Научная статья на тему 'Демонстрационный экзамен как средство профессиональной оценки качества специалиста: проблемы и реализация'

Демонстрационный экзамен как средство профессиональной оценки качества специалиста: проблемы и реализация Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1058
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН / СТАНДАРТ ВОРЛДСКИЛЛС / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / QUALITY OF PROFESSIONAL EDUCATION / DEMONSTRATION EXAM / STANDARD WORLDSKILLS / METHODOLOGICAL SUPPORT / TEST MATERIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыжова И.М.

С внедрением ФГОС по ТОП-50 для образовательных организаций вводятся новые требования к проведению процедур ГИА и устанавливается обязательность организации демонстрационного экзамена. Затронуты вопросы, связанные с процедурой организации проведения демонстрационного экзамена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыжова И.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sample examination as a means of professional assessment of the quality of professionals: challenges and implementation

With the introduction of FGOS TOP-50 for educational institutions introduced new requirements for the procedures of the state examination and established the obligation of the demonstration exam. The article considers the issues related to the procedure of demonstration exam. Keywo

Текст научной работы на тему «Демонстрационный экзамен как средство профессиональной оценки качества специалиста: проблемы и реализация»

УДК 377.1

И.М. РЫЖОВА

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТА: ПРОБЛЕМЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ

С внедрением ФГОС по ТОП-50 для образовательных организаций вводятся новые требования к проведению процедур ГИА и устанавливается обязательность организации демонстрационного экзамена. Затронуты вопросы, связанные с процедурой организации проведения демонстрационного экзамена.

Ключевые слова: качество профессионального образования, демонстрационный экзамен, стандарт Ворлдскиллс, методическое сопровождение, контрольно-измерительные материалы.

With the introduction of FGOS TOP-50 for educational institutions introduced new requirements for the procedures of the state examination and established the obligation of the demonstration exam. The article considers the issues related to the procedure of demonstration exam.

Keywords: The quality of professional education, demonstration exam, standard WorldSkills, methodological support, test materials.

Как оценить качество профессионального образования? Этот вопрос давно волнует педагогическое и профессиональное сообщество. Особенно актуально он встал после вступления России в 2012 г. в международное движение WorldSkillsInternational (WSI). Участие нашей сборной в чемпионате мира рабочих профессий в 2013 г. в Лейпциге вскрыло ряд проблем, связанных с качеством подготовки российских студентов. Тогда наша сборная разделила последнее 41-е место с Чили, Эстонией, Исландией, Кувейтом, Оманом и Саудовской Аравией. Уже тогда встал вопрос подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена мирового уровня.

8 ноября 2014 г. Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев распорядился учредить

© Рыжова И.М., 2018

совместно с Агентством стратегических инициатив союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Ворлдскиллс Россия"». Целью этой организации является формирование системы профессионального образования в соответствии со стандартами WSI для обеспечения экономики высококвалифицированными рабочими кадрами.

В 2015 г. Министерством труда и социальной защиты был утвержден перечень наиболее востребованных профессий и специальностей, так называемый Т0П-50. Сейчас 50 самых востребованных профессий - это зона интенсивного развития среднего профессионального образования, в которой подготовка должна вестись «в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями» [8].

В 2016 г. Министерство образования и науки Российской Федерации утверди-

ло приоритетный проект «Рабочие кадры для передовых технологий». Одним из основных направлений проекта является внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по ТОП-50. Второе направление этого проекта - внедрение демонстрационного экзамена в государственную итоговую аттестацию по программам среднего профессионального образования [5].

Внедрение стандартов по ТОП-50 усиливает академические свободы образовательной организации и переносит ответственность за оценку качества результатов освоения образовательной программы на уровень образовательных организаций и соответствующих представителей профессионального сообщества в лице предприятий и организаций, объединений и союзов работодателей, советов по профессиональным квалификациям. С внедрением стандартов по ТОП-50 для образовательных организаций вводятся новые требования к проведению процедур государственной итоговой аттестации и устанавливается обязательность организации демонстрационного экзамена.

Проведение демонстрационного экзамена обеспечивает возможность оценки результатов освоения образовательной программы в специально организованных условиях, моделирующих реальную производственную ситуацию и позволяющих применить освоенные в процессе обучения профессиональные компетенции по видам профессиональной деятельности.

28 ноября 2016 г. приказом № 4709 Министерства образования Московской области утвержден приоритетный проект «Внедрение демонстрационного экзамена в государственную итоговую аттеста-

цию по программам СПО». Цель проекта - к 2020 г. не менее 25% выпускников профессиональных образовательных организаций должны пройти процедуру демонстрационного экзамена и получить сертификат WSI [4].

Проведение демонстрационного экзамена в 2017 г. в Московской области реализуется в пилотном формате в рамках внедрения Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста в 26 субъектах Российской Федерации (Протокол рассмотрения заявок субъектов Российской Федерации по участию в пилотной апробации проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в 2017 г. от 29.12.2016). По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, в процедуре апробации демонстрационного экзамена в 2017 г. приняли участие 13 тыс. выпускников профессиональных образовательных организаций по 73 компетенциям, и только 17% выпускников достигли уровня «медальона» Ворлдскиллс Россия, в Московской области этот показатель составил 13% [10].

В чем причина такого низкого показателя и что необходимо предпринять для улучшения качественных показателей? Что такое демонстрационный экзамен, в чем его отличие от традиционных форм выпускных квалификационных работ? В чем сходство и различие демонстрационного экзамена как выпускной квалификационной работы и демонстрационного экзамена в системе WSR? По каким специальностям возможно проведение выпускной квалификационной работы в форме демонстрационного экзамена? Какие нормативно-правовые акты регулируют проведение итоговой аттестации как демонстрационного экзамена? Кто, как и в каком формате разрабатывает контрольно-измерительные материалы?

Эти и другие вопросы являются на сегодняшний день особенно актуальными в связи с тем, что уже в 2018 г. в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами ТОП-50 защиты выпускных квалификационных работ по 10 профессиям и специальностям, получаемым на базе среднего образования, пройдут в виде демонстрационного экзамена.

В разных источниках можно найти различное толкование понятия «демонстрационный экзамен», но суть всех определений сводится к единому мнению о том, что демонстрационный экзамен - это новая модель независимой оценки качества подготовки кадров, оценка результатов обучения выпускников методом наблюдения за выполнением трудовых действий на рабочем месте в определенный отрезок времени. Это экзамен «здесь» и «сейчас».

Демонстрационный экзамен проводится с целью определения у студентов и выпускников уровня знаний, умений, навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и/или выполнять работу по конкретным профессии или специальности в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия. Включение формата демонстрационного экзамена в процедуру государственной итоговой аттестации обучающихся профессиональных образовательных организаций - это модель независимой оценки качества подготовки кадров, содействующая решению нескольких задач системы профессионального образования и рынка труда без проведения дополнительных процедур. Прежде всего, соответствующая процедура обеспечивает качественную экспертную оценку в соответствии с международными стандартами, так как в предлагаемой модели экспертное

участие, в том числе представителей работодателей, требует подтверждения квалификации по стандартам Ворлдскиллс Россия.

На сегодняшний момент нет четкого понимания того, по каким стандартам будет организован демонстрационный экзамен: или это стандарты Ворлдскиллс Россия, или процедуру проведения демонстрационного экзамена, включая разработку контрольно-измерительных материалов, перечня оборудования, временного регламента, определения экспертов и т.д., профессиональная образовательная организация будет определять самостоятельно. Что касается стандартов Ворлдскиллс Россия, то здесь все относительно ясно и понятно. Существует четкий регламент, который включает в себя перечень компетенций Ворлдскиллс Россия, технические задания уровня национального чемпионата, инфраструктурные листы, пул национальных и региональных экспертов, имеющих право оценки демонстрационного экзамена. Проведенная апробация выявила ряд серьезных проблем и в первую очередь очень низкий уровень подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций, если брать во внимание стандарт Ворлдскиллс. Например, лучший показатель по компетенции «Веб-дизайн» составил 36,32 балла из 75 возможных, а по компетенции «Сетевое и системное администрирование» - 0,96 балла из 30,0 возможных. (Выступление руководителя РЦК И.Ш. Шанауровой на педагогическом совете Красногорского колледжа по теме «Рейтинг участников демонстрационного экзамена на площадке ЦПДЭ ГБПОУ МО "Красногорский колледж" в 2017 году». Презентация. Июль 2017 г.)

Рассмотрим второй возможный вариант проведения демонстрационного

экзамена, когда профессиональная организация берет на себя ответственность проведения процедуры демонстрационного экзамена. Здесь возникает ряд очень серьезных вопросов, без ответов на которые процедура проведения демонстрационного экзамена становится невозможной.

Необходимо определиться с количеством компетенций, которые выносятся на демонстрационный экзамен: достаточно одной или это должен быть набор компетенций? Как в таком случае поступать с теми профессиями и специальностями, которые не входят в перечень компетенций Ворлдскиллс, например «Оптик-механик»? Следующий вопрос - кто разрабатывает и утверждает техническое задание? Федеральное учебно-методическое объединение, Союз Ворлдскиллс Россия, сама образовательная организация? Возможны ли в этом случае разноуровневые задания, каковы критерии оценки этих заданий? Необходимо отработать вопрос единых требований к разработке контрольно-измерительных материалов по конкретной профессии/специальности на всей территории Российской Федерации и единой системы оценки.

Нельзя не сказать и о финансовой стороне вопроса проведения демонстрационного экзамена. В первую очередь это, конечно, материально-техническое обеспечение процедуры. Какое должно быть оборудование? Импортное, дорогостоящее, прописанное в стандартах Ворлдскиллс, или возможен вариант использования отечественного оборудования. Ведь именно для отечественной промышленности мы в первую очередь готовим кадры. Положительное решение этого вопроса смогло бы снять несколько проблем. Это развитие российской промышленности в рамках программы

импортозамещения, поддержка отечественного производителя (преференции поставщикам оборудования для демонстрационного экзамена) и наличие навыков работы на отечественном оборудовании выпускников техникумов и колледжей.

Необходимо четко регламентировать условия оплаты экспертов, учесть финансовые издержки при длительном демонстрационном экзамене, связанные с амортизацией оборудования, дорогостоящими расходными материалами и временными затратами сотрудников образовательных организаций. Четкая отработка этих вопросов поможет в значительной мере удешевить процедуру экзамена. Для примера, по данным заместителя директора ГБПОУ Колледжа связи № 54 им. П.М. Вострухина И.Г. Бозровой, в 2017 г. одно рабочее место по компетенции «Радиоэлектроника» стоило 500 тыс. руб. (Выступление на II Всероссийском форуме федеральных учебно-методических объединений. Октябрь 2017 г. «Демонстрационный экзамен - проблемные вопросы».)

Как говорилось выше, в первую очередь все положения демонстрационного экзамена необходимо закрепить нормативно. В соответствии с образовательными стандартами среднего профессионального образования к государственной итоговой аттестации допускаются только студенты, полностью освоившие образовательную программу по профессии/специальности. Учитывая то обстоятельство, что демонстрационный экзамен - процедура длительная, задания, как правило, рассчитаны на несколько дней, процедура государственной итоговой аттестации может затянуться и выйти за пределы допустимых временных нормативов.

Самый главный вопрос состоит в том, что делать тем выпускникам, которые не

наберут «зачетное» количество баллов на демонстрационном экзамене.

Безусловно, итоговая аттестация в форме демонстрационного экзамена гарантирует независимую оценку качества профессионального образования и дает выпускникам возможность подтвердить квалификацию по требованиям международных стандартов WorldSkills. Однако, как и все новое, процесс организации проведения демонстрационного экзамена требует тщательной доработки. В первую очередь необходимо методическое сопровождение процедур прохождения государственной итоговой аттестации, включающее в себя нормативное регулирование и методическое сопровождение ведения демонстрационного экзамена. Необходимо внести изменения в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968 (в ред. от 31.01.2014 г. № 74), в котором должны быть отрегулированы обязательные

нормативы проведения процедуры демонстрационного экзамена и нормы, дающие академическую свободу образовательной организации при выборе форматов проведения демонстрационного экзамена. Необходима разработка методических рекомендаций, где будет конкретизирован порядок проведения демонстрационного экзамена. Особая роль в этих условиях отводится федеральным учебно-методическим объединениям по укрупненным группам специальностей, в задачу которых входит разработка оценочных средств для демонстрационного экзамена.

Вопросы, поднятые в статье, составляют только малую часть тех проблем, с которыми в настоящий момент может столкнуться образовательная организация при подготовке процедуры государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена. От качества нормативной документации будет зависеть качество и объективность оценки профессиональных компетенций выпускников. Слово за Министерством образования и науки Российской Федерации.

I ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия [Электронныйресурс]: приложение № 1 к приказу Союза «Ворлдскиллс Россия» от 30 ноября 2016 г. № ПО/19: [сайт]. URL: http://docplayer.ru/35581730-Metodika-organizacii-i-provedeniya-demonstracionnogo-ekzamena-po-standartam-vorldskills-rossiya-g-moskva.html (дата обращения: 12.10.2017).

2. О пилотной апробации проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в 2017 г. [Электронный ресурс]: приказ Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия» от 30.11.2016 № ПО/19: [сайт]. URL: http://worldskills.ru/nashi-proektyi/

demonstraczionnyij-ekzamen/documents (дата обращения: 01.10.2017).

3. Об утверждении Комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы [Электронныйресурс]:распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2015 года № 349. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

4. Об утверждении приоритетного проекта «Внедрение демонстрационного экзамена в государственную итоговую аттестацию по программам СПО [Электронныйресурс]: приказ Регионального координационного центра Московской области Министерства образования Московской области от 28 ноября 2016 г.

№ 4709: [сайт]. URL: http://worldskillsmo.ru/ demo#ul-id-127-6 (дата обращения: 01.10.2017).

5. Паспорт приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»)» [Электронный ресурс]: протокол президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25.10.2016 № 9. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

6. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс]: приказ Президента РФ от 4 декабря 2014 г. № Пр-2821. Доступ из справ.-правовой системы «ГАРАНТ».

7. Перечень поручений Президента РФ по итогам встречи с членами национальной сборной России по профессиональному мастерству

от 29.12.2016 Пр-2582 [сайт]. URL: http://www. kremlin.ru/acts/assignments/orders/53682 (дата обращения: 15.10.2017).

8. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

9. Практика проведения независимой оценки качества подготовки квалифицированных кадров нефтехимического профиля [Электронный ресурс]: база эффективных практик: [сайт]. URL: http://www.wikiregstandard.ru/ index.php.

10. Сорокина И.А. Приоритетный проект «Внедрение демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс в государственную итоговую аттестацию по программам СПО». Презентация. Министерство образования Московской области. Август 2017 г. [сайт]. URL: Ыф://губернский-колледж.рф (дата обращения: 15.10.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.