Научная статья на тему 'ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ: ТРАЕКТОРИЯ УЧИТЕЛЯ'

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ: ТРАЕКТОРИЯ УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
543
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ТРЕНДЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕРСОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / TEACHER'S PROFESSIONAL STANDARD / ARTIFICIAL INTELLIGENCE / EDUCATION TRENDS / PERSONAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / ELECTRONIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Татьяна Сергеевна

Актуализируется проблема цифровой трансформации образования в условиях стандартизации, обосновывается идея персонализации образования педагога как условие непрерывного профессионального развития. Приводятся мировые тренды образования и возможности выстраивания персональной образовательной траектории педагога средствами цифровой визуализации, геймификации, кастомизации учебного материала, технологий искусственного интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комарова Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALIZATION OF EDUCATION IN THE CONDITIONS OF STANDARDIZATION: THE TEACHER’S TRAJECTORY

The article deals with the issue of the digital transformation of education in the context of standardization. There is substantiated the idea of the personalization of the teacher’s education as the condition of the continuous professional development. There are demonstrated the world’s trends of the education and the potential of building the personal educational trajectory of a teacher by the means of the digital visualization, gamification, customization of the learning material and the technologies of the artificial intelligence.

Текст научной работы на тему «ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ: ТРАЕКТОРИЯ УЧИТЕЛЯ»

педагогические науки

zivnogo obrazovaniya // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2018. № 4. S. 67-72.

10. Oralkanova I.A. Formirovanie gotovnosti uchitelej nachal'nyh klassov k rabote v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya: dis. ... d-ra filosofii. Almaty, 2014.

11. Samarceva E.G. Formirovanie professional'-noj gotovnosti budushchih pedagogov k inklyuziv-nomu obrazovaniyu detej doshkol'nogo vozrasta: dis. ... kand. ped. nauk. Orel, 2012.

12. Sergeev N.K. Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie: koncepciya i tekhnologii uchebno-na-uchno-pedagogicheskih kompleksov (voprosy teorii): monogr. SPb.: Volgograd, 1997.

13. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya 3++ [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/94 (data obrashcheniya: 11.07.2020).

14. Hafizullina I.N. Formirovanie inklyuzivnoj kompetentnosti budushchih uchitelej v processe professional'noj podgotovki: dis. ... kand. ped. nauk. Astrahan', 2008.

15. Hitryuk V.V. Inklyuzivnaya gotovnost' pedagogov: genezis, fenomenologiya, koncepciya formiro-vaniya: monogr. Baranovichi, 2015.

Professional competence of future teachers in interaction with families in inclusive educational institutions in the conditions of post-industrial society

The article deals with the influence of the inclusion on the process of the modern education of the period of the post-industrial society that is characterized by an active inclusion of physically disabled children in general educational institutions. There is described the influence of the process on training the specialists of pedagogical education. The authors consider the content of the professional competence of future teachers aimed at the interaction with families in the system of the inclusive education as the purpose of the professional training.

Key words: interaction of teachers with families, inclusive education, post-industrial society, competence approach in specialists' training, holistic approach to personality and the process of development.

(Статья поступила в редакцию 10.08.2020)

О Комарова Т.С., 2020

Т.е. комарова

(Новокузнецк)

персонализация образования в условиях стандартизации: траектория учителя

Актуализируется проблема цифровой трансформации образования в условиях стандартизации, обосновывается идея персонализации образования педагога как условие непрерывного профессионального развития. Приводятся мировые тренды образования и возможности выстраивания персональной образовательной траектории педагога средствами цифровой визуализации, геймификации, кастомизации учебного материала, технологий искусственного интеллекта.

Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, искусственный интеллект, тренды образования, персональная образовательная траектория, электронное обучение.

Современные мировые тренды цифрови-зации и массовой кастомизации уверенно входят во все сферы жизнедеятельности человека, адаптируют его к быстро меняющимся условиям и потоку избыточной информации, меняют жизненное пространство, в котором он живет. Из социальных сфер наиболее ранимой и уязвимой стала система образования, где скорость изменений внешнего воздействия значительно превосходит скорость внутреннего. Такие тренды, как геймификация образования, электронное обучение, искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность, стали новыми объектами для изучения, в то время как призваны стать частью процесса учения, т. е. частью насыщенного современного образовательного контента. Технологии искусственного интеллекта стали интеллектуальным вызовом для ученика, но в большей степени - для учителя.

Глобальные технологические трансформации образования заявлены в Программе развития цифровой экономики России в июле 2017 г., где развитие цифровой образовательной среды предполагается посредством сквозных цифровых технологий: нейротехнологии и искусственного интеллекта, компонентов робототехники и сенсорики, технологий больших данных, виртуальной и дополненной реальности. Все эти изменения должны выразиться в развитии цифровой инфраструкту-

ИЗВЕСТИЯ вгпу

ры каждого региона нашей страны. В Послании президента РФ Федеральному собранию в марте 2018 г. обозначена необходимость перехода к инновационным, актуальным для современного общества индивидуальным технологиям обучения, к мобильному восприятию изменений и творческого поиска, конструктивной командной работе и освоению навыков цифрового мира. В Указе президента РФ в мае 2018 г. задаются четкие содержательные векторы развития образования: повышение конкурентоспособности и достижение уровня топ-10 стран мира по качеству общего образования, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. В Поручении президента РФ в январе 2019 г. указаны конкретные сроки апробации, реализации и оценки результатов индивидуальных траекторий обучения на цифровой платформе персонализированного обучения.

Изменения в реформах образования коснулись и требований к педагогу. Профессиональный стандарт педагога, утвержденный в 2013 г., нацелен на повышение образовательных результатов, их соответствия международному уровню. Документ содержит расширенные требования к педагогу по базовым трудовым функциям - обучению, воспитанию и развитию с описанием конкретных трудовых действий, необходимых умений и знаний. Стандарт становится нормативной базой требований к учителю, ориентированному не на среднестатистического ученика, а на личность каждого обучающегося.

К организационным и содержательным аспектам индивидуализации обучения профессионального стандарта педагога относятся трудовые действия педагога по формированию мотивации к обучению; объективному оцениванию знаний разными методами контроля в соответствии с реальными учебными возможностями обучающихся; развитие обучающихся независимо от их способностей и характера; развитие культуры переживаний и их ценностных ориентаций; развитие познавательных и творческих способностей, самостоятельности, инициативы. к важным действиям педагога относятся применение инструментов диагностики, оценки и динамики развития каждого ребенка, организация адресной работы и помощи различным контингентам обучающихся, разработка и реализация программ индивидуального развития ребенка. к требованиям необходимых умений педагога отнесены такие формы и методы обучения в профессиональном стандарте педагога, как проектная деятельность, лабораторные экспери-

менты, полевые практики, выстраивание деятельности с учетом культурных и индивидуальных особенностей обучающихся. Важным умением выделено включение в образовательную деятельность всех субъектов обучения, в том числе с особыми потребностями в образовании, организация различных видов внеурочной деятельности в контексте возможностей образовательной организации, местонахождения, специфики региона. Необходимые знания включают индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни и их возможные девиации.

Принципиально новыми требованиями профессионального стандарта педагога являются требования инклюзивности образования (работы с обучающимися с особыми потребностями в образовании - как с проявляющими выдающиеся способности, так и с ограниченными возможностями здоровья); поликультурности образования (работы с обучающимися, для которых русский язык не является родным); взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений - обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогами-психологами, учи-телями-дефектологами, методистами; информационной насыщенности образовательной деятельности (уверенное использование информационно-коммуникационных технологий и социальных сетей). Особое внимание в профессиональном стандарте педагога уделяется требованиям к учителю в направлении ИКТ. Среди обязательных трудовых действий - пользовательские навыки ИкТ, развитие ценностных установок и образцов поведения в социальных сетях и онлайн-среде. К необходимым умениям относится общепользовательский компонент ИКТ-компетентности с умениями использовать технические и коммуникационные средства обучения, обрабатывать информацию с соблюдением этикета сети Интернет. общепедагогический компонент ИКТ-компетентности предполагает образовательную, методическую, корректирующую деятельность педагога, организацию коммуникаций и публичных выступлений в сети Интернет, рациональное применение цифровых образовательных ресурсов. Предметно-педагогический компонент ИКТ-ком-петентности включает умения организации исследований, проектов, экспериментов в цифровой среде, умения обработки графиков, статистики, баз данных и геоинформации с применением современных технологий. обязательные знания включают закономерности поведения в социальных сетях. Из приведенных

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

требований профессионального стандарта педагога видно, что учителю предъявляются содержательно новые трудовые действия, умения и знания, принципиально новые направления деятельности по дифференциации и пер-сонализации обучения в условиях цифровой образовательной среды.

Проведенный анализ распорядительных документов федерального уровня и требований профессионального стандарта педагога позволяют сделать вывод о том, что соответствие педагога вышеизложенным требованиям становится возможным при переосмыслении новой роли педагога, его трансформации и адаптации к современным условиям работы, развитие его цифровой грамотности и умения учиться на протяжении всей жизни. В рамках дефицитарности ряда умений и навыков современного педагога, желанием и необходимостью их восполнения и соответствия требованиям современного отечественного и мирового педагогического сообществ актуализируется ресурс персонализации образования, его индивидуальности и непрерывности.

Термин персонализация образования вошел в обиход педагогики относительно недавно и рассматривался в разных аспектах и подходах исследований такими учеными, как С.И. Андреевская, А.Г. Асмолов, В.В. Грачев, С.А. Золотухин, Л.А. Карпенко, А.А. Киселева, А.Н. Ксенофонтова, А.В. Леденева, А.А. Паскова, В.А. Стародубцев и др. Этимология понятия «персонализация» связана с английским словом personalization, что в переводе на русский язык обозначает индивидуализацию, личную настройку, персонализирован-ность. Персонализация с точки зрения социологии трактуется как процесс, по завершении которого социальные отношения для индивида становятся личностно окрашенными [4]. В психологии закрепилась точка зрения А.В. Петровского, определяющего персонализацию как процесс, в котором индивид получает объективное представление о жизнедеятельности окружающих и может проявить себя в общественной жизни как личность. Так, категория потребности быть личностью является базисом большинства форм общения, хотя не всегда осознанных. Деятельность является единственным продуктивным средством удовлетворения потребности, продолжением и воплощением самого себя в людях, транслятором своих индивидуальных особенностей [8]. В «Педагогическом словаре» Г.М. Коджа-спирова персонализация трактуется как процесс овладения индивидом общечеловеческими, значимыми для общества индивидуальны-

ми свойствами личности, позволяющими авторски выполнять определенные уникальные роли, нестандартно выстраивать отношения со своим привычным и новым окружением, активно влиять на восприятие и оценку собственной личности и деятельности [7, с. 111].

В аспекте исследований понятия и функций персонализации образования большой вклад в развитие направления, подходов и технологий внес В.В. Грачев. В своей монографии ученый выделяет пять методологических подходов к реализации персонализации образования. личностный подход опирается на личностные характеристики участников образовательных отношений, такие как взаимодействие и кооперация, доверие и уважение, понимание и толерантность. Зарождение и развитие образовательных систем происходит на личностном уровне. Культурологический подход предусматривает территориально-культурные рамки персонализации образования, особую культурную среду, эмоционально-культурный фон и определенные культурные реалии. Аксиологический подход опирается на ценностный аспект наличия конкретного знания у индивида, его непосредственной ценности для самого носителя знания, его развития и совершенствования как личности. Синергетический подход представляет архитектонику организационных механизмов персонализации образования, раскрывая идею самоорганизации микро- и макросреды, их взаимодействие, влияние и зависимость от внешних и внутренних реальных условий. Герменевтический подход представляет непосредственно содержание персонализации образования и выражает пер-сонализацию как определенную потребность индивида, его стремление к саморазвитию [3].

В рамках нашего исследования актуальными для дальнейшего изучения и разработки направления персонализации образования педагога являются аксиологический и герменевтический подходы. Именно они культивируют у педагога ценность собственного знания, его востребованность и желание к саморазвитию и самосовершенствованию. Персонализация образования вносит иную осознанность в профессиональные действия педагога, формулирование образовательных потребностей и запросов, ответственность в планировании, выбор форм и средств профессионального развития и саморазвития, проектирование персональной образовательной траектории в условиях непрерывного профессионального образования [2; 6]. В этой связи релевантным вопросом становится выбор современных технологий, доступных ресурсов и педагогического

инструментария разработки персональной образовательной траектории.

Рассматривая технологии персонализации образования, В.В. Грачев выделяет дидактические технологии, развивающие личность индивида, включающие его в активную познавательную и учебную деятельность. Это игровые техники, технологии активного обучения и др. К организационно-методическим ученый относит технологии, связанные с технологиями открытых систем обучения, программированного обучения, самообучения и др. Информационные технологии составляют группу технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, т. е. технологий, функционирующих с помощью средств автоматизации и сетевых ресурсов. Технология научно-исследовательской деятельности направлена на решение исследо-

вательских задач творческого характера, проведение научных исследований. Психологические технологии призваны сопровождать индивида в процессе персонализации образования и обеспечивать качественную диагностику, коррекцию и развитие его индивидуальных характеристик. к социальным относятся технологии, развивающие социальную активность индивида, его коммуникативные способности, формирующие гражданскую и культурную идентичность. Ведущими направлениями данных технологий являются художественно-эстетическое, театрально-музыкальное и спортивно-оздоровительное. к управленческим технологиям относятся такие технологии, которые призваны развить у индивида чувство ответственности за свой выбор и его последствия, реализацию и востребованность задуманного [3].

тренды образования, характеристики, ресурсы

Тренды образования Характеристика Образовательные платформы

Электронное обучение Вид самостоятельного онлайн-обучения, включающий тексты, видео- и аудиоре-сурсы, упражнения для закрепления материала и контроля усвоенного. Широкое распространение получили массовые открытые онлайн-курсы с обширным охватом обучаемых (МООК) • Coursera; • edX; • «Лекториум»; • «Интуит»; • «Универсариум»; • Российская электронная школа (РЭШ); • «Академия Хана»

Цифровое оценивание Ресурсы автоматизации контролирующей функции учителя, наличие возможности формирующего оценивания, обратной связи • Google Classroom; • MoodleCloud; • Online Test Pad; • Quizalize

Геймификация образования Игровая образовательная среда с динамичным мотивирующим контентом и возможностью взаимодействия обучающихся на платформе. Продуктивность среды - достижение образовательного результата • Chemist; • EarthViewer; • Itgen.io; • LinguaLeo; • Scratch; • Gamestar Mechanic

Виртуальная реальность Технология формирования искусственного мира, виртуальная имитация реальности, явлений, свойств с применением очков или шлемов дополненной реальности • MyWay VR; • Google Earth VR; • The VR Museum of Fine Art; • Human Anatomy VR; • Virtual Speech; • RedboxVR

Дополненная реальность Технологии, дополняющие реальный мир путем наложения компьютерных слоев на существующую реальность, улучшающие и совершенствующие ее • Hololabs; • New Horizon; • ZooBurst; • MixAR; • ARToolKit; • EV Toolbox

Искусственный интеллект Электронная платформа с полностью автоматизированным управлением, функционированием и контролем при минимизации человеческих ресурсов • «Талант»; • «Билет в будущее»; • Beautiful.ai; • Google AutoDraw

Вышеперечисленный спектр технологий персонализации образования на практике позволяет включить педагога в актуальную для его развития деятельность и сделать ее уникальной, адресной для каждого. Проведенный обзор источников позволяет нам вывести свою дефиницию персональной образовательной траектории как индивидуального образовательного пути реализации потенциала педагога с учетом его профессиональных дефицитов, запросов, возможностей и предпочтений обучения. Создание условий для непрерывного развития педагога, а главное компенсации его дефицитарных компетенций, в условиях образовательной организации становится возможным при создании организационно-методических условий, где роль и самоорганизация самого педагога оказываются ведущими и пространствообразующими для его собственной образовательной траектории. Доступные современные цифровые ресурсы позволяют автоматизировать и кастомизировать персональную образовательную траекторию педагога, смоделировать ее в соответствии с интересами и склонностями педагога.

Важным условием грамотного выбора необходимых форм и средств развития педагога становятся возможности сетевого сотрудничества, особенно в век стремительного развития информационного общества, когда компьютерная модель реальности является неотъемлемой частью окружающего мира, образом жизни человека. У современного педагога появляется не только возможность, но и потребность реализовать себя в виртуальном пространстве [5, с. 274].

В контексте нормативных документов цифровой трансформации образования, требований к педагогу и персонализации обучения обратимся к ведущим трендам образования. В современных аналитических источниках мы выделяем электронное обучение, цифровое оценивание, геймификацию, виртуальную и дополненную реальность, искусственный интеллект [9; 11]. Эти направления привносят новые возможности и перспективы развития персонализации образования педагога: интеграцию традиционного и инновационного образования, мобильную перестройку сценариев непрерывного обучения педагогов, повышение интерактивного и социального аспектов обучения педагогов. В непосредственном преломлении на практику рассмотрим данные тренды с возможными вариантами выбора свободных ресурсов и программного обеспечения (см. табл. на с. 34).

КИЕ НАУКИ -

Из таблицы видно, что все тренды образования характеризуются насыщением окружающего пространства, обогащением образовательной среды и созданием дополнительных ресурсов для расширения профессионального кругозора педагога. Перечень образовательных платформ призван обеспечить непрерывное развитие педагога по его запросу в эргономичном для него режиме. Так, при выявлении своего незнания педагог имеет уникальную возможность восполнить свой дефицит удобным для него способом: диагностировать свои компетенции и получить карту уровня компетенций, пройти массовый открытый онлайн-курс, обучиться средствами учебной игры и получить прирост необходимых знаний и умений, поучаствовать в предлагаемых активностях, развить личностные и профессиональные качества, получить новые компетенции.

В этом плане ярким и уникальным примером искусственного интеллекта для реализации развития и саморазвития профессионала может служить разработка проекта «Университет 2035». Электронная платформа с полностью автоматизированным функционированием позволяет произвести входную диагностику личностных качеств и оценку компетенций, разработку персональных траекторий с рекомендациями по открытым онлайн-курсам, книгам, статьям для изучения и достижения поставленной педагогом цели, последующую реализацию обучения по восполнению дефи-цитарных компетенций. По достижении учебной цели происходит финальная генерация цифрового следа и цифрового профиля компетенций с возможностью экспорта на заданные серверы. Цифровая платформа содержит все перечисленные в таблице направления цифро-визации образования и постоянно расширяет перечень рекомендательных сервисов [10].

Психолог А.Г. Асмолов видит миссию современного образования в трансформации жизненного пространства, в побуждающей к развитию и самореализации личности, осознании себя как деятеля собственного пути развития. В данном контексте образовательная организация рассматривается как агрегатор и точка роста для создания персональной образовательной траектории, для мобильного перестроения сценариев обучения педагога. Персонализированное обучение направлено «на удовлетворение конкретных образовательных запросов, интересов, устремлений, позволяющих самостоятельно определять стратегию и темп учения» [1, с. 4]. В процессе изучения,

создания, обработки и анализа цифрового контента педагог получает уникальную возможность профессиональной самоактуализации и саморазвития, выявления и компенсации дефицитов своих умений и навыков в разрезе профессионального стандарта педагога. Образовательное пространство постоянно развивается, создавая новые мобильные ресурсы для непрерывного персонализированного обучения педагогов. Разрабатываемые ресурсы делают возможными выявление, диагностику и развитие индивидуальных способностей и возможностей педагога, адресное совершенствование и сопровождение его профессионального развития и роста. Новые технологические возможности обеспечивают персонализацию образования, его адресность и востребованность у педагогов.

Таким образом, цифровая персональная образовательная траектория педагога в условиях образовательной организации создает предпосылки удовлетворения государственных кадровых потребностей - мобильной перестройки сценариев обучения педагогов, ориентированных на нормативные документы государства, и одновременно личностных потребностей педагогов - самоактуализации и самореализации, развития личностного потенциала.

список литературы

1. Асмолов А.Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение // Образовательная политика. 2014. № 2(64). С. 2-6.

2. Гаязов А.С. Индивидуальные траектории образования личности [Электронный ресурс]. URL: http://www.raop.ru/ index.php?id=878 (дата обращения: 20.03.2020).

3. Грачёв В.В. Персонализация образования: моногр. М.: Изд-во СГИ, 2005.

4. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь: в 2 т. / пер. с англ. Н.Н. Марчук. М., 1999.

5. Зеер Э.Ф., Заводчиков Д.П., Зиннатова М.В., Лебедева Е.В. Индивидуальная образовательная траектория как установка субъекта в системе непрерывного образования // Научный диалог. 2017. № 1. С. 266-279.

6. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 74-82.

7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000.

8. Краткий психологический словарь / ред. AB. Петровский, М.Г. Ярошевский; ред.-сост. ЛА. Карпенко. 2-е изд., расшир., иснр. и дон. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.

9. Haзaйкинскaя О., Овчинникова H. Десять трендов будущего образования [Электронный ресурс]. URL: https://trends.skolkovo.ru/2017/10/10-trendov-budushhego-obrazovaniya/ (дата обращения: 20.03.2020).

10. Университет 20.35 [Электронный ресурс]. URL: https://2035.university/ (дата обращения: 20.03.2020).

11. Шесть мировых трендов в образовании [Электронный ресурс]. URL: https://mel.fm/

shkola/7934861-iste (дата обращения: 20.03.2020). * * *

1. Asmolov A.G. Dopolnitel'noe personal'noe obrazovanie v epohu peremen: sotrudnichestvo, so-tvorchestvo, samotvorenie // Obrazovatel'naya politi-ka. 2014. № 2(64). S. 2-6.

2. Gayazov A.S. Individual'nye traektorii obrazo-vaniya lichnosti [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www.raop.ru/index.php?id=878 (data obrashcheniya: 20.03.2020).

3. Grachyov V.V. Personalizaciya obrazovaniya: monogr. M.: Izd-vo SGI, 2005.

4. Dzheri D., Dzheri Dzh. Bol'shoj tolkovyj sociologicheskij slovar': v 2 t. / per. s angl. N.N. Mar-chuk. M., 1999.

5. Zeer E.F., Zavodchikov D. P., Zinnatova M.V., Lebedeva E.V. Individual'naya obrazovatel'naya tra-ektoriya kak ustanovka sub#ekta v sisteme nepre-ryvnogo obrazovaniya // Nauchnyj dialog. 2017. № 1. S. 266-279.

6. Zeer E.F., Symanyuk E.E. Individual'nye ob-razovatel'nye traektorii v sisteme nepreryvnogo ob-razovaniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 3. S. 74-82.

7. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskij slovar': dlya stud. vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedenij. M.: Akademiya, 2000.

8. Kratkij psihologicheskij slovar' / red. A.V. Pet-rovskij, M.G. Yaroshevskij; red.-sost. L.A. Karpenko. 2-e izd., rasshir., ispr. i dop. Rostov n/D.: Feniks, 1998.

9. Nazajkinskaya O., Ovchinnikova N. Desyat' trendov budushchego obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. URL: https://trends.skolkovo.ru/2017/10/10-trendov-budushhego-obrazovaniya/ (data obrashche-niya: 20.03.2020).

10. Universitet 20.35 [Elektronnyj resurs]. URL: https://2035.university/ (data obrashcheniya: 20.03.2020).

11. Shest' mirovyh trendov v obrazovanii [Elektronnyj resurs]. URL: https://mel.fm/shkola/7934861-iste (data obrashcheniya: 20.03.2020).

педагогические науки

Personalization of education

in the conditions of standardization:

the teacher's trajectory

The article deals with the issue of the digital transformation of education in the context of standardization. There is substantiated the idea of the personalization of the teacher's education as the condition of the continuous professional development. There are demonstrated the world's trends of the education and the potential of building the personal educational trajectory of a teacher by the means of the digital visualization, gamification, customization of the learning material and the technologies of the artificial intelligence.

Key words: teacher's professional standard, artificial intelligence, education trends, personal educational trajectory, electronic education.

(Статья поступила в редакцию 15.08.2020)

A.A. ГЛЕБОВ (волгоград)

теоретическая значимость результатов как характеристика диссертационного исследования

Рассматриваются назначение, функции и структура описания теоретической значимости результатов в характеристике диссертационного исследования. На конкретных примерах раскрываются типичные ошибки и требования к описанию теоретической значимости результатов диссертационного исследования.

Ключевые слова: значимость, критерий, определение, показатель, развитие, функции.

Основной единицей анализа качества исследования, утверждает В.М. Полонский, является результат. Для его оценки должно быть показано, какое значение результат имеет для науки в целом или, в частности, для решения каких других научных проблем может пригодиться результат [4, с. 314; 6, с. 125]. Это свя-

О Глебов A.A., 2020

зано с поиском новых углов зрения на полученные результаты под влиянием их новизны, перспективности и доказательности. Раскрытие теоретической значимости результатов исследования является одной из обязательных составляющих диссертации и автореферата.

Однако, несмотря на то, что оценка теоретической значимости представляет собой весьма важную часть исследования, во многих диссертациях допускается ее формальное изложение, не соответствующее назначению данной рубрики. Вместо описания ценности результатов для науки зачастую происходит лишь схематичное, формальное перечисление наименований новых, по мнению автора, результатов. Например, в диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме «Формирование политической культуры будущих... в вузе» соискатель пишет:

Теоретическая значимость исследования заключается:

- в уточнении признаков понятия «политическая культура будущего.»;

- определении его содержания, структуры, уровней проявления;

- уточнении особенностей и принципов формирования политической культуры будущих. в вузе.

Как видно, здесь нет конкретности в содержательной характеристике теоретической значимости работы, кроме указания на определенный профиль подготовки специалиста. Все остальное абстрактно и, в принципе, переносимо на многие другие профили.

Некоторые исследователи неоправданно объединяют рассматриваемый показатель с научной новизной. Например, в диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме «Технология организации развивающей среды как фактора саморазвития учащихся в условиях инновационного учебного заведения» автор пишет:

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

- дополнен и уточнен понятийно-терминологический аппарат;

- установлена взаимосвязь и взаимообусловленность саморазвития учащихся и развивающей среды образовательного учреждения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обоснована авторская модель саморазвития личности в условиях развивающей среды;

- спроектирована технология организации развивающей среды как фактора саморазвития уча-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.