Научная статья на тему 'ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
491
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН / ВЫПУСКНИК / ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА / ЧЛЕН ЭКСПЕРТНОЙ ГРУППЫ / WORLDSKILLS / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / DEMONSTRATION EXAM / GRADUATE / EXPERT GROUP / MEMBER OF THE EXPERT GROUP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Т.В., Огандеева Е.В.

Актуальность статьи обусловлена тем, что в настоящее время среднее профессиональное образование претерпевает серьезные изменения. Популяризации рабочих профессий способствует развитие международного движения WorldSkills. Одной из новых форм проведения государственной итоговой аттестации выпускников организаций среднего профессионального образования является демонстрационный экзамен. Цель статьи - раскрыть сущность и содержание демонстрационного экзамена, заключающихся в том, что он разрабатывается с учетом требований стандарта WorldSkills, предусматривает демонстрацию выпускниками освоенных знаний и умений, а так же моделирование реальных производственных ситуаций. Проанализирован опыт организации и проведения демонстрационного экзамена на базе государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. Выявлены и определены преимущества демонстрационного экзамена для выпускников, образовательных организаций, работодателей. Статья предназначена для работников системы образования, исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунова Т.В., Огандеева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMONSTRATION EXAM IN VOCATIONAL EDUCATION

The relevance of the article is due to the fact that secondary vocational education is undergoing serious changes at the present time. The popularization of working professions contributes to the development of the international movement WorldSkills. The demonstration exam is one of the new forms of state final certification of graduates of secondary vocational education organizations. The purpose of the article is to reveal the essence and content of the demonstration exam, which consists in the fact that the demonstration exam was developed, based on the requirements of the WorldSkills standard and provides the demonstration by graduates of acquired knowledge and skills and modeling of real production situations. We have analyzed the experience of organizing and conducting a demonstration exam on the basis of a state autonomous institution “The Cheboksary College of Transport and Construction Technologies” of the Ministry of Education and Youth Policy of the Chuvash Republic. The benefits of the demonstration exam for graduates, educational organizations and employers were identified and revealed. The article is intended for educators, researchers.

Текст научной работы на тему «ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Профессиональное образование

УДК 377.244.1.

Демонстрационный экзамен в профессиональном образовании Demonstration exam in vocational education

Горбунова Т.В., Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, mishinatatyana@mail. ru

Огандеева Е.В., Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий, katya. ogandeeva@mail. ru

Gorbunova T., Chuvash state pedagogical University. I. Yakovleva, mishinatatyana@mail.ru

Ogandeeva E., Cheboksary College of Transport and Construction Technologies, katya. ogandeeva@mail. ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.139.2.025

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, демонстрационный экзамен, выпускник, экспертная группа, член экспертной группы, WorldSkills.

Keywords: secondary vocational education, demonstration exam, graduate, expert group, member of the expert group, WorldSkills.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что в настоящее время среднее профессиональное образование претерпевает серьезные изменения. Популяризации рабочих профессий способствует развитие международного движения WorldSkills. Одной из новых форм проведения государственной итоговой аттестации выпускников организаций среднего профессионального образования является демонстрационный экзамен. Цель статьи - раскрыть сущность и содержание демонстрационного экзамена, заключающихся в том, что он разрабатывается с учетом требований стандарта WorldSkills, предусматривает демонстрацию выпускниками освоенных знаний и умений, а так же моделирование реальных производственных ситуаций. Проанализирован опыт организации и проведения демонстрационного экзамена на базе государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. Выявлены и определены преимущества демонстрационного экзамена для выпускников, образовательных организаций, работодателей. Статья предназначена для работников системы образования, исследователей.

Abstract. The relevance of the article is due to the fact that secondary vocational education is undergoing serious changes at the present time. The popularization of working professions contributes to the development of the international movement WorldSkills. The demonstration exam is one of the new forms of state final certification of graduates of secondary vocational education organizations. The purpose of the article is to reveal the essence and content of the demonstration exam, which consists in the fact that the demonstration exam was developed, based on the requirements of the WorldSkills standard and provides the demonstration by graduates of acquired knowledge and skills and modeling of real production situations. We have analyzed the experience of organizing and conducting a demonstration exam on the basis of a state autonomous institution "The Cheboksary College of Transport and Construction Technologies" of the Ministry of Education and Youth Policy of the Chuvash Republic. The benefits of the demonstration exam for graduates, educational organizations and employers were identified and revealed. The article is intended for educators, researchers.

Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что возрастает роль профессионального образования в подготовке кадров среднего звена, это вызвано увеличением спроса на современном рынке труда на

специалистов рабочих профессий. Квалификации сотрудников, работающих на современном производстве, должны соответствовать международным стандартам, что в свою очередь,

требует совершенствования системы

профессионального образования.

Во исполнение подпункта 8 пункта 1 перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. (от 5 декабря 2014 г. № Пр-2821), а также распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2020 годы» реализуется система мероприятий согласно с паспортом приоритетного национального проекта «Образование» по созданию в большинстве профессиональных

образовательных организаций соответствующих условий для осуществления подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями к 2020 году в соответствии с направлением подготовки «Рабочие кадры для передовых технологий», установленным протоколом заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года № 9, Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia)

[3].

Особенностью Федерального

государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по Т0П-50 является введение нового вида проведения государственной итоговой аттестации - демонстрационного экзамена, разработанного с учетом требований международных и профессиональных стандартов.

Цель статьи заключается в том, чтобы раскрыть сущность и содержание демонстрационного экзамена, проанализировать опыт его организации и проведения на базе государственного автономного

профессионального образовательного

учреждения «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.

Материалы и методы исследования. Методологической основойисследования стали личностно-ориентированный подход (Зырянова М.А.) и деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.С. Якиманская).

Теоретической основой исследования стали работы Н.Т. Захарова, Т.П. Малышевой, Н.М.

Миняевой, О.И. Обуховой, С.Е. Пономаревой, Г.Ю. Протодьяконовой, С.В. Тарасовой, М.Г. Таспаевой, Г.В. Юсупова и др.

Экспериметнальная база исследования -государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. В исследовании приняли участие студенты выпускных групп по профессии «Мастер сухого строительства».

В ходе исследования нами применялись различные взаимодополняющие друг друга методы: теоретические (анализ педагогической литературы по данной теме), эмпирические (наблюдение, индивидуальная беседа) и общенаучные (анализ, синтез, систематизация, обобщение).

Результаты исследования. За последнее десятилетие кардинально изменилась система подготовки рабочих профессий и специальностей. Согласно Федеральной целевой программе развития образования и приоритетного национального проекта «Образование» в 45 субъектах, являющихся пилотными, были реализованы программы комплексного развития системы среднего профессионального образования при государственной поддержке инновационных проектов на условиях регионального софинансирования со стороны субъектов и работодателей [7]. Это способствовало формированию новых подходов к подготовке кадров рабочих профессий и специалистов с учетом требований последних образовательных стандартов. В образовательных организациях начали применять новые методики, современные формы и инновационные технологии обучения и преподавания, разрабатывать новые рабочие программы обучения, модернизировались материально-технические базы, активно практикуются новые экономические механизмы и способы управления образовательными учреждениями

профессионального образования.

Преемственность государственной политики и последовательные меры поддержки государства позволили создать единое образовательное пространство в среднем профессиональном образовании, найти точки роста и развития.

Государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики является площадкой для

осуществления пилотного проекта,

стартовавшего в 2017 году, по внедрению в систему государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills. Выпускники выполняют, разработанные экспертами WorldSkills, задания, которые в своём основании имеют конкурсные задания чемпионатов международного движения WorldSkiUs («Молодые профессионалы»), являющиеся актуальными на сегодняшний день.

Наиболее важными аспектами вновь созданной системы оценки и мониторинга качества подготовки рабочих кадров с учетом международных стандартов, в том числе по стандартам WorЫSkiИs, стала государственная итоговая аттестация выпускников

образовательных организаций среднего профессионального образования, содержащая в себе и практический модуль в форме демонстрационного экзамена [9, а491].

Демонстрационный экзамен - это процедура, позволяющая обучающемуся в условиях, приближенных к производственным,

продемонстрировать освоенные

профессиональные компетенции независимым экспертам [6].

Формирование системы демонстрационного экзамена началось в 1994 году в Финляндии. Преимуществом является то, что любой человек независимо от того, где он проходил обучение, может сдать экзамен, подтвердив свою квалификацию [1, с.28]. Главнейшими и самыми важными принципами системы

демонстрационного экзамена являются индивидуальный подход, трехстороннее сотрудничество между работодателем, преподавателем и выпускником, независимость экзамена от способа подготовки.

В России на сегодняшний день аналогами по содержанию демонстрационного экзамена выступают квалификационный экзамен по завершению программы профессионального обучения, промежуточная аттестация по профессиональным модулям в среднем профессиональном образовании, практическая работа как часть выпускной квалификационной работы по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Но в данной практике есть и свои минусы - не выдержан принцип независимости, не выдержаны требования к материально-технической базе, где модельные условия в преимуществе, учебные варианты заданий облегченные.

Демонстрационный экзамен по программам среднего профессионального образования

предусматривает моделирование реальных производственных ситуаций для демонстрации выпускниками уровня и объёма сформированности компетенций, знаний, умений и навыков [6]. Это позволит вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу относительно конкретной профессии или специальности. Предполагается независимая экспертная оценка выполнения задания, в том числе экспертами из числа будущих работодателей, представляющих то или иное предприятие; происходит определение уровня компетентности

выпускников в соответствии с международными стандартами.

Проведение демонстрационного экзамена в формате WorldSkills позволяет решить одновременно целый ряд задач:

- ориентация каждого обучающегося и преподавателя на конечный результат и предоставление возможности комплексно повысить качественный уровень образовательного процесса и всесторонней подготовленности будущего специалиста, объективно оценивать результаты подготовки выпускников;

- систематизацию опыта, знаний, умений и навыков, полученных студентами в период обучения в образовательной организации и в период прохождения учебной практики на своей базе и производственной практики на базе предприятия;

- расширение полученных знаний, умений и навыков благодаря изучению современных практических разработок и технологий и проведения исследований на профессиональной ниве [2].

Задания демонстрационного экзамена разрабатываются на основе профессионального стандарта при наличии и с учетом оценочных материалов по профессиям и специальностям Т0П-50 в системе среднего профессионального образования, разработанных по стандартам WorldSkills Russia [4].

Первым этапом подготовки к демонстрационному экзамену по стандартам WorldSkills Russia является организационный. Он включает в себя:

- определение полного перечня компетенций и площадок проведения;

- составление графика проведения демонстрационного экзамена в субъектах Российской Федерации;

- формирование экспертной группы, организацию и обеспечение ее деятельности;

- разработку регламентирующих документов;

- регистрацию участников экзамена, информирование о сроках и порядке проведения демонстрационного экзамена;

- подготовку площадок для его проведения и установку необходимого оборудования.

Вторым важнейшим этапом является непосредственно проведение самого

демонстрационного экзамена, который включает в себя:

- подготовительные работы;

- соблюдение правил и норм охраны труда и техники безопасности;

- разъяснение основных прав и обязанностей участников и членов Экспертной группы;

- проведение основных мероприятий демонстрационного экзамена;

- оценивание экзаменационных заданий и результатов.

В частности, демонстрационный экзамен по компетенции «Сухое строительство и штукатурные работы» включают в себя 4 модульных задания согласно техническому описанию:

- сборка конструкции с установкой тепло-звукоизоляционного материала;

- финишное шпаклевание с заделкой стыков и углов;

- монтаж фигурных гипсовых элементов;

- выполнение творческого задания в свободном стиле.

Оценка экзаменационных заданий и результатов должна производиться по следующим критериям: оценивание выполнения заданий по 100-балльной системе, демонстрация

Членами Экспертной группы необходимого уровня профессионализма, честности и беспристрастности, соблюдение требований регламента и Кодекса этики движения WorldSkills Russia («Молодые профессионалы»). При оценке выполнения экзаменационных заданий, обеспечивается отсутствие преимуществ у кого-либо из участников демонстрационного экзамена и выставление оценок в отсутствии участника демонстрационного экзамена [5].

За выполнение задания демонстрационного экзамена студенту начисляются баллы в традиционной системе: оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»,

«неудовлетворительно». При этом общее максимальное количество баллов за выполнение задания демонстрационного экзамена одним обучающимся, распределяемое между модулями задания, принимается за 100%. По итогам выполнения задания баллы, полученные обучающимся, переводятся в проценты выполнения задания. Исходя из полноты и качества выполнения задания, перевод результатов, полученных за демонстрационный экзамен, переводится в оценку по балльной шкале. Результаты сдачи демонстрационного экзамена на базе государственного автономного профессионального образовательного

учреждения «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики по компетенции «Сухое строительство и штукатурные работы» представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Результаты сдачи демонстрационного экзамена

Учебный год Количество выпусников Количество студентов, сдавших на «5» Количество студентов, сдавших на «4» Количество студентов, сдавших на «3»

2017-2018 43 8 13 22

2018-2019 49 25 14 10

Представленные данные говорят о том, что значительно повысился уровень подготовки, это связано с тем, что теоретические знания стали носить практико-ориентированный характер, объём умений значительно вырос.

В июле 2020 года студентам групп из списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (ТОП-50) также предстоит пройти государственную итоговую аттестацию в формате демонстрационного экзамена. Результаты победителей и призеров чемпионатов профессионального мастерства, проводимых

союзом и международной организацией «WorldSkills International», осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, засчитываются в качестве оценки «отлично» по демонстрационному экзамену [10, с. 113].

Прошедшие аттестационные испытания выпускники в форме демонстрационного экзамена получат подтверждение уровня освоения образовательной программы согласно с федеральным государственным образовательным стандартом, а также преимущество подтвердить свою аттестацию по требованиям международных стандартов WorldSkills

одновременно без прохождения дополнительных квалификационных испытаний;

квалификационное подтверждение по отдельным специализированным модулям, которые востребованы работодателями и предприятиями и на этапе выпуска из средне-специального учебного заведения, а также получают право дальнейшего предложения о трудоустройстве.

Выпускник - победитель или призер чемпионатов профессионального мастерства вместе с получением диплома о среднем профессиональном образовании одновременно получает Skills Passport (Паспорт компетенций) -документ, удостоверяющий объём и уровень профессиональных компетенций в соответствии со стандартами WorldSkills Russia [8]. Фамилии, имена и отчества выпускников, сдавших демонстрационный экзамен и получивших Skills Passport (Паспорт компетенций), будут храниться в базе данных молодых профессионалов. Доступ к указанной базе имеют все ведущие предприятия - будущие работодатели, которые признали формат демонстрационного испытания и осуществляющие поиск и подбор кадров по профессионализму и личностным качествам. Участник движения WorldSkills имеет возможность изучать лучшие мировые практики и современные технологии, принимать участие в региональных, окружных, национальных и международных чемпионатах, получать предложения от работодателей о дальнейшем трудоустройстве.

Проведение демонстрационных испытаний предоставляет образовательным организациям возможности проанализировать содержание и особенности качества образовательных программ, позволит участвовать в рейтинге образовательных организаций по качеству подготовки кадров, дать объективную оценку материально-технической базе учебного заведения, квалификационному уровню преподавателей и мастеров производственного обучения, определить дальнейшие точки развития и роста согласно современным международным требованиям и принципам работы мирового рынка труда. Эксперты WorldSkills из числа преподавательского состава имеют преимущество осваивать новую методику обучения специальным предметам и современные технологии тренировки и подготовки обучающихся, участвуют в формировании профессиональных стандартов.

Результаты участия наших студентов в региональном, отраслевом и национальном чемпионатах рабочих профессий и специальностей по стандартам WorldSkills также

свидетельствует о том, что организация индивидуальной подготовки студентов к конкурсу профессионального мастерства WorldSkills на базе государственного автономного профессионального

образовательного учреждения «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики находится на высоком уровне.

После трех дней испытаний на региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), проходившем с 25 февраля по 1 марта 2019 года, наши студенты заняли все три призовых места по компетенции «Сухое строительство и штукатурные работы». В апреле 2019 г. в 17 субъектах Российской Федерации прошли отборочные соревнования

Всероссийского национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Студент группы 2МСС 01 -17 по компетенции «Сухое строительство и штукатурные работы» показал высокие результаты и получил путевку на национальный чемпионат, который состоялся в августе 2019 года.

Заключение. Таким образом,

совершенствование системы подготовки способствует формированию у обучающихся определенного уровня профессиональной компетентности, повышению статуса и качества профессионального образования

конкурентоспособного специалиста, отвечающего мировым тенденциям и требованиям развития современной экономики, умеющего

адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни, обладать набором необходимых компетентностей в разных областях профессиональной деятельности, которые понадобятся на чемпионатах рабочих специальностей по стандартам WorldSkills с целью дальнейшего самосовершенствования в профессиональной области.

Внедрение демонстрационного экзамена в качестве итоговой государственной аттестации станет несомненным конкурентным

преимуществом выпускников техникума, что позволит находить потенциальных работодателей еще в процессе обучения в техникуме.

Проведение демонстрационных испытаний предоставляет образовательным организациям возможности проанализировать содержание и особенности качества образовательных программ, позволит участвовать в рейтинге образовательных организаций по качеству подготовки кадров, дать объективную оценку материально-технической базе учебного

заведения, квалификационному уровню преподавателей и мастеров производственного обучения, определить дальнейшие точки развития и роста согласно современным международным требованиям и принципам работы мирового рынка труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средний уровень профессионального образования призван находить решение в задачах подготовки высококвалифицированных и перспективных в своей области и компетенции

рабочих кадров и служащих, специалистов среднего звена с учетом требований новых образовательных стандартов относительно основных тенденций полезной, общественно значимой деятельности согласно актуальным потребностям российского государства и современного общества, при это удовлетворяя потребности личности в расширении кругозора и образования.

Литература:

1. Андреев государственной образовательным профессионального

В.Е. Вопросы проведения итоговой аттестации по программам среднего

образования в формате

демонстрационного экзамена / В.Е. Андреев, Э.Е. Фейгина // Профессиональное образование и рынок труда. - 2017. - № 4. - С. 25-32.

2. Методика организации и проведения демонстрационного экзамена [Электронный ресурс] / Приложение № 1 к приказу Союза «Ворлдскиллс Россия» от 30 ноября 2016 № ПО/19. - Режим доступа: https://worldskills.ru

3. Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы [Электронный ресурс] / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3.03.2015 г. № 349-р // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». -Режим доступа: http://www.consultant.ru

4. Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования [Электронный ресурс] / Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02.11.2015 года № 831 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». -Режим доступа: http://www.consultant.ru

5. Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования [Электронный ресурс] / Приказ Минобрнауки России от 16.08.2013 г. № 968: ред. от 17.11.2017 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:

http://www.consultant.ru

6. О пилотной апробации проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в 2017 году [Электронный ресурс] / Приказ Союза «Ворлдскиллс Россия» от 30.11.2016 № ПО/19. - Режим доступа: https://worldskills.ru

7. Паспорт приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий») [Электронный ресурс] / Протокол от 25.10.2016 г. № 9 Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru

8. Положение о стандартах Ворлдскиллс. -Москва, 2017. - 15 с.

9. Пономарева, С.Е. Роль WorldSkills International и WorldSkills Russia в становлении профессионального мастерства молодых специалистов: сб. науч. статей / С.Е. Пономарева // Материалы международного научного форума «Образование. Наука. Культура». -2016. - С. 490-492.

10. Семенова И.А. Стандарты WorldSkills как инструмент повышения объективности оценки качества подготовки студентов среднего профессионального образования: сб. науч. ст. / И.А. Семенова // Приоритетные направления производственного обучения в учреждениях профессионального образования России: от теории к практике / Материалы I Всерос. науч. -практ. конф. -Москва: КЭСИ, 2016. - С. 107-116.

References:

1. Andreev V.E. Issues of conducting state final certification in educational programs of secondary vocational education in the format of a demonstration exam / V.E. Andreev, E.E. Feigina // Vocational education and the labor market. - 2017. - № 4. - P. 25-32.

2. Methodology of organizing and conducting a demonstration exam [Electronic resource] / Appendix No. 1 to the order of the WorldSkills Russia Union dated November 30, 2016 № PO / 19. - Access mode: https://worldskills.ru

3. On approval of a set of measures aimed at improving the system of secondary vocational education, for 2015 2020 [Electronic resource] / Order of the Government of the Russian Federation of March 3, 2015 No. 349-r // Reference legal system "Consultant Plus". - Access mode: http://www.consultant.ru

4. On approval of the list of 50 most demanded in the labor market, new and promising professions that require secondary vocational education [Electronic resource] / Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated 02.11.2015 № 831 // Reference

Legal System "Consultant Plus". - Access mode: http://www.consultant.ru

5. On approval of the procedure for conducting the state final certification on educational programs of secondary vocational education [Electronic resource] / Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 16.08.2013 № 968: ed. from 11/17/2017 // Reference legal system "Consultant Plus". - Access mode: http://www.consultant.ru

6. On the pilot testing of the demonstration exam according to WorldSkills Russia standards in 2017 [Electronic resource] / Order of the WorldSkills Russia Union dated 11/30/2016 № PO / 19. - Access mode: https://worldskills.ru

7. Passport of the priority project "Education" in the direction "Training of highly qualified specialists and workers taking into account modern standards and advanced technologies" ("Workers for advanced technologies") [Electronic resource]: Minutes № 9 of the

Presidium of the Council of October 25, 2016 under the President of the Russian Federation for strategic development and priority projects // Reference legal system "Consultant Plus". - Access mode: http://www.consultant.ru

8. WorldSkills Standards Statement. - Moscow, 2017. -15 p.

9. Ponomareva, S.E. The role of WorldSkills International and WorldSkills Russia in the development of professional skills of young professionals: Sat. scientific articles / S.E. Ponomareva // Materials of the international scientific forum "Education. The science. Culture". - 2016. -S. 490-492.

10. Semenova I.A. WorldSkills standards as a tool to increase the objectivity of assessing the quality of training of students of secondary vocational education: Sat. scientific Art. / I.A. Semenova // Priority areas of industrial training in vocational education institutions of Russia: from theory to practice / Materials I All-Russian. scientific-practical conf. - Moscow: CECI, 2016. - S. 107-116.

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.