Островский А.В., Кудина М.В.
Новая парадигма образования в эпоху цифровой трансформации государства1
Островский Александр Владимирович — аспирант, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: [email protected] SPIN-код РИНЦ: 5521-0815
Кудина Марианна Валерьевна — доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой
экономики инновационного развития, факультет государственного управления, МГУ
имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ.
E-mail: [email protected], [email protected]
SPIN-код РИНЦ: 5515-5825
Аннотация
Требования индустрии 4.0 определили рост разрыва между кадровыми потребностями бизнеса и возможностью системы образования. Диспропорции рынка труда и квалификационная яма сегодня принимают критический характер и формируют запрос на цифровую трансформацию системы образования. Требования к знаниям и компетенциям динамично меняются и то, что было востребованным в начале 2010-х, может существенно отличаться от текущих потребностей рынка труда. Становится очевидным: чтобы быть востребованным, учиться нужно всю жизнь. У государства и бизнеса появляется объективная необходимость в прогнозировании и фиксации появления новых компетенций, а также в модификации существующих. В то же время возникают вопросы: как сократить срок реакции системы образования на запросы рынка труда в части востребованных кадров, а также какие новые форматы образования могут стать движущими силами для формирования гибкой и проактивной системы непрерывного обучения граждан всех возрастов? В статье оценивается текущее состояние рынка образования, приводятся возможные эффекты от его цифровой трансформации, определяются предпосылки и практики перехода к концепции непрерывного образования, выявляются драйверы и тренды, формирующие модель образования будущего, в том числе в разрезе масштабных образовательных экспериментов, проводимых в России. С учетом курса на построение Индустрии 4.0 раскрываются особенности формирования и развития EdTech-рынка, делаются выводы относительно факторов, влияющих на конкурентоспособность стран, с позиции эффективности реализации образовательной политики и подготовки кадров для цифровой экономики. Методологическая база статьи представлена приемами комплексного и сравнительного анализа. Важнейшее место в исследовании занимают системный и структурно-функциональный подходы.
Ключевые слова
Цифровая трансформация, цифровая экономика, EdTech, онлайн-образование, образование будущего, непрерывное образование, персонализация обучения, цифровые компетенции.
DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10041
1 Статья подготовлена при поддержке РФФИ в рамках гранта № 19-29-07449 «Измерение человеческого капитала в условиях структурных изменений в мировой экономике».
Введение
В условиях цифровой трансформации большинства отраслей экономики и сфер жизнедеятельности все развитые страны заложили строительство экономики нового типа, где образование играет фундаментальную роль как источник формирования новых технологий, развития науки и человеческого капитала. Уровень и качество образования стали одними из ключевых факторов экономического благополучия любого государства [Кожина, Косевич 2016]. Перед миллионами людей встает вопрос: как найти себя на рынке труда и быть востребованным без опасения, что однажды их заменят роботы или искусственный интеллект?
Актуальность статьи определяется необходимостью изучения подходов и моделей цифровой трансформации образования в условиях становления Индустрии 4.0. В этом отношении масштаб задач, стоящих перед Россией, вылился в принятие национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», включающей в себя федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», который направлен на создание новых возможностей для развития цифровой грамотности населения, поддержку талантливой молодежи в области математики и ИТ, а также подготовку профессиональных «цифровых» кадров.
По оценкам Глобального института McKinsey, потенциальный экономический эффект от цифровизации может увеличить ВВП России к 2025 г. на 4,1-8,9 трлн руб., что составит от 19% до 34% общего ожидаемого роста ВВП [Аптекман и др. 2017]. Специфика экономики в эпоху цифровой трансформации заключается не только в появлении новых цифровых технологий и, как следствие, автоматизации труда, но и радикальном изменении содержания профессиональной деятельности, постановке новых задач перед участниками рынка труда, а значит, и подходов к подготовке кадров, способных решить эти задачи.
Вместе с тем образование рассматривается не в качества продукта конечного потребления, а как средство для дальнейшего производства добавленной стоимости, которое обеспечивает национальный и глобальный экономический рост [Коршунов, Гапонова 2017].
Целью статьи является выявление драйверов и трендов, формирующих новую парадигму образования и EdTech-рынок в условиях цифровой трансформации государства.
Предпосылки и практики перехода к концепции непрерывного образования
Усиление глобализации, рост скорости изменений и обострение конкурентной борьбы за лучшие кадры ведут к тому, что рынок талантов становится все менее предсказуемым и более турбулентным. Компании вынуждены включаются в подготовку кадров на все более ранних стадиях и решать вопросы кадрового обеспечения не через классические образовательные учреждения, а посредством собственных корпоративных университетов.
По оценкам экспертов BCG и World Skills, 1,3 млрд работников по всему миру и 34 млн граждан в России сейчас находятся в так называемой «квалификационной яме», испытывая недостаток или переизбыток профессиональных компетенций. При этом 45% работодателей сталкиваются со сложностями в поиске сотрудников требуемой квалификации [Бутенко и др. 2019].
Понятие квалификации, привычное для индустриальной экономики, в которой важен уровень профподготовки сотрудника для выполнения конкретного вида работы, уходит в прошлое. Компетенция как личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач точнее отражает требования к работнику в условиях цифровой экономики.
Традиционная система образования с ее существенно отложенными во времени эффектами не успевает перестраиваться под задачи цифровой трансформации. Это обуславливает, с одной стороны, необходимость проведения постоянного мониторинга востребованности компетенций и специалистов цифровой экономики, с другой — требует перехода от фрагментарного обучения к перманентному, в течение всей жизни.
Концепция Lifelong learning не нова — на Западе первые идеи непрерывного образования возникли еще в 1960-е годы, однако окончательное их оформление в современном понимании произошло только в 1993 г. благодаря профессору Лесли Воткинску. Согласно новому подходу под непрерывным образованием понималось постоянное, добровольное и самомотивированное обучение на протяжении всей жизни, основанное на стремлении к знаниям по личным или профессиональным причинам. Мировой экспансии данной концепции способствовало прежде всего появление и развитие Интернета, позволившего пользователям ежедневно учиться, находясь в любой точке мира.
Специфика непрерывной модели образования в советской России заключалась в закреплении функции производителя рабочей силы и основного работодателя за государством, что определяло квазикорпоративный характер обучения. Однако крах СССР и, как следствие, разрушение централизованной системы образования привели к прекращению государственного финансирования программ повышения квалификации
и переподготовки граждан. В результате профессиональное непрерывное образование сохранилось исключительно в государственных корпорациях и крупных частных компаниях. Ситуация стала меняться только в 1995 г. с принятием «Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», которое дало начало становлению частного сектора образования в России [Коршунов и др. 2019, 37-53.].
Ключевая задача конкурентоспособной системы непрерывного образования, состоит в том, чтобы своевременно обеспечивать точную настройку навыков на конкретные требования технологического и социально -экономического развития отраслей и территорий [Абанкина 2018]. Наибольших успехов в этой части достиг Сингапур, запустивший в 2014 г. национальное образовательное движение SkillsFuture, предоставляющее гражданам возможность раскрыть свой потенциал на любом этапе жизни — школьные годы, начало, середина или завершение карьеры. SkillsFuture включает в себя следующие направления:
- оказание помощи в процессе выбора будущей профессии;
- разработка интегрированной качественной системы образования, которая отвечает на постоянно меняющиеся потребности рынка труда;
- содействие в трудоустройстве и развитии карьеры;
- воспитание культуры обучения на протяжении всей жизни.
Для детей и учителей работает огромный портал MySkillsFuture, посвященный профориентированию, где можно пройти тесты, ознакомиться с рекомендациями по выбору профессии. Помимо учителей-предметников, в школах работают люди, которые называются консультантами по профессиям. Для граждан старше 25 лет в Сингапуре запущена программа SkillsFuture Credit, направленная на поощрение индивидуального развития навыков и обучения на протяжении всей жизни, в рамках нее каждый человек может получить образовательный кредит в размере $500.
Согласно опросу Pew, 54% всех работающих американцев считают, что важно развивать новые навыки в течение всей их трудовой жизни, среди взрослых до 30 лет это число достигает 61%. Другое исследование, проведенное Manpower в 2016 г., показало, что 93% миллениалов готовы тратить собственные деньги на дальнейшее обучение2. Только в 2018 г. россияне потратили на онлайн-образование больше 1,3 млрд руб.
2 Lifelong learning is becoming an economic imperative // The Economist [Электронный ресурс]. URL: https ://www. economist. com/spetial-report/2017/01/12/lifelong-learning-is-becoming-an-economic-imperative (дата обращения: 12.11.2019).
Принципы и тренды новой парадигмы образования
Базовыми принципами новой системы образования становятся непрерывность, ранняя профориентация, гибкость, мобильность, индивидуализация образовательных траекторий, интерактивность, а также соединение корпоративного обучения с фундаментальным образованием. Традиционная модель обучения, заключающаяся в передаче и воспроизведении знаний, в цифровой экономике теряет актуальность, на первый план выходит обучение главному навыку — умению учиться. В это понятие входит способность самостоятельно ставить учебные цели, формировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения [Карабанова 2010].
Цифровые технологии создают новые, ранее недоступные возможности для персонализации образования, обеспечивая максимальный учет индивидуально -личностных характеристик обучающегося для выстраивания его образовательной траектории и выбора оптимальных технологий и методик обучения. Используя передовые технологии диагностики, психометрика помогает определить пробелы в знаниях ученика и, основываясь на полученной информации, скорректировать структуру курса персонально для каждого. Кроме того, персонализация, постоянный анализ способностей и успеваемости обучающегося позволяют обеспечить более высокий уровень профориентации, что, в свою очередь, повышает точность выбора будущей профессии и создает новые возможности для широкой профессиональной самореализации.
В связи с бурным развитием сегмента онлайн-образования все большую значимость для образовательного процесса начинает приобретать многоканальность — возможность получать знания из разных источников, через офлайн и онлайн-каналы. Последний предусматривает использование образовательных ресурсов, открывающих доступ к качественному образовательному контенту вне границ государств, вне зависимости от финансового положения и социальных статусов. В этом контексте для получения качественного образования и построения карьеры первостепенными становятся вопросы персональной мотивации и самодисциплины, объединяемые понятием «эмоциональный интеллект» — одним из ключевых элементов soft skills (гибких навыков).
Развитие soft skills становится не менее важным, чем hard skills. Возрастает значимость таких навыков, как креативность, умение управлять временем, разрешать конфликты, работать в сложных междисциплинарных командах и т.п. В мире киберфизических систем границы отраслей и дисциплин стремительно размываются,
поэтому для технических специалистов все большую актуальность приобретает развитие творческого мышления, эмоционального интеллекта и навыков коммуникации, для гуманитариев — изучение и внедрение системного, логарифмического мышления и навыков в области 1Т. Иными словами, для того чтобы оставаться востребованным в цифровой экономике, человеку необходимо соблюдать баланс цифровых, поведенческих и профессиональных навыков.
Драйверами изменений становится новый костяк рынка труда — миллениалы и поколение Z. Новое поколение ориентировано на получение удовольствия от любой деятельности в противовес достижению результатов и эффективности как ключевой ценности предыдущего поколения.
Не менее важным трендом в образовании становится внедрение интерактивных технологий обучения, подразумевающих использование более сложных механик взаимодействия с материалом, нежели простые тесты и упражнения типа «выберите правильный ответ». Речь об интерактивных 3D-моделях, виртуальных лабораториях и симуляторах, которые, благодаря технологиям виртуальной и дополненной реальности, обеспечивают принципиально новый уровень погружения учеников в образовательный процесс. Визуализируются сложные физические объекты, трудно воспринимаемые в 2D, например квантово-механическая модель атома. Ученики могут самостоятельно сложить любой атом, посмотреть, какие орбитали заполняются при добавлении электронов.
К новым трендам, влияющим на трансформацию системы образования, стоит также отнести:
- асинхронность обучения: учитель и ученик не занимаются одновременно. Все меньше людей стремятся заниматься только лично, многие переходят к дистанционному формату обучения и постфактной проверке результатов работы. У сторон образовательного процесса все меньше необходимости синхронизировать заранее расписание и удобное время в рабочие часы;
- перевернутое обучение (или перевернутый класс): теорию ученики осваивают сами, а на уроке тренируются и практикуются все вместе. В итоге существует спрос на системное онлайн-потребление теоретических знаний, а также потребность в удобной интерактивной массовой практике;
- геймификация и edutainment — инструменты, делающие обучение более увлекательным и легким. Как следствие, тренд контекстного образования, которое стало интегрироваться в ежедневную обыденную жизнь и ее процессы3;
- мобильность обучения: возрастает объем образовательного контента, потребляемого через смартфоны и планшеты, которые обеспечивают непрерывность обучения и расширяют возможности взаимодействия с учеником;
- микрообучение: сложные и продолжительные курсы разбиваются на короткие уроки, которые легче смотреть, и при этом можно чаще вознаграждать учеников за достижения в обучении;
- взаимное обучение (P2P): появляются практики сетевого взаимодействия, при котором учащиеся учатся друг у друга, а не у преподавателя или эксперта.
При этом в качестве проблем, на решение которых должны быть направлены новые образовательные проекты, эксперты называют повышение качества человеческого капитала, технологическая модернизация, обеспечение социальной устойчивости и цифровая трансформация [Двенадцать решений для нового образования 2018, 19-25].
Особенности формирования и развития EdTech-рынка
Сложившиеся тренды определили тот факт, что цифровое образование стало самым быстрорастущим направлением глобального рынка образования (прирост на более чем 20% в год в течение 2012-2017 гг.), при этом оно пока занимает небольшую долю — около 3% от $6,5 трлн в общем рынке образовательных услуг. Согласно оценкам EdTechXGlobal и Global Market Insights, в 2020 г. объем мирового рынка онлайн-образования достигнет $252 млрд4, при этом доля российского сегмента сохранится на уровне 0,5-1%. США занимает около 50% всего рынка, при этом Азия растет втрое большими темпами как в объеме потребляемых услуг, так и в количестве
3 Шашкина И. Образование на всю жизнь: как онлайн превращает обучение в элемент личной «инфраструктуры» // Forbes [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/tehnologii/345797-obrazovanie-na-vsyu-zhizn-kak-onlayn-prevrashchaet-obuchenie-v-element-lichnoy (дата обращения: 15.11.2019).
4 Global Report Predicts EdTech Spend to Reach $252bn by 2020 // PR Newswire [Электронный ресурс]. URL: https://www.prnewswire.com/news-releases/global-report-predicts-edtech-spend-to-reach-252bn-by-2020-580765301.html (дата обращения: 16.11.2019).
новых проектов. Высокие темпы роста мирового рынка онлайн-образования достигаются за счет активного притока в него инвестиций, которые за 5 лет выросли почти в 7 раз.
Среди наиболее перспективных направлений EdTech выделяют:
- образовательные программы нового типа по востребованным направлениям (подготовка квалифицированных специалистов за 5 месяцев вместо 5 лет);
- создание образовательных курсов с нуля и добавление интерактивных элементов в уже существующие курсы;
- проверка знаний и компетенций на основе использования технологий искусственного интеллекта;
- управление индивидуальной образовательной траекторией и учебным процессом5.
Исторически сложилось так, что в СССР/РФ сформировалась одна из самых сильных школ технического обучения, в связи с чем Россия до сих пор занимает третье место после Китая и Индии по количеству выпускающихся инженеров, технологов, строителей6. Но в то же время уровень цифровой грамотности россиян достаточно низкий, значительная часть населения не владеет навыками решения задач с помощью цифровых технологий, что определяет отставание России от среднемировых показателей [Подольский и др. 2015].
Стараясь соответствовать трендам цифровизации, государственные организации и структуры, так или иначе связанные с государством, запускают национальные и федеральные проекты, которые по своему содержанию копируют уже имеющиеся на рынки бизнес-модели, тем самым не помогая молодым российским проектам, а подавляя их, отсекая от финансовых потоков и заставляя конкурировать с государственными монополиями.
Агрессивно занимая ниши для бизнеса и навязывая продукты школам и университетам, государственные структуры обрекают рынок EdTech к замедлению темпов роста за счет монополизации. Конкуренция с государством начала остро
5 EdTech. Перспективные направления развития, 2019 // Агентство инноваций города Москвы [Электронный ресурс]. URL: https://innoagency.ru/files/EdTech AIM 2019.pdf (дата обращения: 16.11.2019).
6 The Countries with the Most Engineering Graduates // Statista [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/chart/3559/the-countries-with-the-most-engineering-graduates/ (дата обращения: 16.11.2019).
ощущаться с принятием национального проекта «Образование», который, в свою очередь, включает еще ряд федеральных проектов, таких как «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», «Учитель будущего» и др. Активное регулирование рынка EdTech и навязывание услуг сокращают долю технологических стартапов на рынке.
В настоящие время в школах и университетах идет борьба за внимание учеников. Основные игроки рынка EdTech научились привлекать внимание учащихся различными способами: с помощью контента, геймификации, рассылками и т.д. Совершенно точно можно сказать, что государство не сможет конкурировать с EdTech-компаниями в этом сегменте. Государство в силу своих особенностей не способно производить технологичные решения быстро (в течение месяца) и тиражировать их на всех. В связи с этим роль государства, по мнению основных игроков, должна быть направлена прежде всего на создание инфраструктуры и формирование нормативно -правовой базы для всех участников рынка.
В рамках экспорта высокотехнологичной продукции, в отличие от сырьевого экспорта, заказчики приобретают не продукт, а контракты на жизненный цикл (самолет, корабль, электростанция и т.д.). Частью контрактов полного жизненного цикла всегда являются образовательные материалы и услуги по эксплуатации, ремонту, обслуживанию. Данная составляющая является одним из наиболее слабых аспектов отечественной продукции. EdTech может быть сквозной технологией для повышения конкурентоспособности российской высокотехнологичной продукции за счет дешевого и качественного обучения использованию.
Апробация передовых образовательных практик и технологий в России
В целях подготовки кадров для цифровой экономики в 2018 г. в России начал свою деятельность Университет Национальной технологической инициативы 20.35, который предлагает новый способ удовлетворения образовательных потребностей человека через индивидуальные образовательные траектории на базе цифровых платформ, сети университетов и среды неформального обучения. Университет 20.35 вбирает в себя лучшие образовательные практики и методики за счет использования сетевого принципа функционирования, позволяющего привлекать ведущих специалистов, практиков и преподавателей вузов со всего мира.
Коренное отличие Университета 20.35 от традиционного вуза заключается в
том, что он не ориентируется на классические образовательные программы и
стандарты, не имеет штатных преподавателей, а также не придерживается
237
многоступенчатой системы обучения «бакалавр/специалист — магистр — аспират и т.д.». В основе обучения лежат образовательные модули (как в офлайн, так и онлайн-формате), которые рекомендуются студенту в рамках освоения предметных навыков, имеющих конкретное практическое приложение в цифровой экономике. Обучение в Университете 20.35 обязательно предполагает освоение следующих базовых направлений: применение сквозных технологий, универсальные компетенции (soft skills), цифровая грамотность, работа на глобальных рынках7.
Каждый студент Университета 20.35 на начальном этапе проходит комплексную диагностику, позволяющую определить текущий уровень компетенций, знания в конкретных областях, психотип личности, мотивацию и цели обучения. На основе первичных данных определяются сильные стороны человека, формируется его профиль компетенций и составляется персональная траектория развития — набор рекомендаций, включающий онлайн-курсы, книги, статьи, изучение которых позволит достичь поставленные образовательные цели.
В ходе обучения по каждому студенту формируется массив данных о результатах образовательной и проектной деятельности, которые в совокупности с биометрическими показателями составляют цифровой след человека. Его постоянно анализирует искусственный интеллект, что позволяет динамически корректировать персональную траекторию развития, формировать более точные рекомендации и тем самым повышать эффективность обучения.
Одним из форматов деятельности Университета 20.35 является проведение образовательных интенсивов, в рамках которых участники (как правило, пассионарии, которые должны составить кадровый потенциал цифровой экономики) обучаются в рамках специализированных лабораторий, в максимально короткие сроки осваивают цифровые компетенции и технологии, собираются в кросс-функциональные команды для совместной работы над проектами. При этом обучение и практические занятия проходят под руководством наставников и тьюторов, которые дают обратную связь по проектам и рекомендации для повышения эффективности работы в команде и процесса обучения.
7 Университет «20.35». Инструкция по применению // NTInews [Электронный ресурс]. URL: https://ntinews.ru/in progress/likbez/universitet-20-35-instruktsiya-po-primeneniyu.html (дата
обращения: 17.11.2019).
По итогам формальных и информальных образовательных активностей человека формируется его профиль компетенций, который отражает уровень знаний и владения инструментами в определенной предметной области, а также способность продуктивной деятельности в рамках неё. Профиль компетенций позволяет установить дельту — разницу между уровнем знаний и навыков до начала обучения и после. Эта информация совместно с опытом работы (проектной деятельностью) и обратной связью от наставников и тьюторов делает необязательным предоставление резюме или диплома для подтверждения компетенций и навыков человека. Цифровой профиль решает эту задачу эффективнее, с учетом постоянного обновления и анализа накопленного человеком опыта.
В силу указанных обстоятельств Университет 20.35 не выдает каких-либо свидетельств о прохождении обучения или дипломов. Несмотря на все еще консервативное отношение общества к этому вопросу с позиции необходимости формального подтверждения результатов обучения, в первую очередь в виде диплома, мировые тренды указывают на то, что компании все чаще убирают из описания должностей требования о наличии высшего образования. Об этом, в частности, свидетельствует популярный сайт по поиску работы в США Glassdoor, где приводится 15 крупнейших компаний, включая, например, Apple, Google, IBM, EY и Bank of America, которые больше не требуют дипломы об окончании колледжа, нанимая инженеров-программистов, рекрутов, аудиторов, риск-менеджеров, специалистов по блокчейну, маркетологов8.
Одной из целей, декларируемых Университетом 20.35, является формирование горизонтальных связей между учебными заведениями всех уровней, что позволит человеку выстраивать процесс обучения на принципах «бесшовности» — без жесткой привязки к методикам, ресурсам, форматам конкретного образовательного учреждения. В этой парадигме образовательные программы должны быть не автономно существующими внутри учебных заведений, а являться частью общей образовательной экосистемы, где каждый элемент (программа, методика) обеспечивает системность, скорость и гибкость подготовки специалистов в соответствии с приоритетами научно-технологического развития отраслей экономики и требованиями рынка труда.
8 15 More Companies That No Longer Require a Degree // Glassdoor [Электронный ресурс]. URL: https://www.glassdoor.com/blog/no-degree-required/ (дата обращения: 18.11.2019).
Таким образом, в основе парадигмы Университета 20.35 лежит концепция «облачного» (цифрового) университета, предлагающая универсальные платформенные решения для системы образования. Речь о сервисах, которыми может воспользоваться человек вне зависимости от того, в каком образовательном учреждение он учится:
- диагностика, по результатам которой осуществляется картирование личных качеств и структурированное накопление данных для определение наиболее подходящей роли человеку;
- цифровой профиль и персональная траектория развития, обеспечивающие целевую направленность, предметность, прозрачность и возможность фиксировать результаты образовательного процесса;
- формирование команды и поиск новых контактов, что позволяет по заданным характеристикам и посредством системы рекомендаций найти людей, которые владеют компетенциями, недостающими команде для реализации проекта.
Заключение
За последние два-три десятилетия международный рынок образовательных услуг серьезным образом усложнился и одновременно стабилизировался в тенденциях своего развития. Чтобы обрести или сохранить конкурентоспособность на нем, любой стране приходится учитывать многие обстоятельства:
- рост масштабов рынка и объемов продаж, тренд на увеличение мобильности всех участников образовательного процесса;
- государства занимают все более активную позицию в регулировании экспортно-импортных отношений в сфере образования;
- идет постоянный поиск и реализация новых стратегий экспорта образовательных услуг;
- создаются образовательные кластеры, объединяющие вузы, работодателей, государственные органы и т.д.;
- ускоренными темпами множатся международные университетские сети;
- развиваются региональные рынки образовательных услуг;
- государства и отдельные зарубежные рынки не просто стремятся к приобретению готовых образовательных решений, а ориентируются на трансфер передовых технологий и локализацию лучших практик у себя в стране;
- неформальный и информальный сектор образования вытесняет формальный, появляются образовательные провайдеры нового типа (предпринимательский университет, корпоративный университет, виртуальный университет и др.), а также провайдеры, не принадлежащие к образовательным структурам (IT и телекоммуникационные компании, библиотеки, музеи, издательства и др.).
С учетом трендов и разнонаправленной динамики изменений в EdTech-секторе в мире запускается множество экспериментальных образовательных проектов, в России самый крупный из них — Университет 20.35, который ориентирован на модель образования будущего, где люди и искусственный интеллект учатся друг у друга.
Высокая скорость изменений и развитие технологий стали катализатором и драйвером новой парадигмы «самое важное, чему стоит научиться человеку, — это учиться». К этим новым реалиям нужно быть готовыми, и образование играет здесь ключевую роль, поскольку, по мнению ученых и специалистов, функция образования заключается в аккумуляции, хранении и трансляции моделей адаптивного поведения индивидов, обеспечивающих целостность системы общества посредством внедрения в сознание индивидов моделей/образцов адаптивного поведения в данной социокультурной среде [Кудина и др. 2019].
Список литературы:
АбанкинаИ.В., Беликов А.А., Гапонова О.С., Дудырев Ф.Ф. и др. Глобальная конкурентоспособность российского образования // Институт образования ВШЭ: Современная аналитика образования. 2018. № 3(20).
URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/223161322 (дата обращения: 18.11.2019).
Аптекман А., Калабин В., Клинцов В., Кузнецова Е., Кулагин В., Ясеновец И. Цифровая Россия: новая реальность // Mckinsey [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/ru/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middl e%20East/Russia/Our%20Insights/Digital%20Russia/Digital-Russia-report.ashx (дата
обращения: 18.11.2019).
Бутенко В., Полунин К., Степаненко А., Жукова Е., Налесная Е., Волосова Д. Массовая уникальность. Глобальный вызов в борьбе за таланты // BCG [Электронный ресурс]. URL: https://www.bcg.com/Images/RUS-BCG-Mas-Uniq_tcm27-228998.pdf (дата
обращения: 18.11.2019).
Двенадцать решений для нового образования: доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики / под редакцией: Я.И. Кузьминов, И.Д. Фрумин. М.: НИУ ВШЭ, 2018.
Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 2. C. 11-12. Кожина В.О., Косевич А.В. Влияние глобализационных процессов в мировой экономике на конкурентоспособность российского образования // Креативная экономика. 2016. № 5. С. 475-486.
Коршунов И.А., Гапонова О.С. Непрерывное образования взрослых в контексте экономического развития и качества государственного управления // Вопросы образования: ежеквартальный научно-образовательный журнал. 2017. № 4. C. 36-59. Коршунов И.А., Гапонова О.С., Пешкова В.М. Век живи — век учись: непрерывное образование в России. М.: НИУ ВШЭ, 2019.
Кудина М.В., Логунова Л.Б., Петрунин Ю.Ю. Национальное образование в эпоху глобальной цифровой революции // Вестник Московского университета. 2019. № 34. С. 3-22.
Подольский О.А., Попов Д.С., Рылько Е.Д. Насколько компетентны сегодня взрослые россияне. Результаты Программы международной оценки компетенций взрослых (PIAAC) в Российской Федерации. М.: НИУ ВШЭ, 2015. С. 28-31.
Дата поступления: 27.10.2019
Ostrovsky A. V., Kudina M. V. New Educational Paradigm in the era of State Digital Transformation
Aleksandr V. Ostrovsky — postgraduate student, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Marianna V. Kudina — DSc (Economics), Associate Professor, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected], [email protected]
Abstract
Industry 4.0 requirements have identified a widening gap between the business' staffing needs and the capabilities of the education system. Labor market imbalances as well as the qualification pit are critical today and call for a digital transformation of the education system. The requirements for knowledge and competencies are changing dynamically and what was in demand in the early 2010s may differ significantly from the current needs of the labor market. It becomes clear: to be in demand, you must learn during your whole lifetime. The state and business have a necessity for objective forecasting and definition of emerging new competencies as well as modification and growth of demand for existing ones. At the same time, other questions arise: how to reduce the reaction time of the education system to the demands of the labor market in terms of demand for staff, what new formats of education can become the driving forces for the formation of a flexible and proactive continuous education
system for citizens of all ages? The article assesses the current state of the education market, provides possible effects from its digital transformation, identifies the prerequisites and practices for the transition to the concept of lifelong learning, identifies drivers and trends that form the model of future education, in alignment with current high-profile educational experiments conducted in Russia. Taking into account the course towards building Industry 4.0, the features of formation and development of the EdTech market are revealed, conclusions are drawn regarding the factors affecting the competitiveness of countries from the standpoint of the effectiveness of implementing educational policies and training personnel for the digital economy. The methodological base of the article is presented by the methods of complex and comparative analysis. Most vital approaches are systemic and structural-functional analyses.
Keywords
Digital transformation, digital economy, EdTech, online education, future education, continuous education, personalized education, digital competencies.
DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10041
References:
Abankina I.V. Belikov A.A., Gaponova O.S., Dudyrev F.F. et. al. (2018) Global'naya konkurentosposobnost' rossiyskogo obrazovaniya [Global competitiveness of Russian Education]. Institut obrazovaniya VSHE: Sovremennaya analitika obrazovaniya. No. 3(20). Available: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/223161322 (accessed:
18.11.2019).
Aptekman A., Kalabin V., Klintsov V., Kuznetsova E., Kulagin V., YAsenovets I. (2017) Digital Russia: a new reality.
Available: https://www.mckinsey.com/ru/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20 Middle%20East/Russia/Our%20Insights/Digital%20Russia/Digital-Russia-report.ashx (accessed: 18.11.2019).
Butenko V., Polunin K., Stepanenko A., ZHukova E., Nalesnaya E., Volosova D. (2018) Mass Uniqueness. A Global Challenge for One Billion Workers. Available: https://www.bcg.com/Images/RUS-BCG-Mas-Uniq_tcm27-228998.pdf (accessed: 18.11.2019).
Karabanova O.A. (2010) CHto takoye universal'nyye uchebnyye deystviya i zachem oni nuzhny [What are universal learning activities and why are they needed]. Munitsipal'noye obrazovaniye: innovatsii i eksperiment. No. 2. P. 11-12.
Korshunov I.A., Gaponova O.S. (2017) Lifelong Learning in the Context of Economic Development and Government Effectiveness. Voprosy obrazovaniya: ezhekvartal'nyy nauchno-obrazovatel'nyy zhurnal. No. 4. P. 36-59
Korshunov I.A., Gaponova O.S., Peshkova V.M. (2019) Vek zhivi — vek uchis': nepreryvnoye obrazovaniye v Rossii [Live and Learn: adult continuing education in Russia]. Moscow: NIU VSHE.
Kozhina V.O., Kosevich A.V. (2016) The Impact of Globalization Processes of the World Economy on the Competitiveness of Russian Education. Kreativnaya ekonomika. No. 5. P. 475-486.
Kudina M.V., Logunova L.B., Petrunin Yu.Yu. (2019) National Education in the Era of the Global Digital Revolution. VestnikMoskovskogo universiteta. No. 34. P. 3-22. Kuzminov Ya.I., Froumin I.D. (eds.) (2018) 12 Solutions for a New Education: Report by the Center for Strategic Research and the Higher School of Economics. Moscow: NIU VSHE. Podolskiy O.A., Popov D.S., Ryl'ko E.D. (2015) Naskol'ko kompetentny segodnya vzroslyye rossiyane. Rezul'taty Programmy mezhdunarodnoy otsenki kompetentsiy vzroslykh (PIAAC) v Rossiyskoy Federatsii [How competent are adult Russians today? Results of the International Adult Competency Assessment Program (PIAAC) in the Russian Federation]. Moscow: NIU VSHE. P. 28-31.
Received: 27.10.2019