УДК378.4:4.771 (Университеты /Информационные технологии. Компьютерные технологии. Удалённый доступ)
РОЛЬ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ЦИФРОВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2023 Л.А. Колыванова1, Е.Н. Чеканушкина2, Н.С. Бейлина2 Колыванова Лариса Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры биологии, экологии и методики обучения E-mail: [email protected] Чеканушкина Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика, межкультурная коммуникация и русский как иностранный»
E-mail: elenacheka@mail. ru Бейлина Наталья Семеновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика, межкультурная коммуникация и русский как иностранный»
E-mail: n abelin a @yan dex. ru 1Самарский государственный социально-педагогический университет 2Самарский государственный технический университет Самара, Россия
Статья поступила в редакцию 03.06.2023
Актуальность самоопределения и самореализации личности обучающихся в системе цифрового профессионального образования заключается в том, что эти аспекты оказывают значительное влияние на эффективность и качество обучения в цифровой среде. Успешное освоение профессиональных навыков и знаний, необходимых для будущей карьеры, требует от студентов не только технических навыков, но и готовности к личностному росту и развитию. Осознанное самоопределение и работа над самореализацией помогают обучающимся лучше понимать свои цели, мотивации, интересы и личностные качества, а также развивать уверенность и лидерские навыки. В результате обучающиеся смогут успешно адаптироваться в работе и достигать успеха в своей профессиональной деятельности. В статье рассматривается роль самоопределения и самореализации личности обучающихся в системе цифрового профессионального образования. Авторы исследования анализируют влияние личностных факторов на эффективность процесса обучения в цифровой среде, а также выделяют ключевые аспекты, способствующие развитию личностных качеств обучающихся. Особое внимание уделяется роли педагогов в формировании самоопределения и самореализации личности обучающихся, а также возможностям цифровых технологий в этом процессе. Результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости включения работы с личностными аспектами в программы цифрового профессионального образования и использовании инновационных методов обучения для развития личности обучающегося в цифровой среде.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, цифровое образование, развитие личности будущего специалиста DOI: 10.37313/2413-9645-2023-25-93-29-36 EDN: SVQDCO
Введение. Технологические, социально-экономические преобразования в нашей стране предъявляют повышенные требования к выпускникам образовательных организаций всех ступеней. Ключевое значение имеет владение обучающимися универсальными учебными действиями, совокупностью компетенций в учебных, научных, профессиональных сферах, что обуславливает актуальность проблемы в самоопределении и самореализации личности.
В научной литературе понятие «самоопределение» рассматривается в рамках разных подходов (философского, психологического, педагогического) и особое значение этот процесс имеет в период юности. Сущностные характеристики данного феномена представлены в работах многих мыслителей (Аристотеля, К. Маркса, С. Кьер-кегора, М. Хайдеггера и др.) в контексте исследования свободы личности. И. Кант утверждал, что благодаря трем принципам (закономерности, целесообразности и конечной цели), человек явля-
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 25, № 6 (93), 2023 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 25, no. 6 (93), 2023
ется социальным существом. Механизмами самоопределения, по его мнению, которое разделяют и другие зарубежные философы, являются техника, труд, мышление, направленные на покорение мира, т.е. то, что демонстрирует силу человека. Представители религиозной философии (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев и др.) трактовали «самоопределение» через отношение к «другому». В их понимании самоопределение -это судьба, долг, общественное предназначение. Успешность самоопределения зависит от желания и терпения самого человека.
В психологии термин «самоопределение», методологические основы которого были заложены С.Л. Рубинштейном в начале XX в., рассматривался во взаимосвязи жизни и личности. По мнению ученого, данная дефиниция представляет собой свободный выбор человеком своей судьбы. С.Л. Рубинштейн указывал, что механизмом является рефлексия жизненной ситуации [11]. Согласно К.А. Абульхановой-Славской, главное в самоопределении - это «самодетерминация, осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений» [8]. Б.Г. Ананьев связывает самоопределение с исследованием жизненного пути человека. Б.М. Бим-Бад понимает самоопределение «как центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений» [3]. С. Гроф, дополняя определение Б.М. Бим-Бада, уточняет, что «если у человека недостаточно сформирована социальная и профессиональная зрелость, то он начинает подсознательно искать свою социальную и профессиональную нишу, преодолевая сложившиеся в течение жизни стереотипы поведения» [8].
Наиболее значимыми для понимания сущности самоопределения личности являются труды М.Р. Гинзбурга [2], Д.И. Фельдштейна [16], которые представляют самоопределение как «глубокое индивидуальное понимание норм и ценностей окружающей действительности, в результате которого человек избирательно относится к миру, выбирает те виды деятельности, которые делает своими».
В педагогической науке учёными «самоопределение» представлено в различных видах деятельности и понимается как «составляющая комплексного процесса развития личности; способность индивида определить себя в мире, понять
себя и свои возможности» [13]; «определение себя в дальнейшей жизни» [12]; «умение гибко и быстро реагировать на все культурные и социальные изменения в обществе, адаптироваться к ним через овладение необходимыми знаниями и навыками» [9]. С позиции Е.С. Ермачковой, «способность к самоопределению - неотъемлемая сторона целостной структуры личности, предполагающая готовность и способность человека самостоятельно вырабатывать руководящие принципы и возможности своей деятельности (интеллектуальной, коммуникативной, эстетической и др.)» [4]. Согласно В.В. Команову, «способности отражают потенциальные возможности человека. Когда они начинают реально проявляться в определенной деятельности в качестве знаний, навыков, умения, можно уже говорить о профессиональных качествах в определенной специальности» [6].
Таким образом, под самоопределением понимается способность и готовность личности к осознанному выбору определённого вида деятельности на основе собственных ценностных ориентиров, ситуации окружающей действительности, учёта собственных возможностей, а также прогнозированию траектории саморазвития и жизненных перспектив.
История вопроса. Очевидным представляется прямая зависимость между самоопределением и самореализацией. В.В. Байлук, исследуя сущность феномена самореализации, выделил в ее структуре следующие группы видов: 1) «познавательная, нравственная и эстетическая»; 2) «самопознавательная, самообразовательная, самовоспитательная и самооздоровительная»; 3) «экзотерическая», где «конечным назначением или высшим смыслом целостной самореализации каждой личности является удовлетворение основных, здоровых, разумных потребностей» [1].
Исследователи С.И. Кудинов и А.И. Крупнов разработали полисистемную модель самореализации личности, в которой представили базовые условия, указали психофизиологические факторы, формы, виды проявления. Пришли к мнению, что «самореализация - это совокупность инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик постоянства стремлений и готовности к самовыражению личности в различных совокупностях в процессе онтогенеза» [7]. В свою очередь Н.В. Поддубный утверждает,
что «ядром личности являются ее базовые потребности, удовлетворение которых определяет цель жизни и задает ценностные ориентиры и смыслы» [10].
Стоит отметить, что учёные акцентируют внимание на исследованиях по проблематике самореализации личности в различных профессиональных сферах, образовательных системах, социальном пространстве, культуре, а также выявлении специфики самореализации индивида в информационном обществе. Так, самоопределение предполагает дальнейшую самореализацию одного из выбранных направлений видов деятельности, на основе сформированного у личности целеполагания, самомотивации, усовершенствуя собственную жизнедеятельность.
Необходимо также заметить, что большинство исследователей подчеркивают важность психолого-педагогического сопровождения процесса самоопределения и самореализации личности -создание условий, при которых эффективно осуществлялся бы процесс формирования компетенций, самоактуализации, способствующих изменению представлений индивида о себе и о мире, пониманию собственного потенциала, увеличению опыта, обуславливающих продуктивную жизнедеятельность.
В Указе Президента РФ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» одними из ведущих направлений является «развитие человеческого потенциала; обеспечение условий для научно-технического творчества, включая создание площадок для самореализации представителей образовательных и научных организаций» [14]. В 2019 г. стартовал федеральный проект «Цифровая образовательная среда», направленный на обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования [15]. Цифровизация, которая в настоящее время затрагивает практически все аспекты деятельности человека, являясь важнейшим ресурсом для раскрытия и развития способностей обучающихся, готовности их к эффективному взаимодействию в различных системах, представляет возможность для самоопределения и самореализации будущих специалистов.
Анализ системы сопровождения процесса самоопределения различных социальных групп, начиная со старших классов общеобразовательной школы до научно-педагогических кадров, выявил еще одну очень серьезную проблему: в РФ наблюдается недостаточный уровень развития
организационных мероприятий по профессиональной ориентации. Во-первых, небольшой выбор инновационных форм профессионального сопровождения различных категорий обучающихся, а во-вторых, отсутствует детальная проработанность вопроса преемственности системы профессионального самоопределения и формирования профессиональных компетенций на разных этапах обучения. Вопрос преемственности является одним из самых первостепенных, поскольку с профессиональным самоопределением человек сталкивается в течение всей жизни, особенно сложно данный процесс проходит в условиях неопределённости.
Теоретический анализ научной литературы по проблеме профессионального самоопределения показал, что личность, у которой появилась потребность в самоопределении, достигла достаточно высокого уровня саморазвития, самореализации и самооценки. Готовность к профессиональному самоопределению становится не только условием благополучия и успешности человека, но и его жизненной необходимостью, обеспечивающей адаптацию, конкурентоспособность на современном рынке труда и оптимальное функционирование в сложном, стремительно развивающемся мире.
Отметим, что на заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и нацпроек-там В.В. Путин подчеркнул, что «успешное будущее человека зависит от качественного образования и разностороннего развития. Такие возможности нужно обеспечить повсеместно в любом регионе нашей страны» [5]. Решению поставленных задач способствует разработка системы сопровождения профессионального самоопределения и самореализации обучающихся школы-колледжа-вуза.
Целью исследования является обоснование эффективной организации профессиональной подготовки обучающихся, направленной на развитие самоопределения и самореализации личности в условиях цифрового пространства.
Методы и материалы исследования. Беря во внимание вышеизложенное, авторами разработан проект, основанный на принципах преемственности, системности, научности и др., социальная значимость которого заключается в организации поэтапной системы мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение и развитие профессиональных компетенций обучающихся различных ступеней образования, реализацию идей, передачу опыта
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 25, № 6 (93), 2023 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 25, no. 6 (93), 2023
научно-педагогическими кадрами. В данный проект входят три мероприятия: конкурс презентаций «PROфессиональное БУДУЩЕЕ», Всероссийская научно-практическая конференция «Современная наука: актуальные проблемы, достижения и инновации», Международная научно-практическая конференция «Информатизация и цифровизация профессионального образования: проблемы, риски и перспективы».
Так, для обучающихся школ и учреждений среднего профессионального образования в дистанционном формате проводится ежегодный Всероссийский конкурс презентаций «PROфесси-ональное БУДУЩЕЕ», на базе Филиала ФГБОУ ВО «СамГТУ» в г. Белебее. В рамках проведения данных мероприятий использовались две платформы для дистанционного подключения участников: 1) Яндекс Телемост (https://telemost.yandex.ru/) - программа видеоконференций для онлайн-встреч (до 40 участников) по ссылке, доступная 24 часа и позволяющая осуществлять совместную работу нескольких пользователей с использованием функциональных возможностей с любого устройства без ограничения по времени; 2) Zoom (https://zoom-app.su/) - программа для создания видеоконференций, в т.ч. профессионального использования (до 100 участников), где предусмотрены удобные функции, гибкие надстройки, создание групповых чатов, комнаты ожидания начала мероприятия.
Цель конкурса заключается в развитии компетенций у обучающихся школ и учреждений среднего профессионального образования, способствующих успешной карьере в условиях цифровой трансформации всех сфер жизнедеятельности.
Задачи конкурса:
- развить мотивацию обучающихся школ и учреждений среднего профессионального образования к профессиональному самоопределению;
- активизировать интерес обучающихся к моделированию будущей профессиональной траектории в условиях цифровизации;
- поддержать инициативность обучающихся, направленную на развитие универсальных компетенций в сфере образования и профессиональной деятельности;
- реализовать способности и качества личности, необходимые в процессе выполнения трудовых функций.
Конкурс проводился по следующим направлениям:
1. Компетенции и профессионально значимые личностные качества современного специалиста.
2. Проектная деятельность: современный аспект.
3. Условия неопределённости, быстрая смена задач в будущей профессиональной деятельности.
4. Устойчивое развитие: экономическое, социальное, экологическое.
Уникальность проекта заключается в том, что он является одной из форм профориентационной работы, ориентированной на привлечение обучающихся разных ступеней образования к научно -исследовательской деятельности.
Следующим мероприятием, проводимым в рамках проекта, является ежегодная дистанционная (на профессиональной платформе Zoom) Всероссийская научно-практическая конференция «Современная наука: актуальные проблемы, достижения и инновации», организаторами которой выступает филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» в г. Белебее, республики Башкортостан.
Цель конференции: создание среды для научного общения, разработка и обсуждение новых перспективных технологий.
Задачи:
1. Привлечь обучающихся средних общеобразовательных, средних профессиональных и высших учебных заведений к научно-исследовательской деятельности.
2. Создать условия для развития практических навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности.
Реализуемая в рамках проекта конференция является для обучающихся разных ступеней образования и преподавателей различных регионов России эффективной платформой по обмену опытом научно-исследовательской деятельности.
Завершающим мероприятием проекта является ежегодная Международная научно-практическая конференция «Информатизация и цифро-визация профессионального образования: проблемы, риски и перспективы» для преподавате-
лей вузов, СПО, аспирантов, магистрантов. Конференция организуется на базе ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет» дистанционно на платформе Microsoft Teams (https://microsoft-teams.softonic.ru/download). представляющей собой сервис для комбинированной работы, позволяющей устраивать совместные видеовстречи (лекции, конференции, собрания). Благодаря этой платформе имеется возможность деления участников на группы, в каждой из которой есть собственные каналы общения, а также использования инструментария, обусловленного определёнными задачами.
Цель конференции: обсуждение актуальных проблем информатизации и цифровизации на всех уровнях профессионального образования, а также условий формирования у обучающихся информационно-цифровой культуры.
В рамках конференции осуществляется работа по следующим направлениям (секциям):
1) История развития цифровизации образования.
2) Информационно-цифровая среда профессионального образования.
3) Цифровая культура и ценности российского профессионального образования.
4) Трансформация личности в условиях цифрового пространства.
5) Цифровая компетентность педагога.
6) Инновационная профессиональная деятельность педагога в условиях цифровизации.
7) Лучшие практики обучения с использованием цифровой образовательной среды.
8) Повышение квалификации педагогов в условиях цифровой трансформации.
9) Цифровые технологии обучения в образовательном процессе вуза.
10) Информационная безопасность в цифровой образовательной среде.
11) Цифровизация и инклюзивное профессиональное образование: проблемы и перспективы.
12) Некоммерческие организации в цифровом профессиональном образовании.
Отметим, что география вышеуказанных мероприятий суммарно объединяет более 40 городов России и зарубежья, контингент обучающихся с пятого класса школы до профессорско-преподавательского состава вузов, а также межрегиональных общественных организаций, членов редакционной коллегии научных журналов.
Результаты исследования. Авторами проведена диагностика студентов (авторская анкета и
Опросник самоорганизации деятельности (Е.Ю. Мандрикова (2010); M. Bond, N. Feather (1988), целью которой было выявление уровня понимания студентами терминов «самореализация» и «самоопределение», потребности студентов в сопровождении процесса самореализации и самоопределения, а также определения наиболее эффективных форм психолого-педагогического сопровождения данных процессов.
В исследовании приняли участие 206 студентов Самарского государственного технического университета, филиала ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» в г. Белебее Республики Башкортостан, Самарского государственного колледжа.
Больше половины респондентов (63%) понимают под самореализацией «раскрытие собственного потенциала в какой-либо сфере деятельности». Независимо от того, как студенты понимают термин «самореализация», 90% респондентов утверждают, что самореализация - это систематический личностный рост человека, ежедневный труд над собой, а самосовершенствование личности зависит исключительно от него самого. 96% респондентов уверены в том, что личностное развитие способствует достижению успешности в сферах профессиональной деятельности.
На вопрос авторского опросника «Как вы считаете, какие качества позволяют человеку добиться положительных результатов в профессиональной сфере?» 30% респондентов выделили целеустремленность, 25% - трудолюбие, 20% -стремление к саморазвитию. Некоторые респонденты отметили такие качества, как ответственность, способность к самоорганизации, дисциплинированность.
Анализ результатов «Опросника самоорганизации деятельности» показал, что большинство (80%) студентов обладают необходимыми для успешной самореализации качествами: целеустремленностью, настойчивостью, самоорганизацией.
87% респондентов отметили, что готовы к реализации своих возможностей для достижения совершенства в какой-либо сфере деятельности, у них имеются возможности в образовательной организации для самоопределения и самореализации.
93% студентов хотели бы принимать участие в мероприятиях, проводимых в разных регионах РФ или в других странах, поскольку это влияет на повышение уровня самоопределения и самореа-
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 25, № 6 (93), 2023 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 25, no. 6 (93), 2023
лизации личности. Основным барьером к активному участию в различных мероприятиях 63% респондентов отметили личностные качества (неуверенность в себе, низкий уровень речевой культуры, низкая самооценка, неумение устанавливать контакты и др.), 32% - недостаточность направлений, представленных на проводимых мероприятиях.
83% студентов считают, что наиболее эффективными для самоопределения и успешной самореализации является научная и профессиональная деятельность.
Выводы. Таким образом, именно цифровая трансформация образования является важнейшим процессом изменения содержания, методов
и организационных форм учебной, внеучебной деятельности, достижения заданных образовательных результатов, ориентированных на формирование востребованных компетенций в настоящем и будущем, системное повышение качества профессиональной подготовки конкурентоспособных специалистов. Вышеуказанные мероприятия формируют способность и готовность личности к самоопределению и самореализации, к различным видам деятельности, развивают познавательные интересы и творческий потенциал, кругозор в различных областях науки и сферах профессиональной деятельности, стимулирование к исследовательской деятельности, повышении компетентности.
1. Байлук, В. В. Сущность самореализации личности и ее структура / В.В. Байлук // Педагогическое образование в России. - 2011. - №4. - С. 12-17.
2. Гинзбург, М. Р. Личностное самоопределение в ранней юности / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. - 1988. - № 2. - С. 19-26.
3. Груздова, Е. В. Общая характеристика профессионального выбора подростка / Е.В. Груздова, Л.В. Абдалина // Социально-экономические явления и процессы. - 2010. - № 4 (20). - С. 163-166.
4. Ермачкова, Е. С. Психолого-педагогическая поддержка процесса профессионального самоопределения учащихся / Е.С. Ермачкова // Нефтегазовые технологии и экологическая безопасность. - 2008. - №4. - С. 210-214.
5. Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам от 15.12.2022 г. / В.В. Путин // Ново-Огарёво [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/deliberations/70086 (дата обращения: 25.05.2023).
6. Команов, В. В. Тренировочный процесс в настольном теннисе: учебно-методическое пособие. - М.: Советский спорт, 2014. - 392 с.
7. Кудинов, С. И. Системная модель самореализации личности / С.И. Кудинов, А.И. Крупнов // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2008. - №1. - С. 28-36.
8. Лупанова, Н. А. Самоопределение личности как научная категория / Н.А. Лупанова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2010. - Т. 16. - № 3. - С. 302-306.
9. Панина, С. В. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. В. Панина, Т. А. Макаренко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 312 с.
10. Поддубный, Н. В. Понятие личности в контексте синергетической парадигмы / Н.В. Поддубный // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. - 2014. - №13 (184). - С. 362-368.
11. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. - С. 565.
12. Селевко, Г. К., Соловьева, О. Ю. Найди свой путь. Учебное пособие для предпрофильного обучения / Г. К. Се-левко, О. Ю. Соловьева. - Ярославль, 2006. - 168 с.
13. Соловьева, О. Ю. Технологическое обеспечение самоопределения личности в процессе профильного обучения школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / О.Ю. Соловьева. - Нижний Новгород, 2008. - 27 с.
14. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 216363/ (дата обращения: 25.05.2023).
15. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» [Электронный ресурс]. - URL: https: //edu.gov.ru/national -project/projects/cos/ (дата обращения: 25.05.2023).
16. Фельдштейн, Д. И. Взаимосвязь теории и практики в формировании психолого-педагогических оснований организации современного образования / Д.И. Фельдштейн // Педагогика. - 2010. - № 10. - С. 3-15.
THE ROLE OF SELF-DETERMINATION AND SELF-REALIZATION OF STUDENTS' PERSONALITY IN THE SYSTEM OF DIGITAL PROFESSIONAL EDUCATION
© 2023 L.A. Kolyvanova1, E.N. Chekanushkina2, N.S. Beilina2 Larisa A. Kolyvanova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of The Department of Biology, Ecology and Teaching Methods E-mail: [email protected] Elena N. Chekanushkina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Department «Pedagogy, Intercultural Communication and Russian as a Foreign Language»
E-mail: [email protected] Natalya S. Beilina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Department «Pedagogy, Intercultural Communication and Russian as a Foreign Language»
E-mail: [email protected] 1Samara State University of Social Sciences and Education 2Samara State Technical University Samara, Russia
The relevance of self-determination and self-realization of the personality of students in the system of digital vocational education lies in the fact that these aspects have a significant impact on the effectiveness and quality of education in the digital environment. Successful mastering of the professional skills and knowledge necessary for a future career requires students not only to have technical skills, but also to be ready for personal growth and development. Conscious self-determination and work on self-realization help students to better understand their goals, motivations, interests and personal qualities, as well as develop confidence and leadership skills. As a result, students will be able to successfully adapt to work and achieve success in their professional activities. The article discusses the role of self-determination and self-realization of the personality of students in the system of digital vocational education. The authors of the study analyze the influence of personal factors on the effectiveness of the learning process in the digital environment, and also highlight the key aspects that contribute to the development of students' personal qualities. Particular attention is paid to the role of teachers in the formation of self-determination and self-realization of the personality of students, as well as the possibilities of digital technologies in this process. The results of the study allow us to conclude that it is necessary to include work with personal aspects in digital professional education programs and the use of innovative teaching methods for the development of a student's personality in a digital environment. Keywords: professional training, digital education, personality development of a future specialist DOI: 10.37313/2413-9645-2023-25-93-29-36 EDN: SVQDCO
1. Bayluk, V. V. Sushchnost' samorealizatsii lichnosti i yeye struktura (Essence of personality self-realization and its structure) / V.V. Bayluk // Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii. - 2011. - №4. - S. 12-17.
2. Ginzburg, M. R. Lichnostnoye samoopredeleniye v ranney yunosti (Personal self-determination in early youth) / M.R. Ginzburg // Voprosy psikhologii. - 1988. - № 2. - S. 19-26.
3. Gruzdova, Ye. V. Obshchaya kharakteristika professional'nogo vybora podrostka (General characteristics of the professional choice of a teenager) / Ye.V. Gruzdova, L.V. Abdalina // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. - 2010.
- № 4 (20). - S. 163-166.
4. Yermachkova, Ye. S. Psikhologo-pedagogicheskaya podderzhka protsessa professional'nogo samoopredeleniya uchash-chikhsya (Psychological and pedagogical support for the process of professional self-determination of students) / Ye.S. Yermachkova // Neftegazovyye tekhnologii i ekologicheskaya bezopasnost'. - 2008. - №4. - S. 210-214.
5. Zasedaniye Soveta po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proyektam ot 15.12.2022 g. (Meeting of the Council for Strategic Development and National Projects of December 15, 2022) / V.V. Putin // Novo-Ogarovo [Elektronnyi resurs].
- URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/deliberations/70086 (data obrashcheniya: 25.05.2023).
6. Komanov, V. V. Trenirovochnyy protsess v nastol'nom tennise: uchebno-metodicheskoye posobiye (Training process in table tennis: teaching aid). - M.: Sovetskiy sport - 2014. - 392 s.
7. Kudinov, S. I. Sistemnaya model' samorealizatsii lichnosti (Systemic model of personality self-realization) / S.I. Kudi-nov, A.I. Krupnov // Vestnik RUDN. Seriya: Psikhologiya i pedagogika. - 2008. - №1. - S. 28-36.
8. Lupanova, N. A. Samoopredeleniye lichnosti kak nauchnaya kategoriya (Personality self-determination as a scientific category) / N.A. Lupanova // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. - 2010. - T. 16. -№ 3. - S. 302-306.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 25, № 6 (93), 2023 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 25, no. 6 (93), 2023
9. Panina, S. V. Samoopredeleniye i professional'naya oriyentatsiya uchashchikhsya: uchebnik i praktikum dlya akad-emicheskogo bakalavriata (Self-determination and professional orientation of students: textbook and workshop for academic undergraduate) / S. V. Panina, T. A. Makarenko. - 3-ye izd., pererab. i dop. - M.: Izdatel'stvo Yurayt, 2014. - 312 s.
10. Poddubnyy, N. V. Ponyatiye lichnosti v kontekste sinergeticheskoy paradigm (The concept of personality in the context of the synergetic paradigm) / N.V. Poddubnyy // Voprosy zhurnalistiki, pedagogiki, yazykoznaniya. - 2014. - №13 (184). - S. 362-368.
11. Rubinshteyn, S. L. Osnovy obshchey psikhologii (Fundamentals of general psychology) / S.L. Rubinshteyn. - SPb.: Piter, 2000. - S. 565.
12. Selevko, G. K., Solov'yeva, O. YU. Naydi svoy put'. Uchebnoye posobiye dlya predprofil'nogo obucheniya (Find your way. Textbook for pre-profile education) / G. K. Selevko, O. Yu. Solov'yeva. - Yaroslavl', 2006. - 168 s.
13. Solov'yeva, O. YU. Tekhnologicheskoye obespecheniye samoopredeleniya lichnosti v protsesse profil'nogo obucheniya Shkolnikov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 (Technological support of personality self-determination in the process of profile education of schoolchildren: abstract of the thesis. dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.01) / O.YU. Solov'yeva. - Nizhniy Novgorod, 2008. - 27 s.
14. Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203 «O Strategii razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii na 2017-2030 gody» (Decree of the President of the Russian Federation of May 9, 2017 No. 203 «On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030») [Elektronnyi resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (data obrashcheniya: 25.05.2023).
15. Federal'nyy proyekt «Tsifrovaya obrazovatel'naya sreda» (Federal project «Digital educational environment») [Elektronnyi resurs]. - URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (data obrashcheniya: 25.05.2023).
16. Fel'dshteyn, D. I. Vzaimosvyaz' teorii i praktiki v formirovanii psikhologo-pedagogicheskikh osnovaniy organizatsii sovremennogo obrazovaniya (The relationship between theory and practice in the formation of psychological and pedagogical foundations for the organization of modern education) / D.I. Fel'dshteyn // Pedagogika. - 2010. - № 10. - S. 3-15.