Научная статья на тему 'ВЫБОР БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ: PRO ET CONTRA РАННЕЙ СОЦИАЛЬНОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ'

ВЫБОР БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ: PRO ET CONTRA РАННЕЙ СОЦИАЛЬНОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / РАННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОПЕДЕВТИКА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PROFESSIONAL CHOICE / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / CAREER GUIDANCE / EARLY CAREER GUIDANCE / SOCIAL AND CAREER GUIDANCE / PRIMARY SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Марина Владимировна

Статья посвящена теоретическому исследованию аспектов ранней социально-профессиональной ориентации. Научная проблематика работы заключается в осмыслении эффективности социально-профессиональной ориентации младших школьников. В связи с этим приводятся альтернативные мнения ученых и авторские концепции в защиту проведения системной работы по выбору будущей профессии в младшем школьном возрасте, а также мнения педагогов и психологов, предупреждающих о возможных рисках, связанных с данными мероприятиями. Автор представляет детальный обзор и анализ современных теоретических и научнометодических исследований отечественных и зарубежных ученых, работающих в этом направлении, подробно рассматривает ключевые понятия: «профессиональная ориентация», «ранняя профориентация», «социально-профессиональная ориентация», «выбор профессии» и «профессиональное самоопределение». Статья содержит обоснование личностной авторской позиции «pro», выражающееся в аргументированном подходе к организации грамотной, системной социальнопрофессиональной ориентации обучающихся младших классов, с учетом их возрастных особенностей, методологических принципов и использованием современных педагогических технологий, методов и форм. Каждый возрастной этап, в том числе и младший школьный возраст, является важным для формирования тех или иных личностных качеств, значимых для успешного выбора будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHOOSING A FUTURE PROFESSION: PRO ET CONTRA EARLY SOCIAL AND CAREER GUIDANCE

The article is devoted to a theoretical study of the early social and career guidance aspects. The scientific problem of the paper is to comprehend the effectiveness of the primary school students’ social and career guidance. In this regard, the scientists’ alternative opinions and the author's concepts are presented in defense of carrying out systematic work on choosing a future profession at primary school age, as well as the teachers’ and psychologists’ opinions warning about possible difficulties connected with these events. The author provides a detailed review and analysis of modern theoretical and scientific and methodological studies of domestic and foreign scientists working in this direction, examines in detail the key concepts: “career guidance”, “early career counseling”, “social and career guidance”, “choosing a profession” and “professional self-determination”. The article contains a rationale for the personal “pro” position, expressed in a reasoned approach to organizing a competent, systematic primary school students’ social and career guidance, taking into account their age, characteristics, methodological principles and the use of modern pedagogical technologies, methods and forms. Each age stage, including primary school age, is important for the formation of certain personal qualities that are significant for the successful choice of a future profession.

Текст научной работы на тему «ВЫБОР БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ: PRO ET CONTRA РАННЕЙ СОЦИАЛЬНОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №1, Том 8 / 2020, No 1, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-1-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/02PDMN120.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Антонова М.В. Выбор будущей профессии: pro et contra ранней социально-профессиональной ориентации // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №1, https://mir-nauki.com/PDF/02PDMN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Antonova M.V. (2020). Choosing a future profession: pro et contra early social and career guidance. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/02PDMN120.pdf (in Russian)

УДК 373.3:37.048.45(045)

Антонова Марина Владимировна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», Саранск, Россия

Ректор

Профессор кафедры «Педагогики дошкольного и начального образования» факультета «Педагогического и художественного образования» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: simitina@yandex.ru

Выбор будущей профессии: pro et contra ранней социально-профессиональной ориентации

Аннотация. Статья посвящена теоретическому исследованию аспектов ранней социально-профессиональной ориентации. Научная проблематика работы заключается в осмыслении эффективности социально-профессиональной ориентации младших школьников. В связи с этим приводятся альтернативные мнения ученых и авторские концепции в защиту проведения системной работы по выбору будущей профессии в младшем школьном возрасте, а также мнения педагогов и психологов, предупреждающих о возможных рисках, связанных с данными мероприятиями.

Автор представляет детальный обзор и анализ современных теоретических и научно-методических исследований отечественных и зарубежных ученых, работающих в этом направлении, подробно рассматривает ключевые понятия: «профессиональная ориентация», «ранняя профориентация», «социально-профессиональная ориентация», «выбор профессии» и «профессиональное самоопределение».

Статья содержит обоснование личностной авторской позиции «pro», выражающееся в аргументированном подходе к организации грамотной, системной социально-профессиональной ориентации обучающихся младших классов, с учетом их возрастных особенностей, методологических принципов и использованием современных педагогических технологий, методов и форм.

Каждый возрастной этап, в том числе и младший школьный возраст, является важным для формирования тех или иных личностных качеств, значимых для успешного выбора будущей профессии.

Ключевые слова: профессиональный выбор; профессиональное самоопределение; профессиональная ориентация; ранняя профессиональная ориентация; социально-профессиональная ориентация; пропедевтика; младший школьный возраст

Введение

Еще не появившегося на свет ребенка родители хотят видеть талантливым ученым, компетентным врачом, известным музыкантом, политиком, адвокатом, педагогом и т. д., мечтают, чтобы он продолжил профессиональную династию. Когда ребенок рождается, родители задаются вопросом: как помочь ему состояться в жизни? Современный мир отличает динамичность, инновационное поведение, стать в нем успешным может человек, с детства умеющий определять цели в жизни, расставлять жизненные приоритеты. Ключевую роль в жизненной стратегии играет выбор профессии, считается, его решение является актуальным для обучающихся старших классов. Сегодня имеется огромный арсенал психолого-педагогических форм и методов в рамках профориентационной работы со старшеклассниками, этот аспект достаточно хорошо исследован и описан в психолого-педагогической литературе.

Актуальность данной статьи заключается в рассмотрении эффективности расширения зоны социально-профессиональной ориентации и вовлечение в нее обучающихся младшего школьного возраста. Под понятием «профессиональная ориентация» понимается научно-обоснованная система, направленная на оказание помощи обучающимся в выборе будущей профессии. Отметим, что понятия «социально-профессиональная ориентация» и «профессиональная ориентация» не являются тождественными. Социально-профессиональная ориентация предполагает стремление личности определить свое место в структуре общества (стать служащим, военным, рабочим и пр.), а также реализовывать и совершенствовать свои социальные роли посредством деятельности. В отличие от профессиональной ориентации, результатом которой является выбор конкретной профессии. Таким образом, социальная профориентация предшествует профессиональной ориентации и актуализируется в младшем школьном возрасте.

Обзор литературы

Проблемам профессионального выбора посвящено множество работ педагогов, психологов, философов, социологов, экономистов, они имеют разноплановый характер и различные исследовательские аспекты (К.С. Абульханова-Славская, С.Я. Батышев, В.И. Блинов, О.С. Газман, Э.Ф. Зеер, И.С. Кон, А.С. Макаренко, Г.В. Резапкина, О.В. Сергушина, Т.Ю. Чеснокова и др.) тем не менее их общий вектор движения и ключевые понятия: свобода, выбор, воля, цель, смысл, здравый смыл, нацеленность на будущее.

Вопросы педагогического сопровождения раннего профессионального выбора младших школьников обсуждаются в работах Х.С. Вохидовой, О.Ю. Елькиной, В.П. Кондрашова,

B.И. Кормаковой, Н.С. Пряжникова, Н.Ф. Родичева, Т.Д. Семеновой, Т.И. Шалавиной,

C.Н. Чистяковой и др.

В современных научных публикациях подчеркивается идея о том, что за последние десять лет изменился ментальный мир младшего школьника, его интеллектуальные способности, умение добывать информацию, активно использовать Интернет-ресурсы. В связи с этим исследователями А.Е. Гребневой, О.Ю. Елькиной, Н.Ф. Родичевым, Е.О. Черкашиным подчеркивается мысль, что к выбору профессии школьника нужно готовить согласно тезису: чем раньше - тем лучше [1; 2].

Личный вклад автора в разработку системы пропедевтики раннего выбора профессии отражен в ряде публикаций [3-5], в них проводится мысль о том, что пропедевтический этап профориентационной деятельности в начальной школе не предполагает приобретения младшим школьником устойчивой привязанности к определенной профессии, которой он будет заниматься в будущем. Главная цель этой деятельности - ознакомление с современным миром профессий, становление интереса к трудовой деятельности, формирование трудовых навыков,

https:// mir-nauki. com

воспитание качеств личности, определяющих успешность будущего профессионального выбора. Автор поднимает проблему, которая не попадает в зону интереса образовательной организации и педагога, а именно пропедевтической подготовки младшего школьника к будущему профессиональному выбору с учетом современных условий.

Различные аспекты выбора профессии, самоопределения личности активно обсуждаются на страницах научно-методического журнала «Платформа-навигатор: развитие карьеры», основателем и главным редактором которого являлась профессор С.Н. Чистякова, она внесла огромный вклад в разработку системы профессиональной ориентации России [6; 7].

Разработка личностно-ориентированных подходов в современном образовательном пространстве к определению понятия «профессиональная ориентация», демонстрируют его новые содержательные концепты, которые соотносятся с понятием выбора профессии. Так, В.А. Варданян, А.Н. Русяев выделяют понятие «готовность», под которым понимается сформированная установка на осознанный выбор профессии, осуществление психологической подготовки, овладение знаниями, умениями и навыками важными для будущей профессии [8].

В исследованиях зарубежных ученых С. Аксельрода, А. Маслоу, Д. Миллера, Э. Роу, Д. Сьюпера, Д. Холланда и др. рассматриваются проблемы формирования склонностей в сфере профессионального развития, которые основываются на личностных характеристиках, изменяющихся на различных возрастных и жизненных этапах. В контексте настоящего исследования актуальны следующие концепции западных представителей. Ф. Парсонс определяет профессиональный выбор как процесс, в котором индивид соотносит требования различных профессий со своими психологическими и физическими качествами [9]. Э. Роу понимает профессиональный выбор как прямое или непрямое удовлетворение потребностей [10; 11]. Примечательно, что в работах Э. Роу и А. Маслоу предпринята попытка выявления внутренних психологических механизмов личности, побуждающих ее к выбору определенных типу профессий [10; 12]. Согласно положениям теории А. Маслоу, основные мотивы, определяющие профессиональный выбор, закладываются посредством детско-родительского взаимодействия [12]. Опираясь на параметры взаимодействия родителей с детьми, были обозначены типы ориентации профессиональных интересов. В дальнейшем Э. Роу определил восемь групп профессий, соответствующих каждому типу. Отметим, что авторами был разработан специальный опросник (Parent-Children Relations), позволяющий выявить тип взаимодействия родителя с ребенком. В рамках нашего исследования значим теоретически обоснованный факт непосредственного участия родителей в профессиональном выборе ребенка. Д. Сьюпер впервые обратил внимание исследователей на то, что профессиональный выбор достаточно длительный и сложный процесс, содержащий ряд взаимосвязанных решений. При этом автор отмечал, что более ранние решения ограничивают дальнейшие возможности [13]. Исследования Сьюпера еще раз убеждают нас в том, что профессиональный выбор ребенка обусловлен его способностью идентифицировать себя со взрослым. В дальнейшем Сьюпер разрабатывает теорию, основанную на модели Э. Гинцберга, теорий Ш. Бюллер, Дж. Гилфорда, Д. Тидеман, О'Хара [14-17]. Согласно положениям теории профессионального развития Д. Сьюпера, дети в возрасте до 14 лет проигрывают профессиональные роли и как следствие формируют профессионально значимые предпочтения. Именно в этом возрасте делаются попытки реализации личностных особенностей, творческих способностей, формируются представления о том, что необходимо для получения той или иной профессии [13]. В рамках своей теории Д. Сьюпер обозначил возрастные периоды развития профессионального выбора. Ученый выделяет две важные фазы: «фаза фантазии» (возраст 4-10 лет), в этот период ребенок «проигрывает» профессиональные роли в своих фантазиях; «фаза интересов» (возраст 11 -12 лет) - период, в котором происходит формирование профессиональных предпочтений.

Обзор исследований отечественных и зарубежных публикаций демонстрирует, что младший школьный возраст является сенситивным для формирования интересов и способностей в аспекте профессионального развития личности.

Методы исследования

Для достижения поставленной цели:

1. был проведен анализ отечественных и зарубежных научных публикаций и корпуса научно-методической литературы по проблемам профессиональной ориентации, социально-профессиональной ориентации, выбора будущей профессии;

2. рассмотрены нормативно-правовые документы РФ, регламентирующие образовательный и воспитательный процессы;

3. проработан и обобщен альтернативный практический педагогический опыт по исследуемой проблеме.

Обсуждение результатов и дискуссия

В соответствии с ФГОС НОО1 одной из ведущих задач обучения и воспитания младших школьников является подготовка к обоснованному выбору профессии. Профессиональная ориентация в начальной школе является пропедевтической: у обучающихся закладываются основы выбора будущей профессии. Теоретический анализ современных исследований по проблеме профессионального выбора позволяет выделить две тенденции: «за» и «против» в контексте ранней социально-профессиональной ориентации, которые требуют обсуждения.

В целом, младший школьный возраст в системе социально-профессиональной ориентации рассматривается исследователями как «подготовительный этап, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем» [18, с. 97]. О.Ю. Елькина подчеркивает не только возможность, но и чрезвычайную важность данного возрастного этапа в непрерывном процессе профессионального самоопределения человека. По ее мнению, младший школьный возраст - «ценный период для освоения мира труда и профессий, обогащения личностного опыта» [1, с. 26], поскольку «в 7-9 лет ребенок сам способен сформулировать свои предпочтения» и «уже начинает подумывать о будущей профессии» [1, с. 26], хотя эти первичные профессиональные предпочтения и обладают неустойчивостью. Н.С. Пряжников и Л.Ю. Румянцева, характеризуя возможность кризиса социально-профессионального самоопределения в начальной школе, выделяют два наиболее вероятных «разочарования обучающихся младших классов»:

1. осознание и острое переживание социальной несправедливости в силу противоречивости выполняемой квалифицированной работой и ее недостойной оплатой с одной стороны, и огромными доходами людей, зачастую не имеющих высшего образования, выполняющих сомнительную или неквалифицированную работу, либо вообще не имеющих определенных занятий (живущих на ренту или проценты);

1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.

2. разочарование школьника в своих силах и возможностях добиться успеха в будущем, которое чаще всего выступает следствием повторяющихся ситуаций неуспеха в учебной деятельности [19, с. 39-40].

Таким образом, ранняя социально-профессиональная ориентация в сегменте обучающихся младших классов на практике провоцирует определенный ряд рисков и может иметь негативные последствия. В частности:

• этические риски, могут возникнуть в связи с активным использованием манипулятивных технологий в сфере профориентационной деятельности. Информационное воздействие на ребенка, с еще «не окрепшей» психикой, пропаганда определенных видов профессий зачастую не предполагает наличия его собственной активной позиции в выборе профессии;

• психологические риски, связанные с отсутствием реального самостоятельного профессионального самоопределения у обучающихся ранних возрастов, как следствие их выбор может оказаться случайным, не обдуманным решением. Эти риски в дальнейшем могут проявиться в разочаровании в избранной профессии, сфере деятельности, смены направления подготовки в обучении, трудоустройства не по полученной специальности и т. д.

Другое мнение ряда авторов определяет младший школьный возраст начальным этапом становления субъекта труда в долгом и непрерывном процессе профессионального самоопределения. И.Ю. Кулагина отмечает важную роль педагога в формировании верных представлений о труде, в этом возрасте учитель является примером для обучающихся и каждое его слово принимается за истину [20, с. 205]. В связи с этим для педагога важно уметь выстроить этот процесс на крепкой методологической основе и оснастить технологически, согласно современным вызовам времени. Соблюдение принципов работы, о которых пойдет речь далее, позволяет вести социально-профессиональную ориентацию на ранних этапах обучения.

1 Принцип практикоориентированности, его соблюдение предполагает формирование профессиональных предпочтений на основе собственного опыта (например, экскурсии на предприятия, возможность попробовать что-либо сделать своими руками).

2. Принцип междисциплинарности заключается в подключении к педагогическому сопровождению обучающихся профессионалов и специалистов из различных сфер (учителей-предметников, педагогов-психологов, социальных педагогов, консультантов, профессионалов-практиков и др.).

3. Принцип социального партнерства в выборе будущей профессии обучающимся, который базируется на идее коллаборации педагогического сопровождения образовательных организаций дошкольного, общего, профессионального, высшего и дополнительного образования, а также с работодателями и их объединениями, родителями, службами занятости, СМИ, органами муниципального самоуправления и другими институциональными субъектами.

С точки зрения содержания профориентационного контента, с которым работает младший школьник, отметим, что он должен быть адаптирован к ментальному миру возраста ребенка: помимо информационного блока содержания должен быть введен деятельностный. Основными целевыми индикаторами пропедевтики профессионального самоопределения в начальной школе являются: (1) определенный уровень развития готовности к ценностно-смысловому самоопределению и (2) формирующаяся система ценностных ориентаций. В

https:// mir-nauki. com

качестве содержательно-деятельностной основы должен рассматриваться комплекс собственных выборов, совершенных школьником при помощи старших (педагога, родителей) или самостоятельно при разрешении заданных или спонтанно возникающих с точки зрения профессиональной ориентации значимых проблемных ситуаций. При этом необходимо рассмотрение, осмысление и анализ различных вариантов выбора в каждой проблемной ситуации, поскольку важно, чтобы ребенок в младшем школьном возрасте умел выбирать, перебирать в своем воображении альтернативные варианты собственного самоопределения, учиться размышлять и проектировать свое будущее [19, с. 41].

Отметим, что имеющиеся подходы к сопровождению профессионального самоопределения младших школьников недостаточно ориентированы на формирование у них основ профориентационно значимых компетенций, обеспечивающих их готовность к решению многообразия типичных проблем на этапе профессионального выбора. В то же время возрастные особенности младших школьников позволяют расширить круг традиционных задач сопровождения профессионального самоопределения решаемых в работе с этой категорией обучающихся.

В современном обществе пропагандируются идеи плюрализма, свободы выбора, доступности и открытости в плане вопросов профессионального и личностного выбора. Задача школы - готовить ребенка к взрослой жизни, жизни в сложном современном социуме, и поэтому обоснование темы раннего выбора профессии является тем индивидуальным выходом человека к свободе его самоопределения.

Проведенный теоретический анализ современных исследований демонстрирует, что в настоящее время достаточно подробно разработаны: периодизация процесса профессионального самоопределения; особенности младшего школьника в его отношении к миру труда и профессий; определены основные задачи и принципы поддержки профессионального самоопределения учащихся на этапе обучения в начальной школе. Актуализация идей ранней социально-профессиональной ориентации совершенно необходимы в настоящее время, поскольку привносят ощутимый вклад в совершенствование процесса подготовки младших школьников к профессиональному выбору, движение к которому человек начинает с детства.

Заключение

ЛИТЕРАТУРА

1. Гребнева, А.Е. Информирование детей о современном профессиональном мире как фактор подготовки их к жизни / А.Е. Гребнева, О.Ю. Елькина // Платформа-навигатор: развитие карьеры: научно-методический журнал. - 2019. - № 2. - С.

25-30.

2. Черкашин, Е.О. Информационные технологии в сопровождении проектирования подростками образовательно-профессионального маршрута / Е.О. Черкашин, Н.Ф. Родичев // Платформа-навигатор: развитие карьеры: научно-методический журнал. - 2019. - № 3. - С. 29-36.

3. Антонова, М.В. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения младших школьников - проблемная зона профориентации / М.В. Антонова // Профессиональное образование. Столица. - М., 2017. - № 5. - С. 35-38.

4. Антонова, М.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся через призму профессионального стандарта

https:// mir-nauki. com

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

педагога / М.В. Антонова // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. - М., 2016. - Т. 8. - № 2. - С. 29-39. Доступ: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2016/n2/antonova.shtml (0,63 п.л.).

Antonova, M.V. Early career guidance: search for advanced formats / M.V. Antonova // Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR), volume 97; Proceedings of the 7th International Scientific and Practical Conference Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities (CILDIAH 2017). - P. 25-30. - Доступ: https://www.atlantis-press.com/proceedings/cildiah-17/25886072.

Чистякова, С.Н. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению: методич. пособие / Авт.-сост.: С.Н. Чистякова, А.Я. Журкина, Е.Н. Землянская и др. - М.: ИОСО РАО, 1997. - 80 с.

Чистякова, С.Н. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников: методич. пособие / С.Н. Чистякова. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ИЦ «Академия», 2014. - 256 с.

Варданян, В.А. Сущность и структура готовности к профессиональному самоопределению подростков / В.А. Варданян, А.П. Русяев // Мир науки. Педагогика и психология, - 2019, - № 5, https://mir-nauki.com/PDF/22PDMN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Parsons, F. Choosing a vocation / F. Parsons. - Cambridge, 2008. - 176 p.

Roe, A. The psychology of occupations / A. Roe. - N.Y.: Willey, 1956. - 340 p.

Roe, A. The origin of interests / A. Roe, M. Siegelman. - Washington: APGA, 1969. -98 p.

Maslow, A.H. Theory of Human Motivation / A.H. Maslow // Psychology, - 1943 -№50, - P. 370-396.

Super, D.E. Occupational psychology / D.E. Super, M.Y. Bahn. - Lоndon: Tavistock, 1971. - 209 p.

Buhler, C. Psychology in the life of our times / С. Buhler. - Zurich, 1962. - 128 p.

GuiM^d, J.P. Three faces of intellect / J.P. GuiM^d // The American Psychologist. -1959, - №8. - P. 142-161.

Bender-Szymanski, D. Das Verhaltenvon Jugendlichenbei der Berufsentscheidung / D. Bender-Szymanski. - Weinheim: Belz, 1976. - 532 S.

Siefert, К.Н. Theorien der Berufswahle urn der beroflichen Entwicklung / К.Н. Siefert, H.H. Eckhardt, W. Jaide / Handbuch der Berufspsychologie. - Gottingen, 1977. - S. 173-279.

Кормакова, В.И. Особенности формирования культуры профессионального самоопределения у младших школьников / В.И. Кормакова // Начальная школа. -2009. - № 7. - С. 97-98.

Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже. Игры, дискуссии, задачи-упражнения: метод. пособие. / Н.С. Пряжников, Л.С. Румянцева. - М.: ИЦ «Академия», 2014. - 304 с.

Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. - М.: Издательство УРАО, 2011. - 388 с.

https:// mir-nauki. com

Antonova Marina Vladimirovna

Mordovian state pedagogical institute named after M.E. Evseveva, Saransk, Russia

E-mail: simitina@yandex.ru

Choosing a future profession: pro et contra early social and career guidance

Abstract. The article is devoted to a theoretical study of the early social and career guidance aspects. The scientific problem of the paper is to comprehend the effectiveness of the primary school students' social and career guidance. In this regard, the scientists' alternative opinions and the author's concepts are presented in defense of carrying out systematic work on choosing a future profession at primary school age, as well as the teachers' and psychologists' opinions warning about possible difficulties connected with these events.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The author provides a detailed review and analysis of modern theoretical and scientific and methodological studies of domestic and foreign scientists working in this direction, examines in detail the key concepts: "career guidance", "early career counseling", "social and career guidance", "choosing a profession" and "professional self-determination".

The article contains a rationale for the personal "pro" position, expressed in a reasoned approach to organizing a competent, systematic primary school students' social and career guidance, taking into account their age, characteristics, methodological principles and the use of modern pedagogical technologies, methods and forms. Each age stage, including primary school age, is important for the formation of certain personal qualities that are significant for the successful choice of a future profession

Keywords: professional choice; professional self-determination; career guidance; early career guidance; social and career guidance; primary school age

02PDMN120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.