Научная статья на тему 'Построение модели дуальных профессиональных компетентностей будущих инженеров-педагогов компьютерного профиля'

Построение модели дуальных профессиональных компетентностей будущих инженеров-педагогов компьютерного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРЫ-ПЕДАГОГИ КОМПЬЮТЕРНОГО ПРОФИЛЯ / ДУАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ДУАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ENGINEERS-TEACHERS OF COMPUTER PROFILE / DUAL PROFESSIONAL TRAINING CONTENT / DUAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хоменко Виталий Григорьевич

Статья посвящена проблеме проектирования и разработки системы дуального содержания профессиональной подготовки будущих инженеров-педагогов компьютерного профиля. Проведен анализ ряда подходов к разработке структуры и моделирования содержания профессиональной подготовки. Определены требования к разработке системы дуального содержания профессиональной подготовки будущих инженеров-педагогов. Проанализирована профессиональная детальность как основа для разработки подсистемы дуальных профессиональных компетентностей системы дуального содержания профессиональной подготовки. Разработана модель и спроектирована подсистема дуальных профессиональных компетентностей будущих инженеров-педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хоменко Виталий Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of design and development of the dual content system of vocational training of future engineers-teachers of the computer profile. The analysis of a number of approaches to the development of the structure and modeling of professional training content is carried out. The requirements for the development of the dual system content of professional training of future engineers-teachers are determined. The professional detail as a basis for development of a subsystem of dual professional competence of the dual system content of professional training is analyzed. A model is developed and a subsystem of dual professional competences of future engineers-teachers is designed.

Текст научной работы на тему «Построение модели дуальных профессиональных компетентностей будущих инженеров-педагогов компьютерного профиля»

Построение модели дуальных профессиональных компетентностей будущих инженеров-педагогов компьютерного профиля

Хоменко Виталий Григорьевич профессор, к.т.н., декан факультета компьютерных и энергосберегающих

технологий,

Бердянский государственный педагогический университет, ул. Шмидта, 4, г. Бердянск, Запорожская обл., Украина, 71100, +380505907432

v_g_homenko @ukr. net

Аннотация

Статья посвящена проблеме проектирования и разработки системы дуального содержания профессиональной подготовки будущих инженеров-педагогов компьютерного профиля. Проведен анализ ряда подходов к разработке структуры и моделирования содержания профессиональной подготовки. Определены требования к разработке системы дуального содержания профессиональной подготовки будущих инженеров-педагогов. Проанализирована профессиональная детальность как основа для разработки подсистемы дуальных профессиональных компетентностей системы дуального содержания профессиональной подготовки. Разработана модель и спроектирована подсистема дуальных профессиональных компетентностей будущих инженеров-педагогов.

The article deals with the problem of design and development of the dual content system of vocational training of future engineers-teachers of the computer profile. The analysis of a number of approaches to the development of the structure and modeling of professional training content is carried out. The requirements for the development of the dual system content of professional training of future engineers-teachers are determined. The professional detail as a basis for development of a subsystem of dual professional competence of the dual system content of professional training is analyzed. A model is developed and a subsystem of dual professional competences of future engineers-teachers is designed.

Ключевые слова

Инженеры-педагоги компьютерного профиля, дуальное содержание профессиональной подготовки, дуальные компетентности; Engineers-teachers of computer profile, dual professional training content, dual competencies.

Введение

Скорость обновления инженерных и технических знаний и компетентностей неуклонно растет. В большинстве отраслей наблюдается ускорение инновационного цикла - времени между научной разработкой и внедрением технологии на производстве [1]. Современное инженерно-педагогическое образование предназначено для удовлетворения потребностей общества в профессиональных образовательных услугах на основе подготовки, переподготовки и повышения

квалификации высококвалифицированных преподавателей для преподавания профессиональных и общетехнических дисциплин, а также осуществления производственного обучения в учреждениях системы допрофессионального образования, профессионально-технического образования и высшего профессионального образования.

Педагогическая профессиональная деятельность инженера-педагога является дуальной, и предполагает владение профессионально-педагогическими знаниями и умениями являющимися синтезированными: инженерными и психолого-педагогическими. А поскольку профессионально-педагогические умения инженера-педагога представляются обобщенными [2], то и профессиональные компетентности такого специалиста также должны быть обобщенными (или дуальными), то есть общими для преподавателя практического обучения и специалиста в области компьютерных технологий.

Содержание инженерной подготовки будущего инженера-педагога не отличается от содержания подготовки инженера соответствующего направления, что приводит к противоречию между технологической направленностью дисциплин и инженерно-педагогической деятельностью выпускников. Подготовка специалистов данного направления является бинарной и осуществляется как сумма отдельных составляющих, интеграция которых целенаправленно происходит только с помощью учебной дисциплины «Методика профессионального обучения» и педагогической практики, что является недостаточным, и проявляется в противоречии между компетентностью подготовки и целостностью профессиональной деятельности, четко определенной в квалификационной характеристике. Усиление психолого-педагогической подготовки инженера-педагога происходит путем увеличения объема количества педагогических учебных дисциплин не возможно, так как приводит к нарушению сроков и норм учебной нагрузки, и как следствие негативно отражается на объеме инженерной подготовки.

Одним из путей решения выявленной проблемы является разработка системы дуального содержания профессиональной подготовки будущих инженеров-педагогов компьютерного профиля путем оптимизации образовательного процесса на основе более глубокой интеграцией психолого-педагогической и инженерной подготовки, опосредованного введения в каждую специальную дисциплины элементов методики ее преподавания.

Теоретические основы разработки системы дуальных профессиональных компетентностей как основы дуального содержания профессиональной подготовки

Обоснование и разработка дуального содержания профессиональной подготовки будущих инженеров-педагогов компьютерного профиля является сложной системной проблемой, которая требует тщательного комплексного анализа и разработки. К концептуальным общенаучным принципам можно отнести положение о необходимости разработки дуального содержания профессиональной подготовки на основе методов системного подхода для формализации представления модели дуального содержания [2; 3; 4; 5].

В соответствии с классификацией выделения структур [4; 6] для разработки дуального содержания профессиональной подготовки будем использовать выделение двух подсистем одной и той же системы в качестве внутренней и внешней подструктур. В нашем случае каждый из базисных компонентов одной из подсистем содержания профессиональной подготовки входит в нее дважды, во-первых, в качестве сквозной линии по отношению к внешним структурным элементам; во-

вторых, выступает в качестве одного из внешних (апикальных) явно выраженных элементов.

Так, первая дуальность соответствует структурной дуальности профессиональной подготовки будущих инженеров-педагогов, которая заключается в глубокой взаимной интеграции содержания инженерной и психолого-педагогической подготовки и выступает в качестве внешней подсистемы.

Вторая дуальность является функциональной и порождается первой как следствие дуализации структуры содержания профессиональной подготовки в процессе учебной дальности будущих специалистов. Такая дуальная учебная деятельность предполагает одновременную деятельность будущего инженера-педагога как в роли студента так и в роли преподавателя технической дисциплины.

Итак, система дуального содержания профессиональной подготовки должна состоять из двух дуальных подсистем: структурной и функциональной.

В своем исследовании Н. Лазарев [7] утверждает, что структурированность содержания определяется степенью осознания и выявление главных закономерностей и принципов, действующих в предметной области. Поэтому главные закономерности предметной области профессиональной подготовки будущих инженеров-педагогов позволяют специалисту решать конкретные производственные, педагогические, научные и другие задачи. То есть система дуального содержания профессиональной подготовки должна включать в себя знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности.

С целью обеспечения разработки дуального содержания профессиональной подготовки и управления развитием профессионально-важных качеств будущих инженеров-педагогов на основе положений, приведенных в научных работах Н. Дроздова [8], В. Романова [9], В. Спицнаделя [10], определим основные требования к разработке системы дуального содержания профессиональной подготовки будущих инженеров-педагогов:

1. Дуальная система содержания должна образовывать совокупность качественно разнородных элементов, которые сами могут рассматриваться как системы, образуя иерархические структуры.

2. Дуальная система содержания должна характеризоваться наличием интегративных связей между качественно разнородными элементами системы содержания и их свойствами. Наличие интегративных связей в системе дуального содержания отличает ее от систем бинарного содержания, которые представляют собой конгломерат отдельных содержательных объектов инженерной и психолого-педагогической профессиональной подготовки и деятельности. Главными интегративными связями в системе дуального содержания профессиональной подготовки должны выступать такие связи: «единичное-общее», «общее-общее», «общее-единичное», «общее-особенное».

3. Для уменьшения степени неопределенности в дуальной системе содержания необходимо разработать определенную организацию и структуру. Для структурной подсистемы дуального уровня характерны линейная и иерархическая структуры, а в функциональной подсистеме преобладают разветвленная, концентрическая и циклическая структуры.

4. Система дуального содержания профессиональной подготовки должна определяться следующими свойствами: неадитивнисть и эмерджентность. То есть эффект деятельности системы не равен эффекту деятельности каждой ее подсистемы отдельно, а главные цели деятельности каждого отдельного элемента системы не совпадают с целями деятельности всей системы.

5. Дуальная система должна быть бесконечно структурированной в направлении декомпозиции подсистем.

6. Система дуального содержания профессиональной подготовки должна характеризоваться наличием одних и тех же свойств и методов анализа на любом уровне иерархии системы.

Реализацию этих требований при разработке системы дуального содержания, по нашему мнению, возможно осуществить с помощью поэтапной декомпозиции системы профессиональной подготовки будущего инженера-педагога.

Метод декомпозиции при разработке системы дуального содержания позволяет осуществить последовательное расчленение системы на подсистемы, которые, в свою очередь, могут быть разделены на составляющие. Если полученные в результате декомпозиции подсистемы не элементарны, то есть не доступны на этом уровне описания для использования, то необходимо осуществить их дальнейшее разбиение. Разбиения системы на подсистемы в общем случае может быть выполнено неоднозначным образом и определяется составом признаков декомпозиции и порядком их использования [9].

Для представления содержания профессиональной подготовки наиболее подходящей является семантическая сетевая модель. Однако она нуждается в совершенствовании, заключающемся в возможности реализации свойств, которые соответствуют следующим требованиям:

- учет психических процессов, механизмов восприятия и усвоения знаний;

- универсальность разработанных иерархических структур элементов содержания профессиональной подготовки;

- представление структурных отношений объектов содержания профессиональной подготовки.

Первым шагом решения этой проблемы является разработка структурных моделей системы дуального содержания профессиональной подготовки, представляющих взаимосвязь инженерной и психолого-педагогической компонент дуального дидактического процесса. Психологическая наука разработала достаточное количество моделей презентации объектов. К наиболее эффективным относятся признаковые модели Ф. Кликса [11] и Н. Лазарева [7].

Рассмотрим признаковую модель репрезентации понятий в памяти человека Ф. Кликса [11]. Автор выделяет в качестве главного понятия «признак», под которым необходимо понимать обобщение всех единиц памяти. В качестве признаков также необходимо рассматривать сложные признаки и комплексные отношения между единицами памяти. Использование признаков позволяет различать между собой репрезентацию понятий.

Признаковая модель репрезентации понятий Ф. Кликса состоит из фонетико-грамматических, комплексных, необходимых, случайных и характерных признаков (рис. 1).

Рис. 1. Признаковая модель репрезентации понятий Ф. Кликса

Несмотря на то, что эта модель является наиболее универсальной, поскольку имеет определенную структуру, она остается нечеткой относительно специфики содержательного наполнения для использования при разработке дуального

содержания профессиональной подготовки. Так, подмножество комплексных признаков состоит из общих признаков, которые могут соответствовать различным компетентностям и не позволяют исследовать конкретную профессиональную компетентность, а подмножество случайных признаков содержит все признаки, которые представляют компетентности и содержательные модули, что затрудняет идентификацию.

Рассмотрим модель репрезентации декларативных знаний предложенную Н. Лазаревым [7]:

Р = (Я, 8, Б, Н},

где Р - имя, слово или словосочетание, которое означает имя понятия;

Я (Я1, Я2, ..., Я1) - множество иерархических признаков, которые представляют назначение и использование объекта (признаки назначения);

8 (81, 82, ..., 8х) - множество иерархических признаков, которые представляют структуру, состав, устройства или конструкцию объекта (признаки состава);

Б (Б1, Б2, ..., Бу) - множество иерархических признаков, которые представляют принципы и механизмы действия и функционирования объекта (признаки принципа действия);

Н (Н1, Н2, ..., Нп) - множество иерархических признаков, которые представляют параметры, характеристики и свойства объекта (признаки параметров).

Модель содержит декларативный набор множества признаков, а последовательность их изучения и количество на каждом шагу определяется конкретными целями.

Эта модель репрезентации знаний профессиональной подготовки может быть использована в трех формах: интегративно-логической, структурно-логической и в форме множественного числа признаков.

Для разработки структурной модели дуального содержания профессиональной подготовки целесообразно использовать модель Н. Лазарева в структурно-логической форме и интегрировать ее с элементами семантической сети.

Модель дуальных профессиональной компетентностей будущих инженеров-педагогов компьютерного профиля

Использование рассмотренных выше концептов основанных на философских, общенаучных и психолого-педагогических методах и моделях позволяют:

- реализовать логическое упорядочение элементов содержания профессиональной подготовки с помощью системы профессиональных дуальных компетентностей;

- реализовать с помощью соответствующих моделей структурную дуализацию содержания инженерной и психолого-педагогической профессиональной подготовки будущих инженеров-педагогов;

- реализовать с помощью моделей дуального содержания структурное упорядочение элементов инженерной и психолого-педагогической профессиональной подготовки будущих инженеров-педагогов компьютерного профиля.

Для разработки системы профессиональных дуальных компетентностей, как компонента теории дуального содержания профессиональной подготовки, рассмотрим существующие подходы к определению профессиональных компетентностей.

Подготовка квалифицированных специалистов является одной из основных целей образовательного процесса [7]. Инженерно-педагогическое образование по

своей сути является дуальным [12, с. 48]. Оно детерминируется структурой инженерного объекта изучения и структурой педагогического объекта изучения, структурой деятельности специалиста в определенной производственной отрасли и соответствующей педагогической деятельностью. То есть прослеживается двойственность содержания профессиональной подготовки, как на уровне структуры, так и на деятельностном уровне. Это соответствует соотношению философских категорий «пространство» и «время», и является их прямым отражением в учебном процессе.

Ключевым в проблеме разработки системы дуальных профессиональных компетентностей является выделение профессиональной деятельности, как основы для их разработки.

Рассмотрим основные подходы к выделению профессиональных компетентностей с целью разработки системы дуальных профессиональных компетентностей инженеров-педагогов компьютерного профиля.

Основная идея выделения дуальных профессиональных компетентностей заключается в том, что главный результат профессиональной подготовки будущих инженеров-педагогов заключается в способности и готовности специалиста к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально значимых ситуациях.

Основные направления формирования профессиональной компетентности инженера-педагога могут быть определены с помощью анализа содержания и характера его работы, а также профессиональной деятельности.

Компетентность появляется, разворачивается и раскрывается в процессе не абстрактной, а конкретной деятельности. В связи с этим можно подчеркивать, что компетентность - это умение и культура осуществлять определенную деятельность. Такая позиция совпадает с позицией Международного департамента стандартов обучения, достижения и образования: «понятие «компетентность» определяется как способность квалифицированно осуществлять деятельность...» [13, с. 20].

По мнению ученых [13; 14; 15], характерными признаками ключевых профессиональных компетентностей являются такие характеристики:

- многофункциональность (овладение компетентностями позволяет решать различные проблемы в повседневной жизни и профессиональной деятельности);

- принадлежность к метаобразовательной области (компетентности является надпредметными и междисциплинарными и могут применяться в различных ситуациях);

- интелектоемкость (компетентности предусматривают наличие общего и профессионального интеллекта, требуют абстрактного и профессионального мышления, саморефлексии, самоидентификации, самооценки и т.д.);

- многомерность (включают разнообразные умственные процессы: аналитические, коммуникативные, «ноу-хау», здравый смысл и т.д.) [16, с. 43].

Усвоения знаний, умений, развитие личностных качеств является определенным вкладом в формирование компетентности будущего специалиста и выступает итоговой целью профессиональной подготовки. В учебном процессе реализуется обобщенная модель определенного профиля профессиональной деятельности специалиста, согласно которой студент должен получить знания, овладеть конкретными видами деятельности, выработать и развить профессионально важные качества. Через компетентности осуществляется обобщение информации об объекте, средствах деятельности, субъекте в образе действий, обеспечивающих качественное выполнение определенной работы. В совокупности компетентности организуют решения профессиональной задачи в заданном направлении деятельности.

Анализ научных работ [15; 17] по проблеме определения и выбора компетентностей позволил установить, что сегодня нет системного, структурного,

согласованного и непротиворечивого перечня профессиональных компетентностей будущих инженеров-педагогов компьютерного профиля.

Однако, для разработки системы дуальных профессиональных компетентностей является важным замечание Дж. Равенна [17], что компоненты компетентности развиваются и проявляются только в процессе выполнения интересующей человека деятельности, а также мнение Г. К. Селевко [15] о том, что компетентности является деятельностными характеристиками человека, поэтому их классификация в первую очередь должно быть адекватной классификации основных видов деятельности.

Любой рабочий процесс, как результат профессиональной деятельности представляется совокупностью операций технологии и организации, а также операций управления ими. Название рабочего процесса определяется названием технологии.

Итак инженерно-педагогический рабочий процесс (профессиональная деятельность) представляется дуальной деятельностью, а, следовательно, определяется дуальными профессиональными компетентностями.

Профессиональная компетентность - это профессиональная подготовка и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей деятельности, мера и основной критерий соответствия требованиям профессиональной деятельности.

Поскольку профессиональная компетентность предполагает устойчивую способность выполнять определенный вид деятельности, целесообразно охарактеризовать ее с точки зрения деятельностного подхода. В этом контексте профессиональная компетентность может пониматься как один из структурных компонентов профессиональной готовности к конкретному виду деятельности.

Деятельностный подход имеет целью формирование способности к активной деятельности, к работе во всех ее формах, в том числе, и к профессиональной. Деятельностная парадигма обучения меняет роль знаний, из основной цели образования она превращаются в ее компонент, главное назначение которого быть средством деятельности. Итак, процесс обучения должен создавать предпосылки для овладения практическими умениями и должен быть ориентирован как на получение специальных знаний, так и на отработку практических умений для дальнейшей реализации в будущей профессиональной деятельности.

Можно теоретически обосновать и технологически разработать систему многоуровневого (нелинейного) дуального содержания профессионального обучения, направленного на формирование профессиональной компетентности инженера-педагога. Одним из главных требований к разработке подсистемы дуальных компетентностей и системы дуального содержания профессиональной подготовки в целом является необходимость использования иерархических структур для представления интегративных связей в системе дуальных профессиональных компетентностей (рис. 2).

где, ДКП ..., ДКШ - дуальные профессиональные компетентности второго уровня иерархии

Рис. 2. Обобщенная иерархическая структура дуальных профессиональных компетентностей

В. Салов [18] разработал структуру, в которой виды профессиональной деятельности представлены системой на основе иерархических отношений. Данная структура подтверждает тезис о необходимости использования философских категорий «общее-единичное» при разработке системы дуальных профессиональных компетентностей будущих инженеров-педагогов компьютерного профиля, поскольку позволяет выделить несколько иерархических уровней.

Рассмотрим разработанную обобщенную иерархическую модель дуальных профессиональных компетентностей инженера-педагога компьютерного профиля (рис. 3). Самый низкий уровень иерархии в системе дуальных профессиональных компетентностей должен быть представлен в виде множества компетентностей низшего уровня сформированных в виде групп, которые характеризуют системные свойства каждой дуальной профессиональной компетентности. Каждая из групп компетентностей должна соответствовать видам и задачам профессиональной деятельности будущего специалиста определенной В. Саловым и структуре представления объектов обучения предложенной Н. Лазаревым. Итак, каждая профессиональная компетентность представляется отдельной иерархической группой дуальных компетентностей:

- Компетентность по назначению и использованию объекта профессиональной деятельности (Д);

- Компетентность структуры, состава, устройства или конструкции объекта профессиональной деятельности

- Компетентность по принципу действия и функционирования объекта профессиональной деятельности (Р);

- Компетентность по параметрам, характеристикам и свойствам объекта профессиональной деятельности (И).

Дуальная профессиональная компетентность 1 (ДК1)

Дуальная профессиональная деятельность

Дуальная профессиональная компетентность 2 (ДК2)

Дуальная профессиональная компетентность п (ДКп)

Я

ДК11

ДК11

ДК12

8

ДК11

Я ДК12

8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДК12

ДК1т

ДК21

8

ДК1т

Б Б Б

ДК11 ДК12 ДК1т

Я ДК21

8

ДК21

Б ДК21

ДК22

л'

Я ДК22

8

ДК22

1__£

ДК2к

Я

ДК2к

8

ДК2к

ДКп1

и'

Я ДКп1

8

ДКп1

Б Б Б Б Б

ДК22 ДК2к ДКп1 ДКп2 ДКш

ДКп2 к:

Я

ДКп2

8

ДКп2

ДКш

Я

ДКш

8

ДКш

Н Н Н Н Н Н Н Н Н

ДК11 ДК12 ДК1т ДК21 ДК22 ДК2к ДКп1 ДКп2 ДКш

где, ДК11 ..., ДКш - дуальные профессиональные компетентности второго уровня иерархии;

RДК11 ..., RДКns - дуальные профессиональные компетентности по назначению и использованию объекта профессиональной деятельности;

SДК11 ..., SДКns - дуальные профессиональные компетентности структуры, состава, строения или конструкции объекта профессиональной деятельности;

DДК11 ..., DДКns - дуальные профессиональные компетентности по принципу действия и функционирования объекта профессиональной деятельности;

HДК11 ..., HДКns - дуальные профессиональные компетентности по параметрам, характеристикам и свойствам объекта профессиональной деятельности

Рис. 3. Обобщенная иерархическая модель дуальных профессиональных

компетентностей

Для представления системы дуальных профессиональных компетентностей (ДК) целесообразно использовать круговые модели. Это поясняется тем, что главной проблемой использования структурно-логических схем, как традиционной формы представления содержания профессиональной подготовки является специфика бинарных специальностей. Она предполагает наличие большого количества элементов дидактического процесса, которые имеют похожую структуру и подобные логические объекты, связи, процессы и тому подобное. Это превращает традиционную структурно-логическую схему в неупорядоченную мешанину из объектов и связей между ними. Одним из направлений решения этой проблемы является отказ от традиционной формы представления структурно-логических схем и переход на круговую с выделением дуальных элементов системы. В общем случае можно говорить об использовании п-слойной круговой формы структурно-логических моделей с объединением двойных элементов на основе их дуальных отношений.

Основным преимуществом использования п-слойной круговой формы, по сравнению с традиционной структурно-логической схемой, является наглядность описания объектов, процессов и явлений профессиональной подготовки по двойной специальности. Это можно объяснить тем, что в круговой форме используется интегрирования инженерных и психолого-педагогических объектов, компонентов и процессов подготовки в целостные дуальные блоки. Существующие же формы представления информации характеризуются высоким уровнем дифференциации, что затрудняет представление и представление дуальных отношений. Однако, это не

говорит о необходимости использования только круговых форм представления информации и отказа от традиционных структурно-логических схем.

Представим обобщенную иерархическую модель дуальных профессиональных компетентностей в круговой форме используя разделение на сектора с целью выделения отдельных компетентностей в рамках иерархической структуры (рис. 4).

где, ДК1 ..., ДКП - дуальные профессиональные компетентности первого уровня иерархии;

ДКц ..., ДКпт - дуальные профессиональные компетентности второго уровня иерархии;

ДК^ ..., ДКптЯ - дуальные профессиональные компетентности по назначению и использованию объекта профессиональной деятельности;

ДК^ ..., ДКпт8 - дуальные профессиональные компетентности структуры, состава, устройства или конструкции объекта профессиональной деятельности;

ДК1^ ..., ДКптБ - дуальные профессиональные компетентности по принципу действия и функционирования объекта профессиональной деятельности;

ДКцН ..., ДКптН - дуальные профессиональные компетентности по параметрам, характеристикам и свойствам объекта профессиональной деятельности

Рис. 4. Обобщенная круговая модель дуальных профессиональных

компетентностей.

Анализ научных работ по проблеме профессиональной деятельности будущих инженеров-педагогов компьютерного профиля [15; 18; 19; 20] показал, что наиболее полно и структурировано виды профессиональной деятельности представлены в работе В. Салова [18]. Он обозначает круг основных видов профессиональной деятельности, которые определяют технологические операции связанные с

составляющими цикла существования объекта деятельности - организацией, технологией, управлением.

В работе А. Марковой [21] отмечается, что профессиональная деятельность будет отображаться в профессиональной компетентности, то есть смысл дуальной профессиональной компетентности определяется спецификой профессиональной деятельности будущего инженера-педагога и ее принадлежности к определенному типу.

Итак, структура профессиональной деятельности предложенная В. Саловым, позволяет полно и завершено определить целостную систему дуальных профессиональных компетентностей будущих инженеров-педагогов компьютерного профиля, которая реализуется в виде иерархической модели с несколькими уровнями детализации.

Профессиональная дуальная деятельность будущих инженеров-педагогов на первом уровне иерархии будет представлена следующими дуальными компетентностями: организационной (ДОК), технологической (ДТК), управленческой (ДУК) (рис. 5).

Дуальная профессиональная деятельность инженера-педагога

1 ' 1 г 1 '

Дуальная организационная компетентность Дуальная технологическая компетентность Дуальная управленческая компетентность

Рис. 5. Первый уровень иерархии дуальных профессиональных компетентностей.

Не все объекты профессиональной деятельности предложены В. Саловым имеют указанные этапы существования в профессиональной деятельности будущего инженера-педагога компьютерного профиля. Это, прежде всего, объясняется сложностью взаимодействия инженерного и психолого-педагогического компонента профессиональной деятельности будущего инженера-педагога в качестве преподавателя технических дисциплин. Так, объектам деятельности материальной сферы производства (станкам, оборудованию, машинам, механизмам и т.п.) присущи все указанные этапы существования, в других отраслях (образовании, науке, культуре, экономике) перечисленные этапы существования имеют другие названия [18].

Определим этапы существования объектов профессиональной деятельности инженеров-педагогов компьютерного профиля. Анализ научных трудов Н. Брюхановой, Р. Горбатюка, Е. Коваленко, П. Кубрушко, Г. Селевко показал, что в профессиональной деятельности будущих инженеров-педагогов организационная деятельность играет ведущую роль, и в соответствии со структурой этапов объектов существования (по В. Салову [18, с. 52]) включает в себя техническую подготовку, обеспечение функционирования, контроль функционирования, проектирование, изготовление, эксплуатацию, восстановление, утилизацию, планирование, учет и анализ, регулирование.

Итак, дуальная организационная компетентность в соответствии со структурой профессиональной деятельности на основе использования связей «общее-особенное» и «особое-конкретное» подразделяется на:

- дуальную компетентность по организации материально-технического обеспечения профессиональной подготовки (ОМТОПП);

- дуальную компетентность по организации обеспечения процесса профессиональной подготовки (ОО1IIIII);

- дуальную компетентность по организации контроля процесса профессиональной подготовки (ОКППП).

Профессиональная технологическая деятельность будущих инженеров-педагогов ограничивается деятельностью по проектированию, изготовлению и эксплуатации, это подтверждается анализом научных трудов Н. Брюхановой [22] и Э. Зеера [23]. Деятельность по утилизации и восстановлению характерна только для инженерной компоненты профессиональной подготовки и поэтому не является дуальной. Итак, профессиональная деятельность инженеров-педагогов по утилизации и восстановлению не отражается в дуальных профессиональных компетентностях и далее в рамках этого исследования не будет рассматриваться.

Отдельно необходимо рассмотреть деятельность по проектированию и изготовлению объектов профессиональной деятельности инженера-педагога компьютерного профиля. Для профессиональной деятельности инженера-педагога процесс проектирования и изготовления технологии, методики, элементов методики является неделимым и одновременным. Любой методический продукт проектируется и изготавливается в один и тот же момент времени. Так что в контексте разработки дуальных профессиональных компетентностей инженеров-педагогов эти два вида профессиональной деятельности должны быть объединены в один. В трудах Н. Брюхановой [22] и Е. Коваленко [20] отмечается, что под профессиональной деятельностью инженеров-педагогов по проектированию и изготовлению педагогических технологий и методик обучения понимают именно деятельность по проектированию. Таким образом, технологическая дуальная компетентность инженера-педагога подразделяется на:

- дуальную компетентность по проектированию методик профессиональной подготовки (ПМПП);

- дуальную компетентность по реализации процесса профессиональной подготовки (РППП).

К третьей группе дуальных профессиональных компетентностей инженеров-педагогов относятся управленческие. Управленческая дуальная компетентность, в соответствии с этапами производственного процесса может быть представлена следующей структурой:

- дуальная компетентность по планированию процесса профессиональной подготовки (ПППП);

- дуальная компетентность по учету и анализу управления процессом профессиональной подготовки (ОАУППП);

- дуальная компетентность по регулированию учебного процесса (РУП).

Таким образом, разработанная структура дуальных профессиональных

компетентностей инженеров-педагогов компьютерного профиля представлена на рис. 6.

Рис. 6. Структура дуальных профессиональных компетентностей

Учитывая необходимость выделения следующего уровня иерархии на основе признаков компетентности назначения, состава, принципа действия и параметров, а также конкретизируя обобщенную круговую модель дуальных профессиональных компетентностей можно представить модель системы дуальных профессиональных компетентностей будущих инженеров-педагогов, как специалистов бинарной квалификации (рис. 7).

К

л \ %

\\

\

яр

¥

Ч-;

ч

'Ча;

ДКОАУППП/

■чк

°ЛУ1

'ПтпЩ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дкппппн

ДКппппБ

ДКп

А

ДКру

2 й о И

!

<=7

/ ^ / *

ДКо

/

^ГДуальна^^о.

%ГС%\ДКооппп\^0' %

профессиональная деятельность инженера-педагога

Дуальная технологическая компетентность..

->- % \

Дкокпппя

ДКо

Дкокппп8

/Дк

'ХЪзгтй

%

ДДрппп

/

с

и

Й К

ДКп

I

Л

X

Рис. 7. Модель системы дуальных профессиональных компетентностей будущих инженеров-педагогов компьютерного профиля.

Рассмотрим практическую реализацию структурной модели на примере группы организационных дуальных компетентностей. Для организации как технологического процесса так и процесса профессиональной подготовки нужно подготовить материально-техническое и комплексное методическое обеспечение, а также провести контроль полученных результатов. Поэтому группа дуальных организационных компетенций, делится на дуальные компетентности по организации:

- материально-технического обеспечения технологического процесса и процесса профессиональной подготовки;

- учебно-методического обеспечения технологического процесса и процесса профессиональной подготовки;

- контроля технологического процесса и процесса профессиональной подготовки.

Наполним конкретным содержанием каждую из перечисленных дуальных компетенций.

Первой рассмотрим дуальную компетентность по организации материально-технического обеспечения технологического процесса и процесса профессиональной подготовки. Первым шагом к организации учебного процесса является выбор помещения для компьютерного класса, серверной, кроссовой, аппаратной помещения и др., а также выполнение работ по их подготовке. Обустройство, оборудование, реконструкция этих помещений в соответствии с требованиями Государственных

санитарных правил и норм обустройства, содержание учебных заведений и организации учебно-воспитательного процесса.

Поэтому будущий специалист, у которого сформирована дуальная компетентность по организации материально-технического обеспечения технологического процесса и процесса профессиональной подготовки должен обладать такими знаниями и умениями:

- выбор помещения (знать и уметь рассчитывать высоту, площадь, объем на одно рабочее место);

- естественное и искусственное освещение (знать и уметь рассчитывать коэффициент естественного освещения, располагать освещение в соответствии с рабочими местами учащихся);

- выбор материалов покрытия пола, стен и потолка;

- микроклимат (знать и уметь соблюдать требования санитарных норм, где определяется температура, относительная влажность и скорость движения воздуха);

- правила приведения системы электропитания в соответствии с требованиями правил электробезопасности;

- проектирование и установка системы охраны и пожарной сигнализации;

- проектирование и подключение локальной сети и сети Интернет;

- соблюдение требований электробезопасности при использовании электротехнического оборудования;

- установка защитного заземления в соответствии с требованиями;

- требований гигиенических и эргономических характеристик мебели;

- размещение рабочего места учителя и учеников;

- размещение аудиторной доски и экрана устройства коллективного наблюдения.

Итак, под содержанием дуальной компетентности по организации материально-технического обеспечения технологического процесса и процесса профессиональной подготовки будем понимать подготовку производственных помещений, технического обеспечения и санитарных условий к осуществлению профессиональной подготовки.

Следующей рассмотрим дуальную компетентность по организации учебно-методического обеспечения технологического процесса и процесса профессиональной подготовки.

Совершенствование процесса обучения и повышения качества подготовки специалистов по компьютерным технологиям в значительной степени зависит от комплексного учебного-методического обеспечения. Как правило, вопросами комплексно-методического обеспечения по предмету занимается само учебное заведение на месте, а именно: создает в учебных кабинетах, мастерских и лабораториях учебные, методические, наглядные пособия и технические средства обучения; подбирает учебную, методическую литературу; разрабатывает дидактические материалы. Кроме того, следит за тем, чтобы средства обучения в комплексе обеспечивали учебную деятельность преподавателя, мастера производственного обучения и учебную познавательную деятельность учащихся на всех этапах учебно-воспитательного процесса: на этапе подачи и восприятия учебного материала, на этапе закрепления и совершенствования знаний и умений, на этапах их применения и контроля.

Таким образом, будущий инженер-педагог, у которого сформирована дуальная компетентность по организации учебно-методического обеспечения технологического процесса и процесса профессиональной подготовки должен обладать знаниями и умениями в области:

- нормативно-правовых актов, на основе которых функционирует профессионально-техническое учебное заведение;

- учебных средств (знать и уметь подбирать или готовить учебники, учебные пособия, справочники, сборники задач и задач для упражнений и самостоятельных работ, комплекты инструкций и технологической документации и т.д.);

- дидактических средств (знать и уметь подбирать или готовить натуральные и изобразительные наглядные пособия, дидактические материалы и т.д.);

- технические средства обучения (знать и уметь подбирать или готовить демонстрационное оборудование, тренажеры, тренировочные устройства, программное обеспечение для компьютерной техники и т.д.);

- средств для преподавателей и мастеров производственного обучения (знать и уметь подбирать или готовить конспекты лекций по техническим дисциплинам, методические разработки по каждой теме программы, методические рекомендации, информационные материалы о передовом педагогическом и производственном опыте и т.д.).

Итак, под содержанием дуальной компетентности по организации учебно-методического обеспечения технологического процесса и процесса профессиональной подготовки будем понимать подготовку или подбор необходимого нормативно-правового, технического, учебного и информационно-методического обеспечения.

Следующей рассмотрим дуальной компетентность по организации контроля технологического процесса и процесса профессиональной подготовки.

Согласно положению об организации учебно-производственного процесса в профессионально-технических учебных заведениях к контролю над организацией учебно-производственного процесса планируются мероприятия по осуществлению контроля над состоянием учебной, учебно-производственной, учебно-воспитательной работы, определение уровня знаний, умений и навыков учащихся, слушателей в соответствии с требованиями рабочих учебных планов и рабочих учебных программ ПТУ. Органы управления образованием, учредители ПТНЗ организуют и проводят текущий, тематический, промежуточный и выходной контроль знаний учащихся, слушателей, уровень их квалификационной аттестации. При этом с использованием компьютерных технологий в учебный процесс актуальным является использование компьютерных систем контроля знаний.

Кроме того будущий инженер-педагог компьютерного профиля должен выполнять контроль программного обеспечения, компьютерного оборудования и периферийных устройств компьютерных классов, кроссовых, серверных и других учебно-производственных помещений.

Итак, будущий специалист, у которого сформирована дуальная компетентность по организации контроля технологического процесса и процесса профессиональной подготовки должен обладать знаниями и умениями в области:

- текущего контроля оценивания учебных достижений учеников, слушателей (знать и уметь подбирать или разрабатывать поурочные опросы, проводить контрольные работы и тематические тестирования и т.д.);

- тематического контроля оценивания учебных достижений учеников, слушателей (знать и уметь подбирать или разрабатывать контрольные задания по завершению изучения темы рабочей учебной программы);

- промежуточного контроля оценивания учебных достижений учеников, слушателей (знать и уметь подбирать или разрабатывать задания для проведения семестровых зачетов, семестровой аттестации (экзаменов), годовых итоговых зачетов, годовой аттестации (годовых итоговых экзаменов), промежуточной квалификационной аттестации (квалификационного экзамена);

- выходного контроля оценивания учебных достижений учеников, слушателей (знать и уметь подбирать или разрабатывать задачи для государственного квалификационного экзамена или защиты дипломной работы, проекта или творческой работы);

- компьютерной системы контроля знаний (знать и уметь подбирать или разрабатывать компьютерные системы контроля знаний для проведения всесторонней оценки учебных достижений учеников, слушателей);

- жизненного цикла программного обеспечения, компьютерного и периферийного оборудования (знать и уметь подбирать, устанавливать, обновлять или разрабатывать учебное и контролирующее программное обеспечение; подбирать, подключать и восстанавливать периферийные устройства и т.д.).

Итак, под содержанием дуальной компетентности по организации контроля технологического процесса и процесса профессиональной подготовки будем понимать разработку системы контроля (знаний и умений студентов, контроля за функционированием технических процессов) и организации функционирования системы контроля.

Анализ и оценка разработки

Разработанная модель системы дуальных профессиональных компетентностей будущих инженеров-педагогов компьютерного профиля позволяет установить связь между профессиональной дуальной деятельностью будущих специалистов, дуальными профессиональным компетентностями и дуальным содержание профессионально ориентированных дисциплин. Используя рассмотренный подход для определения содержания дуальных профессиональных компетентностей построена, конкретна модель дульных профессиональных компетентностей. В дальнейшем эта модель будет использована как основа для формирования конкретного содержательного наполнения профессионально ориентированных дисциплин на основе учета необходимости формирования дуальных профессиональных компетентностей в этих дисциплинах.

Заключение

По результатам разработки модели системы дуальных профессиональных компетентностей будущих инженеров-педагогов компьютерного профиля можно утверждать, что ее практическая реализация обеспечивает глубокую интеграцию инженерной и педагогической составляющих на основе дуального преобразования во время обучения инженерной деятельности в педагогическую. Это выполняется путем введения в технические дисциплины элементов методики их преподавания.

Можно утверждать, что внесение изменение в структуру профессиональных компетентностей и выделение отдельно системы дуальных профессиональных компетентностей в полной мере соответствует требования государственного стандарта и современным подходам к профессиональной подготовке будущих инженеров-педагогов компьютерного профиля. Таким образом, можно сделать вывод, что разработка системы дуальных профессиональных компетентностей будет способствовать:

- оптимизации учебного процесса;

- формированию профессиональной направленности обучения и личности студентов;

- развитию саморефлексии студентов и, как следствие повышению качества их обучения техническим дисциплинам.

Литература

1. Сосновский С.А., Гиренко А.Ф., Галеев И.Х. Информатизация математический компоненты инженерного, технического и естественнонаучного обучения в рамках проекта MetaMath // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" -2014. - V.17. - №4. - C. 446-457. - ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v17_i4/pdf/Lpdf.

2. Бабанский Ю. К. Оптимизация педагогического процесса : (В вопр. и ответах) : Пер. со 2-го перераб. и доп. рус. изд. / Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник. -Душанбе ; 20 см : Маориф, 1987. - 191,[1] с.

3. Бадмаев Б. Ц. Психология и методика ускоренного обучения / Б. Ц. Бадмаев. -М. : ВЛАДОС, 1998. - 272 с.

4. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода / Гусинский Э.Н. - М. : Школа, 1994. - 144 с.

5. Осадчий В. В., Наумук А.В. Внедрение виртуальной инфраструктуры для организации лабораторных занятий по дисциплине «Администрирование компьютерных сетей» // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" -2014. - V.17. - №2. - C. 380-387. - ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v17_i2/pdf/3.pdf.

6. Овчинников Н. Ф. Принципы сохранения : [законы сохранения, симметрия, структура] / Н. Ф. Овчинников ; отв. ред. И. В. Кузнецов. - Изд. 2-е, испр. -Москва : URSS : Либроком, 2009. - 328, [3] с.

7. Лазарев М. I. Полюистемне моделювання змюту технологш навчання загальноiнженерних дисциплш: монографiя / М. I. Лазарев. - Х. : Вид-во НФаУ, 2003. - 356 с.

8. Дроздов Н. Д. Основы системного анализа : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Прикладная математика" / Н.Д. Дроздов; Тверской гос. ун-т, Тверское заоч. отд-ние Сев.-Зап. акад. гос. службы. - 2. изд., перераб. и доп. - Тверь : Твер. гос. ун-т, 2002 (Ред.-издат. управление Твер. гос. ун-та). - 88 с.

9. Романов В. Н. Техника анализа сложных систем / В.Н. Романов; М-во науки и образования Рос. Федерации, Сев.-Зап. гос. заоч. техн. ун-т. - Изд. 2-е, доп. -Санкт-Петербург : Северо-Западный государственный заочный технический университет, 2011. - 287 с.

10. Спицнадель В. Н. Основы системного анализа : Учеб. пособие / Спицнадель В.Н.; Балт. гос. техн. ун-т "Военмех" им.Д.Ф. Устинова. - СПб. : "Изд. дом " Бизнес-пресса",2000. - 324, [1] с.

11. Кликс М. Понятие информации и теория информации в психологии : Границы и возможности / М. Кликс // Психол. журнал, 1980. - Т.1, № 4. - С. 29-47.

12. Кубрушко П.Ф. Идея объектной и деятельностной детерминант в теории структуры содержания профессионально-педагогического образования / Кубрушко П.Ф. // Образование и наука, 2003. т. № 3. - С. 48-54.

13. Овчарук О. Компетентносл як ключ до оновлення змюту освгги // Стратепя реформування освгга в Укралш: Рекомендацп з освггаьо! политики.- К.: К.1.С., 2003.- С. 13-39.

14. Борисюк А.С. Психолопчш особливосп формування професшних якостей майбутнього медичного психолога: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. психол. наук: спец. 19.00.07 «Педагопчна та вжова психолопя» / А.С. Борисюк. - !вано-Франшвськ, 2004. - 21 с.

15. Селевко Г. Компетентности и их классификация // Народное образование.-2004.- № 4.- С. 138-143.

16. Волошина М. С. Профессиональная инкультурация в образовании: теория и практика : Монография / Волошина М. С.- Новокузнецк : ИПК, 2001.- 114 с.

17. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Равен Дж. (Пер. с англ.) - М. : Когито-Центр, 1999. - 144 с.

18. Салов В.О. Основи педагопки вищо! школи: Навчальний поабник / Салов В.О. -Дншропетровськ: Нацюнальний прничий ушверситет, 2003. - 183 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Горбатюк Р.М. Теоретико-методичш засади професшно! тдготовки майбутнiх iнженерiв-педагогiв комп'ютерного профiлю : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 «Теорiя i методика професшно! освгги» / Горбатюк Роман Михайлович. - Тернопшь, 2011. - 46 с.

20. Коваленко О.Е. Основш концептуальш положения розвитку iнженерно-педагопчно! освии / О. Е. Коваленко [С. Ф. Артюх, В. I. Лобунець, М. К. Резшченко, А. П. Тарасюк] // Проблеми шженерно-педагопчно! освгги : зб. наук. праць. - Харшв : У1ПА. - № 6. - 2004.

21. Маркова А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М. : Междунар. гуманитар. фонд "Знание", 1996. - 308 с.; 21 см.

22. Брюханова Н. О. Основи педагопчного проектування в iнженерно-педагогiчнiй освт [Текст] : моногр. / Н. О. Брюханова ; Укр. шж.-пед. акад. - Х. : НТМТ, 2010. - 437 с.

23. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.