Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в профессиональной школе'

Психологическое сопровождение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в профессиональной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
739
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL GUIDING / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / ФОРСАЙТ-ТЕХНОЛОГИИ / FORESIGHT TECHNOLOGY / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORKING / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МНОГОМЕРНОСТЬ / PROFESSIONAL MULTIDIMENSIONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеер Эвальд Фридрихович, Попова Оксана Сергеевна

Цель статьи продемонстрировать возможность и актуальность психологического сопровождения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, сущность которых осознанный и ответственный выбор человеком собственного маршрута профессионального роста в соответ ствии с имеющимся личностным потенциалом, сложившимися ценностями, установками и смыслами жизнедеятельности. Методы и методики. В пилотажном исследовании особенностей личностного развития учащейся молодежи для изучения специфики контроля личности и атрибуции ответственности за происходящие с ней события использовалась «Методика исследования локуса контроля» Дж. Роттера; при оценке умений планировать достижение жизненных целей, способностей к самоорганизации опросник «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой; для выяснения представлений индивида о себе, собственном уровне притязаний, волевой саморегуляции, степени коммуникативности в межличностных отношениях методика «Личностный дифференциал» Ч. Осгуда; особенности проявлений активности в деятельности и поведении выявлялись на основе методики изучения потребности в достижениях Ю. М. Орлова. Результаты. Показано, что высокая динамика экономических процессов и интеграция производственных технологий обусловили такую организационную форму образования, как индивидуальные траектории обучения. Их выбор определяется социально-профессиональной направленностью и ценностно-смысловыми ориентациями обучающихся, наличием альтернативных образовательных программ, возможностями образовательных организаций. Предложена структурно-функциональная модель психологического сопровождения разработки и реализации индивидуально-образовательных траекторий. Описаны основные элементы данной модели цель, объект, субъекты, предмет, принципы, средства, условия и результаты сопровождения. В частности, целью тьюторского сопровождения является обеспечение личностно-профессионального развития обучающихся с учетом их индивидуальных психологических особенностей и социально-профессиональной специфики их планов на будущее. Научная новизна работы заключается в методологическом обосновании необходимости психологического сопровождения процесса разработки и реализации индивидуально-ориентированного профессионального образования. Смыслообразующая ценность реализации такого сопровождения отражается в разработанной авторами структурно-содержательной модели этого процесса. Подчеркивается потребность в новой методологии профессионального образования, основанной на сетевом взаимодействии субъектов образования. Новая сетевая платформа рассматривается как технология формирования профессиональной многомерности специалиста. Практическая значимость. Авторы публикации надеются, что изложенный в статье материал будет способствовать утверждению форсайт-технологий проектирования индивидуальных образовательных траекторий и поможет тьюторам, курирующим процесс профессионального развития обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зеер Эвальд Фридрихович, Попова Оксана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Guiding of Students’ Individual Educational Trajectories in Vocational School

The purpose of the article is to prove the possibility and necessity of psychological support of students’ individual educational trajectories. The essence of individual educational trajectories is informed and responsible choices subject target orientation to realize their professional and educational potential in accordance with traditional values, attitudes and meanings of life. Methods. «Method of research of a locus of the control» by J. Rotter was used in pilot study of personal development features of students for studying of specificity of the person control and responsibility attribution for events occurring to personality; a questionnaire «Style of self-control of behaviour» by V. I. Morosanova for estimation of abilities to plan achievement of the vital purposes, abilities to self-organising; the method «Personal differential» by Ch. Osguda to find out representations of the individual about himself/herself, something own, level of aspiration, strong-willed self-control, degree of communicativeness in interpersonal relations; the method of studying of requirement for achievements by Yu. M. Orlov was used to reveal features of displays of activity and behaviour. Results. It is shown that high dynamics of economic processes and the integration of manufacturing technologies have generated the need for its networking, and led to a new organizational form of education individual learning paths. The choice of educational trajectory is determined by socio-professional orientation of students, their value-sense orientation, the availability of alternative educational programs, opportunities for educational organizations. The structurally functional model of psychological guiding of working out and realisation of individually-educational trajectories is proposed. The authors have described basic elements of the given model the purpose, object, subject, subject matter, principles, means, conditions and results. In particular, the purpose of tutor guiding is maintenance of personal and professional development of trainees with due consideration of their individual psychological features and socially-professional specificity. Scientific novelty. The authors single out and summarize the methodological background necessity of psychological guiding process of the development and implementation of individually-oriented professional education. The semantic val ue of such guiding implementation developed by the authors performs structural and substantial model of the process. The requirement for the new methodology of vocational training based on network interaction of members of education is highlighted. The new network is considered as a platform technology of multidimensional professional of a specialist. Practical significance. The authors believe that the research findings will promote the approval of foresight technology through designing of individual educational trajectories; also the research implementations can be helpful for the tutors supervising process of professional development of trainees.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в профессиональной школе»

11. Suvorov V. V. Intellekt i kreativnost' v postneklassicheskoj nauke. [Intelligence and creativity in post-non-classical science]. Intellekt neiskusstvennyj. [Intellect not artificial]. Moscow: Publishing House of Moscow State University, 2006. P. 112-120. (In Russian)

12. Torshin K A. Sovremennye issledovanija problemy kreativnosti v zarubezhnoj psihologii. [Modern research of a problem of creativity in foreign psychology]. Available at: http://voppsy.ru/journals_all/issues/ 1998/984/984123.htm. (In Russian)

13. Holodnaya M. A. Kognitivnye stili. [Cognitive styles]. O prirode individu-al'nogo uma. [Concerning the nature of the individual mind]. Saint-Petersburg: Publishing House Piter, 2004. P. 32-35. (In Russian)

14. Guilford Y. P. The nature of human intelligence. N. Y.: Mc-Graw Hill, 1967. P. 70-84. (Translated from English)

15. Sternberg R. General intellectual ability. Human abilities by R. Sternberg. 1985. P. 5-31. (Translated from English)

16. Sternberg R.Y. Inside intelligence. American scientist. 1986. Vol. 74, 32. P. 137-143. (Translated from English)

УДК 337.015.3

Зеер Эвальд Фридрихович

член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования и профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург (РФ).

Е-mail: kafedrappr@mail.ru

Попова Оксана Сергеевна

доктор психологических наук, проректор по воспитательной работе Республиканского института профессионального образования, Минск (Республика Беларусь). Е-mail: popova196262@таИ ги

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ1

Аннотация. Цель статьи - продемонстрировать возможность и актуальность психологического сопровождения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, сущность которых - осознанный и ответственный выбор человеком собственного маршрута профессионального роста в соответ-

1 Исследование проведено в рамках государственного задания Минобрнау-ки РФ № 2014/393; тема НИР № 1134 «Научно-прикладные основы формирования индивидуальных траекторий развития личности в системе непрерывного образования».

ствии с имеющимся личностным потенциалом, сложившимися ценностями, установками и смыслами жизнедеятельности.

Методы и методики. В пилотажном исследовании особенностей личностного развития учащейся молодежи для изучения специфики контроля личности и атрибуции ответственности за происходящие с ней события использовалась «Методика исследования локуса контроля» Дж. Роттера; при оценке умений планировать достижение жизненных целей, способностей к самоорганизации - опросник «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой; для выяснения представлений индивида о себе, собственном уровне притязаний, волевой саморегуляции, степени коммуникативности в межличностных отношениях - методика «Личностный дифференциал» Ч. Осгуда; особенности проявлений активности в деятельности и поведении выявлялись на основе методики изучения потребности в достижениях Ю. М. Орлова.

Результаты. Показано, что высокая динамика экономических процессов и интеграция производственных технологий обусловили такую организационную форму образования, как индивидуальные траектории обучения. Их выбор определяется социально-профессиональной направленностью и ценностно-смысловыми ориентациями обучающихся, наличием альтернативных образовательных программ, возможностями образовательных организаций.

Предложена структурно-функциональная модель психологического сопровождения разработки и реализации индивидуально-образовательных траекторий. Описаны основные элементы данной модели - цель, объект, субъекты, предмет, принципы, средства, условия и результаты сопровождения. В частности, целью тьюторского сопровождения является обеспечение личностно-профессионального развития обучающихся с учетом их индивидуальных психологических особенностей и социально-профессиональной специфики их планов на будущее.

Научная новизна работы заключается в методологическом обосновании необходимости психологического сопровождения процесса разработки и реализации индивидуально-ориентированного профессионального образования. Смыслообразующая ценность реализации такого сопровождения отражается в разработанной авторами структурно-содержательной модели этого процесса. Подчеркивается потребность в новой методологии профессионального образования, основанной на сетевом взаимодействии субъектов образования. Новая сетевая платформа рассматривается как технология формирования профессиональной многомерности специалиста.

Практическая значимость. Авторы публикации надеются, что изложенный в статье материал будет способствовать утверждению форсайт-технологий проектирования индивидуальных образовательных траекторий и поможет тьюторам, курирующим процесс профессионального развития обучаемых.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, индивидуальные образовательные траектории, форсайт-технологии, сетевое взаимодействие, профессиональная многомерность.

© Э. 0. 3eep, O. C. nonoea

Zeer Evald F.

Corresponding Member of Russian Academy of Sciences, Doctor of Psychological Sciences, Head of the Department of Education Psychology and Professional Development, Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg. E-mail: kafedrappr@mail.ru

Popova Oksana S.

Doctor of Psychological Sciences, Prorector for Educational Work, Republican Institute of Vocational Education, Minsk (The Republic of Belarus). E-mail: popoval 96262@mail. ru

PSYCHOLOGICAL GUIDING OF STUDENTS' INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES IN VOCATIONAL SCHOOL

Abstract. The purpose of the article is to prove the possibility and necessity of psychological support of students' individual educational trajectories. The essence of individual educational trajectories is informed and responsible choices subject target orientation to realize their professional and educational potential in accordance with traditional values, attitudes and meanings of life.

Methods. «Method of research of a locus of the control» by J. Rotter was used in pilot study of personal development features of students for studying of specificity of the person control and responsibility attribution for events occurring to personality; a questionnaire «Style of self-control of behaviour» by V. I. Morosanova for estimation of abilities to plan achievement of the vital purposes, abilities to self-organising; the method «Personal differential» by Ch. Osguda to find out representations of the individual about himself/herself, something own, level of aspiration, strong-willed self-control, degree of communicativeness in interpersonal relations; the method of studying of requirement for achievements by Yu. M. Orlov was used to reveal features of displays of activity and behaviour.

Results. It is shown that high dynamics of economic processes and the integration of manufacturing technologies have generated the need for its networking, and led to a new organizational form of education - individual learning paths. The choice of educational trajectory is determined by socio-professional orientation of students, their value-sense orientation, the availability of alternative educational programs, opportunities for educational organizations.

The structurally functional model of psychological guiding of working out and realisation of individually-educational trajectories is proposed. The authors have described basic elements of the given model - the purpose, object, subject, subject matter, principles, means, conditions and results. In particular, the purpose of tutor guiding is maintenance of personal and professional development of trainees with due consideration of their individual psychological features and socially-professional specificity.

Scientific novelty. The authors single out and summarize the methodological background necessity of psychological guiding process of the development and implementation of individually-oriented professional education. The semantic val-

ue of such guiding implementation developed by the authors performs structural and substantial model of the process. The requirement for the new methodology of vocational training based on network interaction of members of education is highlighted. The new network is considered as a platform technology of multidimensional professional of a specialist.

Practical significance. The authors believe that the research findings will promote the approval of foresight technology through designing of individual educational trajectories; also the research implementations can be helpful for the tutors supervising process of professional development of trainees.

Keywords: psychological guiding, individual educational trajectory, foresight technology, networking, professional multidimensionality.

Одной из актуальных проблем совершенствования образования в постиндустриальном обществе является формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Реализация этой концептуальной установки в настоящее время обусловлена ускорением темпов социально-экономического развития информационного общества, расширением масштабов социально-профессиональной мобильности, динамическим развитием наукоемкого производства, сопровождающимся ростом неопределенности, повышением конкурентности на рынке труда и структурными изменениями занятости трудоспособного населения.

Эти перемены требуют психологического сопровождения обучающихся, целенаправленного и непрерывного анализа, мер по коррекции и совершенствованию профессионально-образовательной деятельности субъектов образования. Сопровождение включает организационные, диагностические, обучающие и развивающие мероприятия, направленные на обеспечение профессионального будущего человека. В зарубежном профессиоведении психологической поддержке и помощи обучающимся придается большее значение [10, 13, 14]. В отечественной профессиоло-гии проблемы психологического сопровождения исследовались М. Р. Гинзбургом, А. А. Деркачем, Л. М. Митиной [2, 3, 7].

Вполне ожидаемой реакцией профессионального сообщества на происходящие пертурбации было бы повышение требований к подготовке специалистов образования, отвечающих за процесс и результат формирования человека, готового реализовать себя в новых социально-экономических реалиях, способного оперативно и адекватно реагировать на различного рода производственные и общественные реорганизации.

Высокая динамика экономических процессов и рынка труда породили новую форму организации производства - проектную деятельность [8], которая требует умения работать в команде, как правило, профессионально разнородной и разновозрастной. Поэтому стали востребованы такие качества, как самоорганизация, кооперативность, толерантность, коммуникабельность и т. п. Наряду с ними важное значение приобретают способность к инновационной деятельности, мобильность, креативность и др.

Формирование готовности к проектной деятельности обусловливает, в свою очередь, необходимость в проектном обучении, т. е. непрерывное образование по своей сути должно быть проектным, причем как в смысле реализации, так и в организационном плане, и, конечно, построение образовательных траекторий тоже должно стать проектным.

На проектирование индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) влияют внешние и внутренние факторы. К первым относятся миссия образовательной организации, ее институционная структура, социально-экономические потребности региона, квалификация педагогических работников. Ко вторым - целевые ориентации обучающихся, мотивы повышения образовательного уровня, познавательная активность, потребность в саморазвитии, самоотношение и направленность на будущее.

ИОТ детерминированы закономерностями профессионально-образовательного процесса и обусловлены логикой индивидуального становления личности - непрерывного процесса ее изменения под влиянием развития социальной ситуации, ведущей деятельности и собственной активности, направленной на самореализацию [4, 5, 11].

ИОТ представляют собой профессионально-образовательную программу, обеспечивающую реализацию образовательного стандарта и дающую возможность человеку проектировать при поддержке и помощи педагога (тьютора) собственный маршрут обучения. Психологическое сопровождение, суть которого заключается в формировании у обучающихся способности проектировать профессионально-образовательный процесс в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями и профессионально ориентированными планами на будущее, при реализации ИОТ имеет очень важное значение [9]. Нами была разработана структурно-содержательная модель этого процесса.

В качестве основных элементов модели выступили цель, объект, субъект, предмет, принципы, средства, условия и результаты сопровождения. Цель - обеспечение личностно-профессионального развития обучающихся с учетом их индивидуально-психологических особенностей и социально-профессиональной направленности. Объект - индивидуальная образовательная траектория. Предмет сопровождения - форсайт-проект (от англ. foresight - видение будущего) личностно-профессионального развития обучающихся в процессе проектирования и реализации индвидуаль-но-ориентированного образовательного маршрута. Субъекты сопровождения - лица, оказывающие содействие обучающимся в проектировании, выборе и реализации альтернативной образовательной деятельности: преподаватели, практические психологи, тьюторы.

Принципами психологического сопровождения стали

• самоорганизация;

• взаимосодействие образования и профессии;

• порождение обучающимся своего социально-профессионального будущего;

• выбор стратегии реализации личностно-образовательных ресурсов;

• рефлексия развития и саморазвития [6, с. 55-56].

Средствами сопровождения явились диагностика учебно-профессиональных способностей обучающихся, использование развивающих психотехнологий, методов проектирования альтернативных сценариев будущего. Прогнозируемый результат - обретение учащимися индивидуально-ориентированной профессионально-образовательной компетентности.

Психологическое сопровождение процесса проектирования и реализации ИОТ выполняет следующие функции:

• организационно-методическую - разработку проекта прогнозирования индивидуально-ориентированных образовательных модулей и подготовку необходимых учебно-методических материалов;

• диагностическую - подбор и разработку диагностического инструментария предпрогнозной ориентации готовности обучающихся в самообразовании и саморазвитии в настоящем и будущем;

• технологическую - психологическое и профессиологическое просвещение, разработку образовательных форсайт-проектов, составление профориентологических эссе, проектирование альтернативных сценариев профессионального будущего;

• прогностическую - проектирование своего профессионально-образовательного будущего и выбора наиболее оптимального его варианта на основе своих индивидуальных возможностей и социально-экономических условий;

• рефлексивно-оценочную - анализ учебно-профессиональных достижений, оценку степени реальности проектов «Мое профессиональное будущее», коррекцию индивидуальных образовательных траекторий, разработку стратегии профессионального саморазвития.

В обобщенном виде структурно-содержательная модель, отражающая логику психологического сопровождения индивидуальной образовательной траектории, представлена на рисунке. Реализация данной модели требует гибкого подхода к использованию диагностических методов.

Структурно-содержательная модель психологического сопровождения обучающихся в процессе профессионального образования имеет свою специфику и выступает в качестве необходимого условия личностного, профессионального и социального развития будущих специалистов. Дифференциально-типологическими основаниями сопровождения выступают направленность и субъектная активность личности, преобладающие интересы и ценностные ориентации, индивидуально-психологические особенности обучающихся.

Структурно-содержательная модель стала основой проектирования психолого-педагогического сопровождения и реализации ИОТ.

В проекте было выделено четыре взаимосвязанных этапа: информационно-аналитический, диагностический, проектировочный и контрольно-оценочный.

Структурно-содержательная модель психологического сопровождения разработки и реализации индивидуально-образовательных траекторий

На первом этапе (информационно-аналитическом) преобладает ре-гулятивно-организационная функция тьюторов, которая заключается в мотивировании обучающихся к осознанию значимости выбора ИОТ, в наибольшей степени отвечающей их способностям и потребностям в самообразовании и саморазвитии, а также в оказании помощи в первоначальном планировании. Эта функция осуществляется всеми преподавателями посредством усиления профессиональной направленности изучаемых дисциплин, а также учебно-профессиональных практик. Целевой аспект этого блока косвенно отражен в предусмотренных образовательных стандартах в виде общекультурных и общепрофессиональных компетенций. В заключение данного этапа студенты излагают его результат в эссе «Мое профессиональное образование».

Цель следующего (диагностического) этапа - определение индивидуально-психологических особенностей обучающихся для наиболее продуктивного (успешного) проектирования ИОТ. В пилотажном исследовании для изучения специфики контроля личности и атрибуции ответственности за происходящие с ней события мы использовали «Методику исследования локуса контроля» Дж. Роттера; при оценке умений планировать достижение жизненных целей, способностей к самоорганизации - опросник «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой; для выяснения представлений индивида о себе, собственном, уровне притязаний, волевой саморегуляции, степени коммуникативности в межличностных отношениях -методику «Личностный дифференциал» Ч. Осгуда; особенности проявлений активности в деятельности и поведении выявлялись на основе методики изучения потребности в достижениях Ю. М. Орлова.

На диагностическом этапе работа осуществлялась совместно с практическим психологом. Главное в сотрудничестве тьютора, психолога и обучающегося - спрогнозировать маршрут развития последнего и обозначить контуры ИОТ.

В ходе констатирующей диагностики устанавливались следующие способности обучающихся:

• готовность к проектированию своего профессионального будущего;

• наличие субъективной стратегии проекта будущего;

• уровень выраженности профессионально-ориентированной цели;

• обоснованность плана достижения цели;

• ориентация на собственные учебно-профессиональные способности;

• осознание условий достижения успешной карьеры путем саморазвития и самореализации.

Результаты диагностики стали ориентировочной основой разработки под руководством тьютора форсайт-проекта индивидуальной программы обучения. Содержание учебного плана основной образовательной программы позволяет спроектировать из числа вариативных модулей и факультативных дисциплин индивидуальный образовательный мар-

шрут с учетом интересов, склонностей и способностей, а также личных возможностей обучающихся. Итог формирующего этапа - индивидуальная образовательная программа, которая носит надпредметный характер. Технологиями реализации этой программы могут быть мини-проекты «Социально-профессиональная навигация», «Мое профессиональное будущее», «Реконструкция моего образования», эссе «Рефлексия своего прошлого», нарратив «Знаковые события моей биографии» и др. Цель выполнения данных заданий - формирование профессионально-образовательных компетенций, которые позволят выпускнику колледжа продолжить профессиональную подготовку и прогнозировать собственное социально-профессиональное будущее. Среди наиболее важных компетенций следует отметить способность и готовность:

• к пониманию сущности и социальной значимости своей будущей профессии;

• осуществлению поиска профессиологической информации, необходимой для проектирования своего образовательного маршрута;

• самостоятельному проектированию траектории личностного и профессионального развития и самообразования;

• выбору адеквтного поведения в социально-трудовых коллективах;

• социально-профессиональной мобильности в изменяющемся обществе.

Ведущая функция тьютора на формирующем этапе - консультативно-координирующая. направленная на присвоение обучающимися ценностей политехнологического образования.

На последнем (контрольно-оценочном) этапе производится рефлексия и оценка результативности внедрения модели психологического сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов. Мониторинг индивидуально-ориентированного профессионально-образовательного процесса осуществляется по следующим критериям:

• сформированность компонентов прогностической деятельности;

• наличие и качество общих профессионально-образовательных компетенций;

• активность взаимодействия субъектов индивидуальных образовательных маршрутов при реализации психологического сопровождения.

Важно также было определить степень обоснованности форсайт-проекта и возможности его реализации. Обязательными условиями его проектирования и воплощения являются:

• осознание личностью значимости построения индивидуальной образовательной траектории как одного из способов преодоления конфликтующих ситуаций профессионального самоопределения;

• формирование проектной компетенции построения индивидуальной траектории саморазвития и самообразования;

• осуществление психолого-педагогического сопровождения профессионального развития и информационной поддержки реализации индивидуальной траектории;

• рефлексия образовательного маршрута и его коррекция.

Верификация прогноза - соответствия индивидуально-ориентированного будущего образования - имеет вероятностный характер, но главным трендом нашего проекта стала ориентация на поиск оптимального профессионального будущего обучающегося. Применение индивидуальных образовательных технологий обеспечивает в перспективе социально-профессиональную мобильность специалистов.

Реализация ИОТ предполагает альтернативные формы непрерывного образования в различных образовательных организациях. Доступности любой формы обучения способствует организация сетевого взаимодействия учебных учреждений и членов их педагогических коллективов. Сетевая система подготовки специалистов делает профессиональное образование гибким, вариативным, динамичным, отвечающим потребностям постиндустриального общества.

Кардинальные социокультурно-технологические изменения среды жизнедеятельности современного человека побуждают к поиску принципиально новой методологии профессионального образования. Сетевое образование, ориентированное на проектирование человека будущего, -один из вариантов новационного развития системы образования. Сетевая платформа, где тесно взаимоувязаны наука, профподготовка и производство, должна обеспечить становление специалиста нового формата, обладающего профессиональной многомерностью. Такая многомерность до сих пор формировалась спонтанно при освоении работником различных видов профессиональной деятельности в процессе карьерного роста. Сетевое образование позволяет целенаправленно готовить таких специалистов, поскольку его задачей является обретение учащимся многомерных компетенций, так называемых ключевых метапрофессиональных достоинств [10]. К ним относятся социально-профессиональная и виртуальная мобильность, коммуникативность, практический интеллект, ответственность, коллективизм, работоспособность, корпоративность, инновацион-ность и др.

Формирование отдельных метапрофессиональных компетенций предусмотрено в образовательных стандартах бакалавриата и магистратуры, другие входят в программы сертификации квалификаций. Огромные возможности развития профессиональной многомерности заложены во вводимых в последнее время укрупненных направлениях подготовки специалистов, что как раз и предполагает использование в полном объеме сетевого взаимодействия субъектов профессионального образования.

Статья рекомендована к публикации д-ром психол. наук, проф. Э. Э. Сыманюк

Литература

1. Берулава М. Н., Берулава Г. А. Теория сетевого образования // Наука и профессиональное образование: колл. монография / под ред. И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко, С. Н. Чистяковой. Москва, 2013. С. 160-177.

2. Гинзбург М. Р. Путь к себе. Москва: Педагогика, 1991. 312 с.

3. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. Москва; Воронеж, 2004. 752 с.

4. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 74-82.

5. Ломакина Т. Ю. Концептуальные основы формирования образовательной траектории в системе непрерывного образования // Наука и профессиональное образование: колл. монография; под ред. И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко, С. Н. Чистяковой. Москва, 2013. С. 248-256.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Минюрова С. А. Психология саморазвития человека в профессии. Москва, 2008. 298 с.

7. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. Москва; Воронеж, 2002. 400 с.

8. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. Москва. 2008. 136 с.

9. Попова О. С. Личностное развитие учащихся как основание дифференциально-типологического подхода к их психологическому сопровождению // Мир образования - образование в мире. 2014. № 2. С. 193-202.

10. Ялалов Ф. Г. Профессиональная многомерность: монография. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 180 с.

11. Harre R. Personal being: a theory for individual psychology. Oxford,

1983.

12. Klingsted G. L. Developing Instructional Modules for Individualised Instruction // Educational Technology. 1990. № 11. P. 73-84.

13. Professional Development of Schools: A Directory of Projection United States Second Education. Clinical Schools Clearing house. American Association of Colleges for Teacher's Education, 1995.

14. Frances K. Kochar, Richard С. Kunkel. The Learning Coalition: Professional, Development, School in Partnership. Alabama, Auburn University, 1997.

References

1. Berulava M. N., Berulava G. A. Teorija setevogo obrazovanija. [The theory of network education]. Nauka i professional'noe obrazovanie. [Science and vocational training]. Ed. by I. P. Smirnov, E. V. Tkachenko, S. N. Chistjakova. Moscow, 2013. P. 160-177. (In Russian)

2. Ginzburg M. R. Put' k sebe. [The path toward you]. Moscow: Publishing House Pedagogika [Pedagogics], 1991. 312 p. (In Russian)

3. Derkach A. A. Akmeologicheskie osnovy razvitija professionala. [Acmeolo-gical basis of development of the professional]. Moscow; Voronezh, 2004. 752 p. (In Russian)

4. Zeer Je. F., Symanjuk Je. Je. Individual'nye obrazovatel'nye traektorii v sisteme nepreryvnogo obrazovanija. [Individual educational trajectories in system

of continuous education]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. [Pedagogical education in Russia]. 2014. № 3. P. 74-82. (In Russian)

5. Lomakina T. Ju. Konceptual'nye osnovy formirovanija obrazovatel'noj traektorii v sisteme nepreryvnogo obrazovanija. [Concept basis of formation of an educational trajectory in system of continuous education]. Nauka i professi-onal'noe obrazovanie. [Science and vocational training]. Ed. by I. P. Smirnov, E. V. Tkachenko, S. N. Chistjakova. Moscow, 2013. P. 248-256. (In Russian)

6. Minjurova S. A. Psihologija samorazvitija cheloveka v professii. [Psychology of self-development in a profession]. Moscow, 2008. 298 p. (In Russian)

7. Mitina L. M. Psihologija razvitija konkurentosposobnoj lichnosti. [Psychology of development of the competitive person]. Moscow, Voronezh, 2002. 400 p. (In Russian)

8. Novikov A. M. Postindustrial'noe obrazovanie. [Postindustrial education]. Moscow, 2008. 136 p. (In Russian)

9. Popova O. S. Lichnostnoe razvitie uchashhihsja kak osnovanie differenci-al'no-tipologicheskogo podhoda k ih psihologicheskomu soprovozhdeniju. [Personal development of pupils as the basis of the differential and typological approach to their psychological guiding]. Mir obrazovanija - obrazovanie v mire. [The World of Education - Education in the World], 2014. № 2. P. 193-202. (In Russian)

10. Jalalov F. G. Professional'naja mnogomernost'. [Professional multidi-mensionality]. Kazan: Centr innovacionnyh tehnologij. [Centre of innovative technologies]. 2013. 180 p. (In Russian)

11. Harre R. Personal being: a theory for individual psychology. Oxford,

1983.

12. Klingsted G. L. Developing Instructional Modules for Individualised Instruction. Educational Technology. 1990. № 11. P. 73-84.

13. Professional Development of Schools: A Directory of Projection United States Second Education. Clinical Schools Clearing house. American Association of Colleges for Teacher's Education, 1995.

14. Frances K. Kochar, Richard C. Kunkel. The Learning Coalition: Professional, Development, School in Partnership. Alabama, Auburn University, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.