3. Гримовская, Л.М. Развитие познавательных способностей детей в проектной деятельности по экологической тематике / Л.М. Гримовская // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №2. - С. 6.
4. Козырева, О.А. Педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника / О.А. Козырева // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №2. - С. 1.
5. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики ребенка / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 345 с.
6. Паршукова, И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / И.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 1. - С. 19-23.
7. Поддьяков, Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет / Н.Н. Поддьяков. - М.: ТЦ «Сфера»; СПб.: Речь, 2010.
8. Рубинштейн, С.Л. Психологическая наука и дело воспитания / С.Л. Рубинштейн // Проблемы общей психологии. Отв. ред. Е.В. Шорохова. - М.: Педагогика, 1976. - С. 182-192.
9. Савенков, А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Лекции 5-8 / А.И. Савенков. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.
10. Сухомлинский, В.А. Сто советов учителю / В.А. Сухомлинский. - Ижевск: Удмуртия, 1981. - 296 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Центр педагогического образования, 2014. - 32 с.
Педагогика
УДК 37.047
кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доктор психологических наук, профессор Серебровская Наталья Евгеньевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород); начальник отдела организации дополнительного образования школьников Бедная Полина Алексеевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород)
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. В статье изучены особенности процесса становления и развития профессионального самоопределения обучающихся старшего школьного возраста. Обоснована необходимость правильного самоопределения на этапе школьного обучения как гарантии успешного выбора жизненного пути и самореализации в профессиональной и личностной сфере. По мнению авторов, важным новообразованием периода ранней юности является личностное самоопределение и, как его часть, профессиональное самоопределение. Самоопределение связано с осознанием себя как личности, своего социального статуса и своей роли в обществе. Рассмотрены особенности возрастного развития обучающихся в старшем школьном возрасте: становление психической зрелости, чувства взрослости, развитие самостоятельности, ответственности за свои поступки, поиски себя и своей индивидуальности и др. В данном возрастном периоде молодым людям интересен момент поиска, освоения нового интересного опыта, стремление почувствовать себя в разных ролях. Охарактеризованы профессионально-ценностные ориентации, определяющие мотивационную составляющую профессионального самоопределения. Среди них авторы выделяют престиж и социальную значимость профессии, возможность карьерного роста и творческой самореализации. Авторы убеждены, что актуальность данной проблемы обуславливается необходимостью поиска новых и современных подходов к решению вопросов профессиональной ориентации школьников, реализации психологического сопровождения этого процесса с учетом индивидуально-личностных особенностей учащихся, их социальных потребностей с перспективой личностного роста. Сделан вывод о необходимости разработки специальной программы психологического сопровождения профессионального самоопределения школьников, нацеленной на формирование личностно-профессиональных ориентиров и активной гражданской позиции.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, старший школьный возраста, личностное самоопределение, профессиональная ориентация, выбор профессии, психологическое сопровождение.
Annоtation. The article studies the features of the process of formation and development of professional self-determination of students of senior school age. The necessity of correct self-determination at the stage of schooling as a guarantee of a successful choice of life path and self-realization in the professional and personal spheres is substantiated. According to the authors, an important neoplasm of early adolescence is personal self-determination and, as part of it, professional self-determination. Self-determination is associated with awareness of oneself as a person, one's social status and one's role in society. The features of the age development of students at senior school age are considered: the formation of mental maturity, a sense of adulthood, the development of independence, responsibility for their actions, the search for themselves and their individuality, etc. In this age period, young people are interested in the moment of searching, mastering a new interesting experience, the desire to feel themselves in different roles. The professional value orientations that determine the motivational component of professional self-determination are characterized. Among them, the authors highlight the prestige and social significance of the profession, the possibility of career growth and creative self-realization. The authors are convinced that the relevance of this problem is determined by the need to search for new and modern approaches to solving the issues of professional orientation of schoolchildren, the implementation of psychological support for this process, taking into account the individual and personal characteristics of students, their social needs with the prospect of personal growth. It is concluded that it is necessary to develop a special program of psychological support for the professional self-determination of schoolchildren, aimed at the formation of personal and professional guidelines and an active citizenship.
Key words: professional self-determination, senior school age, personal self-determination, professional orientation, profession choice, psychological support.
Введение. Современная ситуация на рынке труда характеризуется серьезными трудностями в отношении трудоустройства молодежи. Работодатели с большим нежеланием принимают молодых людей на работу; это объясняется недостатком трудового опыта молодежи. Повышение конкурентности и высокие требования к потенциальному работнику, уровню его профессиональных и личностных компетенций является тем барьером, который не всегда легко преодолеть. При этом молодое поколение является более мобильной группой населения, быстрее приспосабливается к социально-
экономическим переменам. Кроме того, молодежь стремится получать новые знания и умения, гибко адаптируется к изменяющейся окружающей среде.
Значимым аспектом с точки зрения будущей профессиональной самореализации молодого поколения является формирование активной жизненной и профессионально направленной позиции, четкое профессиональное самоопределение, исходя из индивидуальных особенностей и направленности личности и актуальных запросов социума. Более того, доказана необходимость осуществления работы по ранней профориентации, начиная уже с дошкольного возраста, подразумевая под ней формирование у детей представлений о мире профессий и воспитание интереса к труду взрослых [1].
Изложение основного материала статьи. Профессиональное самоопределение относится к числу основных социальных потребностей юношества, поскольку правильно выбранная специальность - гарантия успешного жизненного пути, позволяющая сформироваться человеку как личности. Самостоятельный выбор профессиональной деятельности для юношества рассматривается как условие интеграции молодых людей в социум и жизненного самоопределения. Самоопределение - это самоутверждение, самосовершенствование личности в обществе, в труде и трудовом коллективе [6]. Самоопределение можно считать состоявшимся только в том случае, когда личность, в соответствии с требованиями и условиями окружения и общества, склонностями, возможностями, предрасположенностями, психологическими условиями, желаниями и способностями готова к самостоятельной, независимой жизнедеятельности, осознает свои ведущие цели, задачи и смысл жизни.
Профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте тесно взаимосвязано с личностным самоопределением. Е.А. Климов профессиональные самоопределение трактует, как «поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности» [7]. Другими словами, оно представляет собой довольно сложный процесс, охватывающий важный период жизни человека, в результате которого вырабатывается готовность к осознанному выбору профессионального пути с учетом собственных личностных способностей и интересов, с оной стороны, и требованиями предстоящей профессиональной деятельности, с другой, а также адаптивность к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям и требованиям рынка труда. Вся трудовая жизнь человека определяется его профессиональным выбором. Отсутствие профессиональных ориентиров или их размытость отрицательно влияет на формирование профессиональных умений, навыков и способностей, отражается на приобретении опыта, системы личностных ценностей и ориентиров [16].
Подчеркнем, что профессиональное самоопределение как психологическое личностное новообразование начинается с формирования профессиональной направленности, характеризующейся не только позитивным отношением к определенной трудовой деятельности, но и активным стремлением трудиться в данной профессиональной области [7]. В этой связи важным моментом являются социальные условия взросления подростка, которые отвечают за появление этого психического новообразования. Самоопределение связано с осознанием себя как личности, осознанием своего социального статуса и социальной роли; этот процесс сопровождается осмыслением и четкой иерархичностью мотивационно-потребностной сферы, появлением системы жизненных ориентиров и интересов, в том числе, и в отношении будущих профессиональных предпочтений. Происходит оценивание ребенком своего поведения, осознание своей социальной роли, необходимости делать выбор и брать за него ответственность. Осознание обучающимися целей и смысла своей жизни, нравственное и личностное самоопределение следует рассматривать, по мнению Н.Е. Серебровской, как стержневой показатель ценностно-смысловой составляющей психологической готовности к выбору профессии. Понимание «ценностно-смысловой природы личностного самоопределения связано с наличием интереса к смыслу жизни, активным идущим процессом самоопределения» [13, С. 45].
Особую значимость для формирования личностного феномена профессионального самоопределения имеет старший школьный возраст - период с 14 до 17 лет. Именно в это время, по мнению Д.И. Фельдштейна, происходит переход к самостоятельности, формированию ответственности за свои поступки. Одним словом, происходит становление психической зрелости личности, напрямую связанной с формированием ее самоопределения в отношении будущей профессии и жизненного пути [15]. Отметим, что старший школьный возраст характеризуется разнородностью и неоднозначностью жизненных смыслов, планов и ориентиров. У старшего подростка, как правило, существует множество проблем в отношениях со взрослыми и социальной средой, которые его окружают. Эти проблемы обусловлены стремлением к дистанцированию от взрослых, поиском индивидуальности и своего «Я», попыткой избавиться от родительской опеки. Именно чувство взрослости представляет собой характерную особенность рассматриваемого возрастного периода. В это время у ребенка возникает живой интерес к окружающему миру взрослых, повышенная любознательность, желание приобрести собственный жизненный и социальный опыт. Для старшего школьника важен момент поиска, постижения нового в окружающем мире, возможность почувствовать себя в разных ролях, новый интересный опыт. При этом именно взрослый должен взять на себя организацию такого опыта, создать соответствующие условия для приобретения нового знания и расширения жизненного кругозора ребенка.
Старший школьник пытается выстраивать свою собственную систему отношений с миром. Это подтверждается многочисленными исследованиями ученых. Так, Л.В. Мудрик в своих работах отмечает значимость формирования социальных, коммуникативных потребностей у детей старшего школьного возраста, которые находят свое удовлетворение в диалоге со сверстниками [11]. Именно в общении старший школьник развивает способность понимать других людей, устанавливать с ними контакты, формировать собственное «Я» и, в конечном итоге, находит себя.
Процесс становления личности подростка и развитие его субъектности реализуется через формирование системы самосознания и самоопределения. При этом первоочередную роль играют актуальные потребности старшего школьника, его личностные интересы. И взрослый, находящийся рядом, может помочь ребенку конструктивно выстроить взаимодействие с миром на основе учета его личностных потребностей. Для подростка в рассматриваемый возрастной период важна сопричастность с его референтной группой. Таким образом школьники реализуют свои потребности в принятии, внимании к себе и понимании своих интересов и проблем. Через принадлежность к группе сверстников подросток приобретает уверенность в себе, познает себя, открывает свои внутренние ресурсы и приобретает новые возможности для собственного взросления. В период старшего школьного возраста подростки активно стремятся к расширению коммуникативной сферы, выстраивают собственное социальное пространство. Однако, в тоже время они хотят обезопасить себя и выстроить личные границы во взаимоотношениях с окружающими.
Одной из ведущих потребностей данного возрастного периода является потребность в новом знании о мире, в новых впечатлениях и опыте. Этим обусловлен повышенный интерес подростка к познанию окружающего мира; такой процесс познания он выстраивает через общение, познавая не только окружающую действительность во всем ее многообразии, но и самого себя.
К 15-17 годам происходит формирование потребности в жизненных достижениях. В это время старший школьник осознает свои жизненные перспективы и строит прогнозы на будущее. Это во многом определяет личностное созревание в отношении профессиональных ориентиров и развитие его профессионального самоопределения.
Л.С. Выготский особо выделял личностный выбор как достижение старшего школьного возраста [3]. Он подчеркивал, что именно в процессе такого выбора происходит поиск себя и своего места в обществе, формируется картина профессионального мира, происходит осознание своего призвания и жизненных приоритетов. Этот крайне сложный для личности подростка процесс реализуется при соблюдении определенных внутренних условий. И эти условия связаны с личностной рефлексией, самоопределением, поиском собственных ресурсов. К внутренним ресурсам можно отнести природные задатки подростка, динамические особенности, специфику функционирования нервной системы, склонности, интересы, имеющийся багаж знаний о мире и о себе.
С точки зрения Р.С. Немова, именно в старшем подростковом периоде начинается процесс осознания своей поведенческой направленности и формирование саморегуляции собственного поведения [11]. Саморегуляция, как еще одно важнейшее личностное самообразование, опосредовано системой знаний об окружающем мире, социальной среде, системой собственных жизненных ценностей и мотивов, осознанием своего собственного «Я».
В работах Л.И. Божович одним из характерных новообразований юношества является именно самоопределение, которое охватывает всю личность подростка. В том числе и ту сферу личности, которая отвечает за его профессиональный выбор, когда «отдельные неясные мотивы составляются в единую мотивационную тенденцию, основанную на его жизненных интересах и потребностях» [2]. Старший школьник стремится осуществить собственный выбор, выстроить жизненные планы.
И.С. Кон в своих работах определял старший школьный или юношеский возраст как «третий мир». Именно в этот период происходит переход от детства к взрослой жизни и формируется система самоконтроля, подросток начинает осознавать свои поведенческие мотивы [8]. Школьнику уже гораздо легче осуществлять контроль за своим поведением и деятельностью, появляется осознанная необходимость работать со своими эмоциями, контролировать их. Одним из показателей личностного взросления в юношеский период можно назвать принятие себя и повышение осознанности и уверенности в отношении разных видов деятельности, в том числе, учебной и коммуникативной [5].
Способность к самостимуляции и волевой активности становится в этот период показателем взросления подростка. Появляется осмысленность поступков, формируется ответственность за результат своей деятельности. Кроме того, в старшем школьном возрасте формируется моральный компонент волевой сферы; происходит осознание ребенком своих поступков с точки зрения их социальной значимости. Старшие школьники способны проявлять настойчивость в достижении жизненных целей; их поведенческая активность приобретает характер целеустремленности. Результатом всех этих изменений становится повышение уровня управления субъектной деятельностью, что помогает школьнику более осознанно себя вести и быть более эффективным.
Главным компонентом в структуре профессионального самоопределения следует считать систему ценностей, которая отражает профессиональные устремления человека. Среди профессионально-ценностных ориентаций следует выделить престиж и социальную значимость профессии, направленность профессионального труда, наличие возможности саморазвития и самосовершенствования. Тенденцией современного общества является ежегодный рост числа специалистов финансово-экономической и бухгалтерской сферы при стабильном снижении интереса к рабочим профессиям. Одним из факторов развития профессионального самоопределения школьников является в большинстве своём уровень престижа будущей профессии и возможность высоких заработков и карьерного роста. Данные ориентации в ходе профессионального развития, формирования и становления личности претерпевают определённые перемены. Некоторые ценности утрачивают свою функцию, другие пропадают совсем, третьи впервые возникают на конкретной стадии личностного развития. К примеру, в начале независимого, самостоятельного освоения профессиональной деятельности возникает ориентация на самоутверждение в труде. Поскольку личность молодого человека еще окончательно не сформирована и эмоционально нестабильна, она подвержена воздействию социального окружения и общественного мнения.
А.В. Мантикова отмечает, что молодёжь в большей мере подвержена прямому и косвенному воздействию различных агентов влияния [9]. Этими агентами могут выступать, например, СМИ, образовательные учреждения, члены семьи, друзья и т.д. Под воздействием подобных внешних влияний молодой человек нередко делает профессиональный выбор не сам, и в будущем вынужден целиком и полностью изменять свои профессиональные цели или вносить в них серьезные поправки. Из этого следует, что у молодого поколения важно воспитывать, развивать и совершенствовать информационную грамотность и способность перерабатывать получаемую информацию в соответствии с личностной системой ценностей и интересов [5]. Важным условием успешного самоопределения в профессиональной области является периодическое участие школьников в трудовой деятельности, не прекращая учебную деятельность, к примеру, в период летних каникул; это позволяет прояснить для себя что-либо о той или иной специальности.
Проблема профессионального самоопределения, поиска своего места в жизни актуализируется в возрасте 15-17 лет, когда ведущей школьников становится учебно-профессиональная деятельностью. Ее решение осложняется отсутствием жизненного и социального опыта, в ряде случаев, несоответствием полученной специальности индивидуально-психологическим характеристикам личности, способностям и задаткам. Проблема обусловлена тем, что в большинстве случаев профессиональная ориентация школьников носит достаточно формальный характер в рамках учебного процесса в школе, не учитывает индивидуальные психологические и личностные ресурсы каждого ребенка, его запросы, способности и интересы. Формы профессиональной ориентации часто устаревают, не актуализируются и подчас не привлекают детей, отчего профессиональное самоопределение школьника как процесс имеет стихийный и интуитивный характер. Нерешенность данной проблемы является источником социальной нестабильности и личностной дезадаптации.
Сложившаяся ситуация в целом требует поиска путей оптимизации процесса и способов профессионального самоопределения школьников и создания условий для обеспечения психологической помощи и поддержки детям в процессе обучения в школе. В частности, необходимо при подборе определенной профессиональной деятельности ориентироваться на ключевые психологические характеристики: тип личности, способ мышления, предпочитаемый способ общения, оказывающие непосредственное влияние на ту или иную профессиональную область [12]. На сегодня проблема поиска новых возможностей, форм и механизмов формирования профессионального самоопределения школьников является крайне актуальной.
Одним из реальных путей ее решения, на наш взгляд, может быть организация психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, под которым мы понимаем целенаправленную систему деятельности, ориентированную на профессиональное и личностное становление подростков в период школьного обучения, раскрытие их потенциальных возможностей, индивидуальности и оказания помощи в преодолении трудностей на этом пути [4; 14]. Исследование разных подходов к изучению проблемы сопровождения профессионального самоопределения обучающейся молодёжи позволяет утверждать, что подобная системная работа способствует активизации личности ребенка в отношении формирования собственного профессионального выбора, ориентации его в мире профессий, позволяет найти собственные смыслы трудовой деятельности.
Выводы. Таким образом, возрастные новообразования старшего школьного возраста обеспечивают необходимые предпосылки для формирования прогностической способности, школьнику становится доступным умение выстраивать планы на будущее, в том числе, и в отношении будущей профессии, создавать устойчивую поведенческую стратегию, нацеленную на будущую профессиональную принадлежность. Необходимость решения проблемы психологического сопровождения профессионального самоопределения школьников определяется важностью решения задач по повышению личностной зрелости старших подростков, формированию у них четких личностно-профессиональных ориентиров, понятных целей в отношении жизненного пути и активной гражданской позиции.
Литература:
1. Белова, Е.Е. Необходимость ранней профориентации в дошкольном возрасте / Е.Е. Белова, Т.Г. Ханова // Педагогический вестник. - 2020. - № 16. - С. 4-6.
2. Божович, Л.И. Формирование личности в онтогенезе / Л.И. Божович. - М., 2019. - 352 с.
3. Выготский, Л.С. Собр. соч.: в 6 т. - М.: Педагогика, 1984. - Т.4. - 433 с.
4. Гуцу, Е.Г. Психодиагностика в системе работы по профессиональному самоопределению студентов, будущих педагогов / Е.Г. Гуцу, Е.В. Кочетова, М.Д. Няголова // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 1-1 (13). - С. 4.
5. Данилова, Е.Е. Особенности мотивационной сферы современных российских школьников: содержание, возрастная динамика, роль образовательной среды / Е.Е. Данилова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, №1. - С. 6.
6. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, О.А. Рудей. - Воронеж: МОДЭК, 2018. - 256 с.
7. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 304 с.
8. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М., 1989. - 256 с.
9. Мантикова, А.В. Формирование личности в старшем пубертатном возрасте / А.В. Мантикова // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. - 2016. - №9. - С. 38-42. URL: wwenews.esrae.ru/46-554 (дата обращения: 29.06.2022).
10. Мудрик, А.В. Социализация человека: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.В. Мудрик. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 304 с.
11. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2013. - 642 с.
12. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. - М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2016. - 512 с.
13. Серебровская, Н.Е. Психологическая готовность к выбору профессии в раннем юношестве: теоретический и практический аспект / Н.Е. Серебровская, А.А. Лукомец // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - Т. 23, №5. - С. 44-48.
14. Серебровская, Н.Е. Становление субъектности школьников на пути их профессионального самоопределения: коллаборация школы и вуза / Н.Е. Серебровская, И.С. Кочергина // Вестник Мининского университета. - 2021. Т. 9, № 3. - С. 12.
15. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности / Д.И. Фельдштейн. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 190 с.
16. Эренбург, Р. Современная экономика труда. Теория и государственная политика / Р. Эренбург, Р. Смит. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 800 с.
Педагогика
УДК 378.1 +37.026
старший преподаватель Хисматулина Наталья Владимировна
Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург); старший преподаватель Пугачева Светлана Александровна Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург); доцент Малкова Татьяна Вячеславовна
Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург)
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТРУКТИВИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ГУМАНИТАРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье поднимается вопрос об актуальности гуманизации и гуманитаризации образования, обосновывается значимость антропо-практики с бережным отношением к человеку (обучающемуся) во всей его целостности на базе принципа «не навреди», подразумевающим сообразность выстраивания учебного процесса сообразно психологическим, возрастным, физизиологическим, когнитивным особенностям человека. Авторы подчеркивают исключительную ценность андрагогических положений в обучении взрослого (на ступени высшего образования): осмысленности, осознанности, рефлексивности в обучении, опоры на собственный опыт, понимания собственной ответственности за результат. Основная часть исследования посвящена анализу развития философско-педагогического направления конструктивизма как одного из источников в обосновании жизнеспособности личностно-ориентированного подхода к процессу образования, ориентирующегося на формирование не стандартизированных людей с идентичным уровнем знаний, а исключительных личностей, осмысленно усложняющих уникальную архитектуру своих когнитивных моделей и самостоятельно выстраивающих свою образовательную траекторию.
Ключевые слова: конструктивизм, социоконструктивизм, модель образования, гуманизация и гуманитаризация образования, андрагогика, личность обучающегося, когнитивная деятельность.
Annotation. The article raises the question of the relevance of humanization and humanitarization in education, substantiates the importance of anthropo-practice with a careful attitude towards a student, taking into account the integrity of his personality. The medical principle "do no harm" conceptually belongs to teaching process as well implying the conformity of building the educational process in accordance with psychological, age, physiological, cognitive characteristics of a person. The authors emphasize the exceptional value of andragogical theses in adult education (at the stage of higher education): meaningfulness, awareness, reflexivity in learning, reliance on one's own experience, understanding one's own responsibility for the result.
The main part of the research is devoted to the analysis of the development of the philosophical and pedagogical direction of constructivism as one of the sources in substantiating the viability of a personality-oriented approach to the educational process. The authors underline that it focuses on the formation of not standardized people with an identical level of knowledge, but exceptional