2022, одобрена после рецензирования 17.05.2022, принята к публикации 18.05.2022.
192 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2022. Т. 16. № 2 (55). С. 178-192