ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Список литературы
MW // X^Xit. 2017. № 7(177). P. 82-84.
2. я&ш^лтщ^ттммйттъ
1ШТШ2. 0" ФШИ. 2020 [Electronic
resource]. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=167 8507043274706999 (дата обращения: 07.10.2020).
3. жж -штж-.штш
[Electronic resource] // 1Л№ШЧ., 2020. URL: https://baijiahao. baidu.com/s?id=1678906558488877237 (дата обращения: 07.08.2020)
4. mm! п№ш.яАшшжшшштш
^ЯжЕ! [Electronic resource] //
2020. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1676036
181861117935 (дата обращения: 07.08.2020)
5. ^ЙВД. «лаяшшшьй
щЯМШШШШШШШ // ФШ»*еА
lt. 2017. № 6(393). P. 99-100.
6. ша
Ш // ffiS.. 2017. № 2. P. 265.
7. шлш. ешьи^й тшшш // ЯШЙ*
2019. № 1(38). P. 57-61.
8. ешдамтшшшйешя // Ф
2017. № 10. P. 4-6.
9. ? « шшшяшшш [Electronic resource] // 2020.
URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=167912864984 6203665 (дата обращения: 07.10.2020).
10. ^»вШЬШЙТФФ^ШШ^ ЖШШЯШ! // ФШШИЖШ. 2017. № 9. P. 125129.
Professional activity of a teacher in the modern Chinese school in the context of education's informatization
The article deals with the experience of the education's informatization in China at the modern stage. There is considered the change of the professional role of a teacher and his competences in new conditions. There are presented the directions of the professional activity of a teacher associated with the introduction of the new information technologies in the educational process and their influence on further training.
Key words: informatization of education, professional competences, further training, teacher, China.
(Статья поступила в редакцию 03.09.2020)
Т.в. яковенко, н.а. кухарева,
Т.А. кАшпур (луганск)
ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Освещается проблема формирования креативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в условиях циф-ровизации образования. Выявлены возможности электронного портфолио в организации учебной деятельности по реализации индивидуальной траектории развития личности в профессиональном образовании. Обоснована значимость веб-квестов как одного из эффективных средств формирования креативной компетентности, определены этапы их реализации в образовательном процессе.
Ключевые слова: цифровизация образования, цифровые средства обучения, креативная компетентность, электронное портфолио, веб-квест, подготовка педагогов профессионального обучения.
Цифровые средства обучения стали неотъемлемой частью нашей современной жизни, поскольку информатизация вошла во все сферы деятельности человека. Образование не стало исключением. Как отмечает С.Г. Опаль-ко, современное общество стоит на пороге создания новой цифровой педагогики, педагогики будущего [8].
Внедрение современных информационных средств обучения в учебный процесс и использование электронных образовательных ресурсов позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп проведения занятия, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы студентов, разнообразить формы их работы, активизировать внимание, повысить творческий потенциал и, как следствие, сформировать их креативную компетентность. Цифровые средства обучения имеют более широкие возможности в формировании креативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения. Однако это требует дополнительного анализа и отбора педагогических средств, которые используют-
О Яковенко Т.В., Кухарева H.A., Кашпур Т.А., 2020
ИЗВЕСТИЯ вгпу
ся в рамках креативной образовательной среды университета.
Средства формирования креативной компетентности должны способствовать развитию индивидуализации образования, формированию системы комплексного воздействия на различные органы чувств, расширению возможностей для визуализации учебного материала, глубокому проникновению в суть изучаемых процессов и явлений. К.Г. Кречет-ников отмечает, что для формирования креативной образовательной среды существенный потенциал имеют средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Они повышают мотивацию, усиливают эмоциональный фон образования, предоставляют широкое поле для активной самостоятельной деятельности и широкую зону контактов, обеспечивающих доступность информационных и телекоммуникационных технологий в удобное для обучающихся время, многократное ускорение рутинных операций и т. д. [4].
Средства ИКТ играют большую роль в современном образовательном процессе вуза, являются действенным фактором повышения учебной мотивации педагогов, интенсифицируют процесс профессионально-педагогической подготовки и повышают насыщенность занятий. Новые аппаратные и программные средства все активнее включаются в образовательный процесс университета (электронный учебник, мультисредовая система, экспертная система, система автоматизированного проектирования, электронный библиотечный каталог, банк данных, база данных, электронная почта, голосовая электронная почта, электронная доска, система телеконференций, автоматизированная система управления научными исследованиями и т. д.).
Однако некоторые ученые (А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский и др.) отмечают, что современные технические средства следует рассматривать как инструментарий, а не как источник формирования культуры творческого мышления, профессиональных умений и навыков (технологических, коммуникативных и концептуальных), интеллекта индивида [7, с. 277]. В контексте нашего исследования продуктивными являются рекомендации И.Г. Захаровой [3] по использованию средств ИКТ в совершенствовании характеристик дивергентного мышления (скорости, гибкости, оригинальности и др.).
Кроме того, средства ИКТ способствуют развитию творческих способностей будущих педагогов профессионального обучения, обеспечивают обратную связь в процессе об-
учения, позволяют индивидуализировать обучение для максимального количества студентов с различными стилями обучения и различными возможностями восприятия, усиливают межпредметные связи, обеспечивают поиск информации из различных источников, создают благоприятную атмосферу для общения. Все это позволяет считать ИКТ продуктивными средствами формирования креативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения.
Использование ИКТ в полной мере способствует формированию такого креативного качества будущих специалистов, как оригинальность. Благодаря переписке по электронной почте, участию в электронной конференции у каждого студента есть возможность представить свое решение той или иной проблемы, даже если это решение кардинально не совпадает с общепризнанным. В этих условиях собственные оригинальные решения может предложить каждый пользователь Интернета и выложить его на персональных веб-страницах. Креативная образовательная среда позволяет объединить усилия для выполнения групповых проектов, в рамках которых каждый участник несет ответственность за качество конечных результатов.
Для нашего исследования особый интерес представляет электронное портфолио. В работах О.Ю. Григорьевой, С.Ю. Куку, М.Б. Лебедевой, И.Е. Филе, Л.В. Шелеховой и др. [2; 5; 6; 9, 11] электронное портфолио рассматривается как средство управления учебно-методическим обеспечением деятельности педагогов, организации учебной деятельности по реализации индивидуальной траектории развития личности в профессиональном образовании. На основании изучения различных аспектов использования портфолио в системе профессиональной подготовки, изложенных в виде отчетов на сайтах различных зарубежных учебных заведений и экспертных выводов [12], нами был разработан проект электронного портфолио «Креативное профессионально-педагогическое образование». Его структура включает следующие разделы:
- «портрет», где раскрывается личность участника эксперимента (краткие данные о себе, профессиональные и научные интересы, любимые занятия);
- диагностические материалы (анкеты, письма опроса, карты самооценки), предлагаемые руководителем эксперимента;
- критерии и параметры оценки уровней формирования креативной компетентности;
- коллектор (файл-накопитель методических рекомендаций, письменных консультаций, рекомендованной литературы, видеоматериалов, образцов и т. п.);
- рабочие материалы (выполненные задания, в том числе с поэтапным, поэлементным исполнением);
- достижения (завершенные работы по проблематике исследования).
В целом, по мнению ряда специалистов, электронное портфолио позволяет «сформировать тягу к творческой и научной самореализации и всестороннему развитию личности в процессе обучения» [10].
Таким образом, электронное портфолио можно считать «потенциально мощным инструментом» для организации профессионально-педагогической подготовки студентов, способствующим становлению внутренней мотивации к профессионально-педагогической деятельности, развитию критического мышления, самопознания, самоорганизации, самоконтроля, оценки достигнутых результатов, проектированию собственного вектора развития, максимальному раскрытию креативного потенциала будущего педагога профессионального обучения.
кие науки -
В качестве одного из средств формирования креативной компетентности в процессе профессионально-педагогической подготовки нами выбран такой инструментарий, как веб-квест (WebQuest) («интернет-поиск»), что является своеобразным мини-проектом, главная задача которого состоит в поиске информации в интернете. Веб-квест определяется учеными как построенная по типу опоры учебная структура, использующая ссылки на существенно важные ресурсы в Интернете и аутентичные задания с целью мотивации обучающихся к исследованию определенной проблемы с неоднозначным решением, развивая тем самым их умение работать как индивидуально, так и в группе (на завершающем этапе), вести поиск информации и превращать ее в более сложное знание (понимание) [13].
Мы рассматривали веб-квест как некий алгоритм выполнения проекта, заранее продуманную стратегию действий студентов с использованием интернет-ресурсов, который выступает не только творческим продуктом преподавателя, но и средством контроля деятельности студентов. Опираясь на понимание веб-квеста Я.С. Быховским как «целенаправленно созданного преподавателем сайта (страницы)
результаты экспериментальной работы по использованию цифровых средств формирования креативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения
Показатель креативной компетентности Результаты эксперимента, % студентов
в начале по окончании изменение
Готовность к повышению уровня собственной креативной компетентности, самореализации за счет интеграции знаний, умений и навыков в области креативных технологий в организацию обучения и самообучения 13,5 67,9 +54,4
Адекватная оценка собственных творческих возможностей 22,8 64,1 +41,3
Понимание возможностей технологий для творческого развития студентов 12,3 64,8 +52,5
Личностная готовность к изменениям, направленным на формирование креативной компетентности 11,3 51,3 +40,0
Понимание технологии организации творческого учебного процесса, направленного на развитие креативной личности 21,4 60,9 +39,5
Способность проектировать содержание учебного процесса в условиях инновационной образовательной среды 10,4 58,3 +47,9
Умение проектировать учебно-методическое обеспечение для развития творческого потенциала обучающихся 14,7 51,2 +36,5
Умение оперировать знаниями в области технологий, способствующих творческому развитию личности обучающихся 16,4 61,9 +45,5
Умение разрабатывать методические технологии, выходящие за рамки стандарта, с использованием продуктивных инновационных форм, методов, приемов 20,3 42,5 +22,2
известия вгпу
для реализации поставленной учебной цели и органической совокупности шагов, ведущих к достижению запланированного преподавателем результата» [1], мы разработали задачи с использованием возможностей веб-квес-та по темам «Особенности творческой (креативной) деятельности педагога профессионального обучения», «Методика применения эвристических технологий профессионального обучения», «Проектирование креативной образовательной среды», «Творческие способности будущего педагога профессионального обучения».
Разработанные веб-квесты реализовались через следующие этапы.
1. Определение темы. Это самый ответственный момент, т. к. необходимо достаточно четко и доступно определить роли участников. Преподаватель задает тему и создает проблемную ситуацию, задает роли студентам, сценарий веб-квеста, предлагает предварительный план работы и осуществляет обзор всего веб-квеста.
2. Вербализация задачи. Преподаватель вербализует конкретную задачу в рамках выбранной темы (нами были использованы исследовательские задачи (проект-задачи), креативные, аналитические и научные профессионально-педагогические задачи), при этом он четко определяет итоговый результат самостоятельной работы студентов, задает серию вопросов, на которые нужно найти ответы, определяет проблему, которую нужно решить, определяет позицию, которая должна быть защищена, и указывает на другую деятельность, направленную на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации.
3. Подбор интернет-ресурсов. Преподаватель заранее подбирает и предлагает студентам список ссылок на интернет-ресурсы (названия сайтов с указанными адресами и краткой аннотацией). Такая подборка создается для того, чтобы студенты учились использовать полученную информацию в практических целях.
4. Поиск информации. Студенты начинают сам процесс поиска необходимой информации в Интернете, пользуясь при этом описанием процедуры работы (методические рекомендации, разработанные преподавателями), которую необходимо выполнить каждому студенту самостоятельно.
5. Презентация веб-квеста. Будущие педагоги профессионального обучения представ-
ляют результат - локальный сайт на сервере учебного заведения или интернет-страницу, где указаны тема, цель, средства создания, использованные интернет-ресурсы, перспективные направления работы над темой.
6. Оценка проделанной работы самими студентами. Обсуждение результатов работы над веб-квестами проводилось на занятиях в виде конференции, где студенты имели возможность продемонстрировать собственный практический потенциал.
Веб-квест повышает мотивацию к самообучению, способствует реализации креативного потенциала, самостоятельности и повышению личностной самооценки и, как следствие, формированию креативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения.
После проведения экспериментальной работы было отмечено положительное влияние реализованных средств на показатели креативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения (см. табл. на с. 53).
Проведенное исследование дает основание утверждать, что использование комплекса цифровых педагогических средств обучения способствует расширению содержания профессионально-педагогической подготовки педагогов профессионального обучения и более глубокому овладению знаниями и умениями креативной педагогической деятельности, самосовершенствованию личности в учебно-творческой деятельности, развитию у студентов творческого продуктивного мышления и в итоге позволяет более эффективно формировать креативную компетентность студентов университета.
список литературы
1. Быховский Я.С. Образовательные веб-квес-ты [Электронный ресурс] // Материалы Между-нар. конф. «Информационные технологии в образовании. ИТО-99». URL: http://ito.edu.ru/1999/in/ 1/30015.html (дата обращения: 10.08.2020).
2. Григорьева О.Ю. Реализация технологии «портфолио» в процессе подготовки мастера профессионального обучения // Среднее профессиональное образование. 2010. № 5. С. 36-38.
3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для вузов. 3-е изд. М.: Академия, 2007.
4. Кречетников К.Г. Креативная образовательная среда на основе информационных и телекоммуникационных технологий как фактор саморазвития личности [Электронный ресурс] // Эйдос. 2004. URL: http://www. eidos.ru/j ournal/2004/062210.htm (дата обращения: 11.08.2020).
педагогические науки
5. Куку С.Ю. Електронш портфолю та веб-портфолiо // HayKOBi записки НаУКМА. 2007. № 73: Комп'ютернi науки. С. 23-26.
6. Лебедева М.Б. Электронный портфолио в работе со студентами педагогического университета // Перемена. 2005. Т. 6. № 4. С. 21-25.
7. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М., 2004.
8. Опалько С.Г. Цифровая педагогика в системе образования // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 12. С. 95-97.
9. Фшьо I.G. Методичш засади технологи е-портфолю в професшнш тдготовщ шженерних фахгвщв // Теорш та методика електронного на-вчання: зб. наук. праць. Кривий Pir: НМетАУ, 2012. Вип. 3. С. 314-318.
10. Худоренко Е.А. Роль электронного портфолио в развитии научно-образовательных компетенций студентов высшего профессионального образования [Электронный ресурс] // Статистика и экономика. 2011. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/rol-elektronnogo-portfolio-v-razvitii-nauch no-obrazovatelnyh-kompetentsiy-studentov-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 20.07.2020).
11. Шелехова Л.В. Портфолио как одна из форм организации учебной деятельности по реализации индивидуальной траектории студента: [Электронный ресурс] // Преподаватель высшей школы в XXI веке. 2008. URL: http://www.t21.rgups.ru/ doc2008/4/23.doc (дата обращения: 05.08.2020).
12. Inter/National Coalition for Electronic Portfolio Research [Electronic resource]. URL: http:// ncepr.org/&prev=/search%3Fq%3DInter/National%2 BCoalition%2Bfor%2BElectronic%2BPortfolio (дата обращения: 03.08.2020).
13. March T. Criteria for Assessing Best Web-Quests [Electronic resource]. URL: http://www.best webquests.com/bwq/matrix.asp (дата обращения: 11.08.2020).
* * *
1. Byhovskij Ya.S. Obrazovatel'nye veb-kvesty [Elektronnyj resurs] // Materialy Mezhdunar. konf. «Informacionnye tekhnologii v obrazovanii. ITO-99». URL: http://ito.edu.ru/1999/in/1/30015.html (data ob-rashcheniya: 10.08.2020).
2. Grigor'eva O.Yu. Realizaciya tekhnologii «portfolio» v processe podgotovki mastera profes-sional'nogo obucheniya // Srednee professional'noe obrazovanie. 2010. № 5. S. 36-38.
3. Zaharova I.G. Informacionnye tekhnologii v obrazovanii: ucheb. posobie dlya vuzov. 3-e izd. M.: Akademiya, 2007.
4. Krechetnikov K.G. Kreativnaya obrazova-tel'naya sreda na osnove informacionnyh i telekom-munikacionnyh tekhnologij kak faktor samorazvitiya lichnosti [Elektronnyj resurs] // Ejdos. 2004. URL:
http: //www. eidos.ru/j ournal/2004/062210.htm (data obrashcheniya: 11.08.2020).
5. Kuku S.Yu. Elektronni portfolio ta vebportfo-lio // Naukovi zapiski NaUKMA. 2007. № 73: Komp'-yuterni nauki. S. 23-26.
6. Lebedeva M.B. Elektronnyj portfolio v rabote so studentami pedagogicheskogo universiteta // Pere-mena. 2005. T. 6. № 4. S. 21-25.
7. Morozov A.V., Chernilevskij D.V. Kreativnaya pedagogika i psihologiya: ucheb. posobie. 2-e izd., ispr. i dop. M., 2004.
8. Opal'ko S.G. Cifrovaya pedagogika v sisteme obrazovaniya // Uspekhi sovremennoj nauki. 2016. T. 2. № 12. S. 95-97.
9. Fil'o I.G. Metodichni zasadi tekhnologii e-portfolio v profesijnij pidgotovci inzhenernih fahiv-civ // Teoriya ta metodika elektronnogo navchannya: zb. nauk. prac'. Krivij Rig: NMetAU, 2012. Vip. 3. S. 314-318.
10. Hudorenko E.A. Rol' elektronnogo portfolio v razvitii nauchno-obrazovatel'nyh kompetencij stu-dentov vysshego professional'nogo obrazovaniya [Elektronnyj resurs] // Statistika i ekonomika. 2011. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-elek tronnogo-portfolio-v-razvitii-nauchno-obrazovatelnyh-kompetentsiy-studentov-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya (data obrashcheniya: 20.07.2020).
11. Shelekhova L.V. Portfolio kak odna iz form organizacii uchebnoj deyatel'nosti po realizacii in-dividual'noj traektorii studenta: [Elektronnyj resurs] // Prepodavatel' vysshej shkoly v XXI veke. 2008. URL: http://www.t21.rgups.ru/doc2008/4/23.doc (data obra-shcheniya: 05.08.2020).
Formation of creative competence of future teachers of professional education in the conditions of education's digitalization
The article deals with the issue of the formation of the creative competence of future teachers of the professional education in the conditions of the education's digitalization. There is revealed the potential of the electronic portfolio in the organization of the educational work aimed at the implementation of the individual trajectory of the development of the personality in the professional education. The authors substantiate the importance of the web-quest as one of the efficient means of the formation of the creative competence. There are defined the stages of their implementation in the educational process.
Key words: digitalization of education, digital learning tools, creative competence, electronic portfolio, web-quest, teachers' training of professional education.
(Статья поступила в редакцию 18.08.2020)