Психологические науки Psychological Sciences
Научная статья
DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-6-78-89 УДК159.96
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ЕГО СВЯЗЬ С СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИЕЙ
Нина Валерьевна Скрынникова
Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия ORCID Ш: https://orcid.org/0000-0002-1501-0805 ninascr@rambler.ru
Владлен Константинович Игнатович
Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия ORCID iD:http://orcid.org/0000-0002-1625-772X vign62@mail.ru
Аннотация. Введение. Статья посвящена проблеме жизненного и профессионального самоопределения старших подростков как важнейшего новообразования личного самосознания. Актуальность данной проблемы связана с тем, что в эпоху стремительно меняющихся профессиональных тенденций эта проблема является достаточно актуальной для старших подростков, так как в определенной степени является стратегической и определяет направленность жизненной траектории личности. Цель - изучить связь профессионального самоопределения и социально-психологической адаптации в старшем подростковом возрасте. Материалы и методы. Исследование выполнено методами анализа научной литературы и моделирования связи профессионального самоопределения и социально-психологической адаптации в старшем подростковом возрасте. Результаты и обсуждение. Описаны аспекты социально-психологической адаптации в старшем подростковом возрасте, находящиеся в связи с жизнью подростка в обществе, предъявляющего к нему различные требования, в том числе в отношении профессионального самоопределения в старших классах средней школы. Исследована связь процесса профессионального самоопределения и социально-психологической адаптации в старшем подростковом возрасте. Выводы и заключение. Интеграция процессов социализации и индивидуализации в онтогенезе личностного развития приводит к формированию социально-психологической адаптации, которая становится фактором личностного и профессионального самоопределения в контексте поиска старшим подростком своих ценностей, смыслов, жизненных, в том числе, и профессиональных ориентиров.
Ключевые слова: старший подростковый возраст, самоопределение, профессиональное самоопределение, социально-психологическая адаптация, профессиональная готовность
Для цитирования: Скрынникова Н.В., Игнатович В.К. Профессиональное самоопределение в старшем подростковом возрасте и его связь с социально-психологической адаптацией // Педагогика: история, перспективы. 2021. Том 4. № 6. С. 78-89
DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-6-78-89
Original article
PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN OLDER ADOLESCENCE AND ITS CONNECTION WITH SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION
NinaV. Skrynnikova
KubanStateUniversity Krasnodar, Russia ORCID iD :https ://orcid.org/0000-0002-1501-0805 ninascr@rambler.ru
Vladlen K. Ignatovich
Kuban State University Krasnodar, Russia ORCID iD: http://orcid.org/0000-0002-1625-772X vign62@mail.ru
Abstract. Introduction. The article is devoted to the problem of life and professional self-determination of older adolescents as the most important neoplasm of personal self-consciousness. The relevance of this problem is due to the fact that in an era of rapidly changing professional trends, this problem is quite relevant for older adolescents, since to a certain extent it is strategic and determines the direction of the life trajectory of the individual. The purpose of the study: to study the relationship between professional self-determination and socio-psychological adaptation in older adolescence.
Materials and methods. The study was carried out by methods of analyzing scientific literature and modeling the relationship between professional self-determination and socio-psychological adaptation in older adolescence.
Results and discussion. The aspects of socio-psychological adaptation in older adolescence are described, which are in connection with the life of a teenager in a society that imposes various requirements on him, including with regard to professional self-determination in high school. The connection between the process of professional self-determination and socio-psychological adaptation in older adolescence is investigated. Conclusions and conclusion. Integration of the processes of socialization and individ-ualization in the ontogenesis of personal development leads to the formation of socio-psychological adaptation, which becomes a factor of personal and professional self-determination in the context of an older teenager's search for his values, meanings, life, including professional guidelines.
Keywords: senior adolescence, self-determination, professional self-determination, so-cio-psychological adaptation, professional readiness
For citation: Skrynnikova N.V., Ignatovich V.K. Professional Self-determination in older adolescence and its connection with socio-psychological adaptation. Pedagogy: history, prospects. 2021. Tom. 4 No 6. C. 78-89 DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-6-78-89
Введение.
Процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни. На протяжении этого периода: от возникновения первых профессиональных интересов до становления и роста в выбранной профессии происходит не только профессиональное, но и социальное, жизненное самоопределение личности.
На растущую личность воздействует широкий спектр факторов социальной среды и в условиях успешной социально-психологической адаптации, а также осмысления факторов внешней и внутренней направленности возможен выбор профессионального и жизненного пути, соответствующего потребностям и интересам личности.
Важным периодом построения идентичности в силу особенностей возрастного периода, является старший подростковый возраст. Профессиональное самоопределение старших подростков происходит как результат внутреннего поиска и опознавания своего «Я».
Гипотеза исследования: в старшем подростковом возрасте существует связь процесса профессионального самоопределения и социально-психологической адаптации.
Задачи исследования:
1) провести анализ роли и значения социально-психологической адаптации в формировании профессионального самоопределения старших подростков;
2) выявить особенности социально-психологической адаптации в подростковом возрасте;
3) подобрать комплекс психодиагностических методик для проведения эмпирического исследования.
Материалы и методы.
Решая поставленные задачи, мы использовали методы анализа научной литературы и моделирования процесса профессионального самоопределения старших подростков в связи с социально-психологической адаптацией. На основе созданной модели определялись методики, для проведения дальнейшего эмпирического исследования.
Результаты и обсуждение.
Проведенный анализ научной литературы вопроса позволил установить, что рассматривая генезис самосознания, С.Л. Рубинштейн [1] говорит о том, что при развитии самосознания, оно выполняет функции определения внутреннего смысла тех своих задач, что человек решает в течение жизни.
Построение подростком идентичности согласно Э. Эриксону [2], включает в себя самоопределение в профессиональной, семейной, политической и других социальных сферах, где подросток может действовать согласно принятым на себя ролям, осуществляя выбор и принятие решений.
Также Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова пишут, что «самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей - «самотрансценденцию» (по В. Франклу)» [3, с. 331].
Самоопределяющаяся личность старшего подростка испытывает множество противоречий:
- противоречие между половым, органическим и социальным развитием человека (по Л.С. Выготскому)[4];
- противоречие между физическим, интеллектуальным, гражданским и нравственным развитием (по Б.Г. Ананьеву);
- противоречие между разными ценностями, противоречие несформиро-ванности ценностно-смысловой сферы личности (по Л.И. Божович, А.Н. Леонтьеву) [5];
- кризисы возрастного развития, основанные на противоречии мотиваци-онной и операциональной линий развития (по Д.Б. Эльконину) [6];
- кризисы профессионального выбора, основанные на противоречии «хочу», «могу» и «надо» (по Е.А. Климову) [7, с. 47].
Мнение большинства исследователей сводится к тому, что профессиональное самоопределение является неотъемлемой частью процесса развития личности и жизненного самоопределения в целом (Л.И. Божович, И.С. Кон, В.Д. Симоненко, П.А. Шавир, С.Л. Рубинштейн, Э. Эриксон, К.А. Абульханова) [8, 9, 10, 11].
Профессиональное самоопределение подростков выступает важнейшим новообразованием личного самосознания на этапе личного профессионального выбора будущей профессии. Оно определяется как осознание того, кем подросток хочет стать в профессии через оценку своих личных качеств, возможностей и предпочтений, а также соотнесение их с потребностями рынка труда и требованиями к различным профессиональным стандартам, существующим в обществе.
Важнейшая задача старшего подросткового возраста - выбор профессии, оптация от латинского «выбирать». Профессиональные намерения подростков диффузны и неопределенны, это создает определённые сложности, в выборе профессии. Немаловажным является то, что в подростковом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, понимание значимости их в обществе, а также происходит формирование системы личностных ценностей, которые, определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям. Именно эта избирательность помогает осуществлять профессиональный выбор.
Е.А. Климов пишет, что «важной задачей является ознакомление учащихся с миром профессий не просто «после уроков», а посредством использования, так называемых профориентационных возможностей самих школьных учебных предметов» [7, с.48].
Дифференцированное отношение к учебным предметам, занятия в учреждениях дополнительного образования в различных кружках художественного и технического творчества формируют у старших подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты.
Смысл и содержание социально-психологической адаптации заключается в согласовании потребностей индивида с требованиями социальной среды, в которой он находится. При этом социальная ситуация развития в старшем подростковом возрасте предполагает формирование личностного и, в том числе, профессионального самоопределения. Молодые люди, заканчивающие школу и вступающие на путь самостоятельной жизни, часто оказываться не готовы к этому.
Процесс их самоопределения происходит зачастую спонтанно, под влиянием случайных факторов и условий. Это во многом связано с недостаточным пониманием и осознанием старшими школьниками собственных целей и ценностных ориентиров, и соответственно, неспособностью реализовать их на практике.
При этом часто старшеклассники при большом количестве учебных заведений затрудняются сделать правильный профессиональный выбор. Это проис-ходиткак из-за недостаточной профориентационной работы: учащиеся старших классов недостаточно хорошо знают, какая специальность подходит им больше всего; свои личностные особенности, склонности, так и из-за несформированно-сти положительной профессиональной установки по отношению к будущей профессии [12].
Так А.А. Налджанян отмечает, что «именно в процессе социализации перед личностью возникают те проблемные ситуации, для преодоления которых формируются адаптивные механизмы» [13, c. 25]. Человек не только участвует в жизни общества, но и активно создает те условия, к которым должен адаптироваться. Все в большей степени свою среду человек создает сам. Структура общества, процесс разделения труда и место человека в обществе в совокупности определяют возможности адаптации подростка в обществе.
По мнению Н.М. Баевой, что «одним из основных условий правильного и своевременного профессионального самоопределения старшеклассников и последующей успешной адаптации в вузе является полноценное психическое и личностное развитие учащихся, зрелость их мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер» [14, c. 55].
К.В. Абрамов подчеркивает, что «результатом социально-психологической адаптации является социально-психологическая адаптированность молодежи, которая представляет собой интегративный комплекс, включающий такие структурные компоненты как личностная готовность к изменениям; толерантность; удовлетворенность своим социальным и личностным статусом; синхронизированная система социальных, профессиональных и личностных ценностей; личностная активность; потенциал деловых и межличностных взаимодействий; удовлетворенность качеством своей жизни и возможностью самореализоваться» [15, с. 5].
В ходе профессионального самоопределенияличности появляются противоречия между личностными образованиями и внешними условиями среды, предъявляющей требования к личности, в качестве стимулов и направлений профессионального развития личности, формирования техкачеств, которые наиболее применимы конкретной профессиональной деятельности. Таким образом, происходит соотнесение ценностей личности ссоциальными и профессиональными нормами.
Ю.И. Рокицкая отмечает, что «противоречия между данными реальностями при условии, что они не блокируют терминальные ценностно-смысловые тенденции личности, запускают адаптационные трансформации личности. Следовательно, профессиональное самоопределение предполагает установление взаимосоответствия между «самостью» личности и требованиями внешних условий самоопределения и может быть категоризировано как проблема психологической адаптации» [16, с. 53].
При этом внешние условия профессионального самоопределенияличности также можно рассматривать как адаптирующие воздействия социума. Таким образом, профессиональное самоопределение как процесс может быть подготовкой и привести к успешной социальной адаптации, но может стать также ее проявлением и следствием.
Р.Р. Исмагилова и др. пишут, что «в процессе социальной адаптации, когда профессиональное самоопределение как цель реализуется в деятельности, происходит активное, но противоречивое в своей основе взаимодействие между целью и средствами. С одной стороны, средство предоставляет человеку возможности, которые по определению более обширны, чем данная цель. С другой стороны, средство именно есть то, что ничего собою не представляет само по себе, а есть лишь ради другого и в этом другом имеет свое определение и свою ценность» [17]. В этом исследовании авторы под средством подразумевают социальную адаптацию.
В возрасте до 16 лет, по словам Л.Б. Волынской, человек проходит первичную социальную и личностную адаптацию и «социокультурная адаптация человека во многом зависит от того, насколько успешно была осуществлена его первичная социализация, насколько он овладел принятыми в его социальной среде нормамии способен их применять на практике» [18].
А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко пишут, что «самоопределение может выступать частью или конкретной формой процессов социализации, адаптации, профессионального становления, идентификации и т.д. Подобное возможно лишь при том условии, когда цели самоопределения субъекта на данном этапе жизни хотя бы частично совпадают с целями других рассматриваемых феноменов» [19, с. 75].
В свою очередь Д.Н. Дубровин пишет, что «один из ведущих компонентов личностного адаптационного синдрома - переживание эмоционального и соматического комфорта - дискомфорта отражает активизацию процессов самосознания и самоопределения» [20, с. 12].
Г.И. Марасанов и Н.А. Ротарева, рассматривая понятие социальной компетенции в юношеском возрасте, определяют социальную компетентность как «интегративное понятие, которое отражает возможности субъекта юношеского возраста осознавать взаимосвязанные процессы профессионализации, социаль-
ной адаптации и личностного самоопределения, в которые он погружен, и целесообразно управлять ими» [21, с. 28].
Таким образом, процессы социально-психологической адаптации и проблемы профессионализации проходят и решатся старшими подростками во взаимосвязи. Профессиональный выбор при этом для большинства людей юношеского возраста проходит на поверхности. Важным фактором в психологической адаптации подростков выступает эмоциональность, предопределенная особенностями периода развития. Эмоциональное отношение старших подростков миру, окружающим и социальным ценностям, которые существуют в обществе, а также самому себе являются главными в многоаспектном содержании психологической готовности к личностному самоопределению.
Сиденко Е.А. пишет об этом так «в возрасте 14 - 17 лет подростковый опыт уже недостаточен для взаимодействия с окружающим миром, а взрослый опыт еще осознанно не освоен. В связи с этим выделяются основные особенности старших подростков: повышенная, по сравнению с другими возрастами, значимость тесных эмоциональных контактов и интенсивная социализация, сменяющая характерное для подростков противопоставление себя взрослому обществу» [22, с. 5]. При этом эмоциональное состояние подростка неустойчиво и даже мелкое замечание или обычный вопрос может расцениваться им как крайне неприятный и перерасти в его сознании в чрезвычайную ситуацию, требующую незамедлительного реагирования.
Также немаловажным является то, что формирование личностных взглядов в этом периоде зависит от внешней среды. Для старшего подросткового возраста - это образовательные учреждения, где главным образом происходит социализация и усвоение норм и требований общества.
И.В. Шарапова, В.К. Игнатович отмечают, что «в условиях социально-педагогической среды человек способен выстроить свою картину мира и выбрать будущую сферу профессиональной деятельности путем проникновения и встречи, «сретения» (термин использован В.И. Слободчиковым, применительно к возможностям взаимодействия личности с миром культуры) с населяющими социально-педагогическую среду людьми и явлениями» [23, с. 54].
В свою очередь, на процессы индивидуализации оказывают влияние семейная и среда и общение со сверстниками. Социальная адаптация менее осознана для подростка, чем профессионализация, но проблемы, связанные с ней, чаще касаются конкретных житейских вопросов: приспособиться к требованиям учителей или к группе сверстников, в отличие от проблем личностного самоопределения.
Профессионализация и социализация рассматриваются современными авторами [5, 12] как единое целое, а не как изолированные процессы. Применительно к старшему подростковому возрасту профессионализация понимается как готовность, способность и направленность на активный поиск своего профессионального пути.
Этот поиск происходит в результате взаимодействия двух встречных процессов. С одной стороны, разворачивается процесс самоосмысления себя, своей Я-концепции, мотивов, целей и ценностей, возможностей, и потребностей. С другой стороны, неизбежно происходит процесс оценки в ситуации жизненного выбора и его ограничений, связанных с особенностями индивида, его условий жизни, окружения и ограничений, накладываемых социальной средой.
А.В. Петровский выделят три стадии развития личности: адаптация, индивидуализация и интеграция [24]. На фазе индивидуализации нарастает поиск возможностей для обозначения своей индивидуальности. Подросток мобилизует все свои внутренние ресурсы для трансляции своей индивидуальности, через деятельность и активно осуществляет поиск лиц, которые могут обеспечить его оптимальную индивидуализацию.
Д.Н. Дубровин отмечает, что «социальная среда создает ту психологическую основу, в которой личность посредством механизма интериоризации «шлифует» собственные качества, свойства, моральные нормы. Поэтому усвоение социального опыта имеет субъективный, личностный характер. Социальные нормы входят в индивидуальное пространство личности и там или укрепляются, или преобразуются в соответствии с собственными устремлениями, представлениями, предпочтениями, личностными смыслами и осознанными возможностями самого человека. Иными словами, процесс социализации взаимодействует с процессом индивидуализации» [20].
Можно сказать, что последующие развитие личности - это интеграция в новую социальную среду. Социальная и культурная среда, в которой живут подростки, являются внешними условиями их личностного развития. Например, постепенно происходит переход ребенка из дошкольного учреждения в начальную школу, потом в среднюю школу, а в дальнейшем поступление абитуриента в колледж или институт.
Подытоживая сказанное, можно предположить, что уровень и показатели социально-психологической адаптации позволяют судить о качестве и аспектах прохождения процесса личностного самоопределения, а также возможности осознанного выбора жизненного пути. Адаптивность, в свою очередь, как состояние и уровень адаптации можно рассматривать в качестве психологической характеристики и поведенческого показателя готовности подростка к профессиональному самоопределению.
Выводы и заключение.
Таким образом, теоретический анализ проблемы взаимосвязи социально-психологической адаптации и профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте позволяет выдвинуть предположение о том, что результатом социализации личности является ее социальная адаптация, результатом индивидуализации становится личностная адаптация, сочетание этих процессов дает социально-психологическую адаптацию личности. Интеграция процессов социализации и индивидуализации в онтогенезе личностного развития приводит к формированию социально-психологической адаптации, которая становится фактором личностного и профессионального самоопределения в контексте поиска старшим подростком своих ценностей, смыслов, жизненных, в том числе и профессиональных ориентиров.
В дальнейшем для подтверждения гипотезы нашего исследования предполагается использование следующих эмпирических методов исследования: методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Дай-монда в адаптации А.К. Осницкого [25]; тест Дж. Голланда на определение профессионального типа личности (модификация Г.В. Резапкиной) [26]; методика «Профессиональная готовность» (А.П. Чернявская) [27].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т., М.,1989.
2. Эриксон Э. Юность: кризис идентичности. М., 1996
3. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 496с.
4. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т., М., 1984.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «модэк», 2001., 352 с.
6. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред., сост. Б.Д. Эльконин., М.: Издательский центр «Академия», 2004., 384 с.
7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Климов. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 304с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МоДэК», 2001., 352 с.
9. Кон И.С., Психология ранней юности: Кн. Для учителя., М.: Просвещение, 1989., 255 с.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т., М.,1989.
11. Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. № 4. С. 3 - 21.
12. Завоеванная Н.С. Профессиональная готовность: краткая история, основные понятия и подходы к изучению // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2014. №11.
13. Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности. - Ереван: Инст. фил.и права АН СССР, 1988. -261с.
14. Профессиональная ориентация молодежи в современных социально-экономических условиях: состояние, проблемы, перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции / Под общ.ред. Е.Ю. Пряжниковой. - Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2009. -215 с.
15. Абрамов К.В. Особенности социально-психологической адаптации молодежи в трансформирующемся обществе: дис. канд. псих.наук: 19.00.05: защищена 18.01.011: М., 2011. — 207с.
16. Рокицкая, Ю.А. Психологический аспект проблемы адаптации студентов / Н.И. Гуслякова, И.П. Ордина, Ю.А. Рокицкая // Практическая психология в педагогических вузах: материалы всерос. науч.-практ. конф., Москва, 27-28 мая 2004 г. - Москва: МПГУ, 2004. - С. 52-54.
17. Исмагилова Р.Р., Азаматов Д.М., Гатиятуллин Р.Ф. Профессиональное самоопределение как механизм и условие адаптации учащейся молодежи в современном обществе // Современные проблемы науки и образования. -2014. - № 4.;
18. Волынская Л.Б Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Л.Б. Волынская , 2-е изд., стер., М.: Флинта, 2017., 164 с.
19. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,2007. - 624 с.
20. Дубровин Д. Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения в старшем подростковом возрасте // Мир психологии. - 2007. -№ 4. С. 65 - 76.
21. Марасанов Г.И. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте: монография / Г.И. Марасанов, Н.А. Рототае-ва, М., 2003., 172 с.
22. Симаева И.Н. Психология адаптации субъекта к изменениям жизнедеятельности. Калининград, 2006.
23. Шарапова И.В., Игнатович В.К. Социально-педагогическая среда как пространство условий и образовательных возможностей подростка. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том 3. № 1. С. 48 -58. URL: https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/8 8
24. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. №4. С. 15 - 30.
25. Осницкий, А. К. Определение характеристик социальной адаптации / А.К. Осницкий // Психология и школа. - 2004. - N 1. - С. 43-56
26. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофиль-ной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. М.: Генезис, 2005. - 208 с.
27. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 96 с.
REFERENCES
1. Rubinstein S.L. Fundamentals of general psychology: In 2 volumes, M., 1989. (In Russ.).
2. Erikson E. Youth: Identity Crisis. M., 1996. (In Russ.).
3. PryazhnikovaE.Yu. Career guidance: Textbook for students. higher. studies. Institutions. E.Y. Pryazhnikova, N.S. Pryazhnikov. M.: Publishing center "Academy", 2005. 496p. (In Russ.).
4. Vygotsky L.S. Pedology of a teenager. Collected works: In 6 volumes, M., 1984. (In Russ.).
5. Bozhovich L.I. Problems of personality formation: Selected works. edited by D.I. Feldstein. M.: MPSI, Voronezh: NGO "MODEK", 2001., 352 p. (In Russ.).
6. Elkonin D.B. Child psychology: Studies. Manual for students.higher. studies. Institutions. Ed., comp. B.D. Elkonin., M.: Publishing Center "Academy", 2004., 384 p. (In Russ.).
7. Klimov E. A. Psychology of professional self-determination: textbook. manual for students. higher. studies. Institutions. E.A. Klimov. 5th ed., ster. M.: Publishing Center "Academy", 2012. 304p. (In Russ.).
8. Bozhovich L.I. Problems of personality formation: Selected works. edited by D.I. Feldstein. M.: MPSI, Voronezh: NGO "MODEK", 2001., 352 p. (In Russ.).
9. Kon I.S., Psychology of early youth: Book. For the teacher., M.: Enlightenment, 1989., 255 p. (In Russ.).
10. Rubinstein S.L. Fundamentals of general psychology: In 2 volumes, M., 1989. (In Russ.).
11. Abulkhanova K.A. The principle of the subject in Russian psychology. Psychology. Journal of the Higher School of Economics.2005. No. 4. pp. 3-21. (In Russ.).
12. Professional readiness won by N.S.: a brief history, basic concepts and approaches to study. Nauka. Thought: an electronic periodical. 2014. No.11. (In Russ.).
13.Nalchajyan A. A. Socio-psychological adaptation of personality. Yerevan: Institute of Philology and Law of the USSR Academy of Sciences, 1988. 261p. (In Russ.).
14. Professional orientation of young people in modern socio-economic conditions: state, problems, prospects: materials of the All-Russian scientific and practical conference. Under the general editorship of E.Y. Pryazhnikova. Slavyansk-on-Kuban: Publishing Center SSPI, 2009. 215 p. (In Russ.).
15. Abramov K.V. Features of socio-psychological adaptation of youth in a transforming society: dis. cand. psycho. sciences: 19.00.05: protected 18.01.011: Moscow, 2011. 207p. (In Russ.).
16. Rokicka, J. A. Psychological aspect of the problem of adaptation of students. N. And. Guslyakova, I.P. Ordina, J.A. Rokicka. Practical psychology in pedagogical universities: materialyvseros. nauch.-pract. Conf. Moscow, 27-28 may 2004. Moscow: Moscow state pedagogical University, 2004. P. 52-54. (In Russ.).
17. Ismagilov R. R., Azamatov D. M., F. R. Gatiyatullin Professional self-determination as a mechanism and the condition of adaptation of students in modern. Modern problems of science and education. 2014. № 4; (In Russ.).
18. Volynskaya L.B. Socio-cultural and personal adaptation of a person at various stages of the life cycle: textbook. Manual. L.B. Volynskaya , 2nd ed., ster., Moscow: Flint, 2017., 164 p. (In Russ.).
19. Psychology of adaptation and the social environment: modern approaches, problems, prospects. Ed. L.G. Dikaya, A.L. Zhuravlev. M.: Publishing house "Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences", 2007. 624 p.
20. Dubrovin D. N. Psychological adaptation as a factor of personal self-determination in older adolescence. World of psychology. 2007. No. 4. pp. 65-76. (In Russ.).
21. Marasanov G.I. Social competence: psychological conditions of development in adolescence: monograph. G.I. Marasanov, N.A. Rototaeva, M., 2003., 172 p. (In Russ.).
22. Simaeva I.N. Psychology of adaptation of the subject to changes in life activi-ty.Kaliningrad, 2006. (In Russ.).
23. Sharapova I.V., Ignatovich V.K. Socio-pedagogical environment as a space of conditions and educational opportunities of a teenager. Pedagogy: history, prospects. 2020. Volume 3. No. 1. pp. 48-58. URL: https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/88(In Russ.).
24. Petrovsky A.V. The problem of personality development from the standpoint of social psychology. Questions of psychology. 1984. No. 4. pp. 15 - 30. (In Russ.).
25. Osnitsky, A. K. Definition of characteristics of social adaptation. A.K. Osnitsky. Psychology and school. 2004. N 1. pp. 43-56(In Russ.).
26. Rezapkina G.V. Psychology and the choice of profession: a program of pre-professional training. Educational and methodical manual for psychologists and teachers. M.: Genesis, 2005. 208 p. (In Russ.).
27. Chernyavskaya A.P. Psychological counseling on professional orientation. M.: VLADOS-PRESS Publishing house, 2001. 96 p. (In Russ.).
Информация об авторах: Скрынникова Нина Валерьевна, магистрант кафедры педагогики и психологии, факультет педагогики, психологии и коммуникативи-стики, Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия
ORCIDiD: https://orcid.org/0000-0002-1501-0805 ninascr@rambler.ru
Игнатович Владлен Константинович - канд. пед. наук, доцент, Кубанский государственный университет Краснодар, Россия http://orcid.org/0000-0002-1625-772X vign62@mail.ru
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи
Information about the authors: NinaV. Skrynnikova, Master's student in the Department of Pedagogy and Psychology, Department of Pedagogy, Psychology and Communication Sciences, Kuban State University Krasnodar, Russia
ORCID iD:https://orcid.org/0000-0002-1501-0805 e-mail: ninascr@rambler.ru
Ignatovich Vladlen Konstantinovich Cand. ped. Sciences, Associate professor, Kuban State University Krasnodar, Russia
http://orcid.org/0000-0002-1625-772X vign62@mail.ru
The authors have read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 06.11.2021 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 14.12.2021
Принята к публикации / Accepted for publication: 27.12.2021
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests
© Скрынникова Н.В. 2021 © Игнатович В.К. 2021 © «Педагогика: история, перспективы» 2021