Педагогическая психология Статья/Article
УДК 159.99
DOI: 10.26795/2307-1281-2021-9-3-12
СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ПУТИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ: КОЛЛАБОРАЦИЯ ШКОЛЫ И ВУЗА
Н. Е. Серебровская1, И. C. Кочергина1
1ФГАОУВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (ННГУ), Нижний Новгород, Российская Федерация
АННОТАЦИЯ
Введение. Интерес научного сообщества к вопросу онтогенеза субъектности в эпоху перемен во всех сферах жизни, реформирования отечественного образования, связанного с цифровизацией обучения и другими вызовами, вновь возрастает. Особую актуальность приобретает проблема психологического сопровождения становления субъектности в период обучения в школе. Именно субъектность является интегративной характеристикой личности школьника, связанной с преобразующей активностью и достижением собственных целей. Субъектность определяет, как человек взаимодействует с окружающим миром и людьми, как отстаивает свою позицию во взаимодействии с людьми и социумом в целом. Личностный и профессиональный выбор школьника связан со способностью осознавать и моделировать возможные альтернативы своего жизненного пути, а также нести ответственность за результаты.
В младшем школьном возрасте существуют личностные предпосылки для развития субъектности. Компонентами субъектности в структуре личности школьника являются его особенности, такие как наличие учебно-профессионального мотива, мотива достижений и развития, ответственность за свои поступки и решения, способность себя контролировать в самых разных, в том числе и сложных, жизненных ситуациях, активная поведенческая позиция. Школьное обучение, включающее не только педагогическое воздействие на ученика, но и его субъектную учебную деятельность, предполагающую его активное участие в построении собственной личности, является именно тем пространством, которое несет на себе большую смысловую и функциональную нагрузку с точки зрения формирования и развития внутриличностных механизмов и образований.
Создание «правильных», созидательных условий обучения и развития ребенка в процессе школьного обучения является значимым моментом в работе по формированию его субъектности, в том числе и в отношении выбора профессионального пути. Работа по формированию субъектности школьников в сфере современного общего образования становится важной и ответственной задачей с точки зрения развития полноценной личности и будущего профессионального самоопределения выпускников школ.
Материалы и методы. Статья носит характер аналитического обзора с элементами практического исследования, где осуществлена попытка систематизации научного психолого-педагогического знания по проблеме становления субъектности в период обучения в школе. Для изучения этой личностной характеристики нами было проведено теоретико-эмпирическое исследование. Становление субъектности обусловлено развитием
самосознания и мотивационно-смысловой сферы личности. Наиболее важными, с нашей точки зрения, являются такие критерии развития субъектности у школьника, как мотивационные показатели, способность к рефлексии, характер взаимодействия с взрослыми, уровень саморегуляции. В соответствии с критериально-уровневым подходом, мы выделили три уровня развития субъектности школьников: низкий, средний и высокий. Результаты исследования. Все выделенные и изученные нами критерии субъектности школьников младших классов и среднего звена находятся в стадии активного формирования. Именно поэтому данное исследование носит пробный, пилотный характер. Полученные нами данные демонстрируют лишь существующую тенденцию в отношении личностного развития детей на определенных этапах обучения в школе. Именно поэтому приведенные критерии развития субъектности школьников нуждаются в дополнительном изучении, а их типология - в дополнительной доработке.
Обсуждение и заключения. Обосновывается вывод о том, что приведенные критерии развития субъектности школьников нуждаются в дополнительном изучении, а их типология - в дополнительной доработке, что является перспективным направлением для дальнейшего теоретического и эмпирического исследования. Работа по формированию субъектности школьников в сфере современного общего образования становится важной и ответственной задачей с точки зрения развития полноценной личности и будущего профессионального самоопределения выпускников школ. На основании результатов проведенного исследования считаем необходимым создание содержательных и системных условий, способствующих развитию в ребенке способности к субъектной деятельности, осознанию себя и своей жизни. Перечислены условия, позволяющие развить внутренний потенциал ребенка как субъекта собственной деятельности в самых разных аспектах - не только учебной, но и внеучебной, способствующей творческой активности и саморазвитию.
Ключевые слова: субъектность, критерии субъектности, младший школьный возраст, условия развития субъектности.
Для цитирования: Серебровская Н.Е., Кочергина И.С Становление субъектности школьников на пути их профессионального самоопределения: коллаборация школы и вуза // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, №3. С.12.
THE FORMATION OF THE SUBJECTIVITY OF SCHOOLCHILDREN ON THE WAY OF THEIR PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION: COLLABORATION OF
SCHOOL AND UNIVERSITY
N. E. Serebrovskaya1,1. S. Kohergina1
1National Research Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky,
Nizhny Novgorod, Russian Federation
ABSTRACT
Introduction. The interest of the scientific community in the issue of ontogeny of subjectivity in the era of changes in all spheres of life, the reform of national education associated with the digitalization of education and other challenges is growing again. The problem of psychological
support for the formation of subjectivity during the period of study at school is of particular relevance. It is subjectivity that is an integrative characteristic of a student's personality associated with transformative activity and the achievement of one's own goals. Subjectivity determines how a person interacts with the surrounding world and people, how he defends his position in interaction with people and society as a whole. The personal and professional choice of a student is associated with the ability to understand and model possible alternatives to his life path and to be responsible for the results.
In primary school age, there are personal prerequisites for the development of subjectivity. The components of subjectivity in the structure of a student's personality are his features, such as the presence of an educational and professional motive, a motive for achievement and development, responsibility for one's actions and decisions, the ability to control oneself in a variety of situations, including difficult life situations, and an active behavioral position. School education, which includes not only the pedagogical influence on the student, but also his subjective educational activity, involving his active participation in building his own personality, is precisely the space that bears a great semantic and functional load from the point of view of the formation and development of intrapersonal mechanisms and formations.
The creation of "correct", creative conditions for the education and development of a child in the process of schooling is a significant moment in the work on the formation of his subjectivity, including in relation to the choice of a professional path. The work on the formation of the subjectivity of schoolchildren in the field of modern general education is becoming an important and responsible task from the point of view of the development of a full-fledged personality and the future professional self-determination of school graduates.
Materials and Methods. The article is an analytical review with elements of a pact research, where an attempt was made to systematize scientific psychological and pedagogical knowledge on the problem of the formation of subjectivity during the period of schooling. To study this personal characteristic, we conducted a theoretical and empirical study. The formation of subjectivity is due to the development of self-awareness and the motivational-semantic sphere of the individual. The most important, from our point of view, are such criteria for the development of subjectivity in a student as motivational indicators, the ability to reflect, the nature of interaction with adults, and the level of self-regulation. In accordance with the criterion-level approach, we identified three levels of development of the subjectivity of schoolchildren: low, medium and high. Results. All selected and studied by us criteria of subjectivity of primary and secondary schoolchildren are in the stage of active formation. That is why this study is of a trial, pilot nature. The data we have obtained demonstrate only the existing trend in relation to the personal development of children at certain stages of schooling. That is why the above mentioned criteria for the development of the subjectivity of schoolchildren need further study, and their typology needs additional refinement.
Discussions and Conclusions. The conclusion is substantiated that the above mentioned criteria for the development of the subjectivity of schoolchildren need further study, and their typology needs additional refinement, which is a promising direction for further theoretical and empirical research. The work on the formation of the subjectivity of schoolchildren in the field of modern general education is becoming an important and responsible task from the point of view of the development of a full-fledged personality and the future professional self-determination of school graduates. Based on the results of the study, we consider it necessary to create meaningful and systemic conditions conducive to the development of the child's ability to subjective activity, awareness of himself and his life. The conditions are listed, that allow the development of the child's internal
potential as a subject of his own activity in various aspects, not only educational, but also extracurricular, conducive to creative activity and self-development.
Keywords: subjectivity, criteria for subjectivity, primary school age, conditions for the development of subjectivity.
For citation: Serebrovskaya N.E., Kohergina I.S. The Formation of the Subjectivity of Schoolchildren on the Way of their Professional Self-Determination: Collaboration of School and University // Vestnik of Minin University. 2021. Vol. 9, no. 3. Р.12.
Введение
Сегодняшние непростые социально-экономические условия, глобальные изменения и риски формируют многочисленные вызовы молодому поколению россиян, заставляют их ответственнее и серьезнее относиться к своему личному выбору и профессиональному самоопределению. Непростой процесс выбора в современной ситуации активных социальных, демографических, культурных и экономических изменений превращается в сложную личностную задачу, решение которой во многом зависит от внутренней психологической готовности юноши или девушки к планированию своей профессиональной траектории, к активной субъектной деятельности в достижении собственных профессиональных целей. Успешность этого процесса напрямую связана с таким личностным образованием, как субъектность школьника.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты, внедряемые в систему общего образования, определяют школьника, как активного субъекта своей учебной деятельности, нацеливают обучение на формирование активной позиции ребенка в отношении всей его жизнедеятельности.
Именно субъектность как важнейшая характеристика личности лежит в основе активности субъекта и его деятельности. Именно она определяет, как человек взаимодействует с окружающим миром и людьми, способен ли не только вырабатывать, но и отстаивать свою позицию во взаимодействии с людьми и социумом в целом, создавать свою жизненную траекторию и следовать своим путем.
Субъектность как характеристику личности школьника составляют такие его особенности, как наличие учебно-профессионального мотива, мотива достижений и развития, ответственность за свои поступки и решения, способность себя контролировать в самых разных, в том числе и сложных, жизненных ситуациях, активная поведенческая позиция и др.
Школьный период является тем самым возрастным этапом, на котором возможен процесс эффективного формирования субъектности школьника под воздействием образовательных условий. Создание «правильных», созидательных условий обучения и развития ребенка в процессе школьного обучения является значимым моментом в работе по формированию его субъектности, в том числе и в отношении выбора профессионального пути.
Школьное обучение, включающее не только педагогическое воздействие на ученика, но и его субъектную учебную деятельность, предполагающую его активное участие в построении собственной личности, является именно тем пространством, которое несет на
себе большую смысловую и функциональную нагрузку с точки зрения формирования и развития внутриличностных механизмов и образований. В том числе и самоопределения школьника, которое отвечает за его активную жизненную позицию, осознанное и деятельное отношение к окружающему миру, определение себя в этом мире. Без развития субъектности человек не может развиваться как полноценная личность.
Обзор литературы
Тема субъектности изучалась представителями разных наук. В частности, эту тему представляли с точки зрения культурного, социологического, образовательного и других аспектов [4, 13, 16, 19, 24, 25, 34]. Данную проблематику активно разрабатывали в своих трудах такие исследователи, как С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, В.А. Брушлинский, А.Г. Асмолов, Л.И. Анцыферова, Е.Н. Волкова, В.И. Слободчиков, В.А. Петровский, А.Н. Петровский, М.Г. Ярошевский, Д.Б. Эльконин и др. Приоритетной задачей всегда являлось обращение к ребенку как к субъекту, в рамках диалогического общения, выстраивание с ним полноценных, равнозначных отношений в контексте образовательной и социальной практики.
Идеи субъектности рассматривались в рамках персонологического направления в зарубежной психологии (А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, Э. Эрикон, К. Юнг).
Развитие субъектности в онтогенезе представлено работами В.В. Давыдова, А.В. Захаровой, В.И. Слободчикова, В.А. Татенко. В этих работах прослеживалась идея наращивания субъектности с возрастом и преодоление зависимости от внешних условий [29]. В то же время не каждая личность обретает субъектность, и ее развитие обусловлено влиянием внешних и внутренних психологических условий [11]. Становление субъектных качеств на протяжении жизни человека становилось предметом исследования в трудах Г.А. Цукерман, А.Х. Александровой, А.В. Захаровой, Н.В. Зотиковой, Т.И. Куликовой.
Структурный подход в изучении субъектности в онтогенезе, раскрытие внутренних и внешних факторов, влияющих на ее развитие, представлен в исследованиях школы Е.Н. Волковой [22]. Концепция развития субъектности в дошкольный период при переходе к младшему школьному возрасту была разработана О.В. Суворовой [29]. В работах М.А. Пыжьяновой, Е.А. Косых показано, что в младшем школьном возрасте субъектность находится на стадии становления и ее развитие происходит в ценностно-смысловой сфере. В подростковом возрасте наблюдаются значительные сдвиги в развитии субъектности (А.В. Гришина), у старшеклассников происходит осознание активности и уникальности своей личности (Л.А. Бирюкова). В юношеском возрасте становление субъектности протекает в форме профессионально-личностного развития (Н.И. Дунаева) [22].
Субъектом признается индивид или группа как источник познания и преобразования действительности, носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом как другом. В работах С.Л. Рубинштейна подчеркивается, что человек не может являться объектом для воздействий со стороны других людей, но он является субъектом, изменяющим не только внешние условия своей жизни, но и свое внутреннее содержание, свою личность. С его точки зрения, именно субъектность отвечает за развитие его личности. Благодаря развитой субъектности, человек меняет свою жизнь и жизнь общества в целом. Именно развитие личности является ее «самодвижением», и за счет изменения себя человек меняет мир, в котором живет. В этом - глубокий смысл процесса личностного
самоопределения и формирования ответственности человека за себя самого и все то, что составляет его жизнь [13].
А.Н. Леонтьев называл субъекта «активным, преобразующим началом», подчеркивая таким образом идею о значимости субъектности с точки зрения формирования активной созидательной позиции человека в жизни [24].
Развитие личности как субъекта своей деятельности происходит в процессе взаимодействия с окружающими людьми и миром, в который он погружен, за счет активного воздействия этого мира на личность. В силу этого можно говорить о необходимости осмысления тех условий, которые характеризуют социальную ситуацию развития ребенка в процессе его школьного обучения, и создания образовательных условий, необходимых для активного субъектного становления школьников.
Становление субъектности обусловлено развитием самосознания и мотивационно-смысловой сферы личности. Любой осознанный выбор, в том числе и будущей профессии, начинается с осознания себя, своих границ, своих интересов, потребностей, внутренних ресурсов. Для становления профессионального самоопределения школьнику необходимы осознанность и ответственность, прежде всего перед самим собой, умение анализировать свою психическую реальность, развитый механизм рефлексии, адекватная самооценка и многое другое. Ему необходимо наладить диалог с самим собой, занять активную позицию по отношению к своей жизни в настоящем и будущем. Все это напрямую связано с развитием его субъектности.
Таким образом, важнейшим новообразованием школьного периода жизни личности является субъектность как важнейшая ее характеристика, отвечающая за способность ребенка сделать профессиональный и жизненный выбор и профессионально самоопределиться.
Материалы и методы
Для изучения этой личностной характеристики нами было проведено теоретико-эмпирическое исследование среди учеников лицея №40 - одного из ведущих лицеев города Нижнего Новгорода. В исследовании участвовали 64 учащихся 3-х классов.
В начале нашей работы мы рассмотрели основной принцип субъектности школьников, который, на наш взгляд, заключается в том, что развитие субъектности школьника зависит не только от индивидуальных качеств самого обучающегося, но и от тех условий, в которых ребенок учится и развивается. Оптимальные для успешного результата образовательные условия необходимо разрабатывать и внедрять в образовательный процесс.
Наиболее важными, с нашей точки зрения, являются такие критерии развития субъектности у школьника, как мотивационные показатели, способность к рефлексии, характер взаимодействия с взрослыми, уровень саморегуляции.
В соответствии с критериально-уровневым подходом мы выделили три уровня развития субъектности школьников: низкий, средний и высокий.
Рассмотрим в качестве примера один из основных критериев субъектности - характер мотивации. Если при низком уровне развития субъектности у ребенка младшего школьного возраста преобладает внешняя мотивация - игровой мотив, оценки, социальный мотив, то при среднем уровне уже можно говорить о проявлении внутренней мотивации, а при высоком уровне развития субъектности начинает преобладать внутренняя мотивация -учебный, позиционный и познавательный мотивы.
Результаты исследования
Исследование на уровень субъектности проводилось по методике Н. Лускановой среди учеников 3-х классов лицея №40. В ходе диагностики выяснилось, что из 64 человек 1/3 (33% опрошенных) продемонстрировали высокие показатели учебной мотивации. Школьники имеют познавательный мотив, стремятся к успеху в учебе, выполняют все предъявляемые школой требования. Они дисциплинированны, прилежны, ответственны и добросовестны.
2/3 (67%) учащихся показали при тестировании средние показатели учебной мотивации, они успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является нормой для детей тестируемого возраста.
Школьники с низкими показателями учебной мотивации нуждаются в постоянном «подкреплении» со стороны взрослых. У них отсутствуют опора на свой внутренний ресурс, упорство в достижении учебной цели, они плохо справляются с неудачей в учебе, для них характерна волевая интенция, отсутствует ответственность за учебный результат и не сформированы умения подбирать адекватные средства для достижения учебных целей. Они, как правило, тяжело переживают собственную неудачу. Они неадекватно оценивают себя, свои возможности, не умеют структурировать и контролировать свою деятельность, уровень притязаний у таких ребят не сформирован.
При изучении способности школьников к рефлексии получены следующие результаты: неспособность анализировать свои действия и поступки, отсутствие интереса к результату своей деятельности, т.е. низкие показатели развития субъектности, продемонстрировали 47% школьников из нашей выборки. Интерес к отдельным сторонам своей ученической деятельности, способность проанализировать отдельные ее стороны и результаты показали 38% опрошенных детей. И только 15% школьников в процессе диагностики проявили такие характеристики, как выраженный интерес к своей учебе, осознанное отношение к успехам и неудачам, способность последовательно анализировать свои учебные действия и спрогнозировать необходимые условия для улучшения своих учебных показателей.
Также для выявления уровня субъектности одним из самых показательных критериев, на наш взгляд, является тип взаимодействия ребенка с взрослыми. Низкий уровень субъектности характеризуется отсутствием у школьников обращений к взрослым или эпизодическим обращением исключительно за помощью. Этот уровень продемонстрировали 46% детей, участвующих в диагностике.
При среднем уровне субъектности ребенка присутствуют элементы сотрудничества и партнерства с взрослыми. Однако они не носят системный характер и не являются устойчивыми поведенческими паттернами, характерными для школьника. Этот результат имеют 32% школьников.
Высокий уровень субъектности продемонстрировали 22% опрошенных. Для школьников с высоким уровнем характерны ориентация на творческую деятельность, самостоятельность и активность в учебе. Они вступают в контекстное общение со взрослыми. Они могут проявлять поисковый характер в своей деятельности.
Эти характеристики демонстрируют развитую субъектность школьников и могут способствовать ответственному выбору в отношении своего жизненного пути и будущей профессии.
Этому способствует и такое личностное образование, как саморегуляция. Высокий уровень саморегуляции своих поступков и деятельности проявляют только 32% опрошенных школьников. Они несут ответственность за свои поступки и действия, могут делать осознанный выбор. У 43% школьников выявлен средний уровень субъектности в отношении такой характеристики, как саморегуляция. Они не всегда демонстрируют ответственность за свои действия, поступки порой носят импульсивный характер. Учебная деятельность не всегда осознается как важная составляющая их жизни. Нет целостного понимания необходимости нести ответственность за свои поступки. Оставшаяся часть школьников из нашей выборки (25%) демонстрирует высокий уровень развития саморегуляции как критерия субъектности. Их поведение осознанно, поступки практически всегда осознаются с точки зрения результата и дальнейших перспектив. Такие дети способны сделать свой личностный выбор в отношении своих действий.
Все выделенные и изученные нами критерии субъектности школьников младших классов и среднего звена находятся в стадии активного формирования. Именно поэтому данное исследование носит пробный, пилотный характер. Полученные нами данные демонстрируют лишь существующую тенденцию в отношении личностного развития детей на определенных этапах обучения в школе. Именно поэтому приведенные критерии развития субъектности школьников нуждаются в дополнительном изучении, а их типология - в дополнительной доработке. И это является перспективным направлением для дальнейшего теоретического и эмпирического исследования.
Выбранный нами период, младший школьный возраст, является сензитивным периодом для возникновения у ребенка умения управлять своим поведением, формирования нормативного характера поведения, возникновение активной позиции по отношению к собственной деятельности, осознанности при взаимодействии с взрослыми и сверстниками и др.
Кроме этого именно в младшем школьном возрасте формируется система моральных ценностей ребенка, происходит усвоение социальных норм и правил.
Изучение отношения младших школьников из нашей выборки к социальным правилам и нормам, которые предлагает им школа как социальный институт, было проведено нами в виде ответа на вопрос «Нравятся ли Вам те правила, по которым строится Ваш образовательный процесс в школе? Как Вы к ним относитесь?». В качестве вариантов ответа на него были предложены три: «положительно», «не совсем согласен», «не хочу выполнять правила». Первый вариант выбрали 47% опрошенных детей, 39% - второй вариант. 14% опрошенных школьников не согласны со школьными правилами и относятся к ним отрицательно. Последняя группа школьников представляет собой потенциально проблемную группу детей, нуждающихся в содержательной и систематической работе по включению их в социальную среду школы, организацию совместной деятельности со сверстниками, общения со взрослыми, что позволит им почувствовать себя частью школьного коллектива и сформировать активную позицию в школьной жизни.
Возникновение у ребенка в этом возрасте, наряду с практическим действием, внутреннего плана действия позволяет осмысливать мотивы своих поступков, формулировать свое собственное эмоционально-ценностное отношение к окружающим людям и миру, формировать свою оценку событиям своей жизни и создавать свою субъектную событийность.
Обсуждение и заключения
В этой связи чрезвычайно важна роль образовательного учреждения как важнейшего звена образовательной среды, в которой растёт и развивается ребёнок. Для того чтобы личность полноценно развивалась, всегда требуется определённое усилие, кризис роста, и поэтому для развития субъектности важно уходить от тенденции упрощения к тенденции ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка (Л.С. Выготский). Создание содержательных и системных условий, способствующих развитию в ребенке способности к субъектной деятельности, осознанию себя и своей жизни, будет способствовать правильному личностному выбору и осознанию школьником ответственности за свое будущее.
Такие условия должны предусматривать:
— пространство для творчества и самоопределения ребенка, требующих применения его личных способностей и сил;
— наличие психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, психологической и педагогической помощи на пути поиска школьником своих личностных и профессиональных интересов и осуществления своего будущего профессионального выбора;
— осуществление мониторинга личностного роста ребенка, отслеживание результатов его субъектной деятельности.
Такие условия позволят развить внутренний потенциал ребенка как субъекта собственной деятельности в самых разных аспектах, не только учебных, а также создать благоприятные условия для стимулирования его творческой активности и процесса саморазвития.
Важно оценить перспективы развития ребёнка и создать в образовательной среде все условия для успешной самореализации и успешного самоопределения детей, ориентируясь на «зону ближайшего развития», которую мы предлагаем выявлять также у детей младшего школьного возраста.
Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского совместно с МБОУ «Лицей №40» города Нижнего Новгорода была разработана дополнительная общеразвивающая программа «Школа волшебных наук».
Программа рассчитана на обучающихся общеобразовательных школ города и региона в возрасте от 9 до 12 лет (3-4 классы общеобразовательной школы). Обучение проходит еженедельно по субботам с 10:00 до 13:00 (четыре урока по 40 минут).
Задачами программы являются:
— создание условий для раннего выявления способностей и талантов обучающихся;
— развитие творческих способностей детей;
— формирование разностороннего круга интересов обучающихся;
— оказание помощи в профессиональном самоопределении, обеспечении психологического и социального комфорта.
В рамках программы проходит обучение по следующим предметам:
— занимательная математика;
— занимательная физика;
— занимательная география;
— занимательная химия;
— волшебное слово;
— робототехника.
Из всех вышеперечисленных предметов в образовательные программы, реализуемые в 3-4 классах общеобразовательных школ, включена только математика. Остальные предметы, реализуемые в рамках программы «Школа волшебных наук», являются для детей новыми.
Программа позволяет познакомить детей с разными отраслями знаний, погрузить их в процесс многозадачности и поиска решений в новых для них учебных, познавательных условиях.
По соответствии с поставленными задачами преподаватели дают обучающимся общие понятия о науках и интересных фактах, связанных с ними. Работа с детьми в интерактивной форме пробуждает в детях живой интерес к изучаемым предметам. Обучение проходит в малых группах численностью от 10 до 16 человек.
Программа по каждому предмету составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся. Необходимо донести детям знания о тех явлениях, которые встречаются им с раннего детства, доступными для данного возраста средствами.
Как пример рассмотрим несколько тем программы «Занимательная география»:
— Как день сменяет ночь.
— Почему бывает зима и лето.
— Что такое погода и климат.
Особое впечатление на обучающихся произвело моделирование вулкана из простых подручных средств.
За первый год (2018/2019 учебный год) реализации дополнительной общеразвивающей программы обучение прошло 85 человек, из них более 50 - учащиеся 3-4 классов МБОУ «Лицей №40».
По итогам освоения программы дети прошли тестирование, а родители были проанкетированы на предмет получения обратной связи, замечаний и предложений.
Анализ отзывов показал, что у 70% обучающихся повысился уровень знаний по математике (единственный из преподаваемых в младшей школе предмет). Кроме того, у ряда обучающихся возник интерес к преподаваемым наукам - физике, географии, химии. Более 25% детей дома рассказывали родителям о происходящем на уроках и просили приобрести литературу по указанным предметам.
Отдельно можно проанализировать итоги обучения по предмету «Волшебное слово», на уроках которого дети читают интересную литературу и по итогам прочтения составляют эссе. Анализ отзывов родителей показал, что детям, практически не читающим дома, подобные уроки очень нравятся. Выявлено, что коллективное чтение и обсуждение литературы в младшем школьном возрасте является эффективным инструментом «приучения» ребенка к чтению.
По итогам 2018/2019 учебного года на второй год обучения (для 4-х классов) выразили желание прийти более 50% третьеклассников.
Реализуемые на программе образовательные условия, позволяющие включить школьников в активный процесс познания через новые интерактивные методы знакомства с учебным материалом, формирования у детей новых внутренних планов действий, способствуют формированию активной позиции в отношении личностного пространства
интересов, осознанию своих внутренних потребностей и мотивов, становлению их субъектности в учебной и внеучебной познавательной деятельности.
Все это в конечном итоге будет способствовать более осознанному отношению к собственной личности, ее внутреннему миру, к себе, как субъекту сегодняшней учебной и будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, работа по формированию субъектности школьников в сфере современного общего образования становится важной и ответственной задачей с точки зрения развития полноценной личности и будущего профессионального самоопределения выпускников школ. Такая работа должна вестись с учетом возрастных особенностей школьников, «зоны ближайшего развития» ребенка. Именно поэтому она возможна на любой ступени школьного обучения. Создание субъектно активной деятельности разного формата позволяет ребенку воспроизводить себя в качестве социально значимого индивида, который способен в полной мере реализовать свой собственный выбор в жизни.
Список используемых источников
1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. М.: Издательство НПО «МОДЭК», Воронеж, 1999. 224 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.
3. Александрова Н.Х. Субъектность на поздних этапах онтогенеза. Н. Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2000. 125 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
5. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М., 1989. С. 426-434.
6. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С. 3-13.
7. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. 104 с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Избранные психологические труды. М.: МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 1995. 348 с.
9. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография. Волгоград: Перемена, 2001. 181 с.
10. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: МПСИ, 2003. 407 с.
11. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта М.: Институт психологии РАН, 1994. 109 с.
12. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. Пермь: Владос-Пресс, 2007. 160 с.
13. Волкова Е.Н Субъектность: философско-психологический анализ. Н. Новгород: НГЦ, 1997. 80 с.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. / под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика. 1984. 400 с.
15. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
16. Газман О.С., Вейсс Р.М., Крылова Н.Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М.: Инноватор, 1995. 103 с.
17. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3-х т. Т. 2: Философия природы. М.: Мысль, 1975. 695 с.
18. Годник С.М. О значении понятия «субъект» в теоретико-методологическом мышлении и практической деятельности вузовского педагога // Педагогическое образование и наука. 2006. №1. С. 56-57.
19. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 280 с.
20. Дунаева Н.И., Серебровская Н.Е., Егорова П.А. Проблемы сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям в условиях образовательной среды в российских и зарубежных исследованиях // Вестник Мининского университета. 2019. Т.7, №1(26). С. 12.
21. Зотикова Н.В. Личностные предпосылки субъектности младших подростков: дис. ... канд. психол. наук: 19. 00.13. М., 2002. 167 с.
22. Исследование развития субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве: монография / Е.Н. Волкова [и др.]. Н. Новгород: Мининский университет, 2012. С. 231-296.
23. Куликова Т.И. Психолого-педагогическая стратегия развития субъектности современного подростка: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Тула, 2004. 198 с.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с.
25. Мухаметзянова Ф.Г. Субъектность в современном образовательном пространстве. Казань, 2001. С. 135-148.
26. Мышкина М.С. Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (сравнительный анализ): автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. М., 2004. 26 с.
27. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
28. Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.11. М., 1993.
29. Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи: учебное пособие / Е.Н. Волкова [и др.]. Н. Новгород: Мининский университет, 2012. С. 208-234.
30. Серебровская Н.Е., Лукомец А.А. Психологическая готовность к выбору профессии в раннем юношестве: теоретический и практический аспект // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23, №5. С.44-48.
31. Слободчиков В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01. М., 1994.
32. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000. 316 с.
33. Ульянова О.С. Психологические условия развития субъект-субъектных отношений: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2000. 28 с.
34. Цукерман Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности // Вопросы психологии. 1999. №6. С. 3-13.
35. Erikson E.H. Identity. Youth and crisis. N.Y., 1968.
36. Maslow A H. Motivation and Personality. N.Y., 1954.
37. Rogers C.R. Freedom to learn for the 80s. Columbus, Toronto, London, 1983.
References
1. Abul'hanova K.A. Psychology and personality consciousness. Moscow, Publishing house NPO "MODEK", Voronezh, 1999. 224 p. (In Russ.)
2. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Activity and personality psychology. Moscow, Nauka Publ., 1980. 335 p. (In Russ.)
3. Aleksandrova N.H. Subjectivity at the late stages of ontogenesis. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod Humanitarian Center Publ., 2000. 125 p. (In Russ.)
4. Anan'ev B.G. Man as a subject of knowledge. St. Petersburg, Piter Publ., 2001. 288 p. (In Russ.)
5. Ancyferova L.I. Psychology of the formation and development of personality. CHelovek v sisteme nauk, Moscow, 1989. Pp. 426-434. (In Russ.)
6. Ancyferova L.I. To the psychology of personality as a developing system. Psychology of the formation and development of personality. Moscow, Nauka Publ., 1981. Pp. 3-13. (In Russ.)
7. Asmolov A.G. Personality as a subject of psychological research. Moscow, 1984. 104 p. (In Russ.)
8. Bozhovich L.I. Problems of personality formation. Izbrannye psihologicheskie trudy. Moscow, MPSI Publ.; Voronezh, «MODEK» Publ., 1995. 348 p. (In Russ.)
9. Borytko N.M. In the space of educational activity: monograph. Volgograd, Peremena Publ., 2001. 181 p. (In Russ.)
10. Brushlinskij A.V. Subject: thinking, learning, imagination. Moscow, MPSI Publ., 2003. 407 p. (In Russ.)
11. Brushlinskij A.V. Problems of the subject's psychology Moscow, Institut psihologii RAN Publ., 1994. 109 p. (In Russ.)
12. Venger A.L., Cukerman G.A. Psychological examination of younger students. Perm, Vlados-Press Publ., 2007.160 p. (In Russ.)
13. Volkova E.N. Subjectivity: philosophical and psychological analysis. Nizhny Novgorod, NGC Publ., 1997. 80 p. (In Russ.)
14. Vygotskij L.S. Collected works in 6 volumes / ed. M.G. Yaroshevsky. Moscow, Pedagogika Publ., 1984. 400 p. (In Russ.)
15. Vygotskij L.S. Thinking and speaking. Moscow, Labirint Publ., 1999. 352 p. (In Russ.)
16. Gazman O.S., Vejss R.M., Krylova N.B. New values of education: the content of humanistic education. Moscow, Innovator Publ., 1995. 103 p. (In Russ.)
17. Gegel' G.V.F. Encyclopedia of Philosophical Sciences: in 3 volumes. Vol. 2: Philosophy of Nature. Moscow, Mysl' Publ., 1975. 695 p. (In Russ.)
18. Godnik S.M. On the meaning of the concept of "subject" in theoretical and methodological thinking and practical activities of a university teacher. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2006, no. 1, pp. 56-57. (In Russ.)
19. Davydov V.V. Developmental learning theory. Moscow, INTOR Publ., 1996. 280 p. (In Russ.)
20. Dunaeva N.I., Serebrovskaya N.E., Egorova P.A. Problems of personality resistance to difficult life situations in the educational environment in Russian and foreign studies. Vestnik Mininskogo universiteta, 2019, vol. 7, no. 1(26), p. 12. (In Russ.)
21. Zotikova N.V. Personal preconditions for the subjectivity of younger adolescents: the dissertation of the candidate of psychological sciences: 19.00.13. Moscow, 2002. 167 p. (In Russ.)
22. Research of the development of subjectivity in ontogenesis in the modern socio-cultural space: monograph / E.N. Volkova [and others]. Nizhny Novgorod, Mininskij universitet Publ., 2012. Pp. 231-296. (In Russ.)
23. Kulikova T.I. Psychological and pedagogical strategy for the development of subjectivity of the modern adolescent: the dissertation of the candidate of psychological sciences: 19.00.07. Tula,
2004. 198 p. (In Russ.)
24. Leont'ev A.N. Activity. Consciousness. Personality. Moscow, Smysl Publ., Akademiya Publ.,
2005. 352 p. (In Russ.)
25. Muhametzyanova F.G. Subjectivity in the modern educational space. Kazan, 2001. Pp. 135148. (In Russ.)
26. Myshkina M.S. Psychological features of the motivational-semantic intention of children of senior preschool and primary school age (comparative analysis): the author's abstract of the thesis of the candidate of psychological sciences: 19.00.01. Moscow, 2004. 26 p. (In Russ.)
27. Petrovskij V.A. Personality in psychology: the paradigm of subjectivity. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 1996. 512 p. (In Russ.)
28. Petrovskij V.A. The phenomenon of subjectivity in personality psychology: the dissertation of the doctor of psychological sciences: 19.00.11. Moscow, 1993. (In Russ.)
29. The development of subjectivity in ontogenesis in the modern socio-cultural space of education and family: textbook / E.N. Volkov [and others]. Nizhny Novgorod, Mininskij universitet Publ., 2012. Pp. 208-234. (In Russ.)
30. Serebrovskaya N.E., Lukomec A.A. Psychological readiness to choose a profession in early adolescence: theoretical and practical aspects. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika, 2017, vol. 23, no. 5, pp. 44-48. (In Russ.)
31. Slobodchikov V.I. Development of subjective reality in ontogenesis (psychological foundations of education design): the dissertation of the doctor of psychological sciences: 19.00.01. Moscow, 1994. (In Russ.)
32. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psychology of human development. Moscow, 2000. 316 p. (In Russ.)
33. Ul'yanova O.S. Psychological conditions for the development of subject-subject relations: the author's abstract of the thesis of the candidate of psychological sciences: 19.00.07. Moscow, 2000. 28 p. (In Russ.)
34. Cukerman G.A. Experience of typological analysis of junior schoolchildren as subjects of educational activity. Voprosy psihologii, 1999, no. 6, pp. 3-13. (In Russ.)
35. Erikson E.H. Identity. Youth and crisis. N.Y., 1968.
36. Maslow AH. Motivation and Personality. N.Y., 1954.
37. Rogers C.R. Freedom to learn for the 80s. Columbus, Toronto, London, 1983.
© Серебровская Н.Е., Кочергина И.С., 2021
Информация об авторах Серебровская Наталья Евгеньевна - доктор психологических наук, доцент, профессор, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (ННГУ), Нижний Новгород, Российская Федерация, email: [email protected].
Кочергина Инна Савельевна - начальник управления по работе с абитуриентами, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (ННГУ), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Information about the authors Serebrovskaya Natalia E. - doctor of psychological sciences, associate professor, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Kochergina Inna S. - head of the department for work with applicants, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Поступила в редакцию: 04.03.2021 Принята к публикации: 05.07.2021 Опубликована: 06.09.2021