104 |
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Персонализированная учебная деятельность обучающихся как фактор их подготовки к профессиональному будущему*
ЗЕЕР
Эвальд Фридрихович,
член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и профессионального развития РГППУ, Екатеринбург. E-mail: [email protected]
Аннотация
Широкое распространение информационно-коммуникационных технологий в постиндустриальном обществе привело к появлению нового тренда развития профессионального образования — персо-нализации обучения. Ее целевая ориентация — это индивидуализация учебной деятельности, усиление ответственности обучающихся за проектирование содержания своего обучения, определение персонализированных траекторий обучения.
Предиктором персонализации обучения выступила разработанная автором логико-смысловая модель субъекта учебной деятельности, а ее основные компоненты легли в основу определения эффективных образовательных технологий, ориентированных на самореализацию обучающихся в будущей профессиональной деятельности.
Цель статьи — обосновать научно-прикладную ценность новой парадигмы профессионального образования, раскрыть ее развивающие функции в учебной деятельности и реализации возможностей обучающихся в персонализированных образовательных технологиях.
Методологическим основанием панорамы исследования стала теория персонализации В. А. Петровского, тематическим ядром которой являются основные компоненты направленности субъекта обучения: мотивация, ценностно-смысловые ориентации, транспек-тивность, самоопределение и трансцендентность.
Разработанная персонализированная логико-смысловая модель обучения стала основанием определения образовательных технологий и проектирования персонализированных траекторий становления, ориентированных на самореализацию обучающихся в будущей профессиональной деятельности.
Практическая значимость. Персонализированное обучение приобретает важное значение в обеспечении развития обучающихся путем использования адекватных технологий обучения при подготовке специалистов для высокотехнологических производств.
* Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ №20-413-6600013р_а «Прогнозирование профессионального будущего студенческой молодежи в цифровую эпоху».
Для цитирования: Зеер Э. Ф. Персонализированная учебная деятельность Статья поступила обучающихся как фактор их подготовки к профессиональному будуще-
в редакцию му // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 1. С. 104-114.
30 декабря 2020 г. 001: 10.24412/2307-4264-2021-01-104-114
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ 1 ^ 2021 I105
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Ключевые слова:
персонализированное образование, индивидуальная образовательная траектория, образовательные технологии, самореализация, профессиональное образование.
Лучший способ предсказать будущее —
это создать его.
Авраам Линкольн
Введение
Необходимость модернизации среднего профессионального образования обусловлена многозадачностью будущей деятельности обучающегося, усложнением и расширением спектра выполняемых видов социально-профессиональных действий. Для преодоления неопределенности возможных сценариев будущей деятельности необходимы вариативные образовательные программы.
Эти целевые установки обусловливают новый инновационный тренд трансформации сложившегося образования в принципиально новую образовательную парадигму — персонализированную учебную деятельность. Ее возникновение является ответом на трансформацию постиндустриального общества:
- ускорение изменений социально-профессиональных технологий;
- распространение инфокоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
- использование нейротехнологий в высокотехнологичных видах производственной деятельности;
- развитие цифровой экономики;
- тотальная цифровизация всей жизнедеятельности человека.
Смыслообразующей характеристикой этой инновационной образовательной парадигмы выступает персона (от лат. регзопа — личность), ее развитие и возможность реализовать себя в различных областях жизнедеятельности, в том числе и социально-профессиональной деятельности. Тематическим ядром персонализированного образования является субъект деятельности.
Понятие «персонализация» как процесс осознания субъектом своей состоятельности, способности к самореализации и самоосуществлению в различных своих деяниях ввел в отечественную психологию В. А. Петровский. Им были выделены уровни состоятельности личности: самореализация, самопрезентация, самотрансляция и самотрансцендентность, которые определяют сущность персонализации субъектов образовательной деятельности [Петровский, 2009].
Особенности информационного общества обусловили следующие направления обновления профессионального образования:
- формирование личностно ориентированных профессиональных и образовательных стандартов;
- широкое распространение онлайн-обучения;
- увеличение темпа и скорости обучения;
- применение технологий виртуальной реальности;
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
- развитие электронного обучения;
- становление «оцифрованного» человека (home-digital).
Эти векторы развития профессионального образования обусловили поиск инновационных форм и методов учебно-познавательной деятельности, отвечающих индивидуально-психологическим характеристикам обучающихся.
В качестве такой образовательной модели в педагогике рассматривается персонализированное обучение, ориентированное на самостоятельное проектирование обучающимися содержания и технологии учебно-познавательной деятельности, разработку индивидуальной (персонализированной) траектории обучения и оценки своих достижений. Главная цель такого образования — развитие личности.
Теоретическую основу персонализированной учебной деятельности составляет субъектность обучаемых. Ее основные социально-профессиональные характеристики обусловливают персонализацию в учебной деятельности, мотивацию к обучению, позитивные установки и состоятельность обучающихся.
Персонализация проявляется в самостоятельности, личностном и профессиональном самоопределении, адаптивности к ускоренному изменению социально-профессиональных технологий, в самоактуализации и самореализации. Персонализация также выступает важным фактором освоения транспрофессиональных навыков (компетенций), позволяющих реализовать себя в возникающих новых профессиях и специальностях.
Сравнительный анализ моделей развивающего обучения
Персонализация является тематическим ядром моделей развивающего образования: личностно ориентированного, личностно развивающего и персонализированного.
Каковы же особенности, сходства и различия этих трех образовательных концепций? Целевые ориентации во всех этих образовательных моделях по существу совпадают: развитие личности обучающихся.
Различные аспекты развивающего обучения всегда были представлены в отечественных психолого-педагогических моделях образования.
Ведущей идеей личностно развивающего образования становится развитие индивидуальности, социализации, а также формирование универсальных личностных способностей к самосовершенствованию, самоопределению, самоактуализации.
Сравнительный анализ моделей развивающего обучения показывает их совпадение по целевым ориентациям и ценностно-смысловым установкам. Отличия персонализированной учебной деятельности заключаются в следующем:
- усиливается акцентуация на мотивации самостоятельности в обучении и учете индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
- учащимся предоставляется большая возможность в проектировании своей образовательной траектории, выборе значимых для себя заданий и способов их решения;
- обучающиеся могут выбирать организационные формы учебной деятельности: индивидуальные или групповые;
- персонализированное обучение обеспечивает сотрудничество, взаимодействие всех субъектов профессионально-образовательного процесса [Лях, 2019].
Рассмотренные концептуальные положения персонализированной учебной деятельности обеспечивают возможность ее реализации в режиме онлайн-обучения.
Методология персонализированной учебной деятельности
Методологическим основанием проектирования персонализированного обучения выступают следующие подходы:
- обучающийся является субъектом проектирования своей учебной деятельности;
- концептуальной установкой выступает индивидуализация процесса обучения;
- целевая ориентация обучения — формирование содержания учебного материала, разработка систем заданий, определение темпа (скорости) обучения, реализация содействий сотрудничеству всех субъектов персонализации;
- конвергенция социогуманитарной, естественнонаучной и производственной подготовки обучающихся;
- обеспечение персонализированной траектории личностно-профес-сионального развития учащихся.
Реализация этих подходов обусловила целесообразность использования следующих методологических принципов:
- интеграция теоретического обучения и практической подготовки обучающихся на основе организации дуальной системы их профессионального обучения;
- акцентирование персонализированного обучения на развитии ответственной самостоятельности обучающихся;
- обеспечение взаиморазвития и сотрудничества всех субъектов профессионально-образовательного процесса [Дорожкин, Зеер, Шевченко, 2017].
Персонализированная логико-смысловая модель учебной деятельности
Обобщение концептуальных положений, методологических подходов и принципов стало основанием проектирования логико-смысловой модели субъекта персонализированной учебной деятельности.
Проектирование начинается с определения «ядра многомерного явления», в качестве которого выступает учебная деятельность. Смысло-образующими координаторами модели служат содержательные компоненты субъекта обучения.
Анализ профессионально-образовательной ситуации персонализа-ции субъекта учебной деятельности обусловил выбор основных компонент модели:
- компонента направленности, включающая следующие социально-психологические конструкты: мотивацию, ценностно-смысловые ориентации, самоопределение, транспективность (вектор развития), трансцендентность (готовность к самореализации за пределами учебной деятельности);
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
- профессионально-образовательная компонента, объединяющая конструкты компетенций (digital skills, hard-skills и soft skills), метапро-фессиональные качества и социально-профессиональную состоятельность (подготовленность);
- когнитивная компонента, состоящая из следующих конструктов: процедурные знания, познавательные способности, академический и практический интеллект, критериальное оценивание;
- коммуникативная компонента, включающая такие конструкты, как перцептивная адекватность, адаптивность, сетевое взаимодействие, коммуникабельность;
- регулятивная компонента, характеризующая регуляцию психических состояний, регуляцию деятельности и поведения, ответственную самостоятельность, самоактуализацию обучения (рис.).
В зависимости от эвристической направленности логико-смысловой модели субъекта персонализированной учебной деятельности в структуру ее компонент можно внести и другие компоненты (составляющие): предпринимательскую, профориентологическую, прогностическую и др.
Логико-смысловая модель выступает ориентиром проектирования персонализированных образовательных траекторий, которые выполняют функцию навигации и самоорганизации профессионального развития обучающихся.
Сущностью персонализированных образовательных траекторий является осознанный и ответственный выбор субъектом целевой ориентации реализации своего профессионально-образовательного потенциала в соответствии со сложившимися ценностями, установками и смысловыми ориентациями жизнедеятельности. Выбор образовательной траектории определяется социально-профессиональной направленностью обучающегося, его ценностно-смысловыми ориентациями, наличием вариативных образовательных программ, возможностями образовательных организаций.
Построение этих траекторий обусловливает необходимость самоопределения личности, или обнаружение смысла в осваиваемых профессионально-образовательных программах и выполняемой профессиональной деятельности [Зеер, 2005].
Персонализация образовательных технологий
Основой определения технологий формирования субъекта персонализированной учебной деятельности стала логико-смысловая модель.
Анализируя наиболее распространенные образовательные технологии, Н. В. Бордовская и Е. А. Кошкина предложили их классификацию на основе двух признаков: способа взаимодействия субъектов обучения и способа распространения образовательного контента.
Все многообразие образовательных технологий они объединили в три группы:
- гуманитарные технологии, использующие традиционные формы и методы обучения, ориентированные на субъект-субъектное взаимодействие педагогов и обучающихся;
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Логико-смысловая модель субъекта персонализированной учебной деятельности
- информационные (цифровые) технологии, предусматривающие сокращение до минимума взаимодействие педагогов и обучающихся и предоставление последним самостоятельности в определении содержания обучения;
- смешанные (интегрированные, гибридные) технологии, предполагающие сочетание цифровых и гуманитарных технологий [Бордовская, Кошкина, 2020].
Развитие персонализированного образования, ориентированного на самостоятельное проектирование и осуществление образовательного процесса, привело к определению развивающих образовательных технологий обучения.
Начальным звеном этих технологий являются практико-ориентиро-ванные кейсы, которые характеризуются большой степенью вариативности и неопределенности. Выполнение заданий кейсов предусматривает
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
анализ проблемных ситуаций, выдвижение и проверку гипотез, определение последовательности учебных действий [Зеер, Лебедева, Сыманюк, 2020]. Обобщение результатов и оформление выводов осуществляется при участии тьютора или модератора учебного процесса.
Интеграция цифровых технологий в персонализированное образование привела к поиску и разработке новых (инновационных) форм и методов обучения, ориентированных на формирование универсальных компетенций digitall skills и soft skills: «перевернутый класс», web-квест, Хакатон и других, уже широко применяемых в образовательной практике.
Одной из эффективных технологий персонализированного обучения являются форсайт-технологии, направленные на разработку проектов прогнозируемого профессионального будущего.
Развитие цифрового образования инициировало использование возможностей нейротехнологий в учебно-познавательной деятельности обучающихся.
К нейротехнологиям, уже используемым в образовании, относятся:
- технологии активизации и стимуляции различных локальных зон мозга;
- технологии коррекции психического развития путем терапевтического воздействия;
- технологии иммерсионного обучения;
- технологии моделирования обучения виртуальной и дополненной реальности.
Перспективной нейротехнологией персонализированного обучения является моделирование действительности в форме виртуальной реальности, имитирующей реальные объекты, их свойства и процессы в «экранном мире». Эта технология неконтактного информационного взаимодействия, реализующая иллюзию непосредственного присутствия в виртуальной среде, используется в процессе подготовки специалистов для высокотехнологичных производств при организации обучения в условиях, максимально приближенных к реальной действительности.
К достоинствам виртуальных образовательных технологий относятся наглядность, иммерсивность, погруженность в события, имитирующие реальность, обеспечение возможности взаимодействия со сложными производственными процессами и объектами. К виртуальной технологии относятся новые (инновационные) формы обучения, так называемые виртуальные мастерские. Они уже созданы при Нижнетагильском государственном профессиональном колледже им. Н. А. Демидова.
5. Проектирование сценариев профессионального будущего
Проектирование персонализированных образовательных траекторий осуществляется в соответствии с логикой профессионального становления обучающегося, на основе учета учебных планов и программ обучения, наличия альтернативных дисциплин по выбору, возможностей электронного и дистанционного обучения [Зеер, Сыманюк, 2019].
Взаимодействие внешних и внутренних факторов профессионально-образовательного пространства, нелинейность и неравномерность профессионального развития личности порождают многообразие потенциальных траекторий становления и карьерных ориентаций. Отсюда
следует необходимость сопровождения этого процесса. Психологическим механизмом преодоления затруднений при выборе из множества возможных траекторий развития субъекта деятельности выступает прогнозирование стратегий достижения желаемого образа будущего. Для проектирования сценариев персонализированных траекторий важное значение приобретает многообразие видов профессиональных квалификаций, институционально представленных в профессиональных и образовательных стандартах.
Прогнозирование сценариев образовательных траекторий осуществляется на основе анализа социально-экономических условий региона, индивидуальных характеристик обучающихся и консультативной помощи тьютора, выполняющего функцию навигатора.
Целевая ориентация сценариев прогнозирования профессионального будущего — его психолого-педагогическое сопровождение. Объект сопровождения — персонализированная траектория профессионального становления. Предмет сопровождения — сценарии личностного и профессионального развития обучающихся.
Основные функции сценариев сопровождения:
- организационно-методическая — разработка проекта прогнозирования персонализированного контента учебно-методических материалов;
- диагностическая — подбор и разработка личностного инструментария готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самоорганизации;
- технологическая — разработка образовательных форсайт-проектов альтернативных сценариев профессионального будущего;
- рефлексивно-оценочная — анализ учебно-профессиональных достижений, разработка портфолио, коррекция сценариев желаемого будущего.
Результатом сопровождения является самореализация личности в цифровом профессиональном будущем.
Заключение
Одним из современных трендов модернизации профессионального образования выступает концепция персонализированного образования. Его становление обусловлено ускорением изменений социально-профессиональных технологий, формированием нового социокультурного пространства, интегрирующего реальную, виртуальную и дополненную действительность, тотальной цифровизацией всей жизнедеятельности человека и образования, в том числе широким распространением электронного обучения и онлайн-образования [Зеер, Сыманюк, 2019].
Возникновение персонализированного образования является ответом на вызовы трансформации образования в постиндустриальном об-ществе1.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
1 Распространение персонализированного образования поддерживается Министерством просвещения РФ с 2019 года. К цифровым платформам персонализированного обучения подключилось свыше 1000 школ из семи регионов, в том числе лицей № 21 г. Первоуральска (приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области № 699-д от 17.09.2020 г. «Об утверждении перечня региональных инновационных площадок в Свердловской области». http://minobraz.egov66.ru/upioads/document/2447/prikaz-ot-17092020--699.pdf
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Реализация персонализированного похода обусловливает необходимость формирования таких интегративных психологических новообразований, как самодетерминация, самоактуализация и транспективность, которые выступают в качестве предикторов проектирования персонализированных траекторий становления субъектов учебной и профессиональной деятельности.
Результатом персонализированного образования является самореализация обучающихся в учебной деятельности и проектировании прогнозирования своего социально-профессионального будущего.
Литература
1. Бордовская Н. В., Кошкина Е. А. Современные образовательные технологии: анализ состояния и перспективы развития // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития/ Под общ. ред. Ю. П. Зинченко. М.; Ростов н/Д; Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2020. С. 353-372.
2. Дорожкин Е. М., Зеер Э. Ф., Шевченко В. Я. Научно-образовательная панорама модернизации подготовки педагогов непрерывного профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 1. С. 63-80.
3. Зеер Э. Ф. Сетевое взаимодействие при реализации индивидуальных образовательных траекторий // От истоков к современности. 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сб. материалов юбил. конф.: в 5 т. / Отв. ред. Д. Б. Богоявленская. М.: Когито-Центр, 2005. Т. 2. С. 162-163.
4. Зеер Э. Ф., Лебедева Е. В., Сыманюк Э. Э. Психолого-педагогические технологии преадаптации личности к цифровому профессиональному будущему // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2020. № 1(57). С. 73-88.
5. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Психологические особенности самоопределения личности в постиндустриальном обществе // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2019. № 1(53). С. 76-83.
6. Лях Ю. А. Модель организации персонализированного обучения школьников // Ярославскпий педагогический вестник. 2019. № 3(108). С. 16-20.
7. Петровский В. А. Семь пространств существования личности: формальные модели состоятельности // Мир психологии. 2009. № 1(57). C. 25-43.
Personalized Learning Activities of Students as a Factor in Their Preparation for Their Professional Future
Author Evald Zeer
^responding Мember of the Russian Academy of Education, Doctor of Sciences in Psychology, Professor of the Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg. E-mail: [email protected]
Abstract
The wide spread of information and communication technologies in the postindustrial society has led to the emergence of a new trend in the development of vocational education — personalization of training. Its target orientation is the individualization of educational activities, strengthening the responsibility of students for designing the content of their training, determining personalized learning trajectories.
The predictor of the personalization of teaching was the logical and semantic model of the subject of educational activity developed by the author, and its main components formed the basis for determining effective educational technologies focused on the self-realization of students in their future professional activities.
The purpose of the article is to substantiate the scientific and applied value of the new paradigm of professional education, to reveal its developing functions in educational activities and the possibility of implementing students in personalized educational technologies.
The methodological basis of the panorama of the study was the theory of personalization by V. A. Petrovsky, the thematic layer of which is the main components of the orientation of the subject of training: motivation, value-semantic orientations, transpectivity, self-determination and transcendence.
The developed personalized logical and semantic model of students became the basis for determining educational technologies and designing personalized trajectories of formation, focused on the self-realization of students in their future professional activities.
Practical significance. Personalized training is becoming important in ensuring the development of students through the use of adequate training technologies in the training of specialists for high-tech industries.
Keywords:
personalized education, educational technologies, self-realization, individual educational trajectory, vocational education.
For citation:
Zeer E. F. Personalized Learning Activities of Students as a Factor in Their Preparation for Their Professional Future. Professionalnoye obrazovaniye i rynok truda / Vocational education and labor market, 2021, no. 1, pp 104-114. DOI: 10.24412/2307-4264-2021-01-104-114
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
References
Bordovskaya N. V., Koshkina E. A. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii: analiz sostoyaniya perspektivy razvitiya [Modern Educational Technologies: Analysis of the State of Development Prospects]. Pedagogicheskoye obrazovaniye v sovremennoy Rossii: strategicheskiye oriyentiry razvitiya/Teacher Education in Modern Russia:Strategic Guidelines for Development. Moscow; Rostov-on-Don; Taganrog: Southern Federal University Publ., 2020, pp. 353-372. (In Russ.)
Dorozhkin E. M., Zeer E. F., Shevchenko V. Y. Nauchno-obrazovatel'naya panorama modernizatsii podgotovki pedagogov nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniy [Scientific and Educational Panorama of Modernization of Training of Teachers of Continuous Professional Education]. Obrazovaniye i nauka/Education and Science, 2017, vol. 19, no. 1, pp. 63-80. (In Russ.)
Zeer E. F., Lebedeva E. V., Symanyuk E. E. Psikhologo-pedagogicheskiye tekhnologii preadaptatsii lichnosti k tsifrovomu professional'nomu budushchemu
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
[Psychological and Pedagogical Technologies of Pre-Adaptation to the Digital Professional Future]. Novoye v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh / New in Psychological and Pedagogical Research, 2020, no. 1(57), pp. 73-88. (In Russ.)
Zeer E. F., Symanyuk E. E. Psikhologicheskiye osobennosti samoopredeleniya lichnosti v postindustrial'nom obshchestve [Personality's Self-Determination Psychological Features in the Post-Industrial Society]. Novoye v psikhologo-peda-gogicheskikh issledovaniyakh / New in psychological and pedagogical research, 2019, no. 1(53), pp. 76-83. (In Russ.)
Lyakh Yu. A. Model' organizatsii personalizirovannogo obucheniya shkol'nikov [The Model of Personalized Learning Organization in Modern School]. Yaroslavskpiy pedagogicheskiy vestnik/ Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2019, no. 3(108), pp. 16-20. (In Russ.)
Petrovsky V. A. Sem' prostranstv sushchestvovaniye lichnosti: formal'nyye modeli sostoyatel'nosti [Seven Spaces of Personality Existence: Formal Models of Solvency]. Mir psikhologii / The World of Psychology, 2009, no. 1, pp. 25-43. (In Russ.)