www.volsu.ru
ОБУЧЕНИЕ
UDC 377:37.09 Submitted: 15.10.2023
LBC 74.474.7 Accepted: 15.11.2023
THE STAGES OF DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS MONITORING IN THE VOCATIONAL SCHOOL TO REALIZE ITS POTENTIAL TO FORM PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-REALIZATION
OF THE STUDENT
Maria V. Stepanova
Caspian Institute of Sea and River Transport named after Admiral General F.M. Apraksin - branch of the Volga State University of Water Transport, Astrakhan, Russian Federation
Nikolai M. Borytko
Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation
Abstract. The article examines the stages of development of the situation of monitoring the educational process in the vocational school as the realization of its potential in the formation of professional and personal self-realization of the student. It is noted that monitoring the learning process and the development of students is an essential element in the formation of professional and personal self-realization of a student. The indicated process takes place over several stages of setting targets and their implementation. One of the strategic goals of the development of vocational education is to improve its quality and competitiveness. Therefore, when teaching students of vocational schools of their chosen profession, special attention should be paid to the development of intentional purposefulness in the pedagogical process. The need to develop students' commitment is due to the economic situation in Russia and the problems associated with the entry of potential employees into the labor market.
Key words: stages of development, monitoring, educational process, vocational education, potential realization, professional and personal self-realization, students.
<N О <N
s
a о
w pq
УДК 377:37.09 Дата поступления статьи: 15.10.2023
ББК 74.474.7 Дата принятия статьи: 15.11.2023
СТАДИИ РАЗВИТИЯ СИТУАЦИИ МОНИТОРИНГА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СПО КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ЕЕ ПОТЕНЦИАЛА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТА
Мария Васильевна Степанова
Каспийский институт морского и речного транспорта им. генерал-адмирала Ф.М. Апраксина - филиал д Волжского государственного университета водного транспорта, г. Астрахань, Российская Федерация
о и
5 Николай Михайлович Борытко
н
^ Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассматриваются стадии развития ситуации мониторинга учебного процесса в СПО как реализация ее потенциала в формировании профессионально-личностной самореализации студента. Отмечается, что мониторинг процесса обучения и развития обучающихся является важнейшим элементом формирования профессионально-личностной самореализации студента. Обозначенный процесс проходит в течение нескольких стадий по постановке целевых ориентиров и их реализации. Одной из стратегических целей развития профессионального образования является повышение его качества и конкурентоспособности. Следовательно, при обучении учащихся профессиональных училищ выбранной ими профессии особое внимание должно уделяться развитию намеренной целеустремленности в педагогическом процессе. Необходимость развивать целеустремленность учащихся обусловлена экономической ситуацией в России и проблемами, связанными с выходом потенциальных работников на рынок труда.
Ключевые слова: стадии развития, мониторинг, учебный процесс, СПО, реализация потенциала, профессионально-личностная самореализация, студенты.
Введение
Мониторинг процесса обучения и развития обучающихся является важнейшим элементом формирования профессионально-личностной самореализации студента. Обозначенный процесс проходит несколько стадий, связанных с постановкой целевых ориентиров и их реализацией. Социально-экономические изменения в российском обществе предусматривают создание конкурентного рынка труда на уровне мировых стандартов. В этой связи актуализируется проблема подготовки высококвалифицированных кадров начального, среднего, высшего профессионального звена для устойчивого развития различных отраслей экономики [2].
Несмотря на спорные высказывания исследователей, которые говорят, что в то время, как мир становится все больше и больше, личность увядает, очень сомнительно, что у человека когда-либо были лучшие шансы для развития, чем на сегодняшний день. Современное общество требует, чтобы каждый человек умел использовать свои способности, знания и умения, был настойчивым, способным работать и достигать своих целей в условиях повышенного стресса, действовать грамотно и сохранять решительность в своей жизнедеятельности.
Формирование профессиональных компетенций - сложный и длительный процесс, неотъемлемый от развития личности в целом; процесс формирования личностью своего отношения к окружающему миру, к профессионально-трудовой среде; процесс поэтапного принятия решения о том, как, посредством чего можно согласовать собственные представле-
ния и потребности общества; процесс формирования индивидуального стиля деятельности [1].
Цели и методы
Одной из стратегических целей развития профессионального образования является повышение его качества и конкурентоспособности специалистов. Для этого при обучении студентов особое внимание должно уделяться развитию целеустремленности, что обусловлено экономической ситуацией в России и проблемами, связанными с выходом потенциальных работников на рынок труда. В действительности существует противоречие между стремлением обучающихся достичь своих целей и удовлетворенностью достигнутыми результатами. В результате этого молодые люди не могут достичь своих целей.
Следует отметить, что уровень образования отдельных лиц и приобретенные ими компетенции, знания, навыки, установки и способность их использовать являются ключевыми факторами, обеспечивающими конкурентоспособность на глобальном рынке. Однако не менее важно понимать, что удовлетворенность жизнью, успех и ощущение счастья зависят от целей, которые человек ставит перед собой, и способности достигать этих целей.
В свете современных социально-экономических условий работодатели оказались в сложной ситуации с собственными кадрами. Поэтому осуществляются поиск новых подходов к этой проблеме, одним из которых является система непрерывного образования, создание малых инновационных предприятий по
профилю получаемого образования, фирм [5]. В ходе мониторинга учебного процесса в СПО в формировании профессионально-личностной самореализации студента во внимание следует принимать такие факторы, как воспитание, отношение педагогов и обучающихся, результаты и собственная активность обучающихся. Исследования, касающиеся жизненных целей молодых людей и их предположений об ожидаемых результатах, профессиональные интересы и цели карьерного роста, целеустремленность молодежи, работа в свободное время, успехи в образовании и карьерный рост демонстрируют взаимосвязь между целеустремленностью, мотивацией и самореализацией студента.
Результаты и обсуждения
Самореализацию лучше всего определить как воспитание характера, как формирование богатой, благородной и гармоничной личности. Для успешного профессионального становления студентов необходимо, чтобы в учебно-воспитательном процессе вуза у студентов в основном завершилось их профессиональное самоопределение, то есть сформировалось отношение к себе как к субъекту собственной профессиональной деятельности [6].
Самореализация является приблизительным указанием на правильное моральное направление, но при узком рассмотрении оказывается, что это не более чем второстепенный принцип поведения. Первоначально следует обозначить целевые ориентиры на реализацию учебного процесса. Важно понимать, насколько соотносится то, что ожидают получить студенты в ходе обучения с тем, что может дать конкретная образовательная программа (курс). В ходе контроля и оценки уровня достижимости поставленных целей важно производить анализ и трактовку уровня знаний и умений студентов, их навыков, успеваемости, степени удовлетворенности обучающихся учебным процессом.
Обозначенные сведения позволяют оперативно трансформировать отдельные аспекты обучения, корректировать их, если в этом есть объективная необходимость [3]. По данным наблюдений и результатам измерений возможно осуществить оценку качества подготовки специалистов, которая, в свою оче-
редь, состоит из оценки качества проекта подготовки специалистов, оценки качества процесса подготовки специалистов и оценки качества результата подготовки специалистов. Для оценивания необходимы критерии оценки или эталоны, по которым осуществляется оценка [4].
В связи с обозначенными основаниями выделим основные стадии развития ситуации мониторинга учебного процесса в СПО для определения целесообразной педагогической помощи в преодолении студентом затруднений в формировании профессионально-личностной самореализации:
1. Концептуальная стадия предполагает организацию контроля, так называемую «первичную информационную базу», необходимую для выявления уровня сформированности профессионально-личностной самореализации студента. Педагогическая помощь рассматривается как высокотехнологичный многомерный процесс изучения основных механизмов профессионально-личностной самореализации студента - профессиональное развитие и рефлексия, субъектность, социально-профессиональная адаптация.
2. Содержательная стадия определяет структуру форм контрольных отчетов. Для обеспечения эффективности мониторинга учебного процесса все формы отчета стандартизированы и содержат следующую информацию:
- фактически достигнутое значение уровней сформированности профессионально-личностной самореализации студента СПО;
- размер отклонения фактически достигнутого значения уровня сформированности профессионально-личностной самореализации студента СПО;
- выявление и объяснение причин отрицательных проявлений самореализации в целом и отдельным составляющим профессионально-личностной самореализации студента СПО. Следует определить контрольные периоды по каждому виду диагностического контроля. Поэтому педагогическая помощь выстроена с учетом необходимости поддержки студентов в их развитии, адаптации к социальной ситуации обучения в учреждении СПО, профессиональной адаптации, выявлении их индивидуальных особенностей, образовательных и личностных проблем студентов.
3. Технологическая стадия предполагает установление размеров отклонений фактических результатов рассматриваемых уровней профессионально-личностной самореализации от требований будущей профессии. При этом отклонения могут быть положительными, отрицательными «допустимыми», отрицательными «критическими».
4. Критериальная стадия определяет систему педагогической помощи по устранению отклонений в соответствии с алгоритмом:
- «Ничего не предпринимать», если величина отрицательных отклонений значительно ниже выявленного «критического» критерия;
- «Устранить отклонение» в иной ситуации, осуществив поиск и реализацию резервов по обеспечению выполнения рабочих программ, целевых проектов, плановых или нормативных показателей социальной зрелости, профессиональной компетентности. В качестве таких возможностей может быть рассмотрена индивидуальная работа с отдельными студентами.
Стадии развития ситуации мониторинга учебного процесса в нашей опытно-экспериментальной работе в «Каспийском институте морского и речного транспорта имени генерал-адмирала Ф.М. Апраксина» филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волжский государственный университет водного транспорта» мы соотносили с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и направить на комплексное динамическое отслеживание процесса, определяющего количественно-качественные изменения.
Наряду с показателями личной результативности студентов (обученность, воспитанность, развитость, сохранение физического и психического здоровья) проводить анализ показателей сформированности профессионально-личностной самореализации студентов. Основными целями мониторинга учебного процесса в СПО являются:
- формирование единой системы диагностики и контроля состояния профессионально-личностной самореализации студента СПО, обеспечивающей определение факторов и сво-
евременное выявление изменений, влияющих на проявление отрицательных отклонений;
- получение объективной информации о сформированности профессионально-личностной самореализации студента СПО, тенденциях ее изменения и причинах, влияющих на уровень;
- принятие обоснованных и своевременных решений по совершенствованию процесса формирования профессионально-личностной самореализации студента СПО и повышение уровня сформированности;
- прогнозирование формирования профессионально-личностной самореализации студента СПО посредством мониторинга учебного процесса.
Далее на основе выделенных целей были выделены задачи мониторинга профессионально-личностной самореализации студента СПО:
- проанализировать состояние организации и управления мониторингом учебного процесса в СПО;
- разработать модель мониторинга учебного процесса в СПО для формирования профессионально-личностной самореализации студента;
- осуществить отбор, адаптацию и проектирование оценочно-критериальных комплексов, методик и способов получения информации об уровнях сформированности профессионально-личностной самореализации студента СПО;
- подготовить нормативно-методические документы для обеспечения мониторинга учебного процесса в СПО;
- разработать информационно-экспертную систему для сведения, обобщения, классификации и анализа информации мониторинговых исследований.
Основные направления мониторинга учебного процесса в СПО:
- разработка модели мониторинга учебного процесса в СПО;
- разработка плана действий в ходе мониторинга формирования профессионально-личностной самореализации студента СПО;
- корректировка содержательной, операционной, оценочной составляющих профессионально-личностной самореализации студента СПО в процессе мониторинга учебного процесса;
- определение эффективности применяемых методик для повышения уровня сфор-мированности профессионально-личностной самореализации студента СПО;
- оценка эффективности мониторинга.
В качестве источников данных для мониторинга использовались:
- образовательная статистика;
- промежуточная и итоговая аттестация;
- мониторинговые исследования;
- социологические опросы;
- отчеты преподавателей;
- посещение занятий.
1. Подготовительный (организационный) этап. Является основополагающим в мониторинге учебного процесса. Он начинается с подбора преподавателей, которые ведут профессиональные модули, изучение которых оказывает влияние на профессионально-личностную самореализацию студента СПО. Заранее обсуждается суть предполагаемой работы, уточняются формулировки предмета, цели, задачи аналитической работы, ожидаемые результаты.
Основные виды работ данного этапа проведения мониторинга учебного процесса:
- анализ состояния организации мониторинга учебного процесса;
- изучение и подготовка нормативной базы;
- определение показателей мониторинга и создание банка данных;
- разработка диагностического инструментария для проведения мониторинга учебного процесса.
2. Основной (исследовательско-аналити-ческий) этап. В процессе мониторинга учебного процесса осуществляется сбор разносторонней информации об уровне сформирован-ности профессионально-личностной самореализации студента СПО, ее обработка, систематизация, глубокий анализ полученных результатов. Оценка вскрытых в процессе мониторинга фактов может быть осуществлена на основе динамики результатов по отдельным показателям.
Заключение
Таким образом, стадии развития ситуации мониторинга учебного процесса в СПО
как реализация ее потенциала в формировании профессионально-личностной самореализации студента состоят из трех поэтапных аспектов: подготовительного, экспериментального и итогового. Каждый их этих этапов в равной мере важен для обеспечения качества учебного процесса на базе СПО. Самореализация находится в гармонии с тенденциями эпохи. Причины этого в основном политические и экономические. Детерминация как общепсихологическая черта личности формируется и развивается в процессе саморегуляции и самореализации учащихся профессиональных училищ.
Чтобы способствовать самореализации учащихся профессиональных училищ, необходимо выделить и оценить факторы, способствующие целеустремленности: необходимость достижения цели, осознание и постановка цели, выбор средств для достижения цели, умение использовать средства, соответствующие определенной цели, конкретной ситуации, для достижения поставленной цели, развития конкретного плана будущей жизнедеятельности и реализации этого плана.
Для самореализации важно, чтобы учащиеся понимали процесс обучения как процесс, важный для них самих; таким образом, они развивают свой самостоятельный опыт, когда обучение становится лично значимым для них. Данные исследования показывают, что значительное число респондентов (примерно каждый четвертый) не осознают, что процесс обучения - это деятельность, имеющая для них личное значение.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Бабанова, И. А. Технология мониторинга профессионального самоопределения студентов колледжей / И. А. Бабанова // Научные исследования в образовании. - 2011. - №2 10. - С. 3-8.
2. Базелюк, В. В. Мониторинг профессионального самоопределения учащихся в условиях общеобразовательной организации / В. В. Базе-люк, Е. В. Романов, А. В. Романова // МНКО. - 2014. -№ 6 (49). - С. 161-164.
3. Борытко, Н. М. Технологические основания профессионального воспитания студента вуза / Н. М. Борытко // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - Т. 2, №> 2. - С. 103-107.
4. Лопухова, Т. В. Как осуществить мониторинг реализации государственного образовательного стандарта в ССУЗ? / Т. В. Лопухова // КПЖ. -2005. - № 2. - С. 7-13.
5. Никитин, М. В. Новые направления развития профессионального образования / М. В. Никитин // Профессиональное образование: Столица. -2010. - № 11. - С. 5-12.
6. Осипов, П. Н. Профессиональное самоопределение студентов как социально-педагогическая проблема / П. Н. Осипов // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - N° 5. - С. 237-242.
REFERENCES
1. Babanova I.A. Tekhnologiya monitoringa professional'nogo samoopredeleniya studentov kolledzhey [Technology for Monitoring Professional Self-Determination of College Students]. Nauchnyye issledovaniya v obrazovanii [Scientific Research in Education], 2011, no. 10, pp. 3-8.
2. Bazelyuk V.V, Romanov E.V., Romanova A.V Monitoring professional'nogo samoopredeleniya uchashchikhsya v usloviyakh obshcheobrazovatel'noy organizatsii [Monitoring of Professional Self-
Determination of Students in a General Education Organization]. MNKO, 2014, no. 6 (49), pp. 161-164.
3. Borytko N.M. Tekhnologicheskiye osnovaniya professional'nogo vospitaniya studenta vuza [Technological Foundations of Professional Education of University Students]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2015, vol. 2, no. 2, pp. 103-107.
4. Lopukhova T.V. Kak osushchestvit' monitoring realizatsii gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta v SSUZ? [How to Monitor the Implementation of the State Educational Standard in Secondary Educational Institutions?]. KPZh, 2005, no. 2, pp. 7-13.
5. Nikitin M.V. Novyye napravleniya razvitiya professional'nogo obrazovaniya [New Directions for the Development of Professional Education]. Professional 'noye obrazovaniye: Stolitsa [Professional education: Capital], 2010, no. 11, pp. 5-12.
6. Osipov P.N. Professional'noye samoopredeleniye studentov kak sotsial'no-pedagogicheskaya problema [Professional Self-Determination of Students as a Social and Pedagogical Problem]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta [Bulletin of the Kazan Technological University], 2011, no. 5, pp. 237-242.
Information About the Authors
Maria V. Stepanova, Master of Pedagogy, Postgraduate Student, Caspian Institute of Sea and River Transport named after Admiral General F.M. Apraksin - branch of the Volga State University of Water Transport, B. Khmelnitskogo St, 3, 414024 Astrakhan, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0009-0003-7620-4923
Nikolai M. Borytko, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Psychology and Social Work, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6437-4306
Информация об авторах
Мария Васильевна Степанова, магистр педагогики, аспирант, Каспийский институт морского и речного транспорта им. генерал-адмирала Ф.М. Апраксина - филиал Волжского государственного университета водного транспорта, ул. Б. Хмельницкого 3, 414024 г. Астрахань, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0009-0003-7620-4923
Николай Михайлович Борытко, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6437-4306