УДК159.922
ББК 4421.351+Ю941.1
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ
И.А. Колесников
МОУ «Гимназия № 9», г. Шадринск
PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SENIOR PUPILS AS A PEDAGOGICAL CONCEPT
/. Kolesnikov Gymnasium Ns 9, Shadrinsk
Обосновывается актуальность проблемы профессионального самоопределения старших школьников в условиях провозглашения свободы профессионального образования и профессиональной мобильности выпускников учреждений профессионального образования, дается определение понятия «профессиональное самоопределение» и указываются возрастные особенности личности, значимые для становления ее жизненного пути в старшем школьном возрасте.
Ключевые слова: личностное самоопределение, профессиональное самоопределение, процессы самоопределения, этапы самоопределения.
The article touches upon the topicality of the problem of professional self-determination of senior pupils under the circumstances of declaration of professional education freedom and under the circumstances of occupational mobility of students graduating from institutions of professional education. The author of the article defines the concept of professional self-determination and states age-related changes which are significant for a personal course of life at the senior school age.
Keywords: personal self-determination, professional self-determination, self-determination processes, self-determination stages.
Вопрос социализации и подготовки подрастающего поколения к трудовой деятельности волновал умы человечества с давних пор. Об этом говорили и писали очень многие. Сегодня, когда нашу страну будоражат сильнейшие общественно-экономические трансформации, когда волна мирового экономического кризиса докатилась и до нас, проблема выбора молодыми людьми своего жизненного пути и получения профессии встает особенно остро. В первую очередь она волнует старших школьников, для которых выбор своего дальнейшего образования и получение профессии превращается в объективную реальность сегодняшнего дня. Ее актуальность возрастает в условиях присоединения России к Болонскому процессу, согласно принципам которого свобода выбора своего пути в профессиональном образовании и в профессии является ключевым положением.
Однако результаты проведенных социологических исследований показывают, что на сегодня у российской молодежи готовность самостоятельно решать свою судьбу, выбирать и реализовывать свою профессиональную карьеру либо не сформирована совсем, либо сформирована слишком слабо. Помимо этого отмечено снижение у молодых людей социальной активности, мотивации в достижении успеха и отмечен рост их безынициативности [9-11, 15]. Сегодняшние старшеклассники и выпускники школы становятся категорией группы риска. Именно у этой категории молодых людей нет трудового опыта, низка или отсутствует профессиональная квалификация, не сформированы готовность к труду и к самостоятельной оценке обстановки на рынке труда. Они низко оценивают роль образования в профессиональной подготовке, перекладывают на родителей ответственность
за свой жизненный выбор, не проявляя готовности и желания определить свою собственную судьбу. При этом неудовлетворенность материальным положением конфликтует с низким уровнем потребности в труде и неразвитой трудовой мотивацией.
Сегодня выпускники школ главным фактором в достижении жизненного успеха считают знакомства и деньги. Труду отводится одно из последних мест. Более того: для подрастающего поколения сегодняшний труд уже перестал быть значимой потребностью, а жизненный успех поставлен в прямую связь с не трудом, а антитрудом: удачей, везением, связями, собственным унижением и тому подобными деяниями. Последствия этого очевидны.
Соответствующие социально-психологические условия создают препятствия для реализации прав свободы выбора профессии и свободы профессиональной деятельности. В отсутствие мотивации учащиеся не могут стать свободными субъектами, решающими проблемы выбора своего пути профессионального образования, а впоследствии - развития себя как профессионала, готового с уверенностью занять то или иное место в едином образовательном пространстве Европы.
Поэтому сейчас особую актуальность приобретает проблема разработки активной социальной политики, создания социальных институтов сопровождения профессиональной карьеры, которые должны подготовить молодежь к работе и жизни в новом социально-экономическом пространстве, которые наряду со специальными профессиональными знаниями и умениями, будут развивать основные социально-профессиональные качества (осознание ценности труда, трудовой мотивации, готовности к труду, инициативное поведение на рынке труда, умения планирования и реализации своей профессиональной карьеры).
Грамотную и эффективную педагогическую помощь старшеклассникам в их профессиональном самоопределении целесообразно осуществлять на основе теоретической компетентности педагога в аспекте профессионального самоопределения школьников и ее развития. В этой связи актуальной является задача определения понятия профессионального самоопределения старшеклассников и выявления его содержания.
В педагогике самоопределение рассмат-ривается, как центральный механизм станов-
ления личностной зрелости, состоящей в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и прочих связей с другими людьми. В психологии самоопределение личности понимается и как процесс, и как результат сознательного выбора личностью собственных позиций, целей и средств самосуществования в конкретных обстоятельствах жизни.
Методологические основы психологического подхода к данной проблеме были заложены С.Л. Рубинштейном, который рассматривает самоопределение в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа: внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия. Те «внутренние условия», через которые преломляются внешние воздействия, определяемые сознательное отношение к окружающему; «человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему» [12]. И.С. Кон связывает факторы личностного самоопределения с выполненным делом (трудом, работой) и взаимоотношениями с окружающими людьми (общением) [6].
М.Р. Гинсбург выделяет жизненное поле личности, в рамках которого и разворачивается и профессиональное, и жизненное самоопределение личности [1]. В сложном многоступенчатом процессе становления человека, как структурные элементы выделяются разные виды самоопределения: жизненное, социальное, семейное, профессиональное, личностное и т.д. Кроме того, в литературе можно встретить различные их комбинации: соци-ально-личностное, социально-профессиональ-ное, индивидуально-личностное, ценностносмысловое и др. [8-10, 15].
Самоопределение не имеет четких границ, в связи с чем актуализируется как процесс личностный, который, в зависимости от влияния внутренних и внешних факторов может быть характерен для разных периодов жизни человека. Основываясь на современных представлениях становления личности, жизненное самоопределение может быть по-нято, как процесс, свойственный человеку как
открытой самоорганизующейся системе. Поэтому процесс жизненного самоопределения, понимается в психологии, как проявление самоорганизации, которая предполагает ломку сложившихся жизненных стереотипов, установок и открытие новых возможностей, и горизонтов. Так как мир труда и профессий -одна из значимых сфер взаимодействия человека и общества, поэтому профессиональное самоопределение будет также необходимым условием самоопределений личностного и жизненного.
В психологическом словаре М.И. Дьяченко профессиональное самоопределение определяется как двустороннее явление, как процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности. По мнению этого автора самоопределение участвует в формировании образа «Я». Тем самым, оно предопределяет многие стороны жизни [3].
Большинство ученых рассматривают самоопределение как процесс, выделяя в нем видовые особенности:
• процесс, в котором происходит принятие решений, посредством которых индивид формирует и активизирует баланс своих предпочтений и склонностей, с одной стороны, и потребностей существующей системы общественного разделения труда - с другой [7];
• процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность [7];
• этап профессионального развития, в состав которого входит профнаправленность, опыт конкретной профессиональной деятельности, соотнесение личностью возникающих целей со своими идеалами [8, 17].
В.В. Чебышева в профессиональном самоопределении видит стремление личности к ознакомлению с миром профессий, к предпочитаемой области трудовой деятельности, к овладению знаниями, необходимыми для избираемого труда, и работу над формированием необходимых качеств [16].
Е.И. Головаха, акцентируя внимание на самодетерминации личности, понимает профессиональное самоопределение, как ориентацию на будущие жизненные перспективы, важнейшим элементом которых являются ценностные ориентации, жизненные планы и цели [2].
В.Д. Симоненко и М.В. Ретивых характеризуют профессиональное самоопределение и как процесс, и как результат, следствием которых, осуществляется самостоятельный, созна-
тельный выбор профессии, включающий в себя нравственную, психологическую и практическую подготовку личности, которая завершается актом реализации профнамерения [11].
Е.А. Климов вводит специальный термин «стадия оптации», когда происходит подготовка к жизни, к труду сознательному и ответственному, осуществляется планирование и выбор профессионального пути. Важным и необходимым результатом деятельности в этот период является сознание того, что «я сам» выбрал профессию. Если этого нет, то и самоопределения как такового нет [5].
Е.Д. Волохова, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко, Т.Б. Суровицкая раскрывают методические основы профессионального самоопределения старшеклассников, давая классификацию профессий, правила построения про-фессио- и психограмм с учетом интересов, способностей и склонностей учащихся, характеризуя психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении. Особое значение авторы уделяют профессиональным пробам, цель которых - лучше понять себя, выявить свои склонности, способности и дать объективную оценку своим возможностям [15].
Несмотря на тот факт, что все характеристики понятий «самоопределение» и «профессиональное самоопределение» имеют некоторые отличия, это скорее, говорит не об их противоречивости, а о том, что речь идет о научных терминах, которые на разных этапах научного развития выражают определенную ступень движения науки, и естественно не могут рассматриваться как понятия завершенные.
По нашему мнению, наиболее точно понятие «профессиональное самоопределение» раскрыто группой сотрудников Института профессионального самоопределения молодежи РАО (В.А. Поляков, С.Н. Чистякова,
С.А. Волошин, A.B. Губин, В.И. Журавлев,
А.Я. Журкина и Н.С. Пряжников), которые определяют его как процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде, как способ ее самореализации и как составную частью самоопределения жизненного. Этот длительный процесс согласования внутриличностных и соци-ально-профессиональных потребностей не завершается профессиональной подготовкой по избранной специальности, а происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы прило-
жения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование практического, действенного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям ее общественно-полезного бытия и саморазвития [10].
Мы присоединяемся к мнению авторов, которые трактуют профессиональное самоопределение не только как момент выбора, но как динамический профессиональный процесс, охватывающий все важнейшие этапы жизни человека. На первоначальном этапе, характерном для детей старшего дошкольного возраста, у ребенка начинает намечаться положительное отношение к профессиональному миру, к людям труда и их занятиям.
Этап второй (1—4 классы) - пропедевтический, когда при различных видах познавательной, игровой, общественно-полезной и трудовой деятельности у младших школьников пробуждается любовь и добросовестное отношение к труду, возникает понимание его роли в жизни человека и общества, появляется интерес к профессиям родителей и ближайшего окружения, формируется нравственная установка выбора профессии, акцентируется внимание на профессиях наиболее распространенных.
Третий этап (5-7 классы) - поисковый, где в процессе включения учащихся в деятельность, согласованную с профилем продолжения образования в старших классах и будущей профессиональной деятельностью, подростки осознают свои интересы, способности, общественные ценности, связанные с выбором профессии и своего места в обществе.
Четвертый этап (8-10 классы) отмечен развитием профессионального самосознания, когда у школьников появляется личностный смысл выбора профессии, приобретается опыт соотнесения общественной сферы выбора деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях, постижения реальных возможностей.
Пятый этап (10-11 классы) связан с уточнением профессионального статуса. С учетом предшествующих этапов обучения осуществляется профориентационная деятельность на базе углубленного изучения учебных предметов, к которым у старшеклассников проявляется устойчивый интерес и способности. Особое внимание уделяется формированию профессионально важных качеств в избранном виде труда, контролю и коррекции профес-сиональных планов, способам оценки резуль-
татов, достижений в избранной деятельности, самоподготовке к ней и саморазвитию, что является не чем иным, как самоопределением.
На заключительном этапе (учащиеся СШ У, студенты, молодые специалисты) идет изучение содержания профессиональной деятельности и становление профессионала, развитие его профессиональной мобильности в процессе непосредственного участия в трудовом процессе, в профессиональной деятельности.
Согласно вышеизложенной периодизации, очевидно, что именно старший школьный возраст (15-17 лет) является наиболее значимым для становления и развития профессионального самоопределения личности. Именно в этот период жизни перед молодыми людьми встает проблема независимого их существования, для решения которой необходимы и умения, и навыки, и организация своей социальной жизни. Не случайно Г.Н. Сериков в монографии «Образование и развитие человека» поясняет, что участие человека в образовании уже сопряжено с профессиональным самоопределением. Одной из важнейших функций которого является содействие человеку в поиске своего места в обществе, в сфере социального производства. На это, прежде всего и направлено общее образование, где учащимся предоставляются возможности определиться с выбором профиля или специальности [14].
Из вышесказанного следует вывод: насколько грамотно старшие школьники сумеют наметить свои будущие жизненно важные трудовые планы, какую степень психической, идейной и гражданской зрелости они приобретут, от этого и будет зависеть их готовность к получению своей будущей профессии и к самостоятельной трудовой деятельности.
Индивидуальная ситуация выбора профессии при всем разнообразии конкретных жизненных обстоятельств для каждого старшеклассника может быть представлена некоторой общей структурой, которую, по мнению Е.А. Климова, необходимо принять во внимание при обдумывании своего профессионального будущего: позиция старших членов семьи; позиция сверстников, «значимых других» из круга несемейного общения; позиция учителей, школьных педагогов, воспитателей, классного руководителя, школьного психолога; способности, умения, достигнутый уровень развития учащегося как субъекта деятельности; уровень притязания учащегося на общественное признание; недооценка, пере-
оценка своих возможностей, заниженные или завышенные притязания - важные регуляторы и выбора профессии, и адаптации к профессиональной общности, и взаимоотношений со значимыми людьми; уровень информированности; склонности к тем или иным видам деятельности; сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы учащегося (включая и случай их полной неопределенности, и случай отсутствия) [4].
Идеальным вариантом, конечно, был бы такой, когда все перечисленные факторы выбора профессии хорошо согласованы или хотя бы не противоречат друг другу. Обычно этого нет, так как планы учащихся могут возникать под влиянием предрассудков «чести» и не согласоваться с их же склонностями, с одной стороны, а также не согласоваться с позициями родителей, товарищей, знакомых - с другой и т.п. Результатом профессионального самоопределения для старшеклассника должен стать индивидуальный профессиональножизненный план. Также важным моментом этого периода является отчетливое осознание того, что «я сам» выбрал профессию. Если всего этого нет, то нет и самоопределения как такового.
На основании проведенного выше анализа явления самоопределения и соответствующего понятия в науке уточним понятие профессионального самоопределения старших школьников. Под профессиональным самоопределением старших школьников в условиях общеобразовательной школы мы понимаем сложный личностный процесс, в результате которого у каждого ученика, в зависимости от его личных особенностей, появляется возможность активного определения своей жизненной позиции с целью установления личностного смысла своей будущей профессиональной деятельности в едином европейском образовательном и профессиональном пространстве.
При этом, с учетом выявленных Н.С. Пряж-никовым особенностей самоопределения [9] можно сделать вывод о том, что содержание профессионального самоопределения характеризуется:
• осознанием ценности общественнополезного труда и необходимости профессиональной подготовки;
• социально-экономической компетентностью (знание социально-экономической ситуации, представление о мире профессий, об их востребованности на мировом рынке);
• способностью исполнять следующие характерные для этого процесса компетенции: целеполагания; рефлексии; профессиональной самооценки; корректировки планов и действий в практической реализации личной профессиональной перспективы.
Профессиональное и личностное самоопределение имеют много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения. Все это позволяет сделать вывод о неразрывной связи профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни, то есть с личностным самоопределением.
Литература
1. Гинсбург, М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка [Текст] / М. Р. Гинсбург // Мир психологии и психологи в мире. - 1995. -№ 3. - С. 21-28.
2. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи [Текст] / Е.И. Головаха. - Киев: Науко-ва думка, 1988. - 144 с.
3. Дьяченко, М. И. Психологический словарь-справочник [Текст] / М. И Дьяченко, Л.А. Кандыбович. -Минск: Харвест; М.: ACT, 2001.-576 с.
4. Климов, Е.А. Как выбрать профессию: книга для учащихся старших классов средней школы [Текст] / Е.А. Климов. - М.: Просвещение, 1990. -160 с.
5. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. -Ростов на/Д.: Изд-во «Феникс», 1986. - 512 с.
6. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание [Текст] /И.С. Кон. - М., 1984. -191с.
7. Кон, И.С. Психология ранней юности: книга для учителя [Текст] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 225 с.
8. Кудрявцев, Т. В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности [Текст] / Т. В. Кудрявцев,
В.Ю. ГЦегурова //Вопросы психологии. -1983. -№ 2. - С. 51-59.
9. Пряжников, НС. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст] /Н.С. Пряжников. - М.: Изд-во «Институт практической
психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК»,
1996. - 256 с.
10. Профессиональное самоопределение молодежи [Текст] / В.А. Поляков, С.Н. Чистякова, С.А. Волошин и др. // Педагогика. -№ 5. -1993. - С. 33-37.
11. Ретивых, М.В. Как помочь выбрать профессию [Текст] / М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко. - Тула: Приокское кн. изд-во, 1990. -132 с.
12. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание [Текст] /С.Л. Рубинштейн. - М.: Изд-во АН СССР, 1957.-177 с.
13. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. - 713 с.
14. Сериков, Г.Н Образование и развитие человека [Текст] /Г.Н. Сериков. - М.: Мнемо-зина, 2002. - 416с.
15. Профессиональное самоопределение школьников: учеб. пособие [Текст] / В.Д. Симоненко, Т. Б. Суровицкая, М. В. Ретивых, ЕД. Волохова. - Брянск: Изд-во БГПИ, 1995. -100 с.
16. Чебышева, В. В. Психология трудового обучения [Текст] / В.В. Чебышева. - М.: Высшая школа, 1983. - 239 с.
17. Чистякова, С.Н. Профессиональная
ориентация школьников: организация и
управление [Текст] / С.Н. Чистякова, H.H. Захаров. - М.: Педагогика, 1987. - 202 с.
Поступила в редакцию 9 июня 2009 г.