Научная статья на тему 'Концептуальная модель формирования креативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения'

Концептуальная модель формирования креативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ / КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / DESIGN / CONCEPTUAL MODEL / FORMATION / CREATIVITY / CREATIVE COMPETENCY / FUTURE VOCATIONAL EDUCATION PEDAGOGUE / VOCATIONAL TRAINING / PEDAGOGIC CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковенко Татьяна Викторовна

В статье раскрыты теоретические основы построения модели формирования креативной компетентности будущего педагога профессионального обучения. В данной модели учтены структура и содержание самой креативной компетентности; представлены основные характеристики системы профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения к инновационной креативной деятельности. В модели выделены взаимосвязанные между собой четыре подсистемы: концептуальная, содержательная, процессуально-технологическая и результативно-рефлексивная. В статье определены педагогические условия эффективной реализации модели формирования креативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковенко Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual model of formation of creative competency of future vocational education pedagogue

Theoretical bases of creation of model of formation of creative competency of future vocational education pedagogue are disclosed in the article. Structure and content of creative competency proper are considered in this model; the main features of the system of professional preparation of future vocational education pedagogue to innovative creative activity are presented. Four interconnected subsystems conceptual, substantial, procedural-technological and productive-reflexive are allocated in the model. Pedagogic conditions of effective realisation of the model of formation of creative competency of future vocational education pedagogue are determined in the article.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель формирования креативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения»

йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-3-166-171 УДК 377

Яковенко Татьяна Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко

jakovenkot@mail.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье раскрыты теоретические основы построения модели формирования креативной компетентности будущего педагога профессионального обучения. В данной модели учтены структура и содержание самой креативной компетентности; представлены основные характеристики системы профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения к инновационной креативной деятельности. В модели выделены взаимосвязанные между собой четыре подсистемы: концептуальная, содержательная, процессуально-технологическая и результативно-рефлексивная. В статье определены педагогические условия эффективной реализации модели формирования креативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения.

Ключевые слова: проектирование, концептуальная модель, формирование, креативность, креативная компетентность, будущий педагог профессионального обучения, профессиональная подготовка, педагогические условия.

Рассматривая инновационные изменения, происходящие в промышленности, науке и бизнесе мы видим необходимость качественного преобразования будущей профессиональной деятельности специалистов, от которых общество будет требовать овладение не просто высоким уровнем профессиональных компетентно-стей, но и непосредственно их готовность к освоению инноваций и внедрению в профессиональную деятельность. Мы согласны с мнением В.П. Жуковского, Н.А. Жуковской, Л.А. Скворцовой о том, что все изменения требуют повышения качества деятельности педагога, который осуществляет трансферт инноваций в образовательную среду [2, с. 12]. Подготовка профессионалов, способных к работе в новых условиях, возможна при условии формирования креативных качеств и способностей у тех педагогов, которые в дальнейшем будут работать в системе профессионального образования и готовить рабочие кадры. В связи с этим актуализируется проблема разработки модели формирования креативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения.

Проведенный нами анализ научных публикаций по обозначенной проблематике (И.Е. Бряко-вой, Н.А. Брюхановой, А.Н. Воронина, А.М. Дав-тян, Н.В. Зеленко, Н.И. Лазарева, А.В. Морозова, А.В. Растянникова, Ф.В. Шариповой, Д.В. Черни-левского и др.) позволил констатировать тот факт, что практически не обнаружено содержательного наполнения комплексного понятия «креативная компетентность педагога профессионального обучения». И только в обобщенном виде, как один из компонентов профессиональной компетентности, Н.А. Брюханова, Н.И. Лазарев рассматривают формирование креативной компетентности инженера-педагога.

Целью данной статьи является раскрытие концептуальных основ построения такой модели формирования креативной компетентности будущего педагога профессионального обучения, которая

будет способствовать становлению нового типа специалиста - педагога-исследователя, педагога-творца, который, имея личностно-профессио-нальную позицию относительно педагогических и иных инноваций и обладая творческой индивидуальностью, будет создавать пространство развития креативных индивидуальных качеств личности обучающегося.

Прежде чем рассматривать модель формирования креативной компетентности будущего педагога профессионального обучения, определимся с ключевым понятием «креативная компетентность».

В педагогической литературе часто используется и уже устоялись понятия «компетентность» и «профессиональная компетентность». Проведенный анализ научных работ российских и зарубежных ученых (В.С. Безруковой, Т.Г. Браже, Б. А. Глухова, В. А. Демина, И.А. Зимней, И.М. Кондакова, В.Г. Костомарова, Н.Г. Нычкало, В.Г. Рын-дак, Г.С. Смирновой, А.В. Хуторского, С.Е. Ши-шова и др.), показал, что общим для них является рассмотрение профессиональной компетентности как совокупности знаний, умений, навыков, способностей и готовности решать проблемы и задачи, характерные для определенной профессиональной деятельности, а также профессионально важных качеств личности, опыта деятельности.

Учитывая специфику профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения, в структуре его профессиональной компетентности мы, вслед за Н.А. Брюхановой [1, с. 251-255], выделили: методологическую, проектировочную, коммуникативную, менеджерскую, научно-исследовательскую и креативную компетентности.

Несмотря на различные подходы к определению креативной компетентности, И.Е. Брякова, Л.Р. Во-тякова, Р.У Давлетова, А.М. Давтян, С. С. Занаев, Е.В. Коточигова, А.Г. Нафиева, Е.Н. Пономарева, О.В. Соловьева, Н.А. Тимофеева, Л.А. Халилов, А.Г. Шумовская и другие делают акцент на спо-

Вестник КГУ Л 2019

© Яковенко Т.В., 2019

166

собности личности создавать новое, способности к творчеству, на принятие нового, нестандартного.

Мы будем понимать креативную компетентность педагога профессионального обучения как интегральное качество личности педагога, характеризующееся согласованием знаний, умений, навыков и способностей, необходимых для творческой деятельности по развитию профессионально-творческих способностей обучающихся и для саморазвития собственных творческих способностей.

Процесс формирования креативной компетентности у будущих специалистов профессионального образования целесообразно с помощью концептуальной модели, представленной «целостной совокупностью структурных и функциональных компонентов педагогической деятельности, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии между собой для обеспечения достижения педагогических целей и результативности образовательного процесса на основе распознавания и учета обу-ченности, воспитанности, особенностей участников педагогического процесса и его компонентов в вузе» [5, с. 398].

В соответствии с логикой создания концептуальной модели [3, с. 129], нами были определены этапы проектирования модели формирования креативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения.

Определяя границы модели формирования креативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения, нами были учтены особенности формирования креативной компетентности, как составляющей профессиональной компетентности. Отправной точкой, с которой будущий педагог профессионального обучения начинает работать над формированием своей креативной компетентности является период обучения в профессионально-педагогическом учреждении высшего образования. При этом, мы считаем, что не существует конечной точки процесса развития креативных способностей обучающихся, поскольку эта компетентность динамическая и требует от педагога понимания потребности в самосовершенствовании в области педагогического творчества.

Целью разрабатываемой концептуальной модели определено формирование креативной компетентности в системе непрерывного профессионального образования студентов направления «Профессиональное обучение», путем обеспечения педагогических условий, которые основываются на системе подходов, принципов, содержательных компонентов, единстве ее взаимосвязанных подсистем, реализации которых способствует формированию этой компетентности у будущих педагогов профессионального обучения (рис. 1).

Сложность функционирования концептуальной модели формирования креативной компетентности будущих педагогов профессионального обу-

чения обусловлена наличием взаимосвязанных между собой четырех подсистем: концептуальной, содержательной, процессуально-технологической и результативно-рефлексивной. При этом следует учесть, что эти подсистемы будут эффективно взаимодействовать при соблюдении определенных педагогических условий, отвечающих социальному заказу общества и потребностям педагогической практики. Под педагогическими условиями формирования этой компетентности понимаем совокупность мероприятий образовательного процесса, связанных с факторами, определяющими их ход и оказывающими прямое влияние на все компоненты этой компетентности, определяя уровень ее сформированности и учитывая поэтапность и вариативность самого процесса формирования искомой компетентности. К таким условиям мы отнесли: формирование мотивационной установки на реализацию креативной компетентности; создание креативной образовательной среды; овладение креативными технологиями профессионального обучения; подготовка преподавателей к обеспечению процесса формирования креативной компетентности у будущих педагогов профессионального обучения.

Детальнее рассмотрим все подсистемы концептуальной модели формирования креативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения.

Концептуальная подсистема является базовой и предназначена для обоснования целей и задач формирования креативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения; выделения тех научных подходов, принципов обучения, которые обусловят эффективное функционирование этой концептуальной модели в системе высшего профессионального обучения; определения факторов влияния на формирование креативной компетентности будущих педагогов профессиональной школы.

Максимально полно учесть суть и особенности структуры креативной компетентности и выстроить стратегическую линию ее формирования позволяют системный, синергетический, компе-тентностный, личностно-ориентированный, дея-тельностный, креативный подходы.

В качестве основных принципов формирования креативной компетентности мы определили: общие дидактические принципы: научности, систематичности, непрерывности, единства теоретической и практической подготовки, гуманизации, индивидуализации, самоорганизации и т.д. Также определены и специфические принципы: профессионально-творческой направленности образовательного процесса, движения от потенциальной к актуальной креативности, творческой активности, творческой самостоятельности, формирования ориентировочно-поисковой позиции, инновацион-

Концептуальная подсистема

У

Цель: формирование креативной компетентности студентов направления «Профессиональное обучение»

Научные подходы: системный, синергетнческни, компетентностнын. .тичностно-орнентнрованньгй. деятельностный. креативный

Принципы: общие дидактические (научности, систематичности, непрерывности, единства теоретической и практической подготовки, гуманизации, индивидуализации, самоорганизации и т.д.), специфические (профессионально-творческой направленности образовательного процесса, движения от потенциальной к актуальной креативности, творческой активности, творческой самостоятельности, 4 ориентировочно-поисковой позиции, инновационное™, рефлексивности деятельности, диагностичности)

Факторы влияния: субъективные (материально-техническое обеспечение, методическое обеспечение); объективные (мотивы, психологическая готовность, личностные качества)

<

Содержательная подсистема

О '

Раскрывает сущность креативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения через взаимосвязанные компоненты

Личностно-ценностный компонент: ценностно-творческие представления и приоритеты, способности к самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной информации, ее непосредственное использование в педагогической деятельности; стремление к личностному самовыражению в творческой деятельности; желание обеспечить благоприятные условия для творческого развития обучающихся

Когнитивный компонент: знания методологических основ н категорий педагогической эвристики и психологии творчества, закономерностей творческого саморазвития личности педагога и самоактуализации его профессионально-креативного потенциала: основ профессионального педагогического творчества; методикии организации творческого учебного процесса; условий творческого развития личности обучаемого; основ проектирования содержания учебного творческого процесса и дидактических средств; технологий творческого развития и саморазвития; креативных технологий обучения и воспитания

Функпионально-деятельностный компонент: умения, навыки, направленных на осуществление креативной деятельности в процессе профессионально-педагогической подготовки

Процессуально-технологическая

Технологии формирования креативной компетентности

Содержание: программы дисциплин «Введение в профессионально-педагогическую специальность», «Методика профессионального обучения». «Основы инженерно-педагогического творчества». «Дидактические основы профессионального обучения», «Креативные технологии обучения», спецкурса «Практикум по решению профессионально-педагогических задач», практик. БКР

Методы: проблемные, интерактивные, эвристические,

исследовательские, метод проектов, метод анализа учебных ситуаций, передового педагогического опыта др.

Формы: проблемные лекции, частично-поисковые и эвристические беседы, беседы-дискуссии, тренинги, семинары и др.

Средства: пособия, творческие задачи, проблемные ситуации, кейсы, портфолио и др.

<

Диагностико-результативная подсистема

Уровни формирования креативной компетентности

Информационно-репродуктивный Продуктивно-алгоритмический Креативно-аналитический

Критерии и показатели эффективности формирования креативной компетентности

Личностно-ценностный Когнитивный Функционально-деятетьно стный

<

Результат: сформированность креативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения

Рис. 1. Концептуальная модель формирования креативной компетентности будущих педагогов

профессионального обучения

Вестник КГУ Л 2019

168

ности, рефлексивности деятельности, диагностич-ности [4, с. 69-71].

Результаты опроса педагогов, работающих в системе среднего профессионального образования, позволили определить факторы, влияющие на формирование креативной компетентности: недостаточная материально-техническая база; недостаточная профессиональная и психологическая готовность к творческой профессионально-педагогической деятельности; непонимание, когда, как и для чего использовать различные креативные технологии; мотивы, побуждающие к креативной деятельности.

Следующая, содержательная подсистема, раскрывает сущность креативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения через взаимосвязанные ее компоненты:

- личностно-ценностный компонент, отражающий присущие педагогу профессионального обучения ценностно-творческие представления и приоритеты, а также способности к самообучению. Сюда же включаются умения поиска и творческой переработки полезной информации, ее непосредственное использование в педагогической деятельности; стремление к личностному самовыражению в творческой деятельности; желание обеспечить благоприятные условия для творческого развития обучающихся;

- когнитивный компонент, представленный совокупностью знаний методологических основ и категорий педагогической эвристики и психологии творчества, закономерностей творческого саморазвития личности педагога и самоактуализации его профессионально-креативного потенциала; основ профессионального педагогического творчества; методики и организации творческого учебного процесса; условий творческого развития личности обучаемого; основ проектирования содержания учебного творческого процесса и дидактических средств; технологий творческого развития и саморазвития; креативных технологий обучения и воспитания;

- функционально-деятельностный компонент, отражающий совокупность умений, навыков, направленных на осуществление креативной деятельности в процессе профессионально-педагогической подготовки.

Процессуально-технологическая подсистема, направленная на установление связей структуры объекта с выполняемыми функциями, предусматривает поэтапную реализацию процесса формирования креативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения:

I этап - адаптационно-ориентировочный - подготавливает будущих педагогов профессионального обучения к формированию креативных качеств путем сообщения знаний об особенностях креативной деятельности, диагностирования уровня потенциальной креативной компетентности сту-

дентов, формирования положительной мотивации к самореализации в творчестве. На этом этапе параллельно с диагностикой креативного потенциала студентов в нормативную учебную дисциплину «Введение в профессионально-педагогическую специальность» был включен содержательный аспект модели формирования креативной компетентности, создавая основу для интеграции содержания всех последующих учебных дисциплин. На данном этапе использовались проблемные лекции, частично-поисковая и эвристическая беседы, беседы-дискуссии, методы наблюдения и анализа педагогического процесса, учебных ситуаций, передового педагогического опыта.

II этап - репродуктивно-творческий - предусматривает предоставление студентам возможности для проявления творчества в процессе отбора, комбинирования, трансформации усвоенных ранее знаний и способов деятельности в соответствии с новой учебной ситуацией, моделирования компонентов учебно-воспитательного процесса с внесением элементов новизны. Данный этап обеспечивается: в содержательном плане - учебной дисциплиной «Дидактические основы профессионального обучения», где раскрывались понятия «креативогенная природа профессионально-педагогической деятельности», «методическое творчество», «педагогическая креативность», «профессионально-креативные качества педагога профессионального обучения», «креативная компетентность» и др. Этот же этап в технологическом плане реализуется: интерактивными формами лекций, интенсивными формами и методами проведения практических и лабораторных занятий, а также приемами создания проблемных ситуаций, постановки проблемных вопросов и т.д.

III этап - творческо-репродуктивный - направленный на формирование у будущих специалистов творческого подхода к педагогической деятельности путем не только полного учета факторов учебной ситуации в процессе планирования занятия, но и гибкости и пластичности педагогического мышления, когда студент способен скорректировать подготовленный проект в соответствии с изменениями в реальной учебной ситуации. На данном этапе осуществляется максимальное приближение студентов к будущей профессии путем использования эвристических, исследовательских методов, интерактивных форм при проведении практических и лабораторных занятий по дисциплинам «Методика профессионального обучения», «Основы инженерно-педагогического творчества», при прохождении педагогической практики.

IV этап - креативный этап - предусматривает приобретение опыта креативной деятельности в сфере разработки проектов и планирования работы с обучающимися, осознание ее ценности для личного и профессионального развития. Дан-

ный этап в содержательном плане обеспечивался учебной дисциплиной «Креативные технологии обучения» и спецкурсом «Практикум по решению профессионально-педагогических задач». В них предусматривалось ознакомление с сущностью креативной компетентности будущих педагогов, методами, приемами и технологиями ее формирования, а также использования метода проектов, педагогического тренинга, разработки дидактических игр с использованием креативных педагогических технологий.

В искомой модели выделено диагностико-ре-зультативную подсистему, включающую критерии, показатели, уровни и ожидаемый результат формирования креативной компетентности у будущих педагогов профессионального обучения. Назначение этой подсистемы:

- выявить исходное состояние сформирован-ности у студентов искомой компетентности; разработка на основе этих данных индивидуальной траектории освоения студентами способов креативных проявлений в будущей профессиональной деятельности;

- оценивание достигнутых результатов в формировании креативной компетентности с помощью личностно-ценностного, когнитивного и функционально-деятельностного критериев и показателей каждого критерия. Они определяют степень овладения креативной компетентностью, и соответствуют одному из уровней развития этой компетентности (информационно-репродуктивному, продуктивно-алгоритмическому или креативно-аналитическому);

- дальнейшая коррекция результатов в соответствии с индивидуальной траекторией освоения студентами способов творческой (креативной) профессионально-педагогической деятельности.

Оценка осуществлялась путем диагностики данного критерия по соответствующим показателям, отражающим её содержательные, структурные и динамические особенности и определяющим способность реализовать основные ее функции, используя прямое и косвенное тестирование, наблюдение, количественный и качественный анализ экспертных оценок, самооценок, естественный эксперимент и др.

Основным результатом, который должен быть достигнут при реализации данной модели, является оценка эффективности формирования креативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения.

Благодаря активному внедрению рассмотренной выше концептуальной модели формирования креативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в процесс профессиональной подготовки студентов направления «Профессиональное обучение» Стахановского учебно-научного института горных и образова-

тельных технологий, Украинской инженерно-педагогической академии, Луганского национального университета имени Тараса Шевченко в период 2012-2018 гг. была подтверждена ее эффективность. Так, возросло количество выпускников направления подготовки «Профессиональное обучение», которые имеют креативно-аналитический уровень сформированности креативной компетентности, на 24.8%. Количество студентов, имеющих продуктивно-алгоритмический уровень, увеличилось на 11,2%, при том, что на 36% уменьшилось количество студентов с информационно-репродуктивным уровнем сформированности креативной компетентности.

Таким образом, концептуальная модель, являясь мысленным абстрактным, идеальным, теоретически обоснованным образом исследуемого процесса, позволила определить оптимально общую структуру, функциональные свойства, этапы, педагогические условия и способы реализации, необходимые ресурсы, существенные причинно-следственные взаимосвязи и зависимости между компонентами процесса формирования креативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в условиях их профессиональной подготовки в высшем учебном заведении. В данной модели, несмотря на имеющуюся определенную упрощенность и ограниченность по отношению к оригиналу моделирования, учтены структура и содержание самой креативной компетентности.

Библиографический список

1. Брюханова Н. О. Основи педагопчного проек-тування в шженерно-педагопчнш освт. - Харшв: НТМТ, 2010. - 438 с.

2. Жуковский В.П., Жуковская Н.А., Скворцо-ва Л.А. Развитие конкурентоспособности педагога в условиях современного социально-профессионального пространства // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика». - 2018. - № 1. -С. 12-15.

3. Темербекова А.А. Концептуальная модель формирования информационной компетентности учителя // Мир науки, культуры, образования. -2009. - № 2 (14). - С. 128-132.

4. Теоретико-практические аспекты инженерно-педагогического образования / под ред. В.О. Зинченко. - М.: Мир науки, 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://17^тп. сот/РБР/24МХЫРМ 18 .р^ (дата обращения: 17.11.2018).

5. Чесноков А.В. Авторская концептуальная модель и технология формирования профессиональных компетенций педагогов физической культуры // Сибирский педагогический журнал. -2009. - № 1. - С. 397-407.

170

Вестник КГУ ^ 2019

References

1. Bryuhanova N.O. Osnovi pedagogichnogo proektuvannya v inzhenerno-pedagogichnij osviti. -Harkiv: NTMT, 2010. - 438 s.

2. ZHukovskij V.P., ZHukovskaya N.A., Skvorcova L.A. Razvitie konkurentosposobnosti pedagoga v usloviyah sovremennogo social'no-professional'nogo prostranstva // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika». - 2018. - № 1. - S. 12-15.

3. Temerbekova A. A. Konceptual'naya model' formirovaniya informacionnoj kompetentnosti

uchitelya // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. -2009. - № 2 (14). - S. 128-132.

4. Teoretiko-prakticheskie aspekty inzhenerno-pedagogicheskogo obrazovaniya / pod red. V.O. Zinchenko. - M.: Mir nauki, 2018 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://izd-mn.com/ PDF/24MNNPM 18.pdf (data obrashcheniya: 17.11.2018).

5. CHesnokov A.V. Avtorskaya konceptual'naya model' i tekhnologiya formirovaniya professional'nyh kompetencij pedagogov fizicheskoj kul'tury. // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. - 2009. - № 1. - S. 397-407.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.